Длительность сохранения информации и емкость долговременной памяти не зависят от важности материала

Обновлено: 04.07.2024

Вся информация, которую мы воспринимаем, запоминается и остается в памяти на определенное время.

Представьте, что вы намерены записать какой-то текст или песню на магнитофон. Сначала вам необходимо удостовериться, что механизм действует исправно. Точно так же врач обязан проконтролировать, нет ли в коре головного мозга каких-либо патологических изменений, которые могут привести к серьезным нарушениям памяти.

Затем нужно проверить все источники шумовых нарушений, которые могут привести к искажению записи. Точно так же и при запоминании нужно откинуть все лишние мысли, которые не имеют абсолютно никакого отношения к информации, которую нужно запомнить.

Человек должен сконцентрировать свое внимание на запоминаемом объекте и работать с ним достаточный промежуток времени.

Основой запоминания является концентрация внимания.

Если уделить внимание развитию зрительной памяти, то впоследствии можно будет с легкостью воспроизвести достаточно яркие зрительные образы того, что необходимо зафиксировать в памяти. В образовании таких мысленных образов принимают участие все органы чувств человека. Довольно часто мы фактически не воспринимаем того, что видят наши органы зрения, слушаем краем уха, не понимаем то, что чувствуем.

Чувственные и умственные способности можно одновременно активизировать, работая над развитием памяти.

Создавая мысленные образы, человек задействует как воображение, так и интеллект. При ассоциации одновременно образа и зрительного восприятия улучшается качество записи сведений в памяти. Таким образом, ассоциация — еще одна предпосылка, гарантирующая хорошее запоминание.

Существует несколько уровней памяти. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Организация данного типа памяти позволяет сохранять очень точные сведения о том, как с помощью рецепторов наши органы чувств воспринимают окружающий мир.

Мгновенная память удерживает воспринятую органами чувств информацию, не перерабатывая ее. Длительность сохранения данных составляет 0,1-0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это – память-образ.

Лишь только вы услышали «0 : 0», т. е. получили второй блок информации, первый покидает место временного хранения. Если бы мгновенная память являлась единственным представителем мыслительных процессов, человек был бы совершенно беспомощным. У него не было бы ни прошлого, ни будущего.

Но вернемся к головному мозгу, который в этот момент стоит перед выбором: уничтожить информацию после замены или передать в кратковременную. И так происходит каждый день неисчислимое количество раз. Мы воспринимаем миллионы образов, цветов, звуковых сигналов, запахов, недолговременных впечатлений, и большая часть быстро отбрасывается. От этого тоже есть своя польза: в противном случае человек был бы просто задавлен огромным количеством информации, таким большим, что ее нельзя было бы основательно обработать. Люди чувствовали бы себя беспомощными в океане информации.

Если высшие отделы головного мозга заинтересуются полученной информацией, она останется в памяти около 20 с.

Еще в раннем детстве ребенок учится выбирать, что из воспринятого сохранить, а что – отбросить. Порой этого бывает недостаточно. Когда у вас возникает ощущение, что только что пропущено что-то немаловажное, это означает одно: мгновенную память посетили важные сведения и были отброшены.

Мгновенная память работает по методу фильтра: та информация, которую он пропускает, переходит на хранение в долговременную память.

По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяют кратковременную, долговременную и оперативную память.

Кратковременная память — это вид памяти, который характеризуется кратким сохранением воспринимаемой информации.

Она похожа на непроизвольную тем, что не использует специальные мнемонические приемы, однако при кратковременной памяти для запоминания прилагаются волевые усилия.

Длительность удержания мнемонических следов здесь, как указывалось выше, не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 с (без повторения), за этот промежуток времени в памяти остается очень мало информации (в частности, какие-то числа или немного слогов, в состав которых входят всего 3-4 буквы). Если информация не поступает вторично или не «прокручивается» в памяти, она через некоторое время может потеряться, не оставив при этом видимых следов. В кратковременной памяти остается не полный, а только обобщенный вид воспринятого, его самые значительные составляющие. Работа этого вида памяти происходит без предварительной осознанной установки на запись информации, но нацелена на воспроизведение этой информации. Кратковременная память удерживает запомненный материал определенное время. Она способна одновременно хранить установленное число единиц информации.

Главная характеристика памяти – это ее объем, который позволяет запомнить и сохранить информацию в количестве от 5 до 9 единиц.

Объем памяти можно определить по количеству единиц информации, которое испытуемый может предельно точно воспроизвести через несколько секунд после ее изучения. Немецкий психолог Г. Эббингауз считал, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Это число, которое можно назвать меркой памяти, проверил ученый Миллер.

Миллер считал что память в самом деле не сможет сохранить одновременно больше семи единиц информации.

Допустим, что нужно на непродолжительный отрезок времени сохранить информацию, содержащую более семи элементов. Мозг бессознательно группирует ее так, чтобы количество компонентов, которое нужно запомнить, не было выше нормы.

Например, номер страхового счета 41546303811, включающий 11 элементов, будет запоминаться в следующей форме: 41 54 630 38 11, т. е. в виде пяти числовых единиц.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Это способность механически, без специальных приемов запоминать информацию. Объем кратковременной памяти характеризует природную память человека и обычно сохраняется в течение всей жизни. Именно от него зависит потенциал механической памяти.

Со спецификой кратковременной памяти связан такой процесс, как замещение. Оно происходит, когда объем памяти, индивидуальный для каждого человека, переполнен. Поступающая информация постепенно вытесняет хранящийся там материал. В итоге последний не попадает в хранилище долговременной памяти. Это может произойти в то время, когда человек работает с информацией, которую не в состоянии полностью запомнить.

Между кратковременной памятью и актуальным сознанием человека существует взаимосвязь. В кратковременную память из мгновенной попадает лишь осознанная человеком информация, та, которая для него актуальна и интересна, а также привлекает к себе его повышенное внимание.

И все же человек может держать под контролем свою кратковременную память.

А информация сенсорной памяти сохраняется на очень короткий срок, и продлить его психика возможности не имеет.

Кратковременная память играет важную роль в жизни человека. Огромный объем информации перерабатывается благодаря ей: отсеивается ненужная и сохраняется потенциально важная информация. Долговременная память не перегружается.

Каждое сведение вначале оказывается в кратковременной памяти, где обеспечивается запоминание однократно представленной информации на непродолжительное время.

Вслед за тем материал может выпасть из памяти целиком или оказаться в долговременной памяти, что может произойти лишь после его многократного повторения.

Долговременная память будет нормально работать лишь при неплохой кратковременной памяти.

В ней может отложиться лишь то, что было когда-то в кратковременной памяти. При этом переход информации в долговременную память связан с рядом особенностей.

В кратковременной памяти оседают последние несколько единиц информации, принятой органами чувств. Нужно добиться того, чтобы фрагменты были насыщены информацией с помощью систематизации знаков, слов в единый образ.

Задание 1

Чтобы тренировать кратковременную память, поработайте с понравившимся стихотворением. Здесь рекомендуется построчное повторение. Кроме этого, можно использовать наборы цифр.

То, что подлежит хранению в долговременной памяти, мозг отбирает из тех элементов, которые задерживаются в кратковременной памяти.

Долговременная память — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

Перевод в долговременную память может осуществляться лишь путем волевого усилия. Повторяя материал, предназначенный для запоминания, человек сможет перевести в долговременную память больше, чем разрешает персональный объем кратковременной памяти.

Легче и прочнее запоминается то явление, которое повторялось неоднократно, чем то событие, которое произошло случайно.

Получается наращивание общего объема запоминаемого материала. Информация, которая хранится в долговременной памяти, может быть воспроизведена множество раз без боязни ее потерять. Кроме того, неоднократное и регулярное воспроизведение данного материала только укрепляет его отпечатки в долговременной памяти.

Долговременная память дает возможность человеку вспомнить в любое время то, что он когда-то запомнил. В работе этой памяти помогают мышление и сильная воля, которые необходимы для припоминания материала.

Основа долговременной памяти:

2) умение анализировать;

3) способность к умозаключениям.

Умозаключения в свою очередь состоят из впечатлений и эмоций.

Сильные эмоции воздействуют, как раскаленное клеймо, оставляя в памяти следы, которые непросто удалить. Поэтому одни детали из прошлого люди помнят лучше, чем другие.

Долговременная память бывает двух типов:

1) когда доступ к хранилищу носит сознательный характер, т. е. люди могут по своему желанию извлечь необходимую информацию;

2) когда доступ к информации закрыт, а получить ее можно лишь с помощью гипноза: в результате раздражения определенных участков головного мозга доступ к информации открывается.

У емкости и длительности долговременной памяти нет границ. Они зависят от того, насколько важна для человека запоминаемая информация, а также от метода ее кодирования, классификации и, в конце концов, воспроизведения. Эксперименты, проводимые психологами с использованием гипноза, медитации, подтверждают, что долговременная память вечна, что в нашей памяти хранится каждая прожитая секунда.

Секрет хорошей памяти состоит в умении вспоминать, а не запоминать.

Обстановка, в которой происходило определенное событие, для запоминания бывает важнее, чем данное событие. Одна и та же информация по-разному усваивается у различных преподавателей. Ученые выяснили, что событие, хранящееся в памяти, всегда имеет связь с ситуацией, в которой происходило запоминание.

Без повторения в долговременной памяти хранится то, на что человек постоянно обращает внимание. Ученые провели следующий опыт: испытуемых просили запомнить 3 предложенные буквы и через 18 с назвать их. Но, чтобы участники эксперимента не смогли их повторить про себя, между восприятием и воспроизведением надо было в предельно быстром темпе производить обратный счет тройками, начиная с какого-нибудь большого двузначного числа.

Оказалось, что многие не могут запомнить предложенные буквы и воспроизвести их без ошибок спустя 18 с. В памяти сохраняется не более 20% предложенной информации.

Известно, что лучше запоминается то, что интересно для человека. Незавершенное дело помнится дольше, чем то, что сделано до конца.

Чем теснее запоминаемый материал связан с другими фактами, тем лучше он запоминается. Нелишним будет рассмотреть его с разных точек зрения и в различном контексте.

Для приобретения знаний зазубривание, особенно перед экзаменами, – бесполезный труд. Многие студенты обращаются к учебникам лишь во время сессии, но не для извлечения полезной информации, а для того, чтобы получить хорошую оценку. Данному подходу оказывают содействие традиционные методы обучения.

Организовать учебный процесс необходимо таким образом, чтобы информация для запоминания преподносилась в различных видах и с различной степенью проработки. Только это способствует основательному закреплению знаний, поможет быстро извлечь информацию из долговременной памяти.

Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Оно может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение присуще оперативной памяти, оно сохраняет материал, мало его изменяя. Статическое сохранение проявляется в долговременной памяти и подвергает информацию определенной переработке.

Изменение сохраняемого долговременной памятью материала происходит под влиянием новой информации, непрерывно поступающей через органы чувств. Это происходит в различных формах. Например, возможны замена некоторых деталей или полное их исчезновение, трансформация последовательности материала, уровней обобщения.

Если налицо болезненные нарушения, долговременная и кратковременная память существуют и функционируют независимо друг от друга.

Например, при ретроградной амнезии (заболевании памяти) люди не могут вспомнить события, произошедшие недавно, но хорошо помнят то, что произошло в далеком прошлом. При антероградной амнезии, что тоже связано с нарушениями памяти, сохраняется и долговременная, и кратковременная память. Но в этом случае люди не могут ввести новую информацию в долговременную память.

Оперативная память — такой вид памяти, который обнаруживает себя при выполнении определенных заданий. Оперативная память контролирует различные виды деятельности с помощью сохраненной информации. Эту информацию поставляет кратковременная и долговременная память. Под оперативной памятью понимают мнемонические процессы, способствующие осуществлению человеком актуальных действий. При выполнении сложного действия мы осуществляем его по частям. На помощь приходят различные оперативные единицы памяти. Характерный пример – сложное арифметическое действие. Мы удерживаем в уме промежуточные результаты до тех пор, пока в них есть необходимость. Объем оперативных единиц памяти влияет на успешность выполнения какой-либо деятельности. Поэтому для запоминания материала они должны быть оптимальными.

Оперативная память – разновидность кратковременной.

Допустим, необходимо умножить 135 на 6. Начнем с того, что 130 умножим на 6 – результат 780. Потом умножим 5 на 6, получим 30 – и этот результат надо запомнить. Сложим 780 и 30 и получаем в итоге ответ 810. Пока мы не получили окончательный результат, промежуточные результаты будут необходимы. Потом мы их забудем. При разработке определенной проблемы промежуточные выводы удаляются из памяти, когда приходит окончательное решение.

Оперативная память помогает сохранять информацию в течение заранее определенного срока. Его диапазон колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. Время хранения материала в данной памяти зависит от цели, которую поставил себе человек, оно же поможет достичь этой цели. Потом информация может исчезнуть из оперативной памяти.

Данный вид памяти занимает участок, который находится между кратковременной и долговременной памятью. Он отличается определенной длительностью хранения информации и другими специфическими свойствами.

Промежуточная память обеспечивает:

1) сохранность материала в течение нескольких часов;

2) сбор и накапливание материала в течение дня.

Во время ночного сна организм очищает промежуточную память, систематизирует накопленную за день информацию и переводит ее в долговременную память. После сна промежуточная память готова получить следующую порцию информации. Человек, который отводит своему организму на сон меньше 3 ч в сутки, не дает отдохнуть промежуточной памяти. Впоследствии наблюдается нарушение хода мыслительных процессов и замедляется течение вычислительных операций. Кроме того, внимание становится рассеянным, кратковременная память слабеет, возникают «ляпсусы» в речи, ошибки в действиях.

Как отдельный вид памяти можно выделить генетическую память, т. е. такую память, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Механизмом запоминания материала в данном случае служат мутации и порождаемые ею видоизменения генных структур.

Ученые, которые занимаются изучением памяти, выделяют долговременную семантическую и долговременную эпизодическую память.

Эпизодическая память хранит информацию о событиях, происходящих постоянно и последовательно: утренние водные процедуры, путь на службу.

Семантическая память — память обо всех фактах, которые вы получили различными способами. Вы точно знаете, что «до свидания» по-английски good buy, но не можете сказать, откуда вам это известно.

Семантическая память приходит на помощь, когда нужно выучить стихотворение, определенные термины или длинные отрывки. Этот вид памяти можно совершенствовать путем повторения материала.

Прочно закрепляются в памяти эпизоды повторяющихся событий, если это осложнено глубокими переживаниями.

К долговременной памяти также можно отнести рефлекторную и абстрактную память.

Рефлекторная память. Утром вас поднимает с постели звонок будильника, вы машинально повернетесь к прикроватной тумбочке и потянетесь рукой к будильнику, ни о чем в это время не думая. Благодаря огромному количеству повторений движение руки стало автоматическим. Это еще называют условным рефлексом.

Прочие условные рефлексы контролируют такие операции, как завязывание шнурков на обуви, движения зубной щетки и т. д. Для ребенка это просто неосуществимая задача. Но со временем движения осваиваются и выполняются автоматически.

Абстрактная память. В общей сложности вы, наверное, быстро ответите на следующие вопросы:

1. Назовите столицу России.

2. Кто действующий Президент России?

А вы помните, при каких обстоятельствах вы об этом узнали? Вы просто помните событие (как получили отличную оценку на экзамене) и абстрактный факт (ваше имя).

В период раннего детства дети усваивают огромную массу сведений. Эти сведения хранятся и по сей день, хотя человек уже не помнит, когда он их получил. Какая-то доля этой информации стала достоянием рефлекторной памяти. Другая ее часть отошла абстрактной памяти.

2.2.1. Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?

1. Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды;

Не верно: Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир и органами чувств человека на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1- 0,5 сек. Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 сек (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень — кратковременная память. Кратковременная память все же поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет.

2. В случае если требуется на короткое время сохранить информацию, состоящую более чем из 4 элементов, мозг автоматически осуществляет их перегруппировку;

Верно: Кратковременная память ограничена по объему, при однократном предъявлении в кратковременной памяти помещается в среднем 7±2. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ».

3. Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависит от важности запоминаемого материала;

Верно: Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.

4. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание;

Верно: Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Один и тот же материал, будь то математика или психология легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого.

Тульвинг и его сотрудники выдвинули принцип специфичности кодирования, согласно которому то, что сохраняется в памяти, всегда тесно связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Это явление следует связывать с тем фактом, что, научение чаще всего зависит от состояния сознания или эмоционального состояния в тот момент, когда это научение происходило. Необходимо также помнить, что порой под влиянием сильных эмоций некоторые события запоминаются на всю жизнь, даже если в дальнейшем они уже никогда не повторяются.

5. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить;

Верно: Согласно эффекту Зейграника человек лучше всего помнит, то что ему не удалось выполнить доконца. Ну и действительно нужно помнить лучше всего, то что ты не успел сделать, т.к. это может быть что-то жизненно важное для выживания организма. Ну а примером может служить, то что мы же например долго "прокручиваем" в голове решение задачи, которую не решили. Потом согласно когнитивной психологи мы мир воспринимаем как модель и задача этой модели позволить выжить организму, а любое несоответствие модели и мира запускает механизм когнитивного диссонанса. И мозг пытается устранить этот дисананс. Как раз решение прооблемы и есть один из них.

6. Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем длительное ее изучение;

Не верно: Что же касается обучения, то тут, по крайней мере, одно совершенно ясно: зазубривание перед самым экзаменом - вещь сравнительно бесполезная с точки зрения - приобретения знаний. Очень многие студенты садятся за учебники только в сессию и исключительно для того, чтобы получить хорошую оценку. Подобных подход, которому сильно способствует традиционная система обучения, чрезвычайно вреден для накопления и систематизации знаний. Только такая организация учебного процесса, при которой материал для запоминания преподносится в различных контекстах и на разных уровнях проработки, может обеспечить прочное закрепление знаний и быстрое извлечение их и долговременной памяти.

7. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых предметов;

8. Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет;

Верно: Исследования показали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается. Затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее, от 30 до 70 лет, может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться.

9. Процессы памяти не связаны с процессами мышления;

Не верно: Память начинается с запоминания. Запоминание - этопроцесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос­произведения.

10. В оперативной памяти информация сохраняется на более длительный срок, чем в кратковременной памяти.

Верно: Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

2.2.2. Проанализируйте следующие тексты. Что в них правильно, что спорно, что неверно и почему? Какие теоретические концепции стоят за этими мнениями?

1. Мы не привыкли считать память социальным актом. Прежние психологи описывали память непосредственно после ощущения и восприятия. Память считалась индивидуальным актом. Бергсон допускает, что отдельный человек обладает памятью. Я так не считаю. Один человек не обладает памятью и в ней не нуждается. Для изолированного человека воспоминание бесполезно, и Робинзону совсем ни к чему вести дневник на своем острове. Если же он все-таки ведет его, то только потому, что он надеется вернуться к людям. Память – это в первую очередь социальная функция;

2. Процесс памяти сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов. Свидетельством этому является известный житейский прием завязывания узелка на память;

3. Запоминание – процесс, подчиненный принципу целостности, первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.

Верно: Первоначальная форма запоминания - так называемое не преднамеренное или непроизвольное запоминание, т. е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, считанные без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они напоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношение к окружающему. Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала. Приведенный в систему, он легче запоминается, дольше хранится в памяти. Исследования А.А. Смирнова, Л.В. Занкова выявили значительное преимущество в запоминании сгруппированного текста перед не сгруппированным. Систематизация может протекать в разных направлениях: путем объединения объектов запоминания по одному какому-либо признаку, например, распределение предметов по группам в зависимости от цвета, величины и формы и пр., путем объединения материала (например, по истории) в хронологическом следовании событий и путем систематизации его в соответствии с предложенной схемой, например, при обобщенной характеристике географических зон и т.п.

41. Что объем памяти не зависит от количества информации в отдельном символе, а определяется длиной ряда предъявленных символов, показал:

б) Дж. Миллер;

42. Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители:

б) гештальтпсихологии;

43. Характеристики запоминания того или иного материала не определяются:

а) мотивами деятельности личности;

б) целями деятельности личности;

в) способами деятельности личности;

г) гендерными различиями субъектов.

44. Динамику процессов запоминания и забывания материала разного объема и содержания позволяет изучить метод:

в) заучивания;

г) удержания следов ряда.

45. Метод двойной стимуляции разработан:

б) А.Р. Лурией и А.Н. Леонтьевым;

в) С.Л. Рубинштейном;

46. Для исследования опосредованного запоминания не применяется метод:

а) парных ассоциаций;

в) двойной стимуляции;

г) бессмысленных слогов.

47. Позиционная зависимость продуктивности запоминания имеет вид:

а) U-образного типа;

б) инвертированнного U-образного типа;

в) монотонно возрастающий;

г) монотонно убывающий.

48. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

49. Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации не зависят:

а) от важности запоминаемого материала;

б) от характера материала;

в) от предшествующего опыта;

г) от объема кратковременной памяти.

50. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти:

а) 7 ±2;

в) предел неизвестен;

51. «Ввод» информации в долговременную память осуществляется через:

а) механизмы предвнимания;

в) проговаривание;

г) иконическую память.

52. Связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого, называются:

б) ассоциациями;

53. Понятие «ассоциация» в научную терминологию ввел:

г) Дж. Локк.

54. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация:

а) по смежности;

55. Два противоположных явления связывает ассоциация:

в) по контрасту;

56. Определения времени ассоциативных процессов и содержательного состава ассоциаций касались ответы:

б) Ф. Гальтона;

57. К факторам забывания относится(ятся):

а) возраст субъекта;

б) неиспользование усвоенного материала;

в) характер материала;

г) гендерные особенности субъекта.

58. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект:

в) Б.В. Зейгарник;

59. Выбор объективных средств контроля влияния повторения на прочность ассоциаций представляет главную проблему при изучении памяти для:

а) Г. Эббингауза;

60. В редком опыте по изучению памяти исследователь имеет дело:

а) с деятельностью усвоения или заучивания;

б) с интервалом между усвоением и воспроизведением (или узнаванием);

в) с деятельностью воспроизведения (или узнавания);

г) с гендерными различиями субъектов.

61. Г. Эббингауз не изучал влияние на запоминание:

а) количества запоминаемого материала;

б) числа повторений;

в) близости и направленности ассоциативных связей;

г) характера деятельности.

62. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала:

а) только полнота;

б) только точность;

в) только прочность;

г) полнота, точность и прочность.

63. Критерием сохранения информации в памяти является(ются):

а) скорость запоминания;

б) эрудированность субъекта;

в) образованность субъекта;

г) воспроизведение и узнавание.

64. На сохранение и последующее воспроизведение информации не влияет:

а) род деятельности, промежуточный между заучиванием и воспроизведением;

б) временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением;

в) степень первоначального заучивания;

г) скорость проговаривания материала при заучивании.

65. Автором теории забывания как следствия постепенного угасания следов памяти является:

в) Г. Эббингауз;

66. Взаимодействие вновь воспринятой информации с ранее известной может приводить к повышению числа ошибок при запоминании в результате:

а) реминисценции следов памяти;

б) интерференции следов памяти;

в) интериоризации следов памяти;

г) экстериоризации следов памяти.

67. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется:

а) реминисценцией;

68. Ретроактивная и проактивная интерференции различаются в зависимости:

а) от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала;

б) от характера интерферирующего материала;

в) от последовательности заучиваемого материала;

г) от способа заучивания материала.

69. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется:

а) реактивным торможением;

б) проактивным торможением;

70. Ретроактивная интерференция:

а) не связана с событиями, происшедшими до запоминания данного материала;

б) не усиливается, если материалы сильно различаются;

в) не лежит в основе положительного переноса при научении;

г) не влияет на запоминание, если материал эмоционально окрашен.

71. Запоминанию способствует интерференция:

б) ретроактивная;

г) все ответы верны.

72. Проактивная интерференция увеличивается:

а) при возрастании степени заучивания интерферирующего материала;

б) при увеличении объема интерферирующего материала;

в) при нарастании степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала;

г) при уменьшении степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала.

73. Воспроизведение нескольких элементов материала после отсрочки, заполненной интерферирующей задачей, составляет суть метода:

а) Броуна – Петерсона;

74. Фиксация количества элементов, правильно воспроизведенных после каждого предъявления, позволяет построить график:

а) заучивания;

в) частоты воспроизведения каждого стимула за все предъявления;

г) зависимости воспроизведения от особенностей эмоциональной сферы личности.

75. Представление о том, что забывание является естественным следствием постепенного угасания следов, не разделяется:

а) Г. Эббингаузом;

г) Р. Аткинсоном.

76. Автором(ами) теории о забывании как результате тормозящего влияния со стороны побочных, интерферирующих воздействий являются:

а) Г. Мюллер, А. Пельцекер;

б) А. Браун, К. Конрад;

77. Забывание обычно протекает как процесс:

б) непроизвольный;

78. Темп забывания материала не зависит:

а) от его объема;

б) от его содержания и степени осознанности;

в) от сходства запоминаемого и интерферирующего материала;

г) от наличия у субъекта мотивов к забыванию.

79. График зависимости забывания логически однородной информации с момента ее полного усвоения называется кривой:

а) забывания Эббингауза;

80. Повторное возбуждение (оживление) следов ранее образованных нервных связей такими раздражителями, которые прямо или косвенно связаны с тем, что воспроизводится, является физиологической основой процесса:

 Студенты по-разному усваивают информацию, которую доносит до них преподаватель. Причина тому — разница в способностях. Чтобы понимать, почему после лекции студенты ничего не запомнили, необходимо иметь представление о работе головного мозга, о его особенностях и возможностях. На этих моментах и остановимся в статье.

Особенности головного мозга
Прежде всего, стоит понимать, что мозг является самым энергозатратным органом в организме. При сравнительно небольшой массе он потребляет 9% энергии всего организма в спокойном состоянии и 25%, когда человек активно начинает думать.
Мозг очень избирателен. Любой энергозатратный процесс невыгоден всему организму, поэтому мозг будет любыми способами экономить ресурсы и стараться не «включаться» без крайней необходимости.

Мозг стирает информацию, которой не пользуются. Например, так бывает у студентов, когда они в самый последний момент решают выучить много билетов за раз. На экзамене они еще все помнят, а вот после него все знания уходят практически безвозвратно, потому что их больше не задействуют в жизни. Но в некоторых случаях стереть что-то из памяти бывает неплохо. Это может быть неудачный опыт знакомства или выступления. Все это впоследствии заменяются успешным вариантом события.

Мозг нередко обманывает нас: меняет картинку прошлого, погружает в состояние дежавю. Он влияет на восприятие информации и окружающего мира. А память — одна из его функций — позволяет либо удерживать нужную информацию, либо избавиться от нее.

Структура памяти
Память — вынужденная компенсаторная реакция нервной системы. Считается, что существует 3 уровня памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная.

Следы в сенсорной памяти сохраняются на очень короткое время. За доли секунды решается вопрос о том, нужно ли привлекать обработке полученных сигналов высшие отделы мозга. Если да, информация поступает в кратковременную память для дальнейшей обработки. Если нет, информация стирается, замещается новой, то есть сенсорная память заполняется другими, новыми, сигналами.

Если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение. Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, то есть способностью одновременно сохранять определенное число разнород­ных элементов информации.

Джордж Миллер в 1956 году показал, что память в среднем не может хранить одновременно более семи элементов. В зависимости от сложности этих элементов число может колебаться от 5 до 9. Если вам нужно в сжатые сроки сохранить в памяти информацию, включающую более семи элементов, мозг группирует все таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. Например, длинный номер банковской карты мы запоминаем так: 1234 5678 1011 1213.

Долговременная память напоминает архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся длительное время. Длительность долговременной памяти зависит от важности запоминаемой информации, а также способа ее систематизации и воспроизведения.


Роль ряда факторов, влияющих на способность запоминать информацию
Важно принимать во внимание факторы, которые оказывают влияние на память. Это привычность материала, контекст, мотивация и углубление в изучаемый предмет. Более подробно остановимся на каждом.

Привычность материала. Когда какое-то событие повторяется, оно гораздо легче запоминается и на более длительный срок, в отличие от случайного явления. Пример: таблица умножения. Наверно, вы сталкивались с тем, что пожилые люди вспоминали прошлые события жизни во всех деталях. Это может быть связано с тем, что об этих событиях они рассказывали или слышали много раз. Кроме того, многие из событий, о которых рассказывают наши дедушки и бабушки, содержат глубокий эмоциональный подтекст. Такие события многократно пересказываются близким, поэтому навсегда врезаются в память.

Контекст, в котором происходит событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, котором произошло запоминание. Так, один и тот же материал, будь то математика или психология, легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого. Необходимо также помнить, что порой под влиянием сильных эмоций некоторые события запоминаются на всю жизнь, даже если в дальнейшем они уже никогда не повторяются.

Мотивация. Очевидно, что лучше запоминается то, что человек по-настоящему хочет выучить. Студент, увлекающийся спортом, зачастую может назвать имена всех футболистов в некоторых командах, но порой не способен запомнить имена трех знаменитых психологов. Мотивация играет в запоминании и другую роль. Мы дольше помним незавершенное нами дело, чем работу, выполненную до конца.

Углубление в изучаемый предмет. Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с другими фактами в различных контекстах. Однако такого рода углубление не может сравниться с тем, когда студент самостоятельно работает над предметом, устанавливает связи между различными его аспектами или пытается проиллюстрировать закономерности и принципы с помощью фактов из повседневной жизни.

Как происходит забывание
Забывание может быть связано с различными факторами. Их мы и рассмотрим дальше.

Возраст. Пожилые люди могут прекрасно помнить событие, имеющее эмоциональную окраску, но при этом забывать, что им предстоит сделать. Им бывает сложно освоить новые технологии и навыки, в то время как молодым людям гораздо проще разобраться с новым продуктом.

Неиспользование информации. Когда мы используем информацию, полученную в школе, она забывается с годами. Лучший способ сохранить что-то в памяти — не просто повторять определенную информацию, но и быть искренне увлеченным предметом.

Интерференция. Если перед тем как студент начинает готовиться к экзаменам, он получит дурные вести, то усвоение знаний будет страдать (пример проактивной интерференции).

Еще большую роль в забывании играет ретроактивная интерференция. Если непосредственно после усвоения какого-либо навыка мы приступаем к новой деятельности, этот навык может ухудшиться. В то же время было отмечено, что если старый и новый навыки очень сходны или, наоборот, очень различны, то ретроактивная интерференция выражена слабо. Она сильно будет сказываться на первом навыке лишь тогда, когда второй с ним относительно сходен.

Подавление. С помощью мотивированного забывания люди пытаются «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации. Так, мы можем «забыть» подписать чек, который посылаем в последний срок уплаты долга, «забыть» выучить экзамена­ционный предмет или явиться на важную, но чреватую неприятными последствиями встречу.


Какие продукты улучшают работу мозга
Как мы уже отметили, с возрастом память может ухудшаться. Это касается не только студента, но и преподавателя. Для поддержания и улучшения работы мозга включайте в свой рацион следующие продукты.

Грецкие орехи — источник Омега-3 жирных кислот, белка, витаминов А, B и Е, а также лецитина, вещества, которое улучшает работу мозга и активизирует память. В день достаточно съедать по 5–6 орехов.

Рыба тоже насыщена Омега-3 кислотами. Они оказывают влияние на все, что происходит в нашей голове: мыслительные процессы, управление телом, состояние памяти. Регулярное употребление жирных кислот предотвращает многие болезни. В идеале надо съедать хотя бы 100 грамм рыбы каждый день, но если это проблематично, постарайтесь включить любой сорт жирной морской рыбы в свой рацион 2–3 раза в неделю.

В авокадо много фолиевой кислоты и Омега-3 жирных кислот. Они стимулируют работу сосудов. Если не любите сам фрукт, добавляйте в еду масло — оно содержит все полезные свойства авокадо в концентрированном виде.

Черника способна улучшить память и обучаемость. Это подтвердил эксперимент с участием детей школьного возраста. В те дни, когда дети получали черничные напитки, они лучше выполняли тесты на запоминание слов и концентрацию внимания. В итоге такой результат связали с флавоноидами — эти элементы улучшают приток крови к мозгу и облегчают передачу информации между нервными клетками.

Тыквенные семечки. Цинк, жирные кислоты, магний, витамины А и Е в составе тыквенных семечек положительно влияют на активность нейронов, память и общую выносливость организма. Оптимальная порция семечек тыквы — 80–100 грамм в день. Лучше всего добавлять в салаты, выпечку или утренние мюсли.


Сбалансированное питание и упражнения способны тренировать мозг и улучшить память. Мы собрали несколько тренажеров, которые помогут повысить эффективность работы мозга.

Онлайн-тренажер для памяти Викиум . Перед тем, как приступить к тренировкам, на сайте выясняют ваш запрос, а затем сформируют программу. Тренажер подходит для всех возрастов. Можно тренироваться самостоятельно и рекомендовать студентам.

Таблица Шульте — тренажер, который способствует развитию скорочтения, потому что улучшает периферийное зрение, также помогает развивать память и устный счет. Кстати, про скорочтение мы писали здесь .

BrainApps . На сайте собраны игры, которые позволят развить память и мышление, а также курсы, благодаря которым вы сможете освоить слепую печать и другие полезные навыки. О лучших тренажерах для обучения слепой печати мы рассказывали в нашем прошлом материале .

Подведем итог
Наш мозг потребляет достаточно много энергии всего организма: 25% при активных умственных нагрузках. Такая функция мозга, как память, может быть сенсорной, кратковременной и долговременной. На память могут оказывать влияние различные факторы. Например, возраст, неиспользование информации, подавление. Для повышения эффективности работы мозга рекомендуется добавить в свой рацион орехи, рыбу, авокадо, чернику и тыквенные семечки. И, конечно, пользуйтесь специальными тренажерами для улучшения памяти.

Читайте также: