Г п артюнина о а ливинская влияние компьютера на здоровье школьника

Обновлено: 03.07.2024

Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.

Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому встаёт вопрос: компьютер – друг или враг здоровью? Конечно, на этот вопрос нельзя дать односложный ответ, и поэтому в своей работе я хочу акцентировать внимание на вопросах сбережения здоровья при работе за компьютером.

Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна, достоинства ИКТ в обучении не вызывают сомнений. Не только в школе, но и дома ученики используют компьютеры для разных целей. Но опрос показал, что многие из детей не задумываются при этом о сохранении своего здоровья. Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации рабочего места, правильного подбора рода занятий, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

Основные вредные факторы
при работе за компьютером

Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:

ü нагрузка на зрение,

ü стеснённая поза,

ü заболевания суставов кистей рук,

ü затрудненное дыхание,

ü развитие остеохондроза,

ü наличие излучения от монитора,

ü психическая нагрузка и стресс при потере информации,

ü компьютерная зависимость.

Нагрузка на зрение . По этой причине через непродолжительное время у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за монитором). При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

o Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см.

o Нельзя работать за компьютером в темноте.

o Ребёнок школьного возраста может проводить за компьютером непрерывно не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз (оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся: начальной школы должна быть не более 15 минут; основной школы – 20 минут, старшей школы – 25-30 минут). Если есть проблемы со зрением, то садиться за монитор можно только в очках.

Стеснённая поза. Сидя за компьютером, нужно смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на органах управления (клавиатура, мышь, джойстик). Это вынуждает тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. Из-за стесненной позы при длительной работе за компьютером возникают следующие нарушения:

Заболевания суставов кистей рук (при работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания).

Затрудненное дыхание (вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке).

Остеохондроз (при длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника).

Излучение. То, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Но потенциал между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним человека разгоняет пылинки до огромных скоростей. Необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки.

Психическая нагрузка и стресс при потере информации. Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна. Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер – всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.

Компьютерная зависимость.

Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость (различают психологическую зависимость от Интернета и компьютерных игр). Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм и т.п. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства. Нужно обеспечить ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Реальная жизнь должна быть яркой, насыщенной, интересной.

Здоровьесберегающие технологии
при работе за компьютером в школе

Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Что должен сделать учитель информатики для обеспечения в школе безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

1. Создать в кабинете соответствующие условия для работы:

- удобная мебель и её правильная расстановка (желательно иметь специальные компьютерные столы и стулья с регулируемой высотой, разместить компьютеры вдоль стен так, чтобы естественный свет падал на монитор слева и спереди),

- воздушно-тепловой режим (следует поддерживать оптимальную температуру 19- 21 0 С и относительную влажность 50-60%, использовать кондиционер и естественную вентиляцию при проветривании кабинета),
- освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение, следует использовать жалюзи на окнах),

- контроль над уровнем шума (он не должен превышать допустимых значений, следует ограничить количество копировальных устройств, сканеров и принтеров),

- чистота кабинета (проводить ежедневную влажную уборку),

- эстетика кабинета (использовать краску, не дающую бликов, подбирать спокойные светлые цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка)

- грамотное оформление кабинета (должны быть в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, временные ограничения непрерывной работы за компьютером для разных возрастных категорий, комплексы упражнений для снятия напряжения).

2. Систематически проводить , упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также общего назначения.

3. Тщательно контролировать выполнение санитарно- гигиенических норм пользователями в классе, проводить работу по привитию навыков правильной работы с компьютером в домашних условиях.

4. Создавать благоприятный эмоциональный климат (в одних случаях это доброе слово или народная мудрость, в других – юмор, но всегда нужно стараться понять ученика и помочь ему), у учащихся не должно быть стеснения или страха обратиться за разъяснением или помощью (эмоциональная напряжённость и скованность ведут к утомлению и усталости, чувство успеха при выполнении заданий, напротив, положительно влияет на здоровье человека).

5. Чередовать различные виды работ, т.к. смена видов деятельности (в том числе разнообразные формы работы «за компьютером» и «за теоретическим столом») является крайне необходимым условием здоровьесбережения. (Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Очень интересными, на мой взгляд, являются исследовательская и проектная деятельность, где не обойтись без использования ИКТ.)

Здоровьесберегающие технологии
при работе за компьютером дома

Учитывая эти факторы вредоносного влияния компьютера на организм человека (нагрузка на зрение, стесненная поза, излучение и воздействие на психику), родители могут помочь организовать ребенку дома наиболее безопасную среду при взаимодействии с компьютером или это сделать могут сами дети (при достаточной самоорганизации).

Для снятия нагрузки на зрение:

§ Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола, солнечный свет не должен попадать на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз.

§ Следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость, контрастность и т.д.).

§ Подобрать стол и стул, которые позволяют соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-70см).

§ Необходимо каждые 10-20 минут делать перерывы – давать отдохнуть глазам (возможно ребенку подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере).

При длительном сидении с опущенными плечами может возникнуть стойкое изменение костно-мышечной системы. Чтобы избежать стесненной позы, необходимо ребенку:

§ в процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки,

§ работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему менять позу,

§ сидеть на специальном крутящемся стуле с регулируемой высотой (высота стула может быть изменена с учетом роста ребенка, кроме того, детям нравится кататься на стульях, а это невольно дает им передышки в контакте с экраном и заставляет их двигаться – менять положение тела),

§ регулярно прерывать «общение» с компьютером, вставать, потягиваться, делать мини-зарядку.

Мониторы на жидких кристаллах не дают излучения. Мониторы на электро-лучевой трубке могут являться источником излучения. Потенциал, имеющийся на кинескопе, не страшен, но электростатические поля, возникающие между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняют севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они “впиваются” в кожу пользователя. Поэтому:

§ в комнате, где стоит компьютер, нужно чаще делать влажную уборку, вытирать пыль.

§ закончив работу за компьютером, желательно умыться холодной водой.

Занятия на компьютере требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Игры требуют огромного напряжения. Негативную картину дополняет появление психологической зависимости, которая выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы. Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного “виртуального” мира. В связи с этим:

§ чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант - развивающие, расширяющие кругозор игры).

§ заострить внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит много пользы),

§ нужно постараться максимально оберегать психику ребенка от воздействия жестоких сцен в играх (если ребенок все же очень увлечен именно «стрелялками», нужно стараться отвлечь от таких игр, найдя другое интересное занятия, или хотя бы договорится о сокращении времени, проводимого за этими играми),

§ в реальной действительности ребёнок должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в окружающей действительности). В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.

Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в Интернете.

Родители по теме «Компьютер и здоровье детей» могут найти много интересной информации. Предлагаю несколько статей:

Заключение

1 Г. П. Артюнина, О. А. Ливинская ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА В статье рассматриваются составляющие проблемы компьютеризации, специфика воздействия компьютера на человека. Выявлены основные недомогания, связанные с работой на компьютере, вычленены причины заболеваний, недомоганий, аллергических реакций, а также их последствия. На основе выявленных теоретических фактов проведено исследование, которое показывает как увеличивается число заболеваний и недомоганий в зависимости от "стажа" пользования компьютером, возрастом оператора и длительностью работы. The article examines components of the computing problem, peculiarities of the impact of a computer upon human. The main indispositions connected with computer work are indicated, causes of illnesses, indispositions, allergic reactions, as well as its effects are determined. At the basis of theoretical facts the research was conducted, which reveal how the number of illnesses and indispositions is increasing depending on work experience with computer, age of the operator and duration of work. Ключевые слова: интернет-связь, астенопия, запястный синдром, тенденит, стенокардия, остеохондроз, травма повторяющихся нагрузок. Key words: Internet connection, asthenopia, carpal syndrome, tendinitis, stenocardia, osteochondrosis, injury of iterative load. Вторая половина ХХ в. - время глобальной компьютеризации человеческого общества. За свое, относительно не долгое, существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека: на работе, в учебе, и, конечно же, стал одним из самых любимых развлечений для детей. С появлением Интернета компьютер стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его негативном влиянии на здоровье в случае нарушения санитарных правил работы [4]. У проблемы компьютеризации две составляющие: первая определяется физиологическими особенностями работы человека за компьютером; вторая - техническими параметрами средств компьютеризации. Эти составляющие - "человеческая" и "техническая" - тесно переплетены и взаимозависимы. Дети стали меньше проводить время на улице, меньше играть в подвижные игры, пользователи Интернет стали меньше общаться лично, отдав предпочтение чатам, почте, "аське". Таким образом, компьютер стал двуликим Янусом; с одной стороны привязал человека к себе, с другой - стал источником множества заболеваний (позвоночника, органов дыхания, зрения и др.). При этом еще недостаточно изучено влияние на организм электромагнитного излучения, недостаточной ионизации воздуха и многих других факторов риска, связанных с компьютеризацией. При таком тесном взаимодействии компьютера и человека необходимо учитывать особенности этого взаимодействия, специфику воздействия компьютера на человека, условия окружающей среды (шум, изменение температуры и влажности воздуха), статическое напряжение отдельных групп мышц, нагрузка на зрение, воздействие электромагнитного поля. Работа с ПК доставляет немалое удовольствие, особенно тем, кто только начинает её осваивать, и тем, кто уже освоил ПК настолько, что не в силах оторваться от клавиатуры и дисплея. Однако интенсивная работа с ПК может доставить и немало неприятностей. Связаны они с незнанием мер безопасности или пренебрежением ими. В связи с таким положением в обществе, государственные органы и профсоюзы многих стран и стали разрабатывать различные нормы, сертификаты и правила, что бы хоть как-то сократить пагубное влияние компьютера на человека [1]. По данным Национальной академии наук США, а также по результатам многих исследований, проведённых учёными Австралии, Германии и ряда международных центров, выявлена определённая связь между работой 144

2 на компьютерах и различными недомоганиями. К ним относят астенопию (быстрая утомляемость глаз), боли в спине и шее, запястный синдром (болезненное поражение срединного нерва запястья), тендениты (воспалительные процессы в тканях сухожилий), стенокардию, сыпь на коже лица, хронические головные боли, головокружение, повышенную возбудимость и депрессивные состояния, снижение концентрации внимания, нарушение сна и немало других. Многие из них не только ведут к снижению трудоспособности, но и подрывают здоровье людей [6]. Электростатическое поле, образованное монитором, собирает пыль, частицы табачного дыма, возбудителей воздушно-капельных инфекций. Это является причиной частых вирусных инфекций и аллергических заболеваний у операторов. Неудачная организация клавиатуры или неудобная конструкция мыши способна вызвать "накапливание" заболеваний сухожилий, мышц и нервных окончаний. Заболевания, обусловленные травмой повторяющихся нагрузок, включают болезни нервов, мышц и сухожилий руки. Наиболее часто страдают кисть, запястье и плечо. К числу профессиональных заболеваний относятся: тендовагинит, травматический эпикондилит, синдром канала запястья. Заболевания, обусловленные травмой повторяющихся нагрузок, представляют собой постепенно накапливающиеся недомогания [1]. Функциональные нарушения, связанные со скелетом человека, обусловлены длительными статическими нагрузками, вызванными плохой организацией рабочего места пользователя. Наиболее частыми являются: неудобная или неподходящая по размерам мебель, неудобное взаимное расположение компонентов системы ПК или отсутствие достаточного места для свободных движений и смены позы. Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгого нахождения за компьютером, являются: остеохондроз и искривления позвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов, так же стоит отметить, что последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных видов искривления позвоночника. Искривления позвоночника (сколиоз, лордоз, кифоз). Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки, как во время работы за столом, так и при ходьбе [2]. Длительная работа за компьютером отрицательно сказывается не только на физическом здоровье, но и на психическом. Нередко она связанна с постоянным раздражением, источником которого могут быть разные ситуации: "завис" компьютер, потерянная или несохранившаяся информация и т.д. Еще один важный фактор - нервно-эмоциональное напряжение у детей. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Кроме того, создаваемое компьютером электростатическое поле деионизирует окружающую среду, и уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на легкие, так и на весь организм в целом. Кожные заболевания связаны в основном с тем, что наэлектризованный экран дисплея притягивает частицы взвешенной в воздухе пыли, так что вблизи него "качество" воздуха ухудшается, и оператор вынужден работать в более запыленной атмосфере [7]. К факторам риска, которые чаще всего связаны с работой на компьютере, относятся: неправильное положение тела по отношению к экрану; неправильное освещение, вызывающее блики и отражения; недостаточно частое моргание; пользование очками или контактными линзами, не соответствующими позе и расстоянию от глаз до экрана; незначительные дефекты зрения, на которые в обычных ситуациях не обращают внимания, и о которых человек часто даже не подозревает, пока не начал работать с компьютером. В любом случае, когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. Мышцы, которые управляют глазами и фокусируют их на определенном предмете, просто устают от чрезмерной нагрузки. Потенциальная усталость глаз существует при любой работе, в ко- 145

3 торой участвует зрение, но наиболее велика она, когда нужно рассматривать объект на близком расстоянии. Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными. Чрезмерное увлечение работой за компьютером может также усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением. Многие дети страдают незначительным ухудшением зрения, которое можно расценивать как "неприятность". Но если дети столь сильно увлечены компьютером, что все свободное время проводят за клавиатурой, то эта "неприятность" может перерасти в нечто большее, что потребует коррекции в раннем возрасте. Под влиянием излучения, идущего от монитора, зернистости изображения и выпуклости экрана монитора у компьютерщиков наблюдается необратимые изменения в роговице глаза. В результате этих изменений изображение начинает фокусироваться оптической системой глаза не в круглую точку, а в овал. Зрительно больной наблюдает изменение формы объектов, нерезкие края, удвоение мелких изображений. Это заболевание не излечимо, поскольку все проводимые в настоящее время операции корректируют несовершенство оптической системы глаза воздействием на роговицу, в то время как это заболевание поражает именно роговицу. В этом случае она не сможет перенести операцию. В конце концов, это заболевание приводит к слепоте - у больного полностью нарушается процесс фокусирования изображения, и он видит предметы как через запотевшее стекло [5]. Исследования показали, что 75% операторов страдают одним или несколькими необратимыми нарушениями зрения или заболеваниями глаз. Основные проблемы, связанные с охраной здоровья людей, использующих в своей работе автоматизированные информационные системы на основе ПК, возникают из-за дисплеев (мониторов), особенно с электронно-лучевыми трубками. Они являются источниками наиболее вредных излучений, неблагоприятно влияющих на здоровье операторов. Специальные измерения показали, что мониторы действительно излучают магнитные волны, по интенсивности, не уступающие уровням магнитных полей, способных обусловливать возникновение опухолей у людей. Еще более серьёзные результаты были получены при обследовании беременных женщин. У тех из них, которые проводили за дисплеем компьютеров не менее часов в неделю, вероятность преждевременного прерывания беременности (выкидыша) была на 8% выше, чем для выполняющих аналогичные работы без применения компьютера. Ещё один столь же неутешительный результат был получен при исследованиях, связанных с изучением глазных заболеваний. Служащие, работающие за дисплеем компьютера по 7 и более часов в день, страдают воспалением глаз на 7% чаще, тем те, кто проводит за дисплеем меньше время. Технические характеристики дисплеев (разрешающая способность, яркость, контрастность, частота обновления или мелькания) в том случае, если на них не обращают внимания при выборе устройства или неправильно устанавливают, могут крайне отрицательно сказаться на зрении [1; 3; 6]. Для получения данных о влиянии работы на ПК на здоровье псковских детей, был проведен опрос учеников средних и старших классов школы 3 (ученики 5-11 классы), расположенной по адресу ул. Алёхина, д.. В данной школе в 7 г. обучалось 54 ученика, а исследовании приняли участие 124 человека, 3 из них не имели ПК (24,19%) и не умели на нем работать. Из числа опрошенных - 67 человек из старших классов (54,4%) и 57 человек - из средних (45,96%). Школьникам предлагалось заполнить анкету, где они отвечали на ряд вопросов, при помощи которых изучалось воздействие компьютера на здоровье. Выяснялся стаж работы за компьютером и продолжительность работы за ним среди тех, кто пользуется ПК. Особое внимание уделялось ответам на вопросы, касающиеся болевых ощущений при работе или после работы на ПК (боли в области шеи и надплечий, грудном отделе позвоночника, поясничном отделе позвоночника, в области кисти, в локтевом суставе, головные боли, головокружения, нарушение сна и зре- 146

4 ния). Все полученные данные исследования были обработаны методом непараметрической статистики. Одно из наиболее важных положений при определении быстроты проявления симптомов является выявление стажа пользования компьютером (рис. 1). Проведенные исследования показали, что среди средних школьников выше показатель пользования компьютером свыше 3 лет (46,15%) по сравнению со старшими школьниками (41,81%). Зато показатель пользования компьютером на протяжении 2-3 лет очень высок у старших школьников (51,28%), а у средних школьников данный показатель равен 26,2%. Это свидетельствует о том, что компьютером начинают пользоваться уже младшем возрасте (по некоторым данным - с 4 лет) ,6 16,4 26,2 51,3 46,2 41,8 Уч-ся средних классов Уч-ся старших классов 1 год 2-3 года > 3 лет Рис. 1. Продолжительность пользования компьютером (в годах) Для тех школьников, кто имеет компьютер, очень важно, чтобы экран компьютера был защищен от прямых солнечных лучей и лучей искусственного освещения, имеются ли у пользователя компьютерные кресла и зафиксирован ли у него положение локтя на столе при работе на компьютере. Нарушение столь простых вещей может привести к серьезным последствиям (рис. 2.). Чуть более половины старших школьников имеют компьютерные кресла (54,54%), но также чуть более половины средних школьников компьютерные кресла не имеют (53,84%). Но у всех школьников высок процент защищённости компьютера от прямых солнечных лучей и лучей искусственного освещения (74,35% у средних школьников и 74,54% у старших школьников). Однако следят за положением локтя больше старшие школьники (69,9% против 51,28% у средних школьников). Это свидетельствует о том, что старшие школьники уделяют больше внимания безопасности работы на компьютере. В настоящее время компьютер является необходимой частью современных офисных помещений, школ, ВУЗов, дошкольных учреждений и дома. При таком тесном взаимодействии компьютера и человека необходимо учитывать особенности этого взаимодействия, специфику воздействия компьютера на человека, условия окружающей среды (шум, изменение температуры и влажности воздуха), неизменное положение тела, напряжение глаз, воздействие радиации. В связи с таким широким спектром воздействия компьютера на человека, возникают различные заболевания. Данные о признаках некоторых заболеваний, возможно обусловленных работой на ПК, мы отобразили на графиках. Из данных, изображенных на рис. 3, можно сделать выводы о том, что: - почти все признаки заболеваний чаще наблюдались у средних школьников; - особенно часто дети отмечали головные боли, боли в поясничном отделе позвоночника, боли в области шеи и надплечий, боли 147

5 Имеют компьютерные. 54,5 48,7 Экран монитора защищен 74,474,5 Положение локтя заф. 51,3 69,1 Уч-ся средних классов Уч-ся старших классов Рис. 2. Сведения об организации рабочего места у ПК (в %) в грудном отделе позвоночника, в области кисти, в локтевом суставе, нарушение сна и головокружения; - почти половина детей, работающих на ПК, независимо от возрастной группы, отмечали проблемы со зрением ,3 47,7 48,7 48, ,9 35, ,5 17,9 15 Уч-ся средних классов Уч-ся старших классов Рис. 3. Некоторые нарушения здоровья после работы на ПК у школьников (в %) 148

6 Отмечена закономерность: "доза - эффект", т.е. зависимость признаков заболеваний от продолжительности работы за компьютером (рис. 4, 5). Все признаки нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) выражены уже при небольшом времени работы на ПК (до 3 часов), что, вероятно, объясняется неопытностью и значительным напряжением мышц и суставов при освоении работы. При работе от 3 до 6 часов показатели нарушений ОДА снижаются, по-видимому, в связи с адаптацией. При дальнейшем увеличении продолжительности работы на ПК увеличивается, и частота жалоб на боли в различных отделах позвоночника, более всего - в локтевом суставе ,4 45,7 17,1 37,1 31,4 до 3 часов 3 11,1 33,3 23, , от 3 до 6 часов от 6 до 8 часов более 8 часов Боли в локтевом суставе Боли в области кисти Боли в грудном отделе поз-ка Боли в обл. шеи и надплечий Боли в поясн. отделе позка Рис. 4. Развитие болевых ощущений в позвоночнике и руке в зависимости от длительности работы на ПК (в часах в неделю) 25 43, ,4 22,8 42,9 37, ,3 43,3 53,3 6 Нарушения сна Головокружение Нарушения зрения Головные боли до 3 часов от 3 до 6 часов от 6 до 8 часов более 8 часов Рис. 5. Признаки нарушений зрения и центральной нервной системы зависимости от длительности работы на ПК (в часах в неделю) 149

7 Все показатели, свидетельствующие о дискомфорте центральной нервной системы (нарушения сна, головокружение, головные боли), имеют тенденцию к нарастанию по мере увеличения времени работы на ПК. Аналогичная тенденция наблюдается с признаками нарушения функции зрения. Из проиллюстрированных данных, видно, что у детей, работающих за компьютером до 3 часов в неделю, чаще всего наблюдаются боли в области кисти, а у детей, работающих за компьютером до 6 часов в неделю, уже чаще возникали признаки нарушения зрения. Дети, которые работали до 8 часов в неделю, чаще отмечали боли в поясничном отделе позвоночника, шеи и надплечий, а также нарушение сна. А вот у детей, работающих за компьютером более 8 часов в неделю, чаще возникали головные боли, боли в грудном отделе позвоночника, головокружения, боли в локтевом суставе. Половина всех опрошенных детей страдали головными болями, болями в области шеи и надплечий, нарушением зрения. Выводы исследования. 1. За свое относительно недолгое существование компьютер активно вошел в жизнедеятельность школьников: из старших школьников 54,4%, а из средних 45,96% имеют дома персональные компьютеры. 2. Компьютером начинают чаще пользоваться в младшем возрасте: показатель пользования ПК свыше 3 лет у средних школьников - 46,15%, у старших школьников - 41,81%. 3. Работая на ПК, не все учащиеся уделяют внимание вопросам безопасности. Около половины школьников не используют компьютерные кресла, не следят за положением локтя 3% старших школьников и 48% учащихся средних классов; около 25% пользователей не защищают свои мониторы от прямых солнечных лучей. 4. Длительность общения учащихся с ПК превышает санитарно - гигиенические нормы для детей, а длительная работа на компьютере вызывает у них нарушения здоровья: боли в различных отделах позвоночника, локтевом суставе и кисти, нарушения сна, головные боли, нарушение функции зрения. 5. Прослеживается нарастание симптомов негативного воздействия на здоровье детей в зависимости от длительности работы на ПК. 6. Направлениями профилактики следует выбрать: - разъяснительную работу с учащимися; - выполнение санитарно-гигиенических норм и правил при работе с ПК; - совершенствование компьютерной техники. Литература 1. Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академический Проект; Фонд "Мир", с. 2. Богатова Т., Лапрун И. Компьютер и здоровье - это совместимо? Ростов н/д: Феникс; М.: МЕТ, с. 3. Видеодисплейные терминалы и здоровье пользователей. М.: Медицина, с. 4. Закиров А., Костенко А. Новые технологии и здоровье. М.: "Просвещение", с. 5. Ильицкая М. Друг мой - враг мой. М.: "Просвещение", с. 6. Персональный компьютер для офиса / Т. Л. Алимова, Л. В. Лямин, Т. Н. Петрова, И. Г. Холкин. М.: Радио и связь, с. 7. Тимофеев О. Компьютер на здоровье: как сохранить при работе с ПК. Взгляд врача. М.: Просвещение, с. 15


Многих родителей очень волнует влияние компьютера на здоровье их школьников. Безопасен ли он? Вред компьютер приносит в том случае, когда школьники не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от компьютера). Вот именно поэтому, приобретая для своего ребенка компьютер – вещь очень полезную, вы должны понимать, что на вас ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт компьютер вашему школьнику. Давайте порассуждаем на эту тему.

Человек, «входящий» в первый раз в сеть обычно получает хорошее впечатление о Интернете. Но первое впечатление обманчиво! И понимаешь это со временем. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нём не только плюсы, но и минусы. Но к сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание. И отличить то, что хорошо, а то, что плохо, уже не можем.

Согласно утверждениям исследователей, поиск в Интернете позволяет активировать ключевые центры мозга, контролирующие процесс принятия решений и комплексный логический процесс мотивации поведения.

Форумы - лучшая разработка человечества, и, один из наиболее важных аспектов Интернета - форумы позволяют общаться тысячам, миллионам людей. Они позволяют разделить общение на темы и категории, таким образом, каждый общается там, где ему интересно. Чаты и ICQ дают возможность общаться в реальном времени, таким образом, два, и больше, человека находящиеся в разных точках мира разговаривают так, как будто бы они стоят рядом.

Появились такие возможности, как заработок в сети, способ показать, проявить себя, разместив свою собственную страничку, написанные программы и прочее. Также через Интернет можно найти работу.

Рассмотрим Интернет с другой стороны - отрицательной. Интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая из нас самое худшее, что в нас есть. В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и колоть наркотики.

Известно и отрицательное влияние Интернет на человека, на его психическое и физическое здоровье: это стрессовое состояния и наконец, Интернет – зависимость.

Интернет - зависимость определяется психологами как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off - line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on - line"

Из этого можно сделать вывод, что родители приобрели компьютер своему ребенку только для игр, но не для обучения.

На мой взгляд, компьютер должен стать помощником в получении знаний ребенком, средством для общения со сверстниками и самореализации, а не игрушкой.

коллективом детей. В соответствии с этим и выстраиваются занятия и осуществляется подбор материала так, чтобы каждый пришедший на занятие

Как доказано психологами компьютерные игры развивают логику, мышление, память, внимание, знание иностранных языков и т. д.

Многие, прочитав эту статью, скажут: «Ну, вот опять компьютер. Дома компьютер, в школе компьютер. А потом мы говорим о компьютерной зависимости. Но я могу поспорить с вами, ведь в наше время компьютер включает в себе и музыкальный центр, и DVD, и телевизор и книги. Знание ПК и умения работать на ПК требует, чуть ли не каждая профессия.

Для того чтобы не было компьютерной зависимости мы педагоги и родители должны контролировать время проведенное ребенком за компьютером. Тут всё дело в чувстве меры. Нацеливать и заинтересовывать ребенка в получении новых знаний и умений в области информационных технологий.

Родители должны покупать детям не игры, а красивые, интересные обучающие программы, в Интернете найти те сайты, на которых расположена полезная информацию, научить ребенка пользоваться электронной библиотекой, создавать свои проекты, участвовать в Интернет - конкурсах, совершать виртуальные экскурсии и многое другое.

А мы, педагоги, со своей стороны должны обучать детей работе с офисными приложениями и текстовыми редакторами, работа с графическими и видеоприложениями, работа с аудиоприложениями.

Компьютер был создан для пользы, в помощь человеку, так что, безусловно, он полезен, если пользоваться им по назначению. А назначения у каждого свои.

Презентация на тему: " Влияние компьютера на здоровье школьника. Единственный способ сохранить здоровье – это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то," — Транскрипт:

1 Влияние компьютера на здоровье школьника

2 Единственный способ сохранить здоровье – это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, чего не нравится. М.Твен

3 Проблемные вопросы Как влияет компьютер на здоровье школьника? Можно ли сохранить здоровье при использовании компьютера

4 Гипотеза: Если будут определены факторы воздействия компьютера на здоровье школьников, то можно предостеречь себя от возможных заболеваний, которые возникают при работе за компьютером

5 Объект исследования - учащиеся среднего и старшего звена школы Предмет исследования - влияние компьютера на здоровье школьника

6 Цель: исследование косвенного влияния компьютера на организм школьника

7 Задачи : 1. Изучить литературу по данной проблеме 2. Определить вредоносные факторы длительного пребывания за компьютером 3. Собрать и проанализировать данные о признаках нездоровья учащихся, проявляющих у них в процессе работы за компьютером 4. Дать рекомендации по предотвращению и уменьшению проявленных признаков нездоровья 5. Разработать комплекс упражнений для профилактики негативного воздействия на здоровье человека

8 Методы исследования Анализ литературы Анкетирование Опрос Наблюдения Анализ полученных результатов

9 Влияние на психику Основные вредные факторы : Сидячее положение Воздействие электромагнит ного излучения Нагрузка на зрение Перегрузка суставов кистей Стресс при потере информации

10 Правильная посадка – залог здоровья

11 Вредные воздействия монитора

12 Правильный выбор монитора способствует сохранению здоровья

13 Основные правила гигиены зрения Комфортное рабочее место Специальное питание для глаз Препараты для улучшения зрения Гимнастика для глаз Снятие усталости, предотвращение болезни глаз Снятие усталости, предотвращение болезни глаз Очки с компьютерным спектральным фильтром Очки с компьютерным спектральным фильтром

14 дискомфорту болезнь суставов кисти неудобная в работе мышь

15 Компьютерный стресс ____________________________ Вы включаете компьютер, а на экране вместо привычной процедуры загрузки - "Disk C: not found" или "Boot sector is failure". А вы уже и забыли, когда и куда дублировали свою информацию. Ваше состояние в этот момент психологи называют "острый стресс". ______________________________________________ Потеря информации Неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера Информационные перегрузки. Спам

16 Психологические симптомы, которые может начать испытывать человек: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой. Опасными сигналами являются также: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса он-лайн; увеличение времени, проводимого он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых он-лайн

17 Хотелось бы тебе стать таким через несколько лет?!

18 Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером Соблюдение санитарно-гигиенических норм Проведение физминуток Гимнастика для глаз, шеи, кистей рук

19 Создавайте комфортные условия

20 шиповник(настой, отвар), клюква. чернику, чёрную смородину, морковь печень трески, зелень Питание для глаз Людям с ослабленным зрением В рационе близоруких При дистрофии сетчатки помогает

21 ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ 1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их Повтори это 4-6 раз 2. Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев 3. Делай круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз- направо-вверх-налево-вниз. Повтори упражнение 10 раз 4.Вытяни вперёд руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори упражнение 5 раз 5.Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты

22 Получите максимум удовольствий

23 Зона отдыха и зона работы – это несовместимо !

24 Полезные советы Аквариум с рыбками: 1. Увеличивает влажность 2. Рыбки успокаивают нервы

25 Анкета Время работы за компьютером. 1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером? а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов 2.Со скольки лет вы работаете на компьютере? а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ___________________ Зависимость от компьютера. 1.Есть ли постоянное желание играть в игры? а) да; б) нет; в) не знаю 2.С лёгкостью можете оторваться от игры? а) да; б) нет; в) не знаю Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером. 1.Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером? а) 1 час; б) 2часа; в) 10 часов 2.Устают ли глаза при работе с компьютером? а) да; б) нет; в) не придаю значения 3.Вы делаете гимнастику для глаз? а) да; б) нет; в) как получится 4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? а) да; б) нет; в) мне все равно

35 Профилактические мероприятия Создание социальной рекламы: Компьютерная зависимость», представление на школьном стенде «Минздрав предупреждает» Распространение памятки с комплексом упражнений для мышц шеи и глаз

36 ПРАВИЛА ДЛЯ ТЕХ, КТО РАБОТАЕТ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ ПРАВИЛА ДЛЯ ТЕХ, КТО РАБОТАЕТ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ Правила для тех, кто бережёт свое здоровье

38 Непрерывное занятие школьника за компьютером не должно превышать времени, указанного в таблице: КЛАССПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 110 мин мин мин мин мин.

Читайте также: