Возрастные ограничения на компьютерные игры в россии

Обновлено: 05.07.2024

Ниже приводится разъяснение возрастных рейтингов и программ родительского контроля, доступных для игр в PlayStation®Store.

РУКОВОДСТВО ПО ВОЗРАСТНЫМ РЕЙТИНГАМ ДЛЯ ВИДЕОИГР

Все игры, имеющиеся в наличии в PlayStation®Store, содержат маркировку символами, указывающими возраст, для которого они предназначены. Возрастные рейтинги не указывают на сложность игры. До того, как купить игры или разрешить своим детям купить или загрузить игры из PlayStation®Store, родителям надлежит проверить возрастные рейтинги.

Благодаря проверке возрастных рейтингов и использованию программ родительского контроля (смотрите далее) родители и опекуны могут помочь обезопасить детей от ненадлежащего контента или поведения онлайн. Родителям и опекунам также надлежит отслеживать активность своего ребенка в режиме онлайн.

Ниже приводится разъяснение конкретных символов возрастного рейтинга, используемых в PlayStation®Store для игр.

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ВОЗРАСТНЫХ РЕЙТИНГОВ (PCPB)

Российская система возрастных рейтингов (PCPB) – это используемая в Росси система возрастных рейтингов для видеоигр.

Ниже приводятся возрастные рейтинги российской системы возрастных рейтингов (PCPB):

Таким образом, игра с рейтингом 12 содержит контент, предназначенный только для детей старше 12 лет, а игра с рейтингом 18 предназначена исключительно для взрослых. Рейтинг отражает наличие определенного контента или глубину такого контента, например, насилие, изображение обнаженного тела или графические изображения сексуального характера, которые являются неприемлемыми для определенной возрастной группы. Рейтинг не имеет какого бы то ни было отношения к сложности или играбельности игры.

Многие игры предназначены для всех возрастов, тем не менее, родителям и опекунам следует сначала проверить рейтинг, чтобы убедиться в том, что он подходит для конкретного ребенка.

Родительский контроль для игр

Консоли PlayStation® предлагают ряд программ родительского контроля, которые позволяют родителю ограничить доступ к продуктам с определенным возрастным рейтингом, что дает возможность оградить детей от просмотра контента или игр, которые являются по мнению родителей недопустимыми. Как разъясняется выше, игры, имеющиеся в наличии в PlayStation®Store, классифицируются в соответствии с российской системой возрастных рейтингов (PCPB).Каждая возрастная группа соответствует уровню родительского контроля консоли PlayStation® следующим образом:

Инцидент со школьником из Казани, который в течение некоторого времени удерживал в кабинете русского языка одноклассников, вооружившись пневматическим пистолетом и ножом, к счастью, обошёлся без пострадавших. Однако последствия у этого происшествия могут быть вполне ощутимые. Произошедшее не осталось без внимания первых лиц страны. В тот же день, 13 мая, ситуация с безопасностью в учебных заведениях стала темой на совещании председателя правительства Дмитрия Медведева с вице-премьерами, а 16 мая президент России Владимир Путин, выступая на медиафоруме Общероссийского народного фронта, попросил более детально разобраться с вопросом возрастной маркировки зрелищных мероприятий.

Игры отдельной строкой

Вечером того же дня стало известно, что группа сенаторов во главе с руководителем комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмилой Боковой внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, обязывающий производителей компьютерных и онлайн-игр маркировать свою продукцию по возрастам. Фактически речь идёт о поправках к федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Таким образом законотворцы хотят оградить детей от продукции, изобилующей актами насилия.

По словам Боковой, на сегодняшний день оборот компьютерных и видеоигр не регулируется в России надлежащим образом. Вообще в законодательстве существует положение о квалификационной маркировке такого рода контента, однако формулировка используется довольно расплывчатая – «компьютерная программа». По мнению сенатора , большинство производителей всевозможных компьютерных и онлайн-игр используют эту лазейку и преднамеренно не маркируют агрессивный контент. Именно поэтому сенаторы хотят выделить игры в законе отдельной строкой, расписав более конкретно, о чём именно идёт речь.

Влияние на психику

Уже традиционно всяческие инициативы подобного рода связывают с участившимися случаями стрельбы и применения других видов оружия в российских школах. Вот и Людмила Бокова говорит, что законопроект был подготовлен именно в связи с этим обстоятельством. В то время как споры на эту тему не утихают. Психологи не видят однозначной связи между такими преступлениями и жестокостью в компьютерных играх. Согласно их определениям, причин хватает: неблагополучная обстановка в семье, депрессия, неудачи в учёбе или на личном фронте, отношения с одноклассниками. Демонстрация насилия на экране – лишь одна из составляющих.

Как показывает изучение обстоятельств инцидентов последних лет, прямой связи всё-таки нет. В так называемые шутеры играют, к сожалению, миллионы детей по всей стране последние пару десятков лет, а на преступления идут лишь единицы. Более того, существует мнение, что, выплескивая негативные эмоции в виртуальном пространстве, подросток не делает этого в реальной жизни. Утверждение логичное, но на разных детей это действует всё-таки по-разному. Уже имеющиеся проблемы с психикой становятся причиной того, что ребёнок впитывает агрессию с экрана как губка. Другое дело, что эти проблемы изначально были вызваны совсем другим.

Царьград ни в коем случае не выступает против предложенного законопроекта. Просто нужно понимать, что запрет на такие игры для несовершеннолетних не решит проблему детской агрессии в корне, потому что находится она намного глубже. А вот общий вред психике подростка такие реалистичные стрелялки вполне способны нанести. Это может выражаться в агрессивном поведении со сверстниками, даже с родителями. На эту тему сказано уже очень много, поэтому возникает вопрос: почему производителей компьютерных игр не обязали наносить возрастную маркировку раньше?

С переменным успехом

На самом деле чиновники давно обратили внимание на видеоигры. И борьба с некоторыми из них действительно ведётся. Иногда доходит даже до полного запрета конкретных игр или их отдельных изданий. Приведём несколько примеров.

В январе 2010 года депутат от ЛДПР Владимир Селезнёв призвал внести шутер Call of Duty: Modern Warfare 2 в список экстремистских материалов. По словам парламентария, об игре он узнал от собственного сына, который был возмущён обилием демонстрируемой жестокости по отношению к русским людям. Селезнёв обратил внимание, что менее чем за 6 месяцев со дня релиза игра собрала более 3 миллиардов долларов по всему миру. «Такая прибыль может быть сопоставима только с продажей наркотиков, оружия, торговлей людьми, распространением порнографии», – подчеркнул депутат. Об игре много говорилось и в телевизионных выпусках новостей. Однако дальше обвинений дело не зашло, и скандал затих.

При этом в России игра продавалась без скандального уровня No Russian , в котором наёмники устраивают расстрел мирных жителей в одном из московских аэропортов. Причём консольные версии для PS3 и Xbox 360 в 2009 году так и не поступили в продажу. По слухам , на дистрибьютора игры «1С-СофтКлаб» надавило российское правительство, однако в компании эту информацию опровергли. Там объяснили, что в таком формате невозможно удалить отдельный уровень. Мы так подробно рассказываем об этом случае, поскольку в «1С-СофтКлаб» тогда дали ещё один комментарий. Представители дистрибьютора отметили, что не хотят рисковать из-за отсутствия в России развитой системы возрастных рейтингов.

В ноябре 2012 года юрист аптечной сети Дмитрий Виноградов расстрелял на работе шестерых своих коллег. Очень быстро в СМИ появилась информация , что преступник был заядлым игроком в Manhunt, которая увидела свет в 2003 году. Самого мужчину в прессе называли «русским Брейвиком». За запрет игры выступили Сергей Железняк и Франц Клинцевич (на тот момент депутаты «Единой России»). Их однопартиец Владимир Бурматов, занимавший тогда должность первого заместителя комитета Государственной думы по образованию, настаивал на создании комиссии, которая бы следила за реализацией видеоигр. Небольшая победа на этом фронте действительно была одержана – в российском сегменте сервиса Steam игру действительно перестали продавать.

Однако в ходе следствия выяснилось, что не только игра стала причиной жестокого деяния Виноградова. Оказалось, что он совершил преступление после пятидневного запоя, а в социальной сети заранее опубликовал «манифест», в котором в недвусмысленной форме сообщал о возможном происшествии. При этом в жилище злоумышленника якобы не было найдено ни одной компьютерной игры, а триггером для преступления стала несчастная любовь.

В 2013 году блогер Евгений BadComedian Баженов обратил внимание на историческую недостоверность игры Company of Heroes 2, в которой собственными командирами отдаются приказы расстреливать отступающих советских солдат, а Красная армия уничтожает своих же людей и их дома. Уже через несколько часов в Сети стали появляться петиции с требованиями запретить игру на территории России. Частично они дали результат. Всё та же «1С-СофтКлаб» приняла решение прекратить продажу физических копий игры, однако в Steam она по-прежнему продавалась.

Акцент на онлайн-играх

После этого чиновники ещё больше стали проявлять активность в борьбе с компьютерными играми. Однако речь до поры до времени шла о запрете лишь конкретных изданий. Так , претензии высказывались в адрес « Майдана », Soldiers: Heroes of World War II и даже Sherlock Holmes: Crimes and Punishments.

А уже в 2016 году была скандальная Pokemon Go . Тогда на онлайн-игры, включающие в себя жестокость, насилие и формирующие «отрицательный образ» России, впервые акцентированно обратила внимание член Совета Федерации Елена Мизулина. «Совершенно очевидно, что все подобные продукты должны иметь возрастную маркировку, которая должна быть расширена до "16+" и "18+"», – отмечала она. Сенатор и сейчас в числе авторов предложенного законопроекта. Однако почему потребовалось столько времени на его разработку, остаётся загадкой. Поэтому слова о том, что инициатива о возрастной маркировке компьютерных игр связана с насилием в школах, выглядят просто отговоркой. Ведь совершенно очевидно, что необходимость назрела давно. Уж госпожа Мизулина должна это понимать. И если сейчас чиновники наконец-то доведут всё до конца, им можно будет лишь сказать спасибо.

Определение возраста

Как это часто бывает, встаёт вопрос реализации задуманного. Если при покупке подростком физической копии игры продавца можно обязать спрашивать документ, удостоверяющий личность, то как быть c онлайн-играми? Необходимо идентифицировать возраст пользователя. На сегодняшний день при регистрации аккаунта Google (используется для покупки приложений в Google Play ), например, даже необязательно оставлять номер телефона, и ничего не мешает указать возраст 18+.

Поэтому введение так называемого интернета по паспорту способствовало бы осуществлению предлагаемой сенаторами инициативы. И, безусловно, немаловажен контроль со стороны родителей, поскольку многие из них не вникают в те компьютерные игры, которыми увлечён их ребёнок. Соответствующая возрастная маркировка поможет им ориентироваться в том, во что играют их дочери и сыновья.

Сегодня мы поговорим о возрастных рейтингах игр. К ним можно относиться по разному. Кто-то считает, что пользователь сам должен оценивать приемлемость контента в игре. Для кого-то это удобный маркер того, стоит ли игру покупать ребенку. Тем не менее, это общепринятый стандарт в индустрии и законодательное требование многих стран – потому без получения рейтингов разработчику не обойтись.

Потому давайте разберемся, откуда они взялись, какие бывают и как их получить.

Как появились возрастные рейтинги и для чего они нужны

Как многие наверняка знают, возрастные рейтинги игр появились в США 90-х. Пиксельное насилие Mortal Kombat и низкобюджетные FMV-ролики Night Trap не на шутку взволновали американских политиков и общественность. Дошло до слушаний в Сенате, где было решено предоставить разработчикам выбор – либо государство начнет заниматься регуляцией контента в играх, либо индустрия сама создаст систему информирования покупателей о содержании игр.

Разработчики, очевидно, выбрали второй вариант. Так появилась ESRB (Entertainment Software Rating Board) – негосударственная организация, которая создала систему игровых рейтингов. Обо всем этом недавно подробно рассказывали в сериале High Score на Netflix.

Современные системы возрастных рейтингов в основном остаются таким же негласным договором между властью и игровой индустрией. Разработчики сами указывают, какой «взрослый» контент есть в игре, а розничные сети и цифровые магазины используют механизмы контроля продажи. Все, чтобы государство не вмешивалось в этот процесс.

Но, конечно, есть исключения, и возрастная маркировка не всегда помогает избежать скандалов. Это и громкие истории Call of Duty: Modern Warfare 2 и Company of Heroes 2 в России. И GTA: San Andreas, которой на время пришлось менять рейтинг на высший Adults Only. И Manhunt, все копии которой были конфискованы в Германии за нарушение немецкого уголовного законодательства – законы страны запрещают демонстрацию немотивированного насилия с целью развлечения. А некоторые разработчики умудрялись даже обманывать систему. Японскую игру D отправили на сертификацию в цензурированной версии, а на этапе печати дисков подменили полноценной.

Тот самый скандальный уровень Call of Duty: Modern Warfare 2

Потому разработчикам и издателям видеоигр нужно обращать внимание на требования законодательства о возрастных ограничениях в отношении игр. Более того, продажа и продвижение игр без рейтинга часто невозможны. Компании-производители консолей, цифровые магазины и ритейл-сети попросту не согласятся выпускать игру без маркировки, поскольку наличие рейтинга стало устоявшейся практикой в индустрии.

Какие бывают системы возрастных рейтингов

Есть несколько основных возрастных рейтингов: американская ESRB, европейская PEGI, немецкая USK, японская CERO, российская RARS, а также еще несколько региональных организаций. Отличаются они, очевидно, регионами применения и особенностями работы.

В случае ESRB, издатель заключает договор с организацией, который содержит меры контроля над соответствием контента и рекламы игры ее присвоенному рейтингу. За нарушение договора издателю придется отвечать в суде. Также нужно отметить, что ESRB это организация, за членство в которой нужно платить взносы. Для получения рейтинга, оплаты и взаимодействия с организацией издатель может создать личный кабинет на сайте ESRB. Процесс регистрации занимает 5 дней с момента направления запроса.

В большинстве стран Европы действует система PEGI (Pan European Game Information), которая по механизму схожа с ESRB. Издатель заполняет анкету со сведениями о контенте игры, на основе которой и присваивается рейтинг. А затем его соблюдение контролирует Нидерландский институт классификации аудиовизуальных средств массовой информации (NICAM) и Совет по стандартам видео (VSC). Большинство стран Европы включили требования PEGI в свое национальное законодательство, так что рейтинговые системы в странах Европы более или менее однородны.

Но в отдельных странах есть свои особенности. Например, в Германии рейтинг присваивается игре не на основе сведений из анкеты и видеозаписей игрового процесса, а по заключению специальной комиссии тестеров, которые сами играют в игру и уже по своему опыту рекомендуют тот или иной рейтинг.

В Тайване действует система возрастных рейтингов Game Software Rating Regulations, правила которой во многом напоминают европейскую систему PEGI – указания на возраст дополняются описанием контента. Так, наряду с символом “R” проставляются символы, описывающие особенности игры, например, насилие или изображение наркотиков.

Некоторые страны пока только готовят собственные рейтинговые системы. В Китае, например, работают над инициативой собственной маркировки, которую предложили крупные издатели игр и мобильных приложений, например, Tencent.

В России долгое время не существовало своей рейтинговой системы. Отдельные издатели на свой вкус маркировали игры различными возрастными ограничениями. В основном на российском рынке доминировала маркировка PEGI. Благодаря арабским цифрам она легче для восприятия покупателей, не знающих английский язык. Но с 2012 года в связи с принятием федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в России появилась своя рейтинговая система – RARS (Russian Age Rating System). Государство не контролирует процесс присвоения рейтингов, но следит за соответствием присвоенного рейтинга требованиям закона. Нарушение этих требований влечет административную ответственность в виде штрафа, размер которого может достигать 200 000 рублей.

Механизм работы IARC, иллюстрация с сайта организации

Я инди-разработчик, как мне получить возрастной рейтинг?

Если вы планируете выпускать свою игру только в цифровых магазинах, то процесс сильно упрощается благодаря международной рейтинговой системе IARC (International Age Rating Coalition). При создании страницы в сторе вам будет достаточно пройти небольшую анкету с закрытыми вопросами о наличии «чувствительного» контента. На основе своих алгоритмов система присвоит игре рейтинг одновременно для большинства региональных рейтингов. IARC поддерживают Google Play, PlayStation Store, Microsoft Store, Nintendo eShop, Oculus, Origin. В отличие от рейтингов ESRB или PEGI, получение рейтинга IARC не требует пошлин и взносов. А если, по мнению разработчика, рейтинг IARC неправильный, он может запросить повторную оценку у любой «большой» рейтинговой системы. То же самое случится, если игру уличат в несоответствии ее контента автоматическому рейтингу – тогда к процессу подключится ESRB, PEGI или другая организация.

Steam же не участвует в национальных или международных рейтинговых системах и у него нет собственной. Правила пользования магазином содержат только одно ограничение – им не могут пользоваться лица моложе 13 лет. Потому вы должны сами указать рейтинг игры на основе правил, которые применяются в странах продажи. Также Steam позволяет установить при размещении игры предупреждающие теги о потенциально неприемлемом контенте.

Свои требования к контенту есть у Apple App Store, а контролирует соблюдение правил поддержка компании. При публикации игры вам нужно выбрать одну из этих категорий, указывая особенности контента в проекте. Затем сотрудники App Store проверяют соответствие выбранной возрастной категории требованиям сервиса. И либо публикуют игру, либо просят изменить рейтинг и заново ее загрузить.

  • 0+, игра не содержит неприемлемые материалы;
  • 4+, не содержит неприемлемые материалы, но игра не подходит детям до 4 лет;
  • 9+, в игре могут содержаться материалы насильственного характера, реалистичные сцены насилия, которые неприемлемы для детей в возрасте до 9 лет;
  • 12+, могут содержаться грубая лексика, умеренные сцены насилия и другие неприемлемые материалы, непригодные для детей до 12 лет;
  • 17+, могут содержаться сцены насилия, непристойная лексика, любовные сцены, нецензурные выражения и другой контент, который не подходит для детей в возрасте до 17 лет.

При этом Apple сопоставляет свои возрастные категории с рейтингами ESRB и PEGI. Поэтому вы можете понять, какой рейтинг Apple присвоит игре, если уже получили рейтинг ESRB или PEGI через IARC в другом сторе.

Соотношение возрастных рейтингов Apple с ESRB и PEGI

Также мы рекомендуем следить за опытом других разработчиков игр на iOS. На платформе могут встречаться ограничения, которые также влияют на возрастной рейтинг, например, внешние ссылки или использование исторической символики.

Но нужно учитывать, что внутренние правила магазинов и сервисов не отменяют требований законов страны, граждане которой получат доступ к игре. Если в национальном законодательстве предусмотрены более жесткие критерии для выбора возрастного рейтинга, то разработчик может выбрать отдельный территориальный рейтинг. Самый простой совет тут – изучить громкие истории с цензурой игр в отдельных странах и просто не включать такой контент в свою игру. Но если без него нельзя, то позаботьтесь об отдельном рейтинге в стране, где могут возникнуть проблемы.

Еще одна особенность, о которой не стоит забывать – требования рейтинговых систем и законодательства относятся не только к «внутреннему» контенту игры, но и к ее рекламной кампании: площадкам для размещения, содержанию рекламы, часам показа роликов и их аудитории.

А что если у меня детская игра, а рекламу в ней демонстрируют наши партнеры? Ведь она может содержать «взрослый» контент

Часто разработчики не контролируют рекламный контент, который показывают в их играх. Обычно его выбирают сами рекламные партнеры. Потому магазины приложений App Store и Google Play не рекомендуют включать рекламные материалы в игры, предназначенные для детской аудитории. Они могут ввести детей в заблуждение или побудить их совершить нежелательные действия – например, оплатить внутриигровую покупку без согласия родителей.

В пункте 3.1.7 руководства App Store указано, что встроенная в игру реклама, должна соответствовать возрасту пользователя, а значит и рейтингу самой игры.

В случае Google Play для соблюдения правил необходимо:

  • в отношении игр, включенных в программу «Приложения для всей семьи», убедиться, что рекламные партнеры используют только сертифицированные SDK;
  • если приложение рассчитано как на детей, так и на взрослых, предусмотреть проверку возраста пользователя (например, с помощью нейтрального возрастного фильтра) и убедиться, что дети будут видеть только те объявления, для которых использовались рекламные SDK, сертифицированные Google Play.

Более того, согласно правилам площадок разработчики должны самостоятельно проверять, соответствует ли приложение требованиям к рекламе, покупкам в приложении и коммерческому контенту. То есть за возрастной рейтинг рекламы отвечает само приложение, которое ее демонстрирует.

Словом, для обычного инди-разработчика получение возрастного рейтинга – задача несложная. Достаточно внимательно к этому отнестись и учесть особенности законодательства, тогда никаких проблем у вас возникнуть не должно. А если у вас есть встроенная реклама – обратите внимание и на то, чтобы она соответствовала рейтингу вашей игры в целом.

Сегодняшнее мое рассуждение будет касаться возрастных рейтингов на игры.Потому что в России вскоре все таки их введут… так что я посмотрю на эту проблему так сказать с «двух углов».

Тем что поистине жестокие игры не будут травмировать детскую психику.Тем что подростки и дети не встретяся с виртуальной порнографией.Вобщем вы поняли

А теперь сама суть законопроекта которая ставит под угрозу всю пользу.Тем что оценки будут от запада. Чем это чревато? Любой игре на западе дают оценку по разным признакам.Так вот.Большинство этих признаков в игре не присутсвуют! Тоесть оценка сама по себе необьективна и как их там оценивают остается только гадать.К примеру игры с откровенными сексуальными сценами в большинстве своем отличаются как раз отсуствием сексуальных сцен.Там где мат там просто грубый литературный слоган и никакого мата.Так что мы видим двоякую картину.С одной стороны законопроект должен уберечь детей а с другой он запрещает им большинство игр без причины. И теперь идем в глубь проблемы.

Зачем детям игры?

В основном(как утверждают психологи) для разряжения внутренней обстановки.Для выброса агресии и снятия стресса.Так вот представим что игры запретят… Насилье вспыхнет такой вспышкой что это будет катастрофически.У детей будет стресс апатия депрессия потому что им надоедают уроки… И все это приведет к ужасным последствиям.

Чтобы этот законопроект выполнял свою функцию надо все игры проверять! И не какими то там Родителями которые считают что игры бред а именно проверять и проходить.Чтоб психологи оценивали все это.Тогда польза будет неисчерпаема.Тогда возрастные рейтинги станут поистине актуальными.Но для этого нужны деньги из бюджета.И немалые.

Вред от законопроекта игропрому на Российском рынке.

Все мы знаем о пиратской партии которая так и ждет случая чтобы показать себя.И этот законопроект и есть этот случай! Как только все это начнется дети ринутся на торренты качать игры.Потому что другого способа их получить нету.И тут пиратская партия начнет разбирать игры и записывать все на видео.И с каждым разом будет выяснятся что у игры неадекватный возрастной рейтинг(есть и по сути жесткие игры.ВОт их и надо запрещать).А потом все это выльется на НТВ или РЕН а лучше на все сразу.И тогда пиратская партия будет ругать игропром,«пинать» его потому что они будут неправы.И как не странно с ними согласятся люди.А это выльется в ооочень большую проблему… Потому что пиратство возрастет огромными темпами а пресечь его не будет возможно ведь Партия точно докажет что законопроект вынудил детей качать а не покупать игры.А дальше… иски в суд, порча репутации компаний… вобщем далеко идущие последствия… из за которых будут терять деньги.И создается вопрос… а детям оно надо? Потому что им запретят все их любимые игры и это к сожалению это будет несправедливо.

Что же надо сделать?

Лично я считаю что надо сделать какуюто службу на територии РФ чтоб она адекватно оценивала игры.Тогда будет адекватный результат.Но врятли на это пойдут ибо все это стоит денег.Причем немалых.Так что мне остается надеятся что либо законопроект не примут либо его все таки доработают.Потому что если его примут таким какой она щас представлен к рассмотрению игропром лишится своих главных покупателей.И потеряет то что он так долго зарабатывал.Веру геймеров.И тогад цены на игры взлетят(на територии рф).И уж поверьте.Это ударит не только по детям но и по нашим кошелькам.

Объясняем, как в разных странах назначают возрастные рейтинги компьютерным играм и что должны знать родители при выборе такого подарка для ребенка.


Значки с возрастными ограничениями можно встретить в анонсах телевизионных программ и фильмов, на главных страницах интернет-изданий, на печатной продукции, на афишах кино и театра. Есть они и на коробках с играми. Но что именно они значат и как эти рейтинги формируются?

Как устроена возрастная классификация игр в разных странах

В первую очередь система возрастного рейтинга нужна для информирования покупателя о том, что игра может содержать нежелательный контент — крепкие словечки, откровенные эпизоды или сцены насилия. В некоторых странах для приобретения игр для взрослых необходимо предъявить удостоверение личности, в других — игры с определенным рейтингом могут вообще не допустить к продаже.
В этой статье мы рассмотрим рейтинги, присваиваемые консольным и компьютерным играм.

Разные системы классификации

Как устроена возрастная классификация игр в разных странах

В США действует система возрастной классификации для игр и развлекательного ПО, создаваемая государственной организацией ESRB (Entertainment Software Rating Board). Рейтинг ESRB не запрещает продавать игры детям до 18 лет и носит исключительно рекомендательный характер, однако ESRB поддерживает добровольную политику розничных торговцев, которые самостоятельно ограничивают продажу M- и AO-игр несовершеннолетним (до 17–18 лет).

Что интересно, эту систему используют не только в странах еврозоны, но и в России (если принятая в РФ классификация по каким-либо причинам отсутствует) и на Украине. Однако в ряде стран Евросоюза имеются собственные системы возрастных рейтингов.

Как работают системы возрастной классификации игр

В разных странах у одной и той же игры может быть разный рейтинг. На него влияют менталитет, культура и религия, а также многие другие факторы. Хороший пример разницы в восприятии контента разными странами — это игра Sims 4.

Как устроена возрастная классификация игр в разных странах

Она получила следующие рейтинги:

  • ACB (Австралия): M
  • РСВР (Россия): 18+
  • PEGI: 12+
  • ESRB: T — для подростков
  • USK (Германия): 6+

В игре действительно можно выбрать партнера любого пола. Но данные действия игроку не навязываются, и в получаемых заданиях нет ничего связанного именно с нетрадиционной ориентацией. Любые действия происходят по желанию игрока. Базовые игровые персонажи и семьи, предложенные игрой, гетеросексуальны.

Если вспомнить о семейных ценностях и неуважении к родителям, то в игре, конечно, можно наплевать на воспитание и уход за новорожденным, но за этим последует неминуемое наказание — приедет служба и заберет ребенка. Также можно ругаться с любыми персонажами игры, будь то родитель, друг или просто посторонний человек. В целом никакой пропаганды каких-либо негативных действий в игре нет, но есть возможности. За них игра и поплатилась.

Австралия дала щадящий и рекомендательный рейтинг М (Mature): игра может содержать насилие и обнаженную натуру. Это обозначает, что Sims 4 рекомендована для подростков старше 15 лет, но не запрещена к продаже детям до 15 лет. Решение о приобретении игры остается на усмотрение родителей.

Европейская PEGI присвоила игре Sims 4 рейтинг 12+. В этой категории допускается присутствие нереалистичного насилия и наготы, а также ругательств без сексуального подтекста.

Как назначаются возрастные рейтинги детским играм

Что касается игр для самых маленьких, то возрастая рекомендация присваивается им в основном за счет сложности восприятия геймплея ребенком, хотя наличие насилия в том или ином виде, конечно, тоже играет определенную роль.

Как устроена возрастная классификация игр в разных странах

Так, игра Tear Away, содержащая простые загадки (представляющие тем не менее определенную сложность для ребенка в 2–3 года), получила следующие оценки:

  • ACB (Австралия): G
  • РСВР (Россия): 6+
  • PEGI: 3+
  • ESRB: E — Everyone
  • USK (Германия): 0+

Как устроена возрастная классификация игр в разных странах

А вот игры Pokemon X и Pokemon Y, содержащие безобидные сцены сражений странных существ и достаточно сложную игровую механику, в некоторых странах получили более суровые оценки:

  • ACB (Австралия): PG — лучше пользоваться под присмотром родителей
  • РСВР (Россия): 6+
  • PEGI: 7+
  • ESRB: E — для всех
  • USK (Германия): 0+

Как пользоваться рейтингами

Не стоит слепо доверять рейтингам. По большей части возраст, указанный на упаковке с игрой, — это всего лишь рекомендация.

Перед покупкой игры лучше сделать вот что:
1. Почитать обзоры игры на тематических ресурсах.
2. Посмотреть видеозапись игрового процесса на YouTube, чтобы сформировать собственное представление об игре.
3. Сравнить рейтинги, полученные игрой в разных странах, и ознакомиться с кратким описанием рейтинговых отметок.

Помните, что к покупке игр стоит относиться ответственно. Правильно подобранная игра не причинит вред вашему ребенку. Но если не контролировать то, какие игры предпочитает ребенок, сколько времени он проводит за компьютером, и не участвовать в процессе выбора игры, можно столкнуться с нежелательными последствиями.

Читайте также: