Что самое главное в компьютерных играх

Обновлено: 03.07.2024

В данном обзоре будет рассмотрена производительность двух ведущих платформ Intel и AMD. В тестах примут участие процессоры: Core i7-9700KF, Core i3-9350KF, Ryzen 7 2700Х, Ryzen 5 2500X и видеокарты GeForce RTX 2080 8192 Мбайт, GeForce RTX 2060 6144 Мбайт, Radeon RX Vega 64 8192 Мбайт, Radeon RX 590 8192 Мбайт.

реклама

Сами конфигурации выглядят следующим образом:

  • Core i7-9700KF + GeForce RTX 2060.
  • Core i7-9700KF + Radeon RX 590.
  • Core i3-9350KF + GeForce RTX 2080.
  • Core i3-9350KF + Radeon RX Vega 64.
  • Ryzen 7 2700Х + GeForce RTX 2060.
  • Ryzen 7 2700Х + Radeon RX 590.
  • Ryzen 5 2500X + GeForce RTX 2080.
  • Ryzen 5 2500X + Radeon RX Vega 64.

Целью исследования стала проверка производительности как систем с мощной видеокартой и слабым процессором, так и их противоположностей. Список использованных приложений составили актуальные и процессорозависимые игры.

Данное направление статей носит справочный характер, комментарии отсутствуют, поскольку каждый читатель сможет самостоятельно почерпнуть нужную ему информацию.

Напомним, что о работе тестовых стендов, методике и обработке результатов можно узнать из подробного рассказа о тестировании комплектующих в играх.

MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось

Тестовая конфигурация

Тесты проводились на следующем стенде:

  • Материнская плата №1: ASRock Fatal1ty Z370 Gaming K6, LGA 1151v2;
  • Материнская плата №2: Gigabyte B450 Aorus Pro, Socket АМ4;
  • Система охлаждения CPU: Corsair Hydro Series H105 (

  • Core i7-9700K - 3600-4900 @ 5000 МГц;
  • Core i3-9350KF - 4400-4600 @ 4900 МГц;
  • Ryzen 7 2700X - 3700-4300 @ 4300 МГц;
  • Ryzen 5 2500X - 3600-4000 @ 4200 МГц.
  • Radeon RX Vega 64 8192 Мбайт - 1546/950 @ 1680/1050 МГц (Sapphire);
  • Radeon RX 590 8192 Мбайт - 1545/8000 @ 1670/9000 МГц (PowerColor);
  • GeForce RTX 2080 8192 Мбайт - 1710/14000 @ 2000/16000 МГц (NVIDIA);
  • GeForce RTX 2060 6144 Мбайт - 1680/14000 @ 2000/16000 МГц (NVIDIA).

Программное обеспечение:

  • Операционная система: Windows 10 x64 (сборка 1909);
  • Драйверы видеокарт: NVIDIA GeForce 441.87 WHQL и AMD Radeon Adrenalin Edition 20.1.1.
  • Утилиты: FPS Monitor Build 5102, AutoHotkey v1.0.48.05, MSI Afterburner 4.6.2.

реклама

Инструментарий и методика тестирования

Для более наглядного сравнения конфигураций все игры, используемые в качестве тестовых приложений, запускались в разрешении 1920 х 1080.

В качестве средств измерения быстродействия применялись встроенные бенчмарки, утилиты FPS Monitor Build 5102 и AutoHotkey v1.0.48.05. Список игровых приложений:

  • Assassin's Creed Odyssey.
  • Battlefield V.
  • Call of Duty: Modern Warfare (2019).
  • Far Cry New Dawn.
  • Hitman 2.
  • Need for Speed Heat.
  • Shadow of the Tomb Raider.
  • Star Wars Jedi: Fallen Order.

Во всех играх замерялись минимальные и средние значения FPS. В тестах, в которых отсутствовала возможность замера минимального FPS, это значение измерялось утилитой FPS Monitor. VSync при проведении тестов был отключен.

Результаты тестов: сравнение производительности

Режимы работы игровых компьютеров:

  • Core i7-9700KF (3600-4900 МГц) + GeForce RTX 2060 6GB (1680/14000 МГц);
  • Core i7-9700KF (3600-4900 МГц) + Radeon RX 590 8GB (1545/8000 МГц);
  • Core i3-9350KF (4400-4600 МГц) + GeForce RTX 2080 8GB (1710/14000 МГц);
  • Core i3-9350KF(4400-4600 МГц) + Radeon RX Vega 64 8GB (1546/950 МГц);
  • Ryzen 7 2700X (3700-4300 МГц) + GeForce RTX 2060 6GB (1680/14000 МГц);
  • Ryzen 7 2700X (3700-4300 МГц) + Radeon RX 590 8GB (1545/8000 МГц);
  • Ryzen 5 2500X (3600-4000 МГц) + GeForce RTX 2080 8GB (1710/14000 МГц);
  • Ryzen 5 2500X (3600-4000 МГц) + Radeon RX Vega 64 8GB (1546/950 МГц).
  • Core i7-9700KF (500 МГц) +GeForce RTX 2060 6GB (2000/16000 МГц);
  • Core i7-9700KF (5000 МГц) + Radeon RX 590 8GB (1670/9000 МГц);
  • Core i3-9350KF (4900 МГц) + GeForce RTX 2080 8GB (2000/16000 МГц);
  • Core i3-9350KF (4900 МГц) + Radeon RX Vega 64 8GB (1680/1050 МГц);
  • Ryzen 7 2700X (4300 МГц) + GeForce RTX 2060 6GB (2000/16000 МГц);
  • Ryzen 7 2700X (4300 МГц) + Radeon RX 590 8GB (1670/9000 МГц);
  • Ryzen 5 2500X (4200 МГц) + GeForce RTX 2080 8GB (2000/16000 МГц);
  • Ryzen 5 2500X (4200 МГц) + Radeon RX Vega 64 8GB (1680/1050 МГц).

Assassin's Creed Odyssey

  • Версия 1.5.1.
  • DirectX 11.
    • Модификатор разрешения - 100%.
    • Угол обзора - 100%.
    • Сглаживание - высокое.
    • Качество теней - ультра высокое.
    • Качество окружения - ультра высокое.
    • Детализация текстур - высокая.
    • Качество рельефа - высокое.
    • Плотность мелких объектов - очень высокое.
    • Качество тумана - высокое.
    • Качество воды - очень высокое.
    • Качество полноэкранных отражений - высокое.
    • Качество объемных облаков - ультра высокое.
    • Детализация текстур - высокая.
    • Качество персонажей - ультра высокое.
    • Качество объемного освещения - очень высокое.
    • Качество глубины резкости - высокое.

    720x580 62 KB

    реклама

    Battlefield V

    • Версия 1.0 сборка 25990.
    • DirectX 12.
      • Угол обзора на технике - 95.
      • Размытие в движении - 50%.
      • Эффекты глубины резкости - включены.
      • Хроматическая аберрация - включена.
      • Зернистость изображения - включена.
      • Виньетирование - включено.
      • Оптическая дисторсия - включена.
      • Разрешение - 100%.
      • Ограничение частоты кадров - 200.
      • Рендеринг последующих кадров - включен.
      • Ограничение памяти графического процессора - включено.
      • Качество текстур - ультра высокое.
      • Фильтрация текстур - ультра высокая.
      • Качество освещения - ультра высокое.
      • Качество эффектов - ультра высокое.
      • Качество пост-обработки - ультра высокое.
      • Качество сетки - ультра высокое.
      • Качество рельефа - ультра высокое.
      • Качество травы - ультра высокое.
      • Сглаживание - ТАА высокое.
      • Глобальное затенение - HBAO.

      720x580 62 KB

      реклама

      Call of Duty: Modern Warfare (2019)

      • Версия 8.2.7154757.
      • DirectX 12.
        • Качество текстур - высокое.
        • Анизотропная фильтрация - высокая.
        • Качество частиц - высокое.
        • Следы пуль - включены.
        • Тесселяция - все объекты.
        • Разрешение карт теней - максимальное.
        • Буферизация локальных теней - включена.
        • Буферизация теней от солнца - включена.
        • Освещение частиц - ультра высокое.
        • Трассировка лучей DirectX - выключена.
        • Затенение фонового света - все объекты.
        • Качество отражений в экранном пространстве (SSR) - высокое.
        • Сглаживание - Filmic SMAA T2X.
        • Глубина резкости - включена.
        • Интенсивность Filmic - 1.00.
        • Глобальный эффект скорости - включен.
        • Эффект скорости оружия - включен.
        • Зернистость - 0.00.

        720x580 62 KB

        реклама

        Far Cry New Dawn

        • Версия 1.0.4.
        • DirectX 11.
          • Качество фильтрации текстур - максимальное.
          • Качество теней - максимальное.
          • Качество геометрии мира и растительности - максимальное.
          • Качество окружения - максимальное.
          • Качество воды - высокое.
          • Качество ландшафта - высокое.
          • Качество объемного тумана - высокое.
          • Сглаживание - SMAA.
          • Размытие в движении - включено.
          • Масштаб поля зрения - 90.
          • Масштаб разрешения - 1.0.
          • Текстуры HD - включены.

          720x580 62 KB

          реклама

          Hitman 2

          • Версия 2.72.0.
          • DirectX 12.
            • Сглаживание - SSAA 1.00.
            • Уровень детализации - ультра высокий.
            • Качество текстур - высокое.
            • Фильтрация текстур - анизотропная х16.
            • Сложное затенение (SSAO) - включено.
            • Качество теней - ультра высокое.
            • Контактные тени - включены.
            • Качество отражений - высокое.
            • Качество размытия в движении - высокое.
            • Динамическое увеличение резкости - сильное.
            • Качество моделирования - наилучшее.

            720x580 62 KB

            реклама

            Need for Speed Heat

            • Версия 1.04.
            • DirectX 11.
              • Размытие в движении - включено.
              • Качество текстур - ультра высокое.
              • Качество теней - ультра высокое.
              • Фильтрация текстур - ультра высокая.
              • Глобальное освещение - HBAO.
              • Качество эффектов - ультра высокое.
              • Качество геометрии - ультра высокое.
              • Сглаживание - TAA.
              • Качество ландшафта - ультра высокое.
              • Детализация растительности - ультра высокая.
              • Качество пост-обработки - ультра высокое.
              • Качество отражений - ультра высокое.
              • Глубина резкости - ультра высокая.
              • Качество освещения - ультра высокое.

              720x580 62 KB

              реклама

              Shadow of the Tomb Raider

              • Версия 1.0 build 296.0_64.
              • DirectX 12.
                • NVIDIA RTX DLSS - выключена.
                • Модификатор разрешения - 100%.
                • Качество текстур - ультра высокое.
                • Качество теней - ультра высокое.
                • Анизотропная фильтрация - х16.
                • Качество трассировки лучей - выключены.
                • Сложное затенение - HBAO+.
                • Качество глубины резкости - высокое.
                • Уровень детализации - ультра высокий.
                • Тесселяция - включена.
                • Засветка - включена.
                • Эффект скорости - включен.
                • Пространственные отражения - выключены.
                • Качество пространственных контактных теней - выключены.
                • Качество симуляции волос - низкое.
                • Объемное освещение - включено.
                • Блики - включены.
                • Эффекты экрана - включены.

                720x580 62 KB

                Star Wars Jedi: Fallen Order

                • Версия 1.02.
                • DirectX 11.
                  • Максимальный FPS - 144.
                  • Качество графики - эпическое.
                  • Дистанция обзора - эпическая.
                  • Качество теней - эпическое.
                  • Качество сглаживания - эпическое.
                  • Качество текстур - эпическое.
                  • Качество визуальных эффектов - эпическое.
                  • Качество пост-обработки - эпическое.

                  720x580 62 KB

                  Среднегеометрические результаты систем в восьми играх

                  720x580 62 KB

                  Заключение

                  По диаграмме среднегеометрической производительности систем в восьми играх видно, что связки с мощными видеокартами были немного быстрее систем со старшими моделями ЦП. С учетом текущей подборки игр можно утверждать, что процессор играет не менее важную роль для игрового компьютера, чем видеокарта.

                  Однако углубимся в детали. В случае с графическими ускорителями AMD связки «Core i3-9350KF + Radeon RX Vega 64» и «Ryzen 5 2500X + Radeon RX Vega 64» были быстрее конфигураций «Core i7-9700K + Radeon RX 590» и «Ryzen 7 2700Х + Radeon RX 590» на 7-16%.

                  В случае с видеокартами NVIDIA системы «Core i3-9350KF + GeForce RTX 2080» и «Ryzen 5 2500X + GeForce RTX 2080» опередили связки «Core i7-9700K + GeForce RTX 2060» и «Ryzen 7 2700Х + GeForce RTX 2060» на 2-7%.

                  Налицо следующая зависимость: чем мощнее процессор, тем больше он повышал производительность младшей видеокарты.

                  Теперь подробнее рассмотрим противостояние конфигураций в отдельно взятых играх. Наблюдалось четыре сценария:

                  1. Системы с мощной видеокартой и слабым процессором были заметно быстрее их противоположностей в играх Assassin's Creed Odyssey, Battlefield V, Call of Duty: Modern Warfare и Star Wars Jedi: Fallen Order.
                  2. Системы с мощной видеокартой и слабым процессором были немного быстрее их противоположностей в игре Far Cry New Dawn.
                  3. Между системами с мощной видеокартой и слабым процессором и их противоположностями наблюдался паритет в игре Shadow of the Tomb Raider.
                  4. Системы с мощной видеокартой и слабым процессором были медленнее их противоположностей в играх Hitman 2 и Need for Speed Heat.

                  Безоговорочное лидерство связок со старшей видеокартой и слабым CPU наблюдалось всего в четырех проектах. В оставшихся четырех играх важную роль играл мощный ЦП.

                  Напрашивается следующий вывод: на рынке игр появляется все больше проектов, предъявляющих высокие требования к CPU. Поэтому при выборе игрового компьютера необходимо уделять равное внимание и видеокарте, и процессору.

                  Благодарю за помощь в подготовке материала к публикации: donnerjack.

                  Как собрать игровой компьютер в 2020 году

                  Собрать игровой компьютер самому — неоценимый опыт, незабываемые эмоции и солидная экономия средств по сравнению с готовыми решениями. В этом блоге подробно разбираемся, какие комплектующие выбирать в игровой компьютер в 2020 году.

                  Стоит ли выбирать процессор и материнскую плату под разгон?

                  За разгон доплачивать приходится немало. А производители научились настолько реализовывать потенциал чипов, что самостоятельный разгон попросту становится не нужен.

                  Процессоры Comet Lake и Zen 2, работающие на пределе своих частот из коробки, яркий тому пример.


                  Начинающему пользователю гораздо проще выбрать качественную материнскую плату и быстрый процессор, добавить хорошее охлаждение и оставить все работать в заводских настройках. Поверьте, разницу с системой в разгоне на глаз вы не заметите.

                  А вот разгон видеокарты и памяти дает неплохой прирост производительности, но об этом мы подробно писали здесь. Поэтому мы выберем качественные и надежные комплектующие, которые будут стабильно работать и не вызовут проблем с перегревом или недостаточным питанием, но на разгон ориентироваться не будем.

                  Выбор процессора и материнской платы


                  Начинать сборку игрового ПК надо с выбора процессора и материнской платы. Не всегда это очевидно, ведь видеокарта вносит главный вклад в качество картинки и количество кадров в секунду в играх. Но именно мощность процессора задает потолок максимальной производительности игрового ПК и время его актуальности. Если выбранный вами процессор слишком слаб, то даже при наличии мощной видеокарты в играх будут неприятные рывки, фризы и просадки кадровой частоты. Поэтому процессор надо выбирать с запасом, учитывая, что он прослужит вам несколько лет.

                  Самые оптимальные процессоры для игрового компьютера сейчас — шестиядерные.
                  Если ваш бюджет ограничен, то стоит присмотреться к Ryzen 5 1600. Чуть дороже и чуть быстрее — Ryzen 5 2600.

                  И наконец, самый популярный игровой процессор 2020 года — Ryzen 5 3600. Хит продаж не только у нас, но и в Европе.

                  Огромный плюс этих процессоров в том, что они будут работать даже на самой дешевой материнской плате AM4 на A320 чипсете, например, на ASRock A320M-DVS R4.0.

                  Но лучше немного доплатить и взять плату на чипсете B450, ведь эти платы будут поддерживать процессоры Zen 3, которые скоро выйдут и принесут лучшую энергоэффективность и производительность на такт.

                  Так как мы решили не нацеливаться на разгон, в сборку с Ryzen 5 нам подойдет недорогая плата, например GIGABYTE B450M S2H.

                  У нее есть все, что понадобится игровому компьютеру: разъем M.2 с поддержкой NVMe, поддержка памяти с частотой до 3600 МГц и неплохая система питания с радиаторами.


                  Intel в этом ценовом сегменте предлагает отличный процессор Core i5-10400F. Он чуть дороже и чуть быстрее Ryzen 5 3600.

                  Материнские платы под него только появились и пока стоят дороже плат AM4 при равном функционале, например ASRock H410M-HVS.

                  Если немного доплатить, можно взять плату на B460 чипсете с немного более качественной системой питания и более широким функционалом, например ASRock B460M-HDV. Она позволит вам поставить быстрый M.2 накопитель с поддержкой NVMe.

                  Если ваш бюджет позволяет купить ПК выше среднего уровня, то надо ориентироваться на восьмиядерные процессоры с 16 потоками. Они дадут вашему ПК запас прочности на несколько лет вперед и возможность поставить мощные видеокарты.

                  Лучшим выбором в 2020 году будет Ryzen 7 3700X для платформы AM4. Или Core i7-10700 для платформы LGA 1200.

                  Почему не Core i7-10700K? Потому, что модель без «K» стоит на 20 % дешевле, не требует серьезного охлаждения и будет стабильно работать на недорогой материнской плате с чипсетом Z490. А производительности Core i7-10700 вполне хватит даже для GeForce RTX 2080 SUPER.

                  В дешевые платы восьмиядерные процессоры ставить не стоит, они требуют хорошей системы питания. Поэтому наш выбор — MSI X570-A PRO для Ryzen 7 3700X. И GIGABYTE Z490 UD для Core i7-10700.

                  Эти платы дадут вам не только качественное питание, позволяющее работать круглые сутки без перегревов, но и по два разъема M.2 с поддержкой NVMe, поддержку быстрой памяти, много портов USB последних версий и качественный звук.

                  Выбор охлаждения и корпуса



                  Поэтому минимум, который подойдет для охлаждения Core i5-10400F и Ryzen 5 3600 — DEEPCOOL GAMMAXX 200 V2. А лучше немного доплатить и взять PCCooler GI-X4. Этот кулер будет работать заметно тише и эффективней, и он же является минимально достаточным охлаждением для Ryzen 7 3700X и Core i7-10700.

                  Но игровому ПК нужен не только кулер на процессоре и видеокарте, но и хорошо продуваемый корпус. Многие начинающие пользователи мучаются от шума дешевых кулеров в корпусе, а попытки их заменить часто заканчиваются перегревом. Чтобы этого избежать, нужно следовать нескольким правилам.

                  Первое — корпус должен иметь хотя бы два места под 120-140 мм кулеры на вдув, и два — на выдув.

                  Второе — практически все вентиляторы мало шумят при оборотах до 1000-1100 в минуту. И если у вас есть возможность поставить три тихих вентилятора на вдув и два-три на выдув, в вашем корпусе будет и отличная вентиляция, и приемлемый уровень шума.


                  Можно регулировать обороты вентиляторов с помощью материнской платы или реобаса, а можно сразу купить тихий вентилятор, например Gelid Silent 12.

                  Если вы не хотите заниматься установкой дополнительных вентиляторов, ищите корпус с несколькими предустановленными вентиляторами. Например, Cougar MX330-F, где их целых пять штук.

                  Важные особенности игрового корпуса — длина вмещаемой видеокарты, высота процессорного кулера, который в него можно поставить, наличие пылевых фильтров, нижнее расположение блока питания, возможность установки СВО.

                  И совсем хорошо будет, если он оборудован достаточными местами под накопители с демпфированием, а прозрачное окно, если оно вам нужно — будет из закаленного стекла.

                  Всем этим характеристикам отвечает Be quiet! PURE BASE 500 Window.

                  Выбор видеокарты


                  Теперь можно приступить к выбору видеокарты. Она будет главной характеристикой вашего игрового ПК. В среднем сегменте цен самые популярные видеокарты сейчас — GeForce GTX 1660 SUPER.

                  Их производительности хватает для всех новинок игр в разрешении 1080p. Цены на самые дешевые модели, например GIGABYTE GeForce GTX 1660 SUPER MINI ITX OC, вполне доступные. Немного доплатив, можно взять видеокарту с более качественным охлаждением, например Palit GeForce GTX 1660 SUPER Gaming Pro. Для этих видеокарт хорошо подойдут процессоры Ryzen 5 1600, Ryzen 5 2600, Ryzen 5 3600 и Core i5-10400F.

                  Если ваша цель — игры в разрешении 2560x1440 или 1080p с высокой кадровой частотой, то нужно быть готовыми отдать уже около 30000 рублей за GeForce RTX 2060 Super или Radeon RX 5700. Например, KFA2 GeForce RTX 2060 Super (1-Click OC), если вы хотите увидеть технологию RTX в действии. Или MSI AMD Radeon RX 5700 EVOKE GP OC, если вы хотите получить более высокую кадровую частоту, но уже без лучей.

                  Трассировка лучей в играх пока только набирает обороты, но есть уже в каждом новом серьезном игровом проекте. Минимальным выбором для этих видеокарт будут процессоры Ryzen 5 3600 и Core i5-10400F, а оптимальными — новые восьмиядерники от Intel и AMD.

                  Если же вы решили собрать игрового монстра, которому по плечу разрешение 2560x1440 с высоким FPS, или даже 4K, то стоит присмотреться к GeForce RTX 2070/2080 Super, например — MSI GeForce RTX 2070 Super VENTUS OC. Или MSI GeForce RTX 2080 Super VENTUS XS OC. Эти видеокарты легко потянут все игры нового поколения, которые придут на ПК с PlayStation 5 и Xbox Series X. Минимальный процессор, который им нужен, это Ryzen 7 3700X, а лучше — Core i7-10700. И конечно, им будут по плечу все новинки игр 2020 — Cyberpunk 2077, Horizon Zero Dawn, Assassin’s Creed Valhalla.

                  Выбор оперативной памяти

                  Теперь можно приступать к выбору оперативной памяти. В средние сборки оптимальный выбор — 16 Гб памяти двумя планками для работы в двухканальном режиме.

                  Разгон ОЗУ, в отличие от процессоров, сейчас актуален, бесплатен и дает неплохую прибавку к мощности. Главное — прочитать несколько гайдов 1,2 на эту тему и действовать аккуратно. Например, наш подробный материал об оперативной памяти или видео на эту же тему.

                  Выбор накопителей


                  В 2020 году жесткие диски ушли из роли системных накопителей даже в самых бюджетных системах. Выбор HDD под систему и игры сейчас чреват тормозами и лагами даже на рабочем столе, а также очень долгой загрузкой ОС и игр.

                  А SSD-накопители становятся все дешевле и быстрее. В средний игровой ПК сейчас стоит брать SSD объемом как минимум 500 Гб, ведь вес многих игр сейчас — 50-100 Гб, и он неуклонно увеличивается.

                  Формфактор 2.5" или M.2? Цена у них зачастую одинакова, например, вот накопитель Samsung 860 EVO в двух форматах.

                  Здесь нужно учитывать, что выбирая формфактор M.2, вы экономите место в корпусе и избавляетесь от проводов. Но может потребоваться дополнительное охлаждение устройства.

                  В быстрые сборки желательно брать M.2 с интерфейсом PCI-E 3.0x4, что даст заметный прирост к скорости. Желательный минимум объема — 1 ТБ. Например, M.2 накопитель Samsung 970 EVO.

                  Выбирая SSD, не поленитесь почитать обзоры про него, ведь помимо скорости очень важна еще стабильность, ресурс, срок гарантии, температурный режим. Такой выбор — всегда компромисс, как и с остальными комплектующими.

                  А как же HDD? Стоит ли ставить его в игровую сборку? Ориентируйтесь на ваши задачи. Если компьютер используется в основном для онлайн-игр, то смысла в дополнительном HDD нет. А если вы храните на ПК коллекцию фото и видео, работаете с объемными файлами, то без HDD не обойтись.

                  Выбор блока питания


                  Осталось выбрать блок питания. И хотя он никак не влияет на FPS, это самый ответственный выбор, ведь от него зависит стабильная работа и сохранность всех остальных комплектующих.
                  Прежде чем выбирать БП, стоит посчитать потребление своего ПК в калькуляторе. Причем нужно добавить запас по мощности, как минимум 30 %, а лучше все — 50 %.

                  БП, работающий вполсилы, меньше греется и шумит, дает большую стабильность напряжений и меньше пульсаций. Особенно это важно для недорогих моделей, где все работает на пределе.

                  Еще немаловажные характеристики — соответствие сертификату 80 PLUS (Bronze, Silver и т. д.), наличие всех возможных защит и срок гарантии. Все это косвенно указывает на качество изготовления БП.

                  Для средних сборок вполне хватит блока питания на 500 Вт. Например, be quiet! SYSTEM POWER 9.

                  Для мощных сборок, где одна только видеокарта может потреблять 250 Вт и более, стоит брать качественный БП на 600-700 и даже 800 Вт. Например, Corsair RMi 750W.

                  Перед тем как купить БП, убедитесь, что он помещается в ваш корпус по длине.

                  *Цены указаны по DNS Москвы, проверяйте их и наличие комплектюущих в своем городе.


                  Как сообщает издание Knowable Magazine, некоторые типы видеоигр могут улучшить работу мозга при выполнении узкого набора задач. Ряд исследований также показал их эффективность при освоении второго языка, изучении математики и естественных наук. Это потенциально хорошая новость для учеников и студентов, а также для миллионов людей, которые любят играть или не могут перестать это делать.

                  Последнее явление, кстати, давняя причина для беспокойства родителей, врачей и педагогов. Более половины россиян (58%) считают, что видеоигры приносят больше вреда, чем пользы (по данным ВЦИОМ на 15 августа 2019 года), отмечая при этом негативное влияние на психику и проявления агрессивного поведения. Также 54% граждан плохо относятся к увлечению играми близких.

                  По разным оценкам, в мире насчитывается более 2,3 млрд геймеров (по данным за 2018 год), а два года назад Всемирная организация здравоохранения в конце концов решила включить зависимость от онлайн- и видеоигр в список заболеваний (мкб-11 вступит в силу с 2022 года).

                  Люди (и не только молодежь) проводят много времени за играми, и это факт, в связи с которым встает задача превратить это увлечение во что-то более продуктивное, чем простое развлечение и вымещение негативных эмоций.

                  Что почитать/посмотреть по теме:

                    по версии «Медузы».
                  • Что такое неигры и зачем в них (не) играть?
                  • Зависимость от видеоигр признана психическим расстройством. Что с этим не так?
                  • Как игры могут помочь нам в решении реальных мировых проблем — выступление на TED гейм-дизайнера Джейн Макгонигал.

                  Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга

                  Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете. Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным. Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.

                  Фото:Issei Kato / Reuters

                  Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».

                  Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.

                  Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле). «Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она. Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.

                  Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:

                    о влиянии компьютерных игр на когнитивные функции, а также психику, мотивацию и социальное поведение человека (спойлер: игры с элементами насилия не ведут к антисоциальному поведению, а стереотип об изолированном, необщительном геймере неверен). ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне о влиянии онлайн-тренажеров на навык многозадачности пожилых. на TED одного из специалистов в области геймификации Гейба Цихерманна «Как игры делают детей умнее?»
                  • Статья сотрудника московского центра исследований видеоигр на ПостНауке о том, как видеоигры помогают лучше сдавать школьные экзамены и почему геймификация заставляет нас больше работать.

                  Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс

                  Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных. Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне. «Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.

                  Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.

                  Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание. В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений.

                  Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.

                  «Это может быть игра, где доктор должен выбрать верное лекарство, которое спасет мир. Но она не должна быть связана со смертью, насилием или зомби», — отметила она. Но профессор также задается вопросом, смогут ли дети перенести когнитивные навыки, полученные в результате игр, в другие, более реальные ситуации.

                  Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.

                  Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать

                  И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.

                  «Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это». Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься. Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!

                  Фото:Kelly Sikkema / Unsplash

                  Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.

                  Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills). «Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер. Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.

                  Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России

                  На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.

                  Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+. Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал. В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.


                  Как заработать на киберспорте

                  Тем временем интерес к киберспорту в мире только растет. Мировой рынок в 2018 году достиг $775 млрд, и, согласно докладу PwC, с каждым годом его выручка будет увеличиваться в среднем на 18,3%. Киберспортивные трансляции в России посмотрели 22 млн человек — таким образом наша страна оказалась на третьем месте в мире по данному показателю.

                  Не так давно мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, выглядела нереальной. Сейчас же некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.

                  Доходы спортсменов варьируются от $2 тыс. до $15 тыс. При этом помимо командного жалования солидную сумму геймеру могут приносить призовые за победу на турнирах, «донаты» (добровольные пожертвования от зрителей) на стримах (онлайн-трансляциях происходящего на компьютере или консоли), поддержка спонсора, а также реклама.

                  Фото:Dado Ruvic / Reuters

                  При этом обучиться на киберспортсмена россиянам сейчас не так-то просто: это образовательное направление только начинает набирать обороты, тогда как в ЕС, США и некоторых скандинавских странах подобные учебные заведения функционируют уже давно. Поучиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, нескольких вузовских программ (такие есть, в частности, у ВШЭ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия». В целом, за массовое развитие киберспорта в России отвечает ФКС РФ, основанная в 2000 году.

                  По словам директора первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта Елена Авдеева, навыки, полученные с помощью компьютерных игр, помогут ребенку в любой профессии. «Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее», — отмечала она ранее в разговоре с «Вечерней Москвой».

                  Что еще почитать/посмотреть/послушать по теме:

                  • Кто такие «бустеры» и как они зарабатывают на помощи начинающим геймерам
                  • 15 самых влиятельных лиц киберспорта. Рейтинг Forbes
                  • Молодые геймеры по всему миру проводят более трех часов в неделю, наблюдая, как другие люди играют в видеоигры онлайн (по данным издания Inc. за 2018 год). Что заставляет их делать это: материал The Wired и подкаст The Verge : чем видеоигры в школах могут помочь учителям и родителям

                  Однако при введении новых киберспортивных направлений и внедрении видеоигр в классах возникает ряд непростых задач: во-первых, пока не до конца сформировано представление, как именно преподавать новые дисциплины и эффективно использовать игровые возможности на уроках. Во-вторых, не совсем ясно, как минимизировать риски, связанные с долгим пребыванием у компьютера: это проблемы со зрением, избыточным весом, осанкой, социальным, оффлайн-взаимодействием, возможная компьютерная зависимость. Несмотря на это, у онлайн- и видеоигр хорошие перспективы более прочно закрепиться в образовательном процессе, и, возможно, совсем скоро родители не будут ругать своих детей за долгое пребывание за компьютером, а начнут принимать участие в этих играх и помогать извлекать из процесса максимум пользы.

                  Разбираемся, почему от игр порой не оторваться и как они влияют на наш мозг. Рассуждают дети и объясняет киберпсихолог.

                  Не надо демонизировать: почему видеоигры — это нормально

                  Куратор в «Университете детей», разработчик образовательных программ.

                  Влияют ли игровые предпочтения на развитие памяти, внимания или скорости реакции? Почему так сложно перестать играть? Сначала расспросили учеников «Фоксфорда» об их опыте в компьютерных играх, а потом обсудили с киберпсихологом, как устроена мотивация игроков и какие психологические приёмы используют разработчики игр.



                  Наталия Богачева,

                  киберпсихолог, кандидат психологических наук

                  Мотивация игроков

                  Если верить теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, люди играют в видеоигры, чтобы удовлетворить три потребности:

                  🙋 Автономия — вы сами контролируете свою жизнь.

                  «Никто меня не трогает и не может повлиять на мои решения; игры для меня — моральный и физический отдых»

                  🏆 Компетентность — вы успешны и эффективны, у вас всё получается.

                  «Это интересно, расслабляет, и я получаю удовольствие, когда достигаю успехов»

                  🧑‍🤝‍🧑 Отношения — вы нужны людям и связаны с ними.

                  «Я играю с друзьями, и для меня это расслабление после тяжёлого дня»

                  Эти потребности — основные для человека и за пределами компьютерных игр, если мы смотрим на мотивацию человека с позиции самодетерминации.

                  В психологии компьютерных игр есть ещё одна довольно популярная модель мотивации, предложенная Ником Йи на основе опроса нескольких тысяч игроков. Методом факторного анализа он выделил шесть основных компонентов:

                  Отчасти эта модель пересекается с моделью Деси и Райана, однако в ней есть и новые факторы. Например, мотивация погружения, описывающая всё множество мотиваций, связанных с желанием примерить на себя чужую роль, сбежать от проблем в реальности, погрузиться в другой мир и изучить его.

                  «Не могу сказать, что это даёт мне что-то невероятное, скорее это просто мне интересно»

                  «Помогает отвлечься от мира»

                  «Пройти сюжет. Поустанавливать моды. Создать моды»

                  Есть масса исследований, которые рассматривают желание играть в игры через призму мотивации потока. Концепцию опыта потока изначально предложил Михай Чиксентмихайи. Поток подразумевает, что некоторые виды деятельности так погружают в себя человека, что у него появляется определённый набор переживаний: чувство поглощённости и максимальная фокусировка на занятии, потеря чувства времени, ощущение, что действия следуют логично одно за другим, получение удовольствия от процесса, а не от какой-то определённой цели.

                  Состояние потока возникает, когда есть баланс между навыками и трудностью задачи.

                  Такой баланс научились воспроизводить создатели компьютерных игр. В процессе игры вы всё время растёте в навыках, и задачи, с которыми вы сталкиваетесь, тоже постоянно усложняются. Если эти процессы совпадают по скорости, то мотивация потока сохраняется и делает процесс игры увлекательным и привлекательным для игрока.

                  Влияние игр на когнитивное развитие

                  Компьютерные игры, как и любые другие виды деятельности, не бесполезны. Если игра увлекает, погружает, вызывает позитивные эмоции, позволяет получить удовольствие от процесса, — это уже замечательно. Не стоит игнорировать значение радости, удовольствия и опыта потока для нормального психологического состояния.

                  «Это отличный способ убить время, а также способ хоть как-то разнообразить ежедневную рутину»

                  Если верить статистическим опросам, именно в России родители считают, что игры приносят больше вреда, чем пользы. При этом в Америке игры не так демонизированы.

                  Социализация

                  «Мне очень нравится гулять с друзьями и наслаждаться реальной жизнью, но так сложилось, что после переезда у меня нет ни одного друга в реальной жизни, все они лишь в интернете»

                  В целом, игры — это существенная часть социализации, если в них играют со сверстниками. Если это те игры, которые сейчас на слуху в детской аудитории, если все одноклассники обсуждают новую суперскую игру, а вы по какой-то причине не можете в неё играть, это тоже влияет на социализацию. Соответственно, если подросток вообще не играет в игры, то огромный пласт подростковой культуры оказывается для него недоступен, и это может быть проблемой.

                  Пространственное мышление

                  Компьютерные игры помогают развивать пространственное мышление — целую группу способностей человека, связанных с ориентацией в трёхмерных пространствах.

                  Исследования пространственного мышления начались в восьмидесятые-девяностые годы на материале тетриса и головоломок. Потом вектор интересов сместился на экшен-игры и шутеры, которые, как оказалось, также вносят вклад в развитие пространственных возможностей.

                  «Если это игры онлайн, то можно попрактиковать язык с иностранцами (правда, чаще всего это нецензурная лексика). Есть игры с элементами решения головоломок, что развивает мышление и заставляет думать. Есть игры на время, которые заставляют быстро действовать или принимать решение за персонажа»

                  В целом, учёные склоняются к тому, что видеоигры развивают зрительное внимание и рабочую память — тот объём информации, который мы можем временно удерживать в голове. Игры-стратегии развивают стратегическое мышление, а шутеры и аркадные игры — скорость реакции.

                  «Я думаю, почти все игры так или иначе развивают реакцию или что-то другое, ну и во все игры я играю на английском, так что немного помогает именно в разговорном английском»

                  При этом не все навыки, выращенные на компьютерных играх, успешно переносятся на другие виды деятельности. Особенно актуально это для мозговых тренажёров, которые обещают при регулярных тренировках улучшить некоторые когнитивные характеристики. В частности, предполагается, что такие тренажёры способны улучшать исполнительные функции — когнитивные процессы, необходимые для поддержания любой нашей деятельности (фокусировка на текущих задачах и переключение между различными делами, когда это необходимо). Такие тренажёры должны развивать и стабилизировать исполнительные функции, которые помогают нам сосредотачиваться на том, что мы делаем, не отвлекаясь на постороннее; при этом исполнительные функции позволяют нам переключиться на другие дела, когда нам это нужно. Исследования таких игр показывают, что, если мы получили некоторый прирост в решении онлайн-задачек, не всегда эти навыки переносятся за пределы игры.

                  «Люди начинают тупеть, ведь в гаджетах нет ничего полезного и они отнимают много времени от занятий другим делом»

                  Компьютерные игры не панацея в плане когнитивного развития. Тренировка внимания, памяти и скорости реакции — скорее приятный бонус. Не до конца понятно, насколько хорошо и устойчиво выращенные в играх навыки работают вне виртуального пространства, хотя некоторые учёные настроены весьма оптимистично.

                  Почему от игр не оторваться

                  «— Ну вот закончу и всё

                  — Ну вот пройду босса и всё

                  — О, а что это там

                  — Небольшой квест, ну ладно

                  — О, новый персонаж, надо прокачать

                  В цитате выше хорошо описывается, как в компьютерных играх работает эффект незавершённого действия, также известный как эффект Зейгарник. Суть феномена в том, что действия, которые мы по какой-то причине не завершили, намного лучше запоминаются. Нам психологически сложно прерываться на середине и бросать почти завершённую задачу как бы на полпути. В компьютерных играх практически не возникает ситуация, когда у игрока выполнены все задачи прежде, чем ему дадут пару других, от того и перестать играть так сложно.

                  Случайное подкрепление

                  Ещё один эффективный механизм — режим случайного подкрепления, который описал психолог Б.Ф. Скиннер. Подкрепление — это любое событие, которое следует за реакцией и увеличивает вероятность повторения такого поведения.

                  Когда мы что-то делаем и получаем за это награду, с большой вероятностью мы будем продолжать это делать. Когда человек не знает, в какой момент, за какое количество повторений или через какое время его поведение поощрят, подкрепление работает ещё лучше.

                  В различных RPG это реализуется через случайное выпадение предметов: редкий нужный предмет выпадает с шансом 0,001%. Игрок не знает, он выпадет сейчас или через тысячу повторений. Это провоцирует играть снова и снова. В других ситуациях — это очень эффективный способ выработки навыков, в играх — способ удержать внимание человека в игре.

                  В онлайн-играх мир продолжает существовать

                  «Забирают очень много свободного времени, которое можно было бы потратить на что-то более полезное»

                  В онлайн-играх мир продолжает существовать, даже когда игрок там не находится. Пока вы в своей жизни занимаетесь обычными делами, друзья и враги продолжают играть и развивать своих персонажей. В игре появляются новые события. Всё время возникает желание вернуться и проверить, что там поменялось. Не хочется отставать от других.

                  С офлайн-играми этого не происходит: они сохраняются в том виде, в котором их оставили. В них всё завязано на сюжете и раскрытии истории, банально интересно узнать, что будет дальше. Как главы книги и сериалы, игры заканчиваются в самом интересном месте. Хочется вернуться и продолжить.

                  Игровая зависимость

                  «Жизнь сама по себе интереснее гаджетов и выдуманных миров»

                  Когда говорят про игровую зависимость, часто обращаются к проблеме выработки дофамина. Дофамин— это вещество, которое участвует в системе мотивации и поощрения действий. Выработка дофамина происходит, когда мы чего-то достигли и чувствуем себя хорошо. Видеоигры тоже могут приводить к выработке дофамина.

                  Если у человека хорошо работает дофаминергическая система, то компьютерные игры, как и вкусный тортик или достижения в любой сфере, ведут к выработке дофамина. Если выработка дофамина нарушена, это может вести к сниженному настроению, плохому самочувствию и ощущению усталости даже без какой-то существенной нагрузки.

                  «Виртуальный мир затягивает, когда у тебя ничего кроме него нет, родителям не до тебя, друзьям тоже»

                  В процессе игры человек с нарушенной выработкой дофамина может почувствовать себя лучше. Но когда игра заканчивается, он чувствует себя ещё более уставшим и психически истощённым и уже не может ничего делать. Чтобы почувствовать себя хорошо, нужно снова поиграть. Получается замкнутый круг, который может стать существенным фактором риска возникновения игровой зависимости.

                  Другими факторами риска компьютерной игровой зависимости могут быть проблемы и неприятности в реальной жизни: плохие отношения в семье, неприятности в школе, конфликты и непонимание со стороны одноклассников. В этом случае компьютерные игры могут выступать своего рода способом совладать со всем этим, «убежать» от проблем и провалов в мир, где достижения даются относительно легко. Однако этот способ совладания в большинстве случаев не очень продуктивный, так как не позволяет решать проблемы, а только способствует временному улучшению эмоционального состояния.

                  Подростки проходят через определённые гормональные изменения, и у них часто бывают признаки психастении: быстрая утомляемость, пониженное настроение и работоспособность. Также часто возникают и различные социальные проблемы: конфликты с родителями, сложности в школе, непринятие в кругу сверстников. Получается, в подростковом возрасте немного выше риск возникновения аддиктивного поведения.

                  Читайте также: