Дворецкая а в основные типы компьютерных средств обучения

Обновлено: 07.07.2024

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):

ВложениеРазмер
rol_informacionnyh_tehnologiy_v_processe_obucheniya_mladshih_shkolnikov.docx 28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Роль информационных технологий в процессе обучения младших школьников

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

В 2001 году была принята Федеральная целевая программа развития единой образовательной информационной среды. В задачи данной программы входят: «формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования» и «использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая: создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными

В связи с развитием информационных технологий, педагоги получают уникальную возможность наглядно сопровождать свой лекционный материал или использовать видео и аудио презентацию в качестве дополнения. Несомненно, эффективность усвоения учебного материала учащимся увеличивается, если учитывать их особенности воспринимать и обрабатывать материал.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  1. рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  2. сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  3. построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  4. вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  5. использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  6. интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

". в 21 веке цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих».

Я согласна с этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта. Поэтому я уделяю большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным образованием.

Информационные технологии в учебном процессе.

Исследования показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 16%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Этим определяется целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе, так как с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):

Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий (по Козленко А. Г.):

  1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
  2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
  3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет:

  1. Средства обучения on-line применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет;
  2. Средства обучения off-line – это автономно используемые средства.

Информационные технологии в процессе обучения младших школьников

Наиболее эффективно учителя начальных классов используют презентации. Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Анализ таких занятий показал, что благодаря фрагментам уроков, на которых используются презентации, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. У них повышается качество знаний, ребенок продвигается в общем развитии, появляется стремление преодолеть трудности, познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. А главное создаются условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер». Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока - это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми анимированными схемами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы Power Point, в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора, так и отдельных компьютеров. Создаём и используем мультимедийные приложения к урокам математики, русского языка, окружающего мира.

Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное .

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.

Здесь необходимо упомянуть несомненную пользу информационных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями. , что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще две функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно не только в образовательном, но и в воспитательном процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой.

В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии. Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца.

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

". в 21 веке цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущи». С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласны администрация и педагоги нашей школы. Поэтому коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным образованием.

Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

  • создание единой информационной среды образовательного учреждения;
  • разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
  • анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
  • формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
  • подготовка пользователей единой информационной системы.

Направления использования информационных технологий в работе образовательного учреждения


Информационные технологии в учебном процессе.

Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):

Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий (по Козленко А. Г.):

  1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
  2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
  3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет:

  • Средства обучения on-line применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет;
  • Средства обучения off-line – это автономно используемые средства.

На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала.

Затем информационные технологии стали вводиться на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов. При приобретении мобильного компьютерного класса появилась возможность использовать компьютер для проведения лабораторных работ и экспериментов. Применение этого электронного продукта возможно на всех этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление материала.

В индивидуальном режиме с учащимися желающими углубленно изучать предмет проводится работа и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры для подготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ, системы виртуального эксперимента, обучающие игры.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще две функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно не только в образовательном, но и в воспитательном процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой.

В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Информационные технологии в административно-управленческой деятельности.

Использование информационных технологий в административно-управленческой деятельности школы позволяет осуществлять анализ образовательной ситуации, проводить мониторинг учебно-воспитательной и инновационной деятельности, осуществить оперативную подготовку и выпуск дидактических материалов, учебно-методического и научно-методического обеспечения, автоматизировать выполнение основных должностных обязанностей педагогов и методической службы.

Одна из важных задач, неизбежно встающая перед руководителем образовательного учреждения, — это перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию, что, по мнению специалистов в этой области, позволит избавиться от рутинного и отнимающего много времени труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса.

В настоящее время в образовательные учреждения внедряются программные комплексы, призванные помочь в организации административной деятельности в общеобразовательной школе. Созданы информационно-справочные системы, обеспечивающие нормативно-правовую поддержку работников системы образования.

Наиболее перспективным направлением информатизации организационно-методической и управленческой деятельности является использование программных продуктов компаний «1С», «Хронобус», “ФинПромМаркет-XXI”, «Системы-Программы-Сервис», «Кирилл и Мефодий» и др.

  • «АРМ Директор» разработана компанией АВЕРС (ООО). Эта программа предназначена для автоматизации процессов управления образовательным учреждением, планирования и мониторинга учебно-образовательной деятельности, унификацией внутришкольного и кадрового делопроизводства, решения многих других управленческих задач в образовательном учреждении.
  • Внедряется автоматизированная информационно-аналитическая система АВЕРС «Расписание», «Тарификация».
  • Программный продукт «1С:ХроноГраф Школа 2.0» охватывает практически все сферы деятельности руководителя образовательного учреждения. Это комплексное решение, позволяющее администратору получать оперативный доступ к информации в общей базе данных с возможностями всестороннего анализа и подготовки управленческих решений.

Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.

Информационные технологии в воспитательном процессе.

Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь нашей школы и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания.

Информационные технологии в воспитательной системе школы используются по следующим направлениям:

  1. Организация внеклассных мероприятий, общешкольных праздников и концертов, библиотечных уроков, классных часов, творческих игр.
  2. Проектная деятельность.
  3. Установление контактов и общение учащихся и педагогов в режиме Он-лайн с ровесниками и коллегами из других школ и городов.
  4. Выпуск школьной газеты «Глобус», которая создается в кружке юных журналистов, издание буклетов.
  5. Организация перемен. Школа поделена на определённые зоны по интересам: актовый зал (караоке-студия), шахматный клуб (Интерактивная доска + электронная обучающая программа по шахматам), библиотека (просмотр научно-популярных и развлекательных фильмов), медиатека (для увлечённых компьютером).
  6. Кружок по компьютерной графике и анимации.

Применение информационных технологий открыло необъятные горизонты в воспитательной работе школы. Дети стали активными участниками учебно-воспитательного процесса. Они свободно владеют компьютером, умеют ориентироваться в информационном пространстве.

Таким образом, необходимость применения современных ИТ настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах.

Информационные технологии в педагогической и методической деятельности.

Компьютер и информационные технологии заняли прочное место в деятельности руководителей методической работы. Они стали неотъемлемым атрибутом, без которых сегодня немыслимо эффективное существование и развитие.

Информационное обеспечение методической службы школы включает подготовку, обработку и хранение информации, в результате чего формируется база данных, с которой работают все пользователи в той или иной степени: руководители методических объединений, временных творческих коллективов, совета кураторов научного общества учащихся и администрация школы. Созданные в школе информационные блоки удобны для создания системы обратной связи, для развертывания системы сбора предложений, диагностирования членов коллектива, отслеживания опытно-экспериментальной работы.

В течение ряда лет ведется обработка данных различных программ наблюдения и изучения состояния работы с педагогическими кадрами: диагностических карт учителей, результатов исследований трудностей в работе педагогов и потребностей в повышении квалификации. Компьютерные программные средства создали условия для проведения мониторинга по различным направлениям: анализ дидактических средств, используемых учителем; характеристика педагогического мастерства; характер внутришкольных коммуникаций. Диагностирование методической работы преследовало цель: используя критерии и показатели, получить информацию о ее влиянии на рост профессионального уровня и развитие творческого потенциала педагогов для принятия решений о методической помощи и включения учителей в педагогический поиск. Изучив фактическое состояние уровня подготовленности педагогов, мы выявили группы учителей, имеющих затруднения в практической деятельности, творчески работающих, с установленным стилем работы, разработали систему коррекционных мер, определили перспективы профессионального роста каждого работника. Полученную информацию систематизировали в базу данных, разработали электронное портфолио о каждом педагоге.

Компьютерные программные средства по управлению персоналом способствуют решению задач: определение тенденций во взаимодействии и взаимовлиянии различных факторов в развитии образовательного процесса; выявление позиции каждого его участника.

Заключение

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии. Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца.


Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Сопина Елена Владимировна, студентка магистратуры
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Применение информационных технологий на уроках биологии

Статья просмотрена: 527 раз

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Сопина Елена Владимировна

Зубкова Евгения Николаевна
Студентка магистратуры, кафедра общей биологии и экологии
Курский государственный университет, г . Курск

Аннотация . В данной статье рассматривается целесообразность применения информационных технологий в рамках школьного биологического образования. Также отражены основные типы компьютерных средств, которые можно использовать на уроках биологии.

Ключевые слова: урок биологии, информационные технологии, компьютерные средства, визуализация.

По мнению великих педагогов, Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского, одним из основных принципов дидактики является наглядность обучения, которая позволяет активно развивать у обучающихся мышление, речь, внимательность. Психологические исследования говорят о том, что примерно 80 % школьников визуалы , это даёт преимущество визуальным средствам обучения на уроках [1].

Визуализация при использовании информационных технологий в рамках школьного биологического образования – одно из важнейших средств повышения качества образовательного процесса, так как связано со своеобразием предмета, позволяет увидеть сложнейшие биологические процессы, происходящие в живых системах; всё это увеличивает заинтересованность школьников биологией, повышает уровень их знаний [3].

Информационная технология в глобальном смысле представляет собой совокупность методов получения, переработки, использования, хранения информации, которая осуществляется в процессе производственной и общественной деятельности людей. В свою очередь информационная технология обучения – это педагогическая технология, которая применяет особые способы, технические и программные средства (кино, видео- и аудиотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Смысл информатизации образования сводится к созданию наилучших условий для неограниченного доступа к учебной, научной и культурной информации, как для обучающихся, так и для учителей [4].

В соответствии с классификацией педагогических технологий, информационные относятся к классу технологий, которые ориентированы на личностные структуры каждого отдельно взятого школьника, их целью является формирование компетенций, которые позволят повысить уровень познавательного интереса у детей.

Понятия «информационная технология» и «компьютерная технология» - это не одно и то же. Компьютер может быть применен в информационных технологиях как одно из возможных средств [5] .

Рассмотрим основные способы и типы компьютерных средств, которые можно использовать при обучении детей биологии в школе [2].

Одним из таких средств являются электронные энциклопедии. Они представляют собой электронные страницы с текстами и графическими изображениями традиционного энциклопедического характера. Являются аналогами бумажных энциклопедических словарей, справочников, энциклопедий. Главные преимущества таких энциклопедий перед обычными бумажными формами: мощная система поиска информации, основанная на специальных программных алгоритмах поиска по ключевым понятиям, электронные каталоги, функция поиска связанной информации, поддержка видео и анимации, и, несомненно, маленький физический объем.

Следующие компьютерное средство – это мультимедиа-презентации. Они могут включать в себя анимацию, виде о- и аудиофрагменты , элементы интерактивности. Кроме того, презентации активно используются и для представления работ и проектов обучающихся.

Для создания презентаций используются такие программные средства, как Microsoft Power Point или Open Impress . Эти компьютерные средства интересны тем, что в такой форме можно представить как часть урока (например, новый материал), так и весь урок целиком со всеми его этапами. Обычно, презентации, сопутствуемые интересными картинками или анимацией, являются визуально более привлекательными, чем обычный текст, и они поддерживают нужный эмоциональный уровень, который дополняет представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения [4] .

На уроках биологии нельзя обойтись без проведения каких-либо экспериментов. Но по ряду причин (техническая база школы, время года, соображения безопасности и т.п.) не всегда можно провести опыты. В таком случае на помощь могут прийти системы виртуального эксперимента. Это программные комплексы, которые позволяют школьникам проводить эксперименты в виртуальной лаборатории. В данных программах можно выделить недостаток – это естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой, в рамках своего виртуального эксперимента, выйти нельзя.

Когда обучающиеся уже усвоили теоретический материал, для их самоподготовки, а также для формирования и закрепления умений и навыков можно использовать программы-тренажеры [5].

Объединить в единый комплекс разные формы обучения могут электронные учебники и учебные курсы. Например, сначала ученикам предлагается просмотреть обучающий курс (например, в виде презентации), затем поставить виртуальный эксперимент на базе знаний, которые были получены при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Нередко на данном этапе школьнику также доступна электронная энциклопедия по изучаемому направлению, и в конце он должен ответить на несколько вопросов и постараться решить несколько задач (системы контроля знаний) [2].

Довольно результативным способом обучения, реализация которого целесообразна с применением способов информационных технологий, является дидактическая игра. Такие игры, которые проводятся с использованием средств информационно-коммуникативных технологий, могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают вырабатывать и создавать у обучающихся навыки контроля и самоконтроля. Другие, которые сконструированы на материале различной степени сложности, дают возможность реализовывать дифференцированный подход к обучению школьников с разным уровнем знаний [3].

Также, выполняя в процессе игры различные задания, дети развивают память, мышление, пространственное воображение.

Таким образом, применение информационных технологий на уроках биологии позволяет:

1) кардинально изменить организацию процесса обучения детей, формируя у них системное мышление;

2) рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса;

3) использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к совершенно новым познавательным средствам;

4) рассматривать процессы и явления в микро- и макромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;

5) представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью;

6) обеспечить психологический рост личности, развитие навыков самообразования и самовоспитания;

7) замечать и оказывать поддержку одаренным детям;

8) развить креативность детей через создание образовательных информационных продуктов.

Информационные технологии обучения биологии дают возможность не только насытить обучающегося огромным количеством готовых, неоднократно отобранных, подобающим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности школьников. Материал, который предлагается ученикам в такой форме, запоминается гораздо лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета.

Использование таких технологий на уроках биологии позволяет сделать более продуктивной деятельность не только ученика, но и учителя: повысить уровень его информационной компетентности и качество процесса обучения, активизировать творческий потенциал учителя, выработать умение обнаруживать наиболее значимые (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.


В современном образовании трудно представить подготовку и проведение урока без дополнительного специализированного технического оснащения. Сейчас никого не удивишь презентациями, видео уроками, электронными тестами и опросами.

Преподаватели каждый раз придумывают все больше дополнительных возможностей для активизации учебной деятельности, стимулирования интереса у детей.

У все чаще мы слышим, что дети становятся пассивным, вялыми на уроках, не способными принимать большое количество информации, преодолевать трудности. Почему?

С одной стороны, мы рапортуем о своих достижениях в области педагогики, о развитии проектной деятельности в обучении, о новых принципах обучения и т. д. С другой стороны, мы отбрасываем старые, казалось бы, ненужные методы проведения уроков. Многие говорят, что они изжили себя. Традиционный урок для современных детей не интересен. Опросы родителей показали, что большинство считает образование прошлых лет более эффективным. Уровень знаний, который дети получают только из школы, достаточно низкий, для успешного продвижения дальше. Родители вынуждены прибегать к дополнительным занятиям с репетиторами или самостоятельно. Родители также отметили высокую загруженность своих детей, чрезмерную нагрузку на зрение и опорно-двигательный аппарат из-за вынужденного длительного времяпровождения за ноутбуками, планшетами при подготовке к занятиям.

Опросный лист родителей

1

Достаточно ли оснащен техническими средствами образовательный процесс вашего ребенка?

Да/нет

комментарии

Объём знаний Вашего ребенка, полученный в ОУ достаточен для дальнейшего образования?

Ваш ребенок нуждается в дополнительных занятиях?

Что бы Вы хотели изменить в образовательном процессе Вашего ребенка?

Преподаватели отмечают возрастающую пассивность детей, не способность добывать знания. Обучающиеся привыкли получать информацию в готовом виде, и решать задачи по подобию, отвечать на вопросы по тестам, то есть по предложенным им вариантам ответом. Если в задании есть не трудности, они не пытается их решить, предложить несколько вариантов решений.

Отмечается и общая тенденция в затрудненности высказывания своих мыслей среди обучающихся. Сами обучающееся говорят о том, что им легче написать ответ, чем рассказать словами или, что еще труднее выступать перед публикой. Этот факт подтверждают и родители, которые отметили высокую популярность дополнительных занятий по сценической речи или актерскому мастерству среди старших школьников. Что же делать? Возвращаться к старым методикам?

Мы провели эксперимент. В группах провели два урока по смежным темам. Первый урок шел с традиционной подачей материала и опросом. Второй с применением различных презентаций, работе с поисковиками и т. д.

Выяснилось, что первый урок был для обучающихся скучным, материал сложным. Второй урок оказался интересным. Опрос показал, что материал усвоен лучше по первому уроку, но преподаватели отметили, что активность детей была выше на втором.

Естественный вывод в данной ситуации в комбинировании подходов, в разумной дозировке подачи информации разными способами.

В результате проведенной работы, были приняты ряд рекомендаций использования технических средств:

  1. Домашние задания должны давать возможность выбора способа подготовки обучающемуся.
  2. Новый материал лучше усваивается, если чередуются методы подачи информации.
  3. Индивидуальный подход в выборе способа опроса обучающегося.
  4. Задания должны быть направлены на развитие тех навыков, в освоении которых, ребенок испытывает трудности.

Например, в учебной группе специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» есть профессиональный модуль «Основы проектной и компьютерной графики». Содержание модуля предусматривает большое количество практических работ, выполняемых на компьютере, с помощью графических редакторов. Новую информацию тоже трудно донести без использования интерактивной доски. Обучающиеся с удовольствием и энтузиазмом погружаются в творческий процесс выполнения рисунков и порой их трудно остановить в конце урока, все-таки нагрузка на глаза довольно ощутимая. Более того, при защите практических работ, многие показывают отлично выполненные работы, но не могут объяснить алгоритм выполнения.

Поэтому, для защиты практических работ обучающимся предлагается составить краткий алгоритм в тетради и по этому алгоритму подготовить доклад к защите практической работы. На протяжении всех уроков преподаватель старается максимально больше давать информации и проводить опросы традиционными методами.

В этой же группе дисциплина «Основы философии» предполагает большое количество практических занятий с обсуждениями ряда философских проблем. Занятия проводятся в форме семинаров, дискуссий. На таких занятиях студенты пытаются доводить свои соображения до собеседника, пробовать отстаивать свои идеи. Подготовка к таким семинарам предполагает использование и библиотечных материалов, и технических средств. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности студентов. Некоторые из них испытывают страх перед публичными выступлениями и просят предоставить им возможность отвечать письменно; в группах обучаются и инвалиды с нарушениями речи и слуха, которым трудно выступать, но они замечательно могут подготовить текст выступления или презентацию. В таких случаях хорошо использовать групповые выступления, в которых каждый участник возьмет на себя посильную задачу. Это не значит, что те, кто боится выступать, на протяжении всего семестра будут отсиживаться за спинами других, составляя тексты и презентации. Это значит, что все участники группы будут отвечать на семинарах в том объёме, который они смогут осилить.

Подача лекционного материала предполагает использование всех возможных технических средств. Это и презентации, и видеоуроки, и дистанционные конкурсы. Хорошо себя зарекомендовали аудио лекции, по результатам которых должен быть создан опорный конспект по предварительно данному преподавателем плану.

Для обучающихся всех специальностей и теоретический материал и практические задания с примерами их решений продублированы на специализированном сайте. Данный сайт расположен на платформе moodle и является дополнительным средством обучения для часто болеющих обучающихся, инвалидов, обучающихся имеющих академическую задолженность.

Таким образом, чрезмерное применение технических средств в обучении приводит к обратному результату, но тщательно продуманное использование, индивидуальный подход в их использовании помогает учащимся усвоить новый материал, повысить мотивацию к освоению новых тем, преодолеть свои трудности.

Читайте также: