Dvd как звуковая карта

Обновлено: 06.07.2024

Сейчас аббревиатуры "5.1" и "DVD" понятны всем пользователям, тогда как несколько лет назад не сходили с уст "стерео" и "CD". В чем мы выиграли с приходом новых технологий? Во-первых, звук стал "пространственным", ставлю в кавычки, потому что мы можем говорить только о горизонтальной плоскости расположения акустических колонок.

Во-вторых, качество звука можно улучшить за счет повышения частоты дискретизации и разрядности по сравнению со стандартом Красной Книги (16 бит/44,1 КГц, стерео). Но это также субъективный фактор, потому как критерии Найквиста или теорема Котельникова доказывают, что принятого ранее стандарта вполне достаточно. Так в чем же мы выигрываем? Прежде всего, в расширении поля для творчества…

Несколько слов о 5.1

На самом деле стандарт Dolby Digital 5.1 (AC3) более универсален, чем кажется. Представьте себе картину, если бы мы заменили все окружающие нас натуральные источники звука на отдельные громкоговорители, качественно им соответствующие. И тем самым соорудили определенную "матрицу" (имеется в виду кинофильм), где человек себя будет чувствовать так же естественно, как и в реальных условиях. Это реально? Очень может быть.

Давайте начнем рассмотрение этого вопроса с обычного стерео. При воспроизведении звука в наушниках мы отчетливо слышим "панорамный центр", хотя там нет громкоговорителя. То же самое происходит и при прослушивании звука в рамках обычной стереосистемы - появляются так называемые "фантомные" громкоговорители или каналы.

Локализация фантомных каналов находится в прямой зависимости от положения головы слушателя относительно оси панорамного центра. Плюс к этому добавляются недостатки современных акустических систем и окружающего мира, где звуковое поле для воспроизводимых средних и низких частот является большим, чем для высоких.

В домашних условиях на небольших стереосистемах этот факт не так значителен как в помещениях кинотеатров. Представьте, что вы сидите близко к правой колонке, и что вы сможете услышать. В результате, центральный фантомный канал было решено сделать реальным. В этой статье мы так и будем называть его "центральным" или обозначать как "C".

Обычно он получается с помощью простого сложения двух стерео-каналов и воспроизводится громче, чем правый и левый для того, чтобы звук локализовывался в первую очередь на нем. На самом деле, в рамках стереосистемы помимо центрального канала, мы воспринимаем еще множество других "фантомных", но они являются менее значительными и более сложны для отделения, поэтому пока и не заменяются на реальные.

Неравномерность АЧХ и другие недостатки современных акустических систем оказали влияние еще на одно новшество, которого раньше не было. Дело в том, что если вы поставите в обычную колонку низкочастотный динамик для воспроизведения мощных спецэффектов, то это окажет огромное влияние на нелинейность ее АЧХ и, очевидна опасность появления большого количества искажений. Поэтому изначально было решено использовать специальные многополосные системы, а потом дошли до того, что мощный низкочастотный громкоговоритель может быть и один - стереовосприятие от этого не пострадает. Как известно, человек не может определять локализацию источников звука в диапазоне примерно до 300 Гц.

Это сразу облегчило ситуацию производителям и удешевило акустические системы.

На данный момент даже большинство студийных мониторов, работающих в стерео, имеют сабвуфер. Таким образом, частотный диапазон сабвуфера (также в рамках многокальных систем его называют каналом LFE (Low Frequency Effect)) составляет примерно от 20 Гц до 200 - 300 Гц. Это является примерно 0,1 от всего частотного диапазона, представленного по логарифмической шкале. Поэтому в обозначениях современных акустических систем добавилась "одна десятая". Говоря, например, "2.1" мы подразумеваем стереосистему и сабвуфер.

Теперь вернемся к нашим "фантомным" каналам. Давным-давно в киноиндустрии помимо основных был предусмотрен специальный канал эффектов (effect channel). Он нес на себе вспомогательные функции, использовался крайне редко и воспроизводил незначительные звуковые данные (чтобы обозначить присутствие чего-либо). Потом его достаточно сильно нагрузили, изобретя системы 4.0 и 4.1. Но вот в чем дело… Есть такое понятие как "псевдостерео", под которым понимается алгоритм создания стереополя для монофонического источника звука. Ничего сложного в его реализации нет - обычная задержка или смещение фазы для одного моно-сигнала направленного на два источника.

А если представить каждую колонку стереосистемы как отдельный моноисточник, то его можно дополнить "псевдостерео"-вариантом. Так и появились полноценные пространственные каналы (далее мы их будем называть surround или S-каналами). Изначально они находились "в унизительном положении" и воспроизводились громкоговорителями, частотный диапазон которых был намного меньше фронтальных колонок. Теперь царит равноправие, и слово "пространственный" или "surround" уже не отображает реальную суть событий, хотя это понятие закрепилась. Лучше, конечно, подходит понятие "тыл" ("rear").

Итак, образно говоря, современный слушатель оказался в центре квадрата, по вершинам которого расположены фронтальные и тыловые каналы, а прямо перед носом - центральный. В результате общего взаимодействия всех колонок нашей многоканальной акустической системы, мы получаем просто огромное количество дополнительных "фантомных" каналов, что сегодня приравнивается к "настоящему "звуку вокруг".

Главная особенность

Заранее запрограммировав звук в 5.1, вы потом без труда сможете воспроизвести его без потерь в качестве в стерео, квадро и даже моно. Вот именно это и подвигло меня в начале 2000 года начать записывать и сводить свою группу только в 5.1. Результатом я доволен даже сегодня, в 2004-м году.

Многие могут заметить, что у Dolby есть и конкуренты, главный из которых - DTS, но все-таки последний представляет пока больше стандарт для кино-производства.

Несколько слов о DVD

DVD - это определенный тип носителя информации. По сравнению с обычным компакт-диском он имеет гораздо большую плотность записи и соответственно, емкость (4,7 Гб вместо 650 Мб). Данный параметр емкости был просто необходим, потому как обычного CD не хватало даже для переноса обычной информации, не говоря уже о видео с аудио.

Существует два различных стандарта для DVD - DVD-Video и DVD-Audio. В принципе, как и с CD данные варианты просто переходные, и, уже сейчас можно наблюдать, что аббревиатура "DVD" теряет суффиксы.

Задачей этой статьи является рассказ о том, как можно сделать многоканальный звук, а не о том как скомпилировать DVD. Причем сейчас на массовый рынок входит новый стандарт Super Audio CD, который также позволяет читать (пока только читать) многоканальное аудио. Поэтому остановимся только на ключевых вопросах звука.

С чего начать?

Это самый главный вопрос, который следует перед собой поставить, после того как вы решили, что не можете без этого жить. Для начала нужно определить первостепенные задачи. Итак…

Задача №1. Правильная расстановка акустической системы

Данная схема также взята из родной документации Dolby. Как видно, реальная расстановка каналов не подразумевает квадрат, а является окружностью. Слушатель находится в центре по оси центрального канала, правый и левый равноудалены от него и смещены относительно центра на 30 градусов. S-каналы, также равноудалены от слушателя, но при этом угол от центральной оси до громкоговорителей составляет 110 градусов. В реальных условиях очень трудно соблюсти догму, но при этом можно воспользоваться задержками между каналами, с помощью чего система настраивается вплоть до идеальной.

Задача №2. Какие программы выбрать?

Dolby 5.1 плотно увязывает определенную акустическую систему, включающую пять колонок и сабвуфер, с алгоритмической моделью - то есть, является строгим стандартом. Вместо простых элементов управления панорамным положением в программах появились двумерные графические элементы, на которых вы можете указать локализацию источника звука в горизонтальной плоскости в рамках 5.1. Данные решения разрабатывались достаточно долго и имеют свою историю. Одними из первых на рынке ПО появились HMI InMotion 5.1 и Sonic Foundry Soft Encode.

Это была своего рода технологическая революция, поскольку в InMotion 5.1 пользователи могли оперировать большим количеством пространственных эффектов, а Soft Encode позволял кодировать звук AC3 (Dolby Digital) программным способом, в то время как аппаратные кодеры имели заоблачные цены.

Возвращаясь в 2004 год можно сказать, что практически все современные мультитрековые программы позволяют производить пространственное сведение звука в 5.1, только далеко не все дают возможность сохранить результат. В частности, знакомая картина, когда после приобретения программы, кодеки MPEG 2/AAC, Dolby Digital (*.ac3) и WMA устанавливаются опционально. То есть требуется определенная доплата. Помимо этого, многие программы под Windows просто не имеют другого выходного многоканального стандарта кроме как WMA, что также может доставлять некоторые неудобства.

  • Sony Pictures Digital (ex-Sonic Foundry) Soft Encode,
  • Sony Pictures Digital (ex-Sonic Foundry) Vegas,
  • Emersys Maven 3D,
  • Steinberg/Pinnacle Nuendo,
  • Steinberg/Pinnacle Cubase.
  • RML Labs SAW Studio.

В этом обзоре мы остановимся на четырех из них.

Задача №3. Постарайтесь ответить на вопрос: что именно вы ждете от результата своей работы.

Несмотря на то, что этот пункт носит большей частью полемический характер, он важен. Если вы хотите делать музыку в 5.1, то рекомендую уделить время прослушиванию того, как это делают профессионалы. В большинстве случаев, многоканальность достигается синтезированным, а не естественным образом. Конечно, сейчас можно встретить записи церковных хоров и т.д., изначально записанных в 5.1 с помощью специальных микрофонных систем. Но это встречается очень редко, поскольку требует наличия нестандартного по современным меркам оборудования. И в данном варианте стоит отметить, что такой подход является чисто музыкальным, поскольку не использует правила, пришедшие к нам из киноиндустрии (акцентирование внимания на главном персонаже и т.п.).

Если стоит вопрос в синтезировании пространственной звуковой картины в музыке, то очень большую часть времени вы будете уделять обработке звука эффектами. Звуковая картина должна быть равномерно заполненной и понятной для слушателя. Если же стоит вопрос об озвучивании видеоряда, то все гораздо проще, поскольку вступают в силу все законы производства звука для кино, и многоканальный трек вы будете собирать из кубиков (моно и стерео-файлов).

Sony Pictures Digital Vegas 4.0 и выше

Мы не будем затрагивать программу Soft Encode от той же торговой марки, поскольку Vegas является следующим витком данного направления ПО. На его примере мы отметим базовые операции по работе с многоканальным звуком, присущие для всех современных программ подобного направления. Также остановимся на некоторых тонкостях, свойственных только Vegas.

  • Количество треков - не ограничено.
  • Поддержка 5.1 - полная, стандарты Dolby и DTS.
  • Частота дискретизации - до 192 КГц.
  • Разрядность - до 24 бит.
  • Экспорт - шесть моно файлов (AIFF, WAV, W64 или PCA), а также 5.1 (AC-3, WMA и WMV).
  • Импорт - WAV, AIFF, AVI (отделяет звук от видео), MP3, OGG, WMA, WMV, CDA, MPEG-1, MPEG-2.
  • Видео - в отдельном треке с возможностями редактирования и обработки эффектами. Можно импортировать видео и графические файлы форматов AVI, MPEG 1,2, BMP, PSD, JPEG, PND, TGA, WMV.
  • Звуковые эффекты - DirectX-плагины. С программой поставляется стандартный набор.
  • Вспомогательные программы - любой звуковой редактор, в т.ч. Sony Pictures Digital Sound Forge.

Первым этапом идет указание настроек рабочего проекта, которое доступно из главного меню File > Properties. В закладке Audio мы выбираем вариант 5.1 Surround, частоту дискретизации, разрядность, степень качества ресэмплинга, частоту среза для фильтра LFE-канала и степень качества этой фильтрации. Данное окно показано на рисунке.

Расшифровывая эти пункты стоит отметить, что наиболее приемлемые характеристики качества звука для DVD-стандарта являются 24 бита/96 КГц. Степени качества ресэмплинга и фильтрации зависят от производительности вашего РС, и если ее хватает, то стоит выбирать лучший вариант. Не стоит забывать, что в процессе работы вы достаточно сильно загрузите вычислительную мощность компьютера, используя большое количество треков и подключая модули эффектов.

  • 80 Гц (для обычных пользователей и любителей DVD).
  • 116 Гц (для систем DTS).
  • 120 Гц (профессиональное Dolby для кино).
  • 180 Гц

Мною будет рекомендовано выбирать из первого (80 Гц) и третьего (120 Гц) вариантов. Хотя первый более приемлем, поскольку предусматривает большинство пользовательских систем. При желании данную опцию с выбором частоты среза для LFE-фильтра можно отключить совсем.

На рисунке показан рабочий интерфейс программы с загруженным проектом, в котором решается задача обеспечения звукового оформления для готового видеоряда. Из расшифровки видно, что для каждого аудио-трека есть свой собственный модуль управления панорамным положением в системе 5.1. Изначально оно устанавливается в фиксированном виде. Но в программе реализована возможность изменения панорамного положения в процессе времени, что называется Surround Pan KeyFrames. Таким образом, даже загрузив один моно-файл можно заставить его "летать" в пространстве.

Полезная рекомендация:

Обеспечение звукового ощущения движения объекта имеет ряд особенностей, на которых бы хотелось заострить внимание. Во-первых, добавляются два существенных эффекта - Допплера и реверберации. Помимо этого, для ощущения реализма и яркости можно примешать к основному сигналу шум. И третий важный момент - эквализация. Как известно, высокие частоты быстрее затухают, чем низкие, поэтому при эмуляции удаляющегося движущегося объекта уровень высоких частот необходимо плавно уменьшать.

Всем прекрасно известно, что качество подавляющего большинства встроенных в смартфон или компьютер звуковых карт оставляют желать лучшего. А лучшего действительно хочется. По этому направлению сегодня работает практически вся звуковая индустрия уровня HiFi и HiEnd. Но вот ценник… Те, кто уже освоился в мире хорошего звука — вполне способны отдать за мобильный ЦАП до сотни долларов. А что делать тем, что только хочет сделать свои первые робкие шаги? Именно этим вопросом я и предлагаю заняться, рассмотрев 7 самых интересных из дешевых решений.

Dac Audio TDA1305


Первый вариант уже когда-то побывал у меня на обзоре. Он базируется на чипе от Philips: TDA1305. Подключение по USB, максимальное доступное качество - 16 бит 48 кГц. Базовая замена встроенной звуковой карте, звучит весело, музыкально, но характеристиками особо не балует.

WM8740 USB OTG


Следующий вариант при сходной цене уже намного интереснее. Ведь у него в качестве преобразователя трудится знаменитый Wolfson WM8740 с усилителем MAX97220. Максимальное качество также не велико — до 16 бит 48 кГц, зато вот мощности на наушники девайс способен выдавать более 100 мВт на 32 ома нагрузки. Что и является, помимо цены, главным достоинством устройства.

Dac Audio ES9023


Еще один неплохой вариант уже на чипе ESS ES9023. Сам я являюсь большим поклонником чипов этой компании, уж очень жирно и при этом детально они звучат. Максимальное качество и выходной уровень полностью аналогичны предыдущим. Тут выигрыш идет за счет более современного ЦАПа. Подключение происходит по USB Type A.

USB CYBERDRIVE


Наконец вариант, на который роняю слюни я сам — это USB CYBERDRIVE. Внутри идет полноценный XMOS USB чип, внешний генератор частоты и полноценный ЦАП с поддержкой DSD CS4398. Максимальное качество просто сказочное для своей ценовой категории. Заявлено DSD256 и PCM до 192 кГц/24 бит. Выходная мощность составляет более 40 мВт на 32 ома нагрузки. То, что называется «надо брать». По железу аппарат нереально крут.

CS4398


Чуть более простой вариант по USB чипу, но зато со встроенным усилителем на наушники TDA1308. В качестве ЦАПа трудится все тот же CS4398. Здесь уже установлен не XMOS, значит поддержка DSD будет вряд ли. Однако все равно очень любопытное устройство, а драйвера ASIO можно найти в сети по запросу: CM108.

ALC5686


Очень недорогое решение на Realtek ALC5686. Не стоит обманываться, свистки с этим чипом примерно так и стоят, здесь в этом смысле без откровений. Однако сам чип один из лучших у Realtek с нормальным усилением, качеством до 32 бит 384 кГц. и поддержкой Type С подключения. Через переходник его можно использовать и с компьютером. Есть поддержка гарнитур, с микрофоном и кнопками управления.


Ну и последним элементом рассмотрим мобильный ЦАП с Type С подключением GGMM. Максимальное качество нам обещают до 24 бита 192 кГц. На странице есть драйвера для компьютера и, что приятно, встроенные кнопки управления музыкой. В качестве ЦАП в этом устройстве выступают уже проверенные Wolfson WM8533, а усилитель - MAX97220. Связка должна иметь около 100 мВт мощности на наушники, что весьма неплохо. Ну и внешний вид девайса, так сказать, располагает.

Главное, что нужно понимать при покупке подобного вида устройств — это что ЦАП работает только на воспроизведение и подсунуть ему микрофон зачастую никак не получится. Есть, конечно, исключения. Например, девайсы на ALC5686 вполне способны работать с гарнитурой, поскольку внутри установлен кодек. CODEC от слов кодер и декодер, то есть в две стороны. А вот ЦАП только из цифры в аналог — по другому никак.

Из всего перечисленного выше наиболее лакомый кусочек как по мне — это USB CYBERDRIVE. Очень солидная начинка за какие-то несерьезные деньги. Все остальное менее интересно, но заслуживает дополнительных пояснений. Так ЦАПы от Wolfson всегда давали очень массивное, мягкое и цельное звучание. За это их любят до сих пор. Cirrus Logic, зачастую, тотально нейтральны, а ESS — где-то посередине. Кодеки способны поддерживать гарнитуры, то есть отрабатывать еще и микрофон, и кнопки управления музыкой.

Favorite

В закладки

Забудьте о дискретных аудиокартах. Интегрированной хватит для всех

Разбираемся, стоит ли покупать дискретные или внешние звуковые карты. Для Mac и Win-платформ.

Мы часто пишем о качественном звуке. В портативной обертке, а вот настольные интерфейсы обходим стороной. Почему?

Стационарная домашняя акустика — предмет жутких холиваров. Особенно в случаях использования компьютеров в качестве источника звука.

Что используется в ПК для вывода аудиопотока

realtec_7_resize


Встроенный звук современных материнских плат и ноутбуков заметно превосходит возможности слухового анализа среднего психически здорового, технически грамотного слушателя. Платформа роли не играет.

realtec_1_resize

Некоторые материнские платы имеют достаточно качественный интегрированный звук. При этом в их основе лежат те же средства, что и в бюджетных платах. Улучшение достигается за счет отделения звуковой части от прочих элементов, использования более качественной элементной базы.

И всё же в большинстве плат используется один и тот же кодек от Realtek. Настольные компьютеры Apple— не исключение. По-крайней мере, приличная часть из них оснащена Realtek A8xx.

Этот кодек (набор логики, заключенный в микросхему) и его модификации характерны практически для всех материнских плат, разработанных под процессоры Intel. Маркетологи называют его Intel HD Audio.

Замеры качества аудиотракта Realtek

realtec_3_resize


Реализация аудиоинтерфейсов в значительной мере зависит от производителя материнской платы. Качественные экземпляры показывают очень хорошие цифры. Например, тест RMAA для звукового тракта Gigabyte G33M-DS2R:

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.01, -0.09
Уровень шума, дБ (А): -92.5
Динамический диапазон, дБ (А): 91.8
Гармонические искажения, %: 0.0022
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.012
Взаимопроникновение каналов, дБ: -91.9
Интермодуляции на 10 кГц, %: 0.0075

Все полученные цифры заслуживают оценок «Очень хорошо» и «Отлично». Не всякая внешняя карта может показать такие результаты.

Результаты сравнительных тестов

uad2_pcle_hero


К сожалению, время и оборудование не позволяют провести собственное сравнительное тестирование различных встроенных и внешних решений.

Поэтому возьмём то, что уже сделано за нас. На просторах сети, например, можно найти данные о двойном внутреннем ресемплинге наиболее популярных дискретных карт серии Creative X-Fi. Поскольку они касаются схемотехники — оставим проверку на ваши плечи.

А вот материалы, опубликованные одним крупным хардварным проектом позволяют разобраться во многом. В проведенном тестировании нескольких систем от встроенного кодека за 2 доллара до аудиофильского решения за 2000 получились очень интересные результаты.

realtec_11

Выяснилось, что Realtek ALC889 показывает не самую ровную АЧХ, и дает приличную разницу тона — 1,4 дБ при 100 Гц. Правда, на деле эта цифра не является критичной.

А в некоторых реализациях (то есть моделях материнских плат) и вовсе отсутствует — смотрите рисунок выше. Ее можно заметить только при прослушивании одной частоты. В музыкальной композиции, после правильной настройки эквалайзера даже заядлый аудиофил не сможет найти отличие между дискретной картой и встроенным решением.

Мнение экспертов

realtec_6_resize

Моя карта плохо звучит. Что делать?

realtec_4_resize


Все это очень убедительно. За время работы с железом я успел протестировать массу устройств — настольных и портативных. Не смотря на это, в качестве домашнего плеера я использую компьютер со встроенным чипом Realtek.

Рекомендую и вам не заморачиваться — в Mac он реализован очень неплохо. Для сборных платформ стоит почитать тесты на тему качества реализации аудиотракта.

А если звук обладает артефактами и проблемами? Следуйте инструкции:

Все остальное — работа вашей аудиосистемы (колонок или наушников). Ведь звуковая карта, прежде всего — ЦАП.

Что в итоге?

realtec_2_resize


Реальность такова, что в общем случае дискретная карта не даёт существенного выигрыша в качестве воспроизведения музыки (это как минимум). Ее преимущества — только в удобстве, функциональности, и, быть может, стабильности.

(57 голосов, общий рейтинг: 4.33 из 5)

Favorite

В закладки Разбираемся, стоит ли покупать дискретные или внешние звуковые карты. Для Mac и Win-платформ. Мы часто пишем о качественном звуке. В портативной обертке, а вот настольные интерфейсы обходим стороной. Почему? Стационарная домашняя акустика — предмет жутких холиваров. Особенно в случаях использования компьютеров в качестве источника звука. Большинство пользователей каких-либо ПК считают дискретную или внешнюю аудиокарту залогом.

Николай Маслов

Kanban-инженер, радиофизик и музыкант. Рассказываю о технике простым языком.

Favorite

В закладки

Сделай сам. Как подключить 5.1 акустику к любому устройству

Сегодня научу вас подключать аудиосистемы 5.1 к девайсам без поддержки многоканального звука. Любым.

Итак, представим ситуацию: у вас уже есть неплохая многоканальная аудиосистема. Подчеркнем — аналоговая, в качестве входов используются классические разъема RCA (тюльпан). При этом в результате модернизации гаджетов устройств с подходящими интерфейсами систему нельзя задействовать.

Как подключить такую 5.1-канальную акустику к устройствам с цифровым выходам HDMI/Toslink, популярному USB или использовать стереовыход? Или, как преобразовать многоканальный цифровой аудиосигнал в многоканальный аналоговый?

Настоящий и «виртуальный» многоканальный звук


Настоящая многоканальная аудиодорожка выводит голос в центральный канал, эффекты и музыка — в тыловые и фронтальные колонки. Либо — в соответствии с распределением при записи (в некоторых стандартах многоканального звука).

«Виртуальное» многоканальное аудио распределяется в соответствии с спектральной характеристикой воспроизводимого звука. Программные и аппаратные средства разбирают сигнал на компоненты по заранее определенным алгоритмам, и распределяют звуки вокруг точки прослушивания, создавая объемное звучание.

Способ 1. Не жалеем средств на качественный звук

multichannel-06


Проще всего — купить многоканальный ресивер под свои предпочтения и нужды. Самый простой, самый эффективный. И самый всеядный.

multichannel-03

Покупка даст разнообразные интерфейсы ввода-вывода для видео- и аудиосигнала, сможет самостоятельно декодировать файлы и станет центром домашней развлекательной системы. Всегда можно подобрать модель с необходимым количеством подходящих входов — и RCA в ресиверах живее всех живых.

Современные ресиверы поддерживают улучшенные алгоритмы распределения звука, в том числе Dolby Atmos, который умеет раскидывать любое число дорожек на любое число динамиков с учетом акустических свойств помещения.

Недостаток решения — стоимость. Она начинается от 10 тысяч рублей за б/у и от 30 тысяч за ресивер с поддержкой Dolby Atmos.

К тому же, ресиверы обладают внушительными габаритами. Хорошо, если место и интерьер позволяют. А если нет?

Способ 2. (Digital) Optical -> Multichannel Analog

multichannel-09


Ради этого статья и затевалась. Мне часто задают вопросы вида: «Как подключить мой домашний кинотеатр к новому телевизору? У него нет аналоговых аудиовыходов!».

multichannel-05

У моего DEXP есть только двухканальный мини-джек и оптический Toslink. На время до покупки новой акустики старый комплект 5.1 я подключил при помощи такого китайского конвертера.

Внутри устройства прячется довольно примитивный цифроаналоговый преобразователь и DSP-процессор — микросхема, отвечающая за микширование, эквалайзинг и эффекты.

multichannel-04

Применение очень простое — подключаем в аналоговые RCA-выходы акустическую систему, с другой стороны подаем аудиосигнал через коаксикальный или оптический разъем и внешнее питание от комплектного блока питания.

Если сигнал соответствует числу подключенных каналов акустики — он проходит без микширования и обработки. Как есть.

То есть, если у фильма 5.1-канальная аудиодорожка, и мы используем соответствующую аудиосистему — качество звука будет таким же, как в оригинале.

Если на него подается двухканальная дорожка, то сигнал преобразовывается с помощью «виртуального» микширования в процессоре, и раскидывается на все колонки.

Конечно, это сильно отличается от настоящего 5.1-канального звука, но, все-таки — звучит приятнее, чем обычное стерео. Если, конечно, мы говорим о фильмах.

multichannel-12

Так можно подключить акустику и к другим устройствам — например, через обычных выход для наушников ноутбука, планшета или плеера.

Но на выходе получится только виртуальный 5.1-канальный звук, даже если изначальная дорожка — многоканальная. Из стереоразъема иного получить не выйдет.

При необходимости, конвертер позволяет воспроизводить любой входящий аудиосигнал в двухканальный. Удобно для музыкальных систем стандарта систем 2.1, а так же в тех случаях, когда DSP-конвертер воспроизводит дорожку некорректно.

Способ 3. HDMI -> Multichannel Analog

multichannel-10


Вариант с использованием HDMI более перспективен, поскольку этот интерфейс используется в современных гаджетах намного чаще.

Для передачи многоканальной аудиодорожки разъем в источнике звука должен поддерживать протокол HDMI Arc. В противном случае, будет транслироваться обычное стереосигнал, который будет преобразовываться в «виртуальный» 5.1 программным путем.

Если HDMI поддерживает эту функцию, можно приобрести такой конвертер. Данная коробочка поддерживает и сквозную передачу составного сигнала: подключив источник по HDMI, можно отдельно вывести звук на аудиосистему через коаксикальный, оптический или аналоговый разъемы, при этом запустив видеоряд на проектор или телевизор.

Способ 4. USB -> Multichannel Analog

multichannel-14


Большинство предлагаемых на просторах интернета китайских «многоканальных USB-аудиокарт» довольно примитивные обманки, выдающие обработанное стерео. Сэкономить не получится.

multichannel-07

Другое дело — внешние аудиокарты. Некоторые из них способны выдавать многоканальный звук, и подходят для подключения к планшетам, ноутбукам, настольным компьютерам.

К сожалению, даже Smart TV, не говоря о большинстве устройств с пропиетарными прошивками (ресиверы, медиаплееры) не смогут распознать ее как аудиоустройство. Поэтому Creative Sound Blaster Omni Surround 5.1, Creative X-Fi Surround 5.1 Pro или ST Lab M-330 USB подойдет только как компьютерные аксессуары, либо в случае раздельной трансляции звука и видеоряда с компьютера. А это уже совсем другая история.

«Китайская коробка» или полноценный ресивер?

multichannel-13


На самом деле, выбор неоднозначен. При необходимости связывать несколько устройств в единую систему выбор очевиден.

Однако, покупка ресивера здорово ударит по бюджету, и при отсутствии необходимости масштабирования развлекательной системы станет неоправданной тратой. Коробочка вполне справляется с поставленными задачами, если необходимо связать акустику и единственный источник звука.

(26 голосов, общий рейтинг: 4.65 из 5)

Favorite

В закладки Сегодня научу вас подключать аудиосистемы 5.1 к девайсам без поддержки многоканального звука. Любым. Итак, представим ситуацию: у вас уже есть неплохая многоканальная аудиосистема. Подчеркнем — аналоговая, в качестве входов используются классические разъема RCA (тюльпан). При этом в результате модернизации гаджетов устройств с подходящими интерфейсами систему нельзя задействовать. Как подключить такую 5.1-канальную акустику к устройствам с.

Николай Маслов

Kanban-инженер, радиофизик и музыкант. Рассказываю о технике простым языком.

Читайте также: