Что такое бинарный файл

Обновлено: 03.07.2024

Во время работы с Linux у вас есть возможность на выбор использовать два совсем разных способа установки программ, а именно:

Выбрать нужный необходимо отталкиваясь от ваших потребностей и требований к системе, ну и конечно от наличия навыков и опыта в развертывании ПО. Рассмотрим отдельно каждый из методов, их плюсы, а также минусы и трудности, которые могут встретиться при установке.

Бинарный файл

Бинарный файл - это фактическая программа, которая уже полностью готовая к использованию. Это исполняемый файл, который создается при компиляции из исходного кода. Как правило, они имеют все необходимые библиотеки, встроенные в них, или устанавливают / разворачивают их по мере необходимости (в зависимости от того, как было написано ПО). В большинстве случаев предоставляются в архивном формате.

Для установки требуется специальная программа для распаковки этих файлов и помещения их на компьютер. То есть менеджер пакетов вашего дистрибутива Linux (например, apt, yum и т. д.). Менеджер пакетов также выполняет и другие полезные функции кроме распаковки, такие как отслеживание установленных файлов и управление обновлениями программного обеспечения.

Преимущества и плюсы использования бинарных файлов

  • Файл сразу готов к запуску. Если у вас есть бинарный файл, разработанный для вашего процессора и операционной системы, скорее всего, вы сможете запустить программу, и все будет работать как надо уже с первого раза.
  • Выполнение меньшего количества конфигураций. Вам не нужно настраивать целую кучу параметров конфигурации, чтобы использовать программу, файл просто будет использовать общую конфигурацию по умолчанию.
  • Если что-то пойдет не так, и случится ошибка, будет проще найти помощь в Интернете, поскольку бинарный файл предварительно скомпилирован, и логично, что другие люди могут его уже использовали, а это значит, что вы используете аналогичную программу, как и у других пользователей, а не уникальную, оптимизированную для вашей системы, поэтому можно будет найти советы о том как решить полученные ошибки или получить информацию, что следует делать дальше.

Недостатки и минусы использования

  • Вы не можете видеть (иметь доступ) и редактировать исходный код, поэтому вы не имеете возможности получить оптимизацию программы под вашу систему, ваши потребности и предпочтения.

Исходные файлы

Исходные файлы - файлы для “сборки” утилиты/ПО в бинарный файл. Исходный код программного обеспечения для Linux поставляется в виде сжатых tar-файлов, которые обычно имеют расширения .tar.gz или .tar.bz2. Инструменты используются для упаковки исходного кода в tarballs, где «tar» (используется для объединения нескольких файлов в один), «gzip» или bzip2 (используется для сжатия).

Чтобы получить tar-архив с исходным кодом для определенного программного обеспечения, вам нужно знать URL-адрес к tar-архиву. После чего нужно распаковать скачанный tar-архив специальной командой tar для определенного типа расширения архива, чтобы получить доступ к файлам и возможность работать с исходником. Следующим шагом выполняются нужные настройки среды для компиляции и установки программного обеспечения из исходного кода.

Исходные файлы, написанные на разных языках, и нуждаются в специальных компиляторах и командах для преобразования его в исполняемый бинарный файл, который будет читаемым для системы и затем сможет запустить ваш компьютер.

Специальный набор инструментов помогает автоматизировать этот процесс. На десктопах Linux это обычно происходит в форме программы командной строки под названием make. Выше перечислены стандартные этапы, при выполнении каких возможно могут появляться ошибки, и будет необходимо выполнять дополнительные манипуляции, в этом и есть сложность внедрения проектов через исходные файлы.

Касательно вопроса, где можно найти исходный код к продукту, вариантов много, в большинстве случаев Вы можете загрузить исходный код проекта с таких сервисов, как GitHub или BitBucket. Некоторые владельцы ПО могут даже разместить его на личном веб-сайте.

Также шаг который лучше не упускать - это ознакомление с документацией к проекту, там могут содержаться важные данные о всех возможностях, последних обновлениях, детали и подсказки по компиляции и установке этого ПО.

Преимущества и плюсы использования исходных файлов

  • Дает гибкость в конфигурации программного обеспечения под себя, нужды и требования конкретной системы.
  • Хороший вариант для приобретения практических навыков и получения информации о работе и понимания приложения в системе в целом.

Недостатки и минусы использования

  • При возникновении ошибки сложно отыскать ее решение, тем самым простой процесс с развертыванием пакетов может превратится в многочасовое занятие.
  • К началу установки ПО нужно выполнять дополнительные действия, настройки и установки. Например, Вы должны иметь установленный компилятор, необходимо вручную установить все необходимые библиотеки, которые также часто должны быть скомпилированы.

К минусам этот пункт можно и не относить, но для установки ПО с исходника потребуется уже наличие теоретических знаний и необходимых навыков в понимании документации к продукту, работы с терминалом и т.д., тут обычному пользователю может быть сложно.

Оба метода хороши и несут в себе разные цели использования. В большинстве случаев достаточно выбрать стандартный метод с помощью бинарных файлов.

Иногда пользователи, устанавливая новые программы на компьютер, сталкиваются с непонятными файлами, которые невозможно открыть стандартными утилитами операционной системы. В такой ситуации начинающие «юзеры» отказываются от дальнейшей инсталляции, а любители докопаться до истины узнают, что скрывает за собой расширение .bin и когда нужен такой формат кодирования информации.

Бинарный формат


Программисты изначально не предполагали, что пользователи будут открывать либо вносить изменения в bin-файлы. Разобраться в содержимом контейнера может только разработчик утилиты, которая использует такой тип документов. Наиболее часто такими литерами кодируют:

  1. Образы DVD или CD дисков. Однако без сопроводительного документа формата .cue открыть исходник для чтения будет очень сложно.
  2. Данные для установки игр. Контейнеры размещают в корневой директории диска с релизом. В них хранится вся установочная информация, а также указана последовательность выполнения процедур.
  3. Операционные данные систем типа Юникс.
  4. Ресурсную информацию об аппаратном обеспечении компьютера. Важный документ, который расположен в корневой папке устройства хранения данных. Его удаление либо изменение приводит к сбоям в работе операционной системы.
  5. Прошивки WiFi-роутера.

В большинстве случаев открывать документы формата .bin нежелательно и даже опасно – случайное повреждение или удаление закодированной в них информации приводит к отказу работы компьютерных программ. В бинарных файлах нет важных для пользователя данных (за исключением случая с образами видеоматериалов). Содержимое bin-файла зависит от приложения, для которого он был создан, его назначения и многого другого.

К сведению!

Перед тем как пытаться открыть нужный документ, следует сделать его резервную копию. В случае если файл испортится, его всегда можно будет восстановить.

Программы для открытия


В операционных системах не установлены приложения для редактирования bin-файлов. Кроме того, онлайн-ресурсы также не смогут помочь пользователю взглянуть на содержимое контейнера. Открыть документ способен обычный текстовый редактор Notepad. Вшитая утилита способна представить любой цифровой код в виде текстовых символов. Однако часто на экран выводится беспорядочный набор числовых знаков и букв. Порядок открытия:

  1. По файлу кликают ПКМ.
  2. В выпадающем меню выбирают графу «открыть с помощью».
  3. В открывшемся списке приложений кликают на нужной утилите. Если «Блокнота» в перечне приоритетных приложений не оказалось, указывают путь непосредственно к его директории.
  4. После открытия пользователь может вносить изменения (если он уверен в своих действиях) и сохранять результат под тем же расширением.

Кроме «Блокнота», бинарные файлы можно открыть оригинальным софтом (программой, для которой создан документ) либо утилитами, позволяющими записывать и эмулировать CD-диски. В первом случае понадобится установочный исходник с драйверами или программы, поставляемые производителями вместе с цифровой техникой. Из утилит для записи CD-дисков наиболее часто используют:

  • Nero;
  • Daemon Tools;
  • Ultra ISO.

Многие пользователи пасуют при столкновении с неизвестным форматом, но некоторые наиболее любопытные пытаются открыть странный документ, и впоследствии делают это без проблем. Однако содержимое может оказаться интересным только для программистов, а простым обывателям будет бесполезно.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Спасибо просветили насчёт bin.

Т екстовые файлы хранят данные в виде текста (sic!). Это значит, что если, например, мы записываем целое число 12345678 в файл, то записывается 8 символов, а это 8 байт данных, несмотря на то, что число помещается в целый тип. Кроме того, вывод и ввод данных является форматированным, то есть каждый раз, когда мы считываем число из файла или записываем в файл происходит трансформация числа в строку или обратно. Это затратные операции, которых можно избежать.

Текстовые файлы позволяют хранить информацию в виде, понятном для человека. Можно, однако, хранить данные непосредственно в бинарном виде. Для этих целей используются бинарные файлы.

Выполните программу и посмотрите содержимое файла output.bin. Число, которое ввёл пользователь записывается в файл непосредственно в бинарном виде. Можете открыть файл в любом редакторе, поддерживающем представление в шестнадцатеричном виде (Total Commander, Far) и убедиться в этом.

Запись в файл осуществляется с помощью функции

Функция возвращает число удачно записанных элементов. В качестве аргументов принимает указатель на массив, размер одного элемента, число элементов и указатель на файловый поток. Вместо массив, конечно, может быть передан любой объект.

Запись в бинарный файл объекта похожа на его отображение: берутся данные из оперативной памяти и пишутся как есть. Для считывания используется функция fread

Функция возвращает число удачно прочитанных элементов, которые помещаются по адресу ptr. Всего считывается count элементов по size байт. Давайте теперь считаем наше число обратно в переменную.

fseek

Одной из важных функций для работы с бинарными файлами является функция fseek

Эта функция устанавливает указатель позиции, ассоциированный с потоком, на новое положение. Индикатор позиции указывает, на каком месте в файле мы остановились. Когда мы открываем файл, позиция равна 0. Каждый раз, записывая байт данных, указатель позиции сдвигается на единицу вперёд.
fseek принимает в качестве аргументов указатель на поток и сдвиг в offset байт относительно origin. origin может принимать три значения

  • SEEK_SET - начало файла
  • SEEK_CUR - текущее положение файла
  • SEEK_END - конец файла. К сожалению, стандартом не определено, что такое конец файла, поэтому полагаться на эту функцию нельзя.

В случае удачной работы функция возвращает 0.

Дополним наш старый пример: запишем число, затем сдвинемся указатель на начало файла и прочитаем его.

Вместо этого можно также использовать функцию rewind, которая перемещает индикатор позиции в начало.

В си определён специальный тип fpos_t, который используется для хранения позиции индикатора позиции в файле.
Функция

используется для того, чтобы назначить переменной pos текущее положение. Функция

используется для перевода указателя в позицию, которая хранится в переменной pos. Обе функции в случае удачного завершения возвращают ноль.

возвращает текущее положение индикатора относительно начала файла. Для бинарных файлов - это число байт, для текстовых не определено (если текстовый файл состоит из однобайтовых символов, то также число байт).

Рассмотрим пример: пользователь вводит числа. Первые 4 байта файла: целое, которое обозначает, сколько чисел было введено. После того, как пользователь прекращает вводить числа, мы перемещаемся в начало файла и записываем туда число введённых элементов.

Вторая программа сначала считывает количество записанных чисел, а потом считывает и выводит числа по порядку.

Примеры

1. Имеется бинарный файл размером 10*sizeof(int) байт. Пользователь вводит номер ячейки, после чего в неё записывает число. После каждой операции выводятся все числа. Сначала пытаемся открыть файл в режиме чтения и записи. Если это не удаётся, то пробуем создать файл, если удаётся создать файл, то повторяем попытку открыть файл для чтения и записи.

2. Пишем слова в бинарный файл. Формат такой - сначало число букв, потом само слово без нулевого символа. Ели длина слова равна нулю, то больше слов нет. Сначала запрашиваем слова у пользователя, потом считываем обратно.

3. Задача - считать данные из текстового файла и записать их в бинарный. Для решения зачи создадим функцию обёртку. Она будет принимать имя файла, режим доступа, функцию, которую необходимо выполнить, если файл был удачно открыт и аргументы этой функции. Так как аргументов может быть много и они могут быть разного типа, то их можно передавать в качестве указателя на структуру. После выполнения функции файл закрывается. Таким образом, нет необходимости думать об освобождении ресурсов.

4. Функция saveInt32Array позволяет сохранить массив типа int32_t в файл. Обратная ей loadInt32Array считывает массив обратно. Функция loadInt32Array сначала инициализирует переданный ей массив, поэтому мы должны передавать указатель на указатель; кроме того, она записывает считанный размер массива в переданный параметр size, из-за чего он передаётся как указатель.

5. Создание таблицы поиска. Для ускорения работы программы вместо вычисления функции можно произвести сначала вычисление значений функции на интервале с определённой точностью, после чего брать значения уже из таблицы. Программа сначала производит табулирование функции с заданными параметрами и сохраняет его в файл, затем подгружает предвычисленный массив, который уже используется для определения значений. В этой программе все функции возвращают переменную типа Result, которая хранит номер ошибки. Если функция отработала без проблем, то она возвращает Ok (0).

6. У нас имеются две структуры. Первая PersonKey хранит логин, пароль, id пользователя и поле offset. Вторая структура PersonInfo хранит имя и фамилию пользователя и его возраст. Первые структуры записываются в бинарный файл keys.bin, вторые структуры в бинарный файл values.bin. Поле offset определяет положение соответствующей информации о пользователе во втором файле. Таким образом, получив PersonKey из первого файла, по полю offset можно извлечь из второго файла связанную с данным ключом информацию.

Зачем так делать? Это выгодно в том случае, если структура PersonInfo имеет большой размер. Извлекать массив маленьких структур из файла не накладно, а когда нам понадобится большая структура, её можно извлечь по уже известному адресу в файле.

email

Всё ещё не понятно? – пиши вопросы на ящик

image

Если вас не пугает картинка выше, если вы знаете чем отличается big-endian от little-endian, если вам всегда было интересно как "устроены" бинарные файлы, значит эта статья для ВАС!

На Хабре уже было несколько статей про реверс инжинеринг бинарных форматов и про исследование структуры байткода .class файла:
Пул констант,
Java Bytecode Fundamentals,
Java байткод «Hello world»,
Hello World из байт-кода для JVM и т.д.
У исследователя возникает задача либо разобраться с неизвестным бинарным протоколом либо поковырять бинарную структуру на которую есть спецификация.

Мой интерес к бинарным форматам возник еще когда я был студентом и писал курсовую работу по разработке драйвера файловой системы Linux. Несколько лет спустя я читал лекции по основам Linux для экспертов-криминалистов — в давние времена Linux был в новинку и молодой специалист после ВУЗа мог поведать взрослым экспертам много нового. Рассказывая, как снять дамп с диска с помощью dd, а после подключить образ на другом компьютере для изучения, я понимал, что в образе диска лежит много интересной информации. Эту информацию можно было бы извлечь и без монтирования образа (ага, mount -o loop . ), если знать спецификацию на формат файловой системы и иметь соответствующие инструменты. К сожалению, у меня не было таких инструментов.

Мне был нужен универсальный механизм для описания бинарных структур и универсальный загрузчик. Загрузчик, используя описание, будет читать бинарные данные в память. Обычно приходиться иметь дело с числами, строками, массивами данных и составными структурами. С числами все просто — они имеют фиксированную длину — 1, 2, 4 или 8 байт и могут быть сразу отображены в типы данных, имеющиеся в языке. Например: byte, short, int, long для Java. Для числовых типов длиной более одного байта нужно предусмотреть маркер порядка байт (так называемое BigEndian/LittleEndiang представление).

Со строками сложнее — они могут быть в различных кодировках (ASCII, UNICODE), иметь фиксированную или переменную длину. Строку фиксированной длинны, можно считать как массив байт. Для строк с переменной длиной можно использовать два варианта записи — указывать в начале строки ее длину (Pascal или Length-prefixed strings) либо в конце строки ставить специальный знак, обозначающий конец строки. В качестве такого знака используют байт со значением ноль (так называемые null-terminated srings). Оба варианта имеют преимущества и недостатки, обсуждение которых выходит за рамки этой статьи. Если размер задается в начале, то при разработке формата нужно определиться с максимальной длиной строки: от этого зависит сколько байт мы должны выделить на маркер длины: 2 8 — 1 для одного байта, 2 16 — 1 для двух байт и т.д.

Составные структуры данных будем выделять в отдельные классы, продолжая декомпозицию до чисел и строк.

Нам необходимо каким-то образом описать структуру Java .class файла. В качестве результата хотелось бы иметь набор Java классов, где каждый класс содержит только поля, соответсвующие исселдуемой структуре данных и, возможно, вспомогательные методы для отображения объекта в человеко-читаемом виде при вызове toString() метода. Категорически не хотелось бы иметь внутри логику, отвечающую за чтение или запись файла.

Берем спецификациею виртуальной машины Java,
JVM Specification, Java SE 12 Edition.
Нас будет интересовать секция 4 "The class File Format".

Для того, чтобы определить какие поля в каком порядке загружать, введем аннотацию @FieldOrder(index=. ). Нам необходимо явно указывать порядок полей для загрузчика, поскольку спецификация не даем нам гарантии на то, в каком порядке они будут сохранены в бинарном файле.

Java .class файл начинается с 4 байт magic number, двух байт минорной версии Java и двух байт мажорной версии. Упакуем magic number в переменную int, а номер минорной и мажорной версии — в short:

Дальше в .class файле идет размер пула констант (двухбайтовая переменная) и сам пул констант. Введем аннотацию @ContainerSize для объявления размера массивов и списочных структур. Размер может быть фиксированный (будем задавать его через аттрибут value) либо иметь переменную длинну, определяемую прочитанной ранее переменной. В этом случае будем использовать "fieldName" аттрибут, который указывает из какой переменной будем считывать размер контейнера. В соответствии со спецификацией (секция 4.1,
"The ClassFile Structure"), реальный размер пула констант отличается на 1 от того значения,
которое записано в constant_pool_count:

Чтобы учесть такие коррекции, введем дополнительный аттрибут corrector в @ContainerSize аннотации.
Теперь мы можем добавить описание пула констант:

В случае более сложных вычислений, можно просто добавить get-метод, который вернет необходимое значение:

Каждый элемент в пуле констант представляет из себя либо описание соответствующей константы типа int, long, float, double, String, либо описание одной из составных частей Java класса — поля класса (fields), методы, сигнатуры методов и т.д. Под термином "контстанта" здесь подразумевается неименованое значение, используемое в коде:

Значение 100500 будет представленно в пуле констант как экземпляр CONSTANT_Integer. JVM спецификация для Java 12 определяет 17 типов, которые могут быть в пуле констант.

Constant type Tag
CONSTANT_Class 7
CONSTANT_Fieldref 9
CONSTANT_Methodref 10
CONSTANT_InterfaceMethodref 11
CONSTANT_String 8
CONSTANT_Integer 3
CONSTANT_Float 4
CONSTANT_Long 5
CONSTANT_Double 6
CONSTANT_NameAndType 12
CONSTANT_Utf8 1
CONSTANT_MethodHandle 15
CONSTANT_MethodType 16
CONSTANT_Dynamic 17
CONSTANT_InvokeDynamic 18
CONSTANT_Module 19
CONSTANT_Package 20

В нашей реализации создадим класс ConstantPoolItem в котором будет однобайтовое поле tag, определяющее какую именно структуру мы читаем в данный момент. На каждый элемент в таблице выше создадим Java класс, наследник ConstantPoolItem. Универсальный загрузчик бинарных файлов должен уметь определять какой именно класс-наследник должен быть использован на основании уже прочитанного тега
(в общем случае тег может быть переменной любого типа). Для этой цели определим интерфейс HasInheritor и реализуем этот интерфейс в классе ConstantPoolItem:

Универсальный загрузчик сам инстанцирует необходимый класс и продложит считывание. Единственное условие: индексы в классах-наследниках должны иметь сквозную нумерацию с родительским классом. Это означает что во всех классах-наследниках ConstantPoolItem, FieldOrder аннатация должна иметь индекс больше единицы, поскольку в родительском классе мы уже прочитали поле tag с номером "1".

После списка элементов пула констант в .class файле идет двухбайтовый идентификатор, определяющий детали данного класса — является ли класс аннотацией, интерфейсом, абстрактным классом, имеет ли флаг final и т.п. Далее следует двухбайтовый идентификатор (ссылка на элемент в пуле констант), определяющий данный класс. Этот идентификатор должен указывать на элемент с типом ClassInfo. Аналогичным образом определяется суперкласс для данного класса (то что указано после слова "extends" в определении класса). Для классов, не имеющих явно определенных суперклассов, в данном поле присутствует ссылка на класс Object.

В языке Java у любого класса может быть только один суперкласс, но количество
интерфейсов, которые реализует данный класс может быть несколько:

Каждый элемент в interfaceIndexList представляет ссылку на элемент в пуле констант (по указанному
инедксу должен находится элемент с типом ClassInfo).
Переменные класса (properties, fields) и методы представленны соответсвующими списками:

Последним элементом в описании Java .class файла является список аттрибутов класса. Здесь могут быть перечислены аттрибуты описывающие исходный файл, относящийся к классу, вложенные классы и т.д.

Java bytecode оперирует числовыми данными в big-endian представлении, будем это представление использовать по умолчанию. Для двоичных форматов с little-endian числами будем использовать LittleEndian аннотацию. Для строк, которые не имеют предопределенной длины, а
считываются до терминального символа (как C-like null-terminated строки) будем использовать
аннотацию @StringTerminator:

Иногда в нижележащие классы нужно пробросить информацию с более высокого уровня. Объект Method в methodList не имеет информации об имени класса, в котором он находится, более того объект-метод не содержит своего названия и списка параметров. Вся эта информация представленна в виде индексов на элементы в пуле констант. Для виртуальной машины этого достаточно, но нам хотелось бы реализовать методы toString(), чтобы они отображали информацию о методе в удобном для человека виде, а не в виде индексов на элементы в пуле констант. Для этого класс Method должен получить ссылку на ConstantPoolList и на переменную со значением thisClassIndex. Чтобы иметь возможность передавать ссылки на нижележащие уровни вложенности, будем использовать аннотацию Inject:

В текущем классе (ClassFile) будут вызываться getter методы для constantPoolList и thisClassIndex переменных, а в принимающем классе (в данном случае Method), будут вызваны setter методы (если они присутствуют).

Итак, у нас есть один интерфейс HasInheritor и пять аннотаций @FieldOrder, @ContainerSize, LittleEndian, Inject и @StringTerminator, которые позволяют описывать бинарные структуры на высоком уровне абстракции. Имея формальное описание, мы можем передать его универсальному загрузчику, который сможет инстанцировать описанную структуру, осуществить разбор бинарного файла и зачитать его в память.

В результате мы должны иметь возможность использовать такой код:

К сожалению, разработчики Java платформы немного перемудрили и для восьмибайтных значений в пуле
констант предусмотрели две ячейки, причем первая ячейка должна содержать значение, а вторая остается
пустой. Это касается long и double констант.


По всей видимости, разработчики Java хотели применить какую-то низкоуровневую оптимизацию, но позже
было признано, что это дизайнерское решение оказалось

Чтобы обработать эти специфичные случаи, добавим аннотацию @EntrySize, которую будем использовать,
чтобы пометить восьмибайтные константы:

Аттрибут value указывает на количество ячеек, которые будет занимать элемент, index — индекс элемета,
который содержит значение. классы LongInfo и DoubleInfo будут расширять класс EightByteNumberInfo.
Универсальный загрузчик нужно будет расширить фукционалом, поддерживающим аннотацию @EntrySize.

После загрузки класса ClassFileLoader'ом можно остановить отладчик и исследовать загруженный класс в инспекторе переменных в IDE.

image

Class file будет выглядеть вот так:

image

А Constant Pool так:

Для загрузки скомпилированного class файла воспользуйтесь загрузчиком annotate4j.classfile.loader.ClassFileLoader.

Большая часть кода была написана для Java 6, к современным версиям я адоптировал только constant pool. Сил и желания полностью реализовать загрузчик Java opcode'ов у меня не хватило, поэтому там только небольшие наработки в этой части.

Используя эту библиотеку (core часть) мне удалось зареверсить бинарный файл с данными Холтер мониторинга (ЭКГ исследование суточной активности сердца). С другой стороны, я не смог расшифровать бинарный протокол одной учетной системы, написанной на Delphi. Я не разобрался как передаются даты и иногда возникала ситуация, когда фактичиские данные не соответствовали структуре, построенной по предыдущим значениям.

Я пытался построить аналогично Java class файлу модель для ELF формата (запускаемый формат в Unix/Linux), но я не смог полностью понять спецификацию — она оказалась для меня слишком расплывчатой. Та же участь постигла JPEG и BMP форматы — все время натыкался на какие-то сложности с пониманием спецификации.

Читайте также: