Бортовой компьютер шевроле кобальт настройки

Обновлено: 28.06.2024

Высокий лоб, крупные зеркала-уши, надутые бока, широко раскрытые глаза — мул, ни дать ни взять. Хватит ли сил взобраться к рыночным вершинам?

General Motors предлагает почти по цене Chevrolet Aveo более крупный и утилитарный автомобиль на той же платформе. Cobalt — это незатейливый дизайн, менее технологичный моторчик 1.5, скромное оснащение и узбекская сборка. Понятно, на чём сэкономлено, вопрос — ради чего? Ужасающее шоссе от Самарканда до Шахрисабза должно помочь с ответом. Пусть жёсткая подвеска Кобальта не слишком балует седоков, зато субъективно она более энергоёмка.

Седан для нашего рынка выпускается на том же заводе в Асаке, что и Nexia c Матизом. В некотором смысле Cobalt — это Nexia XXI века. У них нет общих компонентов, но они апеллируют к одним и тем же потребительским ценностям.

Разгоняюсь до 80–90 км/ч — и тут же сбрасываю до 15–20. Ямы глубиной в добрую четверть колеса заботливо расставлены в шахматном порядке. Следующий затем небольшой отрезок нормального асфальта сменяется разбитой грунтовкой со следами былой роскоши. Толчки ощутимые, но за весь день случилась всего пара пробоев, сопровождаемых громкими, пугающими ударами.

Интерьер простоват на вид, отделан недорогими материалами, но аккуратно собран и не скрипит даже на откровенно плохих дорогах. Самая симпатичная деталь — боковые дефлекторы обдува. В обоих противосолнечных козырьках есть зеркальца.

Там, где покрытие позволяет, автомобиль разгоняется удовлетворительно, и не более того. Наш вариант — с задумчивым шестиступенчатым «автоматом» от Aveo. Думаю, «механика» позволила бы 105-сильному двигателю 1.5 расцвести. У Кобальта он развивает на 10 л.с. и 21 Н•м меньше, чем у Aveo, но Cobalt полегче, и на разгон до 100 км/ч обеим машинам требуется по 11,7 с. Негусто? Так ведь в этой ценовой категории полно легковушек с архаичными «автоматами», разгоняющихся ещё тише.

Пару слов о расходе топлива. В первой половине пути, пока мы забирались высоко в горы по сильно разбитой дороге да делали продолжительные остановки с заведёнными моторами, борткомпьютер показывал в среднем 15-16 л/100 км. Когда возвращались домой по нормальному шоссе, средний расход быстро сократился до 10 л и даже спустился немного ниже.

Приятный на вид рычаг перемещается в прямом пазу, но остановки рычага не совпадают с маркировкой. Определить выбранный режим проще по индикации на приборной панели. Пользоваться ручным режимом так же неудобно, как и на Aveo: переключения осуществляются боковой клавишей. Там, где уместно пощёлкать передачи, например на извилистой дороге, приходится рулить одной рукой. Баловство! У приборов Кобальта, в отличие от панели Авео, есть механическая регулировка яркости подсветки.

Если вы цените точность рулевого управления, вы не клиент Кобальта. Механизм с гидроусилителем тут не особо информативен. Как и тормоза. Замедление неплохое, но не хватает связи по педали. Усилие почти не меняется на большей части хода, и только к концу, словно опомнившись, привод набирает жёсткость. Картина знакома нам по Aveo.

Cobalt c «автоматом» стоит 503 тысячи рублей. Aveo c такой же коробкой и более мощным мотором — 530 тысяч. Шестиступка есть ещё у седана Polo, но цены там начинаются от 576 800 рублей.

Зеравшанский хребет, перевал Тахтакарача (Китабский), высота около 1,7 км над уровнем моря. Закладывает уши. Несмотря на то что седанчику явно не хватает воздуха, он упорно проходит поворот за поворотом. На узкой каменистой дорожке мотор не без труда, но вытягивает машину на приличные подъёмы, хотя ведущие колёса нет-нет да и проскальзывают на россыпях щебня. На привале мы можем уделить больше внимания салону.

Сиденья на Кобальте мягкие и сзади, и особенно спереди. Водительское уже «в базе» оснащено четырьмя регулировками — жирный плюсик в карму модели. И, кстати, уже в младшей версии Кобальта руль регулируется по высоте. Так что устроиться за баранкой можно неплохо. Тканевые вставки на дверях добавляют уюта, а подлокотники — сама простота, что не влияет на удобство пользования. Кнопки центрального замка — прямо под рукой, на передней панели, а вот клавиши стеклоподъёмников — где-то под локтем. Перчаточный ящик — с подсветкой. Управление печкой без нареканий.

Благодаря стойкам кузова с небольшим наклоном при посадке на заднем сиденье втроём крайние пассажиры не упираются в потолок. Есть хороший запас пространства и для ног: как в коленях, так и на полу. Хотя Cobalt не Almera, конечно. В передней части салона много мест для мелочовки, а сзади — только карманы в спинках кресел. У Aveo была та же проблема, хотя там один карман, а тут два.

Объёму 545-литрового багажника позавидуют многие седаны гольф-класса. Широкий проём, аккуратная обивка, петли не сильно мешают. Под полом — полноразмерная запаска (на Авео — докатка). Закрывая крышку, хватаешься за вырезы в металле. К заливной горловине бензобака, как и к багажнику, без ключа не подступиться. Спинка дивана укладывается неравными частями. Кроме того, можно сложить или снять подушку. Правда, её хлопотно ставить назад.

Спецификация напоминает мне о бразильском происхождении Кобальта. Там, например, распространены кражи из багажника. Грузовой отсек Кобальта открывается только ключом или кнопкой на ключе (у более дорогой версии). Причём в любом случае мотор нужно заглушить. Неудобно, зато защищает от воров. «Бразилия», — кивают люди из Chevrolet.

Под днищем нет каких-то особенно выступающих элементов. Заявленный клиренс — 160 мм. С опциональной стальной защитой картера — меньше, но ни на грунтовке, ни на гравийных дорогах ей не нашлось работы.

В салоне всего один примитивный плафон освещения, зато потолочные ручки — с микролифтом. Базовая комплектация лишена подушки безопасности пассажира и АБС (их можно докупить пакетом за 20 тысяч рублей), зато включает подогрев передних сидений и зеркала с электроприводом да обогревом. Вместо «музыки» — заглушка и «аудиоподготовка»: антенна и четыре динамика.

Для «бюджетника» у Кобальта много интересных мелких деталей: симпатичные поворотники на «крыльях», оттиск фирменного креста на корпусах фар или сложные фонари с надписями Chevrolet. Но есть тут и дырки в «ковролине» под задние воздуховоды, и нестыковка пластика, а под переднюю панель лучше и не заглядывать вовсе.

Качество покрытия на обратном пути в Самарканд располагает к более высокой скорости. Шумоизоляция по меркам «бюджетников» неплоха. При равномерном движении мотор действительно тих. Но отчётливо дробят камешки по колёсным аркам, особенно задним. Аэродинамические и шинные шумы не досаждают только до 90 км/ч, а потом их уровень быстро растёт, и к 110–120 км/ч они уже доминируют над всеми остальными звуками.

Cobalt, пришедший на смену Lacetti (фактически по всем параметрам новая машина крупнее, кроме заднего свеса), должен оттяпать часть клиентуры у доступных седанов: Логанов, Лад и «корейцев».

Эффект от появления Кобальта первым ощутит Aveo, рыночная роль которого заметно изменилась. Нежданно-негаданно он превратился в модника и щёголя. Теперь он — этакий универсал. И практичен, и спортивно-подтянут, и хорошо оснащён, и недорог. Потому что конкретный «бюджетник» теперь — Cobalt. Его задача побольше принять на борт и держать удар стихии. Посмотрим, сдюжит ли.

Цель — довести продажи Кобальтов в России до 30 тысяч штук в год. В 2012-м было реализовано менее 25 тысяч седанов и хэтчей Aveo.

Вернувшись в Самарканд из 270-километрового вояжа, я подписываюсь под тем, что Cobalt — машина не для водителя, а для его семьи. Автомобиль, способный при ближайшем знакомстве порадовать парой-тройкой приятных мелочей, но про который чаще говорят не «мой» — «наш». Откажусь-ка от симпатичного Aveo — тёща сядет удобно. Как-то так, видимо. И, если верить джиэмовцам, среди экономных клиентов Chevrolet таких большинство.

Информационный центр водителя
находится в комбинации приборов.

На приведенном выше рисунке по?
казана последовательность функ?
ций бортового компьютера для
дисплея Model B.

На приведенном выше рисунке по?
казана последовательность функ?
ций бортового компьютера для
дисплея Model A.

Слово MENU на иллюстрации
означает, что нажатие на кнопку
MENU приводит к переключению с
одной последовательности на дру?
гую. Кроме того, поворачивая ручку
регулятора, можно перемещаться
вниз по схеме на рисунке. Для на?
стройки или сброса параметра на?
жмите кнопку SET/CLR.

Вы можете выбрать одно из сле?
дующих меню:

Информационные дисплеи, Информационный центр водителя

82 приборы и средства управления

Приборы и средства управления

Настройка единиц измерения.

Для выбора меню нажмите кнопку
MENU на рычажке указателя пово?
рота.

При последовательных нажатиях
на кнопку MENU режимы переклю?
чаются в следующем порядке:

Настройка единиц измерения

Сохранение индивидуальных на?
строек автомобиля 87.

Бортовой компьютер 85.

При коротком (менее 2 секунд) на?
жатии на кнопку в комбинации при?
боров режимы переключаются в
следующем порядке:

Пробег за поездку

стройка часов
измерения.

Нажатие на кнопку в комбинации
приборов дольше 2 секунд перево?
дит в режим настройки или сброса
соответствующих параметров.

Сохранение индивидуальных на?
строек автомобиля 87.

Бортовой компьютер 85.

Настройка единиц измерения

Model A
Единицы измерения скорости и
температуры можно менять.

Для выбора нужного меню нажмите
кнопку меню на рычажке указателя
поворота.

Выбрав пункт настройки единиц из?
мерения, нажмите кнопку SET/
CLR на несколько секунд.

82 приборы и средства управления

Графический информационный дисплей

Приборы и средства управления

Поворотом ручки на рычажке сиг?
нала поворота выберите нужную
настройку.

1. Великобритания (миль/час, °C).

2. США (миль/час, °F).

3. Европа и Южная Америка

При изменении единицы измере?
ния выбранная единица отобража?
ется на экране.

Нажмите и несколько секунд удер?
живайте клавишу SET/CLR для
подтверждения.

Model B
Нажимайте коротко (менее
2 секунд) на кнопку в комбинации
приборов, чтобы перейти к на?
стройке единиц измерения.

Нажимайте коротко (в течение ме?
нее чем 2 секунд), чтобы выбрать
нужную единицу.

1. Великобритания (миль/час, °C).

2. США (миль/час, °F).

3. Европа и Южная Америка

Отображаются дата, время, наруж?
ная температура и информация ин?
формационно-развлекательной
системы.

Когда включена информационно-
развлекательная система, выво?
дится меню индивидуальных на?
строек автомобиля.

Сохранение индивидуальных на?
строек автомобиля 87.

Графический информационный дисплей

Приборы и средства управления

В зависимости от комплектации и
индивидуальных настроек автомо?
биля некоторые из описанных
функций могут отсутствовать.

Если продолжать движение, ко?
гда в информационном центре
водителя отображается сооб?
щение о неисправности, воз?
можно серьезное повреждение
автомобиля или двигателя. Не?
медленно обратитесь в сервис?
ный центр Chevrolet.

Неисправность ближнего
света левой фары.

Неисправность заднего
противотуманного фонаря.

Неисправность ближнего
света правой фары.

Неисправность левого перед?
него габаритного огня

Неисправность правого
переднего габаритного огня

Неисправность фонаря
заднего хода.

Неисправность освещения
номерного знака.

Неисправность левого перед?
него указателя поворота

Неисправность правого
переднего указателя пово?
рота

128 Крышка капота открыта.

Бортовой компьютер, Предупреждающие звуковые сигналы

Приборы и средства управления

При запуске двигателя или во
время движения

Если автомобиль запаркован
и/ или открыта дверь

Предупреждающий звуковой сиг?
нал прекращается через не?
сколько секунд после вставки
ключа в замок зажигания.

При включенных наружных осве?
тительных приборах.

Бортовой компьютер распола?
гается в информационном центре
водителя.

Он предоставляет водителю ин?
формацию о средней скорости, за?
пасе хода по топливу, среднем рас?
ходе топлива, времени поездки и
т.д.

Для управления бортовым компь?
ютером нажмите кнопку MENU на
рычажке указателя поворота.

Выберите верхний дисплей, нажи?
мая кнопку MENU, пока она не миг?
нет дважды.

При каждом повороте ручки на ры?
чажке сигнала поворота по часовой
стрелке режимы переключаются в
следующем порядке:

Средний расход топлива

хода по топливу

Бортовой компьютер, Предупреждающие звуковые сигналы

Приборы и средства управления В некоторых режимах можно сбр.

Приборы и средства управления

В некоторых режимах можно сбро?
сить показания, нажав кнопку SET/
CLR в течение нескольких секунд.

Средний расход топлива

В этом режиме на дисплее отобра?
жается средний расход топлива.

Средний расход топлива рассчи?
тывается накопленным итогом за
время работы двигателя, даже
если автомобиль не находился в
движении с момента последнего
сброса этого значения.

Для сброса показаний среднего
расхода несколько секунд удержи?
вайте нажатой клавишу SET/CLR.

Запас хода по топливу

В этом режиме отображается при?
мерное расстояние, которое авто?
мобиль может проехать до полного
опустошения топливного бака.

Диапазон расстояний составляет
примерно 30–999 км.

При дозаправке топливом с отклю?
ченной аккумуляторной батареей
или стоящим на уклоне автомоби?
лем возможно искажение показа?
ний бортового компьютера.

Реальное расстояние может отли?
чаться от расчетного в зависимо?
сти от стиля езды.

Информационный центр водителя

Примечание
Бортовой компьютер является
вспомогательным устройством,
поэтому расчетный и фактиче?
ский запас хода по топливу могут
отличаться в зависимости от об?
стоятельств.

Запас хода по топливу зависит от
манеры вождения, дороги и ско?
рости движения, поскольку рас?
считывается по эффективности

Приборы и средства управления В некоторых режимах можно сбр.

Сохранение индивидуальных настроек

Приборы и средства управления

использования топлива, которая
меняется в зависимости от этих
факторов.

В этом режиме на дисплее отобра?
жается средняя скорость.

Значения средней скорости сумми?
руются при работе двигателя, даже
когда автомобиль стоит на месте.

Диапазон средней скорости не ог?
раничен.

Для сброса показаний средней ско?
рости несколько секунд удержи?
вайте нажатой клавишу SET/CLR.

В этом режиме на дисплее отобра?
жается суммарное время движе?
ния.

Значения времени движения сум?
мируются при работе двигателя,
даже когда автомобиль стоит на
месте.

Для обнуления времени движения
удерживайте нажатой кнопку SET/
CLR несколько секунд.

По достижении значения 99:59
время движения вновь переходит к
0:00.

Параметры автомобиля можно
персонализировать путем измене?
ния установок на информационном
дисплее.

В зависимости от комплектации и
индивидуальных настроек автомо?
биля некоторые из описанных
функций могут отсутствовать.

Появляются меню настройки.

Для переключения между меню на?
стройки поверните ручку MENU-
TUNE информационно-развлека?
тельной системы.


Цветной TFT дисплей 2.4" разрешением 320х240 и рабочей температурой от -20 градусов. Цветовое оформление дисплеев может быть настроено пользователем индивидуально (по RGB каналам). Четыре предустановленные цветовые схемы с быстрым переключением.

Дисплеи х 1 параметр, 6 настраиваемых дисплея х 4 параметра, 4 настраиваемых дисплея х 7 параметров, 3 настраиваемых дисплея х 9 параметров, 8 графических настраиваемых дисплеев х 2 (или 1) параметр, 8 стрелочных настраиваемых дисплея х 2 параметра, 7 дисплеев средних параметров х 7 параметров, 2 дисплея парктроника, 4 горячих меню х 10 функций.

Мощный 32-разрядный процессор обеспечивает большую точность и скорость работы.

Бортовой компьютер может быть легко установлен на лобовое стекло или парприз ("торпедо") автомобиля. Крепление позволяет отрегулировать прибор в 2-х плоскостях и обеспечит нулевой уровень вибрации.

Бортовой компьютер поддерживает самое большое количество универсальных и оригинальных протоколов диагностики автомобилей. Это позволяет установить его практически на любой автомобиль. Даже если протокол диагностики автомобиля не поддерживается, всегда можно подключиться к датчику скорости и форсунке и задействовать большинство функций.

До 200 параметров диагностики ЭБУ для множества оригинальных протоколов, включая паспорт, сервисные записи ЭБУ на уровне диагностического сканера. Чтение данных стоп-кадра (до 40 параметров) при возникновении ошибки в работе системы, состояния контрольных систем автомобиля из оригинального протокола без переключения в протокол OBD-2. Диагностика не только ошибок, но и параметров АБС, электропакета и других дополнительных систем.

Большую часть настроек можно редактировать и сохранять при помощи программы с обычного персонального компьютера (при подключении стандартным кабелем mini-USB).

главное окно настройка цветов настройка параметров настройка горячих меню настройка бака просмотр журналов поездок

Перенос статистики поездок на ПК

Статистика поездок может быть перенесена на персональный компьютер и импортирована в различные программы для дальнейшего анализа и ведения статистики за продолжительный период времени.

Сохранение файла конфигурации на ПК

Все настройки бортового компьютера могут быть сохранены в файл на ПК пользователя — это позволяет обмениваться конфигурационными файлами между пользователями идентичных автомобилей. Сделав все необходимые калибровки на одном автомобиле (калибровку расхода топлива, скорости, бака), готовый файл конфигурации можно передать другим пользователям аналогичных машин.

Возможность подключения бортового компьютера только к колодке диагностики автомобиля (для большинства автомобилей).

Подключение до 2-х парковочных радаров

Бортовой компьютер позволяет произвести подключение до 2-х парковочных радаров Multitronics одновременно (спереди и сзади) (рекомендуется Multitronics PU-4TC). Допускается одновременное подключение парктроников только одной модели (например совместная работа PT-4TC и PU-4TC невозможна).

Встроенный голосовой синтезатор

Голосовое сопровождение режимов, всех параметров, проговаривание их числовых значений, 21 голосовое предупреждение об авариях и выходах за пределы установок.

Проговаривание неисправности сразу при ее возникновении

При возникновении ошибки в ЭБУ автомобиля бортовой компьютер не только предупредит о факте ее возникновения, но и проговорит код ошибки и ее расшифровку. Таким образом водитель сразу же будет знать, стоит ли устранять причину ошибки немедленно или можно продолжить движение.

Полностью новый программный интерфейс

“Горячие меню” (быстрый вызов "Любимых функций")

“Горячие меню” позволяют осуществить быстрый доступ к функциям, расположенным в “Дисплее установок”. Пользователь может по своему усмотрению настроить состав “Горячих меню” (до 10 функций каждое) и нажатием всего одной кнопки вызывать список функций и настроек, находящихся в различных местах “Дисплея установок”. Существует четыре независимых “Горячих меню” для дисплеев Параметры, Средние, Таксометр и Парковка.

Журналы поездок и заправок

Журналы средних параметров на 20 поездок и 20 заправок.

На экране компьютера возможно одновременное отображение до двух графиков мгновенных параметров. С помощью функции “Обратный отсчет” можно перемещаться по графикам (по оси времени, 259 отсчетов) и определять численные значения параметров в “прошлом времени”, а также сравнивать их между собой.

“Контроль качества топлива”

С высокой точностью отслеживается изменение расхода топлива или длительности впрыска. При изменении выводится предупреждение и числовое значение ухудшения / улучшения качества топлива (в процентах к эталону).

Позволяет устанавливать значение пробега на остатке топлива в баке и контролировать стиль поездки (расход топлива). На основании установленного пробега, средней скорости и расчетного расхода топлива, эконометр указывает время прибытия и отклонение от установленного пробега.

“Габариты” / “Газовое оборудование”

Бортовой компьютер предупредит как о невключенном ближнем свете при начале поездки, так и о невыключенных габаритах после окончания поездки. Возможно использование бортового компьютера совместно с газовым оборудованием: максимально точный расчет расхода топлива с учетом отдельной поправки для газа.

Бортовой компьютер может работать в качестве осциллографа (при подключении опционального кабеля "Multitronics ШП-2"): наблюдение и анализ сигналов различных датчиков и цепей а/м непосредственно на экране компьютера, сохранение и перенос осциллограм на персональный компьютер. Сравнив записанный сигнал с эталонным, вы получаете дополнительную возможность диагностики узлов автомобиля в случае сложно диагностируемых неисправностей: износ, заклинивание, замыкание, плохой контакт и т.д. По своим возможностям “Осциллограф” максимально приближен к настольным решениям: имеется возможность управлять разверткой, триггером, измерять временные интервалы, оценивать амплитуды сигналов.

Обновление через интернет

Бортовой компьютер поддерживает самостоятельное обновление программного обеспечения с помощью встроенного разъема mini-USB с возможностью запоминания и переноса настроек в новые версии.


Ravon R4 | Chevrolet Cobalt (Равон Р4 | Шевроле Кобальт) с 2011 года, руководство по эксплуатации

Содержание

Действия в чрезвычайных ситуациях
Ежедневные проверки и определение неисправностей
Эксплуатация автомобиля в зимний период
Поездка на СТО
Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию
Предостережения и правила техники безопасности при выполнении работ на автомобиле
Основные инструменты, измерительные приборы и методы работы с ними
Механическая часть двигателя
Система питания и управления двигателем
Система охлаждения
Система смазки
Система впуска и выпуска
Сцепление
Механическая трансмиссия
Автоматическая трансмиссия
Приводные валы
Ходовая часть
Тормозная система
Рулевое управление
Кузов
Система отопления, вентиляции и кондиционирования
Пассивная безопасность
Электрооборудование двигателя
Электрооборудование и электросистемы автомобиля
Электросхемы

В 2011 году в Буэнос-Айресе был представлен концепт малобюджетного седана, и уже к концу года мир увидел серийный Chevrolet Cobalt (Шевроле Кобальт).

Автомобиль Ravon Cobalt

Имя Cobalt известно давно и пришло из США, там автомобиль под таким названием выпускался до 2009 года, после чего был снят с производства. Но в странах СНГ, Южной Америки, Среднего Востока и других седан получил вторую жизнь. Правда, уже в ином классе — с пересмотренной внешностью, иными габаритами и даже другой платформой GM Gamma. Первым рынком для второго поколения Cobalt стала Бразилия, потом настал черед и других страна. А в 2011 году производство автомобиля наладили еще и в Узбекистане. А в 2015-м там провели ребрендинг и вывели на рынок СНГ бренд Ravon. Chevrolet Cobalt получил новое имя и с 2016 года начал выпускаться как Ravon R4.
Если говорить о классе и габаритах, то Chevrolet Cobalt/Ravon R4 занял нишу между Chevrolet Cruze и Chevrolet Aveo. В передней подвеске использованы стойки McPherson, а в задней — скручивающаяся балка. Причем в Узбекистане, готовя седан к производству, сделали подвеску жестче, чем у бразильской версии, дабы она лучше справлялась с плохими дорогами. У автомобиля передние тормоза дисковые, а задние — барабанные. Что касается габаритов, то длина автомобиля составляет 4479 мм, ширина — 1735 мм, высота — 1514 мм, колесная база — 2620 мм, что для седана С-класса весьма неплохой показатель. К слову, и 545 л объема багажного отсека — внушительная цифра. Из прочих интересных особенностей стоит отметить 160 мм заявленного дорожного просвета, что отлично отражается на практичности автомобиля.

Автомобиль Ravon Cobalt

Базовая комплектация Cobalt; Ravon R4 лишена подушки безопасности на переднем пассажирском месте и ABS, зато в ней есть подогрев передних сидений, зеркала с электроприводом и обогревом, регулируемая по высоте рулевая колонка и многое другое. В более дорогих версиях есть и ABS, и подушки безопасности, и кондиционер, и аудиосистема, и регулировка сиденья водителя по высоте, и бортовой компьютер.

Одна из самых популярных ошибок при срабатывании индикатора Check Engine на приборной панели автомобилей Chevrolet Cobalt и Ravon R4. Если обратиться к расшифровке, то мы можем увидеть её причиной появления бедную смесь. Если не вдаваться в подробности, то под этим термином подразумевается превышение количества воздуха на определенное количество бензина в топливной смеси. Причин для “подсоса” лишнего воздуха предостаточно, но на наших автомобилях узбекского производства можно сразу же сузить круг поиска до проверки работоспособности клапана адсорбера.

Причина и признаки

На протяжении полугода бортовой компьютер HobDrive на моей магнитоле частенько предупреждал о превышении порога долгосрочной топливной коррекции:


Бортовой компьютер HobDrive заранее предупреждал о грядущей неисправности

На фотографии выше значение уже запредельное, на момент первых звоночков оно было в пределах 10–15%, потому обходилось без срабатывания Check Engine. Я же в свою очередь игнорировал это, ибо как говорится “на скорость не влияет”. И действительно, если обратиться к графикам этого параметра (как правило, в диагностических программах зовется LTFT), то можно обратить внимание, что подсос воздуха изменяет пропорцию топливной смеси лишь на холостом ходу, а под нагрузкой процент коррекции снижается и его последствия становятся менее заметными.

По-хорошему, значения этого параметра должны быть в пределах нуля с небольшой погрешностью. Конкретно на кобальтах и Р4 равонах уже с завода коррекция могла уходить в сторону процентов эдак на 5. Для понимания, ошибка P0171 срабатывает лишь при достижении значения долгосрочной коррекции значения в 30%, которое и является максимальным. Ездить автомобиль, конечно, не перестанет, но на свечах начнет образовываться белый налёт от бедной смеси и возникает риск перегрева локальных участков двигателя, вплоть до прогара клапанов. Из косвенных признаков: нестабильные обороты и вибрация, потеря мощности и повышенный расход топлива.

Иными словами, если ваш автомобиль относительно новый, и “чек” вылез на пробеге 30−40−50 тыс. км без звуков явного подсоса воздуха под капотом, то первым делом проверяем клапан адсорбера.

Как снять клапан адсорбера

Особой сложности на Chevrolet Cobalt и Ravon R4 эта процедура не вызывает. Да, на некоторых автомобилях данный клапан расположен снаружи и в принципе никакого демонтажа не требуется, но всё равно — 15 минут не такое уж большое время, которое стоит беречь и продолжать ездить с неправильной смесью.

Из инструментов понадобятся:

  • Бита Torx T‑25;
  • Головка на 10;
  • Отвертка с прямым шлицем (плоская, минусовая — в простонародье).

Для доступа к клапана придётся демонтировать воздушный фильтр вместе с коробом, гофру воздуховод впускной системы и дроссельную заслонку.

Отворачиваем два самореза с шапкой торкс (звездочка) крышки короба воздушного фильтра:

И снимаем крышку:


Для удобства можно шлицевой отверткой ослабить хомут на воздуховоде и отложить крышку в сторону. Далее извлекаем воздушный фильтр и простым вытягиванием на себя и в право к двигателю нижнюю часть корпуса короба:


Снятый короб воздушного фильтра. Как видим, грязь остается на его дне и фильтр успешно выполняет свою функцию.

Воспользуясь случаем чистим её от песка и прочего мусора и откладываем в сторону. Далее нас интересует дроссельная заслонка. Ослабляем хомут на воздуховоде впуска со стороны дросселя и снимаем его. Дабы не проверять на прочность защелки фишек проводки на датчиках и “крокодильчики” для крепления патрубков просто откладываем его в сторону и получаем доступ к заслонке:


Дроссельная заслонка со снятым впускным воздуховодом.

Обнаруживаем достаточно грязную заслонку и приступаем к её демонтажу. Делается это элементарно, нужно открутить четыре болта головкой на десять:


Болты крепления дроссельной заслонки

Фишку проще отсоединить после, ибо с первого раза не сразу понятно как правильно это сделать не сломав её. Хотя те, кто уже менял свечи с таким типом защелки сталкивались и прекрасно знают как с ней совладать :)

К сожалению, заснять алгоритм её отщелкивания забыл, попробую показать на фотографии:


Снятая заслонка.

Вытягиваем красный язычок на себя простым движением пальца и затем нужно с другой от него стороны (зеленая стрелочка) подлезть шлицевой отверткой и нажать на рычажок защелки. Попасть удастся не с первого раза, но если сделать всё правильно, то штекер без какого-либо усилия отсоединится.

Не забываем заткнуть чистой тряпкой впуск и переходим к нашему злополучному клапану адсорбера. На фотографии выше его можно увидеть прям за зеленой стрелочкой. К нему подходит патрубок от адсорбера и фишка с двумя проводами. Там же находится один единственный болт крепления с головкой на 10, откручиваем его и без фанатизма вытаскиваем клапан из двигателя. Если переусердствовать, можно потерять зеленую шайбу-прокладку, которую неизвестно чем потом заменить.


Клапан адсорбера. Парт.номер: 96985666, производитель — Bosch.

Отключаем фишку и патрубок. И если с фишкой проводки проблем не возникнет, то для снятия патрубка придется извлечь два “крокодильчика” белого и зеленого цветов. Для их снятия нужно одновременно поддевать их концы отвертками и вытаскивать из зажима. При этом сохраняем аккуратность и стараемся их не потерять. Есть мнение, что крокодилы снимать не нужно, а достаточно просто нажимать на них сверху и одновременно вытаскивать патрубок.

Наступил долгожданный момент истины — проверка клапана на работоспособность. Не отходя от капота сделать это можно элементарно — попробовать продуть его ртом. Клапан является нормально закрытым, то есть без напряжения на соленоиде он не должен пропускать через себя воздух. Если продувается в обе стороны, то вот и причина нашей бедной смеси. Двигатель тянет воздух из бака через адсорбер. Но есть куда более худший вариант событий — когда клапан клинит в закрытом положении. Это ведет к сплющиванию топливного бака, а предпосылками будут посторонние звуки со стороны заливной горловины даже после остановки двигателя.

В моем случае соленоид клапана работал, если подать на него частотный ток то характерный стрекот будет услышан. Да и без демонтажа с автомобиля этот звук является самым громким среди всей симфонии подкапотного пространства. Спутать его работу с чьей-либо еще трудно. Для пущей уверенности на заведенном двигателе с температурой выше 50 градусов по цельсию (на меньшей он не включается) достаточно приложить палец к патрубку от клапана к адсорберу и по прерывистой вибрации будет ясно, что он работает.

Но то, что электрическая составляющая клапана в порядке не значит, что механическая так же выполняет свою функцию. Мембрана банально рвётся и независимо от состояния соленоида просто пропускает через себя воздух. В ситуациях, когда клапан именно заклинил, а не порвалась мембрана, можно попытаться шаманством ненадолго его оживить. На драйве один обыватель залил внутрь него кипяток и в итоге слил пыль от угля, которым наполнен адсорбер и тем самым расклинил клапан.

На других автомобилях GM применяется визуально похожий клапан, но на просторах интернета не удалось найти отзывов по его реальной применимости вместо нашего. Код — 55593172, цена 800₽ при заказе из Китая и 2000₽ в оффлайн магазинах:


Визуально похожий на наш клапан на просторах AliExpress.

По фотографии явно видно, что разъем отличается, но возможно всё таки найдется желающий и рискнет его заказать с последующей пробой на кобальтах, ибо подобный прецедент выручил бы многих владельцев нашего автомобиля, избавив от переплаты за оригинальный клапан. Вот его размеры, как вариант сравнить с оригинальным перед заказом:


Размеры клапана 55593172 (ЭТО НЕ ОРИГИНАЛ ДЛЯ КОБАЛЬТА! Но возможно, что подойдет)

А как временная мера в ожидании получения заказа с новым клапаном я просто заглушил старый:

И на патрубок от адсорбера нацепил обычный топливный фильтр чтобы он не висел в открытую и не тянул в себя грязь. Глушить целлофановым пакетом как делают некоторые побоялся, ибо получится тот же эффект как и при заклинившем в закрытом положении клапане — бак начнет сжиматься от вакуума.

В итоге получаем заказанный оригинальный клапан:


Клапан адсорбера Bosch — 96985666. Производство — Мексика.

Убеждаемся, что отличий с умершим клапаном нет:

И устанавливаем это всё добро взамен временно заглушенного:

Результат замены клапана

Собрал всё это дело обратно и эффект не заставил себя ждать — ошибка исчезла при первом же запуске, а топливная коррекция вернулась в стабильный ноль:


Check Engine на приборной панели исчез, долгосрочная топливная коррекция (LTFT) свелась практически на ноль.

Причем эффект не только на приборной панели и в диагностических программах, а и непосредственно в работе ДВС — находясь в салоне стало трудно понять по ощущениям, заведен ли двигатель. Вибрации пропали абсолютно. И мощность пришла в порядок, пропало ощущение что автомобиль при ускорении кто-то тянет за задницу.

Читайте также: