Физические ограничения на значения характеристик компьютеров 7 класс

Обновлено: 03.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Информатика», 7 класс разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 1» на 2021-2022 учебный год, с учётом Программы основного общего образования по информатике // Информатика. Программа для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы/ Л.Л. Босова. А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – С. 11

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебник для 7 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013

Согласно учебному плану на изучение Информатики в 7 классе отводится 35 часа в год, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

понимание роли информационных процессов в современ­ном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

ответственное отношение к информации с учетом право­вых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в об­ласти информатики и ИКТ в условиях развития инфор­мационного общества;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и ме­тодов информатики и ИКТ;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, твор­ческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорово­го образа жизни благодаря знанию основных гигиениче­ских, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные

регулятивные универсальные учебные действия:

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с плани­руемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать пра­вильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

владение основными универсальными умениями инфор­мационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структу­рирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

самостоятельное создание алгорит­мов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

познавательные универсальные учебные действия:

владение общепредметными понятиями «объект», «си­стема», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение информационно-логическими умениями: опре­делять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

владение информационным моделированием как основ­ным методом приобретения знаний: умение преобразо­вывать объект из чувственной формы в пространствен­но-графическую или знаково-символическую модель;

умение строить разнообразные информационные струк­туры для описания объектов; умение «читать» табли­цы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

умение выбирать форму представления инфор­мации в зависимости от стоящей задачи, проверять адек­ватность модели объекту и цели моделирования;

коммуникативные универсальные учебные действия:

ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навы­ков использования средств информационных и коммуни­кационных технологий для сбора, хранения, преобразо­вания и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (об­ращение с устройствами ИКТ;

коммуникация и социальное взаи­модействие;

поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Информа­ция и информационные процессы

выпускник будет знать.

сущность основных понятий предмета: информатика, ин­формация, информационный процесс, информационная система и др.;

основные единицы измерения количества информации и соотношения между ними;

выпускник научится.

различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материаль­ных носителях;

приводить примеры информационных процессов - про­цессов, связанные с хранением, преобразованием и пере­дачей данных - в живой природе и технике;

раскрывать общие закономерности протекания информа­ционных процессов в системах различной природы;

кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

определять длину кодовой последовательности по дли­не исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;

описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;

выпускник получит возможность:

углубить и развить представления о современной науч­ной картине мира, об информации как одном из основ­ных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

узнать о том, что любые дискретные данные можно опи­сать, используя алфавит, содержащий только два симво­ла, например, 0 и 1;

научиться определять информационный вес символа про­извольного алфавита.

научиться оценивать информационный объем сообще­ния, записанного символами произвольного алфавита.

Компью­тер как универсальное устройство работы с информацией

выпускник будет знать:

назначение основных компонентов компьютера (процес­сора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

основные вехи истории и тенденции развития компьюте­ров, пути улучшения их характеристик;

круг задач, решаемых с помощью суперкомпьютеров;

сущность понятий, связанных с передачей данных (ис­точник и приемник данных; канал связи, скорость пере­дачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

выпускник научится.

классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач, в том числе описывать виды и со­став программного обеспечения современного компьюте­ра;

определять качественные и количественные характери­стики компонентов компьютера;

использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;

классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

выполнять основные операции с файлами (создавать, со­хранять, редактировать, удалять, архивировать, «распа­ковывать» архивные файлы);

разбираться в иерархической структуре файловой си­стемы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя);

использовать маску для операций с файлами;

осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;

выпускник получит возможность:

научиться осознано подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей; подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

узнать о физических ограничениях на значения характе­ристик компьютера;

овладеть знаниями, умениями и навыками, достаточ­ными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, тек­стовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, по­исковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением характеризовать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

Обработка графической информации

выпускник будет знать.

сущность понятий «пиксель», «растровая графика», «векторная графика»;

сущность понятий модель, моделирование, информаци­онная модель, математическая модель и др.;

выпускник научится.

выполнять ввод изображений в компьютер;

создавать простые растровые изображения; редактиро­вать готовые растровые изображения;

создавать простые векторные изображения. выпускник получит возможность’.

познакомиться с цифровым представлением графической информации;

познакомиться с различными цветовыми моделями;

познакомиться с понятиями «пространственное разреше­ние монитора», «глубина кодирования (цвета)», «пали­тра»;

научиться оценивать количественные параметры, свя­занные с цифровым представлением и хранением изобра­жений.

Обработка текстовой информации

выпускник будет знать.

сущность понятия «кодовая таблица»;

выпускник научится.

создавать, редактировать и форматировать текстовые до­кументы;

использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;

оценивать количественные параметры, связанные с циф­ровым представлением текстовой информации с помо­щью наиболее употребительных современных кодировок;

выпускник получит возможность научиться.

создавать текстовые документы с рисунками, таблицами, диаграммами.

Мультиме­диа

выпускник будет знать.

сущность технологии мультимедиа;

общие подходы к дискретному представлению аудиови­зуальных данных;

выпускник научится.

использовать основные приемы создания мультимедий­ных презентаций (подбирать дизайн презентации, макет слайда, размещать информационные объекты, использо­вать гиперссылки и пр.);

выпускник получит возможность.

познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим поня­тийным аппаратом;

научиться оценивать количественные параметры, свя­занные с цифровым представлением аудиовизуальной информации.

Содержание учебного предмета

Информация и информационные процессы

Информация — одно из основных понятий современной науки. Субъективные характеристики информации, завися­щие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, досто­верность, актуальность и т.п.

Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.

Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объек­тов и процессов с помощью дискретных данных.

Информационные процессы — процессы, связанные с хра­нением, преобразованием и передачей данных. Примеры ин­формационных процессов в системах различной природы.

Хранение информации. Носители информации (бумаж­ные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей ин­формации: объем информации, хранящейся на носителе; ско­рости записи и чтения информации. Хранилища информа­ции. Сетевое хранение информации. Носители информации в живой природе.

Передача информации. Источник, информационный ка­нал, приемник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получени­ем новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузе­ры. Поисковые машины.

Представление информации. Формы представления инфор­мации. Символ. Алфавит — конечное множество символов; мощность алфавита. Текст — конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.

Язык как способ представления информации. Разнообра­зие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке.

Кодирование символов одного алфавита с помощью кодо­вых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирова­ние. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования.

Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) дво­ичного кода и количества кодовых комбинаций.

Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Двоичные коды с фикси­рованной длиной кодового слова. Разрядность кода — длина кодового слова. Зависимость количества кодовых комбина­ций от разрядности кода.

Компьютер как универсальное устройство работы с информацией

Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-выво­да; их количественные характеристики.

Компьютеры, встроенные в технические устройства и про­изводственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (ЗИ-принтеры).

Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носи­телей. История и тенденции развития компьютеров, улучше­ние характеристик компьютеров. Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.

Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления.

Состав и функции программного обеспечения компьютера: системное программное обеспечение, прикладное программ­ное обеспечение, системы программирования. Правовые нор­мы использования программного обеспечения.

Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Файловая система. Принципы построения файловых си­стем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемеще­ние, удаление. Типы файлов.

Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических про­цессов и др.).

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерны­ми информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объек­тов, организация их семейств. Архивирование и разархиви­рование. Файловый менеджер. Поиск в файловой системе.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка графической информации

Общее представление о цифровом представлении изобра­жений. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Компью­терная графика (растровая, векторная). Форматы графиче­ских файлов.

Оценка количественных параметров, связанных с пред­ставлением и хранением изображений.

Знакомство с графическими редакторами. Операции ре­дактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), кор­рекция цвета, яркости и контрастности.

Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеока­мер, сканеров и т. д.).

Обработка текстовой информации

Текстовые документы и их структурные элементы (страни­ца, абзац, строка, слово, символ).

Текстовый процессор — инструмент создания, редактиро­вания и форматирования текстов. Свойства страницы, абза­ца, символа. Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, и гра­фических объектов. Включение в текстовый документ диа­грамм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений. Коллективная работа над докумен­том. Проверка правописания, словари.

Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Инструменты ввода текста с использованием сканера, про­грамм распознавания, расшифровки устной речи. Компью­терный перевод.

Компьютерное представление текстовой информации. Ко­довые таблицы. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode.

Мультимедиа

Понятие технологии мультимедиа и области ее примене­ния. Подготовка компьютерных презентаций. Дизайн пре­зентации и макеты слайдов. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов.

Общее представление о цифровом представлении аудио­визуальной информации. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количе­ственных параметров, связанных с представлением и хране­нием звуковых файлов.

Когда перед пользователем или организацией встает вопрос защиты информации, первое и самое очевидное, о чем следует позаботиться — это физическая защита.

Перечислим список угроз и возможные способы их снижения.

1. Физический доступ к носителю информации (внутренний жесткий диск, съемный носитель). Это возможность кражи, подмены или преодоления других средств защиты.

Доступ к внутреннему жесткому диску можно контролировать установкой пломб на корпусы стационарных компьютеров и серверов или специальных наклеек-стикеров на места установки жестких дисков на ноутбуках.

1a

Доступ к внешним носителям информации (компакт-диски, внешние жесткие диски, флэш-накопители) можно ограничить только административно, то есть выдавая их доверенным людям.

2. Физический доступ к интерфейсам компьютера. То есть возможность подключения накопителей и других устройств к, например, USB-портам, оптическим приводам, сетевым разъемам и т. д. для незаконного копирования или установки нежелательного ПО.

Этот риск можно снижать попросту не подключая USB-выходы корпуса к разъемам на материнской плате, извлекая из корпуса оптический накопитель или программно отключая порты в BIOS.

2aa

Также существует специальное ПО, ограничивающее доступ к любым интерфейсам и периферии компьютера в зависимости от настроек системного администратора. (Пример 1, Пример 2)

3. Физический доступ к компьютерам. Если нельзя незаметно вытащить жесткий диск из компьютера, то почему бы попросту не утащить сам компьютер, тем более что и оборудование имеет некоторую ценность.

Как правило, здесь также применяются стандартные административные средства типа требования материального пропуска на вынос техники, ограничения доступа сотрудников и других лиц в различные помещения с помощью установки магнитных замков и т. п. Если говорить о ноутбуках, то для них есть специальные средства — замки типа kensington, привязывающие лэптоп к столу как велосипед к столбу.

Особо охраняют, конечно же, сервера, дисковые полки, дорогое сетевое оборудование. Их держат в специально оборудованных помещениях — серверных или коммутационных комнатах, под видеонаблюдением, за металлическими дверями и со строгим допуском.

4. Угрозы окружающей среды. Они бывают как естественного происхождения, так и делом рук человека. Речь идет температурном режиме, влажности, загрязненности в рабочем помещении; электромагнитных помехах, а также электрическом питании.

Нарушение любого из этих параметров может привести к уменьшению ресурса техники преждевременному или аварийному завершению работы. В Интернете можно найти сколько угодно прохладных историй о сгоревших портах в модемах или даже целых материнских платах, сожженных электричеством от молний, скачков напряжений в электросети, короткими замыканиями из-за промокания или от нарушения теплоотвода из-за пыли и грязи.

Уменьшаются такие угрозы установкой сплит-систем в серверных, соблюдением санитарных норм по пыли в рабочих помещениях, плановыми уборками. Проблемы с электропитанием (скачки напряжения, отключения электропитания) решаются установкой выпрямителей и источников бесперебойного питания, как для серверов, так и для пользовательских машин.

5. Неизвестные угрозы. То, что учесть невозможно, случайные факторы.

Речь идет про внезапные, без видимой причины выходы из строя техники или ее компонентов. Для предотвращения потери информации из-за неучтенных факторов применяется технология резервного копирования данных и увеличения избыточности вычислительных мощностей и иных ресурсов.

Читайте также: