Asrock h370 performance разгон памяти

Обновлено: 06.07.2024

ASRock Fatal1ty H170 Performance/Hyper была рождена для разгона заблокированных процессоров повышением частоты тактового генератора, поэтому проверка этой её возможности – центральное место в сегодняшнем обзоре. Для проведения практических испытаний мы вооружились процессором Core i5-6400, который, как принято считать, для разгона на самом деле не предназначен, потому что имеет полностью заблокированные множители. При этом номинальная частота такого CPU составляет всего 2,7 ГГц, что, с одной стороны, требует для его разгона серьёзного повышения частоты BCLK, но с другой – позволяет получить заметный прирост в быстродействии, отметающий все сомнения в целесообразности этой процедуры.

Когда мы проводили первые оверклокерские эксперименты с заблокированными процессорами Skylake, то отмечали необходимость применения ряда дополнительных настроек: отключения турборежима, технологии Intel Enhanced SpeedStep и энергосберегающих состояний C-States. Ситуация с тех пор не изменилась: разгон через увеличение частоты BCLK допустим только в том случае, если процессорный множитель жёстко зафиксирован и не меняется в процессе работы ни в большую, ни в меньшую сторону. Но на ASRock Fatal1ty H170 Performance/Hyper вся необходимая подготовка выполняется автоматически: технологии, которые могут повлиять на скорость процессора во время его работы, деактивируются в UEFI BIOS сразу же при изменении частоты тактового генератора.

И это значит, что разгонять CPU на Fatal1ty H170 Performance/Hyper стало совсем несложно. Для этого достаточно повысить частоту тактового генератора и, при необходимости, напряжение питания процессора. Увеличение частоты BCLK приведёт к росту рабочей частоты процессора, которая формируется как произведение этой величины на множитель, но частоты капризных шин PCI Express и DMI при этом останутся нетронутыми – они на рассматриваемой плате подключены к независимому генератору. Синхронизирована же с BCLK, помимо самого процессора, лишь подсистема памяти. Но частоту DDR4 SDRAM при необходимости нетрудно и понизить, выбрав в настройках более высокий делитель, а L3-кеш на Skylake, как правило, разгоняется не хуже вычислительных ядер и никаких проблем не создаёт.


При практических испытаниях наш тестовый Core i5-6400 легко добрался до частоты 4,6 ГГц, на которой он сохранял полную стабильность и не перегревался. Причём достигнутая частота – далеко не предел, но мы решили остановиться на данной величине потому, что дальнейшее движение по пути наращивания частоты требовало подъёма напряжения питания выше 1,4 В. А это при долговременной эксплуатации может уже приводить к нежелательным явлениям вроде деградации полупроводникового кристалла CPU. Кроме того, для улучшения стабильности питания опция CPU Load-line Calibration была переведена в состояние Level 1.

Таким образом, частота BCLK была повышена с номина

Таким образом, частота BCLK была повышена с номинальных 100 МГц до 170,375 МГц, однако никаких проблем со стабильностью системы это не вызвало. Синхронно с процессором до частоты 4,6 ГГц разогнался и L3-кеш вместе с системным агентом.

Что же касается памяти, то для её частоты пришлось воспользоваться делителем, который в номинальном режиме определяет режим DDR4-1733. Хотя используемый нами в тестовой платформе комплект Corsair Vengeance LPX CMK16GX4M2B3200C16R и способен брать режим DDR4-3200, материнская плата Fatal1ty H170 Performance/Hyper смогла обеспечить стабильную работу подсистемы памяти лишь на частоте 2 952 МГц. Конечно, это – тоже неплохой результат, но невозможность использования с исследуемой платой более быстрых, чем DDR4-3000, модулей памяти следует иметь в виду.

Разгон процессора частотой BCLK на рассматриваемой плате выполнять так же легко, как и увеличением коэффициента умножения, однако не стоит забывать о подводных камнях. Самый неприятный побочный эффект – это серьёзное снижение скорости выполнения AVX/AVX2-инструкций, которое в виде падения производительности может проявляться в некоторых ресурсоёмких задачах. На данный момент таких чувствительных приложений не слишком много, но в их числе – средства для работы с видео, системы 3D-рендеринга и даже отдельные игры.

Второй недостаток разгона увеличением BCLK – отключение температурных датчиков, встроенных в процессорные ядра. Это затрудняет контроль теплового режима процессора, но с этим недостатком вполне можно мириться, если ориентироваться на остающуюся доступной при разгоне температуру CPU Package, которая описывает ситуацию с нагревом CPU с неплохой точностью.

И третья неприятность, поражающая заблокированные Skylake при их работе во внештатном режиме, – неработоспособность встроенного графического ядра. Иными словами, пользоваться разогнанным с увеличением частоты BCLK процессором можно лишь в платформах, оснащённых дискретным видеоускорителем.

Все перечисленные проблемы возникали при разгоне не-K-процессоров (когда он ещё был возможен) на платах, базирующихся на Intel Z170, никуда они не делись и на материнской плате Fatal1ty H170 Performance/Hyper. То есть, даже несмотря на то, что ASRock предлагает специальное, изначально ориентированное на такой вид оверклокинга решение, разгон заблокированных процессоров остаётся в какой-то мере компромиссным вариантом, при выборе которого пользователю придётся сталкиваться с некоторым ухудшением функциональности CPU. Впрочем, наверняка найдутся энтузиасты, которые посчитают описанные проблемы не слишком серьёзными, чтобы обращать на них какое-то внимание, и именно на такую аудиторию и нацелены платы ASRock серии Hyper-OC.

Изменения значений Precision boost overdrive, BCLK и Offset voltage

Данная функция работает для процессоров с индексом Х и рассчитана исключительно на усиление динамического разгона. По умолчанию она отключена и её активация ведет к прекращению гарантии.


Ищем в BIOS параметр Precision Boost Overdrive. На нашей плате данный параметр был спрятан во вкладке Advanced в параметре AMD Overclocking.


Здесь мы задаем значения для параметров PPT, TDC, и EDC, их мы рассматривали выше. Выставляем везде значение 1000, что снимет все ограничения по этим пунктам. Также можно установить лимиты более реальные, рекомендованные для 3700X – 105, 70, 105, что не лишит защиты VRM.


Коэффициент зависимости напряжения от частоты, или Scalar, изменяется в диапазоне от ×1 до ×10, на практике он практически не повлиял на прибавку частоты процессора, но максимальное напряжение увеличивается при выборе большего коэффициента. Выставим значение ×2.

Значение максимального буста выставим 200 МГц – это наибольшее возможное число.


Ниже выставляем лимитирующую температуру 85 или 95 градусов.


Выставляем минимальное значение Offset Mode в мВ, данное значение будет плюсоваться к базовому значению напряжения при максимальной нагрузке на процессор. Возможно и отрицательное значение, тогда оно будет вычитаться из базового значения.

Здесь же можем выставить уровни значений LLC (Load-Line Calibration) – это надбавочное напряжение во время нагрузки, оно влияет на стабильность при разгоне. Всего пять уровней, от 25 до 100%.


Прочие значения CPU Over Protection оставляем в автоматическом режиме для защиты компонентов.

Сохраняемся и проверяем стабильность работы. При нестабильном поведении можем увеличить минимальное значение Offset Mode, изменить значение Scalar и уровень LLC.

Добившись стабильной работы на установленных значениях, можем еще увеличить частоту за счет изменения системной шины BCLK. По умолчанию у нас 100 МГц. Изменение данного параметра повлияет не только на процессор, но и на память, порты USB, шину PCI-E и интерфейсы SATA. Его увеличение разгоняет почти все компоненты материнской платы, что может привести к проблемам с их стабильностью, особенно это касается накопителей.


Стабильное значение было 102 МГц. Данное число умножается на динамически изменяющийся множитель и получаем результирующее значение максимальной частоты в тех или иных задачах. Максимально частота на 1-3 ядрах поднималась до 4513 МГц. При 100% загрузке всех потоков максимальная частота составила 4308 МГц по всем ядрам.


Сколько мы смогли прибавить к автоматическому разгону за счет ручной правки значений BIOS? В однопоточном режиме плюс 100 МГц, в многопоточном режиме прибавка значительнее – почти 300 МГц, это значение соответствует полученному при разгоне за счет изменения множителя.

В отличии от предыдущего вида разгона энергопотребление уменьшилось до 119 Вт при среднем напряжении 1.4 В, в пиках нагрузки напряжение благодаря Offset Mode поднималось кратковременно до 1.49 В максимум. Температура под нагрузкой также уменьшилась и составила максимум 75°C.

Как работает эта запатентованная технология ASRock


Состояние PL2 представляет собой состояние с более высокой доставкой энергии, которое в то же время определяется другим параметром, называемым Tau, и который несет множитель для частоты и потребления (1.1X, 1.25X и т.п.). Этот параметр определяет время, в течение которого PL2 может быть на максимальной частоте и потреблении, которое ASRock определяет как Turbo Boost Краткосрочный .

Эти термины определяют поставляемую энергию, а также потребление, когда Tau истощается в PL2, CPU входит в PL1, пока позволяет температура. Поскольку PL2 обычно представляет нагрузку на одно ядро, достигнутая частота будет максимально допустимой Intel.

Когда системе требуется загрузить процессор, процессор сможет поддерживать частоту PL2 только в то время, которое диктует Тау, и в этом заключается магия ASRock. обходит ограничение и позволяет повысить частоту и потребление до PL2 (как минимум), улучшая производительность.

Насколько безопасно разгонять процессор

В AMD прямо заявляют AMD Ryzen Master 2.1 Reference Guide : «На убытки, вызванные использованием вашего процессора AMD с отклонением от официальных характеристик или заводских настроек, гарантия не распространяется». Похожий текст есть и на сайте Intel Ответы на часто задаваемые вопросы о программе Intel Performance Maximizer : «Стандартная гарантия не действует при эксплуатации процессора, если он превышает спецификации».

Вывод: если при разгоне что‑то пойдёт не так, ответственность за это будет лежать только на вас.

Подумайте дважды, прежде чем повышать рабочую частоту процессора: так ли важен прирост производительности, или стабильность и отсутствие рисков всё же в приоритете.

Для разгона новых процессоров Intel Core i5, i7, i9 десятого поколения с разблокированным множителем можно купить Turing Protection Plan. Он предполагает однократную замену процессора, который вышел из строя в результате оверклокинга.

Также отметим, что существует «кремниевая лотерея». Процессоры одной и той же модификации могут демонстрировать разные показатели после разгона. Всё дело в том, что чипы не идентичны — где‑то микроскопические дефекты после нарезки кристаллов кремния более выражены, где‑то менее. Таким образом, если вы зададите для своего процессора параметры удачного разгона, который выполнил опытный и успешный оверклокер, нет гарантии, что добьётесь тех же результатов.

Чипсет Intel H370, на базе которого собрана рассматриваемая нами материнская плата Asrock Fatal1ty H370 Performance, разрабатывался для пользователей, которым совершенно наплевать на разгон, а нужно просто иметь современную платформу под современный сокет LGA-1151v2. Это середнячковая ценовая ниша, в которой не стоит ждать чудес от производителей материнских плат - достаточно, чтобы на материнке были слоты Ultra M2 для новых SSD, порты USB 3.1 Gen2, поддержка RGB, хороший звук и… да в принципе, всё. Для любителей игр, в такие компьютеры лучше выбирать видеокарты от AMD, чтобы при возможности использовать их в режиме CrossFireX, ведь технология NVIDIA SLI не поддерживается. Однако, даже в таком скучном секторе разработчики из кожи вон лезут, чтобы сделать свои материнки более интересными покупателю, и порой это удается весьма неплохо, и пример тому - рассматриваемая нами плата от Asrock.

Эта плата создавалась для тех, кто собирает компьютер по принципу: «я не разгоняю, две видеокарты мне не нужны, но вы мне дайте всё то же, что и в премиум-классе, и чтоб недорого». Ну что ж, получите и распишитесь - в Asrock Fatal1ty H370 Performance есть за что переплачивать.

Прежде всего, это сама печатная плата, в которой слои разделяются высокоплотным стекловолокном, что позволяет увеличить жесткость и сопротивление влаге. Эта же технология используется и в более дорогих материнских платах компании.

В схеме питания процессора используется традиционная для Asrock 10-фазовая схема с 50-Амперными индукторами. Учитывая, что максимум, на что может рассчитывать пользователь, желающий выжать все соки из процессора - это включение функции Multi-Core Enchancement, повышенное внимание к питанию процессора - это приятная опция, которую ты никогда не оценишь.

Конденсаторы

А вот что действительно имеет значение - это качественные твердотельные конденсаторы японской компании Nichicon, которые имеют заявленный срок службы - 12 тысяч часов при 105 градусах Цельсия. Вообще, не стоит считать, что 12 тысяч часов - это мало, ведь этот параметр рассчитывается для определенного значения тока при постоянной температуре в 105 градусов, а на практике в материнских платах и токи ниже и температуры меньше, так что ресурс конденсаторов можно смело умножать на 10, и это действительно круто.

Слоты памяти

Слоты памяти и верхний слот для видеокарты имеют позолоченные контакты, а последний ещё и армирован металлическим кожухом, и в отличии от премиальных компонентов питания, это технологии, преимущество которых не очевидно. Гораздо важнее - позолоченные аудио гнезда на задней панельке, но они сейчас такие почти у всех.

Радиатор на южном мосту имеет регулируемую подсветку, а сама плата имеет разъем для подключения RGB-ленты общей длиной до 2 метров. В общем, хотите разноцветной иллюминации - вы её получите.

Системный чипсет

Для звука используется 7.1-канальный топовый кодек Realtek ALC1220, как на самых дорогих моделях материнок, работающий в паре с усилителем Texas Instruments NE5532. Сигнал на левый и правый аудио-каналы идет по разным слоям PCB, а сам звуковой тракт изолирован на материнской плате от цифровой части, чтобы снизить паразитные наводки и помехи. В звуковом тракте используются аудиофильские японские конденсаторы Nichicon Fine Gold, благодаря которым удается получить мягкое звучание различных композиций. Соотношение сигнал/шум составляет 120 дБ, что соответствует премиальным звуковым аудиоинтерфейсам. С точки зрения звука, у Asrock Fatal1ty H370 Performance все идеально.

ASRock H370 Performance

За работу гигабитной сети отвечает Intel-овский чип i219V, а вот поддержки беспроводной сети почти что нет. Точнее, она как бы должна быть - на корпусной заглушке, поставляемой с материнкой, даже имеются отверстия под антенные гнезда, но не хватает самого главного - беспроводного контроллера, который может устанавливаться в слот M2_3.

Слоты Ultra M2

Вообще, на материнской плате имеются 3 слота Ultra.M2. Первый поддерживает установку накопителей формата до 22110, а второй - до 2280, возможна установка накопителей Intel Optane SSD 905P. Порта U2 на материнке нет, но если вам нужно подключить несколько жестких дисков, то 6 портов SATA-600 должно быть достаточно, к тому же они поддерживают софт-RAID 0/1/5/10 на базе Intel Rapid Storage Technology. Установка длинной видеокарты затрудняет доступ к четырем SATA-портам, но не перекрывает их, так что проблем с клиренсом не возникает.

Специальный порт Fatal1ty Mouse Port поддерживает изменяемую частоту опроса мышки от 125 до 1000 Гц, и управляется через программное обеспечение F-Stream. Так же вы можете использовать программу Key Master для кастомизации клавиатурных макросов, но наши предыдущие тесты показывают, что лучше для этих целей использовать ПО от производителей игровой периферии.

Панелька с портами

По USB портам ситуация следующая: на панельку платы вынесены два USB 2.0 для клавиатуры и мышки, пара USB 3.1 Gen2 (Type-A и Type-C) под сетевым портом и пара USB 3.1 Gen1 слева от сетевого порта. Еще 4 порта USB 3.1 Gen1 подключаются через две колодки на материнской плате.

Порт питания

Проблем с клиренсом или слишком плотной посадкой элементов на материнской плате нет: слоты DIMM стоят на достаточном расстоянии от PCI Express 16x. Лишь два разъема на материнке вызывают затруднения при подключении, это 4-контактный ATX12V1 и верхний RGB коннектор. Оба они расположены возле декоративного пластикового кожуха, закрывающего радиаторы VRM, и при установке платы в корпус до них тяжело дотянуться.

Заканчивая рассматривать конструкцию Asrock Fatal1ty H370 Performance, хочу отметить функцию поддержки Thunderbolt AIC. Суть её заключается в том, что устанавливая TB2 или TB3 контроллер, вы можете подключить Displayport выход материнки или дискретной видеокарты ко входу контроллера, чтобы получить передачу видеосигнала через Thunderbolt. Сам Thunderbolt контроллер подключается к материнской плате специальным TBT кабелем в разъем возле нижнего PCI Express 16x слота.

В целом, по конструкции можно сказать следующее: качественный звуковой тракт, применяемый в более дорогих моделях, Intel-овская сетевая карта, высококачественные компоненты с прицелом на долгосрочную работу, плюс ультрамодная сегодня RGB-подсветка. По сравнению с младшей Asrock H370 Pro4, здесь имеются радиаторы на компонентах питания процессора, но без поддержки разгона они можно сказать избыточны.

Традиционно, оболочка UEFI имеет стандартный и расширенный режимы для настройки компонентов, но поскольку функций разгона процессора не предусмотрено конструкцией системного чипа, пользователю остается лишь попробовать ускорить работу системы, шаманя с задержками модулей DIMM.

В целом, конечно, количество настроек в расширенном режиме может запутать обычного пользователя. Но самый лучший вариант - это оставить все настройки по-умолчанию, и прибегать к ручному вмешательству только в случае наличия умений и желания экспериментировать, хотя существенного прироста можно будет добиться лишь в части работы оперативной памяти.

Так же имеется возможность настройки скорости вентиляторов для снижения шума компьютера. Скорее всего, большинство покупателей Asrock Fatal1ty H370 Performance будут использовать процессоры с TDP не выше 65 Вт, так что смело можно выставлять тихий режим работы систем охлаждения, не опасаясь перегрева.

Фирменное ПО

Как и полагается хорошему бренду - Asrock предоставляет набор утилит и ПО для управления материнской платой и её компонентами. Так, с помощью APP Shop можно в автоматическом режиме устанавливать и обновлять другие программы и драйвера для матплаты. Есть утилита для быстрой перезагрузки и входа в UEFI, есть программа для контроля и настройки работы производительности системы - A-Tuning.

И, конечно же, есть программа для настройки RGB подсветки, которая имеет несколько режимов работы и тонкую настройку цветов. Нельзя забывать, что у Asrock Fatal1ty H370 Performance есть не только два обычных разъёма для подключения простых RGB лент, но и один разъём для подключения управляемых Addressable RGB устройств.

Тестирование

Для сравнения возьмём материнскую плату Biostar Racing B360GT3S, на которой мы собирали нашу новую тестовую систему. Как мы уже говорили в обзоре этой матплаты, главным камнем преткновения к максимальной производительности нашего тестового процессора (да, на самом деле, и любого другого на сокете 1151-v2) - это технология Turbo Boost 2.0, которая ограничивает частоты процессора при превышении заводского TDP. Чтобы процессор смог работать на заводских частотах сколь угодно долго - необходимо, чтобы материнская плата "дружила" с технологией MultiCore Enhancement (а именно - умела регулировать два параметра - кратковременное и (самый главный параметр) долговременное превышение заводского TDP). В случае же с Asrock Fatal1ty H370 Performance по-умолчанию эти параметры выставлены в значение "Auto", что уже обеспечивает желаемый результат - процессор не сбрасывает частоты при длительной максимально возможной нагрузке, и чётко держит 3,1 ГГц (при полной нагрузке на все 12 потоков).

Тест

Результаты тестов

Результаты тестов

Если говорить о синтетических тестах, то результаты плюс минус сопоставимы с Biostar Racing B360GT3S с "разгоном" (в данном случае под этим словом мы подразумеваем снижение напряжения процессора для уменьшения энергопотребления, что в свою очередь приводит к более долгой работе на максимально допустимой частоте, хотя по факту, конечно же, разгоном в привычном понимании такие манипуляции не являются). Но то синтетика, а нам куда важнее реальная производительность в используемых программах, например, монтаж видео. Программа Cinebench прекрасно демонстрирует производительность в таких задачах, и в нашем случае Asrock Fatal1ty H370 Performance даже без каких-либо вмешательств в настройки BIOS выдаёт искомую цифру в 1000 баллов, против 850 в стоке и 930 в "разгоне" у Biostar Racing B360GT3S. Почти 20% производительности - именно столько теряет пользователь из-за Turbo Boost 2.0 при использовании недорогих плат, лишенных всех необходимых параметров настройки работы процессора. И заметьте - оба чипсета - и B360 и H370, по сути, лишены функции разгона процессора, но при этом именно H370 позволяет получить от процессора всю его производительность, без каких-либо "но".

Цена вопроса

Розничная стоимость материнской платы Asrock Fatal1ty H370 Performance составляет 9200 рублей. Это самая дорогая плата Asrock на чипе H370, и для сравнения младшая модель Asrock H370 Pro4 продается за 7200 рублей. Однозначно, при такой разнице, стоит переплатить за геймерские функции, идеальный звук и черные конденсаторы.

Выводы

В сегменте безразгонных материнских плат для Intel Coffee Lake выбор ещё никогда не был таким простым: видите название Fatal1ty, и понимаете, что здесь есть максимум того, что устанавливают на материнки в этом ценовом сегменте. Да, на плате нет встроенного Wi-Fi, но его наличие в десктопе не столь актуально, как на ноутбуках или HTPC. Все же у нас материнская плата для работы и игр, поэтому лучше проводной сети, здесь ещё ничего не придумали. Отсутствие оверклокинга делает бессмысленными встроенные кнопки "power"/"reset", поэтому мы не считаем это недостатком.


С нашей точки зрения, для данного сегмента важна поддержка RGB, выход Displayport и качественный встроенный звук, а так же поддержка систем жидкостного охлаждения. Всё это есть на Fatal1ty H370 Performance, поэтому данная плата - отличная покупка в своем ценовом сегменте.

Используемый процессор был нескальпированным инженерным Core i5-8600K.

Номинально «разогнать» удалось лишь блок Uncore, увеличив множитель до x40. Отключение Turbo Boost и наращивание частоты процессора до 4,3 ГГц всё равно обнажает работу технологий ограничений при пуске многопоточных нагрузок.

Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi

Уровень нагрева VRM достаточно точно фиксирует штатный датчик, мне удавалось намерить всего на градус меньшую температуру — 61 °C. Радиаторы и вовсе оставались едва тёплыми, температура верхней грани составила 42 °C. Потребление энергии стендом уложилось в границы 33–182 Вт. Во время этих замеров адаптер беспроводных сетей был смонтирован на устройство.

Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi

Тестовый стенд

В состав стенда вошли:

  • процессор: Intel Core i5-8600K (3,6 ГГц);
  • кулер: Cryorig R1 Ultimate;
  • термоинтерфейс: Noctua NT-H1;
  • память: G.Skill TridentZ F4-3200C15D-16GTZKO (2x8 ГБ, 3200 МГц, 15-15-15-35-2T, 1,35 В);
  • видеокарта: MSI GTX 780Ti Gaming 3G (GeForce GTX 780Ti);
  • накопитель: Silicon Power Slim S55 (240 ГБ, SATA 6 Гбит/с, AHCI mode);
  • блок питания: SilverStone SST-ST65F-PT (650 Вт);
  • операционная система: Windows 10 Pro x64;
  • драйверы: Intel Chipset Software Installation Utility (10.1.1.44), Intel Management Engine Interface (11.7.0.1037), Intel IGP Driver (22.20.16.4785), Intel Rapid Storage Technology Driver (15.8.1.1007), GeForce 385.69 (22.21.13.8569), PhysX 9.17.0524.

Все обновления для ОС, доступные в Центре Обновления Windows, были инсталлированы. Сторонние антивирусные продукты не привлекались, тонкие настройки системы не производились, размер файла подкачки определялся системой самостоятельно.

В качестве тестов использовались следующие приложения:

  • AIDA64 5.97 (Cache & Memory benchmark);
  • Super PI 1.5 XS;
  • wPrime 2.10;
  • x265 HD Benchmark;
  • Maxon Cinebench R15;
  • POV-Ray 3.7.0;
  • LuxMark v3.1;
  • Futuremark 3DMark 13;
  • DiRT 3 Complete Edition (1.2.0.0);
  • Hitman: Absolution (1.0.447.0);
  • Grand Theft Auto V (1.0.877.1);
  • Rise of the Tomb Raider (1.0.668.1).

За время тестирования представителей платформы Intel LGA1151 версии программных продуктов регулярно обновляются. Для возможной корреляции результатов они сведены в сравнительную таблицу:

Продукт Версия микрокода AIDA64 BenchDLL 3DMark 13 Windows 10
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi F5b 5.97.4600 4.3.783-x64 2.4.4264 10.0.16299.309
ASUS ROG Maximus X Formula 0802 5.95.4544 4.3.770-x64 2.4.4254 10.0.16299.214
ASRock Fatal1ty Z370 Gaming-ITX/ac P1.40 5.95.4538 4.3.770-x64 2.4.4180 10.0.16299.192
ASUS TUF Z370-Pro Gaming 1003 5.95.4531 4.3.770-x64 2.4.4180 10.0.16299.192
Gigabyte Z370 Aorus Gaming 5 F2 5.95.4510 4.3.770-x64 2.4.3819 10.0.16299.98
ASUS ROG Strix Z370-I Gaming 0430 5.92.4391 4.3.759-x64 2.4.3819 10.0.16299.64
ASRock Fatal1ty Z370 Gaming K6 P1.20 5.92.4383 4.3.759-x64 2.4.3819 10.0.16299.64
ASUS ROG Maximus X Apex 0401 5.92.4383 4.3.759-x64 2.4.3819 10.0.16299.19
MSI Z370 Gaming Pro Carbon AC A.00 5.92.4370 4.3.759-x64 2.4.3819 10.0.15063.674
ASUS ROG Strix Z370-E Gaming 0410 5.92.4358 4.3.759-x64 2.3.3732 10.0.15063.632

Анализ полученных результатов требует пояснений ещё перед их изучением. Тестирование плат от ASRock и Gigabyte, пусть и на базе Intel Z370, демонстрировало странные результаты при штатных настройках, когда речь шла про смешанную, не максимальную нагрузку на систему. Обычно именно игры позволяют выйти на такой режим. Более подробно про сложившуюся ситуацию можно прочитать на странице с результатами быстродействия ASRock Fatal1ty Z370 Gaming K6.

В этот раз мы расширили тестирование за счёт ещё одной группы результатов, которая уже учитывает прямое вмешательство в настройки системы. Назвать их можно и разгоном, но скорее это лёгкий «твикинг». Шаг за шагом, отказываясь от фирменных технологий Intel, я нащупал проблемную составляющую — Speed Shift. Её деактивация улучшила поведение процессора в играх, а в прочих бенчмарках оно осталось неизменным, потому как они нагружают одно или несколько ядер максимально с первых секунд запуска замеров. Этот способ я объединил с разгоном ОЗУ. Оказалось, неактивное состояние Turbo Boost снижает быстродействие в ряде задач, например, ярким индикатором выступил Cinebench. Поскольку мы уже убедились в отсутствии разгона CPU, этот пункт я активировал. Тем самым, получилась система с улучшенным быстродействием и устранёнными проблемами, наблюдающимися при штатных параметрах. Словом, на такой уровень смогут ориентироваться все будущие обладатели материнских плат с ограниченным оверклокингом.

Также я дополнительно фиксировал минимальный профиль LLC, ради спортивного интереса. Этого было целиком достаточно. К только что описанным режимам мне остаётся добавить полные списки задержек, для каждого из профилей работы стенда.

Результаты тестирования

Позволю себе небольшое уточнение, активация XMP при штатном режиме работы также приводит к увеличению напряжения CPU SA до 1,2 В.

Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi

Думаю, также повышается и CPU IO, но отследить его статус плата не позволяет. Напомню ещё раз, частота процессора достигала 4,3 ГГц в редкие моменты, большая нагрузка приводила к фиксации уровней вида 4090 МГц и, куда реже, 4190 МГц. Кольцевая шина при этом имела величину меньшую на 300 МГц (3890 МГц — пиковая отметка). Напряжение CPU зависело от типа нагрузки, но не превышало 1,188–1,224 В.

Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi

Ожидаемо, разгон, или точнее «твикинг», позволил значительно улучшить латентность подсистемы памяти.

Есть некритичное отставание от группы устройств на базе Z370 в однопоточном Super PI.

Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi

Аналогичное умозаключение позволяет сделать анализ результатов от многопоточного wPrime.

Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi

Лёгкий прирост от разгона можно найти при перекодировании видео.

Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi

Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi

Как и везде, система на базе младшего хаба едва отстаёт как в популярном Cinebench, так и в POV-Ray.

Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi

LuxMark относится к зависящему от частоты ОЗУ типу приложений, разница здесь довольно солидная, если оценивать именно тест CPU.

Fire Strike едва уловил отличия между участниками.

Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi

DiRT 3 сильно зависит от быстродействия подсистемы памяти, потому проведённый «твик» с задержками картину изменил лишь немного.

Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi

В Hitman: Absolution больше эффекта пришлось на отключение Intel Speed Shift. Общая производительность оказалась ограничена уже пиковой частотой процессора, а в лидерах платы, форсирующие работу Core i5-8600K до 4,3 ГГц.

Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi

Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi
Gigabyte H370 Aorus Gaming 3 WiFi

Две заключительные игры повторяют только что сказанное. Частота процессора выходит на первый план, а на плате уровня H370 Aorus Gaming 3 WiFi её никак не повысить.

Энергопотребление системы

Замеры выполнялись после прохождения всех прочих тестов в «устоявшемся» режиме компьютера при помощи прибора собственной разработки. Для создания нагрузки использовался профиль In-place large FFTs в составе утилиты Prime95 (29.3). Производился расчёт среднего значения потребления тестового стенда «от розетки» на протяжении восьми минут работы программы, а затем, после завершения теста, ещё минуту замерялся уровень, соответствующий состоянию простоя системы.

Прок от «твиков» виден и здесь. Зафиксированные на штатных параметрах CPU IO и SA, а также обычный профиль LLC позволили отыграть пару ватт вместе с появившимся приростом в быстродействии системы. Общий невысокий уровень легко объясним полным отсутствием сторонних контроллеров в составе новинки.

Вывод

Возможности новой группы PCH были известны задолго до их появления на публике. Особых ожиданий от них не было, стремление приобрести платы для последнего поколения процессоров по меньшей цене — основное пожелание покупателей. Насколько внимательными к их требованиям окажутся производители — мы увидим уже в ближайшее время. Привнесённые функции в хабы многие могут назвать фарсом, впрочем, работа инженерами компании была проведена, и, взирая на готовые продукты, она завершилась не без успехов, тем самым позволив акционерам компании Intel делать небеспочвенные выводы о неустанном развитии технологий и продуктов на их базе.

К слову о них. Множество функциональных возможностей продукции от Intel и систем, обрастающих ними, многими пользователями либо игнорируется намеренно, либо по незнанию. Но куда в более интересном свете выступают инженеры крупных компаний, когда не могут отладить продукт, выходящий на рынок. К «сырым» изделиям AMD многие из наших читателей склонны относится с пониманием, но, оказывается, то же может произойти и с противоположным лагерем. К счастью, большинство спорных моментов могут быть легкоустранимыми, потому массовый переход к сборке шестиядерных систем Intel можно считать стартовавшим.

Указанные только что акценты получены на основе опыта с H370 Aorus Gaming 3 WiFi, и, как может понять даже невнимательный читатель, есть ряд весьма спорных моментов к её работе, особенно контрастно это произносить, оглядываясь на её своеобразный флагманский статус. Но если настроить систему можно при желании, настырности или помощи со стороны, то неукомплектацию игрового продукта прямыми бонусами, согласно позиционированию производителя, тоже нельзя не заметить — отсутствует дополнительное ПО для звука, а реализация его на плате не пошла дальше распайки обычного (пусть и старшего) кодека Realtek. Про наличие игр или скидочных купонов в комплекте поставки остаётся только помечтать. Производитель может позволить себе экономить даже на кабелях SATA. Не назвать образцовым и наполнение задней панели, на классовый образец оно не похоже никак. Но, к чести испытуемой, нельзя не похвалить систему охлаждения ЦП, также очень уверенно выглядит радиатор для накопителя M.2. Продуманно выглядит комплекс по замедлению охладителей, где участие может принять, в том числе, и температурный датчик VRM. А реализация системы подсветки находится на очень высоком уровне. Также появилась (пусть и в гибридном виде) поддержка СЖО. Потому, я уверен, своего покупателя такой продукт сможет найти.

Данное тестирование мы провели, чтобы выяснить, насколько серьёзны расхождения в быстродействии идентичных систем, основанных на похожих платах с флагманским и оверклокерским набором системной логики Z370 и с представителями семейства Cannon Lake PCH (например, в лице наиболее востребованного B360). В качестве полигона для таких испытаний были выбраны материнские платы компании ASUS.

Материнская плата ASUS ROG Strix B360-F Gaming

Материнская плата ASUS ROG Strix B360-F Gaming

При этом система с Z370 была сконфигурирована по умолчанию – с активированной функцией Multi-Core Enhancements и с памятью, работающей в режиме DDR4-3200. Тестовая система на базе B360 тоже была сконфигурирована по умолчанию, однако в этом случае функция Multi-Core Enhancements оказалась отключена, а память работала лишь в режиме DDR4-2666. Но к этому набору результатов для B360 был добавлен и второй вариант настоек, при котором мы принудительно отключали установленные спецификацией ограничения потребления процессора, чем эмулировали Multi-Core Enhancements.

Тесты были проведены с двумя шестиядерными процессорами: Core i5-8400 и Core i5-8600. Оба процессора не относятся к числу оверклокерских, то есть шанс их попадания в системы с наборами системной логики H370, B360 и H310 очень велик. При этом тепловой пакет обоих CPU установлен в 65 Вт, поэтому их эксплуатация в паспортном режиме с активированными ограничениями по потреблению может существенно сказываться на производительности.

В конечном итоге список задействованных в тестировании комплектующих получился таким:

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Enterprise (v1709) Build 16299 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 18.10;
  • Intel Chipset Driver 10.1.1.45;
  • Intel Management Engine Interface Driver 11.7.0.1017;
  • NVIDIA GeForce 391.35 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 10 Professional Edition 1.0.1275 – тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, сёрфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей). Аппаратное ускорение OpenCL в тестировании было отключено.
  • Futuremark 3DMark Professional Edition 2.4.4264 — тестирование в сцене Time Spy Extreme 1.0.

Приложения:

  • Adobe Photoshop CC 2018 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic СС 7.1 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 16-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T1.
  • Adobe Premiere Pro CC 2018 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат H.264 Blu-Ray проекта, содержащего HDV 1080p25 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Blender 2.79b – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели из Blender Cycles Benchmark rev4.
  • Corona 1.3 – тестирование скорости рендеринга при помощи одноимённого рендерера. Измеряется скорость построения стандартной сцены BTR, используемой для измерения производительности.
  • WinRAR 5.50 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
  • x264 r2851 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • x265 2.7+344 — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется тот же видеофайл, что и в тесте скорости транскодирования кодером x264.

Игры:

  • Ashes of Singularity. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality Profile = Extreme.
  • Assassin’s Creed: Origins. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Very High.
  • Far Cry 5. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, Anti-Aliasing = TAA, Motion Blur = On.
  • Grand Theft Auto V. Разрешение 1920 × 1080: DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = x4, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = x4, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum.
  • The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080, Graphics Preset = Ultra, Postprocessing Preset = High.
  • Watch Dogs 2. Разрешение 1920 × 1080: Field of View = 70°, Pixel Density = 1.00, Graphics Quality = Ultra, Extra Details = 100%.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений fps. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального fps обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.




Примерно то же самое можно увидеть и в околоигровом тесте 3DMark. От включения MCE здесь нет почти никакого толка, и с настройкой соответствующих параметров в UEFI BIOS, кажется, можно вообще не заморачиваться. Но вот поддержка более быстрой памяти – вполне осязаемый плюс Z370. На него реагируют даже синтетические бенчмарки, которые обычно к таким мелочам остаются безразличны.



Этот раздел не просто так озаглавлен «ресурсоёмкими» тестами. Все используемые здесь задачи грузят те или иные подсистемы процессора по полной программе, и поэтому нет ничего удивительного, что тут несложно увидеть имеющийся эффект от Multi-Core Enhancements. Если вы ориентируетесь на создание и обработку контента, то пренебрегать этой функцией явно не следует – она действительно позволит добавить к базовой производительности процессора дополнительные несколько процентов. Особенно полезна она в случае, когда в системе установлен достаточно быстрый CPU вроде Core i5-8600 или Core i7-8700, которые выходят за границы 65-ваттного TDP гораздо проще, чем более медленные собратья. И нам очень повезло, что Multi-Core Enhancements пусть и не в один клик, но всё же реализуема в системах с неоверклокерскими наборами системной логики H370, B360 и H310.

А вот с отсутствием в новых чипсетах поддержки скоростной DDR4-памяти придётся как-то мириться, хотя это и достаточно существенная потеря. DDR4-2666 по нынешним временам кажется памятью, обладающей слишком низкой скоростью, и в этом есть доля правды. Более высокочастотные модули почти не дороже, да и правильно подобранная ширпотребная память часто без особых проблем может быть разогнана до частот порядка 3 ГГц. Иными словами, использовавшиеся нами в системе с чипсетом Z370 модули DDR4-3200 не могут считаться чем-то из ряда вон выходящим. Но прирост производительности при этом они обеспечивают очень заметный.

Вполне естественно, что увеличение числа вычислительных ядер приводит к росту потребностей процессора в своевременной поставке данных, и более быстрая DDR4 SDRAM кажется вполне обоснованным запросом Coffee Lake. В результате сравниваемые нами системы с наборами логики Z370 и B360 и памятью с разной скоростью при прочих равных демонстрируют разницу в производительности в районе 2-3 процентов. Такова цена экономии на материнской плате.









Игры относятся к числу приложений, которые очень активно работают с оперативной памятью компьютера, но редко когда в состоянии полностью загрузить работой центральный процессор. Вполне объяснимы и результаты игровых тестов. От включения Multi-Core Enhancements толку почти нет, а вот более быстрая память хорошо помогает в деле повышения частоты кадров, добавляя к показателям производительности от 3 до 7 процентов. Отсюда напрашивается и вывод: геймерам, желающим сэкономить на материнской плате, стоит серьёзно задуматься о своём выборе. Например, Core i5-8400 с платой на Z370 и DDR4-3200 оказывается быстрее, нежели Core i5-8600 c DDR4-2666 и платой на чипсете B360. Очень любопытный и показательный результат.







Конечно, от появления новых наборов логики H370, B360 и H310 никто не ожидал революции . С помощью этих наборов микросхем Intel решала одну-единственную задачу – сделать системы на процессорах Coffee Lake доступнее для потребителей, поскольку отсутствие дешёвых материнских плат с разъёмом LGA1151v2 было одной из основных претензий к актуальной массовой платформе микропроцессорного гиганта. И здесь действительно наметился вполне заметный прогресс. Если самые доступные материнские платы на чипе Z370 стоят от $100, H370 понижает эту планку примерно на $10 – до $90, В360 позволяет появиться в продаже LGA1151v2-платам по цене порядка $70-$80, а H310 делает возможным существование бюджетных материнок под Coffee Lake с ценой всего лишь $55-$65.

Попутно новые чипсеты получили дополнительные возможности в виде поддержки USB 3.1 Gen2 и Wi-Fi, однако на практике это мало что значит для конечных пользователей. Скоростные порты USB с пропускной способностью 10 Гбит/с на платах были и до этого, а Wi-Fi в недорогих платформах всё равно не появится, потому что добавление соответствующей функциональности требует от производителей дополнительных и весьма ощутимых затрат. Иными словами, ничего такого, чего не было раньше, в новых материнских платах с чипсетами H370, B360 и H310 мы не увидим. А скорее даже наоборот. Платы на базе этих наборов системной логики стоят дешевле вариантов, построенных на Intel Z370, не просто так. Вопрос «С чем придётся мириться тем, кто сэкономит на материнской плате?» вынесен в заглавие этой статьи не ради красного словца.

Во-первых, LGA1151v2-платы второго поколения не позволяют разгонять процессор, что, впрочем, не слишком серьёзная утрата для большинства пользователей. Возможность разгона нужна лишь для Core i7-8700K, Core i5-8600K и Core i3-8350K, остальные же процессоры поколения Coffee Lake не разгоняются даже на платах с чипсетом Z370. Что же касается функции Multi-Core Enhancements, которая позволяет добавить производительности заблокированным CPU за счет отмены ограничений в энергопотреблении, то она, как оказалось, прекрасно настраивается и в платах на H370, B360 и H310. К тому же тесты показали, что эффект от этой функции переоценён: реальные приложения способны заставить интеловский шестиядерный процессор потреблять более заложенных в спецификации 65 Вт как минимум нечасто.

Но есть и во-вторых: материнские платы на H370, B360 и H310 не поддерживают память с частотой выше DDR4-2666. И это оказалось более серьёзной проблемой. Как следует из результатов тестов, быстрая память влияет на производительность систем с Coffee Lake очень положительно, и, ограничив её частоту, Intel в новых чипсетах фактически добавила своим процессорам заметный искусственный тормоз. Особенно сильно это проявляется в играх, где использование Z370-платы в комплекте с DDR4-3200 вместо платы с DDR4-2666 даёт эффект не хуже, чем можно получить от перехода на более быстрый по частоте CPU.

Именно поэтому мы рекомендуем не слишком увлекаться погоней за экономией при выборе LGA1151v2-материнских плат. Если вы собираетесь строить свою сборку вокруг шестиядерных процессоров Coffee Lake, отказываться от плат на базе Intel Z370 в пользу более дешёвых альтернатив на свежих чипсетах, на наш взгляд, не слишком рационально. Хотя это и неочевидно на первый взгляд, в конечном итоге можно потерять в производительности.

Читайте также: