Где хранятся коды символов во время работы компьютера

Обновлено: 05.07.2024

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Информатика. 10 класса. Босова Л.Л. Оглавление

§14. Кодирование текстовой информации

Компьютеры третьего поколения «научились» работать с текстовой информацией.

Текстовая информация по своей природе дискретна, т. к. представляется последовательностью отдельных символов.

Для компьютерного представления текстовой информации достаточно:

1) определить множество всех символов (алфавит), требуемых для представления текстовой информации;
2) выстроить все символы используемого алфавита в некоторой последовательности (присвоить каждому символу алфавита свой номер);
3) получить для каждого символа n-разрядный двоичный код (n ≤ 2 n ), переведя номер этого символа в двоичную систему счисления.

В памяти компьютера хранятся специальные кодовые таблицы, в которых для каждого символа указан его двоичный код. Все кодовые таблицы, используемые в любых компьютерах и любых операционных системах, подчиняются международным стандартам кодирования символов.

14.1. Кодировка ASCII и её расширения

Основой для компьютерных стандартов кодирования символов послужил код ASCII (American Standard Code for Information Interchange) — американский стандартный код для обмена информацией, разработанный в 1960-х годах в США и применявшийся для любых, в том числе и некомпьютерных, способов передачи информации (телеграф, факсимильная связь и т. д.). Этот код 7-битовый: общее количество символов составляет 2 7 = 128, из них первые 32 символа — управляющие, а остальные — изображаемые, т. е. имеющие графическое изображение. К изображаемым символам в ASCII относятся буквы латинского алфавита (прописные и строчные), цифры, знаки препинания и арифметических операций, скобки и некоторые специальные символы. Кодировка ASCII приведена в табл. 3.8.

Таблица 3.8

Кодировка ASCII


Хотя для кодирования символов в ASCII достаточно 7 битов, в памяти компьютера под каждый символ отводится ровно 1 байт (8 битов), при этом код символа помещается в младшие биты, а в старший бит заносится 0.

Например, 01000001 — код прописной латинской буквы «А»; с помощью шестнадцатеричных цифр его можно записать как 41.

Впоследствии использование кодовых таблиц было несколько упорядочено: каждой кодовой таблице было присвоено особое название и номер. Для русского языка наиболее распространёнными стали однобайтовые кодовые таблицы CP-866, Windows-1251 (табл. 3.9) и КОИ-8 (табл. 3.10). В них первые 128 символов совпадают с ASCII-кодировкой, а русские буквы размещены во второй части таблицы. Обратите внимание на то, что коды русских букв в этих кодировках различны.

Таблица 3.9

Кодировка Windows-1251


Таблица 3.10

Кодировка КОИ-8


Мы выяснили, что при нажатии на алфавитно-цифровую клавишу в компьютер посылается некоторая цепочка нулей и единиц. В текстовых файлах хранятся не изображения символов, а их коды.

При выводе текста на экран монитора или принтера необходимо восстановить изображения всех символов, составляющих данный текст, причём изображения эти могут быть разнообразны и достаточно причудливы. Внешний вид выводимых на экран символов кодируется и хранится в специальных шрифтовых файлах. Современные текстовые процессоры умеют внедрять шрифты в файл. В этом случае файл содержит не только коды символов, но и описание используемых в этом документе шрифтов. Кроме того, файлы, создаваемые с помощью текстовых процессоров, включают в себя и такие данные о форматировании текста, как его размер, начертание, размеры полей, отступов, межстрочных интервалов и другую дополнительную информацию.

14.2. Стандарт Unicode

В Unicode на кодирование символов отводится 31 бит. Первые 128 символов (коды 0-127) совпадают с таблицей ASCII. Далее размещены основные алфавиты современных языков: они полностью умещаются в первой части таблицы, их коды не превосходят 65 536 = 2 16 .

Стандарт Unicode описывает алфавиты всех известных, в том числе и «мёртвых», языков. Для языков, имеющих несколько алфавитов или вариантов написания (например, японского и индийского), закодированы все варианты. В кодировку Unicode внесены все математические и иные научные символьные обозначения и даже некоторые придуманные языки (например, язык эльфов из трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец»).

Всего современная версия Unicode позволяет закодировать более миллиона различных знаков, но реально используется чуть менее 110 000 кодовых позиций.

Для представления символов в памяти компьютера в стандарте Unicode имеется несколько кодировок.

В операционных системах семейства Windows используется кодировка UTF-16. В ней все наиболее важные символы кодируются с помощью 2 байт (16 бит), а редко используемые — с помощью 4 байт.

В операционной системе Linux применяется кодировка UTF-8, в которой символы могут занимать от 1 (символы, входящие в таблицу ASCII) до 4 байт. Если значительную часть текста составляют цифры и латинские буквы, то это позволяет в несколько раз уменьшить размер файла по сравнению с кодировкой UTF-16.

Кодировки Unicode позволяют включать в один документ символы самых разных языков, но их использование ведёт к увеличению размеров текстовых файлов.

Мы уже касались этого вопроса, рассматривая алфавитный подход к измерению информации.

Оценим в байтах объём текстовой информации в современном словаре иностранных слов из 740 страниц, если на одной странице размещается в среднем 60 строк по 80 символов (включая пробелы).

Будем считать, что при записи используется кодировка «один символ — один байт». Количество символов во всем словаре равно:

80 • 60 • 740 = 3 552 000.

Следовательно, объём равен

3 552 000 байт = 3 468,75 Кбайт ≈ 3,39 Мбайт.

Если же использовать кодировку UTF-16, то объём этой же текстовой информации в байтах возрастёт в 2 раза и составит 6,78 Мбайт.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Текстовая информация по своей природе дискретна, т. к. представляется последовательностью отдельных символов.

В памяти компьютера хранятся специальные кодовые таблицы, в которых для каждого символа указан его двоичный код. Все кодовые таблицы, используемые в любых компьютерах и любых операционных системах, подчиняются международным стандартам кодирования символов.

В 1991 году был разработан новый стандарт кодирования символов, получивший название Unicode (Юникод), позволяющий использовать в текстах любые символы любых языков мира. Кодировки Unicode позволяют включать в один документ символы самых разных языков, но их использование ведёт к увеличению размеров текстовых файлов.

Вопросы и задания

1. Какова основная идея представления текстовой информации в компьютере?

2. Что представляет собой кодировка ASCII? Сколько символов она включает? Какие это символы?

3. Как известно, кодовые таблицы каждому символу алфавита ставят в соответствие его двоичный код. Как, в таком случае, вы можете объяснить вид таблицы 3.8 «Кодировка ASCII»?

4. С помощью таблицы 3.8:

5. Что представляют собой расширения ASCII-кодировки? Назовите основные расширения ASCII-кодировки, содержащие русские буквы.

6. Сравните подходы к расположению русских букв в кодировках Windows-1251 и КОИ-8.

7. Представьте в кодировке Windows-1251 текст «Знание — сила!»:

1) шестнадцатеричным кодом;
2) двоичным кодом;
3) десятичным кодом.

8. Представьте в кодировке КОИ-8 текст «Дело в шляпе!»:

1) шестнадцатеричным кодом;
2) двоичным кодом;
3) десятичным кодом.

9. Что является содержимым файла, созданного в современном текстовом процессоре?

10. В кодировке Unicode на каждый символ отводится 2 байта. Определите в этой кодировке информационный объём следующей строки:

Где родился, там и сгодился.

11. Набранный на компьютере текст содержит 2 страницы. На каждой странице 32 строки, в каждой строке 64 символа. Определите информационный объём текста в кодировке Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами.

13. В текстовом процессоре MS Word откройте таблицу символов (вкладка Вставка ⇒ Символ ⇒ Другие символы):



В поле Шрифт установите Times New Roman, в поле из — кириллица (дес.).

Завершая цикл выпусков о хранении данных в памяти , осталось рассказать подробно про символьный тип данных.

Символьный тип данных предназначен для хранения символов. Символы - это буквы алфавита, цифры, пробел, знаки препинания, математические знаки и всё остальное, что мы можем напечатать на клавиатуре. Но не только. Есть так называемые служебные символы: их не видно на экране или на бумаге, но они есть и заставляют компьютер что-нибудь делать.

Например, если текст разбит на строки, то в конце каждой строки присутствует служебный невидимый символ "перенос строки", который и заставляет компьютер начинать новую строку. Есть также символ, который заставляет компьютер пищать, если вы попробуете его вывести на экран.

Как и всё остальное, символы хранятся в памяти компьютера в виде, конечно же, чисел. Каждому символу назначено своё число, или код.

На хранение всех возможных символов изначально выделили один байт. Так как максимальное значение байта это 255, то всего было создано 256 символов (включая код 0).

Для этих символов составили таблицу, которая получила название ASCII (American Standard Code for Information Interchange), то есть "американский стандартный код для обмена информацией".

Кодируя и раскодируя символы с помощью этой таблицы, программисты получили возможность хранить тексты в памяти компьютера и главное – она стала единой системой для всех, а не только для американцев.

В начале таблицы расположены служебные символы, потом различные знаки препинания, потом цифры, и только потом начинаются буквы алфавита. Первая буква латинского алфавита "А" имеет код 65, затем "B" – 66, и далее по порядку. Я выделил в таблице цифры и буквы, чтобы было легче их найти. Большие и маленькие буквы – это разные символы и имеют разные коды. Если "A" это 65, то "a" это 97.

Всю вторую половину таблицы (начиная с кода 128) занимает т.н. псевдографика. То есть разработчики впихнули все нужные знаки, цифры и буквы в первую половину, и затем стали чесать репу – есть еще много места в таблице, что же придумать еще? И придумали всякие линии, уголки, квадратики, закорючки, которые не имеют никакого смысла, но если их печатать на экране, то можно нарисовать с их помощью какую-нибудь таблицу, например. Поэтому они и называются псевдо-графикой. Это графика, нарисованная с помощью символов. Творческие люди немедленно взялись рисовать произведения искусства с помощью разных символов. Это направление искусства стало называться ASCII-art и процветает до сих пор.

В каждом советском вычислительном центре на стене висела такая картина. напечатанная на принтере В каждом советском вычислительном центре на стене висела такая картина. напечатанная на принтере

Но потом всё стало не так просто. Как только компьютеры стали появляться в СССР и других странах, все сразу заметили, что латинские-то буквы в таблице есть, а русских например нет, греческих тоже нет, арабских и японских тоже нет. В общем, американцы, когда создавали её, думали только о себе.

Тогда каждая страна стала добавлять в таблицу ASCII свои собственные алфавиты. А так как в таблице уже не было свободного места, то национальные алфавиты стали помещать вместо псевдографики, во вторую половину.

С развитием технологий стало понятно, что так дальше жить нельзя и нужно сделать одну-единственную кодировку для всех языков и уже не мучаться. Так появилась таблица Unicode. Если в таблице ASCII можно сохранить только английский и еще какой-нибудь один алфавит, в Unicode стало возможным сохранить вообще все алфавиты.

Почему? Потому что символ в Unicode занимает не 1 байт, а 2 байта, и значит можно задать не 256, а 65536 символов.

Позже появились новые версии Unicode, где символ может занимать и 3 и 4 байта, но это уже детали, которые нам сейчас знать необязательно.

Подытоживая сегодняшний выпуск,

Символы в ASCII – это классические символы, размером в 1 байт.

Символы в Unicode – это современные символы, размером 2 и более байт. Они используются для представления всех мыслимых и немыслимых алфавитов (включая даже клингонский), а также картинок-эмодзи, которые по факту тоже являются символами.

Мы, как программисты, под символьным типом будем понимать классические однобайтные ASCII-символы. Интереса или необходимости что-то делать с Unicode практически нет, это вещь в себе.

Текст получился больше, чем я ожидал, а еще надо рассказать про строки.

Вкратце, строки - это символы, расположенные в памяти друг за другом, подряд. Строка может состоять из классических однобайтных символов или из многобайтных Unicode-символов. Собственно, всё.

В следующих выпусках я уже начну рассказывать про языки программирования, и заодно расскажу больше подробностей про строки, потому что разные языки работают со строками по-разному.

Числовая информация – не единственный тип данных , обрабатываемых с помощью ЭВМ. Очень большой пласт прикладных задач связан с обработкой текстовой информации. К ним относятся текстовые редакторы, всевозможные переводчики, компиляторы алгоритмических языков, информационно-справочные системы, системы обработки экономических данных и многие другие.

Языки C, C++ разделяют текстовые данные на примитивы, значением которых являются одиночные символы ( символьные данные ) и последовательности примитивов в виде цепочек символов , завершающихся установленным признаком конца ( строковые данные ). Символьные данные могут быть представлены как скалярными величинами (символьные константы , символьные переменные), так и массивами таких данных. Строковые данные наряду с константами и скалярными переменными тоже могут быть организованы в массивы, напоминающие привычные текстовые документы.

В ранних версиях систем программирования для кодировки символьных данных использовались так называемые кодовые страницы ( code page ). С одной из таких кодовых страниц в свое время выступила фирма IBM , предложившая в качестве стандарта 7-битовую кодировку управляющих и отображаемых символов на компьютерах серии IBM /360. Однако с развитием средств обработки символьной информации 128 различных кодов оказалось недостаточно, и для подключения кодов с символами национальных алфавитов производители средств вычислительной техники соответствующих стран начали подключать к стандарту IBM дополнительные наборы символов. Для кодировки новых расширений потребовался еще один двоичный разряд, и так возникли сменные наборы, дополнявшие устоявшуюся таблицу IBM . Каждая страна или группа стран построила свой уникальный набор из 256 символов, получивший название кодовой страницы. Чтобы отличать эти страницы друг от друга, им присвоили номера. Пользователям нашей страны досталась кодовая страница с номером 866. Довольно много хлопот разнообразие этих страниц вызывало у производителей программных продуктов, учитывающих специфику национальных алфавитов. Трудно приходилось и производителям устройств вывода (принтеры, плоттеры), т.к. в их конструкциях предусматривались аппаратно зашитые таблицы шрифтов.

Системы программирования BC 3.1 и BCB ориентированы на однобайтовую кодировку символьных данных на базе кодовых страниц ASCII . Сложность заключается в том, что под управлением MS-DOS в нашей стране используется кодовая страница с номером 866, а в операционных системах Windows 98/NT/2000/XP отечественная кодовая страница имеет номер 1251. У обеих кодовых страниц первые половины идентичны стандарту IBM . Здесь находятся коды управляющих символов ( группа кодов от 0x00 до 0x1F ), различные разделители (точки, запятые, скобки и т.п.) и знаки операций, большие и малые буквы латинского алфавита. А вот вторые половины этих кодовых страниц устроены по -разному и из-за этого тексты на русском языке, подготовленные в среде Windows , отображаются консольными приложениями BCB в виде некоторой абракадабры. Это явление не наблюдалось в среде BC 3.1, т.к. там и набор программы и ее выполнение происходят в рамках одной и той же кодовой страницы.

4.1. Символьные данные и их представление в памяти ЭВМ

Одиночным символьным данным (константам и переменным) в оперативной памяти ЭВМ выделяется по одному байту, в которых хранятся соответствующие значения – числовые коды конкретных символов в соответствии с их кодировкой в той или иной странице.

Чтобы познакомиться с 866-й кодовой страницей предлагается выполнить следующую программу:


Компьютеры не с самого рождения могли обрабатывать символьную информацию. Лишь с конца 60-х годов они стали использоваться для обработки текстов и в настоящее время большинство пользователей ПК занимаются вводом, редактированием и форматированием текстовой информации.

Традиционно для кодирования одного символа используется 1 байт информации.

При вводе в компьютер текстовой информации происходит ее двоичное кодирование, изображение символа преобразуется в его двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу с символом, и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических импульсов (двоичный код символа). Код символа хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает один байт.

В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс - декодирование, то есть преобразование кода символа в его изображение.

Важно, что присвоение символу конкретного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице.

Презентация Двоичное кодирование текстовой информации

Содержимое разработки

Двоичное кодирование текстовой информации

Двоичное кодирование текстовой информации

Двоичное кодирование текстовой информации Компьютеры не с самого рождения могли обрабатывать символьную информацию. Лишь с конца 60-х годов они стали использоваться для обработки текстов и в настоящее время большинство пользователей ПК занимаются вводом, редактированием и форматированием текстовой информации.

Двоичное кодирование текстовой информации

Стандартная часть таблицы кодов ASCII

  • Первые 32 кода отданы производителям аппаратных средств и называются они управляющие, т.к. эти коды управляют выводом данных. Им не соответствуют никакие символы.
  • Коды с 32 по 127 соответствуют символам английского алфавита, знакам препинания, цифрам, арифметическим действиям и некоторым вспомогательным символам.

Коды национального (русского) алфавита

Альтернативные системы кодирования кириллицы

1. Система кодирования КОИ-7 (код обмена информацией, семизнач­ный), действовавшая в СССР. Была вскоре вытеснена американским: кодом ASCII во вторую, расширенную часть системы кодирования с кодами от 128 по 255.

2. Кодировка Windows-1251. Была введена извне компанией Мiсrosоft. Так как программный продукт этой компании - операционная сис­тема Windows глубоко закрепилась и широко распространилась, то кодировка Windows-1251 получила широкое применение на компью­терах, работающих под управлением именно этой операционной сис­темы.

3. Кодировка КОИ-8 широко распространена на территории России и в российском секторе Интернета. 4. Кодировка ISO (lntemational Standard Organization – Международный институт стандартизации) - содержит символы русского алфавита, но на практике используется редко. 5. Кодировка ГОСТ - альтернативная. Действует на компьютерах в опе­рационных системах MS-DOS. 6. Система UNICODE. Для представления каждого символа в этом стандарте используются два байта: один байт для кодирования символа, другой для кодирования признака. Двухбайтовое описание кодов символов позволяет закодировать очень большое число символов из различных письменностей. Так, в документах Unicode могут соседствовать русские, латинские, греческие буквы, китайские иероглифы и математические символы.

3. Кодировка КОИ-8 широко распространена на территории России и в российском секторе Интернета.

4. Кодировка ISO (lntemational Standard Organization – Международный институт стандартизации) - содержит символы русского алфавита, но на практике используется редко.

5. Кодировка ГОСТ - альтернативная. Действует на компьютерах в опе­рационных системах MS-DOS.

6. Система UNICODE. Для представления каждого символа в этом стандарте используются два байта: один байт для кодирования символа, другой для кодирования признака. Двухбайтовое описание кодов символов позволяет закодировать очень большое число символов из различных письменностей. Так, в документах Unicode могут соседствовать русские, латинские, греческие буквы, китайские иероглифы и математические символы.

Закрепление изученного

Домашнее задание

  • §2.10. Двоичное кодирование текстовой информации
  • Стр.111 практические задания
  • № 2.29, 2.30, 2.31


-75%

Что такое кодировки?

Сейчас Unicode — это основной стандарт кодирования символов, включающий в себя знаки почти всех письменных языков мира. Unicode применяется везде, где есть текст. Информация на страницах в социальных сетях, записи в базах данных, компьютерные программы и мобильные приложения — всё это работает с использованием Unicode.

В этом гайде мы рассмотрим, как появился Unicode и какие проблемы он решает. Узнаем, как хранилась и передавалась информация до введения единого стандарта кодирования символов, а также рассмотрим примеры кодировок, основанных на Unicode.

Предпосылки появления кодировок

Исторически компьютер создавался как машина для ускорения и автоматизации вычислений. Само слово computer с английского можно перевести как вычислитель, а в 20 веке в СССР, до распространения термина компьютер, использовалась аббревиатура ЭВМ — электронно вычислительная машина.

Всё, чем компьютеры оперировали — числа. Основным заказчиком и драйвером появления первых моделей были оборонные предприятия. На компьютерах проводили расчёты параметров полёта баллистических ракет, самолётов, спутников. В 1950-е годы вычислительные мощности компьютеров стали использовать для:

  • прогноза погоды;
  • вычислений экспериментальной и теоретической физики;
  • расчета заработной платы сотрудников (например, компьютер LEO применялся для нужд компании, владеющей сетью чайных магазинов);
  • прогнозирование результатов выборов президента США (1952 год, компьютер UNIVAC).

Компьютеры и числа

Цели, для которых разрабатывались компьютеры, привели к появлению архитектуры, предназначенной для работы с числами. Они хранятся в компьютере следующим образом:

  1. Число из десятичной системы счисления переводится в двоичную, т.е. набор нулей и единиц. Например, 3 в двоичной системе счисления можно записать в виде 11, а 9 как 1001. Подробнее о системах счисления читайте в соответствующем гайде.
  2. Полученный набор нулей и единиц хранится в ячейках памяти компьютера. Например, наличие тока на элементе памяти означает единицу, его отсутствие — ноль.

картинка о записи чисел в память

В конце 1950-х годов происходит замена ламп накаливания на полупроводниковые элементы (транзисторы и диоды). Внедрение новой технологии позволило уменьшить размеры компьютеров, увеличить скорость работы и надёжность вычислений, а также повлияло на конечную стоимость. Если первые компьютеры были дорогостоящими штучными проектами, которые могли себе позволить только государства или крупные компании, то с применением полупроводников начали появляться серийные компьютеры, пусть даже и не персональные.

Компьютеры и символы

Постепенно компьютеры начинают применяться для решения не только вычислительных или математических задач. Возникает необходимость обработки текстовой информации, но с буквами и другими символами ситуация обстоит сложнее, чем с числами. Символы — это визуальный объект. Даже одна и та же буква «а» может быть представлена двумя различными символами «а» и «А» в зависимости от регистра.

Также число «один» можно представить в виде различных символов. Это может быть арабская цифра 1 или римская цифра I. Значение числа не меняется, но символы используются разные.

Компьютеры создавались для работы с числами, они не могут хранить символы. При вводе информации в компьютер символы преобразуются в числа и хранятся в памяти компьютера как обычные числа, а при выводе информации происходит обратное преобразование из чисел в символы.

Правила преобразования символов и чисел хранились в виде таблицы символов (англ. charset). В соответствии с такой таблицей для каждого компьютера конструировали и своё уникальное устройство ввода/вывода информации (например, клавиатура и принтер).

Картинка о записи символов в память

Распространение компьютеров

В начале 1960-х годов компьютеры были несовместимы друг с другом даже в рамках одной компании-производителя. Например, в компании IBM насчитывалось около 20 конструкторских бюро, и каждое разрабатывало свою собственную модель. Такие компьютеры не были универсальными, они создавались для решения конкретных задач. Для каждой решаемой задачи формировалась необходимая таблица символов, и проектировались устройства ввода/вывода информации.

В этот период начинают формироваться сети, соединяющие в себе несколько компьютеров. Так, в 1958 году создали систему SAGE (Semi-Automatic Ground Environment), объединившую радарные станций США и Канады в первую крупномасштабную компьютерную сеть. При этом, чтобы результаты вычислений одних компьютеров можно было использовать на других компьютерах сети, они должны были обладать одинаковыми таблицами символов.

В 1962 году компания IBM формирует два главных принципа для развития собственной линейки компьютеров:

  1. Компьютеры должны стать универсальными. Это означало переход от производства узкоспециализированных компьютеров к машинам, которые могут решать разные задачи.
  2. Компьютеры должны стать совместимыми друг с другом, то есть должна быть возможность использовать данные с одного компьютера на другом.

Так в 1965 году появились компьютеры IBM System/360. Это была линейка из шести моделей, состоящих из совместимых модулей. Модели различались по производительности и стоимости, что позволило заказчикам гибко подходить к выбору компьютера. Модульность систем привела к появлению новой отрасли — производству совместимых с System/360 вычислительных модулей. У компаний не было необходимости производить компьютер целиком, они могли выходить на рынок с отдельными совместимыми модулями. Всё это привело к ещё большему распространению компьютеров.

ASCII как первый стандарт кодирования информации

Телетайп и терминал

Параллельно с этим развивались телетайпы. Телетайп — это система передачи текстовой информации на расстоянии. Два принтера и две клавиатуры (на самом деле электромеханические печатные машинки) попарно соединялись друг с другом проводами. Текст, набранный на клавиатуре у первого пользователя, печатается на принтере у второго пользователя и наоборот. Таким образом, например, была организована «горячая линия» между президентом США и руководством СССР вплоть до начала 1970-х годов.

Телетайпы также преобразуют текстовую информацию в некоторые сигналы, которые передаются по проводам. При этом не всегда используется бинарный код, например, в азбуке Морзе используются 3 символа — точка, тире и пауза. Для телетайпов необходимы таблицы символов, соответствие в которых строится между символами и сигналами в проводах. При этом для каждого телетайпа (пары, соединённых телетайпов) таблицы символов могли быть свои, исходя из задач, которые они решали. Отличаться, например, мог язык, а значит и сам набор символов, который отправлялся с помощью устройства. Для оптимизации работы телетайпа самые популярные (часто встречающиеся) символы кодировались наиболее коротким набором сигналов, а значит и в рамках одного языка, набор символов мог быть разным.

ASCII

Повсеместное распространение компьютеров и средств обмена текстовой информацией потребовало разработки единого стандарта кодирования для передачи и хранения информации. Такой стандарт разработали в США в 1963 году. Таблицу из 128 символов назвали ASCII — American standard code for information interchange (Американский стандарт кодов для обмена информацией).

ASCII image

Первые 32 символа в ASCII являются управляющими. Они использовались для того, чтобы, например, управлять печатающим устройством телетайпа и получать некоторые составные символы. Например:

  1. символ Ø можно было получить так: печатаем O, затем с помощью управляющего кода BS (BackSpace) передвигаем печатную головку на один символ назад и печатаем символ /,
  2. символ à получался как a BS `
  3. символ Ç получался как C BS ,

Введение управляющих символов позволяло получать новые символы как комбинацию существующих, не вводя дополнительные таблицы символов.

Однако введение стандарта ASCII решило вопрос только в англоговорящих странах. В странах с другой письменностью, например, с кириллической в СССР, проблема оставалась.

Кодировки для других языков

В течение более чем 20 лет вопрос решали введением собственных локальных стандартов, например, в СССР на основе таблицы ASCII разработали собственные варианты кодировок КОИ 7 и КОИ 8, где 7 и 8 указывают на количество бит, необходимых для кодирования одного символа, а КОИ расшифровывается как Коды Обмена Информацией.

С дальнейшим развитием систем начали использовать восьмибитные кодировки. Это позволило использовать наборы, содержащие по 256 символов. Достаточно распространён был подход, при котором первые 128 символов брали из стандарта ASCII, а оставшиеся 128 дополнялись собственными символами. Такое решение, в частности, было использовано в кодировке KOI 8.

Однако единым стандартом указанные кодировки так и не стали. Например, в MS-DOS для русских локализаций использовалась кодировка cp866, а далее в среде MS Windows стали использоваться кодировки cp1251. Для греческого языка применялись кодировки cp851 и cp1253. В результате документы, подготовленные с использованием старой кодировки, становились нечитаемыми на новых.

Картинка для кодировок

Обе кодировки основаны на стандарте ASCII, поэтому знаки препинания и буквы английского алфавита в обеих кодировках выглядят одинаково. Кириллический текст при этом становится совершенно нечитаемым.

При этом компьютерная память была дорогой, а связь между компьютерами медленной. Поэтому выгоднее было использовать кодировки, в которых размер в битах каждого символа был небольшим. Таблица символов состоит из 256 символов. Это значит, что нам достаточно 8 бит для кодирования любого из них (2^8 = 256).

Переход к Unicode

Развитие интернета, увеличение количества компьютеров и удешевление памяти привели к тому, что проблемы, которые доставляла путаница в кодировках, стали перевешивать некоторую экономию памяти. Особенно ярко это проявлялось в интернете, когда текст написанный на одном компьютере должен был корректно отображаться на многих других устройствах. Это доставляло огромные проблемы как программистам, которые должны были решать какую кодировку использовать, так и конечным пользователям, которые не могли получить доступ к интересующим их текстам.

В результате в октябре 1991 года появилась первая версия одной общей таблицы символов, названной Unicode. Она включала в себя на тот момент 7161 различный символ из 24 письменностей мира.

В Unicode постепенно добавлялись новые языки и символы. Например, в версию 1.0.1 в середине 1992 года добавили более 20 000 идеограмм китайского, японского и корейского языков. В актуальной на текущий момент версии содержится уже более 143 000 символов.

Кодировки на основе Unicode

Unicode можно себе представить как огромную таблицу символов. В памяти компьютера записываются не сами символы, а номера из таблицы. Записывать их можно разными способами. Именно для этого на основе Unicode разработаны несколько кодировок, которые отличаются способом записи номера символа Unicode в виде набора байт. Они называются UTF — Unicode Transformation Format. Есть кодировки постоянной длины, например, UTF-32, в которой номер любого символа из таблицы Unicode занимает ровно 4 байта. Однако наибольшую популярность получила UTF-8 — кодировка с переменным числом байт. Она позволяет кодировать символы так, что наиболее распространённые символы занимают 1-2 байта, и только редко встречающиеся символы могут использовать по 4 байта. Например, все символы таблицы ASCII занимают ровно по одному байту, поэтому текст, написанный на английском языке с использованием кодировки UTF-8, будет занимать столько же места, как и текст, написанный с использованием таблицы символов ASCII.

На сегодняшний день Unicode является основной кодировкой, которую используют в работе все, кто связан с компьютерами и текстами. Unicode позволяет использовать сотни тысяч различных символов и отображать их одинаково на всех устройствах от мобильных телефонов до компьютеров на космических станциях.

Читайте также: