Amd radeon hd 6550d сколько памяти

Обновлено: 06.07.2024

Тестирование: цели и задачи, конфигурации, методика

Казалось бы, достаточно просто тестировать все связки «процессор+видео». Решение очевидное и правильное в теории, но практически неосуществимое, поскольку объем работы растет в геометрической прогрессии. 40 видеокарт на одной системе — 40 тестовых конфигураций. 40 процессоров с одной видеокартой — тоже 40 конфигураций. А если объединить варианты, получится 1600 тестовых конфигураций. Конечно, если всю эту работу удастся проделать, будут получены поистине бесценные результаты. Однако к моменту их получения они станут уже никому не нужными, поскольку устареют (забегая вперед — даже выбранная нами «упрощенная» методика позволяет за рабочую неделю протестировать не более десятка конфигураций, так что 1600 — задача на три года при использовании одного стенда).

Еще больше объем работы сокращает то, что 90% приложений стандартной процессорной методики от производительности видео вообще не зависит. В предыдущей серии мы использовали все программы, так что четыре ее части служат вполне достаточным доказательством данного факта. Кому все еще недостаточно — тут уж мы ничего поделать не можем :) Как бы то ни было, но GPGPU до сих пор является не более чем любопытным экспериментом, и все работы в данном направлении показывают, что для систем со слабыми GPU он вообще особой актуальностью не отличается: мощные видеокарты на «хороших» задачах действительно способны что-то ускорить, а вот при попытке выжать что-либо путное из дискретки начального уровня очень часто весь пар уходит в свисток — усложнение алгоритмов и лишние пересылки данных «съедают» весь потенциальный прирост. Из чего, впрочем, не следует делать вывод, что мы будем игнорировать любопытные и популярные приложения, способные активно использовать ресурсы GPU. Разумеется, мы не пройдем мимо, и в данную экспериментальную же методику их добавим. Только вот пока основная проблема в том, что ничего подобного не попадается. Точнее, «любопытные» программы уже есть, а вот популярными они все никак по тем или иным причинам не становятся. То же транскодирование видео, вокруг которого было сломано немало копий, на деле мало кому требуется регулярно, да и качество работы разработанных энтузиастами программ оставляет желать много лучшего (это еще очень мягко говоря). Причем (вот она, гримаса судьбы!) быстрее всего выполняется транскодирование при помощи специализированных аппаратных блоков, имеющихся в интегрированных GPU Intel, а вовсе не на конвеерах универсального назначения.

Таким образом, у нас остается не так уж и много программ, которые имеет смысл «гонять» на системах со слабой графикой. Фактически «стандартная» методика упрощается буквально до пяти групп, три из которых в ней являются экспериментальными. Это:Интерактивная работа в трёхмерных пакетах Без измененийМатематические и инженерные расчёты Выброшены MAPLE и MATLAB, поскольку ничего на экран не выводят, а вот оставшиеся три приложения читателям, судя по отзывам, интересны (понятно, что так уж сильно экономить на рабочем месте вряд ли целесообразно, но вдруг придется поработать за слабым компьютером). Получается так, что по составу первые две группы в результате совпадают, но в предыдущем случае учитывается «графический» балл соответствующего теста, а в этом — «процессорный»: как показала практика, на деле оба они зависят и от процессора, и от видеокарты, что нам как раз и требуетсяИгры Без измененийИгры с низкими разрешением и настройками качества В рамках «основной» методики эта группа практически никак не используется и на общий балл не влияет, но сделана она как раз для систем со слабой графикой. В первую очередь, для мобильных, однако не так уж те и отличаются от тестируемых в этой серииПроигрывание видео высокой чёткости В особых комментариях не нуждается

Поскольку групп у нас не очень много, причем все они являются достаточно специфическими, общую оценку мы ставить не будем. В первую очередь нас интересуют результаты. Которые, как водится, будут полностью совместимы с полученными на конфигурациях основной линейки тестирования, благо мы уже точно знаем, что видеокарты на прочих приложениях никак не сказываются. Так что при желании можно просто заменить соответствующий кусок в «большой» таблице — результаты мы ни в коей мере не скрываем. Однако стоит учитывать, что условные баллы этого тестирования с основной линейкой никак не совместимы: здесь за масштабную единицу мы берем систему с Celeron G540 и Radeon HD 6450 512 МБ GDDR3, так что для самостоятельных махинаций следует скачать таблицу в формате Microsoft Excel, в которой все результаты приведены как в преобразованном в баллы, так и в «натуральном» виде.

Что касается тестовых конфигураций, то их обычно будет для каждого процессора четыре или более. Одна — как раз взята из основной линейки и содержит видеокарту NVIDIA GeForce GTX 570 1280 МБ в исполнении Palit. Вторая — как уже было сказано, подразумевает использование интегрированного видео во всех случаях, когда таковое доступно. Какого конкретно интегрированного видео — зависит от процессора.

Конфигурация тестовых стендов

На данный момент семейство APU AMD разбивается на три части: A4, A6 и A8. Основные различия между ними — характеристики встроенного GPU, а вот процессорная составляющая в рамках одной линейки может быть разной. Плюс несколько особняком стоит серия E2 — это те же А4, но без поддержки Dual Graphics. Впрочем, в розницу модель E2-3200 не поставляется, благо и основной интерес представляет для сборщиков готовых систем. Соответственно, для упрощения подачи материала мы приведем «видеохарактеристики» трех основных линеек в таблице ниже, добавив туда же спецификации и младших дискретных GPU линейки AMD Radeon.

A4
(HD 6410D)
A6
(HD 6530D)
A8
(HD 6550D)
HD 6450 HD 6570 HD 6670
Количество графических процессоров160320400160480480
Тактовая частота, МГц443 или 600443600750650800
Количество текстурных процессоров8162081624
Шина памяти, бит128 12812864128128
Максимальная частота памяти1600186618661800/ 360040004000
Технология пр-ва32 нм32 нм32 нм40 нм40 нм40 нм

С другой стороны, у APU есть и формальное преимущество — в их случае емкость выделенной для GPU памяти может быть разной и меняться буквально за минуту, а вот дискретный видеоадаптер придется сменить целиком. Но оно не более чем формальное — требование к объему видеопамяти, конечно, растет по мере совершенствования игровых движков, однако медленнее, чем к мощности GPU. А для того сегмента, где APU будут выступать, лучше иметь чуть меньше быстрой памяти, нежели больше медленной. Поэтому мы волевым решением выбрали 512 МБ (что совпадает и со значением по умолчанию): для использованных нами видеокарт это минимум, но гигабайта для этой группы пока многовато.

Все? Пока нет. Над совместной работой нескольких GPU работала еще компания 3dfx более 10 лет назад, и добилась тогда неплохих результатов. Позднее эти технологии на некоторое время были забыты по разным причинам (большое значение, в частности, имело то, что во времена господства AGP установить более одной видеокарты в материнскую плату было не так-то просто), но в середине «нулевых» возродились в продуктах NVIDIA и ATI. Чуть позднее обе компании занялись и «обучением» своих технологий корректно работать в асимметричных конфигурациях, вплоть до предельного случая — дискретный GPU + интегрированный в чипсет. В частности, у AMD (которая к тому моменту купила ATI) режим Hybrid CrossFire стал достаточно популярным после выхода чипсетов 700-й линейки (780G и выше). Тогда же стало окончательно ясно, что слишком «перекошенные» конфигурации смысла не имеют — потери от расходов на синхронизацию (и прочих подобных) начинают перевешивать прибавку от слишком слабого GPU в конфигурации с более-менее «сильным».

Интерактивная работа в трёхмерных пакетах

Математические и инженерные расчёты

Игры: стандартный режим

Почти ровная лесенка, которую портят лишь 6450 и 6630D2. С первым все понятно — мы опять применили сортировку по цене, а даже такое дискретное решение пользователю обойдется дороже, чем 6550D — он-то всегда есть, какой бы процессор линейки А8 ни был выбран. А вот второй случай интересен: пожалуй, гибрид 6550D+6570 AMD стоило назвать 6675D2 :) Вообще же, как видим, эффективность Dual Graphics в этой группе весьма высока, да и немудрено: «качественный» режим дает высокую нагрузку именно на GPU. К тому же, большинство наших тестов используют DirectX 10 или 11, где эта технология работает. Вот в Batman от нее нет никакой пользы. Но есть и хорошая новость — вред тоже микроскопический сравнительно с самой быстрой, а не самой медленной (как некоторые предполагали) картой тандема. Впрочем, обо всем этом стоит подробно поговорить чуть позднее.

Пока же заострим внимание на трех моментах. Во-первых, использование медленной памяти практически пропорциональным образом снижает и результаты. В приложениях профессионального назначения — чуть-чуть, а здесь — пропорционально. Во-вторых, даже если на памяти не экономить, то 6550D от недорогого (но дискретного) 6570 все равно отстает примерно в полтора раза. Зато, в-третьих, если объединить силы этих двух устройств, мы получим, как уже было сказано выше, «выход на новый уровень» производительности.

Игры: низкое качество

Игры: разбор полетов

Думаем, лучше всего оставить и ее, и подробные результаты для вдумчивого самостоятельного изучения :) Пока же привлечем внимание лишь к нескольким моментам. Во-первых, при использовании медленной памяти Radeon HD 6550D, как и HD 6450, сложно назвать игровым решением, поскольку ту же «Метро 2033» оба не вытягивают даже в низком качестве. А вот если память «правильная», то поиграть можно во все. Необязательно с красивой картинкой, но можно. Во-вторых, то, что в Batman не работает Dual Graphics, можно не учитывать — этой игре и одиночного Radeon HD 6550D хватает даже для «качественного» режима. В-третьих, с точки зрения средней частоты кадров, очень хорошо смотрятся «гибридные» 6630D2 и 6690D2. Да, безусловно, речь идет именно о средних FPS, однако прежде чем с выпученными глазами и пеной у рта бросаться обличать «богомерзкий» AFR, стоит хоть немного задуматься: а есть ли у покупателей бюджетных систем хоть какой-нибудь выбор? Особенно если речь идет о мобильных компьютерах, где за небольшие деньги предлагается либо только интегрированное видео, либо слабый дискретный чип. Вот здесь-то новые APU и придутся «ко двору» наилучшим образом — там и первое на очень хорошем уровне, и второе (совместно с первым, а не вместо него) может этот самый «уровень» еще немного повысить.

Проигрывание видео высокой чёткости

Сегодня, в отличие от прошлого раза, никаких проблем не возникло. И хорошо видно, что для «обычного» массового пользователя в общем-то разницы между различными решениями нет. Какие-то отличия наблюдаются лишь «на уровне плинтуса» — у Radeon HD 6450 (в любом виде, благо Dual Graphics здесь, естественно, никак не задействуется) или APU в паре с медленной памятью. Но начиная с 6550D «в естественной среде обитания» — всё абсолютно одинаково. По крайней мере, в простых случаях. В сложных (типа стерео-HD) — возможно, и не всё. Однако «сложные случаи», во-первых, требуют отдельного вдумчивого исследования, а во-вторых, далеко не для всех актуальны. А тут, по крайней мере можно HD-каналы IPTV посмотреть. Тем паче, что оное у многих провайдеров «заточено» под VLC и, в отличие от фильмов с дисков, тут особой свободы в выборе плееров и кодеков не бывает.

Итого

AMD начала продажи Radeon HD 6550D 30 июня 2011. Это десктопная видеокарта на архитектуре Terascale 2 и техпроцессе 32 нм, в первую очередь рассчитанная на офисное использование.

С точки зрения совместимости это встроенная видеокарта. Для подключения не требуется дополнительный кабель питания, а потребляемая мощность – 65 Вт.

Она обеспечивает слабую производительность в тестах и играх на уровне

от лидера, которым является NVIDIA GeForce RTX 3080 Ti.

Общая информация

Сведения о типе (для десктопов или ноутбуков) и архитектуре Radeon HD 6550D, а также о времени начала продаж и стоимости на тот момент.

Место в рейтинге производительности904
Соотношение цена-качество 0.18
АрхитектураTerascale 2
Графический процессорLlano
ТипДесктопная
Дата выхода30 июня 2011 (10 лет назад)
Цена сейчас59$из 10388 (Quadro GV100)

Для получения индекса мы сравниваем характеристики видеокарт и их стоимость, учитывая стоимость других карт.

Характеристики

Общие параметры Radeon HD 6550D: количество шейдеров, частота видеоядра, техпроцесс, скорость текстурирования и вычислений. Они косвенным образом говорят о производительности Radeon HD 6550D, но для точной оценки необходимо рассматривать результаты бенчмарков и игровых тестов.

Количество потоковых процессоров400из 15360 (Radeon RX 7900 XT)
Частота ядра600 МГциз 2233 (Playstation 5 GPU)
Количество транзисторов1000 млниз 14400 (GeForce GTX 1080 SLI (мобильная))
Технологический процесс32 нмиз 5 (Apple M1 GPU)
Энергопотребление (TDP)65 Втиз 900 (Tesla S2050)
Скорость текстурирования12.00из 779.2 (Radeon RX 6900 XTX)

Совместимость и размеры

Параметры, отвечающие за совместимость Radeon HD 6550D с остальными компонентами компьютера. Пригодятся например при выборе конфигурации будущего компьютера или для апгрейда существующего. Для десктопных видеокарт это интерфейс и шина подключения (совместимость с материнской платой), физические размеры видеокарты (совместимость с материнской платой и корпусом), дополнительные разъемы питания (совместимость с блоком питания).

Оперативная память

Параметры установленной на Radeon HD 6550D памяти - тип, объем, шина, частота и пропускная способность. Для встроенных в процессор видеокарт, не имеющих собственной памяти, используется разделяемая - часть оперативной памяти.

Тип памятиИспользуется системная
Разделяемая память+

Видеовыходы

Перечисляются имеющиеся на Radeon HD 6550D видеоразъемы. Как правило, этот раздел актуален только для десктопных референсных видеокарт, так как для ноутбучных наличие тех или иных видеовыходов зависит от модели ноутбука.

ВидеоразъемыNo outputs

Поддержка API

Перечислены поддерживаемые Radeon HD 6550D API, включая их версии.

DirectX11.2 (11_0)
Шейдерная модель5.0
OpenGL4.4из 4.6 (GeForce GTX 1080 (мобильная))
OpenCL1.2
VulkanN/A

Тесты в бенчмарках

Это результаты тестов Radeon HD 6550D на производительность рендеринга в неигровых бенчмарках. Общий балл выставляется от 0 до 100, где 100 соответствует самой быстрой на данный момент видеокарте.

Общая производительность в тестах

Это наш суммарный рейтинг производительности. Мы регулярно улучшаем наши алгоритмы, но если вы обнаружите какие-то несоответствия, не стесняйтесь высказываться в разделе комментариев, мы обычно быстро устраняем проблемы.

  • 3DMark 11 Performance GPU
  • 3DMark Vantage Performance
  • Passmark

3DMark 11 - это устаревший бенчмарк DirectX 11 от Futuremark. Он использовал четыре теста, основанных на двух сценах: одна из них - это несколько подводных лодок, исследующих затонувший корабль, другая - заброшенный храм в глубине джунглей. Все тесты широко используют объемное освещение и тесселяцию, и, несмотря на то, что выполняются в разрешении 1280x720, являются относительно тяжелыми. Поддержка 3DMark 11 прекращена в январе 2020 года, теперь вместо него предлагается использовать Time Spy.

3DMark Vantage - это устаревший бенчмарк на базе DirectX 10. Он нагружает видеокарту двумя сценами, одна из которых изображает девушку, убегающую с какой-то военной базы, расположенной в морской пещере, а другая - космический флот, атакующий беззащитную планету. Поддержка 3DMark Vantage была прекращена в апреле 2017 года, и теперь вместо него рекомендуется использовать бенчмарк Time Spy.

Это очень распространенный бенчмарк, входящий в состав пакета Passmark PerformanceTest. Он дает видеокарте тщательную оценку, производя четыре отдельных теста для Direct3D версий 9, 10, 11 и 12 (последний по возможности делается в разрешении 4K), и еще несколько тестов, использующих DirectCompute.

Тесты в играх

FPS в популярных играх на Radeon HD 6550D, а также соответствие системным требованиям. Помните, что официальные требования разработчиков не всегда совпадают с данными реальных тестов.

Здесь приведены средние значения частоты кадров в секунду в большом наборе популярных игр в различных разрешениях:

Относительная производительность

Общая производительность Radeon HD 6550D по сравнению с ближайшими конкурентами среди десктопных видеокарт.

Конкурентное противостояние между AMD и Intel за последние несколько лет существенно снизило свой накал. Процессоры компании AMD в производительном сегменте даже с выходом архитектуры Bulldozer не выдерживают никакой конкуренции в сравнении с моделями от компании Intel за эту же цену. А энергоэффективность продуктов AMD, выполненных по архитектуре Stars, отстала на поколение от решений прямого конкурента.

Понимая всю сложность ситуации, инженеры компании AMD решили пойти альтернативным путем. Ведь для победы не обязательно быть лучшим, можно просто стать немного другим, а значить эксклюзивным или просто оптимальным. Такая политика поможет привлечь к себе определенную нишу рынка или создать новую, забрав потребителей с других направлений. Именно эта стратегия стала основной для компании AMD, что подтолкнуло её к созданию симбиоза центрального процессора и высокопроизводительного графического чипа. Компания Intel тоже предоставляет рынку процессоры с интегрированным графическим ядром, но быстродействие используемого в них GPU существенно более низкое. Его вполне хватает для офисных задач, но производительные мультимедийные домашние системы и игровые компьютеры начального уровня требует значительно более высокого быстродействия. Именно для этой ниши рынка и были созданы APU от компании AMD. Они должны практически полностью вытеснить с рынка дискретные видеокарты начального уровня, мультимедийного сегмента. Вторым достоинством APU от AMD можно назвать победу над проблемами энергоэффективности комплекта CPU+GPU, так как в сравнении с бюджетной дискретной видеокартой APU обеспечивает равную ей производительность при существенной экономии на энергетических затратах всей системы.

Создание таких APU для AMD стало возможным после приобретения графической компании ATI, которая известна благодаря выпуску видеокарт линейки Radeon. Это объединение позволило начать работу по созданию платформы AMD Fusion, которая подразумевала симбиоз вычислительного ядра CPU и графического ядра GPU на одном кристалле. Первенцем этой технологии стала относительно недавно представленная платформа Brazos, семейство APU E- и C- серий. Данная платформа стала серьезным конкурентом в сегменте ноутбуков и нетбуков для аналогичных по функционалу и производительности решений от компании Intel. Главным аргументом у платформы Brazos стала графическая производительность, с которой не смогла сравниться ни одна платформа на основе Intel Atom даже с дополнительным графическим ядром NVIDIA ION 2.

Однако самый большой рынок продаж лежит в сегменте маломощных и средних по своей производительности ноутбуков и настольных ПК. Здесь в противовес решениям на основе Sandy Bridge от компании Intel c графическим ядром Intel HD Graphics 3000, компания AMD представила APU Llano. Именно данная платформа и привлекла наш интерес, а в частности её возможности в сравнении с быстродействием дискретных видеокарт начального уровня. Однако стоит отметить, что хотя в этих APU появилось достаточно производительное графическое ядро, вычислительный процессор остался выполненным по архитектуре Stars. Этот факт немного снижает общую энергоэффективность и производительность вычислительного блока APU Llano. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что компания AMD уже запланировала в 2012 году представить общественности новые APU Trinity с вычислительными ядрами, которые выполнены по архитектуре Bulldozer.

Как заявляет компания AMD, Llano обеспечивает лучшую энергоэффективность и более высокую графическую производительность по сравнению с платформой Sandy Bridge, если брать модели с равной ценой. В APU Llano добавляется потенциал вычислений OpenCL из-за потоковых процессоров Radeon. Еще одним преимуществом AMD является режим Dual Graphics , который обеспечивает возможность графического движка Llano работать совместно с дискретной видеокартой. Основным преимуществом Dual Graphics стала его гибкая асимметричность, что позволяет ресурсам APU совместно выполнять рендеринг вместе с видеокартами линейки Radeon HD 6000. Такой режим должен обеспечить прирост производительности APU Llano соизмеримый с возможностями более дорогих дискретных видеокарт.

Из чего же состоит APU Llano? В среднем половина кристалла, который выполнен по 32-нм техпроцессу, приходится на вычислительные блоки похожие по своим возможностям на Phenom II X4. Полностью отсутствует кэш-память L3, однако взамен ему увеличили кэш-память L2 до 4 Мбайт. Другая часть кристалла принадлежит графическому процессору. По структуре его можно сравнить с AMD Radeon HD 5570. Максимальное количеством потоковых ядер, которыми оснащается графическое ядро APU Llano, составляет 400 (Stream). Здесь также присутствует обновленный блок декодирования видео UVD3.

Графическое ядро APU Llano

Анализ возможностей интегрированного графического ядра Sumo, которое используется в APU Llano стоит начать с его архитектуры. Наполнение этой части кристалла очень похоже на структуру ядра GPU Redwood, которое использовалось в дискретных видеокартах серии AMD Radeon HD 5500 и 5600. Однако есть и некоторые незначительные различия, которые связаны больше с особенностями интеграции.



Архитектура интегрированного графического ядра

Непосредственно ядро Sumo производится по технологическому процессу 32-нм и обеспечивает полную поддержку DirectX 11 (Tessellation, ShaderModel 5.0, DirectCompute 11) и OpenGL 4.1 (сглаживание MSAA, SSAA и MLAA до 24x и независимая от угла анизотропная фильтрация до 16x), а также наличие унифицированной архитектуры TeraScale 2. Есть поддержка аппаратного декодирования MPEG-4 Part 2 (включающую DivX и Xvid), MPEG-2 и кодека Multi-View Codec (MVC), который использует формат Blu-ray 3D. Процессоры Llano поддерживают воспроизведение 3D-видео через HDMI. Кроме этого, присутствует поддержка фирменной технологии AMD APP Technology, частью которой является OpenCL 1.1 и уникальные функции, присущие только интегрированным решениям линейки APU – Zero Copy и Pin-in-Place, предоставляющие для GPU прямой доступ к системной памяти. Более детально со спецификацией непосредственно графического ядра можно ознакомиться в нашем предыдущем материале.

В зависимости от позиционирования APU AMD, каждое семейство получает разную производительность GPU.


Графическое ядро Radeon HD 6550D APU серии A8 обладает всеми 400 потоковыми ядрами, в то время как в APU A6 для Radeon HD 6530D один из блоков SIMD выключен, это оставляет 320 потоковых ядер и 16 текстурных блоков.


В последней и самой бюджетной линейке APU A4 отключено два движка SIMD, а, следовательно, здесь осталось 160 потоковых процессоров и восемь текстурных блоков. Так же в данном решении отключен один «задний» конвейер рендеринга, что обуславливает наличие всего четырёх блоков ROP.


Но даже такие упрощения не делают используемое в APU A4 графическое ядро Radeon HD 6410D менее производительным, чем Intel HD Graphics.

ASUS F1A75-V PRO (AMD A75, sFM1, DDR3, ATX)

G.Skill F3-14900CL8D-4GBXM 2x2GB DDR3 1833 МГц

ASUS Radeon HD 6450 512MB DDR3 SILENT
GIGABYTE Radeon HD 6450 1GB GDDR3
Palit GeForce GT 520 2GB GDDR3
Palit GeForce GTS 430 1GB GDDR3
GIGABYTE GeForce GT 440 1GB GDDR3
ASUS Radeon HD 6570 1GB GDDR3
ASUS Radeon HD 6670 1GB GDDR3
Palit GeForce GTS 450 512GB DDR5

Seagate Barracuda 7200.12 ST3500418AS, 500 ГБ, SATA-300, NCQ

Seasonic SS-650JT, 650 Вт, Active PFC, 80 PLUS, 120 мм вентилятор







Зависимость производительности видеоядра APU от частоты оперативной памяти







С анализом зависимости быстродействия от частоты установленной оперативной памяти не возникло ни каких неожиданностей. Здесь все просто, на каждые 266 МГц прироста частоты оперативной памяти DDR3 было получено 5-6% прироста производительности видеосистемы. Это соответствует 10% прироста при использовании оперативной памяти DDR3 1866 МГц вместо DDR3 1333 МГц.

Исследование эффективности Dual Graphics

Очень важной особенностью серии APU A стала возможность сложения производительности интегрированной графики с быстродействием установленной в разъем PCIe x16 дискретной видеокарты. И немаловажной характеристикой такого симбиоза является возможность APU Llano работать с достаточно большим числом внешних видеокарт. Для работы технологии Dual Graphics не обязательно использовать одинаковые GPU, а общая производительность будет почти равна сумме возможности графических ядер. Однако не обошлось здесь и без ограничений. Технология работает только с приложениями DirectX 10 или 11. Также в некоторых случаях само запущенное приложение, не имея поддержку данного режима работы, будет вынуждено использовать только одно графическое ядро, которое принадлежит APU Llano. Еще одной особенностью или ограничением, которое наложили разработчики на технологию Dual Graphics, является её работа только в случае, если производительность одного из графических ядер не превышает в два раза производительность второго. Что означает невозможность работы технологии Dual Graphics в системе в, которой установлена в три раза более быстрая видеокарта, чем графическое ядро в используемом APU Llano.







Несмотря на все приведенные недостатки технологии Dual Graphics, её практическое применение показало очень перспективные и востребованные возможности. Реальные тесты полностью оправдали заявленные ожидания. Почти все результаты производительности соответствуют сумме быстродействия используемых видеокарт. Однако при работе APU Llano с дискретной видеокартой меньшей производительности технология Dual Graphics или вообще не включилась или суммарная производительность такого симбиоза оставалась равной быстродействию интегрированного графического ядра.

Потенциал Dual Graphics и её дальнейшие хорошие перспективы развития не оставляют никаких сомнений. Самое важное здесь дальнейшая качественная поддержка со стороны разработчиков программного обеспечения и оптимизация драйверов. Все это даст в лице Dual Graphics серьёзное преимущество при выборе потребителем системы. Особенно это будет учитываться при подборе мобильных решений, где для увеличения времени автономной работы всегда можно переключиться на интегрированное графическое ядро APU, а в случае работы от сети будут использоваться два GPU, что увеличит общую производительность графики.

Решение предложить рынку новый продукта в виде APU, где большой акцент сделан на относительно высокой производительности встроенной графики, должно заставить потребителей взглянуть на центральный процессор с другой «графической» стороны. Такой подход уже дал компании AMD серьезные преимущества в завоевании рынка мобильных систем и домашних энергоэффективных мультимедийных станций. Интеграция в одно ядро достаточно производительных вычислительных блоков и графической части не только позволяет потребителю сэкономить на стоимости всей системы, но и получить гибкую масштабируемость за счет использования технологии Dual Graphics.

Уже сейчас решения на APU Llano можно рекомендовать для высокопроизводительных домашних кинотеатров с хорошими возможностями по конвертации и кодировке видео потока. При относительно небольших разрешениях APU серии A8 позволят пользователю запускать все современные игры, а в некоторые из них комфортно играть даже на средних настройках. При этом пользователь благодаря Dual Graphics, уже имея относительно хорошую по производительности графику, может прибавить к ней до 2/3 производительности за счет покупки в два раза более быстрой дискретной видеокарты. Немаловажным достоинством использования APU Llano является их относительно малое энергопотребление при работе с 3D приложениями. Это существенно увеличивает время автономной работы для мобильных систем при их использовании для графических приложений.

Нельзя однозначно говорить о преимуществе платформы APU Llano над решениями, которые предлагает компания Intel. Однако для достаточно большого круга пользователей именно относительно высокая производительность интегрированной графики может стать решающей в момент выбора системы. Преимущества и большие перспективы APU от компании AMD в скором времени должны раскрыть более технологичные решения APU Trinity с вычислительными ядрами, которые выполнены по архитектуре Bulldozer. Ну а сегодня окончательный выбор остается за потребителем.

Выражаем благодарность фирме ООО ПФ Сервис (г. Днепропетровск) за предоставленный для тестирования процессоры и оперативную память.

Выражаем благодарность компаниям ASUS и Sea Sonic за предоставленное для тестового стенда оборудование.


Архитектура процессора

Для создания процессора была использована новая архитектура и два новых чипсета, A75 и A55. Для удобства рассмотрения особенностей архитектуры, можно обратить внимание на приведенную ниже диаграмму.



Чипсет A55 потребляет меньше энергии, не имеет ни одного USB 3.0 порта и урезанные порты SATA-3 до интерфейса SATA-2. Это не должно быть проблемой для пользователей механических жестких дисков, однако на сегодняшний день даже low-end SSD накопители используют подключение SATA-3. Так что всем, кто хочет иметь SSD устройства (или устройства с USB 3.0 интерфейсом), следует обзаводиться материнской картой на базе A75.

Ниже приведены характеристики и сравнение для AMD серии A8 и A6:

Технология Turbo core не используется в семействе XX50, но для более слабых моделей все еще актуальна. Такое решение выглядит как сознательное усилие в сторону сокращения выделений избыточной теплоты. Другими словами, AMD собирается подавать на кристалл меньшее напряжение, чтобы повысить эффективность Liano. В A8 присутствуют GPU ядра, работающие на частоте 600 МГц и, судя по всему, остальная аппаратная часть GPU будет базироваться на Radeon 5570. Так как системная память для GPU стала самостоятельной, то теперь вопрос ее выбора особенно важен.

Что касается размеров, то четырехъядерный Liano почти такой же большой, как Intel Gulftown, у которого ядер шесть. Основное пространство занимают чипсеты графического процессора. Размеры Liano точно такие же, как у Sandy Bridge.

На вид процессор выглядит как совершенно обыкновенный socket-3 CPU, но это не совсем так. Чтобы обеспечить функциональность графической части процессора, инженерам AMD пришлось добавить некоторое количество контактов.

На сокете FM-1 905 контактов, что возвращает нас во времена Clawhammer. К счастью, AMD использовала традиционные детали теплоотвода, так что каждый, кто модернизирует свой компьютер, сможет поставить старый вентилятор охлаждения.

Чтобы протестировать центральный процессор Liano, была использована материнская карта Gigabyte A75M-UD2H.


Материнка выполнена в виде Mini-ATX квадратной платы и была установлена в корпус Antec Minuet 350 HTPC, на ней использовался низко профильный Scythe Shuriken теплоотвод/вентилятор. Это полнофункциональная материнская плата с двухканальной памятью (до 1866 МГц), интерфейсом SATA-3 стандарта и четырьмя портами USB 3.0. Наличие специальных крепежных выступов по одному с каждой стороны может показаться конструктивно отсталым решением, но такой способ установки может сэкономить место внутри корпуса. Два слота PCI-E доступны для Crossfire-соединения и дают возможность организовать Hybrid Crossfire связь внешней видеокарты с внутренними графическими чипами.


На задней панели видим порты для подключения всех типов мониторов и 6 гнезд для USB интерфейса (4 0 для USB 2.0 и 2 для USB 3.0).

Turbo Core

Технология Turbo Core не доступна на высокопроизводительных устройствах.

Разгон (Overclocking)




Слева направо на картинках можно увидеть показатели работы на частоте 2.9ГГц, 3.5ГГц и даже 4ГГц! Этот невероятный разгон тактовой частоты демонстрирует, насколько качественно налажена технология TSCM 32nm и ее производство.

Можно акцентировать, что новый процессор от AMD доставит удовольствие оверклокерам, и это конечно дает ему некое преимущество перед имеющими проблемы при разгоне процессорами Intel Sandy Bridge.

Проблемы с многозадачностью

Так как обзор охватывает вопросы эффективности многоядерной архитектуры, то нужным кажется раскрыть свойственные ей проблемы с многозадачностью. Такое заявление может удивить некоторых читателей, ведь уже давно существуют суперкомпьютеры на базе тысяч процессоров Intel или AMD и, если бы они работали неудовлетворительно, то исследовательские институты не покупали бы их в целях предсказания глобального изменения климата и подобных крупных задач. Секрет их хорошей работы в том, что распределить миллион задач между тысячью ядер просто. А вот распределить одну задачу между несколькими ядрами куда сложнее.

Как только квантовые вычислители станут реальностью, мы сможем положиться на программистов в вопросах удобного доступа задач к многоядерным системам и соответствующим программам. Некоторые игры и приложения уже оптимизированы для работы с ограниченным количеством ядер и теоретически каждая программа сможет получить возможность доступа ко второму вычислительному ядру, даже элементарно путем отгрузки обычной фоновой задачи Windows в другое, свободное ядро.

Уже на протяжении нескольких лет ясно, что частота процессора не будет какое-то время расти из-за производственных ограничений и застынет в районе 3 ГГц примерно на 6 лет. Таким образом, будущее обещает быть за увеличением числа ядер в процессоре, как физическим, так и виртуальным (посредством гиперпоточности (HyperThreading)).

  • SiSoft Sandra 2009
  • 3DMark Vantage Pro
  • PCMark Vantage Pro
  • Everest Ultimate
  • CPU-Z
  • Far Cry 2
  • HAWX
  • Resident Evil 5

В процессе теста параметры игр настраивались по максимуму, стартуя с разрешения 1024Х786. Были выбраны Far Cry 2 (first person shooter), HAWX (симулятор воздушного боя), Resident Evil 5 (ужасы), потому как именно эти игры наиболее требовательны к системе.

SiSoft Sandra является комплексным и всесторонним инструментом для диагностики и тестирования всех областей систем персонального компьютера. В этом тесте акцент был сделан на испытании систем процессора.


Liano показывает довольно низкие результаты, собственно таким его и создавала AMD. Этот тест касался только центрального процессора, соответственно никакой информации о графической составляющей ядра не несет.


Следующий тест CPU показывает, что Liano почти также хорош, как лучшие из четырехъядерных процессоров AMD.


Показатели работы памяти слегка варьируются в зависимости от тестирующей программы, так что на самом деле качество работы будет определяться запускаемым приложением. Однако это не относится к onchip графике, потому как она работает с системной памятью. Тем не менее, 2000МГц DDR3 на платформе Intel существенно отличается по показателям 1333МГц DDR3 на платформе AMD.



Процессор Liano по результатам этих тестов может превзойти самые слабые процессоры AMD, но ни один процессор Intel ему не по силам.


Тест 3D Mark Vantage должен быть особенно интересен геймерам, так как его результаты отражают реальные показатели при работе с 3D графикой на разных типах игр.



Теперь что касается разных игр и самых популярных в них разрешений. Важно отметить, что стандарт тестирования таков, что для каждой игры используются максимальные настройки качества, что может привести к падению частоты кадров, особенно на более слабом аппарате. Решить это можно установкой более низкого разрешения и/или снизить качество графики. Например, в Resident Evil 5 отключение 8x anti-aliasing дает ускорение на 30%.



Хотя Liano обоснованно превосходит HD3000, приходится идти на жертвы, чтобы получить приемлемую частоту кадров.



По некоторым необъяснимым причинам, на низких разрешениях HAWX работает лучше на HD3000. Только отключение 8AA позволяет этой игре поднять частоту до 30 кадров в секунду для любого из разрешений.



В паре с Radeon HD6450 Liano еще раз побеждает Intel HD3000, работающий с i5-2500K.

Потребление энергии и температурный режим


При потреблении в режиме ожидания всего 47Ватт, Liano является энергетически исключительно эффективным. Даже на высокой скорости он использует намного меньше энергии, чем системы с Radeon HD 6450.


В целом можно сказать, что наблюдается фундаментальное наступление AMD на рынок настольных компьютеров. Просматривается попытка создавать системы сугубо со встроенными графическими компонентами, и Liano в этом случае поддерживает решения на базе DX11, а лучше всего работает с DX9/10. Асимметричное подключение по технологии Crossfire является очень интересной опцией и позволяет, например, суммировать показатели и заставить Radeon HD 6450 выдать показатели Radeon HD 6670. Это не только экономит 40 долларов на покупке видеокарты, но и впоследствии предотвратит расходы при модернизации.

При стоимости ниже, чем Athlon X4, и укомплектовываясь дискретным GPU, Liano является очень хорошим решением за свои деньги и легко превосходит графические показатели систем с интегрированным адаптером Intel HD 3000 во всех тестах.

Для пользователей, использующих AM3 socket, возможно будет лучше подождать выхода Bulldozer. А для всех, кто строит новую бюджетную систему, выбора лучше, чем Liano быть не может.

Как узнать, сколько оперативной памяти поддерживает компьютер или ноутбук

Важное замечание : друзья, пожалуйста, не забывайте, что если у вас процессор нового поколения Intel Core i3, Intel Core i5, Intel Core i7 или из новых серий AMD, то контроллер оперативной памяти у вас находится не на северном мосту , а в самом процессоре. И модули оперативной памяти управляются процессором, а не материнской платой. Поэтому максимальный объём оперативной памяти также нужно смотреть в описании вашего процессора или на его официальном сайте.

Официальные сайты материнских плат, процессоров и ноутбуков

Возьмём для примера материнскую плату ПК Asus P8Z77-V Pro с установленным процессором Intel Core i7-3770. Если перейти на официальный сайт производителя Asus, на страничку этой материнки, то мы увидим необходимую нам информацию о максимальном объёме оперативки (32 Гб).


На официальном сайте процессора видим аналогичный показатель.



Есть у нас и другое устройство - ноутбук HP Envy 17. Но на его страничке на официальном сайте не найти информации о максимальном объёме оперативной памяти. Значит, нужно обращаться к программе AIDA64.

Программа AIDA64

Программа AIDA64 является одним из самых мощных инструментов для диагностики компьютера. Она платная, но имеет пробный период 30 дней. Официальный сайт:

AIDA64 всё расскажет об установленной на ПК или ноутбуке оперативной памяти: объём, тип (SIMM, DIMM, DDR, DDR2, DDR3), частоту, тайминги и др.

Запускаем программу, выбираем вкладку «Системная плата».




Открываются свойства северного моста компьютера. В третьей строчке будет указан тип поддерживаемой памяти, а в четвёртой - то, что именно вам нужно - максимальный объём памяти, которую можно установить в ПК или ноутбук.

Ещё ниже будет указано, сколько оперативной памяти установлено на устройстве сейчас.


Если у вас в свойствах северного моста нет информации о максимальном объёме оперативной памяти, ищите его в другом месте: на панели слева открываете «Компьютер», потом - «DMI». Переходите на правую панель, открываете «Массивы памяти - Системная память». В блоке ниже смотрите поддержку максимального объёма оперативной памяти.


Если с помощью AIDA64 вы всё же не сможете выяснить, сколько оперативной памяти поддерживает ваш ноутбук, тогда напишите в техподдержку его производителя.

И ещё: друзья, если вы собираетесь самостоятельно делать апгрейд компьютера, перед покупкой дополнительной оперативной памяти уточните всё в техподдержке вашей материнской платы или ноутбука. Или заказывайте память в официальных сервисных центрах производителей устройств. И ещё: дополнительная оперативная память - не панацея от тормозов. Более чем 8 Гб её нужно устанавливать, чётко понимая зачем - в расчёте на использование какими-то программами или играми. Если вы хотите, чтобы ваш ПК или ноутбук работал быстрее в 10 раз, установите вместо обычного жёсткого диска твердотельный накопитель SSD.

Читайте также: