Есть ли марио на ps2

Обновлено: 06.07.2024

Каждый год одно и то же: что ни громкая новинка от известной студии, то прекрасный, почти безупречный хит с высокими баллами. 8 из 10, 9 из 10, 10 из 10 — послушать критиков, так многим ААА-проектам на роду было написано стать шедеврами. 2017-й оказался особенно богат на подобные релизы — Resident Evil 7, Horizon Zero Dawn, Persona 5, Wolfenstein II… И гордо возвышается над всеми Super Mario Odyssey — произведение, которое впору назвать самой высокооценённой игрой всех времён и народов. Результат, зная Nintendo, ожидаемый. Вот только заслуженный ли?

Так сразу и не скажешь. С одной стороны, пресса действительно любит разбрасываться «десятками» и раздувать из мухи слона: поди угадай где настоящее произведение искусства, а где просто неплохой тайтл, оказавшийся в нужное время в нужном месте. С другой — после долгих часов за новым шедевром Nintendo понять восторги коллег-журналистов не составляет труда.

Вокруг света за 180 лун

Покорить игра ухитряется с первых кадров — ещё бы, ведь начинается история бодро, без долгих вступлений, с драматичной (насколько это вообще возможно в грибном сеттинге) экшен-сцены. Сама по себе завязка, правда, совсем банальная: Боузер вновь украл принцессу Пич — и Марио, как обычно, бросается на выручку. И всё бы хорошо, только на этот раз битва титанов кончается довольно плачевно: монстр подло сбрасывает героя за борт, а сам улетает вместе с добычей на воздушном корабле. Оказавшись ни с чем, без транспорта и даже без собственной кепки, усач отправляется в погоню. Промедление смерти подобно: похититель уже вовсю готовится к свадьбе со своей жертвой!

Super Mario Odyssey

Злые языки любят утверждать, будто все приключения бравого итальянца одинаковые. Бегай, прыгай, дави гумб, собирай монетки и спасай девушку в беде — из года год, из выпуска в выпуск суть неизменна. Но нет, не так всё просто.

В каждой новой Super Mario японцы пытаются помаленьку переизобрести уже знакомую формулу, интегрировав какие-то инновационные элементы в привычный платформенный геймплей. Super Mario 64 адаптировала серию под 3D, Super Mario Galaxy вывела действие в космос и внесла ряд корректив в правила игры, а New Super Mario Bros. Wii впервые представила кооперативный мультиплеер аж на четырёх пользователей.

Super Mario Odyssey

Odyssey, дебютный выпуск сериала на приставке Switch (не считая спин-оффа Mario + Rabbids), тоже не мог обойтись без какой-то интересной «фишки», способной выделить его из толпы себе подобных. Но что может быть круче межгалактических полётов и прыжков по неизведанным звёздным системам? Ответ прост: шляпы.

Метр с кепкой

Словно наигравшись в Mortal Kombat или Team Fortress 2, Nintendo решила превратить знаменитый головной убор Марио из простого украшения и символа в оружие из арсенала Кун Лао. Кеппи (так зовётся новая фуражка героя) — невероятно полезный инструмент в решении многочисленных головоломок и задачек. Надо прикончить какого-нибудь мелкого монстра, сломать блок или перепрыгнуть особо широкую пропасть? Не вопрос, снимайте шляпу. А если лень управлять ею самому и хочется кооператива — зовите приятеля, вручайте ему Joy-Con и получайте новые ощущения от столь необычной работы в команде.

Super Mario Odyssey

Но вышеперечисленные трюки — далеко не самые интересные и удивительные способы применения новинки. Поскольку дело происходит в волшебном мире со специфическими правилами и необычной логикой, Кеппи позволяет своему владельцу в буквальном смысле захватывать тела животных и многих врагов. Достаточно бросить её в ничего не подозревающую цель — и вуаля. Гумбы, люди, лягушки, даже предметы обихода вроде электропроводов и канализационных люков — список трансформаций широк и велик, и каждая из них кардинально меняет происходящее на экране хотя бы на пару минут.

Остаётся только гадать, как и при каких обстоятельствах данная идея пришла кому-то в голову — но она без преувеличения гениальна. За долгие часы Super Mario Odyssey просто не успевает надоесть, подкидывая приятные сюрпризы один за другим. Когда-нибудь могли себе представить играбельного тираннозавра в игре про Грибное Королевство? Или возможность оседлать (в прямом смысле) пулю? Благодаря столь неординарному напарнику перед нами словно не одна полноценная игра, а целый сборник необычных забав, интерактивная версия творческого поиска сотрудников Nintendo.

Super Mario Odyssey

«А что если посадить героя в танк? Или позволить превращаться в знакомых по серии монстров? А как насчёт того, чтобы Марио растягивался в длину или летать?» Сплошные инновации — да, мелкие, зато запоминающиеся и проработанные. Поразительно, как с помощью ровно одной свежей идеи японцы умудрились привнести в геймплей десятки уникальных (и очень хорошо проработанных) механик. Поразительно — но объяснимо.

Маниакальное внимание

Дело в том, что Super Mario Odyssey — игра, которую делали настоящие мастера своего дела. Не самозванные гении, творящие кто во что горазд во имя своего авторского видения. Не скромные ремесленники, которые трудятся в поте лица в страхе от неумолимо приближающегося дедлайна. Перфекционисты. «Одиссея» (как The Legend of Zelda: Breath of the Wild полгода назад) демонстрирует: в Nintendo сидят люди столь умелые и сосредоточенные, что им недостаточно сделать «хорошо» и «необычно» — им надо сделать идеально, сколько бы это у них ни заняло ресурсов и времени.

Super Mario Odyssey

И это не пустые слова. Каждый мир, каким бы большим или малым он ни был, продуман до мелочей — никаких унылых пустот, любой бессмысленный на первый взгляд тупик для чего-то нужен. Округа напичкана NPC с уникальными диалогами, побочными миссиями или достопримечательностями — чтобы гость не потерялся или (не дай бог) не заскучал. Даже рядовые противники с умом расставлены по локациям, представляя угрозу, но не досаждая почём зря. А чёткое, выверенное управление персонажем и камерой превращает исследование поразительных, чудных миров из рутины в ни с чем не сравнимое развлечение.

То же самое и с механиками: какими бы простыми или даже примитивными ни казались новые способности на первый взгляд, дизайнеры используют каждую на полную катушку, позволяя геймеру отыграть все возможные ситуации с их участием. Какие-то моменты повторяются слишком часто (например, необходимость выстраивать башни из гумб или бегать за нотами на время), но контекст и обстоятельства всегда разные — ровно как и стоящие на пути препятствия.

Super Mario Odyssey

Даже сложность подобрана безупречно. На первом прохождении (где-то до титров) она ощущается лишь вскользь — кажется, будто новая Super Mario уж больно проста. Но нет: так разработчики стараются не перебарщивать, оставляя самые тяжкие испытания на потом, на пост-гейм. Японцы понимают: не каждому хочется перепроходить одно и то же по 100 раз, встретив какой-то особо жестокий акробатический эпизод — и решают проблему баланса с элегантностью маэстро. Так что разочаровываться раньше времени не стоит. Как только Боузер окажется не у дел, а в уже знакомых Царствах возникнут дополнительные миссии, и без того ударная Odyssey прямо-таки расцветёт. Хотели хардкора? Будет вам и хардкор!

Прекрасная динамика, чёткое понимание своей публики и геймплей, который «держит». Страшно признавать, но Nintendo в очередной раз сделала великолепное приключение для всей семьи.

Дело в шляпе

Разумеется, последняя фраза звучит высокопарно, — даже пафосно — но именно к такому выводу приходишь, «осваивая» Odyssey вечерами после работы. Даже каких-то серьёзных недочётов нет — а мелкие огрехи легко объяснимы и, по сути, не особо портят общее впечатление.

Например, сценарий прост и очевиден — но подан со вкусом, да и поставлен на удивление качественно. Графика технически устарела — а смотрится всё равно живописно. Лишь управление стоит пожурить — некоторые движения и приёмы с Кеппи надо выполнять отсоединёнными Joy-Con, что не всегда удобно. С другой стороны, счастливо дойти до финала выйдет и без них, так что тоже не проблема.

К Super Mario Odyssey действительно сложно подкопаться по существу: произведения столь продуманные не оставляют места для критики. Можно по-разному относиться к Nintendo, её бизнес-решениям и политике, но одного у компании всё же не отнять — в ней обитают действительно талантливые люди. И каждое их произведение для нас — словно праздник.

Super Mario Odyssey обзор игры

Но иногда эти принципы рушатся. И Марио больше не водопроводчик. Официально. Теперь его социальное положение примерно соответствует заглавному персонажу фильма «Большой Лебовски». Лишив героя профессии, в Nintendo решили поэкспериментировать и с его идентичностью. Поэтому злой черепаходракон Баузер здесь похищает не только принцессу Пич, но ещё и волшебную живую тиару, а искать эту парочку итальянец отправляется вместе с не менее живой шляпой Кэппи, которая позволяет перевоплощаться в любого более-менее крупного врага.

Смена обличий — не новая идея для сериала. Ещё в Super Mario Bros. 3 можно было стать летающим енотом или быстро плавающей лягушкой. Но в Odyssey эта история доведена до своего предела, потому что задачки на здешних уровнях зачастую решаются только за счёт превращений. Надо преодолеть огромную пропасть? «Зашляпим» живую пулю со злобным оскалом и живо перелетим. Как разбить особо прочную сырную горную породу? Конечно же, стать черепахой — метателем молота!

Больше пятидесяти превращений гарантируют, что скучно не будет. Тут можно устроить башню из дюжины грибочков-гумб и подкатить к гумбе-женщине, чтобы получить «голубую луну». Можно превратиться в танк и с криком «Русские не сдаются!» устроить в волшебном мирке филиал Call of Duty. Очутиться в двухмерной фреске, выглядящей точно как первая Super Mario Bros., и вернуть свой «когда-там-у-вас-появилась-Dendy»-й год. Или просто сесть на модный мопед Vespa и устроить гонки с тираннозавром. В общем, всё, что касается способов достижения цели — бесподобно.

Super Mario Odyssey обзор игры

Антисвадебное путешествие

А вот то, что про сами цели, — уже не так безоблачно. Основная сюжетная скрепа — желание Баузера жениться на принцессе. Чтобы сыграть свадьбу, надо собрать по миру множество вещей — от многослойного торта и платья до букета невесты и праздничного блюда. Поэтому безработный и его кепка летают за негодяем по разным королевствам на космическом корабле «Одиссея». И чтобы чудо техники в виде шляпы летело дальше, в каждом королевстве надо находить энергетические луны.

Эта система тоже не нова — точно так же Марио шёл вперёд в каждом своём трёхмерном походе. В Odyssey из миров-королевств решили сделать модные нынче «песочницы». Наш аппарат приземляется посреди водопадов, пустынь или снегов — и давай, геймер, бегай, ищи светила. Чаще всего волшебные полумесяцы запрятаны почище кощеевой смерти. Их хочется искать и находить, не находить и не сдаваться. Иногда, решив задачку после многих попыток, ощущаешь чувство, близкое к счастью.

Но много лун лежит если не совсем на дороге, то рядом с ней. Порой квесты сделаны совсем для детей: превратились в летающую гумбу — допорхали до одного уголка карты, допарили до другого — плюс две луны. Для детей (а также фанбоев) прицеплена и смена костюмов. Геймплейной нагрузки они почти не несут, разве что иногда вас пустят на специальный квест лишь в униформе строителя или исследователя.

В целом дизайн уровней и разнообразие задач выдерживают очень высокий уровень — ни в сюжете, ни после него мне не хотелось отложить Switch, хотя я собрал больше двух сотен звёзд для этой рецензии. А уж те зоны, что получились с вдохновением, например царство еды с итальянскими нотками или самурайская цитадель Баузера, запоминаются надолго. И конечно, в сериале ещё не было таких обширных пространств для исследования.

Но не все королевства тянут на вершину гейм-дизайна. Некоторые, типа снежного, так и вовсе не «песочницы», а всего лишь «хаб», ведущий в не связанные между собой комнаты с простенькими заданиями. Другие — совсем крошечные и служат только для одной битвы с «боссом», хотя их можно было бы развить в прекрасные пространства для исследования.

Super Mario Odyssey обзор игры

Мой личный фаворит — Паровые Сады с абсолютно гениальной мелодией и превращением в овощи.

Сотни лун спустя

Пожалуй, в Nintendo и хотели мотивировать вас облазить каждый закоулок. Пробежать сюжетную кампанию можно часов за шесть. И это будет самая лёгкая из частей Super Mario. Контента при этом хватит на все шестьдесят. «Постгейм» открывает новые королевства и гигантское количество лун, возможность влезть в шкуру другого классического персонажа вселенной, усложнённые версии «боссов» и просто хардкорные испытания реакции. Всё это волшебно, игра буквально вырастает у вас на глазах, становится лучше с каждым проведённым после решающей битвы часом.

Но, к сожалению, углубившись в развлечения после финальных титров, разработчики не уловили один важный тренд. Если семь — десять лет назад, во времена дилогии Galaxy, было очень даже круто сделать небольшую кампанию и огромные просторы для исследования мимо неё, то сейчас, особенно после всяких Breath of the Wild и «Ведьмака 3», ситуация, когда сюжетная канва не совсем вписана в исследования, радует уже не так. Да, Odyssey использует фирменный приём Nintendo — привлечь ваше внимание какой-то мелочью и сделать из этого мини-квест. Но этот приём, как единственный финт футболиста, уже все успели выучить.

И что, к большому сожалению, видно, в одиссею Марио собирали в спешке. Про это говорят и очень разные по качеству королевства, и мелкие технические проблемы, и непродолжительность сюжетной ветки. Но такое решение было абсолютно верным, ведь в прошлом поколении отменная Super Mario 3D World появилась слишком поздно, когда Wii U уже многие успели похоронить. А сейчас платформер, которого ждёт каждый обладатель Switch, вышел буквально через полгода после старта консоли.

Super Mario Odyssey обзор игры

Городское королевство сильнее всего пиарили, но, увы, оно получилось не настолько огромным и красивым, как могло показаться.

Королевство полной и пустой луны

Да, технические проблемы тут тоже случаются. Графика кое-где (смотрите скриншот выше) напоминает про Super Mario Sunshine, а ей ведь недавно исполнилось пятнадцать лет. Дополняют дело небольшие баги с тенями и не самые приятные «лесенки» на персонажах и декорациях — хотя герои более детализированы, чем в недавней Mario + Rabbids. Отдельные текстуры явно взяты из запасников по второму разу, просторы порой выглядят пустовато, а потому картинка в общем не сильно ушла вперёд по сравнению с Wii U.

Конечно, есть тут и шикарная водичка с бликами и переливами, приятные эффекты освещения, но в целом мультипликационный стиль не позволит владельцам Switch хвастаться «графоном». Зато игру можно запросто показать любому другу, просто отдав ему один из контроллеров Joy-Con. В режиме для двоих второй человек управляет Кэппи, и это просто отличный вариант для кооператива, если у вас есть дети или младшие братья-сёстры.

В варианте для одного нам слегка навязывают управление движением — с его помощью можно быстрее карабкаться и (по идее) проще выполнять некоторые из бросков шляпы. Но на деле ваши выпады распознаются не всегда идеально и с помощью обычного геймпада контролировать пируэты Марио гораздо удобнее. Я уделяю этому целый абзац, потому что, как и всегда, тут есть задачки, например получение лун в забегах с черепахами, что требуют практически идеального контроля над героем. «Одиссея» лишь в своей основе детская — собрать всё и вся смогут лишь настоящие мастера.

Super Mario Odyssey обзор игры

В высшей лиге платформеров для Odyssey зарезервировано почётное место. Только не рядом с гениальными Super Mario 64 или Galaxy, а на уровне Super Mario 3D World. То есть игры, которая не создаёт ничего принципиально нового, а просто достойно использует и развивает то, что сделано до неё. Для владельцев Switch это ещё один обязательный к приобретению эксклюзив и мощнейший аргумент в пользу консоли, но, чтобы считать Odyssey лучшей в сериале, надо хорошенько забыть предыдущие приключения бывшего водопроводчика.

Плюсы: блестящая идея с превращениями и шикарная её реализация; самые большие открытые пространства в сериале; очень много контента; после сюжетной линии приключение становится даже лучше, хардкорнее, разнообразнее, растёт вместе с вашими умениями; очень приятный фансервис — от 2D-уровней до костюмов, персонажей и королевств.

Минусы: видно, что проект делался в спешке, поэтому местами то графика отстаёт, то качество миров и заданий.

После выхода Super Mario Odyssey настало время задать вечный вопрос: «Какая лучшая игра «Марио»? Конечно, лучшие игры про «Марио» - это субъективный список, и у каждого они будут свои. Тут следует спросить так: что делает каждый «Марио» отличной игрой? Дизайн уровней? Визуальный стиль? Уровень воображения разработчиков? Или некий ностальгический фактор? Кстати, последнее мы не учитывали — в этом списке представлены игры только последних 15 лет (начиная с 2007 года).

Итак, если вы никогда не играли в «Марио» (или же делали долгий перерыв и хотите вернуться к серии), то добро пожаловать! В этой статье мы расскажем про лучшие игры «Марио» последних лет.

5. Super Mario Galaxy (Wii, 2007; Nintendo Switch, 2020)


После того, как эксперимент с Super Mario Sunshine окончился неудачей, Nintendo пересмотрела свое отношение к 3D-играм. В новой части с подзаголовком Galaxy был использован подход из New Super Mario Bros. Разработчики добавили больше ограничений к перспективе игрока. Игровое пространство постоянно менялось, представляя новые задачи и запрашивая от игрока творческих решений.

Марио в этой игре путешествует в огромном открытом пространстве, запускает себя в космос и приземляется на маленьких планетках. Он карабкается внутри труб, сражается против галактической флотилии и плавает в океанах, покрывающих собой всю планету. В конце концов он сражается с Боузером в море огня в самом конце вселенной.

Но и это не все! В игре также был ассиметричный мультиплеер: когда подключался второй игрок, он мог помогать Марио хватать предметы и увеличивал высоту прыжка.

4. Super Mario 3D World (Wii U, 2013)


Про важность камеры в играх «Марио» можно писать диссертации, и Super Mario 3D World показывает, насколько же важна для хорошей игры правильно поставленная камера. Особенно для игры про Марио. В данном случае перспектива меняется — от фиксированной камеры за плечом героя до свободного вращения виртуальным устройством. Ограничения в камере были связаны с внедрением кооперативной игры на 4 человек. С такой гибридной системой камеры стало гораздо проще объединяться вчетвером для прохождения.

Что интересно, хотя название игры отсылает к 3D Land и Super Mario World, в плане геймплея игра больше похожа на аналог Super Mario Bros. 2. К веселью на четверых может подключаться даже принцесса Пич! Таким образом, комбинация 4 различных игровых персонажей, линейные уровни, которые легко и просто исследовать и, конечно, экзотические локации (вроде казино или поезда) дают этой игре неповторимое ощущение, которое можно сравнить только с давно забытой классикой. Однако дело не только в ностальгии: игра сама по себе вышла у Nintendo очень и очень хорошей.

3. Super Mario Galaxy 2 (Wii, 2010)


Думаете, что «Марио» - это всегда линейный платформер? А вот и нет! Чтобы понять, какие игры Марио бывают, достаточно поиграть немного в Super Mario Galaxy 2. Главная причина, почему вторая часть оценивается выше первой — это наличие динозаврика Йоши. Включение этого поедающего монстров, плюющего снарядами существа делает игру про Марио еще более комплексной. Конечно, с дизайнеров в таком случае двойной спрос, потому что уровни должны быть интересными, несмотря на усложнение механики. Наверно, поэтому Йоши обычно не появляется в играх про Марио до второй части. Впрочем, Йоши появляется в Galaxy 2 только на паре планет, но и этого достаточно, чтобы оценить проработку. Если первая часть удивляла самим концептом «Марио в космосе», то вторая игра берет разнообразием геймплея и ситуаций.

Игре едва удается удержать вместе все безумные идеи, которые варятся, так сказать, в ее котле. От бескрайних галактических ландшафтов до ретро-уровней в стиле 2D — игра отказывается от большинства поверхностных элементов своего предшественника и погружает игроков в чистый геймплей. Такого разнообразия ситуаций и геймплейных моментов вы еще не видели в игре про Марио! Тогда как первая часть брала идеей, от которой падала челюсть, то вторая является просто лучшей по геймплею.

2. Super Mario Odyssey (Switch, 2017)


Возможно, пока слишком рано петь этой игре дифирамбы (игра все-таки вышла не так давно), но Super Mario Odyssey определенно заслуживает высокого места в пантеоне игр про Марио. Ей удается вдохнуть новую жизнь в известные идеи: все знакомые элементы серии представлены здесь с новой стороны. В этой игре Nintendo удалось, наконец, в полной мере реализовать идеи, представленные в Super Mario 64 и Super Mario Sunshine. Самое удивительное в «Одиссее» - это как легко структура «Марио» легла на рельсы современного приключения в открытом мире, с поиском сокровищ и секретов. Звезды здесь стали «Лунами», а их получение теперь не ведет к перезагрузке уровня.

1. New Super Mario Brothers U (Wii U, 2012; Switch, 2019)


На вопрос «В какой Марио можно играть вдвоем?» можно смело рекомендовать эту игру. Но не только в этом заслуга игры. Неспроста она все-таки занимает 1 место в нашем списке «Лучшие игры про Марио, начиная с 2007 года». А все дело в том, что лучше игры, чем эта, Nintendo не выпускала со времен, пожалуй, Super Mario Bros. 3. А это о многом говорит! В этой игре компании удалось объединить в одном продукте все лучшие черты игр о Марио, все геймплейные механики, идеи и инновации.

К сожалению, New Super Mario Brothers U (и переиздание Deluxe на «Свитч») не сильно высоко котируется в среде фанатов, а многие о ней даже не слышали. Скорее всего, дело в том, что изначально игра вышла на плохо принятой консоли Nintendo Wii U. К тому же релиз пришелся на время незадолго после провальной New Super Mario Bros. 2. Вот люди и воротили носы от нового «Марио», думая, что будет такой же провал.

Однако первая игра «Марио» на Wii U вышла по-настоящему выдающейся. Она объединила кооператив на 4 игроков из New Super Mario Bros. Wii, творческий подход к дизайну уровней и сеттинг Super Mario Bros. 3, полный секретов мир Super Mario World, уникальные возможности геймпада Wii U — все это в одной игре! Также в ней появились темы отдельных уровней вместе с другими интересными новыми элементами, например онлайн-сервис Miiverse был представлен в игре и через него можно было делиться достижениями и картинками. Потом эта особенность вдохновила создателей Super Mario Maker. Ну и как вишенка на торте, сегодня Nintendo продает эту игру в комплекте с дополнением New Super Luigi U — суперсложным режимом, в котором у вас есть 100 секунд на то, чтобы пройти уровень.

Обычно Марио — не самый интересный персонаж в играх-спиноффах про себя. Так же и New Super Mario Brothers U — не самая цветастая и привлекательная игра в серии. Однако она привлекает полировкой и проработанностью своего мира и геймплея. Все в ней выполнено на недосягаемо хорошем уровне. И именно поэтому в списке «Лучшие игры про Марио» она занимает заслуженное первое место.

Shovel Knight

Оглядываясь назад, мы можем объективно оценить феномен Марио как персонажа, во многом олицетворяющего видеоигры как часть массовой культуры конца XX - начала XXI века. Подобно Бродяжке в исполнении Чарли Чаплина в кино или Микки-Маусу в мультипликации, Марио является тем героем в игровой индустрии, который не привязан к определённому произведению. Даже когда мы проходим до самого конца очередную игру с его участием - история не завершается, Марио не исчезает, а продолжает жить вне времени и пространства как некий вечный, устойчивый образ, узнаваемый по силуэту или мельчайшей детали костюма.

Не углубляясь в прошлое, отметим, что до 1996 года серия Super Mario представляла собой всем известный архетип двухмерного платформера, а сам Марио ещё не обрёл объёмный облик, а также уже всем знакомый голос и набор реплик. Переход в трёхмерное измерение был моментом истины для Nintendo, определившим в итоге не только судьбу японской компании, но и всей индустрии в целом. В связи с этим выпуск Super Mario 3D All-Stars в год 35-летнего юбилея усатого итальянца обладает символическим смыслом.

Важно понимать, что данное переиздание не является попыткой обновить классические части до уровня современных игр, вроде Super Mario Odyssey, с чем связано отсутствие каких-либо улучшений в графическом оформлении, кроме подтянутого разрешения до 1080p в док-станции и 720p в портативном варианте. Даже формат изображения Super Mario 64 близок к исходному соотношению сторон, из-за чего на современных телевизорах и мониторах вы будете видеть чёрные полосы по бокам экрана. Сборник Super Mario 3D All-Stars — это прежде всего экскурс в историю, позволяющий игрокам на собственном опыте прочувствовать, как серия эволюционировала на протяжении порядка десяти лет: как зародились новые игровые механики, как прогрессировала графика, как изменялся дизайн уровней и их сложность, какие необычные эксперименты с геймплеем пробовали разработчики и так далее. Любые изменения, внедренные в эти игры, сейчас просто напросто разрушали бы историческую целостность оригиналов и смазывали правильное восприятие.

Открывает сборник Super Mario 64, вышедший в 1996 году в качестве стартового проекта для консоли Nintendo 64. Это был дебют Марио в полноценном 3D и, наверное, самая главная и основополагающая трехмерная игра за всю историю. Каждый проект, создаваемый в 3D, вплоть до сегодняшнего дня, так или иначе заимствует опыт этого шедевра Nintendo. Впервые игроки смогли свободно управлять камерой, рассматривая персонажа и окружение с разных сторон, за исключением некоторых моментов, вроде узких коридоров. Контролировать движения Марио нужно было с помощью аналогового стика — столь привычный и необходимый элемент геймпада в наше время тогда был поистине революционным. Даже несколько опоздав с выпуском новой консоли, Nintendo в очередной раз нокаутировала конкурентов в лице Sony и SEGA, заставив их в спешном порядке разрабатывать свой вариант контроллера со стиком. Технология была ещё не до конца отточена, но, тем не менее, управление персонажем в Super Mario 64 вышло на совершенно новый уровень, позволяя добавлять разнообразные механики. Например, чтобы победить Боузера, игрок должен схватить его за хвост и выкинуть с арены, быстро раскручивая стик по кругу.

В дополнение к стику, авторы значительно расширили другие механики и возможности Марио. Сигеру Миямото отдельно отмечал разнообразные трюки, которые помогали умелым игрокам преодолевать препятствия на локациях намного быстрее. В число способностей вошли тройной прыжок, сальто назад и боковые кувырки, длинный прыжок вперёд, а также возможность скользить по склонам на животе. В дальнейшем этот арсенал акробатических этюдов перекочевал почти во все последующие части Super Mario в 3D. Уход от двухмерной перспективы также налагал особые сложности в плане построения локаций. Миямото сделал акцент на нелинейной структуре, вдохновляя игрока исследовать мир снова и снова в свободной манере, каждый раз обнаруживая новые секреты. Конец уровня теперь не упирался в финишный флажок - главной задачей стал поиск заботливо спрятанных особых звездочек. Собирая нужное количество звезд и побеждая боссов, игрок открывал новые двери замка и мог продвигаться дальше к своей заветной цели - спасти принцессу Пич из когтистых лап Боузера. Некоторые вещи никогда не меняются.

Большие открытые локации с обилием обходных путей и тайников грамотно разбавляются линейными бонусными уровнями, где Марио на полной скорости скользит по ледяному желобу или проходит насыщенные ловушками полосы препятствий, больше похожие на двухмерные части. Такая смена темпа делает геймплей максимально разносторонним, не вызывая у игрока ощущения монотонности. Следует обратить внимание и на сложность. Конечно, для комфортного прохождения вам не потребуется выкладываться на полную катушку, но, тем не менее, разработчики не собираются разворачивать перед игроком красную ковровую дорожку. Каждая добытая звезда воспринимается как достижение, а вы постепенно чувствуете, как растет ваше мастерство и уверенность в управлении Марио даже в особо трудных местах.

Для кого-то ремастер Super Mario 64 может показаться музейным экспонатом, с которого стряхнули пыль, но не стоит делать преждевременных выводов и недооценивать поистине гениальный дизайн уровней и довольно требовательную сложность, благодаря чему игра упорно отказывается стареть, как бы напоминая нам, что при должном качестве геймплея, графика в самом деле отступает на второй план.

Пожалуй, даже учитывая грандиозный успех двухмерных игр про Марио, именно Super Mario 64 оказался самым влиятельным и прорывным проектом Nintendo, на плечах которого до сих пор стоит добрая половина современных игр, а то и больше.

Сборник Super Mario 3D All-Stars — это прежде всего экскурс в историю, позволяющий игрокам на собственном опыте прочувствовать, как серия эволюционировала на протяжении порядка десяти лет.

Возвращения Марио пришлось ждать довольно долго — целых шесть лет потребовалось Nintendo для создания новой части под названием Super Mario Sunshine, которая вышла в 2002 году, украсив библиотеку консоли GameCube. Однако в этот раз успех был не столь однозначным. Мнения фанатов по поводу "Саншайна" разделились — некоторые считают эту часть самой слабой, а кто-то, наоборот, лучшей. Такие противоречия не случайны и вызваны достаточно смелыми решениями Миямото и компании относительно практически всех аспектов игры.

Для начала обращает на себя внимание сеттинг. Если раньше визуальный дизайн миров, по которым путешествовал Марио, заметно отличался друг от друга, часто следуя классической схеме: зелёный уровень, пустыня, снежный уровень, огонь, лава, дом с привидениями и так далее, то в Super Mario Sunshine художественное оформление сосредоточено на концепции солнечного курорта. Тропический остров Дельфино, куда герой прилетает вместе с Пич и Тоадсвортом в надежде отдохнуть, оказывается вовлечен в череду таинственных и крайне неприятных событий. Некий злоумышленник, как две капли воды похожий на Марио, шныряет по территории, загрязняя все вокруг липкой, коричневой, смолистой жижей, из-за чего Дельфино погружается во тьму. Местные жители, не разобравшись в ситуации, быстро сажают настоящего Марио в тюрьму, с одной единственной возможностью выйти — найти “блестящие спрайты”, являющиеся источником солнечной энергии для острова.

Наличие сюжета с полноценной завязкой и более сложным конфликтом, нежели похищение принцессы, уже выглядит странно в контексте игры про Марио, если не принимать во внимание ответвления, вроде Paper Mario 64 или Super Mario RPG. Ещё больше сюрпризов предлагает нам геймплей. Да, сама концепция управления Марио в трехмерном мире не претерпела серьезных изменений со времен Super Mario 64, но в данной части в распоряжении главного героя оказывается гаджет, который станет краеугольным камнем игровой механики от начала и до конца. Для борьбы с вязкой жижей Марио использует специальный аппарат в виде рюкзака-насоса F.L.U.D.D. (П.О.Т.ОП.), способный стрелять водой, а также обладающий функцией джетпака.

Кстати, изобретателем рюкзака является профессор Гадд (он же П.У. Галкин в русской версии), известный фанатам Nintendo по серии Luigi’s Mansion, где он помогает Луиджи ловить призраков с помощью знаменитого бездонного пылесоса.

Локации стали значительно объёмнее, чем в Super Mario 64, и структурно более открытыми, ведь при помощи водяного джетпака Марио может на короткое время парить в воздухе, преодолевая солидные дистанции, тем самым избегая многих препятствий. При этом несколько пострадали умения самого героя — разработчики вырезали прыжок вперёд из позиции пригнувшись и возможность бить врагов в ближнем бою. Большое значение уделено планомерному исследованию центральных хабов, где можно общаться с другими персонажами, многочисленными жителями острова, и даже выполнять побочные квесты.

Некоторым пользователям такая свобода может показаться излишней. Иногда Super Mario Sunshine не хватает целеустремленности и плотности в плане геймплейных задач, в результате чего игрок может почувствовать себя несколько потерянным. Тем не менее, если хорошенько втянуться в неспешное изучение уровней, платформер преображается, предлагая действительно уникальную для серии систему механик, что вместе с ярким и красочным антуражем дарит бесконечный заряд положительных эмоций.

Стоит отдельно отметить шикарные на момент выпуска Super Mario Sunshine технологии отображения эффектов воды, которые выдержали испытание временем и выглядят неплохо даже сегодня. Прицельно разбрызгивая воду из рюкзака-насоса, Марио смывает налипшую повсюду жижу и побеждает монстров — по ощущениям игровой процесс напомнит современным геймерам серию Splatoon. Предложенная механика, безусловно, интересная, но насколько внедрение данного гаджета органично для игры про Марио и было ли оно продиктовано изначальным авторским замыслом, или же разработчики просто хотели поиграться с продвинутым железом GameCube и пощеголять спецэффектами? Скорее всего, правда кроется где-то посередине.

Super Mario Sunshine в целом остается эдаким чудаковатым родственником в благополучном семействе игр серии, который выделяется на фоне остальных целым ворохом неоднозначных геймплейных решений, которые в то же время способны удивить и увлечь намного сильнее, чем более традиционные проекты, если совпадут с вашими вкусами.

Читайте также: