Чем отличаются информационные технологии компьютерные технологии и информатика

Обновлено: 16.07.2024


В настоящее время в связи с глобальным переходом человечества к информационному обществу информационные технологии стали очень активно использоваться во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании. Информационные технологии внедряются во все образовательные дисциплины школы и профессиональных заведений. Что же такое информационные технологии в образовании, каковы их назначение и структура?

Для начала определим понятие технологий. В большом экономическом словаре дается следующее определение данного термина: «технология – способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления» [2, с.730]. В случае информационных технологий речь идет только о преобразовании информации.

Наряду с понятием «информационные технологии» в педагогической литературе встречается целый ряд таких схожих понятий как «компьютерные технологии», «новые информационные технологии», «информационно-коммуникационные технологии». Все эти понятия зачастую используются как синонимы, однако между ними существуют принципиальные отличия, которые мы далее рассмотрим.

В различных учебниках по информатике и информационным технологиям [5; 7; 9–11] даются различные определения понятию «информационные технологии». Обобщая эти определения можно сформулировать наиболее полное понятие информационных технологий. Информационные технологии – это совокупность методов и средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий все информационные процессы, осуществляемые в интересах пользователя. К информационным процессам относятся получение, сбор, передача, обработка, накопление, хранение, представление и использование информации.

Информационные технологии используются человечеством с момента своего появления, но само понятие «информационные технологии» появилось относительно недавно (в 80-х гг. XX века) почти одновременно с понятиями «компьютерные технологии». К информационным технологиям относятся все способы обработки данных и знаний, это и разговор, и телевидение, и печатная машинка, и компьютер и т.д. С такой позиции любая технология или методика обучения является информационной, т.к. обучение есть процесс передачи информации.

Компьютерные технологии – это разновидность информационных технологий, в которых все методы и средства реализации информационных процессов осуществляются с помощью средств микропроцессорной вычислительной («компьютерной») техники.

Что же касается понятий «новые информационные технологии» и «современные информационные технологии», то во многих исследованиях, например [6; 8; 12], данные понятия используются, чтобы подчеркнуть использование именно современных средств компьютерной техники для организации информационных процессов. То есть эти понятия аналогичны понятию «компьютерные технологии». Стоит заметить, что понятие «новые информационные технологии» встречаются в педагогической литературе уже второй десяток лет, и их определение как «новые» уже устарела. Поэтому логичнее использовать все-таки понятие «современные информационные технологии», которые характеризуют современный этап развития общества.

Еще одним понятием, которое используется в современной литературе, является понятие «информационно-коммуникационные технологии». Данное понятие является более узким по отношению к понятию «информационные технологии» и может быть определено как часть информационных технологий, организующих связь и доступ к информационным ресурсам во всех сферах деятельности. Зачастую предполагается, что данная технология реализуется на основе локальных и глобальных компьютерных сетей, и, таким образом, является частным случаем компьютерных технологий.

Таким образом, можно систематизировать эти понятия с помощью схемы, представленной на рис. 1. Понятие «информационные технологии» является наиболее общим. Понятия «новые информационные технологии» и «современные информационные технологии» (СИТ) есть ни что иное как «компьютерные технологии», т.к. на данном этапе развития общества все новые информационные технологии, так или иначе, связаны с компьютерной техникой. Эти понятия являются частными по отношению к понятию «информационные технологии». Понятие «информационно-коммуникационные технологии» на сегодняшний день, входят в объем понятия «компьютерных технологий», т.к. в качестве технических средств ее реализации выступает компьютерная техника. Хотя в более широком смысле информационно-коммуникационные технологии могут быть и не компьютерными.

Применительно к образованию целесообразнее всего использовать понятие «компьютерные технологии» или «современные информационные технологии». На основе анализа исследования в области использования новых информационных технологий в образовании [1; 3; 4; 6; 8; 12], можно сформулировать наиболее полное определение новых информационных технологии обучения. Современные информационные технологии обучения (СИТО) – это совокупность методов и средств организации процесса обучения, реализуемых с помощью компьютерных технологий.


Рис. 1. Соотношение понятий «информационные технологии», «компьютерные технологии», «современные информационные технологии», «информационно-коммуникационные технологии»

В качестве базовых средств СИТО выступают программное и техническое обеспечение компьютеров и компьютерных сетей, а в качестве базовых методов – методы обучения и воспитания (рис. 2).


Рис. 2. Базовые методы и средства НИТО

Основу для реализации СИТО составляют персональные компьютеры и сервера, т.е. техническое обеспечение. Кроме того, к техническим средствам современных информационных технологий относятся организационная техника (принтеры, сканеры, ксероксы и т.д.), активное (сетевые платы, концентраторы, маршрутизаторы и т.д.) и пассивное (кабели) сетевые оборудования. Для естественнонаучных образовательных дисциплин характерно также использование измерительных комплексов, необходимых для проведения различных экспериментов и опытов на базе ЭВМ.

Программные средства СИТО можно разделить на три большие группы: базовые, прикладные и инструментарии. Базовые – это операционные системы и сервисные программы, такие как антивирусные программы, архиваторы, утилиты, драйвера и т.д. К прикладным программным средствам относятся все программы для решения различных классов задач (текстовые, табличные, графические процессоры, программы моделирования и проектирования, системы управления базами данных, мультимедиа-редакторы и т.д.). Инструментарии – это программные комплексы, реализующие разработку, отладку и внедрение программного обеспечения, т.е. программы для создания других программ (Delphi, С++ Builder, Visual Studio и др.).

Если техническое обеспечение и совокупность программ являются основой информационных технологий в любых сферах деятельности, то для образования характерно и обязательно использование наряду с ними еще и методического обеспечения. Главная задача методического обеспечения – наиболее эффективная организация образовательного процесса на основе современных информационных технологий. Базой для использования уже готовых компьютерных технологий в обучении являются методические комплексы для проведения занятий по тем или иным дисциплинам. Эти методические комплексы должны опираться на федеральные государственные образовательные стандарты и другие государственные постановления, а также учебно-методические комплексы по дисциплинам и не противоречить им. Данный компонент является основой для грамотного и эффективного использования компьютерных технологий в процессе обучения. Так как хаотичное не обоснованное использование современных информационных технологий в обучении не только не приведет к формированию у учащихся компетенций, но и может отрицательно сказаться на качестве обучения.

Можно выделить два направления в процессе обучения, в которых компьютерные технологии реализуют свои функции: собственно изучение компьютерных технологий и использование компьютерных технологий в предметных областях [1, с. 23]. Первое направление реализуется при изучении предмета «Информатика» и других схожих дисциплинах, например, информационные технологии, программирование, организация компьютерных сетей и т.д. Второе же направление более широкое и может быть реализовано на любых дисциплинах как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла. В связи с информатизацией и компьютеризацией общества изучение самих компьютерных технологий является обязательным базисом при обучении любым специальностям. Поэтому дисциплина «Информатика» является обязательной для всех направлений профессионального обучения. Но для формирования современного информационно грамотного специалиста наиболее значимым является его обучение использованию всех достижений новых информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Поэтому особенно важно использовать компьютерные технологии при обучении общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Проведя анализ литературы по использованию современных информационных технологий в процессе обучения [9; 4; 12], можно составить следующую их классификацию:

1. Технологии обработки информации (текстовой, числовой, графической, видео и звуковой)

2. Технология баз данных для сбора, хранения, систематизации и обработки информации.

3. Мультимедиа-технологии (электронные энциклопедии, словари, учебники, переводчики; обучающие программы и развивающие компьютерные игры).

4. Сетевые (телекоммуникационные) технологии (получение информации и размещение информации в Интранет и Интернет, дистанционное обучение).

5. Геоинформационные технологии (электронные географические карты).

6. Технология компьютерного моделирования (проведение экспериментов с готовыми компьютерными моделями объектов, процессов и явлений; создание компьютерных моделей; работа с компьютерными тренажерами).

7. Технологии компьютерного эксперимента (использование компьютера для снятия экспериментальных данных и управления приборами, использование компьютерных измерительных комплексов).

8. Технология компьютерного контроля.

Все перечисленные выше технологии в комплексе или по отдельности могут использоваться в процессе обучения фактически любым дисциплинам. На лекционных занятиях для представления материала, как правило, используются мультимедиа-технологии. На лабораторных и практических занятиях часто используются технологии обработки информации, технологии компьютерного моделирования и компьютерного эксперимента. Для хранения, систематизации и обработки учебного материала широко используются технологии баз данных. Для организации самостоятельной работы учащихся и дистанционного обучения широко используются телекоммуникационные технологии. Для проверки знаний – технология компьютерного контроля.

1. Бахтиярова Л.Н. Компьютерные технологии как средство подготовки студентов к профессиональной деятельности: На примере бизнес-планирования.: дис. . кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Бахтиярова Людмила Николаевна.– Нижний Новгород, 2002.– 218 с.

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь.– издание 2-е переработанное и дополненное.– М.: Книжный мир, 2006.– 860 с.

3. Вознесенская Н.В. Обучение физики студентов технических вузов с использованием современных компьютерных технологий.– дис. . кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Наталья Владимировна Вознесенская. –Саранск, 2006.– 220 с.

4. Гончарова Н.А. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя.: дис. . кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Гончарова Наталья Александровна.– Орел, 2008.– 214 с.

5. Домрачев С.А. Информатика: учеб. пособие для вузов / С. А. Домрачев, Харьков В.П.– Рн/Д:Феникс, 2004.– 224с.

6. Иванов А.Ф. Новые информационные технологии в подготовке инженеров-нефтяников.: дис. . кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Иванов Алексей Федорович.– Казань, 2000.– 185 с.

7. Каймин В.А. Информатика: учебник для студ. вузов / В. А. Каймин.– М.: ИНФРА-М, 2008.– 283 с.

8. Куликов В.П. Информационные технологии в профессиональной подготовке инженеров по направлению "Информатика и вычислительная техника": На примере обучения графическим дисциплинам.: дис. . кандидата педагогических наук: 13.00.02, 13.00.08 / Куликов Виктор Павлович.– М., 2004.– 218 с.

9. Майер Р.В. Информационные технологии и физическое образование.– Глазов: ГГПИ, 2006.– 64 с.

10. Могилев А.В. Информатика: учеб. пособие для вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; под ред. Е.К. Хеннер.– 4-е изд., стер.– М.: Издательский центр «Академия», 2007.– 848 с.

11. Советов Б.Я. Информационные технологии : учебник для вузов / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский.– 2-е изд., стер.– М.: Высш. шк., 2005.– 263 с.

12. Хузина С.А. Новые информационные технологии как фактор повышения квалификации преподавателей учреждений начального профессионального образования.: дис. . кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Хузина Светлана Александровна.– Екатеренбург, 1997.– 191 с.


кредит: Caiaimage / Rafal Rodzoch / Caiaimage / GettyImages

ИКТ против ИТ: определение ИТ

Информационные технологии, или ИТ, это все о сборе, обработке и обмене информацией - подождите. Область ИТ связана в основном с методами и инструментами, используемыми для сбора, обработки и обмена. Эти методы и инструменты включают в себя, среди прочего, кодирование и программирование, преобразование данных, средства хранения и поиска, а также анализ и проектирование системы.

Когда кто-то говорит, что работает в сфере ИТ, он называет широкую область, которая может включать широкий спектр профессий, включая сетевое администрирование, компьютерную поддержку, информатику, системный анализ, программирование и многое другое. В своем современном использовании ИТ часто конкретно относится к информационным технологиям, которые поддерживают работу и связь компаний, таким как внутренние серверы, веб-маркетинг и программное обеспечение для бизнеса, над которыми ИТ-специалисты работают над разработкой и поддержкой.

ИКТ против ИТ: определение ИКТ

Как расширение информационных технологий, область информационных коммуникационных технологий включает в себя все, что включает в себя ИТ, но расширяет сферу применения. При работе с ИКТ компьютерная наука играет не меньшую роль, чем сбор, обработка и обмен данными.

ИКТ уделяет непосредственное внимание соединительным коммуникационным технологиям. Это поле оттачивает коммуникационные технологии, которые связывают мир информационных технологий, в частности, телекоммуникации. В 21-м веке ИКТ уделяют особое внимание тому, как беспроводные сигналы и интернет стимулируют обмен данными и обеспечивают распространение данных.

Глубже в различия

В целом, ИТ относится к локальным информационным технологиям, таким как миры частных бизнес-серверов и настраиваемых информационных инфраструктур, которые позволяют корпорациям и правительствам работать с технической стороны. В отличие от этого, технология ИКТ является более обширной, с большим акцентом на охват, построение сообщества и желание исследовать способы, которыми телекоммуникации могут обогатить общество. На макроуровне представьте, что ИТ - это коллекция неподвижных бытовых приборов вашего дома, которые обеспечивают вентиляционные отверстия и водопроводные краны внутри дома, а ИКТ - это набор труб и проводов, которые подают электричество и воду в дом.

Тем не менее, нет необходимости мучить себя, если вы не находите различия между ИТ и ИКТ сразу очевидными, поскольку ярлыки влекут за собой определенную субъективность. Не удивляйтесь, если услышите, что ИТ и ИКТ используются взаимозаменяемо часто, особенно когда деловой мир движется к постоянно подключенному состоянию. Не исключено, что более телекоммуникационные ИКТ станут новой нормой или новым словом для информационных технологий в целом.

Разница между беспроводным маршрутизатором и USB-адаптером

Разница между беспроводным маршрутизатором и USB-адаптером

Беспроводные маршрутизаторы и USB-адаптеры являются общими компонентами сетевого оборудования, но они служат совершенно другим целям. Чтобы полностью понять их использование, лучше иметь .

Типы связи ИКТ

Типы связи ИКТ

К распространенным типам информационных технологий, используемых сегодня, относятся мобильные телефоны, Интернет и различные сетевые устройства, такие как маршрутизаторы и модемы. Они стали маи .

Важность ИКТ в начальном образовании

Важность ИКТ в начальном образовании

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) важны в начальном образовании, поскольку они позволяют детям искать нужную им информацию и организовывать то, что у них есть .


ИТ и ИКТ не следует путать друг с другом, потому что это две разные области. Индустрия информационных технологий (ИТ), в которой используются компьютеры, программное обеспечение, сети и другие ИТ-инфраструктуры для помощи в передаче или управлении информацией, очень важна в современной жизни, особенно в крупных компаниях или корпорациях, которые управляют предприятиями с многомиллиардными доходами. Таким образом, ИТ помогает укрепить компании с помощью набора ИТ-персонала, который оснащен серверами, системами управления базами данных и мерами безопасности для защиты конфиденциальной информации о компании. Без ИТ все важные данные компании могут быть легко взломаны многими внешними злоумышленниками и хакерами..

В ИТ-отделе есть несколько специалистов, таких как системный администратор, ИТ-менеджер, сетевой инженер, программист и другие ИТ-специалисты, которым поручены разные конкретные роли. Основные услуги ИТ сводятся к предоставлению инструментов, которые повышают производительность компании, автоматизируют бизнес-процессы, устанавливают способ эффективного взаимодействия с ценными клиентами или клиентами, а также являются основным базовым сервисом предоставления информации. Более конкретные подзадачи, включенные в эти основные службы, включают установку программ или компьютерного программного обеспечения, построение компьютерных сетей, разработку эффективной электронной системы, а также управление всей массой информации в форме баз данных..

«ИКТ», полностью известная как «информационно-коммуникационные технологии», более склонна к образованию. В более общем смысле ИКТ описывается как использование компьютеров и других цифровых технологий, чтобы помочь отдельным лицам или учреждениям в обработке или использовании информации..

ИКТ используются в академии на благо отдельного лица или учреждения, которое меньше по размеру, чем те, которыми занимаются ИТ-специалисты в более крупных отраслях. ИКТ могут быть такими же простыми, как использование аудиовизуального оборудования для обучения в школе, использование электронной телефонии и других устройств, которые помогают передавать информацию через кампус. С 1997 года ИКТ также были признаны включением телефонии и аудиовизуальных устройств в компьютеры. Это направление помогло академическим учреждениям сократить расходы на операции, особенно в удалении традиционных телефонных сетей.

1. «ИТ» - это «Информационные технологии», тогда как «ИКТ» - это «Информационные коммуникационные технологии».
2. Это отрасль сама по себе, которая использует компьютеры, сложные сети, компьютерное программное обеспечение и другие цифровые или электронные устройства для управления и передачи информации..
3. ICT в основном используется в академической среде, в то время как ИТ используются в более сложных и крупных организациях, таких как компании и крупные корпорации..


ИТ и ИКТ не следует путать друг с другом, потому что это две разные области. Индустрия информационных технологий (ИТ), в которой используются компьютеры, программное обеспечение, сети и другие ИТ-инфраструктуры для помощи в передаче или управлении информацией, очень важна в современной жизни, особенно в крупных компаниях или корпорациях, которые управляют предприятиями с многомиллиардными доходами. Таким образом, ИТ помогает укрепить компании с помощью набора ИТ-персонала, который оснащен серверами, системами управления базами данных и мерами безопасности для защиты конфиденциальной информации о компании. Без ИТ все важные данные компании могут быть легко взломаны многими внешними злоумышленниками и хакерами..

В ИТ-отделе есть несколько специалистов, таких как системный администратор, ИТ-менеджер, сетевой инженер, программист и другие ИТ-специалисты, которым поручены разные конкретные роли. Основные услуги ИТ сводятся к предоставлению инструментов, которые повышают производительность компании, автоматизируют бизнес-процессы, устанавливают способ эффективного взаимодействия с ценными клиентами или клиентами, а также являются основным базовым сервисом предоставления информации. Более конкретные подзадачи, включенные в эти основные службы, включают установку программ или компьютерного программного обеспечения, построение компьютерных сетей, разработку эффективной электронной системы, а также управление всей массой информации в форме баз данных..

«ИКТ», полностью известная как «информационно-коммуникационные технологии», более склонна к образованию. В более общем смысле ИКТ описывается как использование компьютеров и других цифровых технологий, чтобы помочь отдельным лицам или учреждениям в обработке или использовании информации..

ИКТ используются в академии на благо отдельного лица или учреждения, которое меньше по размеру, чем те, которыми занимаются ИТ-специалисты в более крупных отраслях. ИКТ могут быть такими же простыми, как использование аудиовизуального оборудования для обучения в школе, использование электронной телефонии и других устройств, которые помогают передавать информацию через кампус. С 1997 года ИКТ также были признаны включением телефонии и аудиовизуальных устройств в компьютеры. Это направление помогло академическим учреждениям сократить расходы на операции, особенно в удалении традиционных телефонных сетей.

1. «ИТ» - это «Информационные технологии», тогда как «ИКТ» - это «Информационные коммуникационные технологии».
2. Это отрасль сама по себе, которая использует компьютеры, сложные сети, компьютерное программное обеспечение и другие цифровые или электронные устройства для управления и передачи информации..
3. ICT в основном используется в академической среде, в то время как ИТ используются в более сложных и крупных организациях, таких как компании и крупные корпорации..

Читайте также: