Что входит в классификацию методов компьютерной психодиагностики по степени автоматизации

Обновлено: 04.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Психодиагностика. Классификация психодиагностических методик. Компьютерная психодиагностика.

Психодиагностика. Классификация психодиагностических методик. Компьютерная психодиагностика.
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Классификация психодиагностических методик

Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик.

1. Методики высокого уровня формализации

Особенности: регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции; строго определенные способы предъявления стимульного материала; невмешательство исследователя в деятельность испытуемого); стандартизация (наличие норм); надежность; валидность.

Тесты

Опросники

  • личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);
  • анкеты.

Проективные техники

  • методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла;
  • методики конструирования – создание целого из деталей;
  • методики интерпретации – объяснение события или ситуации, часто используется комбинации с другими;
  • методики дополнения – завершение рассказа, картинки;
  • методики катарсиса – игровая деятельность, например, у детей, когда моделируется аналог проблемной ситуации;
  • методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему;
  • методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.

Психофизиологические методики

  • без оценки индивида – диагностика свойств организма, нервной системы и т.д., которые характеризуют не личность испытуемого, а особенности его состояния или функционирования как биологической системы: например, сенсомоторные реакции;
  • аппаратурные – диагностика психофизиологических особенностей с помощью различной аппаратуры: например, электроэнцефаллография;
  • «бумага-карандаш» - тестовые задания, которые требуют минимум дополнительных условий и основаны на психофизиологических особенностях человека: например, теппинг-тест.

2. Малоформализированные методики

  • методики наблюдения (наличие плана и критериев);
  • опрос (интервью);
  • Анализ продуктов деятельности.

Таблица 1
Виды тестовых заданий (по Дюку, 1997)

Виды стимулов

Порядок предъявления
стимулов

Закрытые

Открытые

Динамическое
реагирование

Оценивание по заданной шкале

Это требует от психолога-диагноста понимания сущности используемой методики, достоинств и недостатков ее компьютерной реализации. Внешняя простота работы с компьютером и легкость освоения процедуры тестирования могут формировать ложную самоуверенность в своих силах.
Компьютерные и компьютеризированные методики

Согласно одному из ведущих специалистов по психодиагностике профессору Л.Ф. Бурлачуку, следует различать компьютеризированные тесты, где компьютер является вспомогательным средством для работы методики и когда правильнее говорить о ее компьютерной реализации, и собственно компьютерные методики, которые изначально ориентированы на возможности современной вычислительной техники и без компьютера не могут быть проведены.
Так, например, предшественником моих компьютерных методик изучения реакции на движущийся объект (РДО) был телевизор с встроенными в него микросхемами для управления объектом на экране и фиксацией времени ответного реагирования испытуемого.
Помните, что эффективное использование компьютерных программ, достоверность полученной информации и внедрение в практику результатов психодиагностических исследований зависят от Вашего представления об изучаемых особенностях, и этой субъективности не поможет избежать ни одна программа.

Стандартизация диагностической методики

(по О.В. Беловой, 1997)

Добиться объективности диагностической методики можно при выполнении следующих условий:

  • единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;
  • единообразие оценки выполнения теста;
  • определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования.

Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

Первый этап состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

  • условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять, когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.
  • Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).
  • Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются испытуемому оригинальный стимульный материал или искаженные копии.
  • Временные ограничения выполнения теста. Например, выполнение заданий тестов на интеллект обычно ограничено определенным промежутком времени.
  • Стандартный бланк для фиксации результатов, использование которого облегчает процедуру обработки.
  • Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.
  • Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься испытуемым как подсказка «правильного ответа» и др.
  • Учет влияния опыта испытуемого в тестировании. Естественно, что испытуемый, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если испытуемый уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.

Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: предварительной обработки и интерпретации полученных результатов. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д.

Третий этап состоит в определении норм выполнения теста. Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:

Школьные нормы

разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей, устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны

Профессиональные нормы

устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп

Локальные нормы

устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего признака – возраста, пола, района, социального и экономического статуса и др.

Национальные
нормы

разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

Преимущества компьютерной психодиагностики

Универсальность оборудования
Персональный компьютер по своей функциональности может заменить целый комплекс приборов и позволяет при необходимости подключить дополнительное оборудование. Стандарты на вычислительную технику позволяют разработчику сосредоточить внимание на методической стороне создаваемого теста, который может быть использован практически на любом персональном компьютере.
Возможность генерации заданий
В психодиагностике существует проблема адаптации испытуемого к стимульному материалу (например, к числовым таблицам), что снижает эффективность повторного исследования. Возможность генерации тестовых заданий позволяет создавать большое количество разнообразных заданий, вводить в процесс исследования пробные (тренировочные) попытки и использовать диагностические методики в качестве тренажеров для развития психических качеств.
Настройка условий эксперимента
Управление настройками программы открывает широкие возможности для регуляции условий эксперимента - цвет, форма и размер объектов, время экспозиции и паузы, звуковые эффекты и т.п. Это позволяет создавать уровни сложности и адаптировать методику к различному контингенту испытуемых.
Автоматизация и стандартизация тестирования
Программная реализация диагностической методики требует наличие конкретного алгоритма, который может предусматривать определенную последовательность выполнения тестов в зависимости от полученных результатов. Работа компьютерной программы не зависит от продолжительности исследования, количества испытуемых и других факторов, влияющих на поведение человека-диагноста.
Использование анимации
Возможность изобразить объекты в движении позволяет создать новые, более эффективные диагностические и развивающие методики. Основой таких методик является моделирование динамических процессов и включение испытуемого непосредственно в развитие ситуации.
Возможность фиксации дополнительных параметров
В компьютерной реализации диагностической методики, когда весь процесс тестирования контролируется программой, может быть предусмотрена фиксация дополнительных параметров, которые расширяют комплекс характеристик исследуемого психического явления. Например, фиксация времени отдельного хода в многоходовых манипуляционных и бланковых тестах позволяет изучить динамику внимания в процессе выполнения задания.
Оперативная обработка данных
Автоматизация тестирования позволяет передать всю рутинную работу компьютеру, в том числе и математико-статистическую обработку полученных данных. Высокая скорость компьютерного расчета дает возможность использовать для обработки данных методы, которые раньше мало применялись из-за их сложности (регрессионный, дисперсионный, факторный анализ и др.). Оперативная обработка позволяет не только оценивать полученные результаты, но и моделировать другие варианты для изучения, что актуально в исследовании компенсаторных механизмов, взаимовлияния психических процессов, отношений в группе и т.д.
Расширенные возможности представления результатов
Компьютерные технологии предоставляют для графического изображения результатов практически неограниченные возможности. Использование цвета, шрифта, графики, звука и анимации позволяет акцентировать внимание на принципиальных особенностях полученных данных и нагляднее представлять итоги проведенной диагностики.
Недостатки компьютерной психодиагностики и предложения по снижению их влияния

Зависимость результатов тестирования от оборудования
Любая диагностическая аппаратура имеет свои стандарты, что позволяет сравнивать данные, полученные в работе разных приборов. На результаты работы компьютерных методик влияют не только компьютерные комплектующие (тактовая частота процессора, объем памяти, видеокарта и т.д.), но и все работающие в данный момент программы (операционная система, драйверы и т.д.), которые существенно отличаются друг от друга. Наибольшее значение зависимость от оборудования проявляется в тестах, в которых используется предъявление визуального стимульного материала или требуется фиксировать отрезки времени меньше 0,1 секунды.
Для того, чтобы снизить вероятность получения необъективных результатов, рекомендуется:

  • Не сравнивать результаты работы на разных компьютерах (и тем более результаты компьютерных и некомпьютерных методик);
  • Использовать для конкретного исследования только один компьютер и комплект программ;
  • Использовать программы, где определяется коэффициент конфигурации (показатель производительности hardware-software), который может служить критерием в сравнении данных;
  • Проводить стандартизацию (сравнение с независимым сигналом) для каждого исследования.

Необходимость умения работы с компьютером
На эффективность системы «человек-компьютер» влияет уровень специализированных умений работающего (восприятие информации на экране, нажатие клавиш, перемещение «мышью» и другие). На мой взгляд, возможное решение проблемы готовности испытуемого к работе с диагностической методикой – это использование пробных (тренировочных) заданий до приемлемого уровня освоения нужных действий.

Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик [17].

Психодиагностика характеризуются широким спектром методических решений, многообразие которых обусловливает существование различных систем классификации психодиагностических тестов.

С позиций формального анализа классификацию целесообразно строить на сравнительно самостоятельных элементах психодиагностического эксперимента, отражающих его внешнюю сторону. К ним относятся воздействие на испытуемого в ходе эксперимента (стимулы), ответы (отклики) испытуемого на это воздействие и операции с информацией, рожденной реакциями испытуемого на стимулы. Соответственно, основанием для классификации психодиагностических методик могут служить различные сочетания форм тестовых заданий со способами реагирования испытуемых, дополненные характеристиками процедур обработки экспериментальных данных.

Формы тестовых заданий психодиагностических методик можно разделить на вербальные и невербальные. В свою очередь, среди вербальных вычленяются стандартизированные и индивидуально-ориентированные стимулы, а невербальные включают в себя статические и динамические стимулы. Вербальные стимулы - это вопросы, утверждения и задания, выраженные словами. Стандартизированные стимулы являются одинаковыми для всех испытуемых, в то время как индивидуально ориентированные подбираются персонально для каждого испытуемого. Невербальные стимулы - это картинки, фигуры, значки, пятна и т.п. Кроме того, невербальные стимулы могут обращаться к сфере не только зрительного восприятия, а и других чувств (слух, осязание, обоняние, вкус).

Параметры статических невербальных стимулов постоянны во времени, а у динамических объектов могут изменяться форма, цвет, высота тона звука и т.д.

Характеристика форм тестовых заданий дополняется описанием порядка предъявления стимулов в процессе психодиагностического эксперимента. Этот порядок может быть фиксированным и переменным. Разновидностью переменного порядка является случайное предъявление стимулов. Другая разновидность связана с использованием в ряде психодиагностических методик обратной связи с испытуемым, когда содержание и форма текущего стимульного материала зависят от реакций испытуемого на предыдущие стимулы. Включение с помощью компьютера обратной связи обеспечивает проведения, так называемого адаптивного тестирования.

Стимулы - вербальные, стандартизированные; ответы - закрытые, типа «Выбор».

Стимулы - невербальные статические; ответы - закрытые, типа «Выбор»

Методики данного типа применяются, например, для исследования пространственного воображения, комбинаторных способностей и способностей соотнесения невербальных стимулов к определенному классу из заданного алфавита классов. Так в заданиях «выбор фигур» в качестве стимулов приводятся разделенные на части геометрические фигуры, которые нужно соотнести с предполагаемыми изображениями целых фигур.

Обработка результатов в данном случае сводится к оценке количества правильно произведенных выборов. В качестве диагностического параметра нередко используется время решения заданий теста. Очевидно, что современные компьютеры, обладающие развитыми изобразительными средствами, позволяют полностью автоматизировать подобные методики. При этом в качестве стимулов могут выступать не только статические, но и динамические объекты.

Стимулы - вербальные стандартизированные, невербальные статические; ответы - закрытые, типа «Восстановление частей».

Стимулы - вербальные стандартизированные, невербальные статические; ответы - закрытые, типа «Переконструирование».

Тестовые задания, предполагающие ответы типа «переконструирование данных», заключаются в составлении комбинаций из заданного алфавита вербальных или невербальных элементов. Как правило, считается известной «правильная» комбинация элементов, но это не является обязательным условием, так как оценке могут подлежать такие параметры, как, например, оригинальность созданной композиции. Но в целом ограниченный алфавит стимулов, подвергающихся переструктурированию, и соответственно, ограниченный и известный набор возможных комбинаций дает основание отнести указанные методики к достаточно четко структурированным и допускающим сравнительно высокую степень формализуемости процедуры обработки экспериментальной информации.

Стимулы - вербальные стандартизированные, невербальные; ответы - закрытые, типа «Оценивание значения признака по заданной шкале».

Психодиагностические методики данного типа связаны с оценкой различных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например, «теплый - холодный», «сильный - слабый» и т.д.). Технология применения методик данного типа сопряжена с большим количеством вычислений, которые необходимы для реализации любого алгоритма из богатого арсенала алгоритмов анализа таблиц объект-признак. Поэтому психодиагиосту, желающему использовать ту или иную шкальную технику оценивания, компьютер будет служить эффективным подспорьем. В то же время интерпретация результатов подобного компьютерного анализа экспериментального материала трудно формализуема и основной акцент в такой интерпретации приходится на психодиагноста, который помимо своих профессиональных знаний должен хорошо представлять особенности алгоритмов выявления структуры многомерных данных. Расширение методик: указанного типа возможно с помощью компьютерного моделирования динамических объектов.

Стимулы - вербальные и невербальные индивидуально ориентированные, ответы - закрытые, типа «Оценивание значения признака».

Примером индивидуально ориентированного подхода к субъективному шкалированию является техника репертуарных решеток. В технике репертуарных решеток выявляются собственные, индивидуальные конструкты, создаваемые непосредственно в ходе обследования, поэтому она является гибким и тонким инструментом. Эти качества обусловливают значительную вовлеченность эксперта в процесс психодиагностики, и, хотя для эффективного использования техники репертуарных решеток совершенно необходима компьютерная поддержка методики, в самой процедуре обследования и интерпретации результатов акцент еще более смещается в сторону использования трудно формализуемых знаний и опыта эксперта - психодиагноста.

Стимулы - вербальные стандартизированные; ответы - открытые, типа «Дополнения».

Стимулы - невербальные статические; ответы - открытые, типа «Дополнения».

Показательным примером методики дополнения невербальных стимулов является рисуночный тест Вартегга. Стимульный материал этого теста состоит из 8 стандартных, ограниченных белым пространством графических знаков, расположенных на черном поле. Обследуемому необходимо в имеющемся пространстве выполнить рисунки с учетом изображенных знаков. При интерпретации результатов исходят из определенных свойств, приписываемых графическим знакам. Учитываются также содержание рисунков и их графическое исполнение.

Стимулы - вербальные стандартизированные; ответы - открытые, типа «Свободное конструирование».

В проективных методиках количественные диагностические оценки могут быть получены на основании измерения объема ответа испытуемого, подсчета частоты обращения к отдельным темам и т.п. На практике использование проективных методик часто опирается на интуицию и теоретическую подготовку психодиагноста.

Стимулы - невербальные динамические; ответы - динамическое реагирование через органы управления.

Стимулы - вербальные индивидуально ориентированные; ответы - открытые.

Этот класс методик можно определить как диалогические техники, в которых предполагается непосредственный контакт психодиагноста с обследуемым, и учитываются специфические особенности конкретной диагностической задачи. Разумеется, диалогические техники наименее формализуемы и в них более всего важно живое взаимодействие эксперта и обследуемого. Можно предположить, что в будущем с развитием средств общения с компьютером на естественном языке диалогические техники смогут занять свое место в компьютерной психодиагностике.[6]

Термин "Компьютерная Психологическая Диагностика" требует уточнения. Психологической диагностикой занимается не компьютер, а психолог. Применение компьютерных технологий в данной сфере деятельности это не более, чем создание эффективных виртуальных продолжений профессиональных знаний, опыта и способностей дипломированного психолога. И именно психолог несет всю нравственную и юридическую ответственность за корректное применение результатов тестирования. В нашем исследовании было установлено, что сам факт применения компьютерных версий психодиагностических методик дает незначительные отличия от стандартного "бумажного" оригинала. Наиболее существенное влияние на точность результатов тестирования оказывают различные социально-психологические феномены, возникающие при проведении тестирования. Психологическое тестирование - это всегда "Субъект - Объект - Ситуация". Личностные особенности психолога, проводящего тестирование, а также его пол, возраст, внешняя привлекательность, коммуникативные способности и др. вносят определенные систематические и строго индивидуальные "поправки" в результирующие показатели тестовых шкал. Личностные особенности самого клиента и его актуальное психологическое состояние оказывают аналогичное влияние. Следующим фактором является ситуация тестирования. В ситуации "клиента" и в ситуации "экспертизы" тестовые показатели некоторых тестовых шкал у одного и того же испытуемого могут быть различными, а в ряде случаев даже сильно искаженными. И, тем не менее, современная тенденция развития компьютерных методов психологической диагностики идет по пути создания технологий максимально игнорирующих и "субъект", и "объект", и "ситуацию". Основное внимание сосредоточено на применении сложных алгоритмов тестирования и автоматизированной генерации т. н. "непротиворечивых заключений". "Непротиворечивые заключения" - это, прежде всего, искусство и профессионализм психолога, а не результат применения формальной логики, которая и составляет основу всех цифровых технологий. Вместо термина "Компьютерная психологическая диагностика" следовало бы использовать термин "Психологическая диагностика и консультирование с применением компьютерных технологий" . А применение компьютерных технологий выходит за рамки обычной психодиагностики и далеко ею не исчерпывается.

Так что же МОЖЕТ современный компьютер применительно к профессиональной деятельности психолога?

1. Объем и хранение базы знаний.

Объемы информации, которые могут хранить современные носители компьютерной памяти, значительно превышают возможности памяти одного психолога. И оперативной и долговременной.

2. Разнообразие типов хранимой информации.

Тексты, графические изображения, аудиозаписи, видеофильмы, программы тестирования, математической и статистической обработки результатов исследования, аудио и визуального сопровождения всех процессов психологической диагностики и консультирования. И это "немного" больше, чем просто "бумажная" психодиагностика.

3. Точность хранения информации.

Не вызывает сомнения.

Контрольная копия гарантирует длительность хранения и возможность быстрого воспроизведения.

4. Компактность носителя информации.

Один пример: USB Flash RAM.

Размер: меньше коробки спичек.

Объем информации: персональная научная библиотека по специальности.

Компьютер в каждом учреждении и практически в каждом доме.

5. Скорость обработки и поиска информации.

Технический прогресс в области создания компьютерного "железа", а также в сфере разработки программного обеспечения идет такими темпами, что производительность цифровых методов обработки информации превышает возможности не только одного психолога, но целого коллектива специалистов.

6. Мобильность.

Если USB Flash RAM с персональной базой знаний всегда с собой, то приступить к работе на новом рабочем месте и в другом городе можно практически сразу же после включения компьютера.

7. Новые технологии психологической диагностики.

Пример: технология преодоления т.н. "психологической защиты".

Компьютерное тестирование - это процедура обследования, а не заполнение "бумажного" бланка тестирования.

Т. н. "шкала достоверности" в компьютерном варианте - это предупреждающая, "обучающая" и диагностическая процедура. Если критическое значение по этой шкале в процессе тестирования превышает допустимое, компьютерная программа может вернуть обследуемого к первому пункту вопросника и предупредить о необходимости быть более искренним. Количество подобных повторов имеет не только диагностическое значение, но и меняет весь ход психологической диагностики.

Компьютерная программа в автоматическом режиме может фиксировать время ответа (вплоть до миллисекунд) на каждый пункт тестового опросника и вычислять среднее время реакции по каждой айт-теме (шкале многофакторной методики). Данная информация имеет дополнительное диагностическое значение и не может быть получена в ходе обычного тестирования.

8. Новые технологии психологического консультирования.

Психологическая диагностика и психологическое консультирование это две взаимосвязанные стороны одного процесса. Применение компьютерных технологий оказывает психологическое воздействие на эмоциональные состояния, мнения, убеждения и мировоззрение клиента. Предъявление графических изображений результатов тестирования в форме различных графиков и диаграмм, а также текстов интерпретаций, имеющих разное эмоционально-оценочное значение, в зависимости от задачи консультирования имеет особое значение, выходящее за рамки только психодиагностики.

Пример практического применения.

Графическая форма результатов тестирования с помощью компьютерной версии методики "Диагностика алкогольной болезни" позволяет в той или иной степени преодолевать т.н. "алкогольную анозогнозию" и наглядно продемонстрировать клиенту его истинный уровень алкогольных проблем в сравнении с "обычным" клиентом наркологического стационара. С диагностической точки зрения по отношению к клиенту с установленным диагнозом "алкогольная зависимость" применение этой методики не имеет никакого смысла. С точки зрения психологического воздействия имеет. И работает.

Тексты интерпретаций, предназначенные для клиента - это не констатация факта наличия тех или иных эмоциональных состояний, особенностей характера, типа темперамента, отношений с окружающими или патопсихологических отклонений. Это еще и метод психологического воздействия. И каждый такой текст должен быть индивидуальным, хорошо продуманным и основанным на всей имеющейся дополнительной информации о клиенте.

9. Новые невербальные методы воздействия.

Хорошо известный факт. Защитная позиция клиента с закидыванием ноги на ногу и со скрещиванием рук на груди на 38% уменьшает восприятие информации и вызывает более критическое отношение к консультанту. Простое предложение психолога пройти психологические тестирование на компьютере снимает эту проблему. Чтобы отвечать на вопросы вербальной тестовой методики необходимо изменить позу и раскрыть руки. И это тоже не психодиагностика. Это метод психологического консультирования. Результат тестирования не всегда имеет значения. Установление контакта с клиентом - имеет.

10. Удаленный вариант общения с клиентами и коллегами.

Современные технологии Интернет позволяют не выходя из дома контактировать с другими людьми находящихся в любой точке нашей планеты в режиме реального времени. Ауди и видео вариант такого общения это уже повседневная реальность.

И даже "мини" цифровые технологии - современный сотовый телефон.

11. Расширенное понимания психических явлений.

Виртуальные личности, которые существуют в виртуальной реальности в форме конкретной реализации тех или иных цифровых технологий и которые "оживают" только при включении цифровых устройств расширяют классическое понимание психических процессов в пределах одного конкретно взятого физического тела.

12. Новые технологии оформления документации.

Представление данных психологического обследования должно иметь респектабельный вид. Заключение психолога может быть "украшением" истории болезни в медицинском учреждении, а может быть "китайской грамотой", написанной неразборчивым почерком с использованием терминов малопонятных самому психологу.

Оформление документации, которая передается клиентам на руки, имеет еще большее значение. Профессионально составленное и красочно оформленное с помощью различных шрифтов, таблиц, диаграмм заключение с обязательными рекомендациями по решению психологических проблем клиента обладает эффектом последействия общения с консультантом. После выхода из кабинета психолога консультирование не заканчивается. Как показывает практика, все документы в течении определенного времени хранятся, изучаются и обсуждаются со знакомыми или родственниками клиента. "Виртуальное" присутствие личности психолога в повседневной жизни клиента - это также метод психологического воздействия.


Виконавець, студент 3 курса гр. ДА-95-1 НОВІКОВ А.М.

Керівник роботи Доцент, кандидат психологічних наук САМОШКІНА Л.М.




Дніпропетровськ 1998

Содержание
Введение
I. Компьютерная психодиагностика

1. История понятия. Синтез клинического и экспериментального методов
2. Классификация методик
3. Возможности компьютера
A. Автоматизация
B. Новые эксперименты
a) Адаптивное тестирование
b) Время - фактор тестировании
c) Мультимедиа системы
d) Игровые мотивации
a) Базы данных
b) Анализ данных
c) Интеллектуальные системы

Закрытые Открытые Динамическое реагирование
Выбор Оценивание по заданной шкале Восстановление частей Переструктурирование Дополнение Свободное конструирование

Стимулы — вербальные индивидуально ориентированные
Ответы — открытые
Этот класс методик можно определить как диалогические техники, в которых предполагается непосредственный контакт психодиагноста с обследуемым и учитываются специфические особенности конкретной диагностической задачи. Разумеется, диалогические техники наименее формализуемы и в них более всего важно живое взаимодействие эксперта и обследуемого. Можно предположить, что в будущем с развитием средств общения с компьютером на естественном языке диалогические техники смогут занять свое место в компьютерной психодиагностике.

Возможности компьютера в психодиагностике

В таблице 3 представлены основные составляющие предмета компьютерной психодиагностики.

Таблица 3
Предмет компьютерной психодиагностики

Автоматизация методик Новые виды экспериментов Современные информационные технологии
- инструктаж - ведение протокола - предъявление стимулов - регистрация реакций - расчет и выдача результатов - адаптивное тестирование - время как фактор эксперимента - виртуальная реальность - игровая мотивация - базы данных - анализ данных - интеллектуальные системы

  • быстрое получение результатов бывает крайне необходимо в таких областях, как, например, клиническое обследование или консультирование;
  • эксперт освобождается от трудоемких рутинных операций и может сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач;
  • повышается точность регистрации результатов и исключаются ошибки обработки исходных данных, неизбежные при ручных методах расчета выходных показателей (например, раньше при ручной обработке MMPI допускалось до 20% ошибок);
  • оперативность обработки данных при компьютерном эксперименте позволяет проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования путем параллельного тестирования многих испытуемых.

Психодиагностические мультимедиа системы
Современные интерактивные компьютерные системы способны работать с динамической графикой, движущимися и статическими видеоизображениями и высококачественными речью и звуком. Это кардинально расширяет возможности психодиагностики, так как позволяет строить тесты в виде моделей, максимально приближенных к реальной деятельности. Наиболее полно указанная возможность проявляется в мультимедиа (дословно многосредных) системах виртуальной реальности (virtual reality- VR), а также в близких к ним системах телеприсутствия (telepresense). С помощью специального оборудования — шлема с двумя миниатюрными стерео дисплеями, квадронаушниками, специальных сенсорных перчаток и даже костюма, испытуемый может быть "помещен" в сгенерированный или смоделированный компьютером мир, повернув голову посмотреть налево и направо, "пройти" дальше, протянуть руку вперед и увидеть ее в виртуальном мире; может брать какой-либо виртуальный предмет (ощущая при этом тяжесть) и переставлять его с места на место и т.п. Кроме того системы УК допускают групповое присутствие и взаимодействие в виртуальном мире.

Игровая мотивация
Одним из основных препятствий в развитии психодиагностики является некооперативное отношение испытуемых к процессу тестирования. Это находит выражение, например, в прямом уклонении испытуемого от обследования или в сознательных попытках фальсификации результатов. Для преодоления указанного препятствия важная роль отводится созданию у испытуемых игровой мотивации путем оформления психодиагностического теста в виде компьютерной игры. "Включение" игровой мотивации повышает привлекательность процесса тестирования и повышает достоверность результатов.
Посредством компьютерных игр можно моделировать те или иные виды деятельности. Кроме того, в компьютерной психодиагностической игре существует возможность сочетания вербальных и невербальных стимулов. С одной стороны, компьютерная игра способна совмещать функции тестов-опросников и критериально-ориентированных тестов деятельности. С другой — игровая компонента может служить отвлекающим, разнообразящим или поощряющим фактором для тестируемого.
Известные коммерческие компьютерные игры затрагивают сразу много психических качеств и умений человека, чем, собственно, и достигается их привлекательность. В отличие от этих игр компьютерные игровые тесты, как правило, концентрируются на одном действии испытуемого, отражающим определенное психическое свойство. В результате игровой тест становится более однообразным и скучным, чем развлекательная игра. Но, по-видимому, с развитием компьютерной психодиагностики будут найдены пути для преодоления этого недостатка. [4,24]


Современные информационные технологии

Базы психодиагностических данных

В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов, проводимых отдельными исследователями и научными коллективами, после завершения анализа, соответствующего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются. В связи с этим, например, в области медицинской психодиагностики, несмотря на многолетние и многочисленные исследования больных, осуществляемые клиническими психологами и врачами, как в практических, так и научных целях, отсутствуют достаточные статистические данные даже для наиболее употребляемых психологических тестов (MMPI, 16РF Р.Кеттелла, тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга, шкалы памяти и интеллекта Векслера и др.). Такого рода данные для отдельных нозологических, синдромальных и других категорий больных обычно приводятся в ограниченном виде лишь в научных публикациях. Затем они рассеиваются и практически теряются. Одной из актуальных задач компьютерной психодиагностики является организация специальных систем для хранения разноплановой и разнородной экспериментально-психологической информации, в которых реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной сложности. Такие системы носят название систем управления базами данных (СУБД). [8,120]
Их основная задача заключается в унификации внутреннего представления информации и устранении дублирования информации, требуемой для различных алгоритмов. СУБД позволяют, во-первых, систематически накапливать и хранить практически неограниченные объемы как экспериментально-психологических, так и других релевантных целям психодиагностики данных. И, во-вторых, базы данных дают возможность проводить регулярные и оперативные уточнения статистических характеристик изучаемых контингентов, в частности, получать их для однородных по интересующим параметрам выборок и проверять выдвигаемые статистические гипотезы. Также наличие СУБД создает предпосылки для широкого использования в психодиагностике экстенсионального подхода, основанного на принятии решения путем сравнения с прецедентами из множества хорошо изученных случаев диагностической практики.

Анализ данных
Психологу, оснащенному современным высокопроизводительным компьютером, становятся доступны гораздо более сложные операции с информацией, чем при ручном эксперименте. Сюда относится, например, оперативная реализация широкого спектра различных трудоемких процедур для расчета дополнительных шкал, индексов, вспомогательных показателей и т.п. Но главным является возможность развития подходов, которые принципиально были ранее не доступны.
Иллюстрацией качественно новых результатов в психодиагностике может служить тот факт, что применение персональных компьютеров дало мощный импульс для развития и практического применения методов" идеографического подхода, получившего название "субъективная парадигма анализа данных". Реконструкция субъективного семантического пространства в этом подходе производится с помощью процедур кластерного и факторного анализа, а также алгоритмов многомерного шкалирования и масштабирования, требующих больших объемов вычислений.
Другая иллюстрация — развитие экстенсионального подхода, основанного на принятии диагностических решений относительно исследуемого объекта посредством его сравнения с диагностическими прецедентами. Реализация этого подхода возможна только с использованием высокопроизводительной компьютерной техники, так как он связан с применением трудоемких алгоритмов конструирования информативных описаний прецедентов, нахождения мер для сравнения объектов и определения оптимальных композиций диагностических прецедентов.
Еще одним немаловажным фактором, существенно влияющим на качество психодиагностический решений, является использование колоссального потенциала, заложенного в компьютерной когнитивной графике. Функция когнитивной графики заключается в наглядном графическом представлении тех или иных особенностей анализируемой информации, что является эффективным средством для прямого воздействия на процесс интуитивного образного мышления исследователя и практического специалиста. [1,250]

Интеллектуальные системы
Развитие компьютеров вступило в этап, когда они начали активно брать на себя различные функции, традиционно считавшиеся прерогативой интеллектуальной деятельности. С одной стороны этому способствовало техническое совершенствование компьютеров (улучшение технологической базы и архитектуры, повышение производительности и надежности, уменьшение габаритов и стоимости). С другой — к этому вели разработки, например, в области игровых программ, доказательства теорем, распознавания образов, машинного перевода, автоматического реферирования, информационного поиска, сочинения текстов и музыки и другие разработки, приводящие к результатам или моделирующие процесс получения результата в отдельных видах деятельности человека. Главным фактором, послужившим стержнем для становления индустрии интеллектуальных систем, явилось перенесение акцента с разработок компьютерных вычислительных программ на программы, осуществляющие представление и манипулирование знаниями из актуальных предметных областей. [7,83]
В психологии выделяют следующие основные типы прикладных интеллектуальных систем.
1. Интеллектуальные информационно-поисковые системы (ИИПС). В отличие от СУБД эти системы обладают способностью понимать недостаточно четко сформулированные вопросы. Другая особенность ИИПС заключается в их способности осуществлять автоматическое реферирование и анализ состояний противоречивости и неполноты фрагментов знания, что обусловливает возможности ИИПС "переваривать" и накапливать огромные количества информации из самых разнообразных источников.
2. Экспертные системы (ЭС) предназначены, главным образом, для решения практических задач, возникающих у специалиста, работающего в плохо структурированной и трудно формализуемой предметной области. Они способны аккумулировать профессиональные знания квалифицированных экспертов о ситуации психологического эксперимента, особенностях объекта и, может быть, личности самого экспериментатора и могут служить полезным инструментом, содействующим повышению точности психодиагностики и эффективности планирования психотехнических мероприятий. [13,200]
3. Обучающие системы, которые нередко называют тьюторами (англ. tutor - обучать), являются разновидностью экспертных систем. Основной особенностью тьюторов является их способность давать обоснованные, методически эффективные для обучения объяснения с адаптивной степенью детализации по рассматриваемым диагностическим решениям.
В заключение данной работы кратко охарактеризуем компьютерные психодиагностические системы, предназначенные для проведения комплексных экспериментов. Эти эксперименты могут преследовать практические, исследовательские и смешанные цели.
В практических целях специальные средства компьютерных систем позволяют оформлять набор психодиагностических методик, результаты которых отражают различные стороны психики испытуемых в виде батареи тестов. Единое информационное обеспечение батареи тестов в рамках компьютерной системы часто служит основой для синтеза интегральных психодиагностических показателей.
Целями исследований является изучение новых закономерностей психических феноменов с помощью известных психодиагностических методик и конструирование нового инструментария психодиагностических измерений. Для достижения указанных целей в исследовательских компьютерных системах функционируют средства формирования вербальных и невербальных, статических и динамических тестовых стимулов, задания порядка их предъявления испытуемым, определения регистрируемых параметров психодиагностического эксперимента и описания алгоритмов вычисления тестовых оценок. Эти средства представлены в исследовательских компьютерных психодиагностических системах в виде метаязыков и так называемых настраиваемых оболочек, позволяющих экспериментатору конструировать и корректировать психодиагностический тест, не прибегая к услугам профессионального программиста. Кроме того, в данных системах предусматриваются средства архивирования экспериментально-психологической информации, манипулирования с ней и статистического анализа психодиагностической информации.

Проведя исследование развития и актуального положения компьютерной психодиагностики, автор нашел возможным создание систематического описания отрасли. Однако структура компьютерной психодиагностики, предложенная в данной работе, не охватывает некоторых ее аспектов. Например, ограничение использования компьютера в психодиагностике не отражено в исследовании, что объясняется, опять таки, молым опытом применения новых технологий и слабой степенью систематизации этого опыта, по крайней мере, в отечественных работах, что в свою очередь ставит целый ряд открытых вопросов для дальнейшего изучения.
Систематизированная информация приведенная в данной работе четко показывает, что компьютерная психодиагностика сделала лишь начальные шаги на том пути, для движения по которому, ограничения практически не просматриваются, и ясна общая методология совершенствования формализованной психодиагностики. Такое совершенствование, конечно, во многом определяется развитием компьютерной техники и математического обеспечения компьютеров. Однако развитие компьютерной психодиагностики также существенно зависит и от подготовки, и от адаптации для компьютеров богатства знаний как собственно психодиагностических, так и общепсихологических, имеющих отношение к психодиагностике.

Читайте также: