Аннотированный обзор источников для проведения уроков русского языка с использованием компьютера

Обновлено: 07.07.2024

Д.А. Медведев в одном из своих выступлений сказал: «… очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий». Действительно, развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.

Цифровая школа - наше будущее. Современные образовательные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения. Диапазон возможностей цифровых технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.

Применение современных технологий в преподавании русского языка и литературы повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт высокие результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Возможности, которые дают цифровые технологии:

- автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты) ЯКЛАСС, Лернингапс, Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, образовательная платформа Лекта, Единая коллекция ЦОР (рекомендовано «Учитель года»).

- мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).

- интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени). Мы работаем в классе и дома.

- совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся).

- статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).

- разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).

В настоящее время создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих специально разработанные наборы разнообразных ЦОР, тематические коллекции, инструменты, программные средства для организации учебного процесса. Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.

Презентация. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. Для создания презентаций к уроку не нужны какие-то особые программы, хватит и стандартных средств типа PowerPoint. Существуют интернет-сервисы, которые значительно упрощают процесс создания презентаций и экономят время учителя. Популярен сайт Canva, который позволяет создавать любые виды презентаций прямо в браузере без установки какого-либо программного обеспечения на компьютер. Сервис ​предусматривает совместную работу нескольких людей над одним проектом, использование собственных медийных материалов при оформлении слайдов. А это значит, что одну презентацию одновременно могут делать несколько учеников.
Создание ребусов онлайн. Для создания ребусов использую сервис «Генератор ребусов» и применяю его в урочной и внеурочной деятельности для работы с текстом. Например, перед изучением произведения название зашифровываю в этом сервисе, можно создать викторину из ребусов, зашифровать имя главного героя, автора произведения. Использую на разных этапах урока, но чаще всего для актуализации знаний. Разгадывание ребусов способствует развитию мышления, тренирует сообразительность, логику, смекалку, вырабатывает настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять. Ребус можно скачать, распечатать .

Ещё один инструмент для лингвистического анализа текста -Национальный корпус русского языка. Сайт представляет собой громадную библиотеку текстов и механизмы для анализа этих текстов. Например, можно быстро найти фразу, которую использовали разные авторы, что очень помогает для сравнительного анализа текстов. Моментально собирается материал для мотивного анализа по ключевому слову.
Интересна статистика употребления слов. Можно быстро получить график, который покажет, как изменялось то или иное слово в течение столетий. Можно придумать множество интереснейших заданий для школьных олимпиад по русскому и литературе.

Автоматический разбор слова по составу. Можно использовать для самопроверки при выполнении самостоятельных работ.

Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формируют компетентность учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотированный список цифровых образовательных ресурсов единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для работы на уроках русского языка позволяет ориентироваться в Цор.В списке дан обзор ресурса,приводится рабочая ссылка,даны методические рекомендации по использованию ресурса на уроках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Просмотр содержимого документа
«Аннотированный список »

АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК ЭОР РАЗНЫХ ТИПОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Сетевой учебный модуль по русскому языку

Мастер-класс для учителя, знакомящий с особенностями работы в открытой информационной системе с цифровыми образовательными ресурсами для 10-11 классов. Содержит типологию ЦОРов, примеры проектирования уроков с использованием ЦОРов, проектированием уроков с творческими заданиями на основе ЦОРов.

«Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

Оглавление учебника «Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.- 13-е издание, издательство «Дрофа», 2004 год. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

Методические рекомендации по использованию набора ЦОР к учебникам «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., «Русский язык. Практика», 5 класс, под ред. Купаловой А.Ю., «Русский язык. Практика», 6 класс, под ред. Линдман-Орловой Г.К., «Русский язык. Практика» 7 класс, под ред. Пименовой С.Н., «Русский язык. Практика», 8 класс, под ред. Пичугова Ю.С., «Русский язык. Практика», 9 класс, под ред. Пичугова Ю.С.

Тренажер «Компьютерная фонетическая лаборатория»

Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Тренажер «Компьютерная фонетическая лаборатория» предназначен для использования в 5-9 классах основной школы при изучении раздела «Культура речи» в рамках внеаудиторной самостоятельной и факультативной работы с детьми, имеющими фонетические недостатки

Русский язык. Обучающие тесты. 5-7 классы

Данные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Коллекция «Русский язык. Обучающие тесты» адресована учащимся 5-7 классов основной школы и представляет собой электронные интегрированные системы обучающих тестов по морфологии и орфографии. Помимо своей основной задачи — систематизации знаний и формирования языковых и речевых умений и навыков, обучающие тесты направлены на психолого-педагогическую адаптацию учащихся к прохождению контроля в тестовой форме. Фиксация результатов тестов будет происходить в том случае, если коллекция будет загружена в систему «1С:Образование 4. Школа».

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Мавжуда Хабибуллаевна

Данная статья рассматривает вопросы применения Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы . Автор статьи утверждает, что информационные ресурсы сети Интернет постепенно становятся для учителя одним из основных видов реализации профессиональной потребности в информации, необходимой для оптимизации учебной деятельности, где происходит решение главной задачи содействие учебному процессу путем облегчения и повышения эффективности доступа к информационным ресурсам .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллаева Мавжуда Хабибуллаевна

Методические основы включения электронных учебных модулей в обучение биологии в средней школе Применение новых технологий при обучении иностранным языкам в школе Использование интернет-ресурсов в преподавании английского языка Интерактивный Интернет-учебник по татарскому языку «Татар теле онлайн» Место мультимедийной презентации в современном уроке i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Применение интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Абдуллаева М.Х.

Абдуллаева Мавжуда Хабибуллаевна - преподаватель, кафедра русского и узбекского языка, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья рассматривает вопросы применения Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы. Автор статьи утверждает, что информационные ресурсы сети Интернет постепенно становятся для учителя одним из основных видов реализации профессиональной потребности в информации, необходимой для оптимизации учебной деятельности, где происходит решение главной задачи - содействие учебному процессу путем облегчения и повышения эффективности доступа к информационным ресурсам.

Ключевые слова: интернет, ресурсы, уровень, возможности, эффективный, технологии, современное образование, материал, язык, литература.

представить современное образование. Интернет - это источник дополнительной и актуальной информации, используя которую возможно сделать процесс обучения более эффективным [1, с. 23-45].

При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

Применение интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, склонностей. Учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации и приобретения знаний. Педагог может обращаться к электронным словарям, энциклопедиям, справочникам, филологическим сайтам, толковым словарям, сборникам правил и нормативным документам, программам, методическим разработкам, научным статьям. Он также может обращать внимание учеников на тот или иной ресурс, давая, например, конкретные задания по его использованию.

Возможности использования интернет - ресурсов огромны и приводят к разумному, системному пользованию Интернет ресурсы позволяют учителю более эффективно использовать

время на уроке. Уроки, проводимые с компьютерной поддержкой, являются наиболее интересными. Информационно-коммуникационные технологии наполняют процесс обучения современными методами и приемами, легко вписываются в учебный процесс, оживляют и разнообразят содержание обучения. Они успешно дополняют учебники и раздвигают рамки школьного учебника.

С точки зрения организации самостоятельной работы для подготовки к урокам литературы учащийся имеет возможность работать в удобном для него темпе, а преподаватель выполняет функцию консультанта. Это позволяет больше внимания уделять индивидуальной работе, учитывая способность и уровень подготовки учащегося [2, с. 4-8].

Перечисленные возможности интернет-технологий могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности учащегося, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений, что приводит к воспитанию квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение.

1. Поташник М.М. «Требования к современному уроку» Центр педагогического образования. Москва, 2007. С. 23-45.

2. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. М.: АПК и ПРО, 2004. С. 4-8.

В своей профессиональной деятельности кроме уроков русского языка и литературы, мне посчастливилось преподавать информатику. Современное информационное общество требует глубокой подготовленности всех его членов к использованию средств информационной технологии. В нашей стране использование телекоммуникаций для целей образования имеет ещё короткую историю. Всего пятнадцать лет назад в 1989 году был организован первый экспериментальный совместный проект “Школьная электронная почта”. Но уже накоплен некоторый опыт в школьном образовании, где используются практически все возможности и виды телекоммуникаций, но это в городе, а в деревне пока нет интернета, а тем более, школьной электронной почты, хотя мы живем в Подмосковье.

От свойств и функций используемых средств обучения во многом зависит содержание и эффективность этой деятельности. Можно организовать самостоятельную деятельность у доски, за отдельной партой, в ходе лабораторной работы, а можно у компьютера. Содержание и эффективность работы будут различны.

Информационные технологии сами по себе несут огромный дидактический потенциал.

Ученик становится не просто субъектом педагогического процесса, но и исследователем, умеющим самостоятельно и творчески, в меру своих способностей выявлять и решать широкий круг задач гуманитарного и научного общения с окружающим миром, делать заключения и давать необходимые пояснения.

Пришел тот день, когда каждый учитель, овладев умением пользоваться информацией, осмысливать её, манипулировать ею, хранить, передавать на далекие расстояния, систематизировать её в те или иные системы сможет пользоваться информацией мощных предметных сетевых банков данных и учить этому школьников. В перспективе телекоммуникации позволят решить многие, существующие в настоящее время, информационные проблемы школы.

Компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. На сегодняшний день эти перспективы могут реализовываться только в отдельных школах с достаточно подготовленными учителями и соответствующим техническим обеспечением, а также с новыми методиками преподавания предметов, в том числе и гуманитарного цикла.

Преподавание в школе претерпевает эволюцию от классной доски и графопроектора, лингафонного кабинета, радио, телевидения до компьютера. Обычно мы идём вслед за научно-техническим прогрессом, а не в ногу с ним. Именно в этом и кроется весьма широко распространённая неэффективность применения этих технических средств, в том числе и компьютера в целях обучения и воспитания. Кроме этого считается, что компьютер можно применять на уроках математики, черчения, информатики, физики то есть точных науках, но не гуманитарного цикла. Не забывайте, что сначала было Слово…

Поэтому надо внятно сказать, что нам нужно? Чего мы хотим? Какие решаем задачи?

Если мы хотим воспитать послушного исполнителя, то нам достаточно тех технических средств, которые позволяли бы жестко регламентировать и дозировать информацию, предназначенную для ученика. Если мы хотим воспитать человека самостоятельно творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы, нам потребуются иные средства обучения, иные методические и педагогические подходы и решения.

Если мы ставим задачу насытить ученика как можно большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, умений и навыков – это один подход, который и реализовывался в нашей школе.

Если задача школьного образования – развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умения приобретать новые знания, работать с различными источниками информации – это другой подход, требующий строить всю систему образования в расчете на прогнозирование потребностей личности, общества и государства.

Компьютер даёт возможность максимально индивидуализировать обучение, сделать процесс обучения творческим, исследовательским.

Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Общение с компьютером прививает интерес к русскому языку как к предмету изучения, применение ряда упражнений текстового характера в сочетании с современной методикой, даёт положительный результат. Это полезно и с психологической точки зрения: сам процесс соревнования, для определённой возрастной группы – это путь к приобретению знаний.

  • уроки развития речи
  • объяснение нового материала
  • уроки закрепления

На своих уроках в 5-9 классах, использую текстовый редактор Microsoft Word, в нём можно творить чудеса и без какой-либо специально написанной программы.

Во-первых, этот редактор позволяет писать, ученик видит плоды своего труда сразу.

Во-вторых, компьютер подчеркивает орфографические, грамматические, речевые и пунктуационные ошибки. Это подталкивает ученика на их поиск и исправление, в результате, работая с предложением, учащийся видит и анализирует собственный труд.

В старших классах использую программы “Блокнот”, “Point Power” для работы с рефератом, докладом, проектом.

В программах заложена последовательность работы, подборка материала, составление плана, использование цитат, сносок, написание вступления и заключения, составление основной части. Каждый конкретный урок или этап обучения требует своего типа программных средств.

Так на уроке усвоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения.

На уроках закрепления хорошо использовать программы- тренажеры для закрепления теоретических знаний, развития необходимых навыков.

На контрольном уроке компьютер может досконально проверить пройденный материал.

Кроме трёх основных типов программ могут быть и другие: обобщающие, игровые. Однако самой удобной, на мой взгляд, формой учебных программ является комбинированная.

  • из учебника, который содержит теоретические сведения и наглядно их демонстрирует на примерах;
  • тренажёра, который содержит упражнения на развитие умений и навыков, предусмотренных при изучении данной темы;
  • контроллера-сборника упражнений аналогичных данным в тренажёре; в программе должен быть и справочник-словарь.

Я считаю, что подобные уроки можно проводить постоянно, если класс оборудован хотя бы одним современным компьютером, который используется на таких смешанных уроках как учебник, школьная доска, тренажёр, справочник и контроллер или в компьютерном классе. В нашей школе было 8 компьютеров в классе, поэтому ребята работали на компьютерах по 2-3 человека, теперь их 12.

Урок начинается как обычно:

организационный момент, проверка домашнего задания, объявление новой темы: “Имя прилагательное”.

В ходе изучения имени существительного в 5 классе учащиеся познакомились с понятием прилагательного, поэтому, целью этого урока я ставлю, показ имени прилагательного как изобразительного средства языка, настроения человека и эмоционального восприятия художественного произведения.

Задачи: главное на таком уроке русского языка становится совместный поиск внутреннего смысла, который, безусловно, есть в любом языковом явлении.

На первом плане оказывается стремление понять, почему и зачем в языке существуют такие закономерности. А это необходимый шаг к тому, чтобы научиться осмысленно, управлять и владеть своей речью, чтобы не просто слушать, а слышать и чувствовать язык другого человека.

Второй принцип, помогающий реализовать то содержание русского языка, о котором идёт речь, можно сформулировать так: всегда опираться на художественный текст. Только логически законченный отрывок, может вызвать эмоциональные переживания.

Помимо развития эмоциональной сферы личности учащихся, знакомства с классикой, использование текста даёт школьникам те образцы речи, то многообразие собственного состояния, настроения без которых невозможно научить детей по-настоящему чувствовать язык, владеть средствами его выразительности.

Успешным является путь, который связывает своеобразие личностного восприятия ученика с предполагаемым авторским замыслом, воплощающимся в лексических, синтаксических, стилистических закономерностях данного текста.

Но вернёмся к уроку. До начала урока учащиеся разделились на две группы, одна работает с компьютером, другая на местах, по желанию, у кого лучше получится.

На доске тема урока: “Имя прилагательное как часть речи”.

На экране мониторов изображение подноса, выбранного из диска “Шедевры русской живописи”.

Оборудование: жостовский или другой поднос.

Устная работа:

Что у вас на мониторах? – Жостовский поднос. Для чего он служит? Общий вид подноса, попробуйте описать его. Материал, форма, цвет. Описание жостовской росписи, композиция букета, цветы, бутоны, травка, орнамент. Подбираем словосочетания и записываем в тетрадях наиболее удачные. Форма подноса: круглая, овальная, с фестончатыми краями, прямоугольная, гитарообразная, стреловидная. На какие вопросы отвечают эти слова? – (какой, какая, какие?). Композиция собранности:

Букет собранный, букет враскидку. Крупные и мелкие декоративные цветы: роза, мак, георгин, пион, астра, ромашка, васильки, анютины глазки; бутоны, травки, вьюны, васильки. – Задание: подобрать прилагательные. (Записываем в тетради) Поставить вопросы. Что обозначает прилагательное? – Признак предмета. Цвет: традиционный черный фон, чернолаковый с красной росписью; красный, пурпурный, лиловый, желтый, золотистый, зелёный, изумрудный, тёмно-зелёный, коричневый, синий, голубой, бирюзовый; интенсивные, сочные и выразительные цвета.

Сообщаю, что слова, которые пишутся через дефис, сложные прилагательные.

Найдите слова, образованные сложением основ. (Записываем в тетради)

Найдите слова незнакомые.

(Интенсивные – насыщенные) – словарная работа. (Записываем в тетради)

Что могут обозначать прилагательные? – цвет, качество, состояние.

Работаем в программе Microsoft Word, где заранее набран текст. Стихотворение З. Гиппиус “Всё кругом”.

Оно интересно тем, что практически состоит из одних прилагательных. Читаем вслух стихотворение.

Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жёстко тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно- довольное, тайно-блудливое,
Плоско- смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, чёрное,
Изредка серое в сером упорное,
Вечно лежащее, дьявольски косное,
Глупое сохлое, сонное, злостное,
Трупно – холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!

  • Какие ощущения вызвало у вас это стихотворение? Ответы разные: отвращения, омерзения, отчаяния, безнадёжности, неприятной темноты, духоты.
  • Какое прилагательное врезалось в память? Трупно-холодное, липкое, скользкое – ребята объясняют почему.
  • Все эти прилагательные с отрицательным оценочным значением. Поэтому они нагнетают отталкивающую атмосферу.
  • Можно ли их назвать синонимами?
  • Учащиеся говорят, что они кажутся очень близкими по значению, взаимозаменяемыми. Это слова одного ряда, одного значения и в этом смысле они синонимы.
  • Каким же может быть человек, написавший эти строки?
  • Неравнодушным, остро воспринимающим недостатки жизни, обидчивым и легко ранимым, он пессимист, он испытывает боль и отчаяние, он раздражительный и злой.
  • Именно прилагательные создали эту атмосферу безысходности в стихотворении.

Учитель читает дальше:

Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем, всё будет иначе.

– Что же меняется в стихотворении?

Появляются другие части речи, настроение, ритм изменился.

– Попробуем подобрать другие прилагательные по аналогии, чтобы было радостно, учащиеся подбирают прилагательные, печатают и форматируют текст. Затем, читаем стихотворение наиболее удачное:

Слабое, вечное, лёгкое, стройное,
Очень красивое, жизни достойное,
Ангельски – нежное, светлое, лучшее,
Кроткое, милое, слабо-гнетущее,
Всеми любимое, мягко-душистое,
Доброе, дивное и шелковистое,
Солнечно-яркое, облачно-белое,
Светло-небесное, очень несмелое.

– Красивые прилагательные? Оказывается, они могут быть светлыми.

А можно ли их считать антонимами? – Да можно. Теперь назовем антонимы и запишем их в тетради.

Это только фрагмент урока. Далее на таких же примерах можно объяснить разряды прилагательных: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

Во внеурочное время учащиеся применяют свои знания на практике не только по русскому языку, но и по информатике.

Мы создаём предметные дидактические тетради по русскому языку.

Сначала учащиеся работали над проектом, который разрабатывали под моим руководством. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Это не новое явление в педагогике, оно применялось и в отечественной дидактике, особенно в 20-30 годы, последнее время этому методу уделяется пристальное внимание, особенно в США.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую работу, которую учащиеся выполняют в определённый отрывок времени.

Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, результаты выполненных проектов должны быть “осязаемы”, то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – то конкретный результат.

  • анализ литературы,
  • поиск информации,
  • сбор и обработка данных,
  • научное объяснение полученных результатов,
  • видение и выдвижение новых проблем,
  • выдвижение гипотез,
  • способов их решения.

Но об этом речь пойдет в следующей статье.

Хочется надеяться, что со временем учителя заинтересуются возможностями применения компьютеров в преподавании русского языка, а в наших школах всё-таки появятся в достаточном количестве добрые, надёжные помощники учителя – компьютеры.

книги.jpg

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе .

Использование цифровых технологий на уроке русского языка

Лет пятнадцать назад одной школе шефы, как на грех, подарили ноутбуки для оборудования всех классов начальной школы. И я писала газетный материал о внедрении информационных технологий в учебный процесс. Пришла брать интервью у учительницы, а она сидит и плачет. Материальная ответственность на ней большая (ноуты прятались в большой железный шкаф в кабинете), как использовать компьютеры на уроке не понимает, для зарядки надо задерживаться на работе. В общем, одни минусы. А начальство требует внедрения: шефам же надо показать, как пригодился подарок. Вот и журналистку прислали. Урок с использованием техники поверг меня в ужас. Дети не просто разбирались в программах быстрее учителя, а на порядок быстрее, и глумились откровенно. На русском языке долго раздавали ноутбуки на парты, путаясь в проводах, потом вспоминали пароли, потом наконец загрузили ворд с подготовленным документом. Всё это ради того, чтобы вставить в несколько слов пропущенные буквы. Ворд, разумеется, подчёркивал неправильные варианты, поэтому все выполнили работу на пять. Потом запустили для просмотра презентацию, но времени не хватило: прозвенел звонок. Продиктовать эти несколько слов, собрать и проверить задания можно было минут за десять, и результат, понятно, был бы другим. К чему я это сейчас вспомнила. Наступает эра смешанного обучения. Учителей заставят использовать цифровые ресурсы. Цифровая школа - наше будущее. И что-то мне подсказывает, что многие коллеги ради цифры как таковой будут попросту терять время урока. Нам очень хочется помочь таким учителям, потому что есть эффективные компьютерные упражнения для русского и литературы. Не обязательно жертвовать качеством работы ради отчёта. Напротив, качество можно повысить.

Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает что и зачем он использует. Использование цифровых ресурсов не должно быть самоцелью. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.

Цели использования электронных упражнений на уроках русского и литературы

  • Создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том виде, к которому они привыкли).
  • Повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и использовать в любой школе материалы лучших специалистов).
  • Доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время карантина, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на домашнем обучении).
  • Экономия времени (использование упражнений, которые можно организовать без компьютера, но с большими временными затратами).
  • Эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно организовать без компьютера).
  • Формирование универсальных навыков.

Возможности, которые дают цифровые технологии

  • Автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты).
  • Мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).
  • Интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени).
  • Совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся).
  • Статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).
  • Разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).

Обучение при помощи цифровых технологий на уроках русского языка и литературы

  • показывать быстро меняющиеся словарные слова для зрительного запоминания каждый урок,
  • предлагать упражнения на сортировку слов, терминов, портретов писателей и т.д. с автоматической проверкой,
  • предлагать упражнения типа "вставь букву" с автоматической проверкой,
  • задавать на дом диктанты с записью диктора и автоматической проверкой,
  • предлагать зрительные диктанты с автоматическим таймером и проверкой,
  • предлагать интерактивные игры на зрительное запоминание слов, например "Парочки",
  • предлагать задания на поиск соответствий (определений и терминов, предложений и схем, слов с одним признаком, названий произведений и писателей),
  • предлагать ученикам самостоятельно создавать подобные упражнения,
  • создавать общий текст со множеством гиперссылок при анализе текста (например, в гуглдоках создать файл или презентацию с гипертекстом и ссылками на источники),
  • создавать общие презентации,
  • создавать ментальные карты,
  • создавать профили литературных героев в соцсетях,
  • создавать хронологические ленты (история литературы),
  • создавать лендинги - презентации литератрурных произведений,
  • создавать слайды с инфографикой по произведениям и авторам,
  • создавать облака тегов (слова на одно правило, слова произведения, логические задачи),
  • создавать копилки примеров и списки литературы в гуглдоках,
  • создавать читательские дневники в блогах,
  • создавать видеоролики по стихам и коротким рассказам,
  • создавать учебные мультфильмы,
  • создавать радиоспектакли,
  • анализировать тексты с помощью компьютерных программ, подсчитывающих частотные слова и выражения, выделяющих общие элементы в разных текстах и т.п. (очень помогает при анализе мотивной структуры),
  • работать с электронными обратными словарями для подбора рифм и слов на одно правило,
  • изучать лексикологию с помощью программ, дающих статистику употребления слова.

Рассмотрим несколько примеров. Вот упражнение для быстрой самопроверки. Ребёнок должен проговорить слово орфографически, потом нажать на карточку и оттащить её в строну. В задании несколько десятков слов. Время выполнения - 2-4 минуты.

Если бы такое упражнение выполнялось на бумаге, для организации мгновенной проверки пришлось бы изготовить карточки с ответами на обороте. Чтобы ответ не просвечивал, бумагу надо бы было использовать плотную. Каждую карточку ребёнок брал бы в руки, переворачивал, снова переворачивал. Время выполнения задания увеличилось бы в разы. Кроме того, гору карточек надо бы было хранить в коробках. У меня шкаф забит этими коробками с прошлого века.

Сколько времени вам потребовалось бы на организацию зрительного диктанта для всего класса без компьютера? Если давать один вариант на всех, надо заранее написать предложение на доске, закрыть его и последить, чтоб на перемене никто не подсмотрел. На уроке открыть доску, засечь время, снова закрыть, собрать листочки для проверки или надеяться на качественную самопроверку. Максимум можно дать 2 таких предложения, потому что укромных мест на доске ровно два (если доска вообще закрывается). Чтобы раздать каждому свой вариант, надо потратить минут пять, а потом следить, чтоб все перевернули листочки и не списывали. В общем, одна возня, поэтому мало кто использует зрительные диктанты, хотя все понимают, что такая работа очень полезна. Автоматизированный зрительный диктант вместе с проверкой занимает не более 2 минут на одну фразу, причём фраз предлагается огромный набор:


А такое упражнение вообще никак не сделать без компьютера. Согласитесь, оно эффективно, если вы работаете над скоростью чтения.

Приведённые упражнения содержатся в различных курсах сайта "Могу писать". У нас подобных упражнений сотни. Читайте описания курсов . Есть бесплатные демонстрационные варианты в разделах Учебники и Упражнения.

А вот пример использования гуглкарт (преподаватель Л. Дмитриева, г. Пермь). Путеводитель по горду N (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (8 кл.). Тут и визуализация, и метапредметность, и работа в группах, и использование технологий. Сделаны все обязательные отжимания, а эффективность работы только выросла.

Творите, друзья, и делитесь результатами труда с коллегами на сайте "Могу писать". Ждём ваших материалов в разделе К уроку - Ссылки на проекты!

Читайте также: