Что развивают компьютерные игры

Обновлено: 04.07.2024

Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.

Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили формы детской игры.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста.

В этом возрасте у детей развивается воображение, которое в свою очередь развивает мышление. Однако бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его только как игрушку. Важно, чтобы компьютер стал помощником в обучении, а не только игрушкой.

Известно, что дети, а особенно малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки. То же и при игре на компьютере. Так специалисты считают, что яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки – рефлекс слуховой. И для кого-то это может стать замещением жизненных эмоций.

Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.

Однако современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, дум-игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы

Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры,отличаются следующими качествами:

- мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;

- ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;

- на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;

- речь как способ общения остается примитивной;

- способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;

- при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации.

Рано или поздно перед взрослыми неизбежно встает вопрос выбора, какие компьютерные игры нужны дошкольнику? Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то родители должны быть в курсе игровых новинок и обсудить с ребенком содержание новой игры. Совместное обсуждение может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем.

Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью,совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Компьютерные игры приучают к этому достаточно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте поможет освоить школьные программы по информатике.

Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием.

В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.

Развивающие игры

Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.

К программам развивающего типа относятся:

• разнообразные графические редакторы, "рисовалки", "раскрашки", конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;

• текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста;

• "Конструкторы сред" с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания "режиссерских" компьютерных игр;

• Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;

• "Конструкторы сказок", совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.

Обучающие игры

В этот класс входят игры,связанные:

• С формированием у детей начальных математических представлений;

• С обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо;

• С обучением родному и иностранному языкам;

• С формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;

• С эстетическим, нравственным воспитанием;

• С основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Игры – эксперименты

В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это является ключом к достижению решения игровой задачи.

Логические игры

Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры – забавы

В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо "микромультика". Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.

Самое главное во всех компьютерных играх – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем.

Важно понимать, что компьютерные игры должны быть неразрывно связаны с обычными играми. Если в обычной игре ребенок отображает действительность с помощью замещающих, но реальных предметов, то в компьютерной игре, пользуясь игровой программой, опираясь на свое воображение, создавать игровой "видеоряд".

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке детей к обучению в школе.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики. В любых играх детям необходимо управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с "мышью". Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости, что в дальнейшем облегчит усвоение письма. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Развивается умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Так развивается произвольность в поведении дошкольников.

Компьютерные игры в дошкольном возрасте имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению.

Много программ и все они разные… Большой выбор их мы видим на прилавках магазинов, киосков… Какой продукт выбрать каждый решает сам, но важно учесть возможности, которые предоставляет конкретная игра для развития ребенка.

- появляются головные боли;

- искривляется позвоночник, приобретается сколиоз;

- начинают беспокоить боли в спине, шее, плечах и пояснице;

- утомляются и начинают болеть пальцы рук;

- малоподвижность может привести к плохому самочувствию и даже ожирению;

- появляется нервозность, нарушается сон.

Все это возможно, если ребенок сидит за компьютером часами и не делает перерывов на отдых. Но, согласно исследованиям, если ребенок подходит к компьютеру на пятнадцать минут в день 2-3 раза в неделю, это нисколько не повредит его здоровью.

Разработаны научно обоснованные рекомендации по организации занятий с применением компьютеров для дошкольников:

- продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет – 10 минут;

- компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю;

- после занятий следует проводить гимнастику для глаз;

- стульчик, сиденье и подножка стола индивидуального места дошкольника должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экран.

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника ЗЕРКАЛО. Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы. Ход: Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот,.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника» Введение. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость.

Консультация для родителей «Влияние телевидения и компьютера на социальное здоровье дошкольника» Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные дети быстро осваивают управление.

Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника» Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника». Важное значение.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Влияние музыки на развитие личности дошкольника Сегодняшняя школа ожидает дошкольников с развитыми умом и восприятием, которые уже в состоянии решать сложные задачи аналитико-синтетического.

Нетрадиционная техника-квиллинг и ее влияние на развитие творчества у дошкольника Нетрадиционная техника – квиллинг и ее влияние на развитие творчества у дошкольника. Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени.

Влияние игры на интеллектуальное развитие детей. Из опыта работы В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – огромное светлое окно, через которое в.

Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания.

Консультация «Влияние книги на развитие детей» Книга, как птица, - Может весь мир облететь, Книга-царица: Может сердцам повелеть. Книга-богиня: Чудо свершает порой, Книга-рабыня: Часто.

Уже практически нет такого человека, который не столкнулся бы с видеоиграми. Студенты и офисные работники успевают играть на своих устройствах, пока едут в метро. Многие люди пенсионного возраста увлечённо передвигают свои пальцы по смартфону в надежде загнать виртуальный шарик в лунку. Трёхлетние малыши с фантастической скоростью осваивают современные гаджеты и сами скачивают из Интернета всё, что им попадётся.

В России выросло уже как минимум одно поколение, знающее о компьютерных играх достаточно, чтобы передать и привить хороший вкус своему ребёнку.

Мнения людей о пользе и вреде игр разнятся. Одни считают, что игры опасны для детской психики: появляется агрессия, безэмоциональность, сужается круг интересов и так далее. Другие говорят, что по большей части эти представления ошибочны, и уверяют в обратном: игры развивают сообразительность и целеустремлённость.

Если ещё 20 лет назад старшее поколение проявляло к компьютерным играм большое недоверие, то сегодня игры значительно расширили свою возрастную аудиторию. По данным статистики, в России примерно 60% людей играют в игры (консольные, компьютерные, онлайн-игры, игры для смартфонов). Причём большинство игроков – это взрослые люди, которые интересуются видеоиграми не меньше, чем дети и подростки. Средний возраст геймера в России – 30 лет. В Америке – около 40 лет.

Большинство родителей внимательно следят за тем, во что играет их ребёнок. Многие родители стараются найти время и поиграть вместе со своими детьми. Большинство родителей внимательно следят за тем, во что играет их ребёнок. Многие родители стараются найти время и поиграть вместе со своими детьми.

Некоторым родителям гаджеты служат некой палочкой-выручалочкой. С помощью неё ребёнка можно вмиг заставить молчать. Для этого нужно просто поместить в его руки планшет. Малыш плачет – мама достаёт планшет. Малыш не плачет. Если такую операцию проделывать многократно, то ребёнок действительно становится зависимым от виртуальной игрушки, доходя до фанатизма.

В чём же конкретно польза и вред от компьютерных игр?

Для взрослого человека введение компьютерных игр в свою жизнь будет скорее быстрой забавой, разрядкой после рабочего дня, затем он возвращается к своим прежним занятиям и хобби.

Восприятие ребёнка иное, как и уровень ответственности перед окружающими: дети ведут себя беспечно, ни за что не отвечают, поэтому для них действительно велика вероятность пропасть в виртуальной реальности.

Родителям не стоит запрещать ребёнку играть в игры, наоборот, он должен быть на ты с компьютером и другой техникой. Здесь главное – внушить хороший вкус и научить умеренно пользоваться компьютерными технологиями. Ну, и, конечно, неплохо бы разбираться в играх.

Игры бывают разные, как полезные, так и исключительно для забавы. Ребёнка стоит познакомить с играми-тренажёрами, обучающими интерактивными программами (например, изучение мира динозавров в 3D), играми с терапевтическим направлением (например, доктор) и самыми популярными тоже, то есть играми для удовольствия , где ребёнок может почувствовать себя в роли супергероя. Как раз из-за них родители часто ругают своих детей, думая, что те балбесничают и от жизни им ничего не надо. Это не совсем так.

Игры в жанре « Adventure », то есть приключенческие , часто создаются, как мультфильм, в котором ребёнок управляет происходящим. Маленький геймер погружается в сюжет, ищет разгадки, много думает головой.

« Стратегии » предполагают масштабное управление городами, войсками, полезными ископаемыми – отличный задаток для будущего экономиста.

« Логические » видеоигры – это опять же головоломки. С помощью них можно научиться письму, чтению, языкам и многому другому.

« Симуляторы » позволяют маленькому мальчику почувствовать себя в роли машиниста поезда, пилота самолёта, капитана корабля.

Польза от компьютерных игр:

- развивают внимание к деталям, реакцию, моторику пальцев;

- игры на логику развивают память, заставляют думать;

- в целом игры развивают воображение, учат подходить к решению задач творчески, нестандартно;

- через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах;

- можно забавно провести свободное время в одиночку, с друзьями, с родителями.

Вред от компьютерных игр:

- длительное время за компьютером приводит к ухудшению зрения, перенапряжению мозга;

- при неправильной позе могут появиться болезни суставов и позвоночника;

- жестокие и бессмысленные игры приводят к агрессии, влияют на неокрепшую психику;

- если постоянно играть, снижается желание общаться с людьми;

- игры вызывают зависимость у детей и подростков, что ведёт к дальнейшим проблемам (например, неуспеваемости в школе).

Что же делать с компьютерными играми?

Компьютеры помогают нам во всём и облегчают жизнь. Без них современному человеку никуда. Так же и с играми. Многие из них призваны обучить нас чему-то, ведь когда обучение происходит в форме игры, это всегда хорошо. Игры дают толчок нашему воображению, заставляют думать и решать головоломки.

Если говорить о вреде компьютерных игр, то он, в основном, связан с неумеренным их использованием. Требуется делать перерывы и проводить за играми не более двух часов в день. Родителям нужно правильно подобрать игру для ребёнка и сделать упор на развивающие игры. И, конечно, не стоит забывать о других занятиях, есть множество устных и настольных игр. Компьютерные игры – это здорово, но не в ущерб сну, прогулкам, спорту, чтению и т.д.

Компьютерная зависимость у детей – серьезная проблема. Но реалистичные сцены насилия, перестрелки и погони – не единственные характеристики видеоигр.

Есть и полезные проекты, проверенные учёными, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Данная статья основана на моём личном опыте, фактах и исследованиях по всему миру.

Существует множество симуляторов, каждый из которых даст представление о той или иной сфере деятельности: Градостроительные симуляторы (Sim City), социальные игры про общество и взаимодействие (Sims), Авиасимуляторы (X-Plane 10), Космические симуляторы (Kerbal Space Program и Universe Sandbox). Игры помогают развиваться, развлекая, и в этом – их главная ценность. Помимо ПК или обычной игровой приставки, есть множество.

Т.е. если у Вас вызывает скептицизм обычная клавиатура или джойстик, есть очень много внешних устройств для двигательной деятельности. Можно приобрести интерактивные игры с двумя манипуляторми для рук, можно и шлем виртуальной реальности приобрести, для него есть масса познавательных вещей в форме игры, есть спортивные тренажёры, танцевальные ковры, имитаторы гитары и барабанов и т.д.

3) Через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах

Здесь можно привести много примеров. Например, мне благодаря тому, что игры периодически не работали, приходилось разбираться в устройстве компьютера и программном обеспечении. Это может вдохновить ребенка осваивать компьютерный язык, а программирование – весьма перспективное занятие.

Можно делать с ребёнком мультфильмы, есть приложение для андройд FlipaClip , данное занятие очень увлекательное и перспективное, в дальнейшем ребёнок может изучить весь пакет Adobe . Профессия видеодизайнера, монтажёра, режиссёера очень перспективные.

Среди людей старшего поколения, и особенно среди женщин, существует расхожее мнение, что компьютерные игры вредны-либо для психики, либо для зрения, или для умственного развития.
Почти все мамы и бабушки, растящие детей и подростков, уверены, что игры — пустое времяпровождение, от которого люди глупеют и становятся агрессивнее.

Между тем практически все современные исследования доказывают, что это далеко не так.

Даже наоборот — компьютерные игры полезны. Они развивают логическое мышление, наблюдательность, повышают скорость принятия решения, в том числе в критических ситуациях. Развивают умение обрабатывать в голове массивы информации.


Можно без всякого преувеличения сказать, что современного гения невозможно вырастить без компьютерных игр и знания компьютера.

Это утверждение не отменяет того факта, что игры могут вызывать зависимость, а играть надо в меру — иначе компьютерные игры могут принести и вред тоже.

Но пока мы с вами пройдемся по фактам, подтверждающим концепцию, что компьютерные игры полезны для умственного развития и психики.

Только факты

Ученые из Техасского университета A&M (проекты университета финансируются, в частности, НАСА, Национальным институтом здравоохранения США, Национальным научным фондом, и др.) провели масштабное исследование на тему компьютерных игр.

По окончании исследования ученые университета признали, что компьютерные игры, которые ранее считались опасными, на самом деле являются полезными:
игры улучшают память, наблюдательность, способность лучше запоминать и обрабатывать полученную информацию.

Кроме того, игроки лучше умеют отсеивать лишнюю, «мусорную» информацию.

Специалисты Американской психологической ассоциации доказали, что игры, особенно шутеры, так называемые «стрелялки», улучшают когнитивные способности: повышают скорость реакции, способность быстро принимать решения и концентрировать внимание.

Причем именно эти, казалось бы, агрессивные игры, учат играющих управлению эмоциями и самоконтролю.

Факультет охраны здоровья Стокгольмского Университета недавно опубликовал обзор ряда исследований, посвященных влиянию компьютерных игр на психику и здоровье человека.

Большинство из них доказывают положительное влияние игр, в том числе на способность ориентироваться в пространстве, внимательность и развитие скорости реакции.

Ни одно исследование из этого обзора не содержит сведений о нарушениях внимания и концентрации.

Ученые из Сингапурского технологического университета протестировали большую группу добровольцев, которые под наблюдением исследователей в течение месяца играли в разные виртуальные игры, в среднем по 2-3 часа в день, 5 дней в неделю.

По истечении срока исследования всех участвовавших в эксперименте добровольцев протестировали психологи.

Выяснилось, что за прошедший месяц практически у всех испытуемых улучшились память, внимательность, скорость принятия решения, наблюдательность и аналитическое мышление.

И главное: большинство участников эксперимента научились гораздо лучше находить нестандартные решения сложных задач – как логических, так и бытовых, жизненных.

Профессор Марк Гриффитс из Общественного университета Ноттингема (Nottingham Trent University) провел исследование, посвященное компьютерным играм, в ходе которого выяснилось, что игры способствуют улучшению координации, делают человека более целеустремленным и развивают уверенность в себе.

Профессор заявил: «Нет никаких доказательств, что видеоигры, если проводить за ними умеренное количество времени, оказывают негативный эффект на человека».

Видео:
Компьютерные игры — влияние игр на психику и зрение

Исследования, проведённые в Рочестерском университете (штат Нью-Йорк), привели к следующим результатам.

Группа студентов, регулярно игравшая в компьютерные игры, при проверке зрения продемонстрировала лучшие показатели, чем контрольная группа.

Более того, зрительная реакция у игроков оказалась намного лучше, чем у студентов, не играющих в компьютерные игры.

Кроме того, у игроков была лучше развита способность ориентироваться в пространстве.

Специалисты Американской психологической Ассоциации опросили около 2 тысяч взрослых мужчин и женщин, играющих в компьютерные игры, с целью выяснить, помогают ли им игры справляться с повседневными стрессами, или, наоборот, усиливают стресс.

95% опрощенных заявили, что игры помогают им справляться с разными видами стресса.

В частности, опрошенные игроки подтвердили, что компьютерные игры помогают им снимать эмоциональную усталость от работы и бытовых забот;
позволяют без вреда для окружающих выплеснуть подавленную агрессию после различных стрессовых ситуаций или неприятностей на работе.

Ученые из Калифорнийского университета Сан-Франциско доказали, что компьютерные игры помогают бороться со старением мозга.

Во время опытов было показано, что у пожилых людей игровые сеансы улучшают память и внимание, тренируют способность ориентироваться в пространстве.

Игры предотвращают развитие старческого слабоумия и болезни Альцгеймера.

Человек должен учиться чему-то всю жизнь. Ведь если не тренировать интеллект и не развиваться, сначала наступит застой, а потом – деградация умственных способностей.

Именно поэтому психологи советуют взрослым людям постоянно учиться чему-то новому. И если занятия будут необычными, вроде виртуальных игр – это замечательно!

Для пожилых людей игра на компьютере или на игровой приставке может быть чем-то вроде тренажера, сохраняющего интеллект и умственные способности.

Самое потрясающее! Компьютерные игры помогают решать сложные научные задачи и делать научные открытия!

Ученые из Вашингтонского университета запустили в сеть онлайновую игру-паззл «Foldit». Игра является частью исследовательского проекта университета, и ее цель – найти с помощью геймеров оптимальные способы подбора трехмерной структуры выбранных протеинов.

В 2011 году игроки с помощью этой игры помогли расшифровать структуру кристалла обезьяньего вируса, ретровирусной протеазы (M-PMV), вызывающей СПИД у обезьян.

Игроки расшифровали структуру кристалла уже на десятый день, при том, что данная проблема ставила учёных в тупик на протяжении 15 лет!

Выводы. Обобщим все вышесказанное.

Компьютерные игры:

  • улучшают память, наблюдательность, внимательность, способность лучше запоминать и обрабатывать полученную информацию;
  • повышают скорость реакции, способность быстро принимать решения;
  • учат играющих управлению эмоциями и самоконтролю;
  • улучшают способность ориентироваться в пространстве;
  • учат находить нестандартные решения сложных задач;
  • способствуют улучшению координации;
  • позволяют без вреда для окружающих выплеснуть подавленную агрессию после различных стрессовых ситуаций или неприятностей на работе;
  • помогают бороться со старением мозга.

Не отрицая главной опасности игр – возможности развития компьютерной зависимости – в целом надо признать, что игры, безусловно, развивают интеллект и умственные способности.

И человек, не знакомый с компьютером и никогда не игравший в игры, по многим показателям, безусловно проигрывает тем, кто регулярно (но в меру) играет в компьютерные игры.


Чем компьютерные игры полезны для ребенка - изображение

Давайте обратимся к знаменитому высказыванию парацельса в популярном изложении: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза». Некоторые родители имеют негативный опыт. Злоупотреблять чем бы то ни было, разумеется, нельзя. Если целыми днями бесконтрольно играть в игры, пренебрегая учебой и домашними обязанностями, толку не будет. Об этом написано много других статей – и в нашей мы об этом не говорим. Однако не может быть все так грустно и однозначно, поэтому попробуем порассуждать о плюсах, что приносят детям компьютерные игры. При умелом родительском подходе и контроле они могут обернуться для ребенка не бессонными ночами или неготовой “домашкой”, а пользой. Так в чем же она состоит?

Правила

Правила – это не что иное, как новая система, в которую ребенок внедряется с нуля. Он вынужден в ней разобраться (а иногда и перевести с английского языка) – скучно играть, не понимая, что делаешь. Также важно, что это помогает ребенку принимать “правила игры”. К сожалению, некоторым детям это дается нелегко – психологически подчиниться не своим правилам игры. Из-за этого случаются конфликты со сверстниками, теряется интерес к игре, и появляется желание саботировать общее дело, мешая другим.

Мотивация достижения

Чем компьютерные игры полезны для ребенка - изображение

Концентрация внимания

Чем компьютерные игры полезны для ребенка - изображение

Развивается концентрация внимания. Сложно представить, что компьютерные игры (многим кажущиеся праздным времяпрепровождением) развивают базовую функцию мышления – внимание. Уровень вовлеченности в игровой процесс равен концентрации внимания. На мгновение потеряешь сосредоточенность – минус одна жизнь (вспомните “стрелялки” – на секунду не отвлечься). В некоторых играх нужно быть внимательным к деталям, потому что подсказки косвенные и, не заметив их, не разгадаешь загадку.

Стратегическое мышление и логика

Чем компьютерные игры полезны для ребенка - изображение

Есть занятная категория игр – стратегии. Логично, что игроку для достижения цели необходимо применять именно стратегическое мышление. Такие игры могут сделать из вашего ребенка юного полководца, короля эльфов и т.д. Они включают экономическую составляющую, заставляя детей просчитывать, где взять дерево для постройки мельницы, хватит ли провизии на этот месяц, сколько золота нужно для покупки самой непобедимой армии (при всех затратах, набегах орков и т.д.). А иногда нужно все просчитывать для нескольких персонажей. Логику также не обошли компьютерные игры. Юный геймер учится просчитывать, какие следствия влечет та или иная причина.

Реакция и ориентация в пространстве

Чем компьютерные игры полезны для ребенка - изображение

Умение быстро принимать решения и молниеносная реакция, которые также тренируются в процессе компьютерных игр, обязательно пригодятся ребенку и в других сферах его жизни. Например, “стрелялки” или шутеры отлично развивают и то и другое. Чтобы победить противника и самому не стать мишенью, нужно быть решительнее и быстрее “идеального” компьютера. Также можно приобрести и отрабатывать навык ориентации в пространстве, ведь во множестве игр передвигаться нужно по картам (а они бывают огромными).

Тренировка воображения и креативности

Чем компьютерные игры полезны для ребенка - изображение

Компьютерная игра – волшебный мир, где можно быть кем угодно: сказочной феей, королем Испании, известным футболистом, животным, да хоть инопланетянином. Во многих играх приходится самому создавать героя, подключая максимум фантазии и творчества. Дети сегодня очень заняты – школа, кружки, репетиторы и т.д. Часто они напоминают маленьких взрослых – усталые и вымотанные после тяжелого трудового дня, и игре воображения не остается места. Между тем, воображение важно в жизни ребенка, потому что развивает и помогает освоиться в мире. Нестандартный подход к решению проблемы – тоже навык, позволяющий быть успешным в игре. Иногда банально выбраться из комнаты бывает не так просто – сначала надо разгадать загадку, найти потайной выход, расшифровать подсказку. Для этого необходимо выйти за привычные рамки и пораскинуть мозгами. А ведь именно творческого подхода так не хватает некоторым людям при выполнении обычных задач в современном мире!

Чем компьютерные игры полезны для ребенка - изображение

Так, при всех известных минусах, которые мы в этой статье не затрагивали, у компьютерных игр есть и плюсы, про которые тоже нужно помнить. Учитывая обе стороны медали, без легкомыслия и излишней демонизации, подумайте еще раз, стоит ли запрещать детям играть в компьютерные игры, называя их бездарным и вредным убийством времени.

Читайте также: