Файл укэп не сохранился фэс

Обновлено: 06.07.2024

В связи с обращениями некредитных финансовых организаций (далее - НФО) по вопросам, связанным с порядком хранения ФЭС <1> и УКЭП <2>, направленных в Росфинмониторинг в соответствии с требованиями Указания N 4937-У <3> Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее - Департамент) обращает внимание на следующее.

<2> Усиленная квалифицированная электронная подпись.

<3> Указание Банка России от 17.10.2018 N 4937-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В соответствии с пунктом 5 Порядка составления в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ <4>, размещенного на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" <5> (далее - Порядок), ФЭС и УКЭП для каждого ФЭС (файлы УКЭП), а также квитанции о принятии (непринятии) ФЭС и УКЭП для каждой такой квитанции хранятся НФО (филиалом НФО) в электронном виде не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа (Росфинмониторинга) о принятии (непринятии) соответствующего ФЭС.

<4> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

<5> В соответствии с пунктом 2 Указания N 4937-У.

На завершающем этапе направления НФО ФЭС в Росфинмониторинг пользователю ЛК предоставляется возможность однократно скачать zip-архив, содержащий ФЭС и УКЭП. При этом обращаем внимание, что хранение ФЭС и УКЭП в ЛК не предусмотрено в целях обеспечения информационной безопасности при работе с ЛК. Соответственно, у НФО отсутствует возможность повторного скачивания ФЭС и УКЭП после направления ФЭС в Росфинмониторинг.

НФО следует учитывать указанную информацию в целях соблюдения требований пункта 5 Порядка.

При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.

Дата актуализации материала — 09.12.2019. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

ОТВЕТ

Чаще всего вопрос о том, где же взять файлы ранее отправленной отчетности, возникает после поступления запроса от надзорного органа (как правило, от Банка России или ГИПН).

Напомним, что надзорные органы требуют хранить не менее пяти лет файлы, подтверждающие факт направления отчетности в Росфинмониторинг (файлы ФЭС и файлы квитанций об их принятии).

Что же делать? Есть несколько вариантов решения проблемы.

Во-первых, можно поискать файлы отчетов на компьютере, с которого осуществлялась отправка отчетности.

Во-вторых, можно попытаться заново создать файл отчета, указав соответствующие сведения в интерактивной форме на сайте Росфинмониторинга. Иначе говоря, можно создать новый отчет со старыми данными.

В этом случае НФО могут столкнуться с необходимостью использования формы отчета, относящейся к предыдущей версии отчетности. Кроме того имеется риск, что сведения, вносимые в создаваемый файл отчета, будут отличаться от содержания ранее отправленного оригинального файла отчета.

Содержание отчетов, направляемых субъектами ПОД/ФТ в Росфинмониторинг, как правило, не известно надзорным органам.

Даже если поступивший от надзора запрос обусловлен сведениями о вероятных недочетах, которые сообщил Вашему надзорному органу Росфинмониторинг, полной информацией о содержании отправленного ФЭС Ваш надзорный орган не обладает. Иначе бы он и не стал запрашивать файлы ФЭС у Вас.

С апреля 2019 года при отправке ФЭС формируется соответствующий файл электронной подписи (УКЭП), который по требованию Банка России также подлежит хранению не менее пяти лет. Предполагаем, что целью подобного нововведения как раз и является исключение возможности восстановления или последующей корректировки файлов ФЭС.

На дату актуализации настоящей статьи случаи, когда Банк России запрашивал бы файлы УКЭП, носят единичный характер. Однако, предполагаем, что со временем потребуется их предоставлять вместе с файлом самого отчета.

Восстановление файлов следует проводить максимально внимательно.

Все, что нужно знать о хранении ФЭС и УКЭП в Росфинмонторинг 27.02.2020 22:15

Все, что нужно знать о хранении ФЭС и УКЭП в Росфинмонторинг

ХРАНЕНИЕ ФЭС

Банк России может запрашивать у поднадзорных некредитных финансовых организаций (НФО) файлы с отправленными ФЭС в формате xml. Например, проверяя, отправила ли организация в Росфинмониторинг отчетность о результатах проверки клиентов. В 2019 году редкий НФО не сталкивался с таким запросом.

Хранить ФЭС необходимо не менее пяти лет со дня получения квитанции Росфинмониторинга о его принятии или непринятии. Указанный срок установлен п. 5 Порядка составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденным Банком России и размещенным на его официальном сайте.

К сожалению, ФЭС, в отличие от квитанций об их приемке, не хранятся в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга и не доступны для скачивания после их отправки. Задача по обеспечению их сохранности лежит полностью на НФО.

Нам знакома типовая ситуация: из организации увольняется ответственный сотрудник, а на его место приходит новый. Если старый сотрудник не систематизировал отправленные ФЭС, хранил их в компьютере в разных папках («Загрузки», «Рабочий стол», «Мои документы» и т.п.), то новому сотруднику будет тяжело. Практически невозможно найти, что было отправлено в Росфинмониторинг, а что нет, понять, что является черновиком, а что окончательным файлом. Поэтому в такой ситуации, если Банк России запросит файлы с ФЭС, есть риск сдать на проверку недостоверные сведения и нарваться на неприятности.

ХРАНЕНИЕ УКЭП

Теперь помимо отправленных в Росфинмониторинг файлов с ФЭС также необходимо хранить файлы усиленной квалифицированной электронной подписи (сокращенно - УКЭП), которыми подписываются ФЭС.

Банк России, проверяя НФО и иные поднадзорные ему некредитные финансовые организации, все чаще просит сдать на проверку помимо самих ФЭС и квитанций об их приемке, также еще и файл УКЭП, сопровождающий отправленное ФЭС в Росфинмониторинг.

Многие НФО озадачиваются вопросом оформления УКЭП, только получив запросы регулятора с требованием о сдаче его на проверку.

Напомним, ФЭС, направляемые НФО (филиалом НФО), подписываются УКЭП руководителя НФО (руководителя филиала НФО) или сотрудника НФО (сотрудника филиала НФО), уполномоченного направлять сведения в Росфинмониторинг. УКЭП для каждого ФЭС формируется в виде отдельного файла, наименование которого соответствует наименованию ФЭС и имеет расширение "sign".

Наименование файла УКЭП имеет следующую структуру:
SNFO3484_TI_NNNNNNNNNN(NN)_KKKKKKKKK_GGGGMMDD_nnn.xml.sign

где: SNFO3484_TI_NNNNNNNNNN(NN)_KKKKKKKKK_GGGGMMDD_nnn.xml - наименование ФЭС, которое подписывается УКЭП.

Архив

Архивная папка с файлами ФЭС и УКЭП

Таким образом, файл с УКЭП по своему названию тождественен отправленному в Росфинмониторинг ФЭС, но имеет расширение «.sign».

Архив2

Однократное предложение о скачивании архива с ФЭС и УКЭП в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга

Отдельные НФО отмечали сбои в работе личного кабинета, в результате которых архив с ФЭС и УКЭП не был автоматически сформирован, в результате чего он не был скачан и сохранен. В таких случаях, чтобы избежать возможных последующих претензий Банка России, рекомендуем НФО незамедлительно делать скриншоты ошибок и писать запрос в службу технической поддержки Росфинмониторинга, фиксируя в тексте обращения проблемы со скачиванием файла УКЭП.

Файлы с УКЭП также как и ФЭС хранятся в электронном виде не менее пяти лет со дня получения квитанции Росфинмониторинга о принятии (непринятии) соответствующего ФЭС. Эти сроки, так же как и в случае с ФЭС, установлены п. 5 Порядка составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденным Банком России и который был размещен на его официальном сайте.

Штраф за несохраненный файл с УКЭП может достигать 50 000 – 100 000 рублей, поэтому НФО крайне важно обеспечить соблюдения сроков и порядка их сохранности.

Также, буквально на момент написания настоящей статьи мы столкнулись с вопросами отдельных проверяющих Банка России на предмет наличия в составе ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ положений, описывающих порядок и сроки хранения ФЭС, УКЭП и квитанций Росфинмониторинга. Поэтому дадим нашим читателям описать в ПВК и такой порядок.

Надеемся, НФО будут более ответственно подходить к обеспечению хранения ФЭС и УКЭП в Росфинмониторинг. Это станет залогом отсутствия претензий Банка России к этой части организации внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ в НФО и минимизирует риски привлечения к административной ответственности.

Согласно пункту 5 Порядка НФО обязаны обеспечить хранение в электронном виде:

  • ФЭС и УКЭП для каждого ФЭС (файлы УКЭП), сформированные в форматах и структуре, предусмотренных пунктом 3, и направленные НФО в Росфинмониторинг;
  • квитанции о принятии (непринятии) ФЭС и УКЭП для каждой такой квитанции, сформированные в форматах и структуре, предусмотренных пунктом 4, и направленные Росфинмониторингом в НФО.

Указанные документы должны храниться НФО в электронном виде не менее пяти лет со дня получения квитанции Росфинмониторинга о принятии (непринятии) соответствующего ФЭС.

2019-09-23_19.jpg

Вам также может быт интересно:

Ответили на вопрос и на этом вроде бы можно заканчивать данную статью, но примечательно, что по общему правилу нормативные правовые акты должны издаваться федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается (пункт 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. №1009).

Нормативные акты Банка России издаются в формах инструкций, положений, указаний. Не являются нормативными актами Банка России: официальные разъяснения; распорядительные акты; методические рекомендации; положения о структурных подразделениях; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования; иные акты, не отвечающие признакам нормативного акта Банка России (п.п. 1.3-1.4 Правил подготовки нормативных актов Банка России, утв. Положением Банка России от 22.09.2017 г. №602-П).

Нормативные акты ЦБ РФ (в теории права их называют ведомственными нормативными правовыми актами) регистрируются в Министерстве юстиции. Минюст выступает в роли первой внешней контрольной инстанции по обеспечению законности результатов ведомственного нормотворчества и осуществляет правовую экспертизу проектов ведомственных нормативных правовых актов. Иначе говоря, проверка законности нормативного правового акта во время регистрации создает дополнительные гарантии по защите прав и интересов участников финансового рынка.

Читайте также: