Хатшепсут как выглядела компьютеры восстановили

Обновлено: 05.07.2024

Царица Хатшепсут была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес, внучкой основателя Нового царства фараона Яхмоса I. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» - верховной жрицей фиванского Бога Амона. Хатшепсут была единственной в истории Египта женщиной-фараоном, которой удалось водрузить на голову двойную корону Нижнего и Верхнего Египта.
Хатшепсут воздавались все подобающие фараонам светские и религиозные почести, ее изображали, как и полагалось настоящему фараону, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. После смерти своего отца, Тутмоса I, она вышла замуж за сводного брата Тутмоса II. Когда он умер в довольно раннем возрасте, единственным его наследником стал малолетний Тутмос III, сын одной из младших жен фараона. Хатшепсут от его имени правила государством в течение 22 лет.

Египетские фараоны считались земным воплощением бога Хора и могли быть только мужчинами. Когда на престол взошла женщина-фараон Хатшепсут, для легитимности её власти была придумана легенда, согласно которой сам бог Амон снизошёл на землю, чтобы в облике Тутмоса I зачать свою дочь.

В заупокойном храме царицы Хатшепсут - Джесер-Джесеру или «Cвятая святых» в Дейр-эль-Бахри, построенном её фаворитом и придворным архитектором Сенмутом, сохранились иероглифические надписи, которые представляют собой описания событий, связанных с появлением Хатшепсут на свет, а также ритуальные формулы. Переводу каждой надписи предшествует краткое описание рельефного изображения, к которому она относится. На одном из рельефов, Амон сообщает богам (Монту, Атуму, Шу, Тефнут, Гебу, Нут, Осирису, Исиде, Нефтиде, Сету, Хатхор) о предстоящем зачатии нового «царя», которому будет вручена власть в стране.

Слова Амона к богам:

«Вот, возлюбил я супругу, избранную мной, мать царя Верхнего и Нижнего Египта Мааткара, наделённого жизнью, Хнумит-Амон Хатшепсут. Буду я защитой плоти её. Вот, дал я ей страны Египта все и чужеземные страны все. Будет предводительствовать она живущими всеми. Соединил я для неё Обе Земли в довольстве. Будет сооружать она храмы ваши, освятит она дома ваши. сделает процветающими она алтари ваши. »

Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников. Два обелиска Хатшепсут высотой около 30 метров рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).

Хатшепсут активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона. С её именем связана морская экспедиция в далекую страну Пунт, известную также как Та-Нечер- «Земля Бога». Местонахождение страны Пунт точно не установлено, возможно северное побережье Сомали, по другим источникам - Индия.

Как пишет Ирина Дарнева в книге «Молчание Сфинкса», эти обелиски напоминают Врата в небо, через которые идёт незримый луч дальних миров и розовый гранит придаёт им неземное состояние. Розовый цвет был выбран царицей не случайно, ведь розовый жемчуг считается символом Венеры и соответствует утренней заре. «Свет Утренней Зари» - так обращались к Венере в древности.

Хатшепсут считалась дочерью Солнечной династии фараонов, а также посвящённой жрицей, имеющей высокое духовное положение, её предначертание знали Жрецы Карнакского Храма.

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов, как их называли древние египтяне. Воды Нила разделили Древний Египет на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов, на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы в честь умерших и обожествленных фараонов.

В Луксоре, у самого подножия скал Дейр-эль-Бахри, находится самый необычный памятник древнеегипетской архитектуры - поминальный храм царицы Хатшепсут, посвящённый богине Хатхор. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, он был возведен в середине второго тысячелетия до нашей эры рядом с поминальным храмом фараона Ментухотепа I, основателя династии, к которой принадлежала Хатшепсут.

Строительство заупокойного храма началось еще при жизни царицы Хатшепсут. Джесер-Джесеру или «Cвятая святых» - так Хатшепсут назвала свой заупокойный храм. На границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла к самому храму дорога для процессий, шириною около 37 метров, которая с обеих сторон охранялась сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом был разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера.

Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами и уходившие в толщу скалы святилища. Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура.

Прошло почти три с половиной тысячи лет. В книге Даниила сказано: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Археологам удалось найти статую Хатшепсут с неповреждённым лицом. В 2008 году было официально объявлено, что в Каирском музее покоится мумия Хатшепсут.

ХАТШЕПСУТ — ЕДИНСТВЕННАЯ ЖЕНЩИНА-ФАРАОН ЕГИПТА. ОТКРЫТИЕ ВЕКА!

Пирамиды Древнего Египта по праву считаются одним из чудес света. Они настолько же таинственны, насколько величественны и уникальны. И всякий раз, когда египтологам удается пролить свет хотя бы на один из секретов древних пирамид, это становится сенсацией. Находка мумии царицы Хатшепсут — из разряда последних и уже названа одним из важнейших открытий нашего века.

Усилие идентифицировать мумию царицы Хатшепсут доктор Хавасс предпринял еще в 2006 году, когда начал идентифицировать неопознанные женские мумии. Три из них находились в Каирском музее. А вот четвертая - в погребении под литером KV60 в Долине Царей. Интересно, что этот таинственный саркофаг был обнаружен еще Говардом Картером в 1903 году. До этого гробница уже была ограблена, но все-таки Картер был невероятно удачлив. В общей сложности он нашел две мумии. Одна из которых принадлежала маленькой женщине. Вторая же – чрезвычайно тучной особе, которая лежала рядом с гробницей. Но Картер запечатал саркофаг. Видимо, из-за отсутствия в ней сокровищ.

В 1906 году эту же гробницу исследовал еще один выдающийся британский египтолог - Эдвард Эйртон. Ему удалось прочесть имя женщины в саркофаге: ее звали Ситре-Ин, и она была сиделкой Хатшепсут. Он отправил находку в Каир. А вот вторую мумию, найденную на полу, Эйртон опознать не смог. Много лет спустя, в 1989 году, антрополог Дональд Райан в очередной раз исследовал гробницу. Но в итоге мумия отправилась в музей безымянной.

Но почему доктор Хавасс решил, что именно она и есть Хатшепсут? Ключ к разгадке этой тайны находился в деревянной коробке с регалиями ее трона. Именно в ней в дополнение к канопам был найден единственный коренной зуб царицы. Исследователь предположил, что следуя традициям, бальзамировщики поместили зуб Хатшепсут в коробку, как ритуально заряженный предмет.

Канопы – сосуды с органами. Известно, что органы, извлеченные при мумификации не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения их промывали, а затем погружали в специальные сосуды с бальзамом — канопы.

Все неопознанные женские мумии и найденные предметы, а также мумии фараонов Тутмоса II и III, ведь первый – это единокровный брат Хатшепсут, а второй – ее пасынок, были подвергнуты тщательной экспертизе. Когда-то это не представлялось возможным, но современные достижения позволили египтологам значительно продвинуться вперед. Сканирование с использованием компьютерной томографии и анализ ДНК мумий не оставляли сомнений. Мумия тучной 50-летней женщины с отсутствующим коренным зубом и есть Хатшепсут.

Ко всему прочему выяснилось, что женщина-фараон страдала множеством заболеваний, в том числе диабетом и даже раком – метастазы были найдены практически во всех костях царицы, и скорее всего именно одна из болезней и стала причиной ее смерти. Таким образом, версия о том, что Хатшепсут умерла в результате насильственной смерти, полностью опровергнута. Как и то, что все храмы и монументы, воздвигнутые царицей, были уничтожены ее пасынком Тутмосом III из мести.

Глава Высшего совета по изучению древностей Египта, доктор Захи Хавасс: «Когда я приступил к исследованиям и поискам мумии Хатшепсут, то в действительности не думал, что мне удастся идентифицировать мумию царицы. Я рассматривал эксперимент, как прекрасную возможность изучать неопознанные женские мумии именно этой династии. Еще никогда при их исследовании не использовалась современная научная технология. Есть многие неопознанные мумии высокого статуса, найденные главным образом в королевских тайниках. Это ряд секретных могил. И мы должны отдавать себе отчет, что ради сохранения мумий и защиты от грабителей многие тела были скрыты и перемещены посвященными людьми в могилы поблизости. Например, мы знаем из исторических отчетов, что мумия Рамзесса II была первоначально перемещена от ее могилы до могилы его отца Сети I. Это было очень важным моментом и аргументом при поисках мумии Хатшепсут. И первое, что я сделал, обратил внимание на маленькую, неукрашенную могилу KV60 перед реальной гробницей царицы. Затем я изучил все найденные в этом захоронении мумии и пришел к выводу, что они действительно перемещались. И в этот момент принял решение спуститься в оригинальную гробницу Хатшепсут - KV20. Я не думаю, что много людей вошли в эту могилу. Даже египтологи, которые работали в Долине Царей, избежали этого, потому что KV20 - одна из самых трудных гробниц в долине».

Хатшепсут


Скульптурный портрет Хатшепсут не спутаешь ни с чьим другим: царская корона, накладная борода, и вдруг — женское лицо, красивое настолько, что трудно оторвать взгляд.

"Великий и прекрасный Закон (Маат), любимый сокровенным Богом. Я знаю, что живу им, питаюсь им, как хлебом насущным, и свежестью его росы утоляю жажду. Мы с ним — одна душа."
Хатшепсут

Имя Хатшепсут не вошло ни в один из древних перечней правивших Египтом царей. Её изображения с атрибутами царской власти и картуши с её именами впоследствии уничтожались. Но невозможно уничтожить память о великой женщине, посвятившей жизнь возрождению своей страны.

Хатшепсут, чьё имя означает «первая среди благородных», была дочерью фараона Тутмоса I и «великой супругой» фараона Тутмоса II (который, кстати, был её сводным братом). Мужу её не долго суждено было царствовать. Он умирает, оставив наследника — мальчика Тутмоса III. Так как ребёнок ещё слишком мал, Хатшепсут возлагает на себя обязанности регента.

Но стране нужен Владыка. Тот, кто будет посредником между миром богов и миром людей, кто будет отвечать за процветание Египта, за существование порядка и соблюдение божественного закона. А пока фараона нет — в стране будет царить хаос.

И Хатшепсут становится фараоном, царём Верхнего и Нижнего Египта. Отныне в скульптуре и на рельефах она изображается в мужской одежде и со всеми аттрибутами царской власти.

Хатшепсут 2


Статуя Хатшепсут из Бостонского музея изобразительных искусств

Хатшепсут (1490/1489—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э. или 1504—1482 до н. э.) имела титулы «Великая жена царя» и «жена бога Амона» (хотя источники называют её тронным именем Мааткара — Маат-Ка-Ра). Она является одной из первых известных женщин в мировой истории, а также, наряду с Тутмосом III, Рамсесом II, Эхнатоном, Тутанхамоном и Клеопатрой VII, одним из самых известных египетских правителей.

Помимо Хатшепсут, среди полновластных правителей Древнего Египта до завоевания Александром Македонским можно встретить всего четырёх женщин — Мернейт (Меритнейт), Нитокрис (Нейтикерт) в конце Древнего царства, Нефрусебек (Себекнефрура) в конце Среднего царства и Таусерт в конце XIX династии. В отличие от Хатшепсут, все они приходили к власти в критические периоды египетской истории [1].

Согласно цитате египетского жреца-историка III века до н. э. Манефона по Иосифу Флавию, она правила 21 год и 9 месяцев, однако Секст Юлий Африкан приводит эту же цитату, в которой сообщается, что Хатшепсут правила все 22 года.

Хатшепсут 3


Известняковая скульптура Хатшепсут в художественном Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Хотя на статуе царица изображена без накладной бороды, но содержит остальные символы власти фараона; в частности, на неё надет головной убор немес, увенчанный царским уреем.

Приняв титулатуру фараонов, Хатшепсут стала изображаться в головном уборе хат с уреем, с накладной бородкой. Первоначально статуи и изображения Хатшепсут представляли её с женской фигурой, но в мужских одеждах, а в позднейших аналогах её образ был окончательно трансформирован в мужской. Прообразом таких изображений Хатшепсут можно считать немногие сохранившиеся статуи царицы Нефрусебек, для которых также характерна комбинация мужского и женского канона. Тем не менее, царица отказалась от одного из царских титулов — «Могучий бык».

Хатшепсут 4


Колонна из храма Хатшепсут.

Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Больше неё строил только Рамсес II Мериамон (который, между прочим, наносил своё имя и на монументы предшественников). Царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников. Кроме того, она сама активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто т. н. «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона; рельефные изображения на стенах святилища, недавно полностью восстановленного из разрозненных блоков, посвящены соправлению Хатшепсут и Тутмоса III, а также легитимизации её единоличной власти. Здесь же, в Карнаке, по приказу царицы были установлены гигантские гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, сооружено святилище Амона-Камутефа, значительно расширен храм супруги Амона — богини Мут. Два обелиска Хатшепсут (высотой 29,56 м) рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).

Хатшепсут 5


Парные осирические статуи Хатшепсут перед храмом в Дейр эль-Бахри.

Всё же наиболее известным памятником архитектуры времени Хатшепсут является прекрасный храм в Дейр-эль-Бахри в отдалённой западной части Фив, носивший в древности название Джесер Джесеру — «Священнейший из священных» — и строившийся на протяжении 9 лет — с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы. Его архитектором был Сенмут (?), и, хотя храм во многом повторял находящийся рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа I, его величественные колонны поражают воображение и в наши дни. В своё время этот храм был во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса за 1000 лет до возведения Парфенона в Афинах.

храм


Колонны храма Хатшепсут.

Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. Террасы храма в центре были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма; они были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, её коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке. К первой из террас вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы, обсаженная завезёнными из Пунта мирровыми деревьями. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 метров, ведущей от нижней террасы храма к границе пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон. Помимо самой царицы, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящён Амону-Ра, обожествленному отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет — повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны.

роспись


Роспись в храме Хатшепсут.

Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далёкую страну Пунт, снаряжённой царицей на 9-м году правления. Идея единства Обеих земель встречается ещё раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры — символа богини Уаджит, — хвост которых поднимался вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог-покровитель Верхнего Египта.

По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих вглубь скалы. Капители колонн святилища Хатхор были украшены позолоченными ликами богини, устремлёнными на запад и восток; на стенах святилища изображена сама Хатшепсут, пьющая божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор. Верхняя терраса храма была посвящена богам, даровавшим жизнь Египту, и самой Хатшепсут. По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположено святилище Амона-Ра, Святая Святых, самая главная и самая сокровенная часть всего храма Дейр-эль-Бахри.

храм ночью


Храм Хатшепсут ночью.

Вблизи Дейр-эль-Бахри, также к западу от Фив, Хатшепсут приказала соорудить особое святилище в Мединет Абу на месте священного холма Джеме, под которым упокоился в начале времён змей Кематеф, воплощение созидательной энергии Амона-Ра. Однако Хатшепсут вела активное строительство храмов не только в Фивах, но и во всем Египте. Известны скальный храм, воздвигнутый царицей в будущем Спеос Артемидосе в честь львиноголовой богини Пахет, а также храм богини Сатет на острове Элефантина; кроме того, архитектурные фрагменты с именем царицы обнаружены в Мемфисе, Абидосе, Арманте, Ком Омбо, Эль-Кабе, Гермополе, Кусе, Хебену. В Нубии по приказу царицы были воздвигнуты храмы в крепости Среднего царства Бухен, а также в ряде других пунктов — в Саи, Дакка, Семнэ и Каср Ибриме, при этом многие из памятников Хатшепсут, возможно, пострадали во время единоличного правления Тутмоса III.

"Сотворила я это с любящим сердцем
для отца моего, Амона,
Посвященная в таинство его начала начал,
Знающая о мощи его благотворной,
Не забывающая о приказаниях его.
.
Скажу я людям времен грядущих,
Тем, кто памятник узрит
моему отцу посвященный,
Тем, кто будет говорить и спорить,
Тем, кто обратится к потомкам своим —
Вот, было это, когда во дворце восседала,
Размышляя о моем создателе,
Подсказало сердце мое сотворить для него
Два обелиска, что (покрыты) электрумом,
Высота которых достигает небес,
В священном колонном зале."

Из надписи царицы Хатшепсут
на базе обелиска в Карнаке.
Фивы, XVI в. до н.э.

статуя


Женская статуя Хатшепсут.

При Хатшепсут Египет процветал в экономическом плане. Устанавливались классические рабовладельческие отношения, велась активная торговля. Около 1482/1481 до н. э. ею была снаряжена экспедиция в составе 210 матросов и пяти кораблей под начальством Нехси в страну Пунт, известную также как Та-Нечер — «Земля Бога». Местонахождение страны Пунт точно не установлено (скорее всего, побережье Восточной Африки в районе Африканского Рога — современного полуострова Сомали). Контакты с Пунтом были прерваны в эпоху Среднего царства, однако они были жизненно необходимы, так как Пунт был основным экспортёром миррового дерева. В ходе экспедиции египтяне закупили в Пунте древесину чёрного дерева, мирровое дерево, разнообразные благовония, в том числе ладан (тишепс, ихмет, хесаит), чёрную краску для глаз, слоновую кость, ручных обезьян, золото, рабов и шкуры экзотических животных. Рельефы храма в Дейр эль-Бахри представляют все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, экзотическими животными и домами на сваях. Также на стенах храма изображена сцена признания правителями Пунта (царём Пареху и царицей Ати) формальной власти Хатшепсут.

сфинкс


Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут

Хатшепсут умерла около 1468 г. до н. э., на 22 году царствования. Поскольку она ещё далеко не достигла преклонного возраста, выдвигались версии как естественной кончины, так и насильственной смерти царицы. Например, Тутмосом III для избавления от власти мачехи, он же приказал уничтожить все изображения, упоминания, алтари Хатшепсут. Однако проведённый в 2007 анализ мумии, идентифицированной как Хатшепсут, показал, что на момент смерти ей было за 50 лет, она была тучной женщиной и скончалась она исключительно от болезней (опухоль кости и рак печени, усиленные диабетом). К тому же, у женщины-фараона был артрит и проблемы с зубами. Проведённый в 2011 году анализ мумии установил, что Хатшепсут пользовалась лекарством для кратковременного избавления от боли (вариант: косметическим средством для кожи), в состав которого входило канцерогенное вещество, и за несколько лет применения могла отравить себя ядом. В составе лосьона оказался бензпирен — ароматический и крайне канцерогенный углеводород. Как отмечают ученые, это делает крайне вероятной версию, что женщина-фараон случайно убила сама себя.

История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Под редакцией Г. М. Бонгард-Левина. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. — 623 с. — 25 000 экз.
Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В.В. Эрлихман. — Т. 1.
Большаков В. А. Воцарение Хатшепсут: новая версия // Восток (Oriens). 2009. 1. С. 14-21.
Большаков В.А. Дочь Ра Хатшепсут. - М.:РУДН, 2009.
Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. Новое царство XVI—XV века. // История искусства Древнего Востока. Том I. Древний Египет. Вып. III. — Л., 1947.
Мертц Б. Древний Египет: Храмы, гробницы, иероглифы. / Пер с англ. — М.: Центрполиграф, 2003.
Desroches Noblecourt Ch. La Reine Mystérieuse: Hatshepsout. — Paris, 2002.
Ratie S. La Reine Hatschepsout. Sources et Problemes. Leyden, 1979.
Tyldesley J. Hatchepsut: The Female Pharaoh. — Penguin Books, 1998.
Wells E. Hatshepsut. — Double Day, 1969.

Владислав Воронцов


Владислав Воронцов

Наверное хотели написать "на основании её статуи", но запутались)

Дмитрий Лис


Дмитрий Лис

Наталья Косоварова

Вячеслав Бликов


Вячеслав Бликов

Василий Балагуев


Василий Балагуев

Сергей Войлошников


Сергей Войлошников

Василий, вряд ли в древней полу-арабской полу-африканской стране были азиатки.

Логично что ее сделали арабкой

Василий Балагуев


Василий Балагуев ответил Сергею

Сергей, арабы возникли по-моему позже. Древнеегипетские династии явно не арабы были. Насчёт азиатских корней слышал краем уха, не могу утверждать, но на глаз есть сходство.

Isla Demege

Vasily, египтяне ближе по днк к берберам. Не совсем одинаковы, но примерно из одной ветви. Также говорится что те, которые появились в Египте и начали обрабатывать впервые устье Нила были из региона Левант

Василий Балагуев


Василий Балагуев

Парики двух подносителей даров, расположенных по соседству, выполнены разными людьми: мастером (справа) и учеником. Фото M. Jawornicki.

Парики двух подносителей даров, расположенных по соседству, выполнены разными людьми: мастером (справа) и учеником. Фото M. Jawornicki.
Иллюстрация из статьи журнала Antiquity.

Строительные леса, возведённые для перенесения изображения на плёнку, и доктор Анастасия Ступко-Любчинская в процессе работы. Фото Aleksandra Hallmann.

Строительные леса, возведённые для перенесения изображения на плёнку, и доктор Анастасия Ступко-Любчинская в процессе работы. Фото Aleksandra Hallmann.
Иллюстрация из статьи журнала Antiquity.

Северная стена, сетка квадратов и увеличенное изображение фрагмента стены. Фото J. Kosciuk/M. Jawornicki/A. Stupko-Lubczynska.

Северная стена, сетка квадратов и увеличенное изображение фрагмента стены. Фото J. Kosciuk/M. Jawornicki/A. Stupko-Lubczynska.
Иллюстрация из статьи журнала Antiquity.

Кропотливое изучение 13-метровых рельефов на протяжении нескольких лет позволило раскрыть тайны работы мастеров Древнего Египта.

Парики двух подносителей даров, расположенных по соседству, выполнены разными людьми: мастером (справа) и учеником. Фото M. Jawornicki.

Строительные леса, возведённые для перенесения изображения на плёнку, и доктор Анастасия Ступко-Любчинская в процессе работы. Фото Aleksandra Hallmann.

Северная стена, сетка квадратов и увеличенное изображение фрагмента стены. Фото J. Kosciuk/M. Jawornicki/A. Stupko-Lubczynska.

Кропотливое изучение 13-метровых рельефов на протяжении нескольких лет позволило раскрыть тайны работы мастеров Древнего Египта.

Шедевр древнеегипетской архитектуры — Заупокойный храм женщины-фараона Хатшепсут в Дэйр-эль-Бахри — изучают много веков. Исследовательница из Варшавы провела огромную научную работу и выяснила, как создавались рельефы внутри Часовни (капеллы) Хатшепсут. Работа мастеров 15 века до нашей эры поражает сложным подходом.

Доктор Анастасия Ступко-Любчинская (Anastasiia Stupko-Lubczynska) из Варшавского университета также смогла определить, какие художники создавали те или иные части рельефа, как обучались ученики мастеров и многое другое.

Часовня Хатшепсут — это самое большое помещение внутри Заупокойного храма (не стоит путать с отдельно стоящей "Красной часовней Хатшепсут ", или Chapelle Rouge).

Помещение посвящено загробной жизни Хатшепсут. Оно было построено из блоков известняка и украшено рельефными изображениями. На его боковые (северная и южная) стены размером 13,26 метра в длину и 3,78 метра в высоту древними мастерами были нанесены изображения так называемых сцен подношений.


Напомним, что Хатшепсут после смерти фараона Тутмоса II была назначена регентшей при малолетнем фараоне Тутмосе III (приходилась ему мачехой). Однако в итоге Хатшепсут пробыла у власти в течение 21 года: с 1489 (1479) года до нашей эры до 1468 (1458) года до нашей эры.

В честь Хатшепсут на протяжении нескольких лет правления царицы возводился храм размерами 273 на 105 метров.

Однако взошедший на престол после её смерти Тутмос III повелел разрушить архитектурный комплекс, все изображения и алтари мачехи. Часть элементов Храма была закопана в землю, а некоторые материалы затем использовались для строительства новых сооружений. Лишь спустя века учёные смогли восстановить поражающий воображение архитектурный памятник древности.

Доктор Анастасия Ступко-Любчинская на протяжении многих лет изучает наследие Хатшепсут. На этот раз она исследовала многометровые рельефы из Часовни Хатшепсут.

Уникальная научная работа позволила превратить двумерное искусство в трёхмерный портрет того времени и помогла понять, как создавались древнеегипетские произведения искусства.


Строительные леса, возведённые для перенесения изображения на плёнку, и доктор Анастасия Ступко-Любчинская в процессе работы. Фото Aleksandra Hallmann.

Как рассказывает Ступко-Любчинская, к поверхности стен учёные прикрепляли листы пластиковой плёнки. Затем на них вручную наносились контуры изображений со стен. Затем листы сканировали и обрабатывали как векторную графику. Эта работа велась с 2006 по 2013 год.

"Я не могла перестать думать о том, что наша команда […] копирует действия тех людей, которые создавали эти изображения 3500 лет назад. Как и мы, древние скульпторы сидели на строительных лесах, болтали и работали вместе", – отмечает польская исследовательница.

Мягкий известняк часовни сохранил следы различных резьбовых работ, от подготовки поверхности стены до последних штрихов мастера-скульптора.

Как выяснили учёные, процесс создания рельефов состоял из семи шагов:

  1. Выравнивание стены и заштукатуривание дефектов камня и стыков между блоками.
  2. Разделение поверхности стены на участки и нанесение на них сетки квадратов.
  3. Предварительный эскиз, скопированный с заранее подготовленного рисунка, рисуется красной краской.
  4. Исправление эскиза мастером-художником, который также добавляет детали чёрной краской.
  5. Наносится иероглифический текст, сопровождающий изображения.
  6. Скульпторы приступают к работе по чёрным линиям.
  7. Готовая рельефная поверхность выбеливается и окрашивается.

Учёные не просто так оцифровывали изображения на рельефах. С помощью компьютера они хотели выяснить, чьей руке принадлежит та или иная работа.

Понятно, что мы никогда не узнаем имена древних мастеров: работы не подписывались и намеренно унифицировались. Но малейшие детали, которые не увидит человеческий глаз, заметит искусственный интеллект. Компьютерные алгоритмы порой позволяют отличить работу одного древнего мастера от работы другого (подобные результаты удалось получить исследователям свитков Мёртвого моря).

Однако понять, кто стоял за впечатляющим произведением искусства, в данном случае не удалось. Единственное, что выяснили учёные: над рельефами работали разные группы художников и скульпторов (разные "бригады").

"Изучая следы, оставленные в камне древними долотами, мы нашли несколько нематериальных явлений, которые обычно не оставляют свидетельств в археологических записях", – говорит Ступко-Любчинская.

Например, учёные поняли, какие части изображения были созданы учениками или людьми с меньшими навыками, а какие — мастерами своего дела.

Как и в мастерских эпохи Возрождения, люди без обширного опыта работали над несложными частями изображения, такими как торс, руки и ноги подносителей даров. В то же время более опытные художники рисовали сложные лица и исправляли ошибки учеников.


Парики двух подносителей даров, расположенных по соседству, выполнены разными людьми: мастером (справа) и учеником. Фото M. Jawornicki.

При этом и мастера, и ученики работали над париками, так как их создание отнимало очень много времени. Это также давало более опытным художникам возможность научить других. Так, в одной части рельефа археологи обнаружили свидетельства того, что мастер начал прорисовку парика, а ученик попытался закончить начатое согласно предложенному мастером стандарту.

"В одном месте мастер настолько замечательно детализировал изображение, что кажется, будто это было сделано на глазах у скульптора или скульпторов, которые учились у него. Изображение как будто говорит нам: "Посмотрите на это! Кто может победить меня?", – сказала Ступко-Любчинская.

"Принято считать, что в Древнем Египте художников обучали не в рамках текущих архитектурных проектов, – продолжила исследовательница, – но моя работа в часовне Хатшепсут доказывает, что обучение происходило и во время выполнения рельефов".

Впрочем, порой такой подход всё же не срабатывал. Один парик был закончен только наполовину: судя по всему, ученик так и не выполнил свою часть работы.


Северная стена, сетка квадратов и увеличенное изображение фрагмента стены. Фото J. Kosciuk/M. Jawornicki/A. Stupko-Lubczynska.

На некоторых участках рельефа учёные также обнаружили, где "бригадам" порой приходилось отклоняться от стандартной практики. Например, некоторые иероглифические надписи рядом с париками были добавлены позже, чем обычно.

Это означает, что скульпторы начали свою работу до того, как все контуры этих иероглифических надписей были нанесены краской. Возможно, потому что художники не имели доступа к этой части стены, поскольку она была занята скульпторами, занимавшимися резьбой по парикам.

К этой картине нужно ещё добавить людей с масляными лампами, которые подсвечивали стены. Ведь пространство часовни никак не освещалось естественным светом.


Кропотливое изучение 13-метровых рельефов на протяжении нескольких лет позволило учёным раскрыть тайны работы мастеров Древнего Египта.

Изученные рельефы позволяют нам на несколько часов заглянуть в те далёкие времена и понять, как же создавалось древнеегипетское искусство, какой была жизнь художников и скульпторов.

По словам Ступко-Любчинской, когда тратишь так много времени, изучая работы давно умерших художников, начинаешь чувствовать некую связь с ними или, по крайней мере, сочувствовать им.

"Мне больше нравилось замечать, когда кто-то допустил ошибку или потерпел неудачу, – рассказала учёный изданию Science. – Это позволяет почувствовать, что они были нормальными людьми, такими же как мы, могли уставать, быть голодными или чувствовать себя больными".

Статья польской исследовательницы вышла в открытом доступе в известном научном журнале Antiquity. В ней ещё много интересных иллюстраций работы древних мастеров.

Ранее мы сообщали о том, как учёные случайно обнаружили редкое изображение Хатшепсут, а также фрагмент статуи "фараона-еретика". Кроме того, мы писали о том, как стало известно, что гигантская статуя фараона внезапно оказалась изображением другого правителя.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".

Читайте также: