Динамический или конденсаторный микрофон что лучше для компьютера

Обновлено: 07.07.2024

Одна из самых больших дилемм при покупке микрофона – выбор между динамическим и емкостным устройством. На самом деле, не может быть четко указано, какое из этих решений лучше, поскольку каждое из них имеет как преимущества, так и недостатки.

Решение о покупке конденсаторного или динамического микрофона должно приниматься в зависимости от предполагаемого использования оборудования. В некоторых ситуациях, например на сцене или в неблагоприятных погодных условиях, динамический микрофон будет работать лучше, в то время как в студии звукозаписи с идеальной акустикой может быть использован потенциал конденсаторного микрофона.

Как выбрать лучшее решение для ваших нужд? В чем разница между динамическим и конденсаторным микрофоном? Мы ответим ниже.

Конденсаторный микрофон – как это работает

Основное различие между динамическими и емкостными микрофонами заключается в технологии – в том, как звуковые волны обрабатываются обоими устройствами.

Конденсаторные микрофоны состоят из подвижных обкладок и металлической сетки мембраны, загружаемой поляризованным напряжением, что формирует особый тип конденсатора. Емкость конденсатора изменяется благодаря колебаниям мембраны (под действием звуковых волн) и, таким образом, возникают электрические импульсы, которые передаются к регистратору.

Схема базовой конструкции конденсаторного микрофона

Конденсаторные микрофоны характеризуются высокой чувствительностью, а потому и точностью записи даже самых тихих звуков. Их потенциал используется, в основном, в студиях звукозаписи, где в изолированных условиях вы можете записывать как громкие, так и тихие звуки. Емкостные микрофоны редко используются на сцене. Также стоит помнить, что такие устройства требуют дополнительного фантомного питания.

Динамический микрофон – как это работает

Динамические микрофоны – в отличие от емкостных моделей, они просты в сборке, а значит, и дешевы. Они состоят из тонкой и в то же время гибкой мембраны и связанной с ней катушки, расположенной в сильном магнитном поле, создаваемом магнитом.

Вибрации воздуха, создаваемые акустическими волнами, перемещают диафрагму и катушку, и, таким образом, на выводах катушки генерируется напряжение и, следовательно, ток с частотой, соответствующей частоте вибрации звуковых волн.

Схема стандартного динамического микрофона

Динамические микрофоны не так чувствительны, как емкостные модели, но они гораздо более устойчивы как к механическим повреждениям и к неблагоприятным погодным условиям. Благодаря этим преимуществам вы можете использовать их на сцене независимо от того, состоится ли концерт в закрытом помещении или на улице.

Конденсаторный микрофон и динамический – разница

Различная конструкция емкостных и динамических микрофонов и способ обработки звуковых волн влияют на свойства обоих решений. Обычно считается, что конденсаторные микрофоны лучше динамических устройств, в первую очередь, из-за более высокой чувствительности и, следовательно, точности записи даже мельчайших деталей.

Будет ли это преимуществом и желательной особенностью в каждом случае? Не обязательно! Конденсаторные микрофоны менее способны противостоять высокому акустическому давлению и реже используются во время концертов.

Чтобы облегчить решение о покупке микрофона, ниже мы представляем наиболее важные особенности и различия между динамическими и емкостными устройствами.

Динамические микрофоны

  • Отличаются меньшей чувствительностью и меньшей восприимчивостью к эхо, чем в емкостные устройства
  • Могут выдерживать высокое звуковое давление, они идеально подходят для записи громких источников звука, например, для записи басовых и гитарных усилителей
  • Надежно устроены – устойчивы к механическим повреждениям, а также к влаге и экстремальным температурам
  • Имеют более слабую реакцию на переходные процессы и ограниченную частоту регистрации, поэтому они не фиксируют столько деталей, сколько конденсаторные микрофоны
  • Составляют группу одну из самых дешевых моделей микрофонов на рынке

Конденсаторные микрофоны

  • Они легкие и хрупкие, поэтому подвержены повреждениям
  • Не устойчивы к неблагоприятным погодным условиям, поэтому лучше не использовать их при экстремальных температурах или во время осадков
  • Характеризуются высокой чувствительностью и быстрой реакцией на переходные процессы, благодаря которым они записывают даже самые тихие звуки, детали и изменения тонов
  • Имеют широкую частотную характеристику – идеально подходят для записи вокала и акустических инструментов
  • Полный потенциал может быть использован в музыкальных студиях, в которых созданы отличные акустические условия
  • Конденсаторные микрофоны дороги

Что нужно учесть при покупке микрофона

Конденсаторный микрофон или динамический микрофон? Вы должны ответить на этот вопрос самостоятельно. Но, независимо от того, какую модель вы ищете, стоит учитывать такие параметры, как:

  • Применение – если микрофон используется в музыкальной студии, вы можете попробовать купить емкостное устройство. Динамические микрофоны также используются профессионалами, но не так часто, как «конденсаторы». Когда вы покупаете микрофон с целью подключения его к компьютеру и использования его для видеозвонков, игр или записи видеоблогов, вам не нужно вкладывать деньги в дорогие емкостные устройства, динамических микрофонов здесь будет достаточно (за некоторым исключением, например, ASMR);
  • Чувствительность – этот параметр определяет, насколько эффективно микрофон может записывать акустические волны. Как уже упоминалось, конденсаторные микрофоны отличаются большей чувствительностью;
  • Частотный диапазон – заданный как минимальное и максимальное значение частоты звука, которые он может регистрировать и отправлять записывающим устройствами;
  • Собственный шум – информирует об уровне напряжения микрофона, измеренном в полной тишине. Чем ниже уровень собственного шума, тем лучше устройство. Значение собственного шума не должно превышать 15 дБ(А);
  • Разъём – микрофоны могут быть оснащены разъемами 3,5 мм или 6,3 мм, USB или XLR. Модели, предлагающие беспроводную связь, также доступны на рынке.

Конденсатор и динамический микрофон – характеристика направленности

Есть ещё один важный параметр микрофонов, который определяет пространство, с которого он собирает звук. О чём мы говорим? Конечно, о характеристики направленности.

Характеристики записи звука микрофонами с различными типами направленности

Микрофоны, предлагаемые производителями, могут иметь следующие характеристики:

Студийный микрофон с ровной АЧХ


Вы планируете записать подкаст, выпуск новостей, музыку или провести время весело исполняя любимые песни в караоке – в любом случае вам понадобится микрофон.

На первый взгляд все микрофоны очень похожи друг на друга, они этим очень напоминают ручные фонарики, с той лишь разницей, что они не светят, а записывают звук. Но, как и любые другие технологии, микрофоны, одинаковые с виду, могут дать абсолютно разный результат.

Микрофоны продаются в очень широком ценовом диапазоне, дешёвые можно купить за 50 рублей, а цена хороших и качественных легко может дойти до 50000 рублей и выше. Так в чём разница? Почему цена так разительно выросла, а процесс один и тот же – простая запись звука.

Одной из причин разности цен является технология, по которой выполнена та часть устройства, которая преобразует колебания воздуха в электрические сигналы.

Существует три разных типа микрофонов:

  • Динамические
  • Конденсаторные
  • Ленточные

Сегодня мы поговорим о динамических и конденсаторных типах микрофонов, а о ленточных упоминать не будем в виду их крайне редкости на рынке.

Причём, что любопытно, нельзя сказать однозначно о том какой тип лучше, всё зависит от того в каких условиях будет проходить запись и какого результата вы хотите добиться.

Динамический микрофон

Динамический микрофон


Плюсы:

  • Не требует внешнего питания и/или батарей
  • Легко обрабатывает звуки/инструменты звучащих на высокой громкости
  • Обычно более доступный по цене (но не всегда)
  • Более долговечны, чем конденсаторные модели (при нормальном использовании)
  • Идеальны для записи на открытом воздухе/живых выступлений музыкантов

Минусы:

  • Обычно требуется дополнительный усилитель (для достижения наилучших результатов)
  • Не такой чувствительный, как конденсаторные микрофоны (особенно на высоких частотах)
  • Частотная характеристика может сильно различаться в зависимости от модели и конкретной реализации

Если вам нужно представить себе, как работает динамический микрофон, это можно сделать, вспомнив устройство динамического драйвера, который находится в колонках и издаёт звук, который так приятно слушать. Но происходит это в обратном порядке.

При работе динамического драйвера звуковой сигнал проходит от источника до звуковой катушки, которая прикреплена к диффузору (также известному как диафрагма). Когда электричество (звуковой сигнал) достигает катушки, создается магнитное поле (принцип электромагнита), которое затем взаимодействует с постоянным магнитом, расположенным прямо за катушкой. Колебание энергии заставляет магнитные поля притягиваться и отталкиваться, заставляя присоединенный конус вибрировать назад и вперед, что и создает звуковые волны, которые мы можем слышать.

Точно также работает динамический микрофон, но в обратном порядке. Из-за принципа его работы он отлично подходят для записи громких и резких звуков, конструкция позволяет выдержать их без существенного вреда для себя.

При этом динамические модели, как правило, дешевле в производстве, а все электронные элементы прочнее, чем у конденсаторных моделей, поэтому они способны выдержать более грубое и небрежное отношение. Такой микрофон можно даже уронить, и, обычно, это не сказывается на его работе.

Помните, что долговечность технологии не гарантирует долгую жизнь конкретно вашему микрофону, т. к. всё зависит от того, что именно вы с ним делаете, а также от изначального качества изготовления.

Динамические модели не так чувствительны, как конденсаторные, хотя среди дорогих экземпляров встречаются очень впечатляющие модели, которые крайне трудно отличить по результату записи от конденсаторных.

Во всём виноват принцип записи, высокой чувствительности мешает инерция и магнитное поле, они частично гасят слабые колебания воздуха и потому микрофон их не слышит. Но вообще, этот недостаток одновременно является достоинством, т. к. благодаря этому эффекту динамические модели можно использовать для записей того звука, для которого конденсаторные конкуренты подходят слабо, например, для записи на открытом воздухе, чтобы посторонние шумы меньше были слышны на записи и не мешали слушать основной материал.

Конденсаторный микрофон

Конденсаторный микрофон


Плюсы:

  • Создает сильные аудиосигналы без необходимости использовать предусилитель
  • Как правило, более чувствительны к восприятию слабых и/или отдаленных звуков
  • Большая динамическая частотная характеристика
  • Идеально подходит для записи в тихом помещении (при обычном использовании)

Минусы:

  • Требует внешнего питания и/или батарей
  • Повышенная чувствительность может привести к искажению в определенных ситуациях
  • Обычно дороже динамических (но не всегда)
  • Более хрупкая электроника, чем у динамических типов

Чтобы представить себе работу конденсаторного микрофона можно вспомнить устройство электростатического драйвера, который применяется в высококлассных наушниках.

В таком драйвере тонкая диафрагма подвешена между двумя сетками (также известными как статоры), которые подключены к источнику напряжения. Диафрагма изготовлена из электропроводящих материалов, так что она может удерживать фиксированный заряд и взаимодействовать с сетками.

Аудио сигналы пропорциональной силы, но противоположной полярности отправляются в каждую сетку; если одна сетка толкает диафрагму, другая сетка тянет с одинаковой силой. Поскольку решетки колеблются от изменений напряжения, диафрагма движется вперед и назад, что приводит к созданию звуковых волн, которые мы можем слышать. В отличие от динамических микрофонов, конденсаторы не имеют магнитов.

Как и в случае электростатических динамиков, основными преимуществами этих микрофонов являются повышенная чувствительность и чувствительность. Конструкция тонкой диафрагмы способна быстро реагировать на слабое давление звуковых волн.

Именно этот эффект позволяет конденсаторным моделям с исключительной точностью улавливать даже очень слабый звук и делает их идеальными для записи в тихом помещении, а также тогда, когда необходимо сделать запись с широким частотным диапазоном.

Благодаря особенностям конструкции такие микрофоны могут быть самой разной формы и размера, что делает их привлекательными для покупки.

Высокая чувствительность, на первый взгляд, может показаться абсолютным преимуществом, ведь запись получается очень высокого качества. Однако, не всё так просто. Из-за этого свойства конденсаторные микрофоны плохо подходят для записи очень громких звуков или музыкальных инструментов, также они гораздо больше динамических моделей подвержены паразитному эффекту обратной связи – это когда в микрофон попадает звук, который был воспроизведён с него же колонкой. Из-за этого эффекта в колонках появляется быстро нарастающий нестерпимый писк. Пока микрофон не убрать достаточно далеко, чтобы он не улавливал собственный звук из колонки, от него не избавиться.

Также из-за этого свойства такие микрофоны плохо подходят для записи в шумной обстановке, т. к. все паразитные шумы будут очень тщательно записаны. Например, если вы хотите записать интервью сидя в кафе, за окном которого идёт дождь – это будет плохой идеей, т. к. гораздо чаще на записи окружающий шум будет громче, чем голос человека. Конечно, запись можно почистить в редакторе, но на это потребуется много времени и качество заметно пострадает.

Что выбрать: динамический или конденсаторный микрофон?

Микрофон


Как вы уже поняли нельзя однозначно говорить о том, что какой-то тип микрофона лучше другого, каждый из них хорош для решения определённого круга задач.

К тому же, даже внутри одного типа существуют различные модификации и модели, которые предназначены для решения конкретных задач. Например, есть микрофоны, которые созданы специально для записи человеческого голоса, например, во время интервью. Другие модели идеально справляются с записью музыкальных инструментов.

Всегда помните о том, что инструмент покупается под задачу, а не наоборот. Молоток нужен, чтобы забить гвоздь, а отвёртка, чтобы вкрутить винт или саморез. С виду процесс очень похож, а по сути, совершенно иной, также и с микрофонами.

Ещё один нюанс, о котором нужно помнить – у разных моделей микрофонов может быть разный динамический диапазон и собственная чувствительность к разным звуковым частотам. Некоторые из них предназначены для записи естественного звука с минимальной окраской, другие же специально сделаны так, чтобы записывать голос человека очень красиво и мягко.

Давайте подведём итог.

Динамический тип микрофона будет хорошим выбором если вам нужно записать: живое выступление музыкальной группы, интервью, громкие звуки, вокал или для частой записи общего назначения.

Конденсаторный тип микрофона будет очень полезен если вы записываете: любой звук с необходимостью записи в высочайшем качестве, вокал, звуки природы или необходимо записать тихий звук с хорошей детализацией, либо вам просто нужен домашний микрофон общего пользования.

Как выбрать микрофон

Назначение микрофона известно каждому – он применяется для преобразования акустических колебаний воздуха в электрические сигналы или, проще говоря, для записи звука.

Миниатюрные микрофоны мы используем ежедневно, порой даже не обращая на это внимания – они встроены в сотовые телефоны, в датчики звука, в домофоны и т.д. А вот микрофон как отдельное устройство в повседневной жизни применяется не так уж и часто.

Большинство людей испытывают потребность в отдельном микрофоне, только когда собираются поговорить с кем-нибудь по сети с помощью стационарного компьютера.


Ведь встроенными микрофонами, в отличие от ноутбуков и планшетов, обычные ПК не комплектуются.

Остальная область применения микрофонов больше связана с профессиональной деятельностью:

- конечно же, вокальные микрофоны, которыми пользуются деятели эстрады – кто в детстве не изображал поп-звезду, напевая в кулак, держащий воображаемый микрофон?


- отдельные микрофоны используются при снятии видеосюжетов – например от треска и шума ветра, неизбежного при съемке смартфоном на улице, легко избавиться, используя отдельный микрофон в «подушке» ветрозащиты.


- для записи интервью, студийных передач и ток-шоу используются микрофоны на прищепках, цепляемые к одежде участников передачи;


- если вы любите смотреть видеозаписи концертов, то наверняка замечали микрофоны, направленные на тот или иной музыкальный инструмент – это именно они отвечают за то, чтобы звук концерта достиг ваших ушей с минимумом искажений;


- студийные микрофоны используются, как понятно из названия, в студиях. Именно с их помощью создается львиная доля звукозаписей различных исполнителей и групп.


- видеоконференции в современном мире стремительно вытесняют обычные совещания – на них также часто используются отдельные микрофоны, ведь возможности встроенного в веб-камеру не всегда достаточно.


Как видно, микрофоны требуются во многих областях жизни, и во всех перечисленных случаях - разные. Вокальный не подойдет для записи звука бас-гитары, а микрофон для интервью вряд ли поможет во время видеоконференции. Чтобы правильно выбрать нужную модель из всего многообразия, придется разобраться, какие параметры за что отвечают и какие из них понадобятся конкретно вам.

Характеристики микрофонов

Область применения, пожалуй, первое, на что надо обратить внимание при выборе микрофона. К счастью, производитель обычно не делает секрета из области применения микрофона.

Казалось бы, чего проще – нужен, к примеру, микрофон для записи звука ударной установки – бери модель с областью применения «для музыкальных инструментов» и всё получится.

Увы, не факт – вполне может оказаться, что выбранная модель предназначается записи звука бас-гитары и имеет максимальную частоту в 1000 Гц – звуки малых барабанов и тарелок ударной установки этот микрофон просто «не услышит». Хотя это может быть качественная дорогая модель с маркировкой «для музыкальных инструментов». Поэтому выбрать по одной только области применения не получится.

Тип микрофона обусловлен его конструкцией и принципом работы.

Конденсаторный микрофон в своей основе содержит конденсатор, одна из пластин которого прогибается под действием колебаний воздуха. Таким образом, емкость конденсатора меняется в соответствии со звуковым давлением и частотой воздействующего на микрофон звука.


Бытует мнение, что конденсаторные микрофоны – самые качественные, самые чувствительные и имеют самый широкий частотный диапазон. Это не совсем так – среди конденсаторных микрофонов есть модели разного качества, чувствительность их может быть небольшой, и частотный диапазон также может быть смещен вверх или вниз.

Другое дело, что конструкция конденсаторного микрофона – по сравнению с другими типами – обеспечивает минимум искажений записываемого звука. Поэтому конденсаторные микрофоны часто используются в качестве студийных и специализированных музыкальных – там, где требуется чистый и неискаженный звук.

Есть у конденсаторных микрофонов и недостатки:

- они стоят дороже моделей других типов;

- требуется подбирать предусилитель по характеристикам микрофона, микрофонный предусилитель стандартной звуковой карты, к примеру, не подойдет почти наверняка;

- требуется наличие фантомного питания.


На последнем пункте следует остановиться подробнее – фантомное питание является отличительной особенностью конденсаторных микрофонов. Фантомное питание нужно для создания разности потенциалов на конденсаторе – для этого на одну из пластин подается напряжение (обычно +48 В).

Фантомным оно называется, так как электрического тока (движения электрических зарядов) в цепи и питания, как такового, нет, но без этого напряжения микрофон работать не будет. Если вы желаете купить именно конденсаторный микрофон, обратите внимание на требование фантомного питания в характеристиках.

Если конденсаторный микрофон не требует фантомного питания, это может означать следующее:

- Это не конденсаторный, а электретный микрофон, и производитель даже не то чтобы врет, скорее, немного лукавит – электретные микрофоны являются разновидностью конденсаторных;


- Предусилитель с фантомным питанием входит в конструкцию микрофона, получающего питание от разъема (например, USB-микрофоны). Производитель уже подобрал подходящий предусилитель, и не нужно ломать голову над согласованием уровней. Для применения в связке с компьютером использование такого микрофона может стать оптимальным решением.


- Фантомное питание в нем создается с помощью батарейки (например, беспроводные конденсаторные микрофоны). Как и в предыдущем случае, здесь многое зависит от реализации схемы фантомного питания и от качества комплектующих. Как минимум, должен быть индикатор работы схемы фантомного питания, иначе может случиться ситуация, когда не будет понятно, чем вызвано падение качества звука – поломкой микрофона или разрядом батареи.

Электретные микрофоны по принципу действия схожи с конденсаторными - в них также используется изменение емкости конденсатора, одна из пластин которого является гибкой.


Отличие состоит в том, что вторая пластина электретного микрофона выполнена из электрета – материала, способного долгое время сохранять поверхностный заряд.

Такой микрофон фантомного питания не требует, но уровень выходного сигнала у него очень низок и практически все электретные микрофоны комплектуются простейшим усилителем на полевом транзисторе. Поэтому электретному микрофону не нужно фантомное питание для поляризации пластины, но нужно питание 1-9 В для встроенного усилителя.

На микрофонных входах, предназначенных для электретных микрофонов (например, на большинстве простых звуковых карт) питание идет через разъем по среднему контакту jack 3,5. Из-за количества контактов на разъеме (3) электретные микрофоны порой ошибочно считают стереофоническими и пытаются подключать к линейному стереовходу. Разумеется, при таком подключении микрофон не работает.

Простая, надежная и недорогая конструкция электретных микрофонов вместе с высокой чувствительностью привели к тому, что основная масса современных недорогих микрофонов относится именно к этому типу. В то же время из-за низкого качества комплектующих многих бюджетных моделей термин «электретный» часто ассоциируется у потребителя с плохой чувствительностью и зашумленным звуком низкого качества.

Многие электретные микрофоны прекрасно справляются со своими задачами – общение по сети, запись голоса для видеоблогов и подкастов им вполне можно поручить. Но для профессиональной деятельности лучше выбрать из «чистых» конденсаторных или динамических микрофонов.

Динамические микрофоны представляют собой динамик «наоборот» - на гибкой мембране закреплена электрическая катушка, под действием колебаний воздуха движущаяся в магнитном поле от постоянного магнита.


В результате этих движений в катушке возникает электрический ток, который затем усиливается до нужного уровня.

Динамический микрофон более устойчив к перегрузкам, чем конденсаторный, это позволяет использовать его для записи громких звуков. Также динамический микрофон, в силу меньшей чувствительности, менее подвержен восприятию посторонних шумов.

Недостатками динамических микрофонов являются узкий частотный диапазон и менее «чистый» звук – возникающее при протекании тока в катушке собственное магнитное поле демпфирует колебания мембраны и записываемый звук искажается. Кроме того, конструкция динамического микрофона не допускает создания миниатюрных моделей – диаметр мембраны редко бывает менее 2 см диаметром.

Надежность, невосприимчивость к посторонним шумам и пик АЧХ в диапазоне частот человеческого голоса предопределяют сферу применения динамических микрофонов. В основном они применяются в качестве вокальных, т.е., для записи голоса, в том числе на открытых площадках, концертах и т.д.

Направленность микрофона определяется его конструкцией и показывает, с какой стороны от микрофона звук воспринимается лучше, с какой – хуже. Направленность микрофона тесно связана с его областью применения.

Микрофон с круговой направленностью одинаково хорошо воспринимает сигнал со всех сторон вокруг него.


Такой микрофон будет хорош для конференций.

Микрофон с кардиоидной (однонаправленной) направленностью практически не воспринимает звук, идущий сзади.


Такой микрофон может быть удобен как вокальный, для общения по сети и записи отдельных музыкальных инструментов.

Микрофоны с суперкадиоидной (узконаправленной) направленностью имеют спереди зону чувствительности уже, чем у микрофонов с кардиоидной направленностью, зато она у них протяженнее – в ней они могут улавливать звуки на большом расстоянии.


Также у таких микрофонов есть небольшая зона чувствительности сзади. Используются они для интервью, для видеосъемки и в качестве вокальных.

Микрофоны с направленностью «восьмеркой» (двунаправленные) одинаково хорошо воспринимают звуки спереди и сзади, а звуки по бокам микрофоном не улавливаются.


Такие модели используются для студийных интервью, для видеозаписи с закадровым голосом и т.д.

Чувствительность показывает, насколько тихий звук способен уловить микрофон. Чем ближе значение к 0, тем микрофон чувствительнее. Но следует иметь в виду, что высокая чувствительность – далеко не всегда плюс. Микрофон с высокой чувствительностью будет хорошо ловить посторонние шумы, и использовать их имеет смысл только в тихих помещениях с минимумом посторонних шумов.

Для записи же интервью, например, на улице, потребуется микрофон с низкой чувствительностью. Также имеет значение, на каком расстоянии от человека располагается микрофон – для моделей, стоящих на столе или на стойке и удаленных ото рта на 20-30 см, оптимальным будет значение около -60 дБ. Если же речь идет о гарнитурном микрофоне, находящимся в 2-3 см ото рта, чувствительность должна быть около -80 дБ.

На минимальную и максимальную частоту микрофона следует обратить самое пристальное внимание, если предполагается использовать его не только для записи голоса. Большинство микрофонов полностью захватывает частотный диапазон человеческого голоса, но следует помнить, что частоты некоторых музыкальных инструментов выходят за пределы этого диапазона.

Так, немногие микрофоны имеют минимальную частоту ниже 65 Гц, в то время как контрабас, туба и бас-гитара могут звучать и ниже 40 Гц. Для хорошей записи звука тарелок, обертонов рояля и духовых инструментов, максимальная частота микрофона должна быть не ниже 16 кГц, а лучше и все 20.

Тип подключения микрофона может быть проводной или беспроводной, хотя встречаются модели и с универсальным подключением.

При проводном подключении моделей с разъемом типа jack убедитесь, что распайка разъема на микрофоне соответствует распайке разъема на усилителе.


Единого стандарта на распайку микрофонных разъемов типа jack не существует, разъемы стереофонического динамического микрофона, электретного или конденсаторного монофонического с фантомным питанием могут выглядеть абсолютно одинаково, но иметь различное назначение контактов. Неправильное подключение в лучшем случае приведет к неправильной работе оборудования, в худшем – к его поломке.

Для разъемов типа USB (microUSB) или Lightning такой проблемы возникнуть не может, но микрофоны с таким разъемом, как правило, можно подключить только к компьютеру и для работы они требуют установки соответствующего драйвера.


Подключить такой микрофон к плееру, усилителю или микшеру, скорее всего, не получится, даже если на устройстве и есть ответный разъем.

Разъемы XLR используются на профессиональном оборудовании.


Такой разъем, как правило, находится на самом микрофоне, и кабель к нему нужно докупать отдельно.

Варианты выбора микрофонов


Если вам нужен недорогой микрофон для общения по Skype, выбирайте среди моделей с областью применения «общение по сети».

Если вас не устраивает качество звука с микрофона, встроенного в камеру, воспользуйтесь специализированным накамерным микрофоном для видеосъемки.


Если вам нужен ручной микрофон для выступлений на эстраде, выбирайте среди вокальных динамических микрофонов с кардиоидной направленностью или суперкардиоидной направленностью.

Для записи музыкальных инструментов в любом частотном диапазоне от бас-гитар до тарелок выбирайте среди конденсаторных микрофонов с минимальной частотой 40 Гц и ниже.


Для качественной записи звука на конференции вам потребуется всенаправленный настольный микрофон с высокой чувствительностью.

Для «прицельной» записи звука с источника на приличном расстоянии нужен микрофон с высокой чувствительностью и суперкардиоидной направленностью.

Какой микрофон лучше: конденсаторный или динамический?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Ведь разные сферы применения требуют разных микрофонов. Попробуем разобраться, в чем плюсы и минусы обоих типов.

Конденсаторные микрофоны
В основе конденсаторного микрофона лежит электрический конденсатор. Одна из его обкладок выполнена из эластичного материала, который может вибрировать под воздействием звука. Из-за этого меняется объем конденсатора, а затем и его напряжение. Оно является источником полезного сигнала, поступающего на усилитель.

Конденсаторный микрофон требует фантомного питания.

Одной из его разновидностей является ламповый микрофон. В качестве преобразователя импеданса в нем используется вакуумная лампа. В середине прошлого века все конденсаторные микрофоны были ламповыми. Со временем лампы были вытеснены транзисторами. Однако в последнее время намечается возрождение интереса к ламповым микрофонам. Причина новой волны популярности в особом, теплом и мягком, звучании ламп. В комплекте с ламповым микрофоном обычно идет блок питания.

Динамический микрофон
Основой динамического микрофона является мембрана, помещенная в сильное магнитное поле. Звуковые волны вызывают колебания мембраны и приводят в движение проводник.

Разновидностью динамического микрофона является ленточный. Внутри него между двумя магнитами находится гофрированная полоска из тонкого металла, например алюминия. Она позволяет передавать тончайшие нюансы звука.

Динамический микрофон хорош тем, что не требует фантомного питания.

Чем отличается конденсаторный микрофон от динамического?
Конденсаторный микрофон отличается от динамического по многим характеристикам.

Чувствительность. Конденсаторный микрофон обладает повышенной чувствительностью и поэтому часто используется в студиях звукозаписи. Его можно применять и в условиях любительских студий, однако при этом нужно учитывать: высокочувствительный капсюль способен уловить не только голос человека, но и все посторонние звуки. Например, если диктор записывает стрим в квартире, на запись может попасть гул машин с улицы или шум закипающего электрочайника на кухне.

Чтобы в дорожке, записанной на конденсаторный микрофон, не было посторонних звуков, нужно заранее продумать звукоизоляцию помещения.

Цена. Конденсаторные микрофоны в большинстве случаев стоят дороже динамических. Особенно, если речь идет о:

ламповых моделях (LEWITT LCT940, 140 тысяч рублей);

устройствах с крупной диафрагмой (AUDIO-TECHNICA AT4050 ST, 150 тысяч рублей).

Ламповые микрофоны считаются одними из самых дорогих. Однако они все равно остаются востребованными, благодаря высокой чувствительности и качеству финального звука. Ламповый микрофон по праву считается гордостью любой студии. Он подойдет и для вокала, и для инструментов.

Хрупкость. Элементы конденсаторных микрофонов более хрупки, чем компоненты динамических моделей. Поэтому устройства конденсаторного типа лучше использовать именно в студийных условиях. Во время работы такие микрофоны крепят на специальные держатели, которые гарантируют стабильное положение и минимум помех.

Тем не менее современные технологии позволяют даже конденсаторному микрофону, считавшемуся хрупким, использоваться на сцене. Конденсаторные капсюли все чаще применяются в головных микрофонах. Такие устройства крепятся на малозаметное оголовье и позволяют выступающему свободно двигаться на сцене. Они незаменимы в тех ситуациях, когда исполнителю нужно не только петь, но и танцевать.

Примеры головных конденсаторных микрофонов:

Audio-Technica ATM75 (19 тысяч рублей);

Beyerdynamic TG H74c (33 тысячи рублей);

DPA 6066-OC-R-F00 (77 тысяч рублей).

Один из этих конденсаторных микрофонов можно заказать в Jazz Shop с доставкой в любой город России.

Чтобы высокочувствительный конденсаторный микрофон не улавливал шумы из зрительного зала и помехи, возникающие из-за дыхания и ветра, направленность делают кардиоидной. А сам капсюль защищают поролоновой накладкой.

Прочность ламповых конденсаторных микрофонов - отдельная тема. Да, лампу можно разбить. Но для этого требуются очень большие усилия, так как уважающие свою репутацию производители обычно делают лампы, рассчитанные на десятки лет безупречной работы.

Динамический микрофон не так боится постоянного движения, перепадов температур и влажности. Он часто используется на живых концертах для вокала, в караоке-клубах и в любительских студиях. Незаменим динамический микрофон и в репортерской работе.

Динамический микрофон привлекателен в первую очередь невысокой стоимостью и выносливостью.

Исключение - ленточный динамический микрофон. Его цена может быть достаточно высокой. Например, Shure KSM353 стоит около 200 тысяч рублей. Из-за хрупкости внутренних элементов его рекомендуют для использования в студии. Это отличный динамический вокальный микрофон. Он порадует:

высоким порогом звукового давления;

Решение, какой именно микрофон выбрать, конденсаторный или динамический, зависит от места использования устройства. Для профессионально оборудованной студии с хорошей звукоизоляцией без сомнения нужно покупать высокочувствительный студийный конденсаторный микрофон. Если с ним в комплекте не идет POP-фильтр, крепление-“паук” и ветрозащита, их нужно будет приобрести дополнительно.

Модели конденсаторного типа подойдут также для организации вещания в теле- и радио-студиях.

Если же нужна аппаратура для живого концерта, то в этом случае лучше выбрать динамическую модель.

На правах рекламы, ООО «РСГ», ИНН: 9715241219, КПП: 771501001
ОГРН: 1167746140242

Театр начинается с вешалки, а студия звукозаписи — с микрофонов. Приходя в магазин, сразу теряешься: какой выбрать — конденсаторный или динамический? Какой для чего подойдет? Для каждого случая нужен отдельный или можно найти универсальный? А ещё есть ленточные микрофоны, но мы оставим их за рамками этого материала и разберем отдельно, так как они встречаются не так часто и распространены только в профессиональной среде. Сегодня ответим на популярные вопросы о двух конструкциях: конденсаторной и динамической.

Что делает микрофон?

Микрофон — это преобразователь, переводящий звуковую волну (от звучания голоса или музыкального инструмента) в электрический сигнал, который используется для записи на компьютер или другое записывающее устройство.


При выборе вы сразу сталкиваетесь с понятиями «‎динамический» и «‎конденсаторный» — они говорят о том, какой преобразовать используется. Давайте подробнее поговорим о конструкции.

Как работает динамический микрофон?

Звук передаётся через динамический микрофон, когда звуковая волна ударяется о диафрагму (она обычно сделана из пластиковой или полиэфирной плёнки), заставляя последнюю двигаться. Диафрагма прикреплена к металлической катушке, которая подвешена между двумя магнитами. Катушка движется вместе с диафрагмой, и в результате образуется переменный ток, имитирующий звуковую волну.

Достоинства

Способен выдержать высокое звуковое давление. С его помощью можно записывать очень громкие звуки без искажений, именно поэтому его чаще всего можно встретить на сцене.

Надежность. Динамические модели имеют довольно простую конструкцию с небольшим количеством элементов. Они более неприхотливы к условиям использования, чем их конденсаторные «‎братья».

Доступность. Модели такого типа встречаются в разных ценовых категориях, но есть и очень доступные варианты, так как их производство чаще всего не требует больших затрат.

Устойчивость к обратной связи от окружающего шума пространства.


Недостатки

Низкая чувствительность. Катушка имеет определённый вес, поэтому, если на неё подаётся очень тихий звук или звук с очень высокой или низкой частотой, катушка не будет достаточно вибрировать, чтобы выработать нужное электричество и воссоздать звучание в точности.

Более низкий динамический диапазон, чем у конденсаторных моделей сказывается на точности записи — некоторые тонкости звучания музыкальных инструментов и вокала остаются за бортом.

Как работает конденсаторный микрофон?

Он также имеет диафрагму, которая обычно изготовлена из очень тонкого металла, а также ещё одну заднюю металлическую пластину. На диафрагму и заднюю пластину подаются электричество, создавая статический заряд между ними.


Как только звуковая волна попадает на диафрагму, пластина производит небольшое количество электрического тока. Как вы заметили, для работы конденсаторного микрофона требуется электричество, здесь не обойтись без фантомного питания. Что это такое? Это небольшая мощность, которая обычно поступает от вашего аудиоинтерфейса или предусилителя. Она нужна для движения диафрагмы.

Достоинства

Высокая чувствительность. Микрофон способен записывать даже самые слабые звуки, детали и изменения тонов.

Широкая частотная характеристика. Конденсаторные модели могут работать с самым широким спектром звукового сигнала.

Более линейное звучание на всём рабочем диапазоне. Позволяет передавать звучание вокала и инструментов в первозданном виде.


Недостатки

Сложная и хрупкая конструкция. Конденсаторные модели построены с большим количеством элементов, что делает их более уязвимыми для внешнего воздействия.

Требовательность к акустическим условиям. Из-за высокой чувствительности улавливаются даже самые тонкие звуки окружающего пространства, поэтому их чаще всего используют в «‎стерильных» студийных условиях.

Требуется фантомное питание.


Какой тип микрофонов лучше?

С точки зрения конструкции, конденсаторные модели более совершенны, чем динамические, и имеют большую чувствительность, а значит, более высокую точность записи даже мельчайших деталей. Динамические модели более неприхотливы и надёжны — они хорошо показывают себя в трудных сценических условиях. У каждого типа есть свои преимущества — вам лишь нужно определиться с целями.

При выборе микрофона важно учитывать еще одну важную характеристику — диаграмму направленности (это относится в большей степени к конденсаторным микрофонам). Она показывает, как микрофон реагирует на звуки, исходящие с разных сторон.


Какие бывают диаграммы направленности?

Всенаправленный микрофон принимает звук с одинаковой чувствительностью со всех сторон, вне зависимости от того, с какой стороны от него находится источник звука. Такой тип направленности отлично подходит, когда вы хотите передать звучание голоса или музыкального инструмента, захватив при этом звук окружающего пространства — например, вы ведёте запись в католическом соборе с великолепной акустикой.

Кардиоидные микрофоны наиболее чувствительны в передней части микрофона, перед капсюлем. С тыльной стороны микрофон улавливает звук слабее где-то на 20 дБ, по бокам также есть спад. Кроме того, есть суперкардиоида, которая захватывает звук ещё более концентрированно перед капсюлем, отсекая звуковое пространство по бокам и сзади. При кардиоиде передаётся только звучание голоса или звучание инструмента с минимальными «примесями» окружающего пространства.


Восьмёрка. Микрофон принимает звуковую волну спереди и сзади от капсюля и не чувствителен по бокам. Такой тип отлично подходит для записи подкастов и интервью, где спикеры сидят друг напротив друга.

Что нужно знать при выборе микрофона?

Частотные характеристики. Речь идёт о диапазоне частот, который микрофон может точно воспроизводить на одинаковом уровне. Частотная характеристика показывает, как микрофон влияет на звучание голоса или инструментов. Нужно обращать внимание на то, чтобы на рабочем диапазоне линия была как можно ровнее: для передачи голоса нас больше всего интересует линейность на частотах от 80 Гц до 12 кГц.


Импеданс (сопротивление микрофона). Высокое сопротивление негативно влияет на качество передачи звука, особенно на высоких частотах — в звук подмешивается много шума.

Уровень шума. Речь идёт о собственном шуме устройства (электрический шум или шипение). Для качественной записи приемлемо значение собственного шума от -28 дБ и ниже.

Соотношение сигнал/шум. Иначе говоря, это разница между чувствительностью микрофона и собственным шумом. Хорошие показатели — 64 дБ и выше.

Какими микрофонами пользуются известные исполнители на сцене и студии? Неужели лучше Shure SM58 ничего не придумали?

Как мы выяснили, выявить победителя в битве динамических и конденсаторных микрофонов не получится — у каждого типа свои сильные стороны. Мы рекомендуем иметь в своём арсенале представителей обоих типов, чтобы охватить весь спектр творческих задач: пишите голос, акустическую гитару, звучание хрустальных фужеров, фортепиано — да что угодно, если так просит ваш творческий гений.


Делитесь своими идеями с Dr.Head, мы всегда ждём вас в гости в наших магазинах! Весь парк PRO-аудио можно послушать и протестировать в студийных условиях.

Читайте также: