Что проверяет полиция в планшете в метро

Обновлено: 07.07.2024

В Москве снова частично вводят ограничительные меры в связи с обострением новой коронавирусной инфекции. Столичных работодателей с 5 октября обязали перевести на удаленку до трети сотрудников. Москонцерт приостановил продажу билетов на концерты и спектакли в октябре. «Ситуация в Москве сложная, упрощать ее не нужно», - заявил мэр Сергей Собянин в эфире «России 24», не признав, однако, «вторую волну» COVID-19.

В московском метрополитене – своя атмосфера. Бригады контролеров с нашивками «Дозор» ходят по вагонам, грубо принуждают пассажиров надевать маски и перчатки, интересуются документами и в случае конфликтных ситуаций сдают их сотрудникам полиции.

Люди в серых формах – действующие сотрудники ГКУ «Организатор перевозок» (подведомственно Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы). В свои рейды они выходят совместно с правоохранительными органами. Помимо формы клерки снабжены нагрудными системами видеонаблюдения, планшетами и папками с бланками для составления протоколов.

На днях спецкор «НИ» оказалась в эпицентре такого рейда. На кольцевой станции две сотрудницы «Дозора» в сопровождении двух стражей порядка зашли в вагон метро и настойчиво просили каждого пассажира надеть маску, при этом они не проходили дальше, пока пойманный ими «безмасочник» не выполнил их требования. На форме у сотрудниц также был жетон и встроенная система видеонаблюдения, в руках - планшеты и папки для бумаг.

У всех попутчиков в вагоне оказались маски – на себе или в сумках, поэтому бригада «Дозора» на следующей станции покинула вагон мирно и полиции никто передан не был. Но безмолвное недоумение читалось на лицах пассажиров: «еще одна наплодившаяся за счет наших налогов служба по сбору штрафов».

Но, судя по наводняющим соцсети видеозаписям, не все пассажиры готовы молча мириться с требованиями малознакомой службы «Дозор», которую они впервые видят.

Настоящая битва за гражданские права вспыхнула на этой неделе в вагоне московского метро из-за перчаток. Жертву «Дозора» поддержал весь вагон, в итоге люди в формах вынуждены были ретироваться на ближайшей станции.

Началось с того, что женщина-контролер попросила девушку-пассажирку надеть перчатки. Последняя отметила, что поведение сотрудницы изначально показалось ей агрессивным, поэтому она включила камеру на своем телефоне. Вместе с девушкой снимать происходящее стали еще несколько ближайших соседей-попутчиков. Жетон служащей «Дозора» был загражден нагрудной системой видеонаблюдения. Пассажирка попросила соотрудницу в форме представиться и предъявить документы. Контролерша сказала в ответ, что имеет право не показывать удостоверение. Огорчившись, что ее саму снимают за выполнением работы, проверяющая подошла к пассажирке вплотную и стала размахивать папкой перед лицом девушки, стараясь, таким образом, сбить ее телефон и помешать съемке.

О соблюдении социальной дистанции и смысле самого «Дозора», который должен как бы заботиться о снижении рисков распространения инфекции, все как будто забыли.

- Отойдите, я даже нагнуться не могу, вот у меня в пакете перчатки лежат, - кричит пассажирка на навалившуюся сотрудницу.

- Я держусь за перила, - отвечает та и демонстративно в этот же момент хватается за поручень.

Девушка продолжала требовать показать ей удостоверение, контролерша в ответ стала требовать у пассажирки паспорт. Потом завязался спор, кто первый должен показать документы. Еще через несколько мгновений обе уже кричали друг на друга, обещая подать жалобы в прокуратуру – каждая со своей стороны. Наконец, контролерша попросила пассажирку выйти из вагона.

- Будете применять ко мне насилие, я напишу на вас в полицию заявление.

- А я вызываю полицию прямо сейчас, - не растерялась контролерша и взяла в руки мобильный. Но в последний момент передумала как-то дальше разбираться с давшей ей отпор пассажиркой и ушла в другой конец вагона искать новых безмасочников и бесперчаточников.

В противоположной стороне вагона взбунтовались еще одни женщина и мужчина, окружили сотрудницу и силой великого и могучего русского языка вытеснили ее наружу на ближайшей станции.

У этого видео в фэйсбуке более 3,2 тысяч лайков, 1,7 тыс перепостов и 1,5 тысячи комментариев.

« Традиция раздавать что-либо, кроме *** [лютости], простите, кроме подзатыльников бесплатно, отсутствует в нашей современной культуре полностью. А главное, посмотрите, с каким удовольствием всё это проделывают исполнители. Вот она - власть. Хоть маленькая, хоть временная, но ВЛАСТЬ!» - комментирует Михаил Боголепов.

«Сколько бездельников создают видимость работы. А мы оплачиваем их бестолковую деятельность через бюджет! До чего мы дошли. », - вопрошает Амалия Геворкова.

«Нет жетона и данных на нём – бандит, и разговаривать не надо! Взяли моду: ни полиция, ни контролёры не показывают свои данные, а с людей требуют паспорт, который НИКТО не обязан носить с собой!», - возмущается Галаго Г.

«Какое рвение. какой энтузиазм. А если им выдадут оружие, электрошокеры., баллончики с газом и наручники? Нарядили тетю – ужас», - пишет Кирилл Ионов.

Невольные свидетели сцены вспоминают европейские страны, где во время первой волны коронавируса на входах в метро и в общественный транспорт маски и перчатки раздавали гражданам бесплатно, и в целом было отдано предпочтение сострадающему и помогающему поведению со стороны государственных институтов. А не смогло государство обеспечить своих людей средствами индивидуальной защиты – то его проблемы, и требовать пусть тогда ничего не смеет.

В России маски и перчатки на тех же станциях метро стали продавать. Целая армия сотрудников метрополитена отправляла «забывчивых» пассажиров в эти киоски, а мэрия тем временем отчитывалась о рекордных суммах штрафов, собранных «за нарушение режима самоизоляции».

Около 100 тысяч пассажиров оштрафовано в Москве за езду в общественном транспорте без масок и перчаток за пять месяцев действия масочно-перчаточного режима. С 12 мая оформлено более 95,9 тыс. постановлений об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов составила почти 480 млн рублей, сообщается в сводке ТАСС от 13 октября 2020г.

Удовольствие проехаться без маски и перчаток в московском транспорте стоит 5 тысяч рублей (такой штраф предусмотрен для нарушителей). За день проводится более 100 рейдов – как в метро, так и в наземном транспорте.

Два дня «НИ» пытались связаться с пресс-службой ГКУ «Организатор перевозок». В итоге казенное учреждение отправило писать запрос в адрес вышестоящего Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы.

По вопросам поступления денежных средств, возврата излишних или ошибочно уплаченных денежных средств - дождтиесь ответа оператора».

Коротко о главном, а точнее – о роли госучреждения «Организатор перевозок», как они сами это видят, как говорится…

В пресс-службе ГУП «Московский метрополитен» порекомендовали обращаться за комментариями по поводу поведения контролеров по адресу, а именно: в ГКУ «Организатор перевозок». Аргументы о том, что действия происходят именно на территории метрополитена и, скорее всего, люди в серых формах «Дозор» не неизвестные граждане, а, как минимум, состоящие со службой метрополитена в тесных рабочих взаимоотношениях, не убедили.

В эру новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 в Москве была издана масса приказов касательно режима повышенной готовности. Функцию эпидемиологического контроля возложили, в том числе, на Депранспорта мэрии Москвы. В московском метрополитене несколько видов контролеров с разными обязанностями, в том числе, и упомянутое подведомственное ГКУ «Организатор перевозок». До недавнего времени служба следила за наличием транспортных карт (ловила безбилетников), смотрела, соответствует ли нормам багаж, проверяла, не проезжает ли гражданин в грязной одежде, в неподобающем виде. В эпидемию на нее спустили дополнительную разнарядку - все равно, мол, по вагонам ходят, так пусть и маски проверяют за одним.

Но каковы границы полномочий у ГКУ "Организатор перевозок?

- Они могут просить, призывать надеть маску и перчатки, но не могут принудить это сделать, иначе это будет уже вторжением в частную жизнь. Могут составить протокол по "Кодексу города Москвы об административных правонарушениях", но не имеют права требовать паспорт, применять силу, ограничивать движение граждан и задерживать их, они не правоохранительные органы. Проще говоря, с точки зрения юридических норм, это просто информаторы. Вот слышим мы различные объявления, призывы из динамиков в общественном транспорте: «Граждане, будьте бдительны, надевайте маски!», так люди из «Дозора» - точно такие же информаторы, только живые. Грубо общаются, не поясняют, кто они такие и по какому поводу ходят, начинают с ходу требовать – это уже перегибы. Недопустимо, тем более, касаться вещей, касаться самих пассажиров – никто их такими полномочиями не наделял, - комментирует юрист Института права и публичной политики Виталий Исаков.

В целом, такие конфликты между гражданами, пассажирами с представителями городских служб возникают из-за некачественного органа административного управления. Может ли он эффективно контролировать соблюдение написанных норм? Ответ – перед нашими глазами.

Вдобавок ко всему, сами эти нормы плодятся и меняются каждый день, особенно в период эпидемии. Я как юрист каждый день открываю Указы мэра Москвы, потому что чуть ли не каждый день там появляются новые разъяснения – скорость их эволюции, конечно, не может не впечатлять даже людей опытных, добавляет он.

Для фиксации связанных с ограничительными мерами по COVID-19 нарушений органы власти субъектов РФ, каждый регион под себя, придумали свои статьи. В Москве ссылаются на ст.3.18.1 КоАП Москвы (Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы). А раз есть новый состав, то есть и новые полномочия, то нужны и новые контролеры.

- Плохо, конечно, что играет вот эта вся шарманка, за которой мы не поспеваем. Мы не понимаем, кто эти люди, что происходит, какие их полномочия, куда обжаловать действия этих людей. Указное законотворчество всегда плодит правовую неопределенность. Но у мэрии Москвы такое оправдание: коронавирус наступает, все средства хороши, на ваше же благо. Но, стоп! Вы - власть, вы в любой момент должны быть в полной мере подготовлены к нашествию какой угодно страшной инфекции. Должен быть конкретный план действий для каждой гипотетической чрезвычайной ситуации, для каждого режима, у вас есть на это все полномочия, сформированные ресурсы, выделенные бюджеты, и мы платим вам за это авансом (своими налогами), как раз таки с той целью, чтобы в чрезвычайный режим не создавалось никакого дискомфорта в повседневной жизни граждан, - говорит Исаков.

«Я полицейский, который проверял всех у входа в метро»

Вчера в Москве цифровые пропуска для проезда на общественном или личном транспорте стали обязательными. Проверять их начали у всех пассажиров на входе в метро, и это спровоцировало большие очереди. Днем мэр города Сергей Собянин написал, что «переговорил» с начальником ГУВД, чтобы толпы в метро не собирались. The Village узнал у сотрудника полиции, который занимался проверкой пропусков, как сейчас устроена эта система.

Все на улицу

Сегодня я почти весь день у входа в метро и проверял пропуска у всех, кто заходит. Пятки болят, п…ц, как будто я бомж и весь день давил по помойкам банки, чтоб сдать их на металл. Вообще, патрулировать метро — не моя обязанность, этим занимаются ППС-ники (сотрудники патрульно-постовой службы. — Прим. ред.), но сейчас все подразделения, вплоть до кадровиков, выходят в город. Людей выдергивают с работы, дают им ствол — и вперед. За месяц я работал по своей специальности два дня, остальное время патрулировал улицы.

Первое время людей с оружием выставляли по одному, что запрещено нашими внутренними правилами. Что сделает девушка ростом 165 сантиметров, если на нее нападут?

Все показатели падают. Сейчас отчетный период, все квартал закрывают, а у нас вообще никто не работает по своим направлениям. Самые жесткие дела отрабатываются, на места выезжают следственно-оперативные группы, но из-за коронавируса все пробуксовывает. Следователи жалуются, что не могут ни экспертизу сделать, чтобы отдать дело в прокуратуру, ни в СИЗО человека допросить. Опера почти не работают, потому что они полнедели на патрулях.

Первое время людей с оружием выставляли по одному, что запрещено нашими внутренними правилами. Что сделает девушка ростом 165 сантиметров, если на нее нападут? Это показывает нехватку кадров в МВД. Сейчас нас выставляют по двое, иногда и больше: два человека с округа, двое местных, которые знают район.

Росгвардия для стариков

Все началось недели три назад. Тогда мы занимались анкетированием бабушек и дедушек старше 65 лет. Цель была благая: рассказать, что им опасно находиться на улице. Для отчетности мы заполняли анкеты — спрашивали у них фамилию, имя, отчество, место и дату рождения, причину нахождения на улице. Даже документы не смотрели — это же бабушки, все к ним вежливо относились. Но чтобы они не ходили по улицам, надо было их напугать. Некоторые начальники районных отделов просили рассказывать старикам, что им не дадут эту надбавку к пенсии, 4 тысячи рублей. Так говорили немногие, но сарафанным радио разошлось, и у пенсионеров сложилось мнение, что у них отнимут либо всю пенсию, либо эту надбавку.

Сейчас к нам добавили ОМОН и Росгвардию. Они выбивают анкеты у стариков

Дня через четыре бабушки реально перепугались. Я подходил к ним, а они в прямом смысле убегали. Один раз я встретил пожилую женщину возле магазина, хотел сказать ей, что надо сидеть дома, а она побежала. Я ускорял шаг — и она ускоряла бег. В итоге я остановился и дал ей уйти, чтобы она тут не откопытилась. Дедушки не называли имя, а вместо этого начинали рассказывать про свою жизнь. Сейчас к нам добавили ОМОН и Росгвардию. Они выбивают эти анкеты: человек в бронежилете вызывает больший страх. Но все равно стариков на улицах не стало меньше, как будто страх очень сладок для них.

Проверки отдыхающих

Первые две недели обычных граждан среднего возраста мы вообще не трогали. Но когда Путин подписал указ о внесении изменений в КоАП, у нас появилась задача выписывать штрафы. Есть указ мэра, запрещающий находиться на улице без конкретных причин (поход в магазин, выгул собаки). По этому направлению палок нет, то есть нет задачи побольше людей оштрафовать. Наоборот, мы стараемся не доводить до отделения МВД граждан, которые вызовут геморрой, начнут права качать, отвлекать от работы. Составляют протокол только на самых сознательных. Главная работа — ловить гуляющих и объяснять, почему нельзя находиться на улице.

Спрашиваю ее причину нахождения на улице. Она отвечает: «Я бегаю». С таким наездом: «Что, б…ь, побегать уже нельзя?»

Но народу на улице очень много. До появления пропусков все говорили: я иду в магазин. В основном все с местной пропиской. Если ее нет, но объяснение хорошее (пошел в больницу, приехал пожить к брату), можно было напугать человека и отпустить. Помню только, что составлял протокол и отводил на опорный пункт девушку. Спрашиваю ее причину нахождения на улице. Она отвечает: «Я бегаю». С таким наездом типа: «Что, б…ь, побегать уже нельзя?» Ты ей объясняешь, что нельзя, но она продолжает вести себя неправильно; я чувствую, что ко мне относятся как к д….у, как будто я ничего не стою.

Таких протоколов было немного. За первое нарушение выписывают штраф в 4 тысячи рублей, за следующие — 5 тысяч. Мы также проверяли парки и скверы. Если человек там находится, ему автоматом полагается административка. Мы подходим, делаем скриншот с «Яндекс.Карт», фотографируем его на месте происшествия — и эти фотографии отправляются в группу разбора, где выписывают штраф.

Во всем этом есть неорганизованность: мы не понимаем, что мы делаем, чего от нас хотят. Людей, которых можно задержать, много, но у нас такой задачи нет. Мы звоним в дежурную часть — там тоже не понимают, что надо делать. Они знают, как оформить штраф, но не понимают, надо ли столько протоколов, хорошо это или плохо.

На входе в метро

Когда ввели цифровые пропуска, добавилась задача их проверять. Если у человека что-то не так, ты ему объясняешь, что надо сделать, иначе завтра другой полицейский оштрафует. Я давал понять: «Ты сейчас наткнешься на следующий пост, они имеют право оштрафовать тебя на 4 тысячи». Но есть куча активистов, которые говорят: это все незаконно. Я их отводил в сторонку и объяснял, что есть проблемы на уровне федеральной власти, но ты сделай код за десять минут, мы его проверим, и все будет нормально.

Потом сайт тоже лег — ты не мог проверить действительность номера. Люди приходят, ты останавливаешь их и должен что-то изобразить

Я обычно спрашиваю, почему человек вышел из дома. 99 % людей говорят, что работают. Работников магазинов среди них меньшинство. Я чаще встречаю курьеров, много банковских работников, Мосгортранса. Иногда ты понимаешь, что они должны работать, но половина организаций не торгует чем-то важным.

Когда перестала работать система, я думал проверять коды со своего телефона, но ссылка недоступна для обычных устройств. Кроме того, приложение не считывает коды из Московской области — просто выдает ошибку. И вот человек стоит, у него есть все документы, даже справка с работы, которая для нас уже неактуальна, и ты такой: «Ты вроде молодец, но я не могу проверить тебя, ну иди».

Вчера мы оформили штрафы на несколько людей, которые не хотели идти на контакт, у них не было ни кода, ни паспорта. Мы объясняем, что без паспорта его можно задержать до выяснения личности. Рядом стоят граждане, ты не можешь сказать: «Ну ладно, иди отсюда чувак, а всех остальных мы посмотрим». Ты звонишь в дежурную часть, просишь составить протокол.

Заразные коллеги

При этом большинство сотрудников не знают, как выписывать штрафы. Среди них есть специалисты уголовного профиля, кадровики, финансисты — они раньше не работали с административкой. Это люди со стороны, которые н…я не понимают, что делать. Им говорят: пошел туда и ходи. Они пытаются все сделать правильно.

На службу мы обязаны надевать маски и перчатки. УСБ приезжает и контролирует это. Правда, перчаток и антисептиков нам не выдают, я беру свои. Масок дают по одной-две на смену, их все время не хватает. Сегодня я девять часов простоял в одной маске. Если я заразный, я могу заразить кучу людей. Если кто-то заразил меня, я заражаю всех остальных.

Хотелось бы понять, что именно они там видят, какая информация представлена и если меня останавливала патрульная машина, вносится ли в картотеку об этом запись?

Полиция может пробить домашний адрес по квартирному бюро и судимость по ИЦ, где указано за что привлекался к уголовной ответственности, когда, каким судом.
Может снять отпечатки пальцев (игра на пианино) и пробить по безе отпечатков на наличие совпадений.
В планшете фото тех, кто в розыске.
В картотеку запись о досмотре и проверке личности не вносится.

Севал Просветленный (25594) Дмитрий Владимирович, досмотр и проверка личности, в планшете фото тех, кто в розыске.

Это был досмотр и проверка личности, никто тебя по телефону не отслеживает, а то, что это с тобой происходит постоянно и несколько раз-совпадение, не обращай внимания.

Конечно, если был протокол знач он сохранён, базы единой цифровой мож и нет пока, но найти инфу на тебя смогут за пару часов, и вся инфа о гражданине разумеется у них есть, если у тебя есть документы

Поиграй в Gta 4 или зайди на РП сервер сампа в полицейскую машину с MVD helper и всё поймешь.
А у наших ментов такого нет кстати

в открытом доступе есть только ультра кастрированная база розыска мвд рф, в которой очень кратко информация по человуке который находится в розыске - всё остальное недоступно
хотите купить подробное досье или платный пробив на себя любимого или любую другую персону - пожалуйста, могу выступить даже в роли посредника-гаранта с доплатой в виде комисси%

Мне просто хотелось бы понять какие поля там присутствуют? Что видит сотрудник полиции?

Тадам Тудуц Просветленный (38314) Дмитрий Владимирович, он всё видит что захочет

Дмитрий Владимирович Ученик (31) Тадам Тудуц, За какое? Я ничего не делал запрещённого.

да какая.. стандартная= адрес. паспортные данные. наличие судимостей, надзора, административки. это всем доступно. а далее уже по правам доступа. глубже простой участковый от нехрен делать не сможет посмотреть))

Даже я, зная твое ФИО и город, могу узнать был ли ты привлечен к АПН или УК.


Мэрия Москвы выделила 155 млн рублей на систему отслеживания пассажиров городского транспорта через их же собственные смартфоны. У города появится сеть устройств, которые будут собирать информацию с гаджетов, а затем передавать в единый центр хранения данных. Разбираемся, что это за технология, какие именно данные она собирает и насколько это законно.

Что произошло

Первым на закупку 220 программно-аппаратных комплексов для новой системы слежения обратил внимание «Коммерсантъ». Согласно условиям тендера, в ближайшие полгода в Москве планируют установить специальную аппаратуру на остановках и уличных информационных стелах. Система будет собирать данные с телефонов прохожих, находящихся в радиусе 50 метров, и сможет формировать отчеты о передвижениях человека за день, неделю, месяц и год. В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы объясняют: это нужно для оптимизации транспортных потоков.

«Узнать подробную информацию о передвижении обладателей мобильных устройств можно через мобильных операторов, но их работа зарегулирована и информацию они дают не с привязкой к конкретной локации, а по крупным квадратам. Новая система, похоже, позволит мэрии самостоятельно, без запросов, узнавать подробную и релевантную информацию о передвижении пешеходов и пассажиров», — рассказал изданию источник, знакомый с проектами по цифровизации Москвы.

Как это работает

У каждого мобильного устройства есть так называемый MAC-адрес. Это уникальный код из букв и цифр. Он присваивается сетевому адаптеру, с помощью которого устройство присоединяется к сетям Wi-Fi или Bluetooth.

Когда смартфон с включенным Wi-Fi попадает в зону действия беспроводной точки доступа, он обязательно связывается с ней и передает MAC-адрес сетевой карты. Беспроводная точка доступа может передать собранные данные на предназначенные для этого серверы.

Скрыть эти данные практически невозможно, правда, некоторые гаджеты в состоянии использовать случайные MAC-адреса во время поиска Wi-Fi-точек (их доля оценивается в 30 % от всех устройств). Но от системы отслеживания это не защищает. Поэтому специалисты по безопасности советуют просто выключать Wi-Fi в телефоне, выходя из дома.

Так еще кто-то делает?

В ЦОДД утверждают, что подобная практика применяется в транспортных системах Сингапура, Лондона и Берлина.

Технология действительно не нова. В Лондоне ее впервые протестировали в конце 2016 года. Почти месяц оператор общественного транспорта Лондона Transport for London (TfL) следил за передвижением пассажиров метро с помощью смартфонов. Эксперимент охватил 54 станции подземки из 270.

В ходе исследования его авторы хотели понять, как ведут себя пассажиры внутри метрополитена. С помощью полученных результатов также намеревались подсчитать необходимое для каждой станции количество сотрудников и спланировать наиболее эффективные схемы эвакуации и определить другие важные параметры.

По итогам решено было запустить систему слежения за пассажирами по MAC-адресам на постоянной основе. 8 июля 2019 года система заработала на полную мощность. Группа компаний по защите конфиденциальности Big Brother Watch выразила обеспокоенность по поводу этой схемы. «Общественность должна быть полностью проинформирована о том, какие данные будут взяты с телефонов, когда и почему, и напомнить о способности граждан предотвратить это отслеживание, отключив свой Wi-Fi», — цитировало пресс-службу организации «Би-би-си».

Транспортный оператор уверял, что после сбора данные зашифровываются и обезличиваются. Однако в компании признали, что полностью анонимизировать их нельзя. Собранная информация может быть передана полиции и другим третьим лицам, пиcала Daily Mail в день запуска.

Когда это началось

Использовать эту технологию для получения данных стали еще в начале прошлого десятилетия. Американский ритейлер Nordstrom начал тестировать ее в своих магазинах осенью 2012 года, писал The New Yorker. Магазины хотели больше узнать о своих покупателях — сколько пришло, сколько вернулось, сколько времени клиенты провели в том или ином отделе. Примеру Nordstrom последовали другие розничные сети: Family Dollar, Cabela's, Mothercare, Benetton, Warby Parker.

Внедрение новых маркетинговых технологий происходило на фоне откровений бывшего сотрудника спецслужб США Эдварда Сноудена о слежке государства за гражданами. Несмотря на уверения компаний, что данные собираются анонимно, пользователи были встревожены. Уже тогда магазины научились сопоставлять данные с Wi-Fi c номером телефона клиента, если он добровольно оставлял компании свои персональные данные. Это помогало отслеживать историю покупок и формировать для каждого покупателя индивидуальные предпочтения, фактически уравнивая офлайн-торговлю с проектами типа Amazone.

Сбор данных в метро

MAC-адреса собирают и операторы открытых сетей Wi-Fi, в том числе в России. В 2018 году жители мегаполисов начали обращать внимание на то, что в их телефонах появляется реклама кафе или магазина, мимо которого они недавно проходили. Оказалось, что технологию, позволяющую следить за пользователями и предлагать им подходящую рекламу, использует компания «Максима Телеком» — оператор Wi-Fi в метро Москвы и Петербурга, а также в аэропортах Шереметьево и Домодедово и «Аэроэкспрессе».

В мае 2018 года компания официально представила устройство MT_BOX, которое собирает данные об устройствах вблизи какой-либо объекта. Эти роутеры «Максима Телеком» начала продавать малому и среднему бизнесу. Оператор предлагал использовать их для таргетинга рекламы. В компании оценили объем своей базы в 28,5 млн пользователей.

«По каждому пользователю, которого засекает этот сенсор, мы полностью видим профиль: на какой станции метро он живет и работает, какой у него маршрут передвижения по нашей сети, какой спектр интересов, в какую соцдем-группу он попадает», — рассказывала топ-менеджер компании Татьяна Ковалевская.

Это вообще законно?

Сбор информации подобным образом не является незаконным. Ведь речь о передаче персональных данных не идет. Именно поэтому в 2012 году идея Центробанка РФ обязать банки запрашивать и хранить IP- и MAC-адреса клиентов вызвала резонанс в финансовом сообществе. Регулятор считал, что эта мера поможет в борьбе с мошенниками и отмыванием средств. Однако идея не нашла понимания у банкиров. Цифровые адреса «не носят характер индивидуальных и присущих исключительно одному лицу, поскольку данная информация является исключительно технологической и предназначена для предоставления провайдерами услуг доступа к сети Интернет через конкретное электронное устройство», — говорилось в письме Национального платежного совета главе Центробанка.

Тем не менее отслеживание MAC-адресов, как и любая другая попытка слежки, пугает многих пользователей, признавался «Медузе» директор интернет-бизнеса «Максима Телеком» Артём Пуликов. Неназванные представители той же компании рассказали изданию, что хоть и не без труда, но могут зайти в профиль конкретного устройства, а также, не раскрывая подробностей, сообщили, что к ним обращались из полиции в рамках расследований преступлений.

Читайте также: