Что развивает компьютерная графика

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Наталья Сергеевна

Компьютерное творчество младших школьников является актуальной темой для исследований как в области современной школьной информатики, так и возрастной педагогики. В данной статье показаны разработка и внедрение в учебный процесс Детской студии компьютерного творчества при МарГУ учебного курса «Юный мультипликатор», который позволяет ученикам начальных классов познакомить с основами видеомонтажа и обработкой изображений, а также созданием своих собственных рисунков с использованием средств компьютера.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Наталья Сергеевна

Проектно-исследовательская деятельность в области информатики как средство самореализации и творческого развития современных школьников Особенности создания продуктов аудиовизуального творчества в процессе обучения средствами Windows Movie Maker Использование компьютерных технологий для рекламы и создания печатной айдентики Создание видеоконтента для изучения пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Компьютерная графика как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста»

ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Компьютерная графика как средство развития творческих

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГОУВПО «Марийский государственный университет»,

Международный образовательный центр APTECH, г. Йошкар-Ола

Компьютерное творчество младших школьников является актуальной темой для исследований как в области современной школьной информатики, так и возрастной педагогики. В данной статье показаны разработка и внедрение в учебный процесс Детской студии компьютерного творчества при МарГУ учебного курса «Юный мультипликатор», который позволяет ученикам начальных классов познакомить с основами видеомонтажа и обработкой изображений, а также созданием своих собственных рисунков с использованием средств компьютера.

Быстрые темпы развития информационных технологий являются причиной их значительного влияния на современную жизнь, в том числе и на сферу образования. Школьная информатика начинается со среднего звена, но можно ли подготовить ребенка к этому предмету, и как грамотно и без ущерба для здоровья ученика 2-3 класса провести первоначальное знакомство с компьютером? Этим вопросом чаще всего задаются родители, замечая интерес ребенка к компьютеру. Давайте рассмотрим вышеобозначенные вопросы на примере работы «Детской студии компьютерного творчества» при Марийском государственном университете.

Обучение детей в студии проходит по трем программам, в зависимости от возраста и уровня владения компьютером: это «Веб-дизайн», «Компьютерная графика и анимация» и для самых младших - «Юный мультипликатор». При поступлении в студию проводится первоначальное анкетирование. Для младших школьников его заполняют родители: они указывают возраст, смену в основной школе, уровень компьютерной грамотности ребенка. Анкетирование доказывает, что в большинстве случаев школьники начальных классов, до обучения в детской студии, уже имеют некоторые первоначальные навыки работы на компьютеры, некоторые знакомы с элементарными компьютерными играми.

Программа «Юного мультипликатора», в первую очередь, нацелена на развитие творческого мышления, фантазии, воображения, развивает дизайнерские навыки: умение правильно подобрать цвета, составить целое из отдельных частей, красиво расположить картинки на экране.

Курс рассчитан на учебный год, состоит из двух составляющих предметов: работа со звуком и видео в Windows Movie Maker и работа с изображениями в рамках пакета Adobe Photoshop.

Windows Movie Maker - бесплатное программное средство, комплекс для создания и изменения видео файлов с доступным редактированием видео и звука, добавления большого количества несложных эффектов и переходов, создание разнообразных титров. Созданное видео можно будет записать на винчестере или на DVD или CD прямо из программы, сохранить в необходимом формате.

Программное обеспечение Adobe Photoshop CS4 открывает перспективы работы с цифровыми изображениями. Этот многофункциональный графический редактор работает с растровыми изображениями, но имеет и некоторые векторные инструменты. Сочетает в себе инструменты для работы с фотографиями, возможности выделения изображений, а также создание gif-анимации.

Из двух занятий в неделю, одно отводится для работы со звуком, созданию своего видео, другое - для обработки изображений и фотографий. Но не стоит забывать, что у каждого ребенка есть свои предпочтения, которые они могут выразить на так называемом «свободном уроке»: раз в месяц ребенок самостоятельно выбирает, чем он будет заниматься. На этом уроке школьник может воспользоваться как материалами предложенными преподавателем, так и принести свои собственные фотографии, рисунки, любимую музыку, создать фильм-презентацию про свою семью, любимое животное.

Каждый ученик в течение года работает над двумя основными проектами - видеоролик и коллаж, над тематическими - анимация, рисование, монтаж, а также групповым проектом - ролик по технологии Stopmoution.

Stopmoution - перспективное и интересное направление работы со школьниками - это изучение технологии и создание собственных коротких видеороликов. Ребята делятся на группы и снимают ролики на заданные учителем темы, а затем создают самостоятельные проекты.

Тематические проекты включают в себя работу с шаблонами и рамками, кистями, обработку своей фотографии, а также уроки рисования: «Рисуем осьминожку», «Шоколадная роза», «Цветик - семицветик» и др. К праздникам (Новый год, 8 марта, 23 февраля, 14 февраля, 12 апреля) ребята готовят оригинальные самодельные открытки, календари, поздравления, которыми они могут поздравить родителей и друзей.

Помимо практической работы, программа «Юный мультипликатор» включает в себя «круглые столы» -совместное обсуждение проектов, а также обучение работы с цифровой камерой, сканером, Г^^накопи-телем. Отсканированные изображения школьники добавляют в свои проекты или редактируют.

Каждое занятие заканчивается просмотром работ учащихся с помощью проектора, это позволяет не просто продемонстрировать свои работы, но и получить замечания, предложения, идеи для новых проектов.

Два раза в год родители с детьми собираются на «День открытых дверей», чтобы воочию увидеть творения ребят, а в конце года, после прохождения полного курса обучения, юные мультипликаторы получают свой первый сертификат об успешном окончании программы.

ABSTRACT

In computer graphics, computers are used as a tool for creating images and for processing the visual information obtained one way or another and saved on the computer. In contrast to the drawings on paper the image produced on the screen, you can delete or fix, resize, color, experiment with composition, thus, the opportunity for finding solutions. This is what interests the children, who took great pleasure in exploring the potential of the graphic programs PhotoShop, Illustrator, performing creative work within the framework of author's educational program "My friend – computer".

Данная статья имеет следующую структуру:

- Общие сведения о компьютерной графике и сферы её применения.

- Целесообразность изучения компьютерной графики.

- Использование инноваций в процессе реализации программы для повышения эффективности обучения.

Компьютерная графика – это одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера практически в любой сфере деятельности человека. Для каждого направления создается специальное программное обеспечение, которое называется графическими программами или графическим пакетом. В настоящее время для большинства дизайнеров компьютер и программные средства работы с изображениями стали главными рабочими инструментами. То же можно сказать о полиграфистах, кинематографистах и художниках. Использование программ компьютерной графики помогает дизайнерам быстрее реализовать свои творческие замыслы, выбирая из нескольких вариантов самый удачный. В современных полиграфических технологиях, обеспечивающих выпуск книг и газет, компьютеры и программное обеспечение играют центральную роль. Почти все печатные издания подготавливаются с помощью программ компьютерной верстки. Для ее работы требуется, чтобы и текст, и иллюстрации были представлены в цифровом виде. Это означает возможность их обработки с помощью специальных программ компьютерной графики – издательских систем. Иллюстрации, подготовленные в традиционной графической технике, а также фотографии в издательстве сканируются и обрабатываются методами компьютерной графики. Многие художники-графики, работающие в жанре книжной иллюстрации, пользуются программами компьютерной графики. При создании мультфильмов художники вручную рисуют опорные кадры, а затем по ним прорисовывают все промежуточные кадры. Применение методов компьютерной графики позволяет формировать промежуточных кадры по опорным автоматически, если изменения изображений в кадрах незначительные. Тем не менее, это позволяет сократить время на изготовление анимационных фильмов и роликов, повышая эффективность творческого труда. Средства компьютерной графики в кинематографе начали использоваться тогда, когда рост затрат на съемку фильмов заставил искать пути экономии, и компьютерная графика оказалась весьма эффективным в этом смысле средством. Технологии цифрового видеомонтажа позволили там, где это возможно отказаться от постройки дорогостоящих декораций. Кроме того, цифровые технологии в кинематографе позволяют создавать кадры необычайной выразительности и красоты. Средства компьютерной графики используются и в работе фотографов. На практике фотографы пользуются средствами компьютерной графики для ретуши фотографий, корректировки цвета и фотомонтажа. Помимо указанных направлений использования компьютерной графики, существуют такие направления как научная графика, деловая графика, конструкторская графика, таким образом, методы и средства компьютерной графики востребованы в любой сфере человеческой деятельности, где используются изображения.

Овладение техническими приемами работы с графическими программами требует интеллектуальных усилий и трудолюбия. Но в результате их освоения повышается эффективность творческого труда. Учащиеся постигают азы компьютерной графики с большим интересом, увлекаясь её выразительными эффектами и неисчерпаемыми возможностями и понимая актуальность применения полученных знаний при возможном выборе профессии в данном направлении. Наибольший интерес компьютерная графика вызывает у ребят, которые посещают занятия по изобразительному искусству, поскольку она эффективно дополняет занятия в изостудии, выполняя задачи по развитию творческого воображения, художественного вкуса, фантазии, формированию пространственного мышления, умений трудиться. Но только увлеченности и творческого воображения для достижения значительных результатов недостаточно, от ребят требуются интеллектуальные и волевые усилия. Для реализации своего замысла им необходимы знания графических программ и уверенное использование технических приемов. Недостаточное знание и понимание этих приемов увеличивает долю рутинных операций, оставляя меньше времени для творческого процесса. Мотивацией к творческому самовыражению является стремление к раскрытию и реализации своей индивидуальности, желание сделать что-то новое, уникальное, рожденное его воображением. Компьютерные технологии предоставляют ребятам широкий спектр возможностей работать в различных направлениях, вырабатывать индивидуальный творческий почерк, основанный на выборе используемых эффектов, цветовых решений, композиций. В процессе работы с компьютерной графикой у ребят формируются навыки работы с интерфейсами компьютерных программ, осваиваются технические приемы, закрепляется понимание отличительных особенностей векторной графики и растровой. Учащиеся активно используют принтер и сканер в процессе обучения, работают с фотографиями. Изучая графические редакторы, дети применяют знания, полученные на занятиях по рисованию, но при этом работают в среде с широкими возможностями. Они могут использовать градиенты, экспериментировать с цветом, могут быстро менять варианты композиционные, колористические. Таким образом, в процессе обучения возможно развитие кругозора и способностей ребёнка. У него появляется больше шансов на дальнейшую личностную и профессиональную самореализацию. Ребёнок, занимающийся компьютерной графикой, активно расширяет свой кругозор, приобретает навыки работы с различного рода изображениями, развивает и тренирует восприятие, формирует исследовательские умения и умения принимать оптимальные решения. Одним из главных аспектов воспитания и развития подрастающего поколения в процессе обучения является интеллектуальное и творческое развитие учащихся. В настоящее время объем и уровень сложности информации, предлагаемой детям для усвоения, постоянно увеличивается, поэтому процесс интеллектуального развития учащихся требует интенсификации и творческого подхода. Одним из путей повышения интенсивности обучения является использование компьютерных технологий обучения. Знания и умения, приобретенные в результате освоения компьютерной графики, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трёхмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности. Необходимость постоянно обновлять и расширять профессиональные компетенции, также продиктована современными условиями информационного общества.

На современном этапе в образовании акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этим обусловлено введение в программу «Мой друг – компьютер» инноваций. Внедрение инноваций рассматривается с двух позиций:

- это результат совместного творческого процесса педагога и учащихся,

- это процесс использования педагогом новых технологий.

При этом изменяется содержание и технология обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Обучение становится активным, ориентируется на применение таких технологий и способов влияния на личность, учащегося, в которых учитываются его индивидуальные потребности, и запускается механизм саморазвития. Всё это соответствует современной образовательной системе, нацеленной на созидающие знания, непрерывное образование человека в течение всей его жизни. В процессе реализации образовательной программы используются как технологические инновации (новые методы и приёмы преподавания), так и организационные инновации:

- Деловые игры (метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность).

- Метод проектов (проект – целенаправленное мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта, развивает навыки поисковой, исследовательской деятельности, умение правильно организовывать свою деятельность).

- Технологию принятия решений.

- Исследовательскую деятельность (совместное с ребёнком обсуждение и решение проблем становится первым проявлением исследовательской деятельности ребёнка, приводящей к развитию гибкости мышления и владению терминологией).

Развитие творческих и интеллектуальных способностей осуществляется с помощью различных творческих заданий и проектов, которые являются также комплексной проверкой знаний и используются как основа для реализации идей воспитанников. Учебный проект - это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:

- поиск необходимой информации, ее систематизация,

- применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях,

- выбор, освоение и использование необходимых технологий для создания конечного продукта проектирования.

- презентация деятельности и ее результатов.

Работа над проектом превращается для ребят в созидательную творческую работу – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, возможность попробовать свои силы, приложить свои знания, проявить себя, продемонстрировать достигнутый результат. Дети учатся планировать свою деятельность, осуществлять поиск информации, взаимодействовать внутри группы, если проект групповой, оценивать успешность проекта. Педагог становится организатором деятельности, помощником в решении проблемы, поиска информации. Здесь очень важен акт «сотворчества» ребёнка и педагога. Важно открыть ребёнка с творческой стороны, распахнуть его душу всему новому, предоставить возможность ребёнку додумывать, доводить умение до совершенства. Такая деятельность требует глубокого понимания того, что личности педагога и учащегося взаимодействуют, они открыты для постоянного обновления знаний, отношений.

Этапы работы над проектом:

- Выявление проблемы. Постановка цели и задач. Организация деятельности.

- Осуществление проектной деятельности: самостоятельная работа учащихся, консультации педагога, оформление полученных результатов.

В процессе реализации программы помимо системы проектов используются и другие деятельностные формы проведения занятий: занятие – деловая игра, занятие – творческая мастерская. Творческие работы небольшого объёма выполняются на занятиях имитирующих работы: в фотолаборатории (исправление дефектов фотографий, создание фотоколлажей), в офисе (оформление документов, использование интернет-технологий), в рекламном агентстве (разработка буклетов, рекламных листовок), в дизайн – студии (создание логотипов, открыток), в мастерской художника (создание книжных иллюстраций, оформление книжных обложек, рисование натюрмортов, пейзажей). Демонстрацией детских работ являются выставки, конкурсы, защита творческих проектов. Ребята активно участвуют в конкурсах различного уровня, их работы оцениваются дипломами победителей. Самыми ценными считаются дипломы победителей конкурса «Питерская мышь», который ежегодно проводится в Санкт – Петербурге. Ребятам предлагают оформить макет книжной обложки в соответствии с положением конкурса в одной из нескольких номинаций. Это творческая, очень трудоёмкая работа, связанная с поиском выразительных средств, техники выполнения, вариантов композиции. Оценивают конкурсные работы профессиональные художники, поэтому полученные дипломы подтверждают творческие способности ребят, их целеустремлённость, трудолюбие и доставляют огромное удовлетворение, как детям, так и их педагогу.

При проведении занятий учитывается уровень знаний, умений учащихся, их самостоятельность, творческая активность, индивидуальные особенности и познавательные интересы; решаются обучающие, развивающие и воспитательные (развитие личностных качеств воспитанника) задачи в комплексе, отслеживается мера участия всех детей и каждого в отдельности.

Таким образом, выполняются условия достижения эффективности занятий:

В результате применения инноваций реализуется творческий, познавательный, развивающий потенциал образовательной программы «Мой друг – компьютер», у детей поддерживается высокий уровень мотивации к обучению и творческой активности, осуществляется личностно – ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. Всё это помогает сформироваться творческой личности ребёнка, склонной к самостоятельной деятельности и самоопределению в окружающем мире.

В качестве примеров детских творческих работ ниже представлены работы, отмеченные дипломами на городском конкурсе.






Список литературы:

1. Миронов Д. Ф. Компьютерная графика в дизайне. – БХВ-Петербург, 2011. –720 с.
2. Пантюхин П., Быков А., Репинская А. Компьютерная графика. В 2 частях. – М.: Форум, Инфра-М, 2007. – 88 с.

Область применения компьютерной графики не ограничивается одними художественными эффектами. Во всех отраслях науки, техники, медицины, в коммерческой и управленческой деятельности используются построенные с помощью компьютера схемы, графики, диаграммы, предназначенные для наглядного отображения разнообразной информации. Конструкторы, разрабатывая новые модели автомобилей и самолетов, используют трехмерные графические объекты, чтобы представить окончательный вид изделия. Архитекторы создают на экране монитора объемное изображение здания, и это позволяет им увидеть, как оно впишется в ландшафт.

Научная графика Первые компьютеры использовались лишь для решения научных и производственных задач. Чтобы лучше понять полученные результаты, производили их графическую обработку, строили графики, диаграммы, чертежи рассчитанных конструкций. Первые графики на машине получали в режиме символьной печати. Затем появились специальные устройства - графопостроители (плоттеры) для вычерчивания чертежей и графиков чернильным пером на бумаге. Современная научная компьютерная графика дает возможность проводить вычислительные эксперименты с наглядным представлением их результатов.

Деловая графика - область компьютерной графики, предназначенная для наглядного представления различных показателей работы учреждений. Плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки - вот объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы. Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц.

Конструкторская графика используется в работе инженеров-конструкторов, архитекторов, изобретателей новой техники. Этот вид компьютерной графики является обязательным элементом САПР (систем автоматизации проектирования). Средствами конструкторской графики можно получать как плоские изображения (проекции, сечения), так и пространственные трехмерные изображения.

Иллюстративная графика - это произвольное рисование и черчение на экране компьютера. Пакеты иллюстративной графики относятся к прикладному программному обеспечению общего назначения. Простейшие программные средства иллюстративной графики называются графическими редакторами.

Художественная и рекламная графика - ставшая популярной во многом благодаря телевидению. С помощью компьютера создаются рекламные ролики, мультфильмы, компьютерные игры, видеоуроки, видеопрезентации. Графические пакеты для этих целей требуют больших ресурсов компьютера по быстродействию и памяти. Отличительной особенностью этих графических пакетов является возможность создания реалистических изображений и "движущихся картинок". Получение рисунков трехмерных объектов, их повороты, приближения, удаления, деформации связано с большим объемом вычислений. Передача освещенности объекта в зависимости от положения источника света, от расположения теней, от фактуры поверхности, требует расчетов, учитывающих законы оптики.

Компьютерная анимация - это получение движущихся изображений на экране дисплее. Художник создает на экране рисунке начального и конечного положения движущихся объектов, все промежуточные состояния рассчитывает и изображает компьютер, выполняя расчеты, опирающиеся на математическое описание данного вида движения. Полученные рисунки, выводимые последовательно на экран с определенной частотой, создают иллюзию движения.

Ребенок

Каждый родитель мечтает вырастить из своего ребенка настоящего гения. Кружки рисования, пения, спортивные секции стали обычным делом для тех, кто желает своему малышу успеха во взрослой жизни. Однако, если вы хотите идти в ногу со временем, придется признать, что мир серьезно изменился за последние 20 лет. Если раньше мы не сталкивались с такими понятиями, как интернет, ip телефония, хостинг, то сегодня это наша реальность. Поэтому ребенок уже с малых лет должен быть на «ты» с компьютером и свободно ориентироваться во всемирной паутине. Сегодня нужно искать новые способы занять малыша, которые позволят ему быстрее осваивать компьютерную науку. Отличным вариантом станут уроки компьютерной графики для детей.

Что развивают уроки компьютерной графики?

Занятия компьютерной графикой позволяют «убить несколько зайцев»:

  • Прежде всего, дети учатся работать с современными графическими редакторами, которые даже взрослому бывает сложно осилить. Это развивает навыки работы на компьютере, делает малыша уверенным пользователем ПК. По окончанию курсов ребенок может легко отредактировать фотографию или создать несложный дизайн поздравительной открытки.
  • Курсы графики развивают воображение. Конечно, работа на компьютере – это не рисование, но, тем не менее, малышу приходится придумывать новые сюжеты и воплощать их на экране. При этом совершенно необязательно, чтобы он умел рисовать. Это как раз тот случай, когда даже отсутствие художественных наклонностей не может стать помехой для реализации творческого потенциала.
  • Дети учатся работать с цветом, подбирать подходящие оттенки. Согласитесь, эти знания понадобятся любому, даже если он далек от компьютерной графики. Многие из нас сталкиваются с проблемой выбора цвета ежедневно, решая, какую вещь лучше надеть.

Таким образом, отправив малыша на курсы, вы заложите основу для его дальнейшего развития. Нужно сказать, что сегодня профессия дизайнера весьма востребована, и, возможно, именно ее выберет ваш ребенок. Но, даже если этого не произойдет, он получит, безусловно, полезные навыки.

Читайте также: