Что значит информация для компьютеров 5 класс технология

Обновлено: 03.07.2024

Разработка первого урока информатики в 5 классе по программе Босовой Л.Л. Учащиеся знакомятся с понятиями информация, ее виды, с правилами поведения в кабинете информатики.

ВложениеРазмер
информатика, 5 класс 34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Информация — Компьютер — Информатика.

Техника безопасности на уроках информатики и организация рабочего места.

  1. образовательная: познакомить учащихся с предметом информатика, с техникой безопасности и правильной организацией рабочего места;
  2. развивающая: способствовать формированию навыков работы с учебником информатики, навыков ввода информации в компьютер с помощью клавиатуры;
  3. воспитательная: способствовать формированию мотивации к изучению информатики.

информация; информатика; компьютер.

Плакат 1. Техника безопасности.

ЦОР: презентация «Техника безопасности и организация рабочего места»

I. Организационный момент.

1) Правила техники безопасности и организации рабочего места: §2.2, плакат 1. (После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа.)

ТБ в кабинете информатики:

  • входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя;
  • не входите в верхней и влажной одежде;
  • не включайте самостоятельно щит электропитания.

ТБ перед началом работы:

  • не размещайте на рабочем месте посторонние предметы;
  • убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

ТБ во время работы на ПК :

  • чтобы не навредить здоровью выполняйте рекомендации: §2.2;
  • включайте и перезагружайте ПК только с разрешения учителя;
  • не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей;
  • не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора;
  • работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;
  • на клавиши нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких ударов по клавишам;
  • не вставайте с рабочего места, когда входят в кабинет посетители;
  • не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;
  • не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
  • при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.

ТБ после окончания работы на ПК:

  • выйдите из прикладных программ;
  • с разрешения учителя выключите ПК;
  • наведите порядок на рабочем столе;
  • приставьте стул;
  • сдайте рабочее место учителю.

2) Знакомство с учебником : с.6.

3) Объяснение нового материала: Информация. Информатика. Компьютер, §1.1, плакат 2.

Информация - это знания и сведения об окружающем нас мире.

Человек получает информацию с помощью органов чувств : органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Заполните следующую таблицу:

Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для различных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота? (Соедините стрелками.)

Ответ: у орла наиболее развито зрение; у волка — обоняние; у летучей мыши — слух; у дельфина — слух; у крота — осязание.

  • Рассказ об оптических иллюзиях, подчеркивающий несовершенство наших органов чувств, плакат 2.

Для получения более точной информации человек использует различные приборы и устройства : линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д.

Виды информации по форме представления (таблица): числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.

Компьютер увеличивает возможности человека при работе с информацией: помогает хранить, обрабатывать и передавать информацию.

Данные - информация, представленная в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером.

Информатика - наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера.

  • Рассказ (в общих чертах) об устройстве компьютера (провести аналогию между функциями органов человека и функциями устройств компьютера).

Задание РТ: №4 с.56.

Компьютер состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека. Проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу.

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, состоянии и проявлениях, которые воспринимают живые организмы, технические устройства или другие приёмники сведений в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, жизни, деятельности или работе.

Информация визуальная – воспринимаемая органами зрения,

Информация аудиальная – воспринимаемая органами слуха,

Информация обонятельная – воспринимаемая чувствительными нервными окончаниями в полости носа – рецепторами,

Информация тактильная – воспринимаемая нервными окончаниями в коже и мышцах,

Информация вкусовая – воспринимаемая вкусовыми рецепторами языка.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семёнова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

2. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.

3. Технология: учебник для учащихся 5 кл. общеобразовательной школы/ Под ред. В. Д. Симоненко – М: Вентана-Графф, 2003.

4. Технология. Обслуживающий труд. Тесты, 5-7 классы/ С. Э. Маркуцкая. – 2-е изд.,

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Информация является основой любого вида деятельности в современном мире.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, состоянии и проявлениях, которые воспринимают живые организмы, технические устройства или другие приёмники сведений в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, жизни, деятельности или работе.

Можно ли информацию потрогать руками или она совсем не осязаема?

Информация окружает нас повсюду. Она представлена в разных видах, получаема из множества источников и служит разнообразным целям.

Слово «информация» происходит от латинского слова, обозначающего «сведения», «разъяснения», «изложение». В науке, технике и обиходе слово «информация» имеет разное значение..

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите информацию по объективности

необъективная информация

объективная информация

Варианты ответа:

  1. Гора низкая.
  2. Высота горы составляет 1300 м.
  3. Хлеб дешёвый.
  4. Одна буханка хлеба стоит 20 рублей.
  5. Стрелок меткий.
  6. Число попаданий стрелка: 8 из 10.
  7. Эта актриса – самая красивая.
  8. Эта актриса была признана самой красивой читателями журнала N

Правильный вариант ответа:

необъективная информация

объективная информация

Высота горы составляет 1300 м.

Одна буханка хлеба стоит 20 рублей.

Число попаданий стрелка: 8 из 10.

Эта актриса самая красивая

Эта актриса была признана самой красивой читателями журнала N.

Задание 2 Впишите недостающее слово

Журчание ручейка, крик чайки, телефонный звонок, мычание коровы относятся к ______ информации

Каждый день мы узнаём что-то, чего не знали рань­ше, — получаем новую информацию.

Информация – это сведения об окружающем нас мире.

В ходе повседневной жизни каждый из нас получает (воспринимает) самую разнообразную информацию.

Первичную информацию об окружающем мире — о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, фи­зических свойствах предметов — люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему.

Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и так далее.

Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и так далее.

Виды информации (по восприятию человеком)

Зрительная информация. Глазами люди воспринимают зрительную ( визуальную ) информацию. Больше всего информации мы получаем с помо­щью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположе­ние предметов.

Звуковая информация. Органы слуха доставляют информацию в виде звуков ( аудиальную ).

Тактильная информация. Органы осязания позволяют человеку получить информацию, которая называется тактильной (осязательной).

Обонятельная информация. Органы обоняния позволяют человеку ощущать запахи.

Вкусовая информация. Органы вкуса несут человеку информацию о вкусе еды.

Виды информации, обрабатываемой компьютером

Числовая информация. Количественные характеристики объектов окружа­ющего мира — возраст, вес, рост человека, численность населения, запасы полезных ископа­емых, площади лесов и т. д.

Текстовая информация. Всё, что напечатано или написано на любом из существующих языков.

Графическая информация. Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии и т.д.

Звуковая информация. Всё, что мы слышим – человеческая речь, музыка, пение, сигналы машин и т.д.

Видеоинформация. Последовательности изображений – фильмы, мультфильмы и т.д.

Сегодня компьютеры — обычное явление в учрежде­ниях, банках, магазинах, больницах и наших домах. С по­мощью компьютера человек не только выполняет матема­тические расчеты, управляет сложным оборудованием, но и может рисовать, слушать мелодии, смотреть мульт­фильмы и делать многое другое.

Компьютер помогает человеку хранить, обрабатывать и передавать информацию .

Информацию, представленную в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером, назы­вают данными.

Изучением всевозможных способов передачи, хране­ния и обработки информации занимается наука информа­тика.

Самое главное

Информация — это сведения об окружающем нас мире.

Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоня­ния.

По форме представления различают числовую, тексто­вую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

Изучением всевозможных способов передачи, хране­ния и обработки информации занимается наука информа­тика.

Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер.


Цель: сформировать правильное представление об информации и её значении в окружающем мире.

Сегодня на уроке

  • - понятие «информация»;
  • - что такое информация в быту, науке и технике;
  • - значение информации и её видов;
  • - понятия объективной и субъективной информации;
  • - как информация о внешнем мире может поступать в мозг человека;

мы научимся:

  • - разбираться в видах информации;
  • - классифицировать информацию по каналам восприятия;
  • - сравнивать скорость и качество восприятия информации различными органами чувств;

сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, состоянии и проявлениях, которые воспринимают живые организмы, технические устройства или другие приёмники сведений в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, жизни, деятельности или работе.

Задание 1. Распределите информацию по объективности

необъективная информация

объективная информация

ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВО

Каналы восприятия информации человеком

Информация бывает: Информация визуальная – воспринимаемая органами зрения, Информация аудиальная – воспринимаемая органами слуха, Информация обонятельная – воспринимаемая чувствительными нервными окончаниями в полости носа – рецепторами, Информация тактильная – воспринимаемая нервными окончаниями в коже и мышцах, Информация вкусовая – воспринимаемая вкусовыми рецепторами языка.

Задание 2 Впишите недостающее слово

Виды информации Текстовая информация

Виды информации Графическая информация

Виды информации Звуковая информация

Виды информации Видео информация

Тренировочные задания 1. Найдите лишнее в каждой из групп. 1. запах сирени вкус молока аромат кофе шлейф духов 2. громкий тихий горячий звонкий

1. Найдите лишнее в каждой из групп.

  • запах сирени
  • вкус молока
  • аромат кофе
  • шлейф духов

2. Распределите виды информации по соответствующим группам.

Визуальная информация

Аудиальная информация

Тактильная информация

Мелодичное пение птицы

Тренировочные задания 3. Решите кроссворд.

Тренировочные задания По горизонтали: 3. Сведения об окружающем его мире. 6. Безошибочное отражение текущего положения дел. Со временем информация может утратить это свойство. 9. Соответствие нуждам человека в конкретный временной отрезок 10. Запрет на несанкционированную работу с информацией. По вертикали: 1. С помощью какого органа чувств здоровый человек получает больше всего информации? 2. Устройство, помогающее человеку хранить, передавать и обрабатывать информацию. 4. Независимость от чего-либо суждения, оценки. 5. Исчерпывающие характеристики предмета или явления. 7. Информация, которую человек получает с помощью языка. 8. Информация воспринимаемая человеком с помощью кожи.

По горизонтали:

  • 3. Сведения об окружающем его мире.
  • 6. Безошибочное отражение текущего положения дел. Со временем информация может утратить это свойство.
  • 9. Соответствие нуждам человека в конкретный временной отрезок
  • 10. Запрет на несанкционированную работу с информацией.

По вертикали:

4. Определите вид информации, канал получения информации в зависимости от способов её восприятия человеком. Заполните таблицу.

Тренировочные задания 5. Внимательно прочитайте примету. Какой вид чувств соответствует данной примете? Выберите правильный ответ. Гром зимой услышать – к ветреной погоде. осязание вкус зрение обоняние слух

5. Внимательно прочитайте примету. Какой вид чувств соответствует данной примете? Выберите правильный ответ.

Гром зимой услышать – к ветреной погоде.

Тренировочные задания 6. Выберите характеристики предметов и явлений, которые человек воспринимает при помощи органов слуха. Светлый Морской (воздух Красный Твердый Мелодичный Мокрый Сладкий Тихий

6. Выберите характеристики предметов и явлений, которые человек воспринимает при помощи органов слуха.

  • Светлый
  • Морской (воздух
  • Красный
  • Твердый
  • Мелодичный
  • Мокрый
  • Сладкий
  • Тихий

Тренировочные задания 7.Подберите термины к определениям, чтобы увидеть рисунок. В качестве ответа укажите номер правильного ответа из списка. А -Информация, воспринимаемая органами зрения. B -Информация, воспринимаемая органами слуха. C -Информация, воспринимаемая чувствительными нервными окончаниями в полости носа – рецепторами. D -Информация, воспринимаемая нервными окончаниями в коже и мышцах. E -Информация, воспринимаемая вкусовыми рецепторами языка. 1 – Вкусовая информация 2 – Визуальная информация 3 – Тактильная информация 4 – Аудиальная информация 5 – Обонятельная информация

7.Подберите термины к определениям, чтобы увидеть рисунок. В качестве ответа укажите номер правильного ответа из списка.

А -Информация, воспринимаемая органами зрения.

B -Информация, воспринимаемая органами слуха.

C -Информация, воспринимаемая чувствительными нервными окончаниями в полости носа – рецепторами.

D -Информация, воспринимаемая нервными окончаниями в коже и мышцах.

E -Информация, воспринимаемая вкусовыми рецепторами языка.

1 – Вкусовая информация

2 – Визуальная информация

3 – Тактильная информация

4 – Аудиальная информация

5 – Обонятельная информация

Тренировочные задания 8. Установите соответствие между органами чувств и видами информации. 1. Аудиальная информация 2.Обонятельная информация 3.Визуальная информация 4.Вкусовая информация 5.Тактильная информация Глаза Кожа Язык Уши Нос

8. Установите соответствие между органами чувств и видами информации.

1. Аудиальная информация

9. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.

Информация окружает нас повсюду. Она представлена в разных _________, получаема из множества __________ и служит разнообразным_________. Слово «_____________» происходит от латинского слова, обозначающего «сведения», «разъяснения», «изложение». В науке, технике и обиходе слово «информация» имеет разное ___________ .

Тренировочные задания 10. Распределите информацию по соответствующим категориям. Объективная информация Необъективная информация Экзамен сдан на оценку «5» Год постройки здания – 1952 У меня температура 37,2 Экзамен сдан хорошо Это здание старое У меня горячий лоб

10. Распределите информацию по соответствующим категориям.

Объективная информация

Необъективная информация

Визуальная информация

Аудиальная информация

Тактильная информация

Мелодичное пение птицы

Сбросить ответы Показать правильный ответ Пройдено 0 из 14

ОТВЕТЫ 3.

ОТВЕТЫ 5. Слух 6. Мелодичный, тихий 7. 1- E, 2- A, 3-D,4-B, 5-C 8. 1-D, 2-E, 3-A, 4-C, 5-B 9. Видах, источников, целям, информация, значение. 10. Объективная – 1, 2,3 Необъективная – 4,5,6

6. Мелодичный, тихий

7. 1- E, 2- A, 3-D,4-B, 5-C

8. 1-D, 2-E, 3-A, 4-C, 5-B

9. Видах, источников, целям, информация, значение.

10. Объективная – 1, 2,3

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


-80%

Читайте также: