Дескриптор файла c как получить

Обновлено: 02.07.2024

В языке C для осуществления файлового ввода-вывода используются механизмы стандартной библиотеки языка, объявленные в заголовочном файле stdio.h. Как вы вскоре узнаете консольный ввод-вывод - это не более чем частный случай файлового ввода-вывода. В C++ для ввода-вывода чаще всего используются потоковые типы данных. Однако все эти механизмы являются всего лишь надстройками над низкоуровневыми механизмами ввода-вывода ядра операционной системы.

С точки зрения модели КИС (Клиент-Интерфейс-Сервер), сервером стандартных механизмов ввода вывода языка C (printf, scanf, FILE*, fprintf, fputc и т. д.) является библиотека языка. А сервером низкоуровневого ввода-вывода в Linux, которому посвящена эта глава книги, является само ядро операционной системы.

Пользовательские программы взаимодействуют с ядром операционной системы посредством специальных механизмов, называемых системными вызовами (system calls, syscalls). Внешне системные вызовы реализованы в виде обычных функций языка C, однако каждый раз вызывая такую функцию, мы обращаемся непосредственно к ядру операционной системы. Список всех системных вызовов Linux можно найти в файле /usr/include/asm/unistd.h. В этой главе мы рассмотрим основные системные вызовы, осуществляющие ввод-вывод: open(), close(), read(), write(), lseek() и некоторые другие.

5.2. Файловые дескрипторы

В языке C при осуществлении ввода-вывода мы используем указатель FILE*. Даже функция printf() в итоге сводится к вызову vfprintf(stdout. ), разновидности функции fprintf(); константа stdout имеет тип struct _IO_FILE*, синонимом которого является тип FILE*. Это я к тому, что консольный ввод-вывод - это файловый ввод-вывод. Стандартный поток ввода, стандартный поток вывода и поток ошибок (как в C, так и в C++) - это файлы. В Linux все, куда можно что-то записать или откуда можно что-то прочитать представлено (или может быть представлено) в виде файла. Экран, клавиатура, аппаратные и виртуальные устройства, каналы, сокеты - все это файлы. Это очень удобно, поскольку ко всему можно применять одни и те же механизмы ввода-вывода, с которыми мы и познакомимся в этой главе. Владение механизмами низкоуровневого ввода-вывода дает свободу перемещения данных в Linux. Работа с локальными файловыми системами, межсетевое взаимодействие, работа с аппаратными устройствами, - все это осуществляется в Linux посредством низкоуровневого ввода-вывода.

Вы уже знаете из предыдущей главы, что при запуске программы в системе создается новый процесс (здесь есть свои особенности, о которых пока говорить не будем). У каждого процесса (кроме init) есть свой родительский процесс (parent process или просто parent), для которого новоиспеченный процесс является дочерним (child process, child). Каждый процесс получает копию окружения (environment) родительского процесса. Оказывается, кроме окружения дочерний процесс получает в качестве багажа еще и копию таблицы файловых дескрипторов.

Файловый дескриптор (file descriptor) - это целое число (int), соответствующее открытому файлу. Дескриптор, соответствующий реально открытому файлу всегда больше или равен нулю. Копия таблицы дескрипторов (читай: таблицы открытых файлов внутри процесса) скрыта в ядре. Мы не можем получить прямой доступ к этой таблице, как при работе с окружением через environ. Можно, конечно, кое-что "вытянуть" через дерево /proc, но нам это не надо. Программист должен лишь понимать, что каждый процесс имеет свою копию таблицы дескрипторов. В пределах одного процесса все дескрипторы уникальны (даже если они соответствуют одному и тому же файлу или устройству). В разных процессах дескрипторы могут совпадать или не совпадать - это не имеет никакого значения, поскольку у каждого процесса свой собственный набор открытых файлов.

Возникает вопрос: сколько файлов может открыть процесс? В каждой системе есть свой лимит, зависящий от конфигурации. Если вы используете bash или ksh (Korn Shell), то можете воспользоваться внутренней командой оболочки ulimit, чтобы узнать это значение. Если вы работаете с оболочкой C-shell (csh, tcsh), то в вашем распоряжении команда limit:

В командной оболочке, в которой вы работаете (bash, например), открыты три файла: стандартный ввод (дескриптор 0), стандартный вывод (дескриптор 1) и стандартный поток ошибок (дескриптор 2). Когда под оболочкой запускается программа, в системе создается новый процесс, который является для этой оболочки дочерним процессом, следовательно, получает копию таблицы дескрипторов своего родителя (то есть все открытые файлы родительского процесса). Таким образом программа может осуществлять консольный ввод-вывод через эти дескрипторы. На протяжении всей книги мы будем часто играть с этими дескрипторами.

Таблица дескрипторов, помимо всего прочего, содержит информацию о текущей позиции чтения-записи для каждого дескриптора. При открытии файла, позиция чтения-записи устанавливается в ноль. Каждый прочитанный или записанный байт увеличивает на единицу указатель текущей позиции. Мы вернемся к этой теме в разделе 5.7.

5.3. Открытие файла: системный вызов open()

Чтобы получить возможность прочитать что-то из файла или записать что-то в файл, его нужно открыть. Это делает системный вызов open(). Этот системный вызов не имеет постоянного списка аргументов (за счет использования механизма va_arg); в связи с этим существуют две "разновидности" open(). Не только в С++ есть перегрузка функций ;-) Если интересно, то о механизме va_arg можно прочитать на man-странице stdarg (man 3 stdarg) или в книге Б. Кернигана и Д. Ритчи "Язык программирования Си". Ниже приведены адаптированные прототипы системного вызова open().

Системный вызов open() объявлен в заголовочном файле fcntl.h. Ниже приведен общий адаптированный прототип open().

Начнем по порядку. Первый аргумент - имя файла в файловой системе в обычной форме: полный путь к файлу (если файл не находится в текущем каталоге) или сокращенное имя (если файл в текущем каталоге).

Второй аргумент - это режим открытия файла, представляющий собой один или несколько флагов открытия, объединенных оператором побитового ИЛИ. Список доступных флагов приведен в Таблице 4 Приложения 2.. Наиболее часто используют только первые семь флагов. Если вы хотите, например, открыть файл в режиме чтения и записи, и при этом автоматически создать файл, если такового не существует, то второй аргумент open() будет выглядеть примерно так: O_RDWR|O_CREAT. Константы-флаги открытия объявлены в заголовочном файле bits/fcntl.h, однако не стоит включать этот файл в свои программы, поскольку он уже включен в файл fcntl.h.

Третий аргумент используется в том случае, если open() создает новый файл. В этом случае файлу нужно задать права доступа (режим), с которыми он появится в файловой системе. Права доступа задаются перечислением флагов, объединенных побитовым ИЛИ. Вместо флагов можно использовать число (как правило восьмиричное), однако первый способ нагляднее и предпочтительнее. Список флагов приведен в Таблице 1 Приложения 2. Чтобы, например, созданный файл был доступен в режиме "чтение-запись" пользователем и группой и "только чтение" остальными пользователями, - в третьем аргументе open() надо указать примерно следующее: S_IRUSR|S_IWUSR|S_IRGRP|S_IWGRP|S_IROTH или 0664. Флаги режима доступа реально объявлены в заголовочном файле bits/stat.h, но он не предназначен для включения в пользовательские программы, и вместо него мы должны включать файл sys/stat.h. Тип mode_t объявлен в заголовочном файле sys/types.h.

Если файл был успешно открыт, open() возвращает файловый дескриптор, по которому мы будем обращаться к файлу. Если произошла ошибка, то open() возвращает -1. Позже, в последующих главах книги мы научимся распознавать ошибки системных вызовов.

5.4. Закрытие файла: системный вызов close()

Системный вызов close() закрывает файл. Вообще говоря, по завершении процесса все открытые файлы (кроме файлов с дескрипторами 0, 1 и 2) автоматически закрываются. Тем не менее, это не освобождает нас от самостоятельного вызова close(), когда файл нужно закрыть. К тому же, если файлы не закрывать самостоятельно, то соответствующие дескрипторы не освобождаются, что может привести к превышению лимита открытых файлов. Простой пример: приложение может быть настроено так, чтобы каждую минуту открывать и перечитывать свой файл конфигурации для проверки обновлений. Если каждый раз файл не будет закрываться, то в моей системе, например, приложение может "накрыться медным тазом" примерно через 17 часов. Автоматически! Кроме того, файловая система Linux поддерживает механизм буферизации. Это означает, что данные, которые якобы записываются, реально записываются на носитель (синхронизируются) только через какое-то время, когда система сочтет это правильным и оптимальным. Это повышает производительность системы и даже продлевает ресурс жестких дисков. Системный вызов close() не форсирует запись данных на диск, однако дает больше гарантий того, что данные останутся в целости и сохранности.

Системный вызов close() объявлен в файле unistd.h. Ниже приведен его адаптированный прототип.

Очевидно, что единственный аргумент - это файловый дескриптор. Возвращаемое значение - ноль в случае успеха, и -1 - в случае ошибки. Довольно часто close() вызывают без проверки возвращаемого значения. Это не очень грубая ошибка, но, тем не менее, иногда закрытие файла бывает неудачным (в случае неправильного дескриптора, в случае прерывания функции по сигналу или в случае ошибки ввода-вывода, например). В любом случае, если программа сообщит пользователю, что файл невозможно закрыть, это хорошо.

Теперь можно написать простенкую программу, использующую системные вызовы open() и close(). Мы еще не умеем читать из файлов и писать в файлы, поэтому напишем программу, которая создает файл с именем, переданным в качестве аргумента (argv[1]) и с правами доступа 0600 (чтение и запись для пользователя). Ниже приведен исходный код программы.

Обратите внимание, если запустить программу дважды с одним и тем же аргументом, то на второй раз open() выдаст ошибку. В этом виноват флаг O_EXCL (см. Таблицу 4 Приложения 2), который "дает добро" только на создание еще не существующих файлов. Наглядности ради, флаги открытия и флаги режима мы занесли в отдельные переменные, однако можно было бы сделать так: Или так:

5.5. Чтение файла: системный вызов read()

Системный вызов read(), объявленный в файле unistd.h, позволяет читать данные из файла. В отличие от библиотечных функций файлового ввода-вывода, которые предоставляют возможность интерпретации считываемых данных. Можно, например, записать в файл следующее содержимое:

Теперь, используя библиотечные механизмы, можно читать файл по-разному:

Системный вызов read() читает данные в "сыром" виде, то есть как последовательность байт, без какой-либо интерпретации. Ниже представлен адаптированный прототип read().

Первый аргумент - это файловый дескриптор. Здесь больше сказать нечего. Второй аргумент - это указатель на область памяти, куда будут помещаться данные. Третий аргумент - количество байт, которые функция read() будет пытаться прочитать из файла. Возвращаемое значение - количество прочитанных байт, если чтение состоялось и -1, если произошла ошибка. Хочу заметить, что если read() возвращает значение меньше count, то это не символизирует об ошибке.

Хочу сказать несколько слов о типах. Тип size_t в Linux используется для хранения размеров блоков памяти. Какой тип реально скрывается за size_t, зависит от архитектуры; как правило это unsigned long int или unsigned int. Тип ssize_t (Signed SIZE Type) - это тот же size_t, только знаковый. Используется, например, в тех случаях, когда нужно сообщить об ошибке, вернув отрицательный размер блока памяти. Системный вызов read() именно так и поступает.

Теперь напишем программу, которая просто читает файл и выводит его содержимое на экран. Имя файла будет передаваться в качестве аргумента (argv[1]). Ниже приведен исходный код этой программы.

В этом примере используется укороченная версия open(), так как файл открывается только для чтения. В качестве буфера (второй аргумент read()) мы передаем адрес переменной типа char. По этому адресу будут считываться данные из файла (по одному байту за раз) и передаваться на стандартный вывод. Цикл чтения файла заканчивается, когда read() возвращает нуль (нечего больше читать) или -1 (ошибка). Системный вызов close() закрывает файл.

Как можно заметить, в нашем примере системный вызов read() вызывается ровно столько раз, сколько байт содержится в файле. Иногда это действительно нужно; но не здесь. Чтение-запись посимвольным методом (как в нашем примере) значительно замедляет процесс ввода-вывода за счет многократных обращений к системным вызовам. По этой же причине возрастает вероятность возникновения ошибки. Если нет действительной необходимости, файлы нужно читать блоками. О том, какой размер блока предпочтительнее, будет рассказано в последующих главах книги. Ниже приведен исходный код программы, которая делает то же самое, что и предыдущий пример, но с использованием блочного чтения файла. Размер блока установлен в 64 байта.

Теперь можно примерно оценить и сравнить скорость работы двух примеров. Для этого надо выбрать в системе достаточно большой файл (бинарник ядра или видеофильм, например) и посмотреть на то, как быстро читаются эти файлы:

5.6. Запись в файл: системный вызов write()

Для записи данных в файл используется системный вызов write(). Ниже представлен его прототип.

Как видите, прототип write() отличается от read() только спецификатором const во втором аргументе. В принципе write() выполняет процедуру, обратную read(): записывает count байтов из буфера buffer в файл с дескриптором fd, возвращая количество записанных байтов или -1 в случае ошибки. Так просто, что можно сразу переходить к примеру. За основу возьмем программу myread1 из предыдущего раздела.

В этом примере нам уже не надо изощеряться в попытках вставить нуль-терминатор в строку для записи, поскольку системный вызов write() не запишет большее количество байт, чем мы ему указали. В данном случае для демонстрации write() мы просто записывали данные в файл с дескриптором 1, то есть в стандартный вывод. Но прежде, чем переходить к чтению следующего раздела, попробуйте самостоятельно записать что-нибудь (при помощи write(), естественно) в обычный файл. Когда будете открывать файл для записи, обратите пожалуйста внимание на флаги O_TRUNC, O_CREAT и O_APPEND. Подумайте, все ли флаги сочетаются между собой по смыслу.

5.7. Произвольный доступ: системный вызов lseek()

Как уже говорилось, с каждым открытым файлом связано число, указывающее на текущую позицию чтения-записи. При открытии файла позиция равна нулю. Каждый вызов read() или write() увеличивает текущую позицию на значение, равное числу прочитанных или записанных байт. Благодаря этому механизму, каждый повторный вызов read() читает следующие данные, и каждый повторный write() записывает данные в продолжение предыдущих, а не затирает старые. Такой механизм последовательного доступа очень удобен, однако иногда требуется получить произвольный доступ к содержимому файла, чтобы, например, прочитать или записать файл заново.

Для изменения текущей позиции чтения-записи используется системный вызов lseek(). Ниже представлен его прототип.

Первый аргумент, как всегда, - файловый дескриптор. Второй аргумент - смещение, как положительное (вперед), так и отрицательное (назад). Третий аргумент обычно передается в виде одной из трех констант SEEK_SET, SEEK_CUR и SEEK_END, которые показывают, от какого места отсчитывается смещение. SEEK_SET - означает начало файла, SEEK_CUR - текущая позиция, SEEK_END - конец файла. Рассмотрим следующие вызовы:

Первый вызов устанавливает текущую позицию в начало файла. Второй вызов смещает позицию вперед на 20 байт. В третьем случае текущая позиция перемещается на 10 байт назад относительно конца файла.

В случае удачного завершения, lseek() возвращает значение установленной "новой" позиции относительно начала файла. В случае ошибки возвращается -1.

Я долго думал, какой бы пример придумать, чтобы продемонстрировать работу lseek() наглядным образом. Наиболее подходящим примером мне показалась идея создания программы рисования символами. Программа оказалась не слишком простой, однако если вы сможете разобраться в ней, то можете считать, что успешно овладели азами низкоуровневого ввода-вывода Linux. Ниже представлен исходный код этой программы.

Теперь разберемся, как работает эта программа. Изначально "полотно" заполняется пробелами. Функция init_draw() построчно записывает в файл пробелы, чтобы получился "холст", размером N_ROWS на N_COLS. Массив строк icode в функции main() - это набор команд рисования. Команда начинается с одной из трех литер: 'v' - нарисовать вертикальную линию, 'h' - нарисовать горизонтальную линию, 'p' - нарисовать точку. После каждой такой литеры следуют три числа. В случае вертикальной линии первое число - фиксированная координата X, а два других числа - это начальная и конечная координаты Y. В случае горизонтальной линии фиксируется координата Y (первое число). Два остальных числа - начальная координата X и конечная координата X. При рисовании точки используются только два первых числа: координата X и координата Y. Итак, функция draw_vline() рисует вертикальную линию, функция draw_hline() рисует горизонтальную линию, а draw_point() рисует точку.

Функция init_draw() пишет в файл N_ROWS строк, каждая из которых содержит N_COLS пробелов, заканчивающихся переводом строки. Это процедура подготовки "холста".

Функция draw_point() вычисляет позицию (исходя из значений координат), перемещает туда текущую позицию ввода-вывода файла, и записывает в эту позицию символ (FG_CHAR), которым мы рисуем "картину".

Функция draw_hline() заполняет часть строки символами FG_CHAR. Так получается горизонтальная линия. Функция draw_vline() работает иначе. Чтобы записать вертикальную линию, нужно записывать по одному символу и каждый раз "перескакивать" на следующую строку. Эта функция работает медленнее, чем draw_hline(), но иначе мы не можем.

Полученное изображение записывается в файл image. Будьте внимательны: чтобы разгрузить исходный код, из программы исключены многие проверки (read(), write(), close(), диапазон координат и проч.). Попробуйте включить эти проверки самостоятельно.

image

Специально для тех, кто хочет узнавать что-то новое и развиваться в любой из сфер информационной и компьютерной безопасности, я буду писать и рассказывать о следующих категориях:

  • PWN;
  • криптография (Crypto);
  • cетевые технологии (Network);
  • реверс (Reverse Engineering);
  • стеганография (Stegano);
  • поиск и эксплуатация WEB-уязвимостей.

Чтобы вы могли узнавать о новых статьях, программном обеспечении и другой информации, я создал канал в Telegram и группу для обсуждения любых вопросов в области ИиКБ. Также ваши личные просьбы, вопросы, предложения и рекомендации рассмотрю лично и отвечу всем.

Вся информация представлена исключительно в образовательных целях. Автор этого документа не несёт никакой ответственности за любой ущерб, причиненный кому-либо в результате использования знаний и методов, полученных в результате изучения данного документа.

Файловые дескрипторы

Файловый дескриптор — это неотрицательное число, которое является идентификатором какого-либо потока ввода-вывода, который может быть связан с файлами, каталогами или сокетами.

image

В системной файловой таблице (SFT — System File Table) и таблице индексных дескрипторов (INode Table) содержится информация, необходимая для доступа процесса к данным файла. Если несколько процессов запрашивают доступ к одному и тому же файлу, то каждый из тих процессов получит собственный элемент системной файловой таблицы, несмотря на то что они будут работать с одним и тем же файлом.

Ядро предоставляет процессу файловый дескриптор, когда тот получает доступ к файлу. Можно сказать, что файловый дескриптор — это индекс массива открытых файлов, который является уникальным для каждого процесса. Но первые три индекса жестко закреплены:

  • 0 — стандартный ввод (stdin);
  • 1 — стандартным выводом (stdout);
  • 2 — стандартный поток ошибок (stderr).

Решение задания fd

Нажимаем на первую иконку с подписью fd, и нам говорят, что нужно подключиться по SSH с паролем guest.

image

При подключении мы видим соотвтствующий баннер.

image

Давайте узнаем какие файлы есть на сервере, а также какие мы имеем права.


image

Таким образом мы можем можем прочитать исходный код программы, так как есть право читать для всех, и выполнить с правами владельца программу fd (установлен sticky-бит). Давай просмотрим исходный код.

image

Из кода следует, что программа принимает в качестве параметра число, отнимает от него 0x1234 и использует в качестве дескриптора для получения строки, которая должна быть равна «LETMEWIN».

image

Таким образом нам нужно послать программе строку «LETMEWIN» через стандартный поток ввода (stdin). Для этого дескриптор, который передается в функцию read(), должен быть равен 0. То есть в качестве параметра программы нужно использовать число 0х1234. Переведем его в десятичный вид.

image

Теперь запустим программу с параметром 4660, отпавим нужную строку и заберем флаг.

Однажды, на одном интервью меня спросили, что ты будешь делать, если обнаружишь неработающий сервис из-за того, что на диске закончилось место?

Конечно же я ответил, что посмотрю, чем занято это место и если возможно, то почищу место.
Тогда интервьюер спросил, а что если на разделе нет свободного места, но и файлов, которые бы занимали все место, ты тоже не видишь?

На это я сказал, что всегда можно посмотреть открытые файл дескрипторы, например командой lsof и понять какое приложение заняло все доступное место, а дальше можно действовать по обстоятельствам, в зависимости от того, нужны ли данные.

Интервьюер прервал меня на последнем слове, дополнив свой вопрос: «Предположим, что данные нам не нужны, это просто дебаг лог, но приложение не работает из-за того, что не может записать дебаг»?

«окей», — ответил я, «мы можем выключить дебаг в конфиге приложения и перезапустить его».
Интервьюер возразил: «Нет, приложение мы перезапустить не можем, у нас в памяти все еще хранятся важные данные, а к самому сервису подключены важные клиенты, которых мы не можем заставлять переподключаться заново».

«ну хорошо», сказал я, «если мы не можем перезапускать приложение и данные нам не важны, то мы можем просто очистить этот открытый файл через файл дескриптор, даже если мы его не видим в команде ls на файловой системе».

Интервьюер остался доволен, а я нет.

Тогда я подумал, почему человек, проверяющий мои знания, не копает глубже? А что, если данные все-таки важны? Что если мы не можем перезапускать процесс, и при этом этот процесс пишет на файловую систему в раздел, на котором нет свободного места? Что если мы не можем потерять не только уже записанные данные, но и те данные, что этот процесс пишет или пытается записать?

Тузик

В начале моей карьеры я пытался создать небольшое приложение, в котором нужно было хранить информацию о пользователях. И тогда я думал, а как мне сопоставить пользователя к его данным. Есть, например, у меня Иванов Иван Иваныч, и есть у него какие-то данные, но как их подружить? Я могу указать напрямую, что собака по имени «Тузик» принадлежит этому самому Ивану. Но что, если он сменит имя и вместо Ивана станет, например, Олей? Тогда получится, что наша Оля Ивановна Иванова больше не будет иметь собаки, а наш Тузик все еще будет принадлежать несуществующему Ивану. Решить эту проблему помогла база данных, которая каждому пользователю давала уникальный идентификатор (ID), и мой Тузик привязывался к этому ID, который, по сути, был просто порядковым номером. Таким образом хозяин у тузика был с ID под номером 2, и на какой-то момент времени под этим ID был Иван, а потом под этим же ID стала Оля. Проблема человечества и животноводства была практически решена.

Файл дескриптор

Проблема файла и программы, работающей с этим файлом, примерно такая же как нашей собаки и человека. Предположим я открыл файл под именем ivan.txt и начал в него записывать слово tuzik, но успел записать только первую букву «t» в файл, и этот файл был кем-то переименован, например в olya.txt. Но файл остался тем же самым, и я все еще хочу записать в него своего тузика. Каждый раз при открытии файла системным вызовом open в любом языке программирования я получаю уникальный ID, который указывает мне на файл, этот ID и есть файл дескриптор. И совершенно не важно, что и кто делает с этим файлом дальше, его могут удалить, его могут переименовать, ему могут поменять владельца или забрать права на чтение и запись, я все равно буду иметь к нему доступ, потому что на момент открытия файла у меня были права для его чтения и/или записи и я успел начать с ним работать, а значит должен продолжать это делать.

В Linux библиотека libc открывает для каждого запущенного приложения(процесса) 3 файл дескриптора, с номерами 0,1,2. Больше информации вы можете найти по ссылкам man stdio и man stdout

  • Файл дескриптор 0 называется STDIN и ассоциируется с вводом данных у приложения
  • Файл дескриптор 1 называется STDOUT и используется приложениями для вывода данных, например командами print
  • Файл дескриптор 2 называется STDERR и используется приложениями для вывода данных, сообщающих об ошибке

Список файл дескрипторов можно посмотреть у любого процесса, если вы знаете его PID.

Например, откроем консоль с bash и посмотрим PID нашего процесса


Во второй консоли запустим


Файл дескриптор с номером 255 можете смело игнорировать в рамках данной статьи, он был открыт для своих нужд уже самим bash, а не прилинкованной библиотекой.

Сейчас все 3 файл дескриптора связаны с устройством псевдотерминала /dev/pts, но мы все равно можем ими манипулировать, например запустим во второй консоли


И в первой консоли мы увидим

Redirect и Pipe

Вы можете легко переопределить эти 3 файл дескриптора в любом процессе, в том числе и в bash, например через трубу(pipe), соединяющую два процесса, смотрим


Вы можете сами запустить эту команду с strace -f и увидеть, что происходит внутри, но я вкратце расскажу.

Наш родительский процесс bash с PID 15771 парсит нашу команду и понимает сколько именно команд мы хотим запустить, в нашем случае их две: cat и sleep. Bash знает что ему нужно создать два дочерних процесса, и объединить их одной трубой. Итого bash потребуется 2 дочерних процесса и один pipe.

Перед созданием дочерних процессов bash запускает системный вызов pipe и получает новые файл дескрипторы на временный буфер pipe, но этот буфер никак пока не связывает наши два дочерних процесса.

Для родительского процесса это выглядит так будто pipe уже есть, а дочерних процессов еще нет:


Затем с помощью системного вызова clone bash создает два дочерних процесса, и наши три процесса будут выглядеть так:


Не забываем, что clone клонирует процесс вместе со всеми файл дескрипторами, поэтому в родительском процессе и в дочерних они будут одинаковые. Задача родительского процесса с PID 15771 следить за дочерними процессами, поэтому он просто ждет ответ от дочерних.

Следовательно pipe ему не нужен, и он закрывает файл дескрипторы с номерами 3 и 4.

В первом дочернем процессе bash с PID 9004, системным вызовом dup2, меняет наш STDOUT файл дескриптор с номером 1 на файл дескриптор указывающий на pipe, в нашем случае это номер 3. Таким образом все, что первый дочерний процесс с PID 9004 будет писать в STDOUT, будет автоматически попадать в буфер pipe.

Во втором дочернем процессе с PID 9005 bash меняет с помощью dup2 файл дескриптор STDIN с номером 0. Теперь все, что будет читать наш второй bash с PID 9005, будет читать из pipe.

После этого в дочерних процессах так же закрываются файл дескрипторы с номерами 3 и 4, так как они более не используются.

Файл дескриптор 255 я намеренно игнорирую, он использует для внутренних нужд самого bash и в дочерних процессах будет также закрыт.

Далее в первом дочернем процессе с PID 9004 bash запускает с помощью системного вызова exec исполняемый файл, который мы указали в командной строке, в нашем случае это /usr/bin/cat.

Во втором дочернем процессе с PID 9005 bash запускает второй исполняемый файл, который мы указали, в нашем случае это /usr/bin/sleep.

Системный вызов exec не закрывает файл дескрипторы, если они не были открыты с флагом O_CLOEXEC во время выполнения вызова open. В нашем случае после запуска исполняемых файлов все текущие файл дескрипторы сохранятся.

Проверяем в консоли:


Как видите уникальный номер нашего pipe у нас в обоих процессах совпадает. Таким образом у нас есть связь между двумя разными процессами с одним родителем.

Для тех, кто не знаком с системными вызовами, которые использует bash, крайне рекомендую запустить команды через strace и посмотреть, что происходит внутри, например, так:


Вернемся к нашей проблеме с нехваткой места на диске и попыткой сохранить данные без перезапуска процесса. Напишем небольшую программу, которая будет записывать на диск примерно 1 мегабайт в секунду. При этом если по какой-либо причине мы не смогли записать данные на диск, мы будем просто игнорировать это и пытаться записать данные вновь через секунду. В примере я использую Python, вы можете использовать любой другой язык программирования.


Запустим программу и посмотрим на файл дескрипторы


Как видим у нас есть наши 3 стандартные файл дескрипторы и еще один, который мы открыли. Проверим размер файла:


данные пишутся, пробуем поменять права на файл:


Видим, что данные все еще пишутся, хотя наш пользователь не имеет права писать в файл. Попробуем его удалить:


Куда пишутся данные? И пишутся ли вообще? Проверяем:


Да, наш файл дескриптор все еще существует, и мы можем работать с этим файл дескриптором как с нашим старым файлом, мы можем его читать, очищать и копировать.

Смотрим на размер файла:


Размер файла 19923457. Пробуем очистить файл:


Как видим размер файла только увеличивается и наш транкейт не сработал. Обратимся к документации по системному вызову open. Если при открытии файла мы используем флаг O_APPEND, то при каждой записи операционная система проверяет размер файла и пишет данные в самый конец файла, причем делает это атомарно. Это позволяет нескольким тредам или процессам писать в один и тот же файл. Но в нашем коде мы не используем этот флаг. Мы можем увидеть другой размер файла в lsof после транкейт только если откроем файл для дозаписи, а значит в нашем коде вместо


мы должны поставить


Проверяем с «w» флагом

Программируем уже запущенный процесс

Часто программисты при создании и тестировании программы используют дебагеры (например GDB) или различные уровни логирования в приложении. Linux предоставляет возможность фактически писать и менять уже запущенную программу, например менять значения переменных, устанавливать breakpoint и тд и тп.

Возвращаясь к оригинальному вопросу с нехваткой места на диске для записи файла, попробуем сэмулировать проблему.

Создадим файл для нашего раздела, который мы подмонтируем как отдельный диск:


Создадим файловую систему:


Подмонтируем файловую систему:


Создаем директорию с нашим владельцем:


Откроем файл только на запись в нашей программе:


Ждем несколько секунд


Итак, мы получили проблему, описанную в начале этой статьи. Свободного места 0, занятого 100%.

Мы помним, что по условиям задачи мы пытаемся записать очень важные данные, которые нельзя потерять. И при этом нам нужно починить сервис без перезапуска процесса.

Допустим, у нас все же есть место на диске, но в другом разделе, например в /home.

Попробуем «перепрограммировать на лету» наш код.

Смотрим PID нашего процесса, который съел все место на диске:


Подключаемся к процессу через gdb


Смотрим открытые файл дескрипторы:


Смотрим информацию о файл дескрипторе с номером 3, который нас интересует


Помня о том, какой системный вызов делает Python (смотрите выше, где мы запускали strace и находили вызов open), обрабатывая наш код для открытия файла, мы делаем то же самое самостоятельно от имени нашего процесса, но биты O_WRONLY|O_CREAT|O_TRUNC нам нужно заменить на числовое значение. Для этого открываем исходники ядра, например тут и смотрим какие флаги за что отвечают

Объединяем все значения в одно, получаем 00001101

Запускаем наш вызов из gdb


Итак мы получили новый файл дескриптор с номером 4 и новый открытый файл на другом разделе, проверяем:


Мы помним пример с pipe — как bash меняет файл дескрипторы, и уже выучили системный вызов dup2.

Пробуем подменить один файл дескриптор другим


Закрываем файл дескриптор 4, так как нам он не нужен:


И выходим из gdb


Проверяем новый файл:


Как видим, данные пишутся в новый файл, проверяем старый:


Данные не потеряны, приложение работает, логи пишутся в новое место.

Немного усложним задачу

Представим, что данные нам важны, но места на диске у нас нет ни в одном из разделов и подключить диск мы не можем.

Перезапускаем приложение, и проверяем:


Места на диске нет, но мы успешно создаем там именованный pipe:


Теперь нам надо как-то завернуть все данные, что попадают в этот pipe на другой сервер через сеть, для этого подойдет все тот же netcat.


На нашем проблемном сервере запускаем в отдельном терминале


Теперь все данные, которые попадут в pipe автоматически попадут на stdin в netcat, который их отправит в сеть на порт 7777.

Все что нам осталось сделать это начать писать наши данные в этот именованный pipe.

У нас уже есть запущенное приложение:


Из всех флагов нам нужен только O_WRONLY так как файл уже существует и очищать нам его не нужно


Данные идут, проверяем проблемный сервер


Данные сохранились, проблема решена.

Пользуясь случаем, передаю привет коллегам из компании Degiro.
Слушайте подкасты Радио-Т.

В качестве домашнего задания предлагаю подумать, что будет в файл дескрипторах процесса cat и sleep если запустить такую команду:

В этой статье я расскажу о том, что такое дескрипторы, о протоколе дескрипторов, покажу как вызываются дескрипторы. Опишу создание собственных и исследую несколько встроенных дескрипторов, включая функции, свойства, статические методы и методы класса. С помощью простого приложения покажу, как работает каждый из них, приведу эквиваленты внутренней реализации работы дескрипторов кодом на чистом питоне.

Изучение того, как работают дескрипторы, откроет доступ к большему числу рабочих инструментов, поможет лучше понять как работает питон, и ощутить элегантность его дизайна.

Введение и определения

Если говорить в общем, то дескриптор — это атрибут объекта со связанным поведением (англ. binding behavior), т.е. такой, чьё поведение при доступе переопределяется методами протокола дескриптора. Эти методы: __get__ , __set__ и __delete__ . Если хотя бы один из этих методов определён для объекта, то он становится дескриптором.

Стандартное поведение при доступе к атрибутам — это получение, установка и удаление атрибута из словаря объекта. Например, a.x имеет такую цепочку поиска атрибута: a.__dict__['x'] , затем в type(a).__dict__['x'] , и далее по базовым классам type(a) не включая метаклассы. Если же искомое значение — это объект, в котором есть хотя бы один из методов, определяющих дескриптор, то питон может изменить стандартную цепочку поиска и вызвать один из методов дескриптора. Как и когда это произойдёт зависит от того, какие методы дескриптора определены для объекта. Дескрипторы вызываются только для объектов или классов нового стиля (класс является таким, если наследует от object или type ).

Дескрипторы — это мощный протокол с широкой областью применения. Они являются тем механизмом, который стоит за свойствами, методами, статическими методами, методами класса и вызовом super() . Внутри самого питона с их помощью реализуются классы нового стиля, которые были представлены в версии 2.2. Дескрипторы упрощают понимание нижележащего кода на C, а также представляют гибкий набор новых инструментов для любых программ на питоне.

Протокол дескрипторов

Собственно это всё. Определите любой из этих методов и объект будет считаться дескриптором, и сможет переопределять стандартное поведение, если его будут искать как атрибут.

Если объект определяет сразу и __get__ , и __set__ , то он считается дескриптором данных (англ. data descriptor). Дескрипторы, которые определили только __get__ называются дескрипторами не данных (англ. non-data descriptors). Их называются так, потому что они используют для методов, но другие способы их применения также возможны.

Дескрипторы данных и не данных отличаются в том, как будет изменено поведение поиска, если в словаре объекта уже есть запись с таким же именем как у дескриптора. Если попадается дескриптор данных, то он вызывается раньше, чем запись из словаря объекта. Если в такой же ситуации окажется дескриптор не данных, то запись из словаря объекта имеет преимущество перед этим дескриптором.

Чтобы создать дескриптор данных только для чтения, определите и __get__ , и __set__ , и сделайте так, чтобы __set__ выбрасывал исключение AttributeError . Определения метода __set__ и выбрасывания исключения достаточно, чтобы этот дескриптор считался дескриптором данных.

Вызов дескрипторов

Дескриптор можно вызвать напрямую через его метод. Например, d.__get__(obj) .

Однако, наиболее частый вариант вызова дескриптора — это автоматический вызов во время доступа к атрибуту. Например, obj.d ищет d в словаре obj . Если d определяет метод __get__ , то будет вызван d.__get__(obj) . Вызов будет сделан согласно правилам, описанным ниже.

Детали вызова различаются от того, чем является obj — объектом или классом. В любом случае, дескрипторы работают только для объектов и классов нового стиля. Класс является классом нового стиля, если он является потомком object .

Для объектов алгоритм реализуется с помощью object.__getattribute__ , который преобразует запись b.x в type(b).__dict__['x'].__get__(b, type(b)) . Реализация работает через цепочку предшественников, в которой дескрипторы данных имеют приоритет перед переменными объекта, переменные объекта имеют приоритет перед дескрипторами не данных, и самый низкий приоритет у метода __getattr__ , если он определён. Полную реализацию на языке C можно найти в PyObject_GenericGetAttr() в файле Objects/object.c .

Для классов алгоритм реализуется с помощью type.__getattribute__ , который преобразует запись B.x в B.__dict__['x'].__get__(None, B) . На чистом питоне это выглядит так:

  • дескрипторы вызываются с помощью метода __getattribute__
  • переопределение __getattribute__ прекратит автоматический вызов дескрипторов
  • __getattribute__ доступен только внутри классов и объектов нового стиля
  • object.__getattribute__ и type.__getattribute__ делают разные вызовы к __get__
  • дескрипторы данных всегда имеют преимущество перед переменными объекта
  • дескрипторы не данных могут потерять преимущество из-за переменных объекта

Примечание: в питоне 2.2, super(B, obj).m() вызывал __get__ только если m был дескриптором данных. В питоне 2.3, дескрипторы не данных тоже вызываются, за исключением тех случаев, когда используются классы старого стиля. Детали реализации можно найти в super_getattro() в файле Objects/typeobject.c , а эквивалент на чистом питоне можно найти в пособии от Guido.

Детали выше описывают, что алгоритм вызова дескрипторов реализуется с помощью метода __getattribute__() для object , type и super . Классы наследуют этот алгоритм, когда они наследуют от object или если у них есть метакласс, реализующий подобную функциональность. Таким образом, классы могут отключить вызов дескрипторов, если переопределят __getattribute__() .

Пример дескриптора

Этот простой протокол предоставляет просто увлекательные возможности. Некоторые из них настолько часто используются, что были объединены в отдельные функции. Свойства, связанные и несвязанные методы, статические методы и методы класса — все они основаны на этом протоколе.

Свойства

Вызова property() достаточно, чтобы создать дескриптор данных, который вызывает нужные функции во время доступа к атрибуту. Вот его сигнатура:

В документации показано типичное использование property() для создания управляемого атрибута x :

Вот эквивалент property на чистом питоне, чтобы было понятно как реализовано property() с помощью протокола дескрипторов:

Встроенная реализация property() может помочь, когда существовал интерфейс доступа к атрибуту и произошли какие-то изменения, в результате которых понадобилось вмешательство метода.

Например, класс электронной таблицы может давать доступ к значению ячейки через Cell('b10').value . В результате последующих изменений в программе, понадобилось сделать так, чтобы это значение пересчитывалось при каждом доступе к ячейке, однако программист не хочет менять клиентский код, который обращается к атрибуту напрямую. Эту проблему можно решить, если обернуть атрибут value с помощью дескриптора данных, который будет создан с помощью property() :

Функции и методы

В питоне все объектно-ориентированные возможности реализованы с помощью функционального подхода. Это сделано совсем незаметно с помощью дескрипторов не данных.

Словари классов хранят методы в виде функций. При определении класса, методы записываются с помощью def и lambda — стандартных инструментов для создания функций. Единственное отличие этих функций от обычных в том, что первый аргумент зарезервирован под экземпляр объекта. Этот аргумент обычно называется self , но может называться this или любым другим словом, которым можно называть переменные.

Для того, чтобы поддерживать вызов методов, функции включают в себя метод __get__ , который автоматически делает их дескрипторами не данных при поиске атрибутов. Функции возвращают связанные или не связанные методы, в зависимости от того, через что был вызван этот дескриптор.

С помощью интерпретатора мы можем увидеть как на самом деле работает дескриптор функции:

Вывод интерпретатора подсказывает нам, что связанные и несвязанные методы — это два разных типа. Даже если они могли бы быть реализованы таким образом, на самом деле, реализация PyMethod_Type в файле Objects/classobject.c содержит единственный объект с двумя различными отображениями, которые зависят только от того, есть ли в поле im_self значение или там содержится NULL (C эквивалент значения None ).

Таким образом, эффект вызова метода зависит от поля im_self . Если оно установлено (т.е. метод связан), то оригинальная функция (хранится в поле im_func ) вызывается, как мы и ожидаем, с первым аргументом, установленным в значение экземпляра объекта. Если же она не связана, то все аргументы передаются без изменения оригинальной функции. Настоящая C реализация instancemethod_call() чуть более сложная, потому что включает в себя некоторые проверки типов и тому подобное.

Статические методы и методы класса

Дескрипторы не данных предоставляют простой механизм для различных вариантов привязки функций к методам.

Повторим ещё раз. Функции имеют метод __get__ , с помощью которых они становятся методами, во время поиска атрибутов и автоматического вызова дескрипторов. Дескрипторы не данных преобразуют вызов obj.f(*args) в вызов f(obj, *args) , а вызов klass.f(*args) становится f(*args) .

В этой таблице показано связывание и два наиболее популярных варианта:

Преобразование Вызвана через объект Вызвана через класс
Дескриптор функция f(obj, *args) f(*args)
staticmethod f(*args) f(*args)
classmethod f(type(obj), *args) f(klass, *args)

Статические методы возвращают функцию без изменений. Вызовы c.f или C.f эквиваленты вызовам object.__getattribute__(c, "f") или object.__getattribute__(C, "f") . Как результат, функция одинаково доступна как из объекта, так и из класса.

Хорошими кандидатами для статических методов являются методы, которым не нужна ссылка на переменную self .

Например, пакет для статистики может включать класс для экспериментальных данных. Класс предоставляет обычные методы для расчёта среднего, ожидания, медианы и другой статистики, которая зависит от данных. Однако, там могут быть и другие функции, которые концептуально связаны, но не зависят от данных. Например, erf(x) это простая функция для преобразования, которая нужна в статистике, но не зависит от конкретного набора данных в этом классе. Она может быть вызвана и из объекта, и из класса: s.erf(1.5) --> 0.9332 или Sample.erf(1.5) --> 0.9332 .

Так как staticmethod() возвращает функцию без изменений, то этот пример не удивляет:

Если использовать протокол дескриптора не данных, то на чистом питоне staticmethod() выглядел бы так:

В отличие от статических методов, методы класса подставляют в начало вызова функции ссылку на класс. Формат вызова всегда один и тот же, и не зависит от того, вызываем мы метод через объект или через класс.

Это поведение удобно, когда нашей функции всегда нужна ссылка на класс и ей не нужны данные. Один из способов использования classmethod() — это создание альтернативных конструкторов класса. В питоне 2.3, метод класса dict.fromkeys() создаёт новый словарь из списка ключей. Эквивалент на чистом питоне будет таким:

Теперь новый словарь уникальных ключей можно создать таким образом:

Если использовать протокол дескриптора не данных, то на чистом питоне classmethod() выглядел бы так:

Читайте также: