16 как характер решаемых задач связан с архитектурой компьютера

Обновлено: 06.07.2024

Назовём задачи, которые трудно или невозможно решить без организации информационной связи между различными компьютерами:

· перенос информации на большие расстояния (сотни, тысячи километров);

· совместное использование несколькими компьютерами дорогостоящих аппаратных, программных или информационных ресурсов — мощного процессора, ёмкого накопителя, высокопроизводительного лазерного принтера, баз данных, программного обеспечения и т.д.;

· перенос информации с одного компьютера на другой при несовместимых флоппи-дисководах (5,25 и 3,5 дюйма);

· совместная работа над большим проектом, когда исполнили должны всегда иметь последние (актуальные) копии общих данных во избежание путаницы, и т.д.

· Есть три основных способа организации межкомпьютерной связи:

· объединение двух рядом расположенных компьютеров через их коммуникационные порты посредством специального кабеля;

· передача данных от одного компьютера к другому посредством модема с помощью проводных или спутниковых линий связи;

· объединение компьютеров в компьютерную сеть.

Часто при организации связи между двумя компьютерами за одним компьютером закрепляется роль поставщика ресурсов (программ, данных и т.д.), а за другим — роль пользователя этих ресурсов. В этом случае первый компьютер называется сервером, а второй — клиентом или рабочей станцией. Работать можно только на компьютере-клиенте под управлением специального программного обеспечения.

Сервер (англ. serve — обслуживать) — это высокопроизводительный компьютер с большим объёмом внешней памяти, который обеспечивает обслуживание других компьютеров путем управления распределением дорогостоящих ресурсов совместного пользования (программ, данных и периферийного оборудования).

Клиент (иначе, рабочая станция) — любой компьютер, имеющий доступ к услугам сервера.


Сетевой сервер
HP LD PRO

Например, сервером может быть мощный компьютер, на котором размещается центральная база данных, а клиентом — обычный компьютер, программы которого по мере необходимости запрашивают данные с сервера. В некоторых случаях компьютер может быть одновременно и клиентом, и сервером. Это значит, что он может предоставлять свои ресурсы и хранимые данные другим компьютерам и одновременно использовать их ресурсы и данные.

Клиентом также называют прикладную программу, которая от имени пользователя получает услуги сервера. Соответственно, программное обеспечение, которое позволяет компьютеру предоставлять услуги другому компьютеру, называют сервером — так же, как и сам компьютер. Для преодоления несовместимости интерфейсов отдельных компьютеров вырабатывают специальные стандарты, называемые протоколами коммуникации.

Протокол коммуникации — это согласованный набор конкретных правил обмена информацией между разными устройствами передачи данных. Имеются протоколы для скорости передачи, форматов данных, контроля ошибок и др.

Для работы с сетью необходимо наличие специального сетевого программного обеспечения, которое обеспечивает передачу данных в соответствии с заданным протоколом. Протоколы коммуникации предписывают разбить весь объём передаваемых данных на пакеты — отдельные блоки фиксированного размера. Пакеты нумеруются, чтобы их затем можно было собрать в правильной последовательности. К данным, содержащимся в пакете, добавляется дополнительная информация примерно такого формата:

Адрес получателя Адрес отправителя Длина Данные Поле контрольной суммы

Контрольная сумма данных пакета содержит информацию, необходимую для контроля ошибок. Первый раз она вычисляется передающим компьютером. После того, как пакет будет передан, контрольная сумма повторно вычисляется принимающим компьютером. Если значения не совпадают, это означает, что данные пакета были повреждены при передаче. Такой пакет отбрасывается, и автоматически направляется запрос повторно передать пакет.

При установлении связи устройства обмениваются сигналами для согласования коммуникационных каналов и протоколов. Этот процесс называется подтверждением установления связи (англ. HandShake — рукопожатие).

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль аппаратуры (HardWare) и программного обеспечения (SoftWare) компьютера?

2. Какие основные классы компьютеров Вам известны?

3. В чём состоит принцип действия компьютеров?

4. Из каких простейших элементов состоит программа?

5. Что такое система команд компьютера?

6. Перечислите главные устройства компьютера.

7. Опишите функции памяти и функции процессора.

8. Назовите две основные части процессора. Каково их назначение?

9. Что такое регистры? Назовите некоторые важные регистры и опишите их функции.

10. Сформулируйте общие принципы построения компьютеров.

11. В чём заключается принцип программного управления? Как выполняются команды условных и безусловных переходов?

12. В чём суть принципа однородности памяти? Какие возможности он открывает?

2.13. В чём заключается принцип адресности?

14. Какие архитектуры называются "фон-неймановскими"?

15. Что такое команда? Что описывает команда?

16. Какого рода информацию может содержать адресная часть команды?

17. Приведите примеры команд одноадресных, двухадресных, трёхадресных.

18. Каким образом процессор при выполнении программы осуществляет выбор очередной команды?

19. Опишите основной цикл процесса обработки команд.

20. Что понимается под архитектурой компьютера? Какие характеристики компьютера определяются этим понятием? Верно ли, что общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость в плане реализации функциональных элементов?

21. Что понимается под структурой компьютера? Какой уровень детализации описания компьютера может она обеспечить?

22. Перечислите распространённые компьютерные архитектуры.

23. Каковы отличительные особенности классической архитектуры?

24. Что собой представляет шина компьютера? Каковы функции общей шины (магистрали)?

25. Какую функцию выполняют контроллеры?

26. Как характер решаемых задач связан с архитектурой компьютера?

27. Какие отличительные особенности присущи многопроцессорной архитектуре? Многомашинной архитектуре? Архитектуре с параллельным процессором?

28. Что такое центральный процессор?

29. Какие основные компоненты содержат в себе современные микропроцессоры?

30. Как конструктивно выполнены современные микропроцессоры?

31. Перечислите основные и производные единицы измерения количества памяти.

32. Назовите две основные разновидности памяти компьютера.

33. Перечислите основные компоненты внутренней памяти.

34. Что представляет собой ОЗУ? Каково её назначение?

35. В чём разница между памятью статической и динамической?

36. Что собой представляет модуль памяти типа SIMM? Какие другие типы модулей памяти Вы знаете?

37. Каково назначение кэш-памяти? Каким образом она реализуется?

38. Что такое специальная память? Характеризуйте её основные виды.

39. Что такое BIOS и какова её роль?

40. Каково назначение внешней памяти? Перечислите разновидности устройств внешней памяти.

41. Что собой представляет гибкий диск?

42. В чём суть магнитного кодирования двоичной информации?

43. Как работают накопители на гибких магнитных дисках и накопители на жёстких магнитных дисках?

44. Каковы достоинства и недостатки накопителей на компакт-дисках?

45. Опишите работу стримера.

46. Как работает аудиоадаптер? Видеоадаптер?

47. Какие типы видеоплат используются в современных компьютерах?

48. Назовите главные компоненты и основные управляющие клавиши клавиатуры.

49. Перечислите основные компоненты видеосистемы компьютера.

50. Как формируется изображение на экране цветного монитора?

51. Как устроены жидкокристаллические мониторы? Проведите сравнение таких мониторов с мониторами, построенными на основе ЭЛТ.

52. Опишите работу матричных, лазерных и струйных принтеров.

53. Чем работа плоттера отличается от работы принтера?

54. Опишите способ передачи информации посредством модема.

55. Перечислите основные виды манипуляторов и опишите принципы из работы.

56. Что понимают под персональным компьютером?

57. Какие характеристики компьютера стандартизируются для реализации принципа открытой архитектуры?

58. Что такое аппаратный интерфейс?

59. Каково назначение контроллеров и адаптеров? В чём заключается разница между контроллером и адаптером?

60. Что такое порты устройств? Охарактеризуйте основные виды портов.

61. Перечислите основные блоки современного компьютера.

62. Каково назначение межкомпьютерной связи?

63. Опишите технологию "клиент–сервер".

64. Каким образом преодолевается проблема несовместимости интерфейсов в компьютерных сетях?

65. Что такое протокол коммуникации?

66. Почему данные передаются при помощи пакетов?[kgl]

[gl]ЛЕКЦИЯ 4. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ[:]

Каждый логический узел компьютера выполняет свои функции.

Центральный процессор 1 — электронный блок либо интегральная схема, исполняющая машинные инструкции (код программ), главная часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера. Иногда называют микропроцессором или просто процессором.

hello_html_m55fb894a.jpg

Рисунок 1 – Процессор

обработка данных (выполнение над ними арифметических и логических операций);

управление всеми остальными устройствами компьютера.

Тактовая частота (в МГц, ГГц) и подразумевает под собой количество тактов (вычислений) в секунду.

Частота шины – тактовая частота (в МГц), с которой происходит обмен данными между процессором и системной шиной материнской платы.

Множитель – коэффициент умножения, на основании которого производится расчет конечной тактовой частоты процессора, методом умножения частоты шины на коэффициент (множитель).

Разрядность (32/64 bit) — максимальное количество бит информации, которые процессор может обрабатывать и передавать одновременно.

Кэш-память первого уровня, L1 — это блок высокоскоростной памяти, который расположен на ядре процессора, в него помещаются данные из оперативной памяти. Сохранение основных команд в кэше L1 повышает быстродействие процессора, так как обработка данных из кэша происходит быстрее, чем при непосредственном взаимодействии с ОЗУ.

Кэш-память второго уровня, L2 — это блок высокоскоростной памяти, выполняющий те же функции, что и кэш L1, однако имеющий более низкую скорость и больший объем.

Кэш-память третьего уровня обычно присутствует в серверных процессорах или специальных линейках для настольных ПК.

Ядро – определяет большинство параметров центрального процессора: тип сокета, диапазон рабочих частот и частоту работы FSB. характеризуется следующими параметрами:

Техпроцесс Масштаб технологии (мкм), которая определяет размеры полупроводниковых элементов, составляющих основу внутренних цепей процессора.

Напряжение, которое необходимо процессору для работы и характеризует энергопотребление.

Тепловыделение – мощность (Вт), которую должна отводить система охлаждения, чтобы обеспечить нормальную работу процессора.

Тип сокета – то есть разъём для установки процессора на материнской плате.

Оперативная память 2 или оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) — энергозависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код (программы), а также входные, выходные и промежуточные данные, обрабатываемые процессором.

Рисунок 2 – Оперативная память

Функции оперативной памяти:

прием информации от других устройств;

передача информации по запросу в другие устройства компьютера.

Характеристики оперативной памяти:

тип DDR — 1, 2, 3, 4;

тайминги – длительность импульсов и пауз обновления ячеек памяти;

тактовая частота оперативной памяти — частота в МГц (количество импульсов в секунду), с которой работает оперативная память;

тактовая частота шины — частота канала, по которому идёт обмен данными между оперативной памятью и процессором;

пропускная способность — это сколько за секунду времени может быть «пропущено» данных через плату оперативной памяти;

Жёсткий диск, винчестер (накопитель на жёстких магнитных дисках, или НЖМД) 3 — запоминающее устройство произвольного доступа, основанное на принципе магнитной записи.

Винчестер является основным накопителем данных в большинстве компьютеров. Именно на жёсткий диск устанавливается операционная система или другое программное обеспечение.

hello_html_55daf82.jpg

Рисунок 3 – Жёсткий диск

Характеристики жёстких дисков:

скорость вращения шпинделя;

наработка на отказ;

среднее время ожидания;

энергопотребление и тепловыделение.

Видеокарта 4 — устройство, преобразующее графический образ, хранящийся как содержимое памяти компьютера (или самого адаптера), в форму, пригодную для дальнейшего вывода на экран монитора.

hello_html_397f50b4.jpg

Рисунок 4 – Видеокарта

производитель видеопроцессора (GPU);

частота GPU, МГц;

количество занимаемых слотов на материнской плате;

объем видеопамяти, ГБ;

тактовая частота видеопамяти, МГц;

шина обмена данными с памятью, бит;

поддержка SLI и CrossFire;

поддержка разных версий DirectX;

необходимость дополнительного питания.

В основе архитектуры современных ЭВМ лежит магистрально-модульный принцип (рис. 26), который позволяет комплектовать нужную конфигурацию и производить необходимую модернизацию. Он опирается на шинный принцип обмена информацией между модулями

hello_html_m5b7f3863.jpg

Рисунок 5 – Магистрально-модульный принцип построения компьютера

Системная шина или магистраль компьютера включает в себя три многоразрядные шины:

шину данных – для передачи различных данных между устройствами компьютера;

шину адреса – для адресации пересылаемых данных, то есть для определения их местоположения в памяти или в устройствах ввода/вывода;

шину управления, которая включает в себя управляющие сигналы, которые служат для временного согласования работы различных устройств компьютера, для определения направления передачи данных, для определения форматов передаваемых данных и т. д.

Основой построения модульного устройства компьютера является материнская (или системная) плата 5 — печатная плата, которая содержит основную часть устройства (рис. 6).

hello_html_79888f61.jpg

Рисунок 6 – Материнская плата

На системной (материнской) плате размещаются:

генератор тактовых импульсов;

контроллеры внешних устройств;

звуковая и видеокарты;

Многообразие компьютеров

В настоящее время рынок персональных компьютеров представлен огромным количеством моделей различных конфигураций. Основными факторами, влияющими на дальнейшее развитие компьютерной индустрии, станет снижение цен, появление в этом сегменте рынка все большего числа производителей. Компьютерный бизнес — одна из самых динамично развивающихся сфер как российской, так и мировой экономики.

Также положительную динамику рынка персональных компьютеров связывают с глобальной «мобилизацией» потребителей. Сегодня все больше рядовых пользователей переходят с громоздких настольных машин на портативные ПК — например, ноутбуки и нетбуки. Немудрено, что при таком невероятном многообразии компьютеров пользователю практически невозможно выбрать персональный компьютер самостоятельно.

Существует различные системы классификации ЭВМ:

по производительности и быстродействию;

по уровню специализации;

по типу используемого процессора;

по особенностям архитектуры;

Рассмотрим одну из таких классификаций.

1. Персональные компьютеры

1.1 Стационарные компьютеры. Занимают постоянное место, например, компьютерный стол. Обладают большими вычислительными мощностями чем переносные гаджеты. Выделим основные виды подобных устройств:

Десктопы. Самые мощные и производительные персональные компьютеры, основным компонентом которого является системный блок, занимающий постоянное место. К блоку подключаются периферийные устройства – клавиатура, мышь, монитор и прочее. Такое устройство является модульным, то есть отдельные его части подлежат замене, что позволяет постоянно обновлять и улучшать показатели работы компьютера.

Неттопы. По сути это те же десктопы, но они обладают меньшими габаритами и более экономным энергопотреблением. Их производительность меньше, но для некоторых задач она не настолько важна, а вот отсутствие шума для некоторых покупателей является приоритетом. Такой девайс занимает меньше места и его значительно проще разместить в домашних или офисных условиях, что также имеет высокую ценность в некоторых ситуациях.

Моноблоки. У данного вида стационарных ПК отсутствует видимый системный блок – все его компоненты размещены в мониторе, который так же служит корпусом для комплектующих. Такие устройства обладают высокой эстетичностью и меньшими требованиями к наличию свободного места, а топовые моноблоки практически не уступают по характеристикам привычным десктопам.

1.2. Портативные компьютеры – переносные персональные компьютеры, имеют высокие требования к мобильности конструкции и ее весу, способны работать в автономном режиме, для увеличения которого производители зачастую жертвуют производительностью системы. Этот вид ПК классифицируют следующим образом:

Ноутбуки – переносные компьютеры, оснащенные батареей, которая позволяет устройство работать без подключения к электрической сети. В одном корпусе такого гаджета одновременно находятся все необходимые элементы – монитор, клавиатура, процессор и прочая начинка.

Нетбуки – это компактные ноутбуки, которые приносят производительность в жертву легкости веса и упрощения мобильности, они отлично подходят для тех, кто любит работать не только за определенным рабочим местом, но и буквально где придется – в поезде, кафе или библиотеке.

Планшеты – нечто среднее между смартфонами и ноутбуками. Обладают довольной большой диагональю экрана порядка 10 дюймов, весят заметно меньше ноутбуков. Управляются посредством сенсорного дисплея, хотя, например, планшетные ноутбуки обладают полноценной клавиатурой.

Карманные компьютеры и смартфоны. Форм-фактор КПК был крайне популярен на заре нулевых, когда мобильные телефоны еще не предоставляли широких возможностей. Пришедшие на смену КПК смартфоны проигрывают в производительности более тяжелым и мощным ноутбукам, зато они имеют неоспоримое достоинство – они умещаются в карман и их всегда можно иметь под рукой.

2. Вычислительные серверы – благодаря таким компьютерам обеспечивается доступ к сетям, в том числе и интернету. Все файлы и информация, которую пользователь видит на экране монитора при веб-серфинге, хранится на таких серверах. Для таких компьютеров огромную роль играет производительность, но есть и более важная характеристика подобных систем – надежность. Вычислительные серверы должны без сбоев работать весь срок своей службы. Такие типы компьютеров всегда имеют резервные копии данных, что сказывается на общей концепции их архитектуры.

В основе такой аппаратуры лежит параллельная обработка информации, потому серверы стали пионерами в развитии многопроцессорности и многоядерности, которая сегодня используется уже повсеместно.

3. Суперкомпьютеры –профессиональные машины с наиболее высокой на сегодняшний день производительностью, они используются в научных лабораториях и крупном бизнесе. Такое устройство представляет собой целый комплекс компьютерных устройств, который может занимать огромные помещения. Каждый составной элемент подобной махины отвечает за свою конкретную задачу, подобная структуризация и векторная организация позволяют решать самые сложные проблемы, требующие невероятного объема расчетов.

4. Другие виды – многие устройства, которые привычно воспринимаются опосредовано от компьютерной составляющей, например, банкоматы или игровые приставки, также по большому счету являются компьютерами. Бытовая техника тоже имеет в себе встроенные компьютеры, ответственные за выполнение ряда функций. Роботы, которые постепенно получают все большее распространение в нашей жизни, так же являются компьютерными устройствами.

Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру

Периферийные 6 (внешние) устройства персонального компьютера подключаются к его интерфейсам и предназначены для выполнения вспомогательных операций. Благодаря этим устройствам компьютерная система приобретает гибкость и универсальность.

По назначению периферийные устройства можно подразделить на:

устройства ввода данных;

устройства вывода данных;

устройства хранения данных.

Рисунок 7 – Классификация периферийных устройств

Виды программного обеспечения компьютеров

Программное обеспечение (ПО, англ. software) – это совокупность программ, обеспечивающих функционирование компьютеров и решение с их помощью задач предметных областей. Программное обеспечение – неотъемлемая часть компьютерной системы, является логическим продолжением технических средств и определяет сферу применения компьютера.

ПО современных компьютеров включает множество разнообразных программ, которые можно условно разделить на две группы:

1. Системное программное обеспечение (системные программы);

2. Прикладное программное обеспечение (прикладные программы);

Системное программное обеспечение – это программы, управляющие работой компьютера и выполняющие различные вспомогательные функции, например, управление ресурсами компьютера, создание копий информации, проверка работоспособности устройств компьютера, выдача справочной информации о компьютере и др. Они предназначены для всех категорий пользователей, используются для эффективной работы компьютера и пользователя, а также эффективного выполнения прикладных программ.

Центральное место среди системных программ занимают операционные системы (англ. operating systems).

Операционная система управляет работой компьютера с момента включения до момента выключения питания. Она загружается автоматически при включении компьютера, ведет диалог с пользователем, осуществляет управление компьютером, его ресурсами (оперативной памятью, дисковым пространством и т.д.), запускает другие программы на выполнение и обеспечивает пользователю и программам удобный способ общения – интерфейс – с устройствами компьютера. Другими словами, операционная система обеспечивает функционирование и взаимосвязь всех компонентов компьютера, а также предоставляет пользователю доступ к его аппаратным возможностям.

Сервисные системы расширяют возможности ОС по обслуживанию системы, обеспечивают удобство работы пользователя. К этой категории относят системы технического обслуживания, программные оболочки и среды ОС, а также служебные программы.

Системы технического обслуживания – это совокупность программно-аппаратных средств ПК, которые выполняют контроль, тестирование и диагностику и используются для проверки функционирования устройств компьютера и обнаружения неисправностей в процессе работы компьютера. Они являются инструментом специалистов по эксплуатации и ремонту технических средств компьютера.

Служебные программы (утилиты, лат. utilitas – польза) – это вспомогательные программы, предоставляющие пользователю ряд дополнительных услуг по реализации часто выполняемых работ или же повышающие удобство и комфортность работы. К ним относятся:

программы-упаковщики (архиваторы), которые позволяют более плотно записывать информацию на дисках, а также объединять копии нескольких файлов в один, так называемый, архивный файл (архив);

антивирусные программы, предназначенные для предотвращения заражения компьютерными вирусами и ликвидации последствий заражения;

программы оптимизации и контроля качества дискового пространства;

программы восстановления информации, форматирования, защиты данных;

драйверы – программы, расширяющие возможности операционной системы по управлению устройствами ввода/вывода, оперативной памятью и т.д. При подключении к компьютеру новых устройств необходимо установить соответствующие драйверы;

коммуникационные программы, организующие обмен информацией между компьютерами и др.

Прикладное программное обеспечение предназначено для решения задач пользователя. В его состав входят прикладные программы пользователей и пакеты прикладных программ различного назначения.

Прикладная программа пользователя – это любая программа, способствующая решению какой-либо задачи в пределах данной проблемной области. Прикладные программы могут использоваться либо автономно, либо в составе программных комплексов или пакетов.

Пакеты прикладных программ – это специальным образом организованные программные комплексы, рассчитанные на общее применение в определенной проблемной области и дополненные соответствующей технической документацией.

1 англ . central processing unit, CPU

2 англ . Random Access Memory , RAM , память с произвольным доступом

3 англ . hard (magnetic) disk drive, HDD, HMDD

4 также видеоадаптер, графический адаптер, графическая плата, графическая карта, графический ускоритель


Рассматривается архитектура компьютеров первого и четвертого поколений. В основе лежит тема "Архитектура персонального компьютера" Н.Д.Угриновича 11 класс в более подробном и наглядном исполнении

Содержимое разработки

АРХИТЕКТУРА ЭВМ

АРХИТЕКТУРА ЭВМ

Содержание Понятие архитектура ЭВМ. Принципы Джона фон Неймана. Память. Магистрально- модульный принцип. Процессор. Периферийные устройства.

  • Понятие архитектура ЭВМ.
  • Принципы Джона фон Неймана.
  • Память.
  • Магистрально- модульный принцип.
  • Процессор.
  • Периферийные устройства.

Понятие архитектуры ЭВМ Архитектура — это описание устройства и принципов работы компьютера, достаточное для пользователя

Понятие архитектуры ЭВМ

Архитектура — это описание устройства и принципов работы компьютера, достаточное для пользователя

Что общего между компьютером и человеком? По принципам устройства компьютер – это модель человека, работающего с информацией. ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕК Хранение информации КОМПЬЮТЕР Обработка информации Приём информации Передача информации память устройства памяти процессор мозг органы чувств устройства ввода речь устройства вывода

Что общего между компьютером и человеком?

По принципам устройства компьютер – это модель человека, работающего с информацией.

Хранение информации

Обработка информации

Приём информации

Передача информации

Структурная схема ЭВМ 1-го поколения

Структурная схема ЭВМ 1-го поколения

Основные устройства ЭВМ 1. Устройство ввода служит для ввода информации в память ЭВМ (клавиатура, мышка) 2. Память служит для хранения информации (винчестер, флэшка) 3. АЛУ служит для выполнения арифметических и логических операций 4. Устройство вывода служит для вывода информации из памяти ЭВМ (монитор, принтер) 5. Устройство управления служит для управления согласованной работой всех устройств ЭВМ и для управления процессом решения задачи Процессор = АЛУ+АЛУ+ вспомогательные устройства Микропроцессор - это тот же процессор, конструктивно выполненный на одной БИС или СБИС.

Основные устройства ЭВМ

1. Устройство ввода служит для ввода информации в память ЭВМ (клавиатура, мышка)

2. Память служит для хранения информации (винчестер, флэшка)

3. АЛУ служит для выполнения арифметических и логических операций

4. Устройство вывода служит для вывода информации из памяти ЭВМ (монитор, принтер)

5. Устройство управления служит для управления согласованной работой всех устройств ЭВМ и для управления процессом решения задачи

Процессор = АЛУ+АЛУ+ вспомогательные устройства

Микропроцессор - это тот же процессор, конструктивно выполненный на одной БИС или СБИС.

Основные виды памяти Накопители на перфолентах, перфокартах, дисках, дискетах, Сверхоперативное запоминающее устройство (СОЗУ(кэш)) Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) Внешняя (ВЗУ) Накопители на перфолентах, перфокартах, дисках, дискетах, Сверхоперативное запоминающее устройство (СОЗУ(кэш)) Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) Внутренняяя Память Внутренняя память находится на материнской плате. Внешняя память находится вне материнской платы .

Основные виды памяти

Накопители на перфолентах, перфокартах, дисках, дискетах,

Сверхоперативное запоминающее устройство (СОЗУ(кэш))

Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ)

Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ)

Накопители на перфолентах, перфокартах, дисках, дискетах,

Сверхоперативное запоминающее устройство (СОЗУ(кэш))

Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ)

Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ)

Внутренняя память находится на материнской плате.

Внешняя память находится вне материнской платы .

Основные виды памяти 1. ПЗУ служит для постоянного хранения информации (хранит программы управления работой ЭВМ) У человека аналог этой память- наследственная память. После выключения ЭВМ информация в ПЗУ не стирается. 2. ОЗУ служит для временного хранения информации (хранит информацию о решении конкретных задач во время включения ЭВМ) У человека аналог этой память- это память, хранящая информацию о житейском опыте человека. После выключения ЭВМ информация в ОЗУ стирается. 3. СОЗУ служит для мгновенного хранения информации (хранит ту команду, которую ЭВМ выполняет в данный момент) У человека аналог этой память- это память «в одно ухо влетело, в другое вылетело». После выключения ЭВМ информация в СОЗУ стирается. 4. ВЗУ служит для временного хранения большого количества информации. После выключения ЭВМ информация в ВЗУ не стирается.

Основные виды памяти

1. ПЗУ служит для постоянного хранения информации (хранит программы управления работой ЭВМ)

У человека аналог этой память- наследственная память. После выключения ЭВМ информация в ПЗУ не стирается.

2. ОЗУ служит для временного хранения информации (хранит информацию о решении конкретных задач во время включения ЭВМ)

У человека аналог этой память- это память, хранящая информацию о житейском опыте человека. После выключения ЭВМ информация в ОЗУ стирается.

3. СОЗУ служит для мгновенного хранения информации (хранит ту команду, которую ЭВМ выполняет в данный момент)

У человека аналог этой память- это память «в одно ухо влетело, в другое вылетело». После выключения ЭВМ информация в СОЗУ стирается.

4. ВЗУ служит для временного хранения большого количества информации. После выключения ЭВМ информация в ВЗУ не стирается.


Общая схема компьютера

19. Опишите основной цикл процесса обработки команд.

- из ячейки памяти, адрес которой хранится в счетчике команд, выбирается очередная команда; содержимое счетчика команд при этом увеличивается на длину команды;

- выбранная команда передается в устройство управления на регистр команд;

- устройство управления расшифровывает адресное поле команды;

- по сигналам УУ операнды считываются из памяти и записываются в АЛУ на специальные регистры операндов;

- УУ расшифровывает код операции и выдает в АЛУ сигнал выполнить соответствующую операцию над данными;

- результат операции либо остается в процессоре, либо отправляется в память, если в команде был указан адрес результата;

- все предыдущие этапы повторяются до достижения команды "стоп".

20. Что понимается под архитектурой компьютера? Какие характеристики компьютера определяются этим понятием? Верно ли, что общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость в плане реализации функциональных элементов?

Архитектурой компьютера называется его описание на некотором общем уровне, включающее описание пользовательских возможностей программирования, системы команд, системы адресации, организации памяти и т.д. Архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера: процессора, оперативного ЗУ, внешних ЗУ и периферийных устройств. Общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость с точки зрения пользователя.

21. Что понимается под структурой компьютера? Какой уровень детализации описания компьютера может она обеспечить?

Структура компьютера — это совокупность его функциональных элементов и связей между ними. Элементами могут быть самые различные устройства — от основных логических узлов компьютера до простейших схем. Структура компьютера графически представляется в виде структурных схем, с помощью которых можно дать описание компьютера на любом уровне детализации.

22. Перечислите распространённые компьютерные архитектуры.

- Классическая архитектура (архитектура фон Неймана) — одно арифметико-логическое устройство (АЛУ), через которое проходит поток данных, и одно устройство управления (УУ), через которое проходит поток команд. Это однопроцессорный компьютер. К этому типу архитектуры относится и архитектура персонального компьютера с общей шиной. Все функциональные блоки здесь связаны между собой общей шиной, называемой также системной магистралью.

- Многопроцессорная архитектура. Наличие в компьютере нескольких процессоров означает, что параллельно может быть организовано много потоков данных и много потоков команд. Таким образом, параллельно могут выполняться несколько фрагментов одной задачи.


- Многомашинная вычислительная система. Здесь несколько процессоров, входящих в вычислительную систему, не имеют общей оперативной памяти, а имеют каждый свою (локальную). Каждый компьютер в многомашинной системе имеет классическую архитектуру, и такая система применяется достаточно широко. Однако эффект от применения такой вычислительной системы может быть получен только при решении задач, имеющих очень специальную структуру: она должна разбиваться на столько слабо связанных подзадач, сколько компьютеров в системе.

Архитектура с параллельными процессорами. Здесь несколько АЛУ работают под управлением одного УУ. Это означает, что множество данных может обрабатываться по одной программе — то есть по одному потоку команд. Высокое быстродействие такой архитектуры можно получить только на задачах, в которых одинаковые вычислительные операции выполняются одновременно на различных однотипных наборах данных.


23. Каковы отличительные особенности классической архитектуры?

Все функциональные блоки здесь связаны между собой общей шиной, называемой также системной магистралью.

24. Что собой представляет шина компьютера? Каковы функции общей шины (магистрали)?

Физически магистраль представляет собой многопроводную линию с гнездами для подключения электронных схем. Совокупность проводов магистрали разделяется на отдельные группы: шину адреса, шину данных и шину управления.

25. Какую функцию выполняют контроллеры?

Контроллер — устройство, которое связывает периферийное оборудование или каналы связи с центральным процессором, освобождая процессор от непосредственного управления функционированием данного оборудования.

26. Как характер решаемых задач связан с архитектурой компьютера?

Многопроцессорная архитектура – задача, которую можно разбить на фрагменты

Многомашинная архитектура – задача должна разбиваться на столько слабо связанных подзадач, сколько компьютеров в системе.

Параллельная архитектура – задачи в которых одинаковые вычислительные операции выполняются одновременно на различных однотипных наборах данных.

27. Какие отличительные особенности присущи многопроцессорной архитектуре? Многомашинной архитектуре? Архитектуре с параллельным процессором?

Многопроцессорная архитектура. Наличие в компьютере нескольких процессоров означает, что параллельно может быть организовано много потоков данных и много потоков команд. Таким образом, параллельно могут выполняться несколько фрагментов одной задачи. Многомашинная вычислительная система. Здесь несколько процессоров, входящих в вычислительную систему, не имеют общей оперативной памяти, а имеют каждый свою (локальную). Каждый компьютер в многомашинной системе имеет классическую архитектуру, и такая система применяется достаточно широко. Однако эффект от применения такой вычислительной системы может быть получен только при решении задач, имеющих очень специальную структуру: она должна разбиваться на столько слабо связанных подзадач, сколько компьютеров в системе.

Преимущество в быстродействии многопроцессорных и многомашинных вычислительных систем перед однопроцессорными очевидно.

- Архитектура с параллельными процессорами. Здесь несколько АЛУ работают под управлением одного УУ. Это означает, что множество данных может обрабатываться по одной программе - то есть по одному потоку команд. Высокое быстродействие такой архитектуры можно получить только на задачах, в которых одинаковые вычислительные операции выполняются одновременно на различных однотипных наборах данных.

Читайте также: