Geforce 3 сколько памяти

Обновлено: 07.07.2024

Привет всем староверам, фанатам КолибриОС и даунгрейда, а также просто любителям старого доброго железа! Эта статья зародилась год назад, когда я только начинал довнгрейдить. Она уже тогда была почти готова к публикации, но выкладывать ее было трохi ссыкотно, потому что я, как и любой новичок, обосрался по ходу дела несколько раз. Сейчас вони развеялись и сей труд можно опубликовать, сказав, что прошел год и я поумнел (не факт). Заваривайте цикорий и поехали убедимся, что раньше было лучше!

Сейчас, когда объем видеопамяти исчисляется Гигабайтами, мы уже не обращаем внимания на тот факт, что от этого объема зависит какое максимальное разрешение и глубину цвета может вывести карта.

Для видеокарты объемом 1 Мб максимальными разрешениями экрана будут: 1024x768х8b (768KB) и 800x600х16b (938KB). Где 8b - это 256 цветов, а 16b - это 65536 цветов.

В то время как 2 Мб уже поддерживает: 1280x1024x8b (1280KB) и 1024x768х16b (1536KB).

Согласитесь, что 65000 цветов выглядят лучше на экране монитора, чем всего 256 при самом популярном тогда разрешении 1024х768 точек. Также более высокие разрешения, такие как 1280x1024x8b, могли быть быть полезны при работе с офисными приложениями.

С разрешением все ясно, а вот влияет ли дополнительный объем памяти на скорость работы в системе и в играх, нам только предстоит выяснить.

Популярность видеокарт Cirrus Logic в 90-х была огромной, ввиду производства недорогих и производительных графических ускорителей. Но после пожара на заводе и ряда финансовых затруднений, в 1998 году компания, не выдержав конкуренции, ушла с рынка и только через долгое время возродилась в виде производителя аудиочипов и мультифункциональных процессоров. Сейчас, спустя много лет, PCI-видеокарты от Cirrus Logic занимают на барахолках почетное второе место по популярности после S3.

У меня в наличии две ближайшие модели Cirrus Logic: GD5440 слева и GD5446 справа, она чуть новее. Год их выпуска примерно 1995‑1996.

GD5440 досталась вместе с компьютером, GD5446 я купил за 100 гривен или 250 рублей. Обе оказались рабочие. Давайте посмотрим на карточки поближе.

  • Обе видеокарты имеют упомянутый интерфейс PCI для подключения к материнской плате.
  • По центру видеокарты располагается видеопроцессор — GPU. Увы, поддержку 3D еще не завезли, только 2D. Он умеет аппаратно декодировать MPEG‑1 (Video CD), постоянный поток которого 1150 Кб и размер кадра до 352x288 точек.
  • Большой чип на ножках — это BIOS видеокарты.
  • Штырьковый разъем — это Feature connector. Коннектор соединял видеокарту с другими устройствами с целью обмена большими объемами данных без загрузки центрального процессора и шины. Такими устройствами были, например, ТВ-тюнеры, карты видеозахвата, декодеры MPEG-видео, первое поколение графических 3D-ускорителей и так далее.

После представления более быстрой внутренней шины AGP использование Feature connector быстро сошло на нет. Однако, идея прямого доступа получила свое продолжение в виде технологии SLI для объединения нескольких видеокарт в одну систему.

Поехали дальше. На плате также имеется два распаянных чипа памяти — это так называемые «сотжики» SOJ (Small Outline J‑leaded) — корпус, выводы которого подогнуты к микросхеме в виде буквы «J». Каждый чип имеет объем 512 КБ.

Последнее на что стоит обратить внимание — это две пустых «кроватки» под дополнительные модули памяти. Представьте, что вы купили GeForce 1060 с 3Gb видеопамяти и успешно гамали на ней 3 года, за которые уровень игр вырос и памяти стало не хватать. В этом случае вам не обязательно покупать новую видеокарту с бОльшим объемом видеопамяти, вы можете просто докупить 3Gb памяти и вставить в свою видеокарту. Правда звучит круто? А ведь раньше это было нормой. Мы же пойдем чуточку дальше!

У сотжиков «ножки» не просто так загнуты в форме J — это позволяет с успехом использовать их как для пайки на плату, так и для вставки в гнезда «кроваток» без риска повредить контакты.

Что мы сделаем, так это отпаяем соджики с младшей модели и вставим в старшую. По идее они должны подойти: у них один производитель LGS или lucky goldstar, которого мы сейчас знаем как LG и основной код чипов идентичен GM71C4263CJ60.

Ну-с, последний взгляд на 4640. С помощью паяльной станции мы сейчас снимем соджики.

А вот уже 5446 со вставленными соджиками от прошлой модели.

Теперь давайте зажмем кулаки и проверим карту в работе!

Плохо. Явно ошибка памяти. Быстро выключаем компьютер и вынимаем карту. Постойте, пахнет поджаренными микросхемами… Трогаю вставленные модули, а они горяченные! Ничего не понимаю.

Вытащил чипы, вставил карту без них — фух, жива. Вставил чипы в другую видеокарточку S3Trio64V+ — компьютер вообще не выводит изображение. Снова запах горелого и горячие чипы.

Лезу в интернет, ищу больше информации о картах и спустя какое-то время на vgamuseum.info натыкаюсь на детальные характеристики карт: CL‑5440 и CL‑5446.

Дело раскрыто. Оказывается, именно в этом поколении произошел переход на новый тип памяти и производители что странно не поменяли маркировку.

Ладно, ладно. Вторая попытка. Чтобы точно не попасть в просак и в этот раз, решено было купить видеокарту этой же модели, но уже со вставленными сотжиками. Томительные сутки ожидания и вот она у меня, на фото справа.

Старые сотжики сгорели. Если увеличить фото, видно, что они потемнели. У памяти FPM и EDO разный вольтаж.

У новой карты в кроватках чипы siemens и это нормально, тогда могли использоваться чипы любого производителя. Человек, который использовал карту до меня, должен был знать что куда вставлял. Я очень на это надеюсь, давайте же проверим карту.

Компьютер включился, все вроде бы неплохо. Но после загрузки Windows видим это…

Проверяю параметры видеокарты, определился только 1 Мб…

Я пробовал вставлять самые разные сотжики в Cirrus Logic 5446, которых у меня теперь было две, но, к сожалению, ни какие модули в них не заработали. Тем временем мне приехало еще несколько видеокарт. Так что я попробовал вставить сотжики SIEMENS в S3 Trio64V+ и это сработало — все 2 Мб определились. Давайте продолжим тестирование с этой видеокартой.

Теперь давайте протестируем S3 Trio64V+ со вставленными соджиками и без них.

Проведем небольшое тестирование нашей карточки в операционной системе Колибри.

Из коробки видеодрайвер KolibriOS поддерживает только стандарт VESA 2.0. В то время как S3Trio64V+ реализует поддержку VESA 1.2. По этой причине KolibriOS с данной картой видит только два видео режима: 640x480x4b и 320х240х8b.

Ранее для полноценной поддержки VESA 1.2 нужно было перекомпилировать ядро лишь с двумя небольшими изменениями. Однако после добавления поддержки блиттера в ядро, совместимость с VESA 1.2 поломалась.

Так что тестирование проводилось в видеорежиме 640x480x4b. По результатам тестов, объем видеокарты никак не влияет на скорость отрисовки. Демка 3DCube выдает 27 fps, Gears 11 fps, Transtest в среднем 690 fps. Различия в Kolibri Graphics Benchmark для 1 и 2 Мб тоже в рамках погрешности.

Результаты были немного предсказуемы, ведь в Колибри отсутствует специальный драйвер для этих карт, даже нет поддержки VESA 1.2. Следовательно ни о какой аппаратной поддержке графического вывода не может быть и речи.

Погоняем легенды тех лет Doom и Quake. Для теста я буду использовать последние официальные версии игр под Windows 9x.

Как видим, прирост производительности в играх есть, хоть и небольшой. Причина в том, что в отличие от аппаратного OpenGL и Direct3D, здесь обе игры идут в Software-режиме, в котором все просчеты графики производятся центральным процессором, и лишь их результат выводится на видеокарту. Сам Doom играется бодро, а вот Quake в разрешении 640x480 превращается в слайд-шоу. Если разрешение в Quake понизить до 320х240, то фризы пропадают, хоть картинка и сильно теряет в качестве.

Тесты PassMark PerformanceTest 5.0 хоть и синтетические, но пытаются подражать реальному поведению пользователя и программ.

Как видим, прирост в 2D графике тоже минимальный. Где существенный выигрыш, в целых 20%, так это в отрисовке графического интерфейса Windows и шрифтов, что было весьма важно в то время, ведь IBM PC изначально были именно рабочими станциями, а не мультимедийными или игровыми платформами.

Раритеты прошлого — это прекрасный временной парадокс, где навсегда застряли мудрость и девственность любителей старого железа. А TJ —отличное место, чтобы рассказать про свои неудачи, увлечения и странные фетиши.

Пойду пыль сдую со своей S3 Trio

Комментарий удален по просьбе пользователя

Для 1.6 и 2мб было достаточно для старта. Фпс был низким, но играть можно было

Комментарий удален по просьбе пользователя

Комментарий удален по просьбе пользователя

Сделайте подсайт «Хабр»

Комментарий удален по просьбе пользователя

погоди так Квейк тянет или нет?

Согласитесь, что 65000 цветов выглядят лучше на экране монитора, чем всего 256 при самом популярном тогда разрешении 1024х768 точек.

Дополнительная память позволяет использовать видеорежимы с большим разрешением и большим количеством цветов. Это самый очевидный плюс. Вне каких-то специфических задач, обычным играм и графическим приложениям от неё ни жарко, ни холодно. Ну, будет у них два или три кадровых буфера, видеокарта всё равно не умеет с ними ничего делать, а пропускная способность шины ограничивает возможности манипуляции их содержимым. (Как всем известно, по сравнению с домашними и игровыми системами 80-х и 90-х IBM PC-совместимые компьютеры по графическим функциям были полным нулём.)

Я с детства мечтал разобраться, зачем нам нужны GeForce4 MX. Нет, с "полноценными" GeForce4 все понятно, это улучшенные и ускоренные GeForce3 и тут никаких сомнений нет. Но зачем выпускать улучшенный и ускоренный GeForce2, ака GeForce4 MX мне непонятно. С этими картами NVIDIA отступила от уже привычной схемы выпуска новых продуктов. Раньше делалось как: выпускалась карта TNT2 и такой же чип, но с меньшими частотами ядра и памяти и урезанной шиной - TNT2 Vanta. По такому же принципу были выпущены GeForce2 и GeForce2 MX - полнофункциональный продукт, но с меньшей производительностью и поэтому с меньшей ценой. Все понятно и никаких проблем при выборе видеокарты. Для чего же понадобилось выпускать не урезанную версию, а новый чип со странной архитектурой, включающей часть возможностей нового поколения видеокарт и только часть возможностей старого поколения? Где находятся GeForce4 MX в линейке видеокарт на чипах NVIDIA, выше GeForce2, или GeForce2 Titanium, или дотянутся до GeForce3? Вот в этом то мне и хочется разобраться.

Сейчас сложилась довольно интересная ситуация, когда на рынке присутствуют видеокарты нескольких поколений. До сих пор можно купить карты на чипах TNT2, но для геймера они уже не представляют никакого интереса и мы рассматривать их не будем. В качестве тестовых образцов для сравнения с новым GeForce4 MX мы выбрали самый последний чип из семейства GeForce2 - GeForce2 Titanium и относительно свежий GeForce3 Ti200. Чтобы было легче сравнивать, посмотрим на таблицу, включающую основные характеристики чипов.

Характеристики графических чипов NVIDIA GeForce2 Ti NVIDIA GeForce3 Ti200 / Ti500 NVIDIA GeForce4 Ti4600 / Ti4400 NVIDIA GeForce4 MX 460 / 440 / 420
Технология изготовления 0.18 мкм 0.15 мкм 0.15 мкм 0.15 мкм
Тактовая частота работы ядра, МГц 250 175 / 240 300 / 275 300 / 270 / 250
Тип видеопамяти 128 бит DDR SDRAM 128 бит DDR SDRAM 128 бит DDR SDRAM 128 бит DDR SDRAM / DDR SDRAM / SDRAM
Частота работы видеопамяти, МГц 400 (200 DDR) 400 (200 DDR) / 500 (250 DDR) 325 (650 DDR) / 275 (550 DDR) 275 (550 DDR) / 200 (400 DDR) / 166
Количество пиксельных конвейеров 4 4 4 2
Количество текстурных модулей в конвейере 2 2 2 2
Максимальное количество текстур за 1 проход 2 4 4 2
Полноэкранное сглаживание FSAA 2x, 4x FSAA 2x, 4x, MSAA 2x, 4x, Quincunx MSAA 2x,4x, Quincunx, 4xS MSAA 2x, 4x, Quincunx, 4xS
Аппаратный блок T&L есть есть есть есть
Аппаратная поддержка вершинных шейдеров нет есть, версии 1.1 есть, версии 1.1 есть, версии 1.1
Аппаратная поддержка пиксельных шейдеров нет есть, версии 1.0, 1.1 есть, версии 1.0 - 1.3 нет
Технологии HSR и повышения эффективности работы c видеопамятью кэширование данных Расщепленный контроллер памяти (4x32бит), Z-тест, сжатие Z-буфера без потерь, кэширование данных Расщепленный контроллер памяти (4x32бит), Z-тест, сжатие Z-буфера без потерь, быстрая очистка Z-буфера, подготовка банков памяти, кэширование данных Расщепленный контроллер памяти (2x64бит), Z-тест, сжатие Z-буфера без потерь, быстрая очистка Z-буфера, подготовка банков памяти, кэширование данных
Поддержка мультимониторных конфигураций нет нет есть - 2 встроенных CRT-контроллера и RAMDAC есть - 2 встроенных CRT-контроллера и RAMDAC
Поддержка цифровых мониторов Внешний TMDS-трансивер сторонних производителей Внешний TMDS-трансивер сторонних производителей Два встроенных TMDS-трансивера Два встроенных TMDS-трансивера
Поддержка TV-Out Внешний TV-encoder сторонних производителей Внешний TV-encoder сторонних производителей Встроенный TV-encoder Встроенный TV-encoder
Поддержка аппаратной декомпрессии DVD нет нет есть есть

реклама

Первая, из сравниваемых карт, основанная на чипсете GeForce3 Ti200 видеокарта от VisionTek Вам хорошо знакома, потому что является непременным участником наших лабораторных исследований. На самом деле, у нее есть имя VisionTek Xtasy 6564.


Плата укомплектована 64 Мб памяти Hynix со скоростью доступа 5 нс, ее скорость работы 400 МГц, а ядро работает на 175 МГц. Разогналась карточка просто отлично, частота ядра составила 250 (!) МГц, а память заработала на 460 МГц.

Как образец платы на чипах GeForce 2 Titanium мы взяли видеокарту той же фирмы VisionTek Xtasy 5864.

Перед Вами подробная список-таблица Видеокарт Nvidia Geforce. Вверху списка перечислены наиболее новые модели, внизу старые.

Список таблица видеокарт серии Nvidia GeForce(GF) RTX3000 Series
Видеокарты Nvidia GeForce RTX3000 построены на 8ми нанометровой архитектуре Ampere.

GeForce GPU Name Speed (Turbo) Memory PCIe Bits CUDA Cores FP32 TWD
RTX3090 GA102-300 1395Mhz 1695Mhz 24Gb GDDR6X 4.0 384 10496 35,6 TFLOPs 350
RTX3080Ti GA102-225 1365Mhz 1665Mhz 12Gb GDDR6X 4.0 384 10240 34,1 TFLOPs 350
RTX3080 GA102-200 1440Mhz 1710Mhz 10Gb GDDR6X 4.0 320 8704 29,8 TFLOPs 320
RTX3070Ti GA104-400 1575Mhz 1770Mhz 8Gb GDDR6X 4.0 256 6144 21,75 TFLOPs 290
RTX3070 GA104-300 1500Mhz 1725Mhz 8Gb GDDR6 4.0 256 5888 20,3 TFLOPs 220
RTX3060Ti GA104-200 1410Mhz 1665Mhz 8Gb GDDR6 4.0 256 4864 16,2 TFLOPs 200
RTX3060 GA106-300 1320Mhz 1777Mhz 8Gb GDDR6 4.0 192 3584 12,7 TFLOPs 170

Список таблица видеокарт серии Nvidia GeForce(GF) RTX2000 Series
Видеокарты Nvidia GeForce RTX2000 построены на 12ти нанометровой архитектуре Turing.

GeForce GPU Name Speed (Turbo) Memory PCIe Bits CUDA Cores FP32 TWD
RTX2080Ti TU102-300 1350Mhz 1545Mhz 11Gb GDDR6 3.0 352 4352 13,4 TFLOPs 250
RTX2080 Super TU104-450 1350Mhz 1545Mhz 8Gb GDDR6 3.0 256 3072 11,1 TFLOPs 250
RTX2080 TU104-400 1515Mhz 1710Mhz 8Gb GDDR6 3.0 256 2944 10,1 TFLOPs 215
RTX2070 Super TU104-410 1605Mhz 1770Mhz 8Gb GDDR6 3.0 256 2560 9,1 TFLOPs 215
RTX2070 TU106-400 1410Mhz 1620Mhz 8Gb GDDR6 3.0 256 2304 7,5 TFLOPs 175
RTX2060 Super TU106-410 1410Mhz 1620Mhz 8Gb GDDR6 3.0 256 2176 7,2 TFLOPs 175
RTX2060 TU106-300 1365Mhz 1680Mhz 6Gb GDDR6 3.0 192 1920 6,5 TFLOPs 160

Список таблица видеокарт серии Nvidia GeForce(GF) GTX1600 Series
Видеокарты Nvidia GeForce GTX1600 построены на 12ти нанометровой архитектуре Turing.

GeForce GPU Name Speed (Turbo) Memory PCIe Bits CUDA Cores FP32 TWD
GTX1660Ti TU116-400 1500Mhz 1770Mhz 6Gb GDDR6 3.0 192 1536 5,4 TFLOPs 120
GTX1660 Super TU116-300 1530Mhz 1785Mhz 6Gb GDDR6 3.0 192 1408 5,1 TFLOPs 125
GTX1660 TU116-300 1530Mhz 1785Mhz 6Gb GDDR6 3.0 192 1408 5,0 TFLOPs 120
GTX1650 Super TU116-250 1530Mhz 1725Mhz 4Gb GDDR6 3.0 128 1280 4,4 TFLOPs 100
GTX1650 TU117-300 1485Mhz 1665Mhz 4Gb GDDR6 3.0 128 896 3,0 TFLOPs 75

Список таблица видеокарт серии Nvidia GeForce(GF) GTX1000 Series
Видеокарты Nvidia GeForce GTX1000 построены на 16ти нанометровой архитектуре Pascal.

Список таблица видеокарт серии Nvidia GeForce(GF) GTX900 Series
Видеокарты Nvidia GeForce GTX900 построены на 28ми нанометровой архитектуре Maxwell.

GeForce GPU Name Speed (Turbo) Memory PCIe Bits CUDA Cores FP32 TWD
GTX980Ti GM200-310 1000Mhz 1076Mhz 6Gb GDDR5 3.0 384 2816 6,1 TFLOPs 250
GTX980 GM204-400 1126Mhz 1216Mhz 4Gb GDDR5 3.0 256 2048 5,0 TFLOPs 165
GTX970 GM204-200 1051Mhz 1178Mhz 3,5Gb GDDR5 3.0 224 1664 3,9 TFLOPs 145
GTX960 GM206-300 1127Mhz 1178Mhz 2Gb GDDR5 3.0 128 1024 2,4 TFLOPs 120
GTX950 GM206-250 1024Mhz 1188Mhz 2Gb GDDR5 3.0 128 768 1,8 TFLOPs 90

Список таблица видеокарт серии Nvidia GeForce(GF) GTX700 Series
Видеокарты Nvidia GeForce GTX700 построены на 28ми нанометровой архитектуре Kepler.

Список таблица видеокарт серии Nvidia GeForce(GF) GTX600 Series
Видеокарты Nvidia GeForce GTX600 построены на 28ми нанометровой архитектуре Kepler.

Список таблица видеокарт серии Nvidia GeForce(GF) GTX500 Series
Видеокарты Nvidia GeForce GTX500 построены на 40 нанометровой архитектуре Fermi 2.0.

GeForce GPU Name Speed (Turbo) Memory PCIe Bits CUDA Cores FP32 TWD
GTX590 2*GF110 612Mhz 3Gb GDDR5 2.0 768 1024 2,5 TFLOPs 365
GTX580 GF110 782Mhz 1,5/3Gb GDDR5 2.0 384 512 1,6 TFLOPs 244
GTX570 GF110 742Mhz 1/2,5Gb GDDR5 2.0 320 480 1,4 TFLOPs 219
GTX560Ti GF114 900Mhz 1/2Gb GDDR5 2.0 256 384 1,3 TFLOPs 170
GTX560 GF114 810Mhz 1/2Gb GDDR5 2.0 256 336 1,2 TFLOPs 150
GTX550Ti GF116 910Mhz 1Gb GDDR5 2.0 192 192 0,7 TFLOPs 116
GT530 GF119 700Mhz 1/2Gb GDDR3 2.0 128 96 0,3 TFLOPs 50
GT520 GF119 810Mhz 1/2Gb GDDR3 2.0 64 48 0,2 TFLOPs 29
GT510 GF119 523Mhz 1/2Gb GDDR3 2.0 64 48 0,1 TFLOPs 25

Список таблица видеокарт серии Nvidia GeForce(GF) GTX400 Series
Видеокарты Nvidia GeForce GTX400 построены на 40 нанометровой архитектуре Fermi.

Привет всем староверам, фанатам КолибриОС и даунгрейда, а также просто любителям старого доброго железа! Эта статья зародилась год назад, когда я только начинал довнгрейдить. Она уже тогда была почти готова к публикации, но выкладывать ее было трохi ссыкотно, потому что я, как и любой новичок, обосрался по ходу дела несколько раз. Сейчас вони развеялись и сей труд можно опубликовать, сказав, что прошел год и я поумнел (не факт). Заваривайте цикорий и поехали убедимся, что раньше было лучше!

Сейчас, когда объем видеопамяти исчисляется Гигабайтами, мы уже не обращаем внимания на тот факт, что от этого объема зависит какое максимальное разрешение и глубину цвета может вывести карта.

Для видеокарты объемом 1 Мб максимальными разрешениями экрана будут: 1024x768х8b (768KB) и 800x600х16b (938KB). Где 8b - это 256 цветов, а 16b - это 65536 цветов.

В то время как 2 Мб уже поддерживает: 1280x1024x8b (1280KB) и 1024x768х16b (1536KB).

Согласитесь, что 65000 цветов выглядят лучше на экране монитора, чем всего 256 при самом популярном тогда разрешении 1024х768 точек. Также более высокие разрешения, такие как 1280x1024x8b, могли быть быть полезны при работе с офисными приложениями.

С разрешением все ясно, а вот влияет ли дополнительный объем памяти на скорость работы в системе и в играх, нам только предстоит выяснить.

Популярность видеокарт Cirrus Logic в 90-х была огромной, ввиду производства недорогих и производительных графических ускорителей. Но после пожара на заводе и ряда финансовых затруднений, в 1998 году компания, не выдержав конкуренции, ушла с рынка и только через долгое время возродилась в виде производителя аудиочипов и мультифункциональных процессоров. Сейчас, спустя много лет, PCI-видеокарты от Cirrus Logic занимают на барахолках почетное второе место по популярности после S3.

У меня в наличии две ближайшие модели Cirrus Logic: GD5440 слева и GD5446 справа, она чуть новее. Год их выпуска примерно 1995‑1996.

GD5440 досталась вместе с компьютером, GD5446 я купил за 100 гривен или 250 рублей. Обе оказались рабочие. Давайте посмотрим на карточки поближе.

  • Обе видеокарты имеют упомянутый интерфейс PCI для подключения к материнской плате.
  • По центру видеокарты располагается видеопроцессор — GPU. Увы, поддержку 3D еще не завезли, только 2D. Он умеет аппаратно декодировать MPEG‑1 (Video CD), постоянный поток которого 1150 Кб и размер кадра до 352x288 точек.
  • Большой чип на ножках — это BIOS видеокарты.
  • Штырьковый разъем — это Feature connector. Коннектор соединял видеокарту с другими устройствами с целью обмена большими объемами данных без загрузки центрального процессора и шины. Такими устройствами были, например, ТВ-тюнеры, карты видеозахвата, декодеры MPEG-видео, первое поколение графических 3D-ускорителей и так далее.

После представления более быстрой внутренней шины AGP использование Feature connector быстро сошло на нет. Однако, идея прямого доступа получила свое продолжение в виде технологии SLI для объединения нескольких видеокарт в одну систему.

Поехали дальше. На плате также имеется два распаянных чипа памяти — это так называемые «сотжики» SOJ (Small Outline J‑leaded) — корпус, выводы которого подогнуты к микросхеме в виде буквы «J». Каждый чип имеет объем 512 КБ.

Последнее на что стоит обратить внимание — это две пустых «кроватки» под дополнительные модули памяти. Представьте, что вы купили GeForce 1060 с 3Gb видеопамяти и успешно гамали на ней 3 года, за которые уровень игр вырос и памяти стало не хватать. В этом случае вам не обязательно покупать новую видеокарту с бОльшим объемом видеопамяти, вы можете просто докупить 3Gb памяти и вставить в свою видеокарту. Правда звучит круто? А ведь раньше это было нормой. Мы же пойдем чуточку дальше!

У сотжиков «ножки» не просто так загнуты в форме J — это позволяет с успехом использовать их как для пайки на плату, так и для вставки в гнезда «кроваток» без риска повредить контакты.

Что мы сделаем, так это отпаяем соджики с младшей модели и вставим в старшую. По идее они должны подойти: у них один производитель LGS или lucky goldstar, которого мы сейчас знаем как LG и основной код чипов идентичен GM71C4263CJ60.

Ну-с, последний взгляд на 4640. С помощью паяльной станции мы сейчас снимем соджики.

А вот уже 5446 со вставленными соджиками от прошлой модели.

Теперь давайте зажмем кулаки и проверим карту в работе!

Плохо. Явно ошибка памяти. Быстро выключаем компьютер и вынимаем карту. Постойте, пахнет поджаренными микросхемами… Трогаю вставленные модули, а они горяченные! Ничего не понимаю.

Вытащил чипы, вставил карту без них — фух, жива. Вставил чипы в другую видеокарточку S3Trio64V+ — компьютер вообще не выводит изображение. Снова запах горелого и горячие чипы.

Лезу в интернет, ищу больше информации о картах и спустя какое-то время на vgamuseum.info натыкаюсь на детальные характеристики карт: CL‑5440 и CL‑5446.

Дело раскрыто. Оказывается, именно в этом поколении произошел переход на новый тип памяти и производители что странно не поменяли маркировку.

Ладно, ладно. Вторая попытка. Чтобы точно не попасть в просак и в этот раз, решено было купить видеокарту этой же модели, но уже со вставленными сотжиками. Томительные сутки ожидания и вот она у меня, на фото справа.

Старые сотжики сгорели. Если увеличить фото, видно, что они потемнели. У памяти FPM и EDO разный вольтаж.

У новой карты в кроватках чипы siemens и это нормально, тогда могли использоваться чипы любого производителя. Человек, который использовал карту до меня, должен был знать что куда вставлял. Я очень на это надеюсь, давайте же проверим карту.

Компьютер включился, все вроде бы неплохо. Но после загрузки Windows видим это…

Проверяю параметры видеокарты, определился только 1 Мб…

Я пробовал вставлять самые разные сотжики в Cirrus Logic 5446, которых у меня теперь было две, но, к сожалению, ни какие модули в них не заработали. Тем временем мне приехало еще несколько видеокарт. Так что я попробовал вставить сотжики SIEMENS в S3 Trio64V+ и это сработало — все 2 Мб определились. Давайте продолжим тестирование с этой видеокартой.

Теперь давайте протестируем S3 Trio64V+ со вставленными соджиками и без них.

Проведем небольшое тестирование нашей карточки в операционной системе Колибри.

Из коробки видеодрайвер KolibriOS поддерживает только стандарт VESA 2.0. В то время как S3Trio64V+ реализует поддержку VESA 1.2. По этой причине KolibriOS с данной картой видит только два видео режима: 640x480x4b и 320х240х8b.

Ранее для полноценной поддержки VESA 1.2 нужно было перекомпилировать ядро лишь с двумя небольшими изменениями. Однако после добавления поддержки блиттера в ядро, совместимость с VESA 1.2 поломалась.

Так что тестирование проводилось в видеорежиме 640x480x4b. По результатам тестов, объем видеокарты никак не влияет на скорость отрисовки. Демка 3DCube выдает 27 fps, Gears 11 fps, Transtest в среднем 690 fps. Различия в Kolibri Graphics Benchmark для 1 и 2 Мб тоже в рамках погрешности.

Результаты были немного предсказуемы, ведь в Колибри отсутствует специальный драйвер для этих карт, даже нет поддержки VESA 1.2. Следовательно ни о какой аппаратной поддержке графического вывода не может быть и речи.

Погоняем легенды тех лет Doom и Quake. Для теста я буду использовать последние официальные версии игр под Windows 9x.

Как видим, прирост производительности в играх есть, хоть и небольшой. Причина в том, что в отличие от аппаратного OpenGL и Direct3D, здесь обе игры идут в Software-режиме, в котором все просчеты графики производятся центральным процессором, и лишь их результат выводится на видеокарту. Сам Doom играется бодро, а вот Quake в разрешении 640x480 превращается в слайд-шоу. Если разрешение в Quake понизить до 320х240, то фризы пропадают, хоть картинка и сильно теряет в качестве.

Тесты PassMark PerformanceTest 5.0 хоть и синтетические, но пытаются подражать реальному поведению пользователя и программ.

Как видим, прирост в 2D графике тоже минимальный. Где существенный выигрыш, в целых 20%, так это в отрисовке графического интерфейса Windows и шрифтов, что было весьма важно в то время, ведь IBM PC изначально были именно рабочими станциями, а не мультимедийными или игровыми платформами.

Раритеты прошлого — это прекрасный временной парадокс, где навсегда застряли мудрость и девственность любителей старого железа. А TJ —отличное место, чтобы рассказать про свои неудачи, увлечения и странные фетиши.

Пойду пыль сдую со своей S3 Trio

Комментарий удален по просьбе пользователя

Для 1.6 и 2мб было достаточно для старта. Фпс был низким, но играть можно было

Комментарий удален по просьбе пользователя

Комментарий удален по просьбе пользователя

Сделайте подсайт «Хабр»

Комментарий удален по просьбе пользователя

погоди так Квейк тянет или нет?

Согласитесь, что 65000 цветов выглядят лучше на экране монитора, чем всего 256 при самом популярном тогда разрешении 1024х768 точек.

Дополнительная память позволяет использовать видеорежимы с большим разрешением и большим количеством цветов. Это самый очевидный плюс. Вне каких-то специфических задач, обычным играм и графическим приложениям от неё ни жарко, ни холодно. Ну, будет у них два или три кадровых буфера, видеокарта всё равно не умеет с ними ничего делать, а пропускная способность шины ограничивает возможности манипуляции их содержимым. (Как всем известно, по сравнению с домашними и игровыми системами 80-х и 90-х IBM PC-совместимые компьютеры по графическим функциям были полным нулём.)

Читайте также: