Характеристика типов обучения в доу прямое опосредованное проблемное компьютерное

Обновлено: 04.07.2024

проявлять инициативу, обобщать информацию, делать выводы.

К тому же любознательность – естественная потребность дошкольников.

Буквально с рождения малыш познает окружающий его мир зрительно-

тактильным методом, исследуя доступные ему предметы. Взрослея, диапазон

таких доступных предметов и форм их исследования становится шире. Но

суть остается прежней – ребенок путем проб и ошибок приходит к выводу о

том, какую форму, цвет, фактуру и т. д. имеет исследуемый им объект.

Взрослым важно подкрепить природное желание малыша самостоятельно

познавать мир, не пресекая попытки малыша, а педагогически обоснованно

направляя деятельность дошкольника. Из истории проблемного обучения

С изменениями в обществе появилась необходимость реформации

процесса подготовки подрастающего поколения. Появление такого

инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение

связывают с идеями американского педагога и психолога Дж. Дьюи. Автор

разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение

путем делания». Педагог организовал экспериментальную школу, в которой

основным принципом было получение знаний путем самостоятельной

исследовательской работы детей. Дж. Дью отмечал, что для разностороннего

интеллектуального развития достаточно лишь естественной познавательной

активности и прирожденной любознательности малыша. Такие кардинальные

идеи в то время не прижились и были подвержены критики.

В нашей стране зарождение проблемного обучения началось лишь в 60-е

годы ХХ века, что связано с социальными и историческими изменениями в

обществе. Педагоги-новаторы выдвинули идеи о ведущей роли воспитанника

в процессе обучения, важности самостоятельной работы. Кардинально

поменялась и роль воспитателя: от человека, который предоставляет готовые

знания к старшему советчику, который поможет, направит деятельность

малышей. Так, разработкой проблемного обучения занимались такие

педагоги и психологи: В. Ф. Аитов, Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Е. В.

Ковалевская, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Н. А.

Менчинская, М. Н. Скаткин, А. В. Хуторскойи др. Что такое «проблемное обучение»?

По мнению психолога М. И. Махмутова проблемное обучение — это

«. процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в

основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся,

характеризующийся систематической самостоятельной учебно-

познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и

способов действия путем решения учебных проблем».

Иными словами можно сказать, что проблемное обучение — это решение

поисковую самостоятельную деятельность.

Сущность проблемного обучения состоит в том, что педагог создает

познавательную ситуацию или задачу и предоставляет воспитанникам

возможность самостоятельно найти пути ее решения, применяя при этом

имеющийся объем знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети

учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно

организовывать процесс познания.

Таким образом, можно выделить основные цели проблемного обучения:

осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний и умений;

развитие самостоятельной познавательной активности;

формирование способности к самостоятельному исследованию.

Классификация проблемных ситуаций

М. И. Махмутов предложил следующую классификацию проблемных

ситуаций в образовательном процессе:1. Недостаток имеющихся у ребенка знаний и умений для решения

2. Необходимость применения имеющихся знаний и умений в новых

3. Возникновение противоречия между тем как теоретически можно

решить проблему и невозможностью реализации выбранного способа

4. Возникновение противоречия между достигнутым практическим

результатом и отсутствием теоретического обоснования.

Этапы организации проблемного обучения

Проблемное обучение состоит из нескольких этапов, главный из которых –

формирование противоречия. Именно возникновение в проблемной ситуации

противоречия вынуждает ребенка активизировать мыслительную

деятельность, побуждает к поиску вариантов решения задачи. С. Л.

Рубинштейн отмечает: «. особенно острую проблемность ситуация

приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной

ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс

мышления, направленной на их «снятие».

Например, если задать малышу младшей группы вопрос о том, почему

плывут облака на небе, то возникнет противоречие между имеющимися

знаниями дошкольника (ребенок может ассоциативно сопоставить движение

облаков с передвижением транспорта, полетом птиц и другими известными

ему уже знаниями) и тем, что малыш видит собственными глазами – облака,

действительно, двигаются. Самостоятельно решить такую задачу ребенок 3-4

лет еще не может, так как не хватет знаний о природных и физических

явлениях. Но процесс активной мыслительной деятельности уже на данном

этапе запущен – малыш пытается найти ответ на основе имеющихся знаний,

организация процесса поиска решения. Этот компонент представляет

двухстороннюю деятельность воспитателя и детей. Но все же ведущая роль

отводится педагогу. На этом этапе важно правильно составить

эвристическую беседу с малышами, подготовить наглядный материал,

благодаря которому дети смогут найти правильное решение задачи. В данном

случае следует обратить внимание детей на то, что облака похожи на легкие

пушинки. Для этого можно продемонстрировать слайды, видеоматериалы,

обговаривая увиденное. Таким образом, дети, сопоставляя полученные

знания с уже имеющимися, приходят к правильному выводу.

Последним этапом является закрепление полученных новых знаний. Тут

можно предложить исследовательскую или экспериментальную работу.

Например,такую: из ваты сделать «облачка»; при направлении на них потока

воздуха их фена, дети увидят, как они разлетаются – вот и подтверждение

того, что облака плывут из-за ветра.

На схеме 1 наглядно представлены этапы организации проблемного

обучения:

Схема 1. Этапы проблемного обученияВозникновение

проблемной ситуации

проблемного вопроса

Уровни проблемного обучения

Для эффективной реализации проблемного обучения воспитателю ДОУ

необходимо постепенно внедрять такую форму работы. Дошкольники не

могут в один момент стать самостоятельными и разрешать непосильные

задачи. Поэтому педагогами и психологами были разработаны уровни

проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от

простого к сложному:

1. уровень предполагает несамостоятельную активность дошкольников.

На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, подает факты.

Дети усваивают материал и после этого выполняют задания по

образцу, но с новыми подобными компонентами задачи. Например,

объяснив детям почему плывут облака, задается вопрос о том, как

«прилетают» тучи или почему возникает метель (также из-за ветра).

2. уровень – это так называемая полусамостоятельная деятельность. Тут

гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами

воспитанники на основе имеющихся знаний. А к единственно верномурешение «приходят» вместе с воспитателем. Так, дети самостоятельно

ищут ответ на вопрос о том, почему плывут облака, предлагая разные

версии. Но правильный ответ появляется после наводящих вопросов

воспитателя или наглядных материалов.

3. уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя

приходят к правильному решению задачи.

4. уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти

самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные

решения, применить знания в нестандартных ситуациях.

Как создать проблемную ситуацию?

Для того чтобы проблемное обучение принесло образовательную и

воспитательную пользу, рекомендуется придерживаться следующих правил

создания проблемной ситуации:

1. «Правило золотой середины» касается уровня сложности поставленной

задачи. Так, слишком простая и легко решаемая проблема не

активизирует критическое мышление, познавательную и

исследовательскую активность дошкольников. В то же время

непосильное задание снизит интерес детей к поиску его решения и

мотивацию к самостоятельной деятельности, а иногда может привести

и к личностно-психологическим проблемам у воспитанников:

неуверенности в собственных силах, замкнутости, неумении отстоять

собственную точку зрения и т. д.

2. Решение проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным

наглядным результатом, а именно, дети должны освоить какой-либопрограммный материал. Например, в нашем примере дети знакомятся с

понятием ветра как природного явления.

3. Активизация эмоциональной сферы дошкольника. Интерес, удивление,

волнение, радость успеха значительно повышают педагогический

эффект «проблемного обучения».

Исследовательская работа и эксперимент как эффективная форма

проблемного обучения в ДОУ

Эффективными и занимательными для дошкольников формами проблемного

обучения являются исследование и эксперимент. Практически каждый день

дети сталкиваются с проблемными ситуациями как в ДОУ, так и в домашних

условиях. Например, организовать исследовательскую работу с детьми 3-4

лет можно, анализируя зимние узоры на окне. Вместо привычного простого

объяснения причин возникновения такого явления, можно предложить детям

полноценную исследовательскую работу с применением таких приемов:

1. Эвристическая беседа – по наводящим вопросам воспитателя дети

самостоятельно приходят к верному решению вопроса.

2. Составление описания, рассказа, сказки о появлении снежных узоров

на окнах. Тут можно использовать как наглядную иллюстрацию, так и

3. Дидактические творческие игры «На что похожи узоры», «Нарисуй

узор», «Опиши узоры: какие они?».

Экспериментальная работа предполагает еще большее пространство для

творчества и познавательной активности детей. С помощью различных

примитивных опытов в младшей группе детского сада можно ознакомить

детей, например, со свойствами песка (мокрый, сухой, сыпучий и т. д., весом

предметов (тяжелый, легкий, растениями (вырастить «на подоконнике» лук)

и многими другими явлениями окружающего мира. Такая работа может

применяться воспитателем как элемент запланированного занятия, в видепедагогического проекта (краткосрочного или длительного, а также как

развлекательно-познавательное мероприятие. Например, можно организовать

для воспитанников младшей группы детского сада приключенческий квест

«Тайны и загадки тетушки Весны», в содержание которого включить самые

разные задания на объяснение природных сезонных явлений. Такую работу

можно провести в рамках «Недели семьи» и пригласить принять участие не

только воспитанников, но и их родителей с целью пропаганды проведения

совместного досуга детей и взрослых и ознакомления родителей с основами

такой инновационной формой педагогической работы, как проблемное

обучение.

Таким образом, проблемное обучение является актуальной областью

педагогических дискуссий и открытий. На сегодняшний день такая форма

работы еще недостаточно научно сформулирована. Но это не мешает

работникам педагогической сферы реализовывать свои творческие наработки

в этой области, проявлять инициативность, креативность при разработке

инновационных форм работы с дошкольниками. Важно помнить, что

познавательная активность и любознательность малышей заложена природой

и задача воспитателя развивать эти прирожденные способности детей,

активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников, поощрять

самостоятельность и инициативность.Список литературы:

1. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты

для детей. — СПб. : Речь, 2006;

2. Коротаева Е. В.Педагогические взаимодействия и технологии:

монография. — М. : Academia, 2007;

3. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М. ,

4. Методические рекомендации по освоению активных методов

обучения. — М. : ЦМКПК, 1991;

5.Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь /

УрГПУ. Екатеринбург, 1995;

6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации и

интенсификации деятельности учащихся. — М., 1998;

7. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в

Обучение детей имитационным движениям Консультация для педагогов. «Обучение детей имитационным движениям». Имитационным движениям (сказочных животных)можно обучать детей на.

Инклюзивное обучение в детском саду В современном обществе, все чаще и чаще встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение через диалог — успешное обучение. «Обучение через диалогическое обучение» Один из модулей, который ближе мне, который я буду внедрять в свою практику, это – диалоговое обучение.

Обучение дошкольников рассказыванию по картине Выполнила: Кошкина Людмила Петровна, воспитатель “Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им”..

Консультация «Обучение грамоте» В средней группе впервые для четырёхлетних детей речь из средства общения превращается в объект познания и анализа. В этом возрасте дошкольники.

Обучение рассказыванию детей с ОНР Методика обучения детей с ОНР рассказыванию разработана В. П. Глуховым, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Н. А. Никашиной,.

Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка» Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка». Цель: учить детей составлять рассказы из личного опыта. Побуждать детей выделять особенности.

Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» Цель: продолжать учить детей составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок. Обучающие задачи: -обогащение словаря, активизировать.

Обучение тому, как учиться «Обучение тому, как учиться» В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько.

1. Прямое обучение предполагает, что воспитатель опреде­ляет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец спо­собов выполнения задания (как рисовать дерево, как состав­лять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого уп­ражняет детей в овладении способами, действиями, необ­ходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

2. Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятель­ности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и по­знавательных, ребенок не может. Для этого он должен «пе­реворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, ов­ладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обу­чении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который на­правляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.

Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, в ходе которой педагог ставит вопросы, побуждаю­щие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Основная движущая сила проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Учитывая важную роль проблемного обучения в акти­визации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говоритьо его преимуществах перед прямым обучением.

3.Сущность опосредованного обучения в том, что педа­гог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, ви­дит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается.

На основе собранных данных о разви­тии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс ус­воения новых знаний, умений, упрочить возникшие ин­тересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества.

При опосредованном обучении девизом становится «На­учился сам - научи другого».

Поэтому важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компе­тентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.

Итак, суть опосредованного обучения в том, что педа­гог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающе­го других, т.е. активно содействует взаимообучению, само­обучению воспитанников.

8 вопрос: Особенности организации образовательного процесса в разных возрастных группах в условиях реализации ФГОС ДО.

Дошкольное образование направлено на: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Статья 64. Дошкольное образование Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности

ФГОС обозначил три возраста дошкольного образования:

Младенческий возраст (2 месяца – 1 год)

ранний возраст (1 год – 3 года)

дошкольный возраст (3 года – 8 лет)




Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» с учетом основных базовых нормативных документов:

Федерального государственного образовательного стандарта, вступившего в силу с 01 января 2014 года, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию;

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.;

СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Перечень документов по планированию воспитательно-образовательной работы:

Расписание НОД и игр-занятий в группе;

Двигательный режим, который напоминает воспитателю, в какие нормы он должен укладываться; Циклограмма воспитательно-образовательной работы группы;

План воспитательно-образовательной работы.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной общеобразовательной программы.

9 вопрос: Профессиональные и личностные требования к воспитателю ДОО

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: 7 готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста

знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве

знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте

умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей

умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников

знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей

умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования

умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника

способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями

умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ

владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе

владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников

умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач

умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

Личностные качества:

Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя.

Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.

Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.

Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие.

Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.

Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.




Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.

Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, в ходе которой педагог ставит вопросы, побуждающие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Основная движущая сила проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Учитывая важную роль проблемного обучения в активизации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говоритьо его преимуществах перед прямым обучением.

Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается.

На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества.

При опосредованном обучении девизом становится «Научился сам - научи другого».

Поэтому важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.

Итак, суть опосредованного обучения в том, что педагог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающего других, т.е. активно содействует взаимообучению, самообучению воспитанников.

1. Прямое обучение предполагает, что воспитатель опреде­ляет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец спо­собов выполнения задания (как рисовать дерево, как состав­лять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого уп­ражняет детей в овладении способами, действиями, необ­ходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

2. Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятель­ности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и по­знавательных, ребенок не может. Для этого он должен «пе­реворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, ов­ладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обу­чении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который на­правляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.

Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, в ходе которой педагог ставит вопросы, побуждаю­щие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Основная движущая сила проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Учитывая важную роль проблемного обучения в акти­визации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говорить о его преимуществах перед прямым обучением.

Однако следует помнить и о «слабых сторонах» проблемного обу­чения.

Прежде всего, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей груп­пы (подгруппы). Для одних в этой проблеме может быть все ясно, известно по прошлому опыту, другие, напротив, «не видят», в чем она состоит, еще не «доросли» до нее. Поэтому важно подбирать группу поиска в количестве не более 5-6 человек с «равным стартом».

Еще одна «слабая сторона» заключается в том, что проблемное обучение требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий.

Принимая во внимание эти обстоя­тельства, не стоит считать проблемное обучение един­ственным типом обучения: целесообразно сочетать его с прямым и опосредованным.

3. Сущность опосредованного обучения в том, что педа­гог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, ви­дит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается.

На основе собранных данных о разви­тии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс ус­воения новых знаний, умений, упрочить возникшие ин­тересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества.

При опосредованном обучении девизом становится «На­учился сам - научи другого».

Поэтому важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компе­тентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.

Итак, суть опосредованного обучения в том, что педа­гог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающе­го других, т.е. активно содействует взаимообучению, само­обучению воспитанников.

Руководство опосредованным обучением требует от педа­гога умения прогнозировать педагогический процесс, гиб­кости, мобильности поведения.

Модели и типы обучения

Описание презентации Модели и типы обучения Типы обучения по слайдам

Модели и типы обучения

Модели и типы обучения

Типы обучения Прямое обучение Проблемное обучение Опосредованное обучение

Типы обучения Прямое обучение Проблемное обучение Опосредованное обучение

Прямое обучение Предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми

Прямое обучение Предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Опосредованное обучение Сущность опосредованною обучения в том, что педагог изучает уровень обученности,

Опосредованное обучение Сущность опосредованною обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается. На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы.

Модели обучения Учебно-дисциплинарная модель обучения Личностно- ориентированная модель обучения

Модели обучения Учебно-дисциплинарная модель обучения Личностно- ориентированная модель обучения

Самостоятельное задание Заполнить таблицу Критерии УДМО ЛОМ О Цель Принцип (лозунг) Задачи Способы общения

Самостоятельное задание Заполнить таблицу Критерии УДМО ЛОМ О Цель Принцип (лозунг) Задачи Способы общения Тактика общения Позиция педагога Основная форма организации детской жизни Результат

Читайте также: