Частоты для восстановления памяти

Обновлено: 06.07.2024

В нашу клинику всё чаще обращаются за помощью люди, которые испытывают проблемы с памятью после перенесённой коронавирусной инфекции. Действительно, статистика говорит о том, что у каждого третьего переболевшего развиваются когнитивные нарушения, связанные с запоминанием информации, в том числе – снижение памяти.

Как работает память

Комментарий главного врача клиники «Семейный доктор» Азарова Александра Александровича:

«Память – сложный физиологический процесс, в основе которого лежат биохимические реакции, постоянные и временные нервные связи, которые возникают между нейронами под влиянием внешних раздражителей. При этом надежность запоминания зависит от способности к концентрации внимания, частоты повторений, а также от индивидуальных особенностей человека».

Виды памяти

Классификация

Немедленное воспроизведение после восприятия

Понимание смысла фразы при чтении, списывании.

Длительное сохранение после многократного повторения.

Выполнение бытовых и профессиональных дел.

По характеру запоминания

Человек не прикладывает усилий к запоминанию.

По характеру активности

Запоминание образов музыки, ароматов, видов.

Картины природы, музыка, лица людей. Развита у художников, музыкантов.

Запоминание слов: прочитанных или услышанных.

Заучивание стихов, рассказов. Развита у актёров, поэтов, писателей.

Навыки самообслуживания, повседневные движения. Развита у танцоров, спортсменов.

Запоминание пережитых чувств.

Любовь, эмпатия, сочувствие.

Нарушение памяти вирусных инфекциях, в том числе при новой коронавирусной инфекции.

На нервные клетки и их окружение губительно действуют сами инфекционные агенты, их токсины, вызывая различные патологические изменения. Ухудшается запоминание, страдают образная, эмоциональная, смысловая составляющие памяти. Ухудшение памяти специфично для новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. При этом общие симптомы инфекции могут быть выражены минимально или отсутствовать. В некоторых случаях память снижается не сразу, а примерно через полгода после заболевания, когда компенсаторные механизмы исчерпываются.

Восстановление памяти после коронавируса

Причины нарушения памяти при Covid-19

Механизм развития

Гипоксия головного мозга.

Переизбыток кортизола (гормона стресса) нарушает межнейронные связи, затрудняет образование новых.

Прямое токсическое действие на клетки мозга

Нарушение работы нейронов, ухудшение запоминания и долговременной памяти.

Антитела разрушают собственные клетки организма, вызывают гибель нейронов.

«У коронавируса выраженная нейротропность. Даже если человек перенёс вирус на ногах, в легкой форме, у него могут проявиться головные боли, проблемы со сном, умственной и физической работоспособностью».

Комментарий главного врача клиники «Семейный доктор» Азарова А. А.:

«Новая коронавирусная инфекция Covid-19 напрямую повреждает разные отделы центральной и периферической нервной системы, нарушает нормальную работу всех звеньев процесса памяти, что подтверждено нашими клиническими наблюдениями, а также данными российского и мирового медицинского сообщества».

Как снизить риск нарушения памяти при новой коронавирусной инфекции

После перенесённой коронавирусной инфекции нужно пройти полное обследование. Лечение отталкивается от обнаруженной патологии и значительно отличается даже для людей, одинаково переболевших в одно время.

«У каждого третьего пациента, перенесшего Covid-19, появляются неврологические симптомы: головокружение, головная боль, когнитивные расстройства. Поэтому в первую очередь необходимо медикаментозное реабилитационное лечение, направленное на восстановление нормальной работы головного мозга: сосудистую и ноотропную терапию.

Параллельно с ноотропной терапией рекомендуются:

  • полноценный сон

  • умеренная физическая активность
  • исключение стрессов
  • приём витаминно-минеральных комплексов с повышенным содержанием витаминов группы В, магния, цинка
  • активное общение.

Старайтесь чаще созваниваться с родственниками, друзьями, участвовать в развлекательных мероприятиях. Начните изучать иностранный язык, читайте книги, учите стихи, составляйте заранее маршруты прогулок, держите их в голове».

Не стоит забывать о полноценном питании, употреблении достаточного количества жидкости – до 2–3 литров в сутки. Необходимо гармонизировать режим труда и отдыха, избегать физического, психического перенапряжения.

Есть ли страховки от нарушений памяти, как снизить риск?

Необходимо обратиться к врачу-терапевту сразу, как только почувствовали недомогание. Если вы этого не сделали, то запишитесь на приём после выздоровления, даже если хорошо себя чувствуете. Но особенно важно получить консультацию доктора при наличии следующих симптомов после перенесенного коронавируса: депрессия, апатия, потливость, слабость, быстрая утомляемость, одышка, тахикардия, учащённое мочеиспускание или задержка мочи, тяжесть в правом боку.

Комментарий главного врача клиники «Семейный доктор» Азарова А. А.:

«На данный момент большинство патологических проявлений новой коронавирусной инфекции, не говоря об отдаленных последствиях, находятся в стадии изучения. Если нарушения памяти после перенесенной новой коронавирусной инфекции Covid-19 ухудшают качество жизни, мы рекомендуем обратиться для очной консультации к профильным специалистам: врачу-неврологу, врачу-психиатру для оценки состояния памяти, подбора при необходимости адекватной терапии, а также динамического наблюдения».

Случаи из практики

Пациентка Н, 35 лет. После перенесённого Covid-19 значительно ухудшилась память, ухудшился сон, появилась тревожность раздражительность. Подобрана медикаментозная терапия, даны рекомендации по соблюдению режима труда и отдыха. Через 1 месяц состояние пациентки значительно улучшилось.

Пациент К, 47 лет. После перенесённого в лёгкой форме Covid-19 обратил внимание на резкое ухудшение памяти, появилась апатия, раздражительность. Пациенту даны рекомендации по режиму сна, назначена медикаментозная терапия. Спустя две недели отмечает улучшение состояния, продолжает приём препаратов.

Вопрос «как улучшить мою память?» наверняка задавал себе каждый из нас хотя бы раз в жизни. Как правило, это было связано с особенными обстоятельствами, требовавшими быстрого запоминания больших объемов информации (например, во время экзаменационной сессии) или же при освоении новых навыков (при переходе на новую, ответственную работу). А с возрастом поддержание остроты памяти становится одной из первоочередных задач, наряду с заботой о физической форме.

Как мы видим, ситуации, при которых людей начинают волновать возможности их памяти, очень различаются. Порой это связано с органическими изменениями нервной ткани, происходящими при старении или некоторых заболеваниях. А иногда причиной снижения памяти являются функциональные расстройства (например, сильный стресс и переутомление). А бывает и так, что нам просто необходимо побыть какое-то время «суперменом».

Начнем с возрастных изменений .

Как в конкретном случае понять, является ли снижение памяти нормальным процессом старения, или это проявление заболевания?

Нормальное возрастное снижение памяти не мешает человеку вести полноценную, продуктивную жизнь. К примеру, если вы случайно забыли чье-то имя, то непременно вспомните его через пару дней. Иногда вы не можете найти очки, или Вам чаще приходится составлять списки дел и покупок.

Все эти проблемы в целом вполне решаемы и не влияют на способность вести независимую жизнь, общаться и работать.

Е сли же вы заметили у своих пожилых родственников более тревожные симптомы (или они сами пожаловались вам на возникшие проблемы) – постарайтесь не затягивать с визитом к невропатологу (желательно, специализирующемуся на проблемах памяти).

признаки потери памяти

Е сли вы заметили у своих пожилых родственников симптомы – постарайтесь не затягивать с визитом к невропатологу.

Для поддержания молодости мозга помните о двух правилах: первое — мозг подобен мышце и нуждается в тренировке, второе — что хорошо для сердца, то хорошо и для мозга (в обоих случаях нам необходимо заботиться о хорошем кровообращении).

Итак, что на что же нам следует обращать внимание, и не только в пожилом возрасте?

  1. Поддерживайте регулярную физическую активность! Международные рекомендации советуют как минимум 150 минут умеренной аэробной активности в неделю (например, ходьба в доступном Вам быстром темпе), либо 75 минут высоких аэробных нагрузок (бег трусцой). Если у вас нет на это времени, выделите для прогулок хотя бы 10 минут ежедневно.
  2. Высыпайтесь! Это необходимо для нормальной работы мозга в любом возрасте. Сделайте полноценный сон своим приоритетом. Большинству взрослых людей требуется от 7 до 9 часов сна ежедневно.
  3. Здоровая диета также влияет на процессы усваивания информации. Для улучшения памяти ученые рекомендуют включать в рацион ягоды (особенно полезна черника), жирные сорта рыбы (богатые омега-3 жирными кислотами), брокколи, орехи, тыквенные семечки, черный шоколад, апельсины и яйца. Кофеин, содержащийся в кофе и зеленом чае также способен улучшить Вашу память. Ограничьте потребление сладкого, однако разумное количество простых углеводов в диете необходимо.
  4. Избегайте переедания – недавнее исследование клиники Мейо показало, что хроническое переедание и ожирение удваивает риск проблем с памятью для людей старше 70 лет.
  5. Стимулируйте ментальную активность , заставляйте свой мозг работать. Для того чтобы «потренировать» мозг в любом возрасте, ученые советуют начать изучать иностранный язык или осваивать игру на музыкальном инструменте. И не расстраивайтесь в случае медленного прогресса! Это тот случай, когда процесс важнее результата.

Еще одно исследование продемонстрировало, что чтение книг и использование компьютера в пожилом возрасте снижает риск развития деменции на 30-50%. Решайте кроссворды и судоку, играйте в шахматы и шашки, старайтесь разучивать новые маршруты при прогулках и при вождении автомобиля.

телевизор и память

  1. Не злоупотребляйте телевизором! Пожилые люди, проводящие за просмотром телевизора менее 7 часов в день, имеют вдвое меньший риск значимого снижения памяти, чем люди, уделяющие передачам более 7 часов ежедневно. Увлекаться компьютерными играми тоже нежелательно. Не так давно немецкий нейрофизиолог Манфред Шпицер (Manfred Spitzer) ввел в научный язык термин «цифровая деменция» («digital dementia»). Группа ученых под его руководством обнаружила, что при злоупотреблении цифровыми технологиями в повседневной жизни начинают разрушаться нейронные связи, отвечающие за кратковременную память. Причина кроется в том, что в обычной жизни за кратковременную память отвечает гиппокамп, а во время игры преимущественно работает часть мозга, называемая стриатум (или базальные ганглии). У активных геймеров, таким образом, отмечается уменьшение объема гиппокампа за счет увеличения стриатума.
  2. Будьте организованными. Заведите ежедневник, календарь или электронный планер, и заносите туда информацию о Ваших планах, встречах, важных событиях. Иногда проговаривание вслух того, что вы заносите в свой ежедневник, помогает закрепить информацию в памяти. Заведите лист текущих дел (to-dolist) и отмечайте в нем выполненные пункты. Отведите в доме определенные места для хранения кошелька, ключей, очков и других важных предметов. При выполнении важных дел старайтесь не отвлекаться и не делайте слишком много вещей одновременно.
  3. По возможности будьте социально активными . В таком случае вы снижаете риски развития деменции на 40%! Встречайтесь чаще с любимыми родственниками и друзьями, станьте членом кружка по интересам или общественной организации. Особенно это важно для одиноких пожилых людей.
  4. Регулярно проходите диспансеризацию и своевременно лечите хронические заболевания ! Чем лучше вы заботитесь о своем здоровье, тем меньше проблем с памятью будете иметь впоследствии.

причины снижения памяти

Существуют медицинские причины обратимого снижения памяти, требующие врачебного вмешательства.

Кроме того, следует сказать о медицинских причинах обратимого снижения памяти, требующих квалифицированного врачебного вмешательства. К снижению памяти могут привести:

  1. Прием некоторых медицинских препаратов (бета-адреноблокаторов, противоаллергических препаратов первых поколений, снотворных). Следует отметить, что эти неприятные побочные эффекты развиваются редко и практически не встречаются у более современных лекарств — поэтому часто помогает замена препарата на аналогичный!
  2. Легкие травмы головы в результате падений или несчастных случаев (в том числе в ситуациях без потери сознания).
  3. Расстройства эмоционального спектра (депрессия, тревожные расстройства, длительные стрессовые ситуации) – помимо прочего, они часто проявляются забывчивостью, замешательством, сложностями с концентрацией, что мешает нормальной ежедневной активности.
  4. Алкоголизм. Хронический алкоголизм способен серьезно нарушить ментальные функции. Алкоголь также может вызвать значительное снижение памяти при взаимодействии с другими лекарствами.
  5. Дефицит витамина В12. Этот витамин помогает поддерживать здоровье нервных клеток и красных кровяных клеток – эритроцитов. Дефицит витамина В12 чаще встречается у пожилых людей, и у пациентов, получающих лечение при сахарном диабете.
  6. Снижение функции щитовидной железы. Нелеченый гипотиреоз проявляется, в том числе, забывчивостью и другими проблемами с памятью.
  7. Опухоли головного мозга. Страшная болезнь на начальных стадиях может проявляться снижением памяти и деменция-подобными симптомами.

Медикаментозные подходы для улучшения памяти

Часто в качестве средств для улучшения памяти предлагаются препараты из группы нооторопов – это лекарства, призванные увеличивать устойчивость мозга к различным вредным воздействиям .

препараты для лечения памяти

Один из вариантов лечения — ноотропы.

Необходимо обратить внимание на два важных момента: во-первых, большинство из этих препаратов не проходили серьезных медицинских исследований, поэтому эффективность их, по современным стандартам, является недоказанной. Либо же при изучении таких лекарств исследователи не выявляют различий в функционировании центральной нервной системы до и после курса лечения.

Однако, такие препараты очень популярны в нашей стране, накоплен большой опыт их использования. На настоящий момент можно с уверенностью сказать лишь то, что у взрослых людей при их приеме серьезных побочных эффектов практически не отмечается. Кроме того, механизм их действия в большинстве случаев до конца не ясен, что снижает возможности их использования у детей.

Вторым важным моментом является то, что эти лекарства изначально предназначены для улучшения состояния ПОВРЕЖДЕННОГО мозга – вследствие травм, инсультов, интоксикаций. Крайне маловероятно, что они способны повлиять на функции здоровой нервной системы.

Препаратами, которые могли бы помочь в случае потребности в высокой работоспособности и концентрации внимания, являются психостимулирующие средства (иногда их называют общетонизирующими препаратами или адаптогенами). Эти лекарства повышают умственную и физическую работоспособность, и могут немного «подстегнуть усталую лошадь» — поэтому прием их может быть только кратковременным. Курсы таких препаратов иногда назначаются при астенических состояниях – весенних гиповитаминозах, восстановлении после длительных болезней и тяжелых операций.

При длительном лечении они могут вызвать лекарственную зависимость, нарушения сна, тревожность и раздражительность. Водить автомобиль во время их приема тоже опасно!

препараты для лечения памяти

Во время лечения психостимуляторы могут вызвать лекарственную зависимость, нарушения сна, тревожность и раздражительность.

Психостимуляторы делятся на несколько групп:

  1. Комплексы биологически активных веществ природного происхождения. К ним относятся экстракты, китайского лимонника, левзеи, элеутерококка, заманихи, женьшеня, родиолы розовой, аралии и других растений, а также препараты из неокостеневших рогов маралов и оленей (Пантокрин).
  2. Препараты, содержащие естественные аминокислоты, полученные химическим способом (аргинин, аспарагин, цитруллин, треонин, глицин) — Сарженор, Когитум, Стимол, Биотредин, Глицин форте.
  3. Препараты, содержащие синтетические молекулы — Сульбутиамин, Энерион, Фенотропил, Бендазол, Кофеин, Трекрезан, Метапрот.

Также к адаптогенам иногда относят витамины группы В и омега – полиненасыщенные жирные кислоты.

Что касается препаратов, используемых для лечения деменции на всех стадиях, то долгое время большие надежды возлагались на средства, содержащие экстракт листьев Гинкго Билоба (Танакан, Билобил, Гинкоум, Мемоплант). К сожалению, крупные исследования, законченные к настоящему времени, не выявили эффективности этих лекарств при возрастном снижении памяти – ни профилактической, ни лечебной.

На настоящий момент единственным веществом с доказанной эффективностью при деменции является мемантин (Акатинол Мемантин, Нооджерон, Марукса, Меманталь, Меморель, Тингрекс). Назначается препарат неврологом на длительный хронический прием.

восстановление памяти после коронавируса

Нарушение памяти, мышления, снижение концентрации внимания — такие последствия наблюдаются у некоторых пациентов, переболевших COVID-19. Люди, перенесшие болезнь тяжело (особенно если они были подключены к аппаратам ИВЛ) зачастую рассеяны, плохо запоминают новую информацию, не могут сосредоточиться.

В большинстве случаев проблема исчезает сама через несколько недель или пару месяцев. Однако у некоторых она остается и становится причиной недопонимания в семье, невозможности продолжать работать или заниматься привычными делами дома.

Чрезвычайно важно понимать, что проблема существует и она требует устранения. Близкие переболевшего COVID-19 должны быть более внимательными к нему и в случае наличия симптомов помочь в восстановлении памяти и внимания.

Хомудярова Алена Николаевна

Хомудярова Алена Николаевна — врач невролог, гирудотерапевт, рефлексотерапевт, стаж работы более 10 лет.

Эффективные методы восстановления

Специалисты предлагают несколько эффективных стратегий, которые могут помочь восстановить мышление, память, концентрацию внимания.

Физические упражнения. Они помогут восстановить функции головного мозга. После длительной болезни мускулатура ослабевает, и вам в любом случае понадобится специальная гимнастика для восстановления сил и укрепления тела.

Делайте рекомендованные упражнения ежедневно или 5 раз в неделю. В случае сильной одышки, слабости, усталости можно временно отказаться от силовых и оздоровительных упражнений. Однако необходима ежедневная легкая физическая нагрузка, которую со временем можно понемногу увеличивать. Выполняйте только те упражнения, которые вам по силам, но старайтесь с каждым днем добавлять в комплекс более сложные элементы.

Зарядка для мозга. Заведите себе новое хобби, требующее внимания, эрудиции и тренировки памяти. Это может быть решение кроссвордов, головоломок, игры на запоминание, сложение, чтение книг и т. д. Такая деятельность поможет восстановить когнитивные функции мозга. Задания усложняйте по мере возможности. Обязательно чередуйте умственный труд с физическим, не забывая про гимнастику для тела.

Напоминания. Пользуйтесь любыми удобными средствами для напоминания о важных делах. Составляйте списки, пишите себе записки, устанавливайте на телефоне звуковые сигналы на определенные часы и даты. Попросите близких помочь вам с напоминаниями.

Разделение на части. Все запланированные вами дела делите на отдельные действия, этапы. Так они не будут казаться слишком сложными и невыполнимыми, и вы с большим энтузиазмом возьметесь за их выполнение.

Помощь врача для восстановления после COVID-19

Большинство переболевших COVID-19 людей самостоятельно справляются с восстановлением когнитивных функций, памяти, концентрации внимания. Но если предложенные рекомендации вам не помогли и процесс затянулся надолго, мы всегда готовы оказать вам профессиональную помощь.

Запишитесь на прием к реабилитологу многопрофильного медицинского центра КИТ прямо сейчас, не откладывая. Мы работаем по индивидуальным программам, в которых учитывается анамнез пациента, его возраст и другие отличительные особенности. Лично для вас будет подобран комплекс мер, который поможет быстрее восстановиться именно в вашей ситуации.


Несмотря на то, что значение исполнительного функционирования для психической деятельности сложно переоценить круг его составляющих, на мой взгляд, очерчен нечеток. Исполнительные функции (executive function — EF) касаются ряда способностей, включая решение проблем, планирование, инициирование, самоконтроль, сознательное внимание, возможность справляться с новыми ситуациями и способность изменять планы при необходимости. Это высокая когнитивная функция, которая крайне важна для человека и позволяет ему поддерживать повседневную деятельность, сохраняя при этом хорошее качество жизни. С областью исполнительных функций связаны ассоциации психопатологической симптоматики, когнитивный резерв, шкалы оценки и программы когнитивной реабилитации.

«Лобный синдром» и «синдром дизэксплуатации»

В прошлом, изучая пациентов с префронтальными повреждениями, исследователи отмечали определенные нарушения в некоторых функциях, таких как инициация, последовательность, гибкость, мониторинг, суждение, планирование, принятие решений и трудности при необходимости решения новых задач. В то время это функциональное нарушение было названо «синдромом лобной доли», хотя у некоторых из этих пациентов лобные доли были неврологически интактными. Затем неспособность контролировать эти когнитивные функции стала известна как «синдром дизэксплуатации» (DS — Dysexecutive Syndrome). В этом смысле DS не обязательно связан с травмой лобной доли, а скорее с рядом недостатков в обработке, планировании, инициировании поведения, поддержании этого поведения, саморегуляции и самоконтроле.

Лобные функции

Существует как минимум четыре категории, относящиеся к лобным функциям, но не обязательно обусловленным травмами лобной доли: энергизация, исполнительные когнитивные функции, саморегуляция поведения/эмоций и мета-когнитивный процесс.

«Энергизация» (Energization) или возбуждение

Процесс необходимого тонуса для инициации и сохранении любого (определенного) режима реагирования в зарубежной литературе обозначают термином "еnergization".

Исполнительные когнитивные функции

Планирование, контроль за последовательностью действий при решении задач и регулировка поведения в ряде случаев обозначают, как исполнительные когнитивные функции.

Саморегуляция поведения/эмоций

Необходимые для решения сложных ситуаций, обусловленных внешними триггерами привычки и навыки когнитивного анализа позволяют человеку самостоятельно регулировать свои эмоциии и поведение.

Мета-когнитивный процесс

Интеграция когниций и эмоций, аспекты личности, социальные когниции, самосознание, адекватное восприятие юмора являются составляющими мета-когнитивного процесса.

Исполнительные функции в психиатрии

Дефицит «исполнительной власти» наблюдается при многих психических расстройствах, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), шизофрению и биполярное аффективное расстройство. При расстройствах настроения пациенты имеют когнитивные нарушения, связанные с лобными областями, демонстрируя снижение показателей вербальной памяти, когнитивной гибкости, совладания, метакогниции и саморегуляции, особенно по сравнению со здоровыми субъектами. Фактически, заболевание, требующее наибольшей когнитивной реабилитации — это шизофрения, где может иметь место значительная потеря объема мозга. Кроме того, больные шизофренией продемонстрировали значительное снижение социальных навыков, что увеличило потребность в когнитивной реабилитации и, в частности, восстановления полноценного исполнительного функционирования. Эти методы (когнитивная ремедиация) должны сочетать нейрокогнитивные и психосоциальные компоненты, результаты которых показали положительное влияние на функционирование этих людей в повседневной жизни.

Исполнительные функции в наркологии

Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, также связаны с исполнительными нарушениями, такими как потеря когнитивной гибкости, сложность принятия решений и скорость обработки информации. Опять же, здесь мы имеем гипофронтальность структур и сетей мозга.

Исполнительные функции в неврологии

Нарушения исполнительного функционирования связано и с подкорковыми расстройствами, в частности, с болезнью Паркинсона, прогрессирующим надъядерным параличом, болезнью Хантингтона, синдромом Корсакова и деменцией, вызванной вдыханием органических растворителей.

Восстановление мозга

В этом смысле представляют интерес две концепции, получившие известность в дискуссиях нейропсихологов: резерв мозга и резерв познания. Когнитивный и «мозговой резерв» могут снизить риск неадекватного поведения, поскольку он связан со способностью мозга активно справляться с повреждениями посредством реализации когнитивных процессов.

Работа с «резервом мозга»

«Резерв мозга» обычно относится к его определенным характеристикам, которые могут различаться у разных людей, включая размер, нейрогенез, плотность нейронов и синаптические связи. Многочисленные исследования предоставляют доказательства того, что резерв мозга может быть «податливым», и предполагают, что регулярные когнитивные упражнения, в частности, могут значительно помочь больным той же шизофренией. Образование увеличивает рост синапсов у младенца или ребенка. Кроме того, влияние упражнений с виртуальной реальностью на больных с черепно-мозговой травмой показывает улучшении некоторых когнитивных показателей.

«Когнитивный резерв»

«Когнитивный резерв» относится к способности мозга справляться с проблемами, используя другие когнитивные ресурсы. Как следствие, два человека с одинаковой степенью структурного резерва мозга могут более или менее успешно адаптироваться к травме головного мозга, если у одного есть больший объем «когнитивного резерва», то есть большее разнообразие когнитивных процессов, которые нужно задействовать или использовать в качестве компенсации. Нейронную реализацию «когнитивного резерва» можно разделить на «нейронный резерв» и «нейронную компенсацию». Первый относится к дифференциальным эффективным схемам синаптической связи, в то время как «нейронная компенсация» относится к привлечению областей мозга, которые обычно не используются людьми без патологии мозга для компенсации его повреждения.

Хороший когнитивный резерв может помочь в восстановлении и компенсации травмы за счет как нейронного резерва, так и нервной компенсации. Это позволяет нам задуматься о последствиях повреждения мозга с точки зрения нейропластичности и когнитивной реабилитации.

Как только появляется вероятность того, что проблемы DS положительно связаны с некоторыми структурными повреждениями, у людей с мозговым резервом появляется что-то вроде «жира, который нужно сжигать», тогда как те, у кого есть когнитивный резерв, могут лучше справляться и находить разные способы решения проблемы. Подтверждая эти выводы, некоторые данные, полученные от людей с высоким уровнем активности, таких как творчество, чтение, посещение друзей, посещение фильмов и ресторанов, прогулки и выполнение физических и «умственных» упражнений, говорит о том, что эти люди имеют меньший риск развития деменции.

Другие исследования показали, что у пациентов, у которых в анамнезе была преморбидная болезнь мозга, наблюдалось более выраженное когнитивное снижение посттравматического характера. С другой стороны, как упоминалось ранее, психические расстройства способны повредить резерв мозга, как это видно при шизофрении, когда потеря серого вещества может достигать 3% от общего объема всего мозга, в частности 3,5% в лобной доле.

Оценка исполнительной функции

Чтобы выбрать лучшую терапевтическую программу для восстановления мозга допустим при шизофрении, необходима хорошая нейропсихологическая оценка, основанная на трех основных целях: измерение, диагностика и интерпретация каждого измерения. Нейропсихологические тесты должны индивидуально различать когнитивные компоненты (измерения), такие как планирование или самоконтроль раздельно, а затем указывать, где сконцентрированы ошибки (диагностика). Последняя часть оценки состоит в том, чтобы решить, на чем будет сосредоточена реабилитация (интерпретация).

Виртуальная реальность

Еще один метод нейропсихологической оценки, который явно расширился в последние годы, — это использование виртуальной реальности (VR), которая также использовалась для целей когнитивной реабилитации.

Трудности оценки исполнительных функций

Поставить нейропсихологический диагноз, когда человек не функционирует эффективно — из-за его импульсивности, неспособности планировать или неспособности поддерживать поставленные задачи — не всегда просто, когда дело доходит до самоотчета. Более того, на практике может быть сложно определить все аспекты, связанные с проблемами поведения, из-за плохой способности к самоотчету. Например: плохое внимание или определенный дефицит рабочей памяти часто являются первыми симптомами, которые привлекают наше внимание. Как следствие, самоконтроль человека ухудшается, и, следовательно, пациент не замечает проблемы по мере их возникновения.

Экологическая значимость нейропсихологических тестов

В этом смысле некоторые нейропсихологи обсуждают экологическую значимость разумного количества нейропсихологических тестов. Под «экологическим» можно понимать, насколько тест репрезентативен для жизни конкретного человека. Некоторые авторы предположили, что большинство тестов не иллюстрируют истинность клинических проявлений; вероятно, потому, что эти оценки происходят не в повседневной жизни, но в стандартных тестах (неэкологических) они наблюдаются отдельно. «Карта зоопарка» и «тест на выполнение нескольких поручений» являются двумя примерами, имеющими большую экологическую ценность. Здесь пациент должен одновременно решить несколько задач. Это требует способности планирования, а также хороших управленческих способностей для решения всех задач. Больной смешивает простые задачи, делая упражнение с двумя задачами, особенно с несколькими поручениями, из-за шаблонов ошибок. Эти тесты ближе к реальной ситуации, чем другие тесты, которые могут быть отличными тестами EF, но не к обычным формам поведения, которые мы привыкли реализовать каждый день. Тест на «поведенческую память» — еще один действительный экологический тест, используемый для оценки повседневных проблем с памятью, выявления умеренных и тяжелых нарушений, однако незначительные нарушения памяти могут остаться здесь незамеченными у ряда пациентов, набравших баллы в пределах нормы.

Импульсивность

Еще одним проявлением исполнительного дефицита может быть импульсивность: для некоторых болльных проблема заключается не столько в неспособности смотреть вперед или предвидеть последствия, сколько сложность торможения своих желаний или импульсов в ответ на изменения внешней ситуации.

Программы реабилитации

Современные программы реабилитации считают функциональную оценку наиболее показательной. Они анализируют поведение пациента в тех ситуациях, когда присутствует дефицит, и замечают точную стадию, на которой человек ломается. Сосредоточив внимание на постепенном увеличении автономии пациента мы получим, большее количество попаданий в цели, которые могут быть достигнуты посредством когнитивной реабилитации. Представляют особый интерес виртуальные программы когнитивной ремедиации. Было обнаружено, что технология виртуальной реальности является хорошим средством лечения и оценки в нескольких контекстах. VR использовался как способ повышения экологической достоверности тестов, поскольку в виртуальном мире можно моделировать широкий спектр возможностей и ситуаций. Вместо того, чтобы моделировать обычную деятельность, V-STORE моделирует магазин, где пациенты должны забрать продукты в супермаркете Virtual Action-Planning Supermarket, имитируя повседневное выполнение поручений.

Целью каждой программы реабилитации руководителей должно быть улучшение или обеспечение большей автономии людей в повседневных ситуациях, позволяя им решать проблемы (в пределах своих возможностей), а не застревать в порочном круге, в котором не используются исполнительные навыки.

В основном программы реабилитации при префронтальных нарушениях можно разделить на четыре направления (см. выше).

Рабочая память

В контексте предполагаемой памяти повторное обучение — это метод, при котором клиент выполняет определенное действие многократно с увеличивающимися промежутками времени между ними. Этот интервальный поиск — полезный и хорошо известный метод изучения информации. Пока это удается, мы можем укреплять ретроспективную память, чтобы обеспечить необходимую поддержку будущей памяти. Этот способ очень полезен для людей, страдающих болезнью Альцгеймера, для выполнения ежедневной задачи предполагаемой памяти на необходимые действия, отображаемой в календаре (Fish et al., 2009). Кроме того, он может оказывать поддержку исполнительному компоненту с использованием свободных путей или интегративных подходов, направленных на повышение осведомленности о трудностях и расширение использования компенсационных стратегий.

Супервизия внимания

С тех пор, как была создана модель супервизорной системы внимания (SAS), стало ясно, что повседневное функционирование представляет собой очень сложное и динамичное взаимодействие автоматического рутинного поведения и сознательно контролируемого действия.

Читайте также: