Без фреймворка что это

Обновлено: 05.07.2024

Статья посвящена одному из важных инструментов программиста - фреймворкам, которые делают разработку сайта более быстрой. Вы узнаете об особенностях фреймворков, их возможностях, назначении.

Статья обновлена в 2021 году.

Фреймворк: что это?

Рассмотрим слово "фреймворк", которое является действительно новым неологизмом, не так давно появившимся в нашем языке. Слово начали использовать примерно в первой половине XXI века. Если рассматривать перевод слова с английского - это "конструкция" или "структура".

Суть фреймворка заключается как раз в переводе слова. Это программная среда специального назначения, своеобразный каркас, используемый для того, чтобы существенно облегчить процесс объединения определенных компонентов при создании программ. Это основа, которая позволяет добавлять компоненты в зависимости от потребностей. База, на которой можно сформировать программу любого назначения достаточно быстро и без особых затруднений.

Классификация фреймворков:

  • Фреймворки приложений;
  • Фреймворки программных моделей;
  • Фреймворки концептуальных моделей.

Наша статья рассмотрит фреймворки, используем ые для разработки современных веб-проектов и принадлежит второму пункту в классификации.

Сравниваем CMS, чистый код и фреймворк

Если у программиста стоит задача создать сайт, ему необходимо сразу же определить дальнейшую стратегию работы. Есть три пути разработки, каждый программист может выбрать тот, который больше всего подходит под его умения.

    Можно написать требуемый исходный код с нуля. Главным преимуществом этого варианта, явл яется его вариативность - практически никаких ограничений, можно реализовать любой задуманный функционал, потребуются лишь определенные умения. Главным минусом можно назвать трудоемкость процесса, временные затраты. Также придется приложить очень много усилий для тщательного тестирования полученного продукта - придется найти все его изъяны, чтобы создать идеальный веб-проект.

Исходя из сравнительных характеристик, можно понять, что именно фреймворк - "золотая середина" между написанием сложного кода и применением ограниченной по функционалу CMS. Вы получаете уже готовый каркас для своего проекта, при этом не теряя гибкости в плане функционала. Фреймворки разделяют по принадлежности к языку программирования, к которому они относятся.

Рассмотрим фреймворки, их типы, особенности, чтобы помочь каждому, кто захочет воспользоваться данным способом для создания сайта.

фреймворки на языках программирования | FructCode

HTML/CSS-фреймворки и библиотеки: их главные особенности

Bootstrap - этот фреймворк (до 4й версии, в 5й версии - это уже библиотека) является невероятно популярным и востребованным, его представили еще в начале 2011 года. Адаптивность (адаптивная верстка) - его главное преимущество. Bootstrap позволяет создавать проекты с невероятно отзывчивым, стильным дизайном - проект будет автоматически подстраиваться, учитывая размер экрана компьютера или мобильного устройства пользователя, просматривающего сайт. К преимуществам относится: большое количество стилей, шаблонов, постраничный дизайн - это существенно облегчает создание сайта.

Обратите вниманию, что для изучения HTML-фреймворков вам потребуются базовые знания HTML и CSS. Изучить HTML/CSS можно на наших курсах: курс HTML/CSS, курс HTML/CSS Advanced.

Pure by Yahoo! - в данном фреймворке есть несколько небольших CSS-модулей, которые хорошо подойдут для любого современного проекта. Название фреймворка, характеризует его основную особенность - ничего лишнего, только необходимый, ничем не утяжеленный программный каркас, который прекрасно подойдет для создания сайта.
Официальная страница purecss.io


PHP-фреймворки: основные особенности

Прежде чем приступать к изучению каких-либо PHP фреймворков, вам потребуются знания основ PHP. Изучите язык PHP с помощью нашего интерактивного курса PHP.


Python-фреймворки: главные особенности

Javascript фреймворки и библиотеки

Язык Javascript очень популярный в 2021 году и на нем создается большое количество веб-приложений. Javascript используют как в Frontend, так и в Backend. Что такое Frontend и Backend вы можете узнать в этой статье:

Прежде чем приступать к изучению React или VueJS вам необходимо освоить современный Javascript. Изучить современный Javascript вы можете с помощью различных онлайн-курсов, в том числе с помощью нашего интерактивного курса Modern Javascript. Начните обучение современному Javascript прямо сейчас.

Также вам потребуются знания NodeJs. О том, что такое NodeJS вы можете прочитать здесь.

Также для того, чтобы разрабатывать современные веб-приложения (веб-сайты) вам потребуются знания верстки веб-сайтов. С помощью наших курсов по HTML/CSS и HTML/CSS Advanced, вы сможете изучить верстку веб-сайтов.

Итак, мы рассмотрели наиболее популярные HTML/CSS, PHP и Python-фреймворки, Javascript фреймворки и библиотеки, которые помогут вам при создании сайтов. Какой из них выбрать — зависит от вашего проекта и необходимых для реализации условий и характеристик фреймворка - выбор за вами. И, конечно, каждый фреймворк требует изучения и практики применения, только в умелых руках, он творит настоящие чудеса!


У меня есть для вас непростое задание. Когда в следующий раз начнёте новый проект, постарайтесь обойтись без PHP-фреймворка. Я не собираюсь перечислять недостатки фреймворков, и это не проявление синдрома неприятия чужой разработки: в этом руководстве мы будем использовать пакеты, написанные разработчиками нескольких фреймворков. Я всецело уважаю инновации в этой сфере.

Но эта статья не о них. Она о вас. О возможности стать лучше как разработчик.

Возможно, главным плюсом отказа от фреймворка станет знание, как всё работает под капотом. Вы будете видеть, что происходит, не полагаясь на фреймворк, который заботится о вас настолько, что вы не можете что-то отладить или до конца понять.

Возможно, ваша следующая работа не позволит вам насладиться запуском нового проекта без фреймворка. Многие важные, критические для бизнеса PHP-задачи подразумевают использование уже существующих приложений. И неважно, будет это приложение, построенное на современном фреймворке вроде Laravel или Symfony, на одной из старых платформ вроде CodeIgniter или FuelPHP — либо это удручающе широко распространённое легаси PHP-приложение с «include-oriented архитектурой»: если сейчас вы будете разрабатывать без фреймворка, то окажетесь лучше подготовлены к любому будущему PHP-проекту.

Но сегодня благодаря стараниям PHP-FIG в сфере автозагрузки и взаимной совместимости вы можете разрабатывать без фреймворка, не создавая его попутно. Существует множество замечательных, взаимно совместимых пакетов, написанных многочисленными разработчиками. И собрать их в единую систему гораздо проще, чем вы думаете!

Как работает PHP?

Прежде всего важно понять, как PHP-приложения взаимодействуют с внешним миром.

PHP исполняет серверные приложения в цикле запрос/ответ. Всё взаимодействие с приложением — из браузера, командной строки или REST API — приходит в него в качестве запросов. При получении запроса приложение загружается, обрабатывает запрос и генерирует ответ, который передаётся обратно клиенту, а приложение закрывается. И так происходит при каждом обращении.

Контроллер запросов

Вооружившись этим знанием, начнём с фронт-контроллера. Он представляет собой PHP-файл, обрабатывающий все запросы к вашему приложению. То есть это первый PHP-файл, в который попадает запрос, и (по сути) последний PHP-файл, через который проходит ответ приложения.

Давайте воспользуемся классическим примером с Hello, world!, обслуживаемым встроенным в PHP веб-сервером, чтобы проверить, всё ли настроено корректно. Если вы этого ещё не сделали, то удостоверьтесь, что в среде установлен PHP 7.1 или выше.

Создадим директорию проекта, в ней сделаем вложенную директорию public , а внутри неё — файл index.php с таким кодом:

Обратите внимание, здесь мы объявляем строгую типизацию — это нужно делать в начале каждого PHP-файла вашего приложения, — потому что подсказки типов (type hinting) важны для отладки и ясного понимания теми, кто будет заниматься кодом после вас.

Далее с помощью инструмента командной строки (вроде Terminal на MacOS) перейдём в директорию проекта и запустим встроенный в PHP веб-сервер.

Отлично. Переходим к следующему шагу!

Автозагрузка и сторонние пакеты

Когда вы впервые начали работать с PHP, то, вероятно, использовали выражения include или require для получения функциональности или конфигураций из других PHP-файлов. В целом этого лучше избегать, потому что другим людям потом будет гораздо труднее разобраться в коде и понять, где находятся зависимости. Это превращает отладку в кошмар.

Выход — автозагрузка. Это означает, что, когда вашему приложению нужно использовать какой-то класс, PHP знает, где его найти, и автоматически загружает в момент вызова. Эта возможность существует со времён PHP 5, но стала активно применяться только с появлением PSR-0 (стандарта автозагрузки, сегодня заменён PSR-4).

Можно было бы пройти через тягомотину написания собственного автозагрузчика, но раз мы выбрали Composer для управления сторонними зависимостями, а в нём уже есть очень удобный автозагрузчик, то его мы и будем использовать.

Проверьте, что у вас установлен Composer. Затем настройте его для своего проекта.

После этого пройдите через интерактивное руководство по генерированию конфигурационного файла composer.json . Затем откройте его в редакторе и добавьте поле autoload , чтобы получилось так, как показано ниже (тогда автозагрузчик будет знать, где искать ваши классы).

Теперь установите для этого проекта Composer, которые подтянет все зависимости (если они уже есть) и настроит для нас автозагрузчик.

Обновите public/index.php для запуска автозагрузчика. В идеале это одно из нескольких выражений include, которые вы используете в приложении.

Если перезагрузить приложение в браузере, вы не увидите никакой разницы. Однако автозагрузчик работает, просто он не делает ничего тяжёлого. Давайте перенесём пример с Hello, world! в автоматически загружаемый класс, чтобы проверить, как всё работает.

В корне проекта создадим папку src и вставим в неё файл HelloWorld.php с таким кодом:

Теперь в public/index.php замените выражение echo вызовом метода announce в классе HelloWorld .

Что такое внедрение зависимостей?

Внедрение зависимостей — это методика, при которой каждая зависимость предоставляется объекту, которому она требуется, вместо того чтобы объект обращался наружу за получением какой-то информации или функциональности.

Допустим, методу класса нужно считать из базы данных. Для этого надо к ней подключиться. Обычно новое подключение создаётся с учётными данными, полученными из глобального пространства.

Но это не лучшее решение. На чуждый метод возлагается ответственность за создание объекта нового подключения к БД, получения учётных данных и обработки любых проблем в случае сбоя подключения. В результате в приложении дублируется масса кода. А если вы попытаетесь прогнать этот класс через модульное тестирование, то не сможете. Класс тесно взаимосвязан со средой приложения и базой данных.

Давайте с самого начала не будем усложнять работу с тем, что требуется классу. Просто в первую очередь потребуем, чтобы объект PDO был внедрён в класс.

Получилось гораздо чище и проще для понимания, меньше вероятность ошибок. Благодаря подсказке типов и внедрению зависимостей метод объявляет именно то, что ему нужно для выполнения задачи, и получает необходимое без вызова из себя внешней зависимости. А когда речь пойдёт о модульном тестировании, мы окажемся готовы к моделированию подключения к БД и спокойно пройдём тест.

Контейнер внедрения зависимости — это инструмент, в который вы обёртываете всё ваше приложение ради создания и внедрения этих самых зависимостей. Контейнер не является необходимым, но значительно облегчает жизнь по мере роста и усложнения вашего приложения.

Мы воспользуемся самым популярным DI-контейнером для PHP с изобретательным названием PHP-DI. (Надо отметить, что в его документации внедрение зависимостей описано иначе, и кому-то так будет понятнее.)

Контейнер внедрения зависимостей

Поскольку мы настроили Composer, установка PHP-DI пройдёт практически безболезненно. Для этого снова обратимся к командной строке:

Обновите public/index.php для конфигурирования и сборки контейнера.

Ничего особенного пока не произошло. Это лишь простой пример, где всё необходимое помещено в один файл для удобства наблюдения.

Мы конфигурируем контейнер, поэтому нужно явно объявить зависимости (а не использовать автоматическое внедрение или аннотации) и извлечь из контейнера объект HelloWorld .

Заметка на полях: автоматическое внедрение зависимостей может быть полезной фичей в начале создания приложения, но в дальнейшем оно усложняет сопровождение, поскольку зависимости остаются относительно скрытыми. К тому же возможно, что через несколько лет другой разработчик подключит какую-нибудь библиотеку, и в результате несколько библиотек будут реализовывать один интерфейс. Это сломает автоматическое внедрение зависимостей и приведёт к непредсказуемому потоку багов. Разработчик, внёсший изменение, может их вообще не заметить.

Давайте ещё больше всё упростим, импортировав пространства имён там, где это возможно.

Пока что выглядит всё так, словно мы устроили суматоху ради выполнения того, что уже делали раньше.

Не беспокойтесь, контейнер нам пригодится, когда добавим несколько других инструментов, помогающих передавать запросы напрямую через приложение. Эти инструменты будут использовать контейнер для загрузки правильных классов по мере необходимости.

Middleware

Если представить приложение в виде луковицы, в которой запросы идут снаружи к центру, а ответы в обратном направлении, то middleware — это каждый слой луковицы, который получает запросы, вероятно, что-то делает с ответами и передаёт их в нижний слой либо генерирует ответ и отправляет в верхний слой. Такое случается, если промежуточный слой проверяет запросы на соответствие каким-то условиям вроде запроса несуществующего пути.

Если запрос проходит до конца, приложение обработает его и превратит в ответ. После этого каждый промежуточный слой в обратном порядке будет получать ответ, возможно, модифицировать его и передавать следующему слою.

Варианты использования промежуточных слоев:

  • Отладка проблем при разработке.
  • Постепенная обработка исключений в production.
  • Ограничение частоты входящих запросов.
  • Ответы на запросы неподдерживаемых медиатипов.
  • Обработка CORS.
  • Маршрутизация запросов в соответствующие обрабатывающие классы.

Промежуточный слой — это единственный способ реализации инструментов для обработки всех этих ситуаций? Вовсе нет. Но реализации middleware позволяют сделать цикл запрос/ответ гораздо понятнее, что сильно упростит отладку и ускорит разработку.

Мы воспользуемся промежуточным слоем для последнего сценария: маршрутизации.

Маршрутизация

Маршрутизатор применяет информацию из запроса, чтобы понять, какой класс должен его обработать (например, URI /products/purple-dress/medium должен быть обработан с помощью класса ProductDetails::class с передаваемыми в качестве аргументов purple-dress и medium ).

Наше приложение будет использовать популярный маршрутизатор FastRoute через реализацию промежуточного слоя, совместимого с PSR-15.

Диспетчер middleware

Чтобы наше приложение стало работать с каким-либо промежуточным слоем, нам понадобится диспетчер.

PSR-15 — это стандарт, определяющий интерфейсы для middleware и диспетчеров (в спецификации они называются «обработчики запросов»), обеспечивающий взаимосовместимость широкого спектра решений. Нам лишь нужно выбрать диспетчер, совместимый с PSR-15, и он будет работать с любым совместимым middleware.

В качестве диспетчера установим Relay.

Подготовим Relay к приёму промежуточных слоев.

В строке 16 мы с помощью ServerRequestFactory::fromGlobals() будем собирать всю информацию, необходимую для создания нового запроса и передачи его Relay . Здесь запрос попадает в стек промежуточных слоев.

Теперь добавим FastRoute и обработчика запросов ( FastRoute определяет, валиден ли запрос и может ли он быть обработан нашим приложением, а обработчик запросов передаёт запрос тому обработчику, что сконфигурирован для этого маршрута).

А теперь определим маршрут для класса обработчика Hello, world. Здесь мы воспользуемся маршрутом /hello , чтобы продемонстрировать возможность использования маршрута, отличающегося от базового URI.

Чтобы всё заработало, нужно обновить HelloWorld , сделав его вызываемым классом, то есть чтобы этот класс можно было вызвать как функцию.

Обратите внимание на добавленный exit; в магическом методе __invoke() . Скоро вы поймёте, к чему это.

Клей, который всё скрепляет вместе

Проницательный читатель заметит, что DI-контейнер, несмотря на все трудности его конфигурирования и сборки, на самом деле ничего не делает. Диспетчер и промежуточное ПО могут работать и без контейнера.

Так зачем он нужен?

А что, если — как это почти всегда бывает в реальных приложениях — у класса HelloWorld есть зависимость?

Давайте её добавим и посмотрим, что произойдёт.

Перезагрузим браузер, и.

Это происходит потому, что для функционирования HelloWorld требуется при его создании внедрить строковое значение, а у нас это повисло в воздухе. И здесь на помощь приходит контейнер.

Давайте определим зависимость в контейнере и передадим его в RequestHandler для разрешения.

Вуаля! При перезагрузке браузера вы должны увидеть Hello, bar world!.

Помните, я упомянул о выражении exit в HelloWorld ?

Это простой способ удостовериться, что мы получили простой ответ, но всё же это не лучший способ отправки выходных данных в браузер. Такой грубый подход заставляет HelloWorld делать лишнюю работу по отдаче отчетов — а этим должен заниматься другой класс, — что слишком усложняет отправку заголовков и кодов статуса, а также приводит к закрытию приложения, не давая шансов запуститься промежуточному ПО, идущему после HelloWorld .

Обновим HelloWorld для возвращения Response .

Обновим определение контейнера, чтоб HelloWorld предоставлялся со свежим объектом Response .

Если мы сейчас обновим страницу, то получим пустой экран. Приложение возвращает из диспетчера промежуточных слоев правильный объект Response , а потом… что?

Просто ничего с ним не делает.

Нам нужен ещё один инструмент: эмиттер. Он находится между приложением и веб-сервером (Apache, nginx и т. д.) и отправляет ваш ответ клиенту, сгенерировавшему запрос. Эмиттер просто берёт объект Response и преобразует в инструкции, доступные для понимания серверным API.

Для простоты примера мы используем здесь очень простой эмиттер. Хотя он может быть гораздо сложнее, но в случае больших загрузок реальное приложение должно быть сконфигурировано для автоматического использования потокового эмиттера. Это хорошо описано в блоге Zend.

Обновим public/index.php для получения Response от диспетчера и передачи в эмиттер.

В строке 15 заканчивается цикл запрос/ответ и вступает в работу веб-сервер.

Завершение

Мы углубились в некоторые технологии и аргументацию, но я надеюсь, вам очевидна простота программы начальной загрузки нового приложения без сопутствующего хлама фреймворка. Также надеюсь, что вы теперь лучше готовы к применению этих технологий в существующих приложениях.

Использованное в статье приложение лежит в репозитории, можете свободно форкать и скачивать.

Причём тут первый рендер, если для него нужен только html и css.

ошибаешься, js, картинки и прочее тоже участвуют в процессе первого рендера. Причем для js еще можно указать, чтобы он был исключен из первого рендера и вообще грузился асинхронно без первого приоритета.
NazarPunk:

Я при сборке проэкта тоже получаю всего два файла .js и .css, которые успешно попадают в кэш.

не забывай о размере бандла, при чистом виде он будет минимальным. Один только jquery весит 87 Кб, функций которые ты почти не используешь, а мы умещаем в этот размер целое приложение с нехилой функциональностью полноценным дизайном и поддержкой всех не модных брузеров

Чтобы успешно сложить и использовать кеш тебе нужен стабильный интернет и постоянный пользователь. Если рассматривать мобильных юзеров и стандартный поток клиентов на сайт, то твоя теория сильно наворачивается.

NazarPunk

NazarPunk



Один только jquery весит 87 Кб, функций которые ты почти не используешь

Я смотрю просто адские размеры без gzip, что ни один браузер их не потянет,

alexprey

alexprey



То что ты говоришь, это не каждый чих, а разбивка на чанки, чтобы при обновлении кода, обновлялся не весь бандл, а только определенный чанк

NazarPunk

NazarPunk



Кем приветствуется? Если там появилось мультиплексирование, то это не значит, что его нужно юзать гденипопадя.

Если бы оно так сильно приветствовалось, то я бы каждый селектор css вынес бы в отдельный файл и грузил бы их скопом, но что-то так никто не делает.

Raised

Raised



Пока вижу роутинг одной из ключевых проблем: как правило роутер определяет что рисовать при каком запросе, на время сессии запоминает список доступных* и посещенных/загруженных страниц. С MPA вся логика находится на сервере. Чтоб получить все преимущества SPA (PVA, например) нужен роутер на клиенте.

На всякий случай выведу оперативное определение роутера:

определяет что рисовать при каком запросе, на время сессии запоминает список доступных* и посещенных/загруженных страниц (полу-PVA, хотя полноценный PVA отсюда вывести несложно).

При таком подходе загруженный роутером скрипт инициирует вьюху и делает ее активной/текущей (пряча все остальные). Прирост производительности получается за счет того что уже посещенную страницу можно просто вытащить из списка, вместо отправки очередного запроса на сервер и гуфа единственного контейнера. Ясное дело подразумевается что нужны опции, позволяющие указать стоит ли пытаться подгрузить более актуальную версию вьюхи с сервака, каков должен быть интервал между запросами и т.д.

Есть только одна проблема: в некоторых случаях некоторые части страницы остаются неизменными. Вот представим кейс с information-dense сайдменюхой с вкладками и мейн контейнером со списком статтей для вьюхи. Я позволю себе усомнится в целесообразности перерисовки всей страницы при переключении вкладки => смене роута. Тут нужен рекурсивный подход и чтоб помимо "Что?", роутер определял и "Где?" это рисовать. То есть определение придется расширить и как-то рекурсивно проходить по чему-то при смене роута. Но как и по чему именно я так пока и не додумался.

Постараюсь ка-то прикинуть решение как будет на это время.

Raised

Raised



Есть обновления. Пожалуй, стоит начать с того что при описанном выше подходе помимо роутинга на клиенте была еще одна проблема: пререндеринг на сервере, SEO.

Ну а чтоб решить эту проблему пришлось разобраться с роутингом на сервере. Так как параллельный массив с захардкодженными парами вида <реквест: страница>не достаточно гибок, пришлось подумать что еще можно с этим сделать. В итоге остановился на подходе, аналогичном react-router:

С примера выше понятно что в ход пошли шаблонная строка + асинк/авэйт. Не буду нудить деталями имплементации и как все умно и красиво все сделано, пока что скажу что это работает таким же образом как и реактовский роутер, грубо говоря — динамично и в результате получается древообразная структура.

Осталась проблема синхронизации DOM-референсов сгенерированной страницы с клиентом. Ну а так как виртуальный DOM я не хочу да и вряд ли могу с таким подходом, надо придумать какой-то алгоритм для передачи референсов. Есть одна идея которую буду сегодня тестировать, но она мне кажется немного упоротой. Пример синхронизации хуков клиента с сокетами, сгенерированными на сервере:

Метод node, генерирует бандл для клиента, присваевает ему указанное имя или имя, сгенерированное с названия узла и инжектит ссылки на файл в тело страницы.

Все это происходит при запуске сервера. Генерируются отрендерренные версии узлов, генерируются бандлы для узлов и компонентов. Генерируется статичный ассоциативный массив вида <запрос: файл>, и сгенерированные ассеты уже обслуживаются по нему.

Думаю, стояло бы нарисовать схему и углубится в имплементацию, но честно говоря, не думаю что все это будет хоть кому-либо интересно. Юзай фреймворк n, добавь магии в свою жизнь.

Сегодня трудно представить нашу жизнь без интернета. Всевозможные информационные ресурсы, социальные сети, развлекательные и новостные порталы – все это мы находим ежедневно в глобальной сети. Все это кажется таким простым и доступным, и мы не задумываемся, какой гигантский труд был проделан разработчиками за десятилетия.

Появление фреймворков

Все веб-браузеры понимают только следующие технологии:

  • JavaScript . Он изначально разрабатывался для решения следующей задачи – взаимодействие между конечным пользователем и веб-страницей, но сегодня JS отвечает за все. Настолько это универсальная технология, позволяющая разработчикам реализовывать даже самые креативные идеи.
  • CSS . Эта технология позволяет реализовывать визуальный дизайн, все то, что видит конечный пользователь. Еще одна из функций – адаптивность веб-страниц под различные экраны.
  • HTML. Эта технология позволяет задать структуру веб-страницы.

Кажется, что этих трех технологий достаточно для ФронтЭнд -разработки. В общем, да, но программисты все-таки решили упростить себе немного работу. Так были придуманы первые веб-фреймворки. Такие фронтенд-каркасы позволили сократить время на разработку программного обеспечения, минимизировать ошибки. Так, например, один из самых популярных фреймворков , сочетающий в себе HTML в связке с CSS, Bootstrap. С помощью его можно создавать веб-страницы с адаптивной версткой – реализовать выпадающее меню, располагать контент в несколько колонок, показывать или же скрывать блоки с информацией, добавить кнопки и, конечно же, сделать все это не просто функциональным, но и красивым.

Но не только в FrontEnd используются фреймворки, в backend- разработке также нашлось место для них. В общем, сегодня фреймворки стали этакой палочкой-выручалочкой в мире программирования. А теперь подробнее разберемся с понятием фреймворков, с их достоинствами и недостатками.

Что такое фреймворки

Полный обзор фреймворков, их плюсы и минусы

Если сказать простым языком, то фреймворки можно сравнить с шаблонами, которые задают будущую структуру проекта. Данный программный продукт отлично подходит для создания полномасштабных крупных проектов, так как позволяет выстроить правильно бизнес-логику. Такой каркас уже содержит минимально необходимый набор функционала, остальные коррективы вносит разработчик. Можно сказать, что framework облегчают работу программиста, ему не нужно отслеживать, например, такие функции как защита паролем, обработка ошибок, работа с базами данных и файловой системой. Все это и многое другое уже реализовано в фреймворках. В общем, можно забыть про рутину и реализовывать самую интересную часть проекта.

Достоинства фреймворков

Полный обзор фреймворков, их плюсы и минусы

Выбирая реализацию проекта с помощью фреймворка, разработчик получает следующие преимущества:

  • Более компактный и понятный код, который в последующем легче исправлять недочеты, добавлять новые функциональные возможность, в общем, его проще сопровождать.
  • Уже выстроенные бизнес-процессы, готов так называемый каркас, то есть на данном этапе можно избежать глобальных ошибок.
  • Программное обеспечение, реализованное на фреймворках, более быстрое и эффективное.
  • Безопасность.

Недостатки фреймворков

Несмотря на множество достоинств, у фреймворков есть и недостатки. Так, например, фреймворк задает определенную структуру будущего ПО. И если разработчику нужно реализовать какой-то нестандартный проект, то придется отказаться от фреймворков.

Не стоит забывать, что программист должен хорошо знать, как работает фреймворк и уметь его применять в работе. На изучение фреймворка тоже нужно потратить время. Да, и конечно же, используя фреймворки, невозможно реализовать весь функционал, все равно придется что-то дописывать вручную.

Популярные фреймворки для веб-разработки

Полный обзор фреймворков, их плюсы и минусы

Для изучения лучше всего выбирать самые популярные и часто используемые фреймворки. Итак, рассмотрим их в зависимости от языка программирования, к которому они применяются. Популярные фреймворки следующие:

Здесь перечислены наиболее популярные фреймворки, а вообще их существует множество для реализации различных задач. И каждый такой Framework требует отдельного изучения.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что появление фреймворков изменило полностью подход к созданию программных продуктов, позволило разработчику сократить рутинную работу, а больше времени выделить на реализацию индивидуальных особенностей проекта. Но использование фреймворков наложило и свои ограничения. Так программист должен реализовывать свои идеи в рамках установленной структуры. Также стоит не забывать, что разработчику перед использованием фреймворка, нужно изучить его, знать его особенности.

Вообще, программирование с использованием или без фреймворков – это сложный процесс, требующий от разработчика большой усидчивости и трудолюбия. Новички часто задаются вопросом, как быстро и эффективно освоить программирование. Есть несколько вариантов это сделать. Во-первых, можно самому попытаться освоить этот сложный путь. Но будьте готовы к трудностям на этом тернистом пути. Во-вторых, учебные заведения всегда ждут студентов с распростертыми руками. Но здесь придется потратить несколько лет, чтобы добиться результата. И есть еще один самый оптимальный способ получить новую профессию – пройти обучающие курсы . Это займет всего несколько месяцев. Плюс весь процесс будет контролироваться опытными преподавателями. Поэтому за результат можно не переживать. Начать программировать не так уж и сложно – просто нужно выбрать правильный путь вхождения в профессию!

Веб-разработчики большую часть времени занимаются кодингом. Они создают сайты или приложения с нуля. В арсенале программистов много инструментов, которые позволяют сэкономить время при решении стандартных задач. Одним из самых популярных являются фреймворки.

В статье расскажем о том, как фреймворки помогают ускорить разработку и разберём виды этих инструментов.

Что такое фреймворк

У новичков, которые делают первые шаги в нише разработки, часто возникают проблемы с фреймворками. Все понимают, что их надо изучить, но тема кажется максимально сложной. Если разобраться в особенностях инструментов, то станет понятно, что освоить их вполне реально.

Фреймворк — платформа для создания сайтов и приложений, которая облегчает разработку благодаря большому количеству реализованных функций. Программисту не надо писать код с нуля. Он берёт готовое решение и создаёт надстройку для реализации продукта.

Фреймворки часто пересекаются с библиотеками. Разработчики используют оба компонента и новички часто не понимают, чем они отличаются. Библиотеки — готовые компоненты, решающие определённые задачи. Например, есть библиотеки для обработки файлов и вывода картинки на экран.


У библиотек и фреймворков одна цель — освободить программиста от постоянного решения однотипных задач. Когда он берёт в работу новый проект, то может не писать весь код, а взять фреймворк, в котором уже есть базовое «ядро» и подключить к нему несколько библиотек.

Главное отличие фреймворка от библиотеки заключается в том, что фреймворк задаёт жёсткие рамки. Разработчик интегрирует свой код в стороннее решение, но не может выйти за пределы стандартной логики. Библиотеки же можно использовать в любой момент или отключить совсем, если есть альтернативы.

Принципиальные отличия фреймворка от библиотеки надо знать всем, чтобы правильно использовать оба инструмента. Когда заказчик просит создать сайт на базе готовой CMS, PHP-фреймворки уже не понадобятся, а вот CSS могут пригодиться. Можно подключить их к проекту и не писать код стандартных функций.

Чтобы новичкам было проще освоить новые понятия, разберём суть терминов на примере строительства. Представьте, что надо построить дом. Заказчик дал чёткое ТЗ и установил сроки. Программист не может выйти за рамки, но у него есть свобода выбора технологий.

Кирпичи, цемент, окна и другие расходники — библиотеки. Их можно менять в зависимости от конфигурации здания. Фреймворк — форма сооружения, его архитектурные особенности. Если мы строим двухэтажный дом и уже есть «коробка», избавиться от второго этажа будет сложно. Это ограничения фреймворка.

А вот заменить окна, двери или цвет здания можно в любой момент. На это понадобятся деньги, но конструкция не пострадает. Фреймворки и библиотеки можно использовать одновременно, чтобы экономить время на разработке и заниматься написанием уникальных функций.


Скорость отрисовки страниц для разных фреймворков

К примеру, программисту нужно создать корпоративный портал с системой профилей и надёжной защитой. На создание такой системы с нуля может уйти несколько месяцев. Проще взять готовый фреймворк, в котором будут закрыты популярные «дыры» безопасности и сосредоточиться на создании личного кабинета.

Популярные фреймворки — результат работы программистов со всего мира. Они постоянно улучшают модуль и он обрастает новыми возможностями. Не надо создавать с нуля формы, кнопки, таблицы и другие элементы. Подключили «ядро» и можно спокойно заниматься реализацией пунктов из технического задания.

Виды фреймворков

Ниша веб-разработки начала развиваться давно, и в какой-то момент разработчики поняли, что большая часть программных решений содержат одинаковый код. Например, работа с файлами в разных операционных системах отличается, но можно один раз написать «скелет», а потом менять его под себя.

Постепенно начали появляться библиотеки и фреймворки. На разработку библиотек уходит меньше времени, потому что они закрывают одну задачу. А вот фреймворки разрабатываются и улучшаются с годами. В них появляются новые функции и «ядро» становится более мощным.

Существуют PHP, CSS и JS-фреймворки. Каждый вид программных инструментов решает свои задачи, но они объединены общей целью — помочь разработчику избавиться от рутины. Вместо того, чтобы писать, к примеру, систему вывода шаблонов страницы для каждого проекта, он может заниматься нестандартными задачами.

Фреймворки и библиотеки не являются лёгким решением проблем. Они лишь дают «фундамент» на базе которого можно создать проект. Если разработчик надеется, что за него сделают всю работу, то эти инструменты так не не умеют.


Количество библиотек и фреймворков для JavaScript постоянно увеличиваются. Появляются более гибкие решения, создатели которых обещают высокую производительность и быстродействие. Разработчикам надо следить за трендами, чтобы через несколько лет не оказалось, что они пользуются устаревшим стеком и он перестал быть востребованным.

PHP-фреймворки используются на бэкенде для формирования базовой структуры. Для фронтенда существует большое количество своих фреймворков, которые помогают быстро собрать «каркас» и изменить его внешний вид.

Для отслеживания популярности фреймворков можно использовать сервис Google Trends. Он показывает динамику спроса на основе количества поисковых запросов. Можно ввести несколько ключей сразу, чтобы отобразить данные на одном графике и сравнить их.

На скриншоте ниже видно, что информацию о React ищут примерно в 2 раза чаще, чем о Vue. Притом, что React — JS-библиотека с открытым исходным кодом, а Vue — фреймворк. В среде разработчиков часто идут споры по поводу принадлежности React к фреймворкам, но информация на официальном сайте чётко говорит о том, что это библиотека.


Фронтенд и бэкенд-фреймворки одинаково полезны. Первые отвечают за внешний вид проекта, а вторые за работу на стороне сервера. Разработчику необходимо освоить хотя бы несколько инструментов каждого типа. Необязательно изучать их досконально, достаточно базовых знаний.

Существуют фуллстек-фреймворки, которые работают на стороне клиента и сервера. Некоторые программисты уделяют их изучению много времени, чтобы создавать сайты и веб-приложения с широкими возможностями.

Какие задачи решают фреймворки

Мы уже несколько раз ответили на этот вопрос, но для лучшего понимания вопроса необходимо увидеть картинку полностью. В глобальном смысле фреймворки ускоряют разработку. Они избавляют разработчика от необходимости тратить время на функции, которые можно взять из стандартных решений.

У фреймворков есть преимущества и недостатки, поэтому их нельзя назвать идеальным инструментом. При правильном использовании они экономят время, но, если у разработчика недостаточно опыта работы, то взаимодействие с новым фреймворком принесёт много проблем.

Какие задачи решают фреймворки:

  1. Увеличивают скорость разработки. У программиста будет отлаженное «ядро», которое можно использовать как основу проекта.
  2. Уменьшают стоимости задачи. Если программисту не надо создавать сайт с нуля, а можно использовать фреймворк, он возьмёт гораздо меньше денег за работу. Самописные CMS могут разрабатываться несколько лет, а бюджет нередко достигает сотен тысяч рублей.
  3. Освобождают от рутинных задач. Разработчик может заниматься реализацией нестандартных функций.
  4. Помогают остаться конкурентоспособным на рынке. Если программист в совершенстве освоил несколько популярных фреймворков, он не останется без работы.

Фреймворки — не просто удобные инструменты, которые являются незаменимыми для веб-разработчиков. Это «фундамент» для успешной карьеры в нише. Во многих вакансиях указывается обязательное знание фреймворков. Если у соискателя нет опыта, у него меньше шансов получить хорошую работу.

Можно обойтись в работе без фреймворков и библиотек. Разрабатывать сайты на базе готовой системы управления контентом и писать дополнительные модули на PHP. Многие digital-агентства используют популярные CMS и отказываются от фреймворков из-за сложностей с поиском квалифицированных кадров.


Стоимость разработки сайта на фреймворке Yii

У фреймворков открытый исходный код, поэтому любой разработчик может внести изменения в логику и адаптировать программный продукт под свои задачи. Если брать готовое «ядро», то вместе со стандартными функциями в проект «подтянутся» и распространённые проблемы.

Проблемы с безопасностью есть почти у каждого фреймворка. Недоброжелатели могут проанализировать исходный код, найти сайты, использующие фреймворк и получить доступ к конфиденциальной информации, если разработчик самостоятельно не закрыл бреши в безопасности.

Проблемы с безопасностью актуальны и для готовых систем управления контентом. Их часто взламывают через уязвимости в плагинах и в некоторых случаях защититься от проблем практически невозможно.

На сайте может быть 20-30 потенциально небезопасных плагинов. На анализ уязвимостей в каждом из них уйдёт много времени. Поэтому CMS и фреймворки в этом плане особо не отличаются.

Как выбрать фреймворк для работы

Начинающие разработчики часто спрашивают опытных коллег о том, какой фреймворк выбрать для работы. Чтобы потратить несколько лет на его изучение и хорошо зарабатывать. Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что ниша веб-разработки постоянно меняется.

При выборе фреймворка надо анализировать данные из нескольких источников. Посмотрите статистику в Google Trends, проанализируйте данные ежегодного опроса разработчиков на портале Stack Overflow, ознакомьтесь с профильными исследованиями.


При выборе фреймворка обратите внимание на комьюнити и документацию. Чем больше людей вовлечены в разработку, тем быстрее будут увеличиваться возможности. Документация помогает решить распространённые проблемы без помощи коллег. Не надо тратить время на публикацию вопросов или поиск опытных программистов.

Статистика вакансий тоже важна, но данные постоянно меняются. Пока будете изучать React или Vue может появиться другой фреймворк, который будет пользоваться спросом у работодателей. Гнаться за трендами не стоит, но надо внимательно следить за ними.

Если собираетесь посвятить годы карьеры разработке, уделите время изучению популярных фреймворков. Это поможет стать востребованным программистом и даст возможность переходить в компании с более выгодными условиями работы.

Читайте также: