Функция памяти компьютера 3 класс

Обновлено: 04.07.2024

Раздел программы: Компьютер и программное обеспечение

Тип урока: комбинированный, проверка знаний - тест.

Цель: сформировать представления о типах устройств памяти компьютера, их назначении и принципах работы, знакомство с их основными характеристиками.

Задачи:

  • Повторить устройства компьютера.
  • Закрепить знания учащихся об основном предназначении компьютера.
  • Изучить понятие памяти компьютера, ее виды и назначение
  • Усвоить понятия “оперативная память”, “видеопамять”, “носитель информации”, “устройство внешней памяти”
  • Изучить устройства внутренней и внешней памяти.
  • Развивать коммуникативные навыки учащихся
  • Развивать информационную культуру школьников, любознательность.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание учащихся.
  • Развивать навыки самостоятельной работы на компьютере
  • Способствовать формированию познавательного интереса
  • Способствовать формированию культуру общения
  • Способствовать развитию навыков самоконтроля учащихся в процессе учебной работы
  • Способствовать формированию ответственности за результаты учебной работы
  • Ноутбуки, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку (PowerPoint), дискеты, различные CD и DVD-диски, флэш-карты, флэш-брелоки, модули оперативной памяти

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я вижу, вы готовы приступить к работе. Давайте вспомним, о чем же мы говорили на предыдущих уроках. (об устройстве компьютера)

2. Повторение изученного материала

Учитель: Прежде чем мы продолжим говорить об устройстве компьютера, каждый из вас выполнит тест по пройденной теме. Ответы на тест заполняете в двух экземплярах, один сдадите мне, второй оставите себе для самопроверки. (приложение 1)

Результаты своей работы на уроке будете записывать в бланк самооценки. (приложение 2)

Выполнение теста (7 минут)

Самопроверка теста (1-2 минуты) (приложение 3, слайд 1)

3. Подведение к теме

Учитель: А сейчас возьмите листочки с кроссвордом и решите его (раздается кроссворд – один на парту, работают парами, на доску выводится заготовка для кроссворда)

Решение кроссворда (приложение 4)

  1. Устройство обработки информации
  2. Устройство ввода графической информации
  3. Устройство вывода информации, является основным устройством ПК
  4. Знания человека, по другому это ….
  5. Устройство для вывода информации на печать
  6. Манипулятор

Учитель:

Какое слово получилось в закрашенных ячейках? (память) (приложение 3, слайд 2)

Ребята, а что это такое – память? Какие функции выполняет память? (позволяет хранить информацию о происходящем, накапливать знания)

Посмотрите на доску и выберите все то, что связно с памятью (выбирают устройства, словосочетания, связанные с памятью) (приложение 3, слайд 3)

Оцените свою работу в листе самооценки

Учитель:

Мозг человека не может запомнить все, что хотелось бы запомнить. Поэтому еще с древнейших времен человек использовал различные приспособления, помогающие ему сохранять информацию и передавать ее следующим поколениям. (каменные стены, глиняные дощечки, папирус, бумага и др.)

Технический прогресс принес с собой и новые носители информации, такие как перфокарты, перфоленты, магнитные ленты.

Появление компьютера привело к появлению новых информационных носителей, которые позволяют хранить информацию, которую понимает машина.

Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Память компьютера)

4. Изучение новой темы

Итак, тема урока ПАМЯТЬ КОМПЬЮТЕРА. По ходу изучения новой темы заполняйте схему, которую затем вклеите в тетрадь

Изучение новой темы идет с использованием презентации (приложение 6)

В итоге у ребят должна быть заполнена схема (приложение 5)

5. Закрепление изученного, компьютерный практикум

В текстовом редакторе заполнить таблицу с использованием презентации к уроку (приложение 6, приложение 7)

  • О чем мы говорили сегодня на уроке?
  • Какие виды памяти есть у компьютера?
  • Что входит во внутреннюю память компьютера?
  • Назовите устройства компьютера, которые относятся к внешним запоминающим устройствам.

Сдаем свои бланки самооценки. Оценки за урок будут выставлены в электронном журнале.

Урок составил учитель начальних классов школы-гимназии№52 Затовка И.А.

Тема урока №5 Память компьютера

- дать понятие оперативной и долговременной памяти;

- научить использовать полученные знания на практике.

Задачи урока:

образовательная: познакомить учащихся с видами компьютерной памяти;

ввести понятия «оперативная память», «долговременная память»,

расширить представление об устройствах компьютера.

воспитательная: формирование информационной культуры.

развивающая: развитие мышления, памяти, внимательности.

Тип урока: урок изучения новых знаний и их первичное закрепление.

Используемые на уроке технологии: игровые, информационные, здоровьесберегающие.

Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная, устная, письменная, практическая работа на компьютере.

Оборудование: учебник «Ступеньки к информатике» 3 класс АВ.Ломаковская, Г.А.Проценко, И.Я. Ривкинд, Ф.М. Ривкинд., доска, карточки-задания, обучающая программа «Магазин», карточки для рефлексии.

Организационный момент. (1 минута)

Учитель приветствует учащихся.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Мотивационный этап. (2 минуты)

– Сегодня на уроке я помогу вам познакомиться с понятием данные компьютера и двумя типами памяти . Это оперативная память компьютера и внешняя. Вы будете учиться находить отличия и примеры памяти, развивать умение работать за компьютером.

– Постарайтесь быть внимательными, четко выполнять задания, следить за доской, соблюдать рекомендации при работе с компьютером.

- Какую цель для себя вы поставили?

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

- Давайте прочитаем девиз урока, он записан на доске:

«Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется»

3. Актуализация знаний. (3 минуты)

- А теперь я предлагаю вам сделать вывод:

– Сегодня мы совершим путешествие в страну информатики. Нас ждут интересные задания. Только выполнив, все задания мы сумеем в конце урока заполнить таблицу Всезнайки. .

4. Изучение нового материала. (15 минут)

- У вас у каждого на столе лежит коробка с карандашами. Давайте рассмотрим её и скажем какую несёт она информацию.

Надпись «Карандаши» - текстовые данные,

Рисунок – графические данные,

Количество карандашей – числовые данные.

(Запись на доске)

Вывод: данные, которые использует человек, могут быть представлены в виде чисел, текстов, графических изображений и т.п.

Такие данные хранятся в памяти компьютера. У компьютера память двух типов: оперативная и внешняя. (Запись на доске)

- Сейчас мы с вами разделимся на две группы. Первая группа находит в учебнике на странице 25 всё про оперативную память, а вторая группа находит данные на странице 25 и 26 всё про внешнюю память. Представители каждой команды расскажут нам особенности каждой памяти.

1 команда В оперативной памяти хранятся данные, необходимые при выполнении программ. Оперативная память используется только для временного хранения данных. После выключения компьютера все данные из оперативной памяти теряются.

2 команда Во внешней памяти данные используются для длительного хранения. Примерами такой памяти являются: жёсткий магнитный диск (винчестер), оптический диск, флеш-накопитель, карта памяти. Всё, что записано на этих носителях, хранится на них и после того, как компьютер выключен.

Чтобы воспользоваться данными, которые хранятся на электронных носителях, необходимо переместить их в оперативную память компьютера.

( Команды дополняют друг друга новой информацией полученной из учебника).

Физкультминутка.

-Быстро встали, улыбнулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

5.Практическая работа.(10 мин.)

Индивидуальная работа за компьютером

- Сегодня, мы будем работать на компьютерах с программой, которая поможет развить память. Называется она «Магазин». Перед вами витрина с предметами. У вас есть несколько секунд, чтобы запомнить их расположение. После этого предметы будут разбросаны. Ваша задача – вернуть их на свои места. Задания будут усложняться. Будьте внимательны!

6. Физкультминутка зарядка для глаз( 1 мин)

Перед проведением зарядки нужно выключить мониторы

Мы сидим за монитором
Наблюдаем за курсором
Вдруг курсор пропал с экрана
Посмотрели мы направо
Нет курсора там где право
Посмотрели мы налево
Нет курсора, что же делать?
Мы посмотрим в уголок
Может его гномик уволок
Посмотрели в потолок
Может спрятал паучок

Снова включим монитор
Там когда-то был курсор.

Поворот на лево
Поворот на право (можно делать паузы и повторять упражнения)
Поднимаем плечи - удивление
Поворачиваем голову, смотрим направо
Исходное положение
Поворачиваем голову, смотрим налево
Исходное положение
Сморим в уголок
Показываем как можно пальчиками схватить предмет.
Посмотрели в верх
Показываем как можно пальчиками спрятать предмет.

Снова включим монитор
Там когда-то был курсор.

7. Закрепление изученного (4минуты)

Индивидуальная работа с раздаточным материалом

- У вас на партах есть таблички Всезнайки. Заполним их и проведём аналогию между компьютером и человеком. (Найдём общие и различные черты )

- Само понятие «память» ассоциируется у нас с памятью человека. Так и есть – память компьютера похожа на память человека. Человек способен помнить какие-то события всю жизнь, а некоторую информацию запоминает не надолго, только пока в ней есть необходимость.

Блокноты, дневники, кассеты, книги, и т.п.

жёсткий магнитный диск (винчестер), оптический диск, флеш-накопитель, карта памяти.

И все-таки, разница между памятью человека и памятью компьютера колоссальная – работа компьютера подчинена заложенной в него программой, а человек сам управляет своими действиями

Игра «Вставь пропущенное слово»

После выключения компьютера все данные из … памяти теряются.

Для длительного хранения используется… память.

8.Подведение итогов.(2 минуты)

– Сегодня на уроке мы познакомились с понятиями: « данные», «память компьютера», различием оперативной и внешней памяти.

Примечание: на самом деле условно подойдут и другие два варианта ответа (смотреть и слушать телепередачи; удовлетворять информационные потребности), так как мы это также можем сделать с помощью компьютера, но это не основная функция скажем так.

2. Выбери правильный вариант текста.

Компьютер служит и для хранения, и для обработки, и для передачи информации.

3. Вставь пропущенные буквы.

а) КОмпьютер не может работать с реальными прЕдметами. Он обрабатывает опИсания предметов.

б) Компьютер может хрАнить в своей памяти закОдированные тексты и обрАбатывать их.

в) Компьютер может обрабатывать инфОрмацию‚ если она хрАнится в его памяти в закодированном виде.

4. Вставь слова.

а) Компьютер — это электронное УСТРОЙСТВО, созданное ЧЕЛОВЕКОМ для обработки, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ информации.

б) Компьютер — это техническая СИСТЕМА взаимосвязанных УСТРОЙСТВ, каждое из которых выполняет свою ФУНКЦИЮ.

5. a) Составь предложение из слов и словосочетаний.

является системой, Компьютер, он, состоит из, так как, связаны между собой, устройства.

Компьютер является системой, так как он состоит из устройств, которые связаны между собой

б) Дополни схему, используя текст параграфа учебника.


в) Заполни таблицу.

Техническое устройство Функция — для чего служит
Клавиатура Ввод данных
Внутренняя память Хранение данных и программ во время работы компьютера
Процессор Обработка данных
Мышь Управление объектами на экране монитора
Внешняя память Хранение данных на внешних носителях
Микрофон Ввод в память звуковых данных
Сканер Ввод в память графических и текстовых данных
Наушники Вывод звуковых данных
Принтер Вывод текстовых, графических и числовых данных на бумагу
Монитор Вывод текстовых, числовых, графических данных

Работа со словарем

Урок в игровой форме знакомит учащихся с основными устройствами компьютера, правилами техники безопасности.

ВложениеРазмер
urok_po_teme.docx 28.79 КБ
prilozhenie_1_pravila_povedeniya_v_strane_informatika.docx 186.44 КБ
obrazec_propuska.docx 329.82 КБ
prover_sebya.ppt 410 КБ
strana_informatika.ppt 2.16 МБ

Предварительный просмотр:

"Страна Информатика. Знакомство с компьютером»" – 3 класс

устройства ввода информации;

устройства вывода информации.
Цели:

познакомить с правилами поведения в компьютерном классе;

способствовать формированию представлений об устройстве компьютера;

способствовать формированию умения работать с мышью;

способствовать формированию умения выполнять ввод информации вручную, выполняя правильную постановку пальцев на клавишах.

познакомить учащихся c основным устройствами компьютера

развитие познавательного интереса у учащихся к предмету.

повышение творческой активности, развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления.

Развитие навыков работы па ПК.

воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;

контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК;

прививание навыков самостоятельной работы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

презентация к уроку «Страна «Информатика» ( Приложение1) .

презентация (Приложение 2)

договор «Правила техники безопасности» для учащихся (Приложение 3)

Таблица для заполнения (Приложение 4).

1. Организационный момент

Предлагает учащимся занять места за столами. Говорит, что надо для уроков информатики.

Занимают места за столами. Готовятся к уроку.

2. Вступительная беседа

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по стране Информатика. В этой стране нас ждет множество интересных открытий, в ней нам понадобятся те знания, которые вы получили и получите на уроках математики, чтения, письма, рисования и даже труда, ведь эта страна состоит из этих знаний или можно сказать по-другому — из информации. Поэтому самый важный секрет этой страны заключается в том, чтобы узнать, как добывают информацию, что с ней делают, чтобы она стала полезной и, как различить, где ценная информация, а где не очень. Только самые смелые, самые стойкие узнают эту государственную тайну и тогда они смогут управлять этой страной — страной знаний. А сегодня нас ждут испытания, которые помогут нам очутиться в стране «Информатика».

Вопрос: Как вы думаете, кто нам поможет пройти в страну Информатика?

Правильно: компьютер. Он будет вашим добрым другом и помощником. Давайте познакомимся с ним поближе. Для этого необходимо включить компьютер.

Сообщает учащимся № компьютера, за которым они будут сидеть.

Демонстрирует через проектор, как включить монитор. ( Урок начинается при включенных системных блоках, но выключенных мониторах. На компьютеры перед началом урока загружен файл презентации с входом в страну Информатика).

Перед вами появились ворота в страну (Слайд2. Презентации 1). Информатика. Но они закрыты. Для того, чтобы попасть в страну «Информатика», необходимо пройти испытания. Вы готовы? Тогда отправляемся.

Испытание 1 . Чтобы открыть замок, нам надо подобрать к нему ключ. Кто догадался, какой ключ надо взять, чтобы открыть замок.

Правильно, это ключ номер 2.

(слайд 2. Презентация 1).

Замок мы открыли, но стражники нас не пропускают, требуя какой-то договор. Как вы думаете, какой? (Слайд3 Презентация 1).

Учитель обобщает ответы детей.

Прежде чем начать свое путешествие по стране «Информатика» мы должны подписать соглашение о правилах поведения, без выполнения которых невозможно наше путешествие.(Слайд 4-5 Презентация 1)

Давайте с ними познакомимся. Правила простые и выполнять их не трудно. Давайте подпишем их, чтобы продолжить наше путешествие.

После того, как мы с вами заключили договор, который действует в стране Информатика, нам осталось получить пропуска в эту страну. Карта страны «Информатика»

Код ОГЭ: 1.4.1. Основные компоненты компьютера и их функции.

Компьютер — это электронное устройство для программной обработки информации.

Архитектура компьютера описывает его организацию и принципы функционирования его структурных элементов. Она включает в себя основные устройства компьютера и структуру связей между ними. Состав ПК еще называют конфигурацией.

Базовая конфигурация — минимальный состав компьютера, достаточный для начала работы с компьютером. В базовую конфигурацию обычно входят системный блок, монитор (дисплей) и клавиатура.

Системный (базовый) блок — это основной узел компьютерной системы; он содержит наиболее важные компоненты, осуществляющие обработку данных. Устройства, находящиеся внутри системного блока, называют внутренними, а устройства, подключаемые к нему снаружи, — внешними. Внешние дополнительные устройства, предназначенные для ввода, вывода, обмена и длительного хранения данных, называют периферийными.

Основные компоненты компьютера

Монитор (дисплей) компьютера предназначен для отображения информации, передаваемой в виде сигналов от видеоконтроллера (видеокарты).

Клавиатура — клавишное устройство, предназначенное для управления работой компьютера и ввода в него информации в виде алфавитно-цифровых символьных данных.

Системный блок содержит материнскую плату, накопители на магнитных и лазерных дисках, блок питания с вентилятором. В системном блоке также могут быть установлены звуковая карта, видеокарта и др.

Материнская (системная) плата — это сложная многослойная печатная плата, на которой располагаются все необходимые компоненты для работы компьютера. Она обеспечивает обмен информацией между устройствами с помощью различных шин. На ней расположены разъемы (слоты) для подключения разных устройств: процессора, модулей памяти, адаптеров и контроллеров, соединенных системной шиной. Материнская плата осуществляет основные функции по объединению этих компонентов компьютера в согласованно работающее устройство.

Процессор (центральный процессор, ЦП) выполняет все действия по обработке информации и управляет работой компьютера. Производительность процессора зависит от его частоты и разрядности. Тактовая частота — количество операций, которые процессор производит за секунду. Она измеряется в мегагерцах (МГц) и гигагерцах (ГГц): 1 МГц означает выполнение 10 6 (миллион) операций за секунду, 1 ГГц — 10 9 (миллиард) операций за секунду. Разрядность — длина двоичного кода, который процессор может обработать или передать целиком одновременно. Современные ПК обычно оснащены 32– или 64–разрядными процессорами; существуют процессоры с разрядностью 128 бит. Современные процессоры — многоядерные, они содержат несколько (до 32) процессорных ядер в одном корпусе. Однако частота процессора намного важнее количества ядер. Так что одноядерный процессор с 3,6 ГГц лучше 4 ядерного процессора с 1,5 ГГц.

Основная память компьютера состоит из оперативной памяти (ОП, ОЗУ, оперативного запоминающего устройства) и постоянной памяти (ПП, ПЗУ, постоянного запоминающего устройства). Оперативная память — это набор микросхем, предназначенных для временного хранения данных, когда компьютер включен (после его выключения содержимое ОЗУ теряется). В ней сохраняются команды и промежуточные результаты, с которыми компьютер работает в данный момент. Постоянная память — это микросхема, предназначенная для длительного хранения данных, в том числе когда компьютер выключен. Она сохраняет постоянную информацию, которая записывается лишь один раз в заводских условиях и не может быть изменена пользователем. Самой важной характеристикой памяти является ее объем. Современным программам, например, требуется оперативная память объемом 128, 256 Мбайт и больше.

Обмен данными между отдельными элементами компьютера осуществляется через системную шину (магистраль). Шина — это кабель, состоящий из множества проводников. Обычно шина управляется специальной программой — драйвером.

Внешние устройства (клавиатура, монитор, дисководы, мышь и др.) подсоединяются к системной шине через адаптеры и контроллеры, которые обеспечивают функционирование этих устройств.

Устройства внешней памяти называются накопителями. Они предназначены для длительного сохранения информации. К ним относятся накопители на жестких, гибких и оптических дисках, флеш–память и др. Накопитель на жестких магнитных дисках (НЖМД, HDD — Hard Disk Drive, он же «винчестер») — основное устройство для долговременного хранения больших объемов данных и программ практически всех современных компьютеров. Одна из основных характеристик жесткого диска — емкость (количество данных, которые могут храниться накопителем; для современных устройств достигает нескольких терабайт). Гибкие магнитные диски были вытеснены компакт–дисками (оптическими дисками) и DVD, а затем — флеш-памятью (твердотельными носителями данных), которые имеют значительно большую емкость и надежность. В настоящее время существуют не только внутренние, но и внешние дисководы, имеющие удобное подключение к настольному ПК, ноутбуку, нетбуку.

Звуковая карта (звуковая плата) — это плата, которая позволяет работать на компьютере со звуком.

Видеокарта (графическая плата, видеоадаптер) — устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора.

Периферийные устройства

Периферийные устройства — устройства для ввода или вывода информации: принтеры, клавиатуры, мыши, сканеры и т. д. Подсоединение их к компьютеру производится через специальные разъемы — порты ввода/вывода. По способу передачи информации различают последовательные (информация передается последовательно) и параллельные (несколько битов информации передается одновременно) порты. В настоящее время они вытесняются шиной USB и беспроводными технологиями передачи информации.

Устройства ввода информации

Клавиатура. Сегодня существует огромное количество различных клавиатур: мультимедийные и веб–клавиатуры, эргономичные и игровые, беспроводные и гибкие, виртуальные лазерные и др. По методу подключения к системному блоку различают проводные (все чаще подключаемые с помощью USB) и беспроводные клавиатуры.

Мышь — устройство управления манипуляторного типа. По сути, это датчик координат, определяющих положение указателя на экране. Перемещение мыши по плоской поверхности синхронизировано с перемещением графического объекта (указателя мыши) на экране монитора. Комбинация монитора и мыши обеспечивает наиболее современный тип интерфейса пользователя — графический. С помощью мыши пользователь изменяет свойства графических объектов и приводит в действие элементы управления компьютером.

Существуют мыши мало распространенного механического (шарикового) типа и современные — оптического типа, а также беспроводные мыши. В шариковой мыши ее движение передается в компьютер благодаря встроенному металлическому шарику, покрытому резиной, который вращается при перемещении мыши. В оптической — датчик улавливает свет, излучаемый встроенным диодом и отражаемый от поверхности стола. В лазерных мышах вместо диода установлен лазер, благодаря чему свет почти не рассеивается и достигается большая точность. Беспроводные мыши используют радиосвязь или инфракрасный порт.

Трекбол — встроенный в клавиатуру или мышь шарик, вращение которого вызывает перемещение курсора (по сути, это «перевернутая» шариковая мышь).

Сенсорная панель (тачпад) — сенсорная пластина, реагирующая на движение пальца пользователя по поверхности. Удар пальцем по поверхности тачпада воспринимается как нажатие кнопки.

Трекпойнт — специальная гибкая клавиша на клавиатуре, прогиб которой в нужном направлении перемещает курсор на экране дисплея.

Графический планшет — используется для рисования, а также для ввода рукописного текста с помощью специальной ручки.

Джойстик — рукоять с кнопкой. При вращении рукояти перемещается курсор на экране.

Сканер — устройство для переноса печатного текста и графических изображений (схем, рисунков, графиков, фотографий и др.) с бумаги в компьютер. Считывающая головка сканера равномерно движется над изображением, а специальное устройство преобразует его в цифровые коды.

Цифровая фотокамера — устройство для ввода фотоснимков в память компьютера.

Звуковая карта и микрофон — устройство для ввода звуковой информации.

Устройства вывода информации

Монитор. Основным компонентом мониторов обычно является матрица жидкокристаллических (ЖК) элементов, реже — электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). Перспективными моделями считаются плазменные, проекционные и OLED–мониторы (в основе которых — органические светоизлучающие диоды).

Монитор подключается к компьютеру через устройство сопряжения — видеоадаптер. Основные параметры мониторов:

Плоттер (графопостроитель) — устройство печати сложных графических изображений — чертежей, схем, графиков, карт, диаграмм;

Акустические колонки и наушники — устройство для прослушивания звука.

Читайте также: