Hdmi защита авторских прав

Обновлено: 06.07.2024

Всем привет (в частности моим новым подписчикам), сказано - сделано. Просили написать о медиа-правах, контенте, авторском праве. Надеюсь получится познавательно, пост содержит более информационный характер, нежели развлекательный. Тема достаточно обширная, ее можно рассматривать с разных сторон, я лишь затрону косвенно основные моменты.

Сразу предупрежу, я не юрист, и далек от сферы юриспруденции. Но я тесно связан с медиа-сферой, в частности с дизайном и тем правилам по которым живет эта индустрия.

Какие темы я затрону?

1. Где брать медиа контент, чтобы в дальнейшем не было проблем с авторскими правами за использование того самого контента. Не много поговорим о типах лицензий.

2. Как бороться с пиратством

И так, вы захотели стать блогером, запилить свое видео на ютуб или создать крутую презенташку для вашего шоу/бизнеса/пати и т.п. Встанет вопрос а где мне найти материал который я смогу использовать без проблем (фото, видео, векторы, различную графику)

Вот список полезных сайтов, откуда можно брать материал и использовать его в ЛЮБЫХ целях (не нарушающие нормы законодательства), даже в коммерческих (не сочтите за рекламу, это общеизвестные сервисы)

Этих ресурсов более чем достаточно чтобы не получить проблем за использование какого либо материала в коммерческих целях.

Это были бесплатные ресурсы, теперь давайте о платных. (тоже не сочтите за рекламу, это так же не мало известный сервис)

Это огромный медиа-маркет, на котором продается все, начиная от фотографий заканчивая готовыми роликами, так же там можно найти огромное количество музыки на любой вкус и цвет, веб-дизайн и иллюстрации, футажи и векторы и многое другое. Все телеканалы, блогеры, шоу, множество корпораций - закупаются там.

Давайте еще разберемся что означает понятие "использование в коммерческих целях". Все на самом деле просто, коммерческое использование - это когда человек должен заплатить за то, чтобы ознакомиться с этим контентом. К примеру, поход в кино. Человек платит за билет, чтобы посмотреть фильм.

Даже если вы используете ролик на ютубе, и у вас есть монетизация канала. Это не попадает под понятие коммерческое использование.

Самые распространенные типы лицензий (коммерческих):

CC-BY Данная лицензия позволяет людям распространять, редактировать, поправлять и брать ваше произведение за основу для производных даже на коммерческой основе с указанием вашего авторства. Это самая удобная из всех предлагаемых лицензий. Рекомендуется для максимального распространения и использования лицензированных материалов.

CC-BY-SA Лицензия позволяет другим редактировать, поправлять и брать ваше произведение за основу для производных даже в коммерческих целях до тех пор, пока они указывают ваше авторство и лицензируют свои новые произведения на тех же условиях. Это лицензия, которую использует Википедия, и которая рекомендуется для материалов, подобных материалам Википедии и других аналогичных лицензированных проектов.

CC-BY-NC - не коммерческая лицензия, так же используется с указанием авторства.

В случае, если вы используете контент который просто нашли через гугл, скачали фотку в вк или еще где, то есть небольшая вероятность того, что первичный автор, владелец авторского права - может подать на Вас жалобу - DMCA ( Digital Millennium Copyright Act — Закон об авторском праве в цифровую эпоху). Это фактически письменное предупреждение о том, что Ваш контент будет заблокирован.

Не одна компания не станет доводить дело до суда, если автор предоставит достаточно доказательств того, что вы используете его контент незаконно , то ваш контент попросту заблокируют и изымут из сервиса. Доказательств нужно не так много, зачастую хватает предоставить ссылку на оригинал, ваш профиль где вы это выкладывали. Весомым доказательством зачастую является первичная дата публикации , и ваше имя и фамилия указанные в профиле. В мире мало разбирательств (судебных) на основе авторских прав, т.к. прецедентов очень мало, и все зачастую заканчивается после отправленной DMCA , но шутки с этим плохи, штрафы за нарушение авторских прав очень огромны.

Конечно, на практике это практически не применяется, например, на картинки, на какие то очень незначительные вещи. И ни кто не будет тратить свое время чтобы выпилить картинку из вашего поста на пикабу. Все случаи частные.

"Информация это сорняк, и новым идеям уже не прорасти, все это уже кто-то сказал до меня, и если это был ты, то ты тоже не первый, прости" (с) Нойз Мс

Будучи автором, дизайнером - для нас DMCA (в нашем случае, когда автор проекта заподозрил что вы используете его визуальное оформление в своей работе) это фактически петля на шее. Это минус репутация, минус заработанные кровные средства, в случае крупного нарушение даже блокировка счета/аккаунта.

Так где же та самая тонкая грань между вдохновением и воровством? А ее нет, ни кто не знает ответа. Четкого определения этому нет. Дизайн штука такая, сейчас все очень похоже друг на друга, (телефоны, машины, видео, иллюстрации). Воруют все, это безусловно и без спорно.Но когда ты вдохновляешься проектом, нужно пропускать через свое восприятие те моменты, которые тебе понравились, и которые ты хотел бы использовать в своей работе.

В случае если вы выкладываете свое , например фото, на какой либо сток, не удивляйтесь что потом вы это фото можете увидеть где угодно. Т.к. зачастую, в пользовательском соглашении указанно, что вы передаете все права на изображение этому стоку)

Если подытожить:

1. Заблокировать нелегальный контент - легко. Заполняем форму DMCA - отправляем, ждем.

2. Если вы хотите использовать чую то работу в своих целях, напишите владельцу или же постарайтесь найти нужный материал на ресурсах, которые я описал выше.

Текст, фотографии, рисунки, онлайн-курсы, книги — этим цифровым контентом вправе распоряжаться только его автор и те, кому он дал на это согласие. Но на деле так получается не всегда. К тому же иногда автор не может быть уверен в том, что материал не будет опубликован без его ведома, — к примеру, при направлении работодателю тестового задания.

О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Ольга Бахарева

Юрист по защите цифровых прав, автор

В материале

Законодательная база и терминология по авторскому праву

Ключевые документы по защите авторских прав в России

  • Часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
  • Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  • Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений — международное соглашение в области авторского права, положения которого (и других международных документов) имплементированы в ГК РФ.
  • Другие международные правовые акты, полный перечень которых можно посмотреть на сайте Роспатента.

Не существует специального законодательства, которое регулирует отношения по авторским правам в интернете. Нет никаких различий и отступлений в цифровом мире, но особенности защиты такого контента можно проследить в актах высших судов, профильных ведомств и в международных договорах.

Рассмотрим несколько юридических (и не только) терминов. Они помогут не запутаться в нашем материале, не самом лёгком для восприятия уже по сути своей 😊

Основные правовые термины

Автор — гражданин, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное, — презумпция авторства как главнейший принцип.

Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые включают в себя: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и способа выражения произведения. Перечень таких объектов можно посмотреть в статье 1259 ГК РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит автору и может быть передано автором другому лицу с согласия, по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям — например, в порядке наследования или после перехода произведения в общественное достояние в силу истечения срока охраны.

Копирайт (Copyright ©) — специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами. Знак копирайта имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Использование этого знака не даёт автору никаких преимуществ и не является доказательством его авторства.

Плагиат (от фр. plagiat — подражание) — воровство результатов интеллектуальной деятельности с присвоением себе звания автора. Термин используется в статье 146 Уголовного кодекса РФ.

Термины вне правового поля, но которые часто встречаются в цифровой среде

Пиратство — нарушение авторства с причинением крупного ущерба, как правило.

Копипаст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) — сленговый термин, означающий полное копирование контента.

Дальше по тексту к авторам мы будем относить копирайтеров, редакторов, фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, авторов электронных книг и программ онлайн-обучения. А к объектам авторских прав — соответственно их тексты, фотографии, рисунки, изображения, сайты, дизайн и курсы. При этом перечень не является исчерпывающим.

Итак, разберём распространённые вопросы и ситуации.

Какой цифровой контент считается общедоступным

Практически весь цифровой контент подпадает под защиту авторского законодательства.

Рассмотрим, что можно использовать без лицензии, договоров, оплаты и цитирования.

  • Общественная организация Creative Commons разработала лицензии, на основании которых правообладатели разрешают использовать свои изображения бесплатно всем желающим. По такой лицензии работают сервисы наподобие Pixabay, Free images.

В статье 1282 ГК РФ описан порядок перехода произведения в общественное достояние — такое произведение может свободно использоваться третьими лицами без согласия правообладателя и выплаты авторского вознаграждения.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Чтобы не ошибиться в расчёте сроков выхода произведения из под охраны объектов интеллектуальной собственности и не нарушить права наследников, можно использовать проверенные интернет-ресурсы с пометкой Public Domain (общественное достояние). Например, ресурс New Old Stock предоставляет коллекцию винтажных фото, не защищённых копирайтом.

В других случаях нужно спросить согласие правообладателя на использование объекта или оплатить такое право.

В каких случаях допускается свободное использование чужого контента

Заимствование контента других возможно при условии правомерного цитирования. Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения, если:

  • произведение берётся для информационных, научных, учебных или культурных целей;
  • указывается автор, источник заимствования, а объём оправдан целью цитирования.

Что касается объёма цитирования, законодатель пока не пришёл к однозначному толкованию этой нормы. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Свободно использовать произведения и отрывки из них также можно и при других условиях — например, если они:

  • служат иллюстрациями в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
  • воспроизводятся в периодическом печатном издании с последующим распространением экземпляров этого издания;
  • публично представляются в живом исполнении без цели извлечения прибыли в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы — сотрудниками этих организаций и теми, кто обслуживается или содержится в этих учреждениях;
  • используются для создания литературной, музыкальной пародии или карикатуры на оригинальное произведение;
  • упоминаются в авторефератах и диссертациях;
  • участвуют в создании произведений для слепых и слабовидящих.

Полный перечень условий содержится в статье 1274 ГК РФ.

В творческой среде часто используется принцип художественного заимствования — известный манифест дизайнера и писателя Остина Клеона «Кради как художник». Не всегда получается придумать что-то уникальное, но иногда чужая мысль вдохновляет на творчество — в результате получается новое произведение.

Нужно ли регистрировать авторские права для цифрового контента

Этого делать не нужно, так как действует презумпция авторства — пункт 4 статьи 1259 ГК РФ — и не требуется регистрация объекта авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В момент создания произведения автор уже является носителем прав на любой вид произведения — право авторства, право на имя и право распоряжаться объектом авторских прав.

При желании в соответствии со статьёй 1271 ГК РФ для информирования о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав — копирайт, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из знака ©, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Например:

© Бахарева О.В., 2020 год

Если речь идёт о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьёй, либо один общий в подвале сайта с указанием диапазона дат, начиная с года создания объекта авторских прав по текущий. Подвал, или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Пример оформления копирайта в подвале сайта КонсультантПлюс

Проставление знака © — право, а не обязанность автора. Его отсутствие не означает, что контент не находится под охраной, но и его наличие ни от чего не убережёт.

Депонирование — простой и эффективный способ фиксации авторства

Давайте посмотрим на примере сервиса n’RIS, как это работает и сколько стоит:

Что такое авторское право? Своими словами - это закон, охраняющий личные права автора на произведение. Сейчас авторское право распространяется на все, даже просто на картинки из интернета.

Если вы думаете, что все фотки с поиска Яндекса - это свободный доступ, и вы можете их как угодно использовать, то вы ошибаетесь. Да, вероятность того, что простой человек, сделавший фото своего кота, найдет использование своего фото и подаст в суд на нарушение авторских прав. Однако, если вы профессионально используете материалы в коммерческих целях, вы не должны пренебрегать правилами только потому, что "да никто не захочет этим заморачиваться". Это не этично.

Разделю статьи на блоки и перейдем к вопросу о том. как не нарушить чьи-то права в своей работе.

Если вы дизайнер, копирайтер, автор своего блога. Вы пишете статьи и продаете их, пишете за зарплату, на заказ, для блога ради монетизации. Вы дизайнер и продаете работы, с использованием чьих-то векторных наработок, шаблонов, картинок. Вообщем все, что можно отнести к прибыли - это использование в коммерческих целях.

Вы имеете право использовать только картинки с лицензией "Для коммерческого использования и распространения". Любые другие лицензии не подходят.

Так где же найти такие картинки? Их будет значительно меньше, чем вам хотелось бы, но зато вы ничего не нарушите.

Идем на сайт гугл поиска картинок, жмем в настройках поиска "Расширенные настройки", выбираем лицензию "Для коммерческого использования и распространения" и ищем фотоконтент.

Еще вы можете использовать фото с бесплатных фотостоков, но внимательно читайте при скачивании описание. Если стоит "использование без атрибуции", - все хорошо. Если стоит "с атрибуцией", то использовать можно только с указанием авторства и ссылкой на ресурс, откуда взято фото.

Бывают случаи, когда вы на каком-то сайте находите нужную картинку, но можно ее использовать или нет не знаете. Как правило сам сайт в футере (внизу) пишет про использование прав. В случае если написано "использование материалов сайта доступно только с разрешения правообладателя", вам нужно связаться с ТП сайта и запросить автора нужной вам картинки. Иным словом, получить на нее разрешение от самого автора.

Здесь все намного условнее, так как на глубокий рерайт практически невозможно доказать авторство в суде. Как же можно и как нельзя использовать чужие тексты?

Вы можете прочитать чей-то текст, выделить идею текста, и на основе этой идеи создать свой собственный текст. По одной из статей закона идея тоже охраняется правом, однако на идею должен быть патент. Идей однотипный много, важно то, как раскрыта идея тем или иным человеком. Вообщем в данном случае доказывать что-то будет очень сложно. почти не возможно. Так как вы воспроизводите совершенно новый текст.

А вот если вы взяли чей-то текст, слегка прошлись по нему синонимайзером, поменяли фразы местами, изменили кое-какие предложения на свой лад. Здесь доказать нарушение авторства будет очень легко, так как сохраняется самая структура текста. Даже если в итоге вы получите ваши 85-90 % уникальности, все равно такой рерайт будет нарушением авторских прав и это легко доказуемо.

Рекомендую писать только авторский текст, "с головы" как говорится - я делаю только так. Читаю разные источники, формирую в уме базу и тему для своей статьи, пишу сама свои мысли, своими словамии речевыми оборотами. У меня выходит копирайт всегда, даже когда это рерайт. Так как прочитав что-то, я не меняю текст, я делаю изложение проблемы по-своему.

Могу лишь рассказать вам историю о том, как мой знакомый залил авторское видео со своей песней на Ютуб, не указав там нужный тип лицензии и не прописав дисклеймер, - и его видео скопировали к себе другие каналы, выдав за свое. У автора видео и песни была фамилия N, и вот уже какой-то другой человек с такой же фамилией N размещает на своем канале чужое видео, говоря всем что это его, ведь он же мистер N! И долго и нудно доказать авторство можно, но и оспорить его можно тем, что автор сам поставил лицензию свободного копирования и распространения.Поставил же? Так почему нельзя, когда можно.

Вообщем авторам видео, - когда выкладываете видео на Ютуб в настройках указывайте тип лицензии Creative Commons – Attribution.

Правила у Ютуб очень хорошие, почитать их полностью можно тут и сразу все станет понятно: Ютуб об авторском праве.

Если у вас есть более подробная информация по теме, буду рада вашим комментариям. Люблю узнавать все новое.

Выпускница Moscow Digital School - Саржана Бардуева рассказывает о том, что нужно предпринять, чтобы не потерять авторские права на созданное вами ПО.

Программисты и разработчики программного обеспечения могут быть экспертами в своей научной области, но спросите любого из них, и они сообщат вам, что разработка программного обеспечения – это не только наука, но и искусство. В конце концов, когда команда программистов создает программное обеспечение, от них исходит не что иное, как творческая синергия. Итак, если программный код является выражением творческих способностей программиста, как его можно защитить?

Благодаря Бернской международной конвенции практически во всех странах мира программы для ЭВМ охраняются как литературные произведения, поскольку выражаются в виде исходного программного кода, т.е. текста, написанного на каком-либо языке программирования. К сожалению, большинство компьютерных экспертов совершенно не осведомлены о своих правах, и часто такое незнание приводит к значительным юридическим осложнениям. Но как говорится, кто предупрежден, тот вооружен, а тот, кто будет следовать «этим скучным правилам» будет спокоен.

Создатель всегда является первоначальным обладателем всех прав на созданный им результат интеллектуальной деятельности, т.е. именно ему принадлежат личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения), исключительное право (право получать прибыль от использования РИД) и иные права. Исключительное право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Согласно п.1 ст. 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Ситуации бывают разные, но в большинстве случаев доказывать авторство на программное обеспечение приходится тогда, когда кто-либо без согласия обладателя исключительного права на ПО использует тем или иным способом софт. Например, конкурент скопировал код и предлагает похожее программное обеспечение (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 21.11.2016 г. № С01-328/2016 по делу № А56-21040/2015), либо когда программист-разработчик уходит в другую компанию, а прежний работодатель не оформил должным образом переход исключительного права на программное обеспечение (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 01.09.2019 г. по делу № по делу № А40-202764/2018; знаменитое дело NGINX).

Практически во всех странах для возникновения авторских и исключительных прав на программу для ЭВМ не требуется какая-либо государственная регистрация или осуществление иных определенных законом формальностей. Автор получает права на программу с момента ее создания в объективной форме – как закончили писать код или его часть. В некоторых государствах (Россия, США, Китай) предусмотрена добровольная регистрация программ, в результате которой заявитель получает свидетельство о том, что на определенную дату им представлена в регистрирующий орган определенная часть программного кода. При этом ни Роспатент, ни U.S. Copyright Office, ни Chinese Copyright Protection Center не проверяют действительно ли определенные лица являются авторами программы. Но U.S. Copyright Office и Chinese Copyright Protection Center хотя бы учитывают договорные/трудовые отношения между автором и правообладателем, достоверность наследования, в Китае даже смотрят наличие спора о праве на регистрируемое ПО. Возникает вопрос, зачем же регистрировать ПО в Роспатенте? Данная опция – ваше право и желание, наличие свидетельства государственной регистрации усилит имеющуюся доказательственную базу в стратегии по защите интеллектуальной собственности, к тому же стоит дешево.

Для формирования доказательственной базы можно сделать следующее:

1. Обязательно при выпуске программы указывать на носителе год релиза и имя автора.

2. Всегда хранить все исходники и рабочие материалы, они нужны как доказательства и могут потребоваться для экспертизы. В деле № А40-56928/2004 кассационная инстанция указала суду первой инстанции предложить сторонам представить первоначальные версии программ для ЭВМ (Постановление СИП от 17.03.2017 г.).

3. Заключение эксперта для суда является наиболее убедительным доказательством, хоть и очень дорогостоящим. Результатом компьютерно-технической экспертизы будет служить вывод эксперта о наличии или отсутствии заимствований в исходном тексте программы. Так, например, по делу №А56−21040/15 судом была назначена подобная экспертиза, результаты которой позволили установить, что вероятность происхождения исходного кода программы Ответчика на основе исходного кода программы Истца является наиболее вероятной. Эксперт дал подобную оценку, сравнив исходные коды обеих программ и поняв, что второй состоит примерно на 88% из заимствований (Постановление СИП от 21.11.2016 г. № С01-328/2016).

4. Указывать сведения об авторах в исходном коде программы для ЭВМ.

6. Задепонировать объект в специальных цифровых сервисах. Депонирование представляет собой передачу экземпляра произведения на хранение с выдачей документа (обычно сертификата или свидетельства), подтверждающего, что произведение в определенную дату было принято от определенного человека, который заявил свое авторство и/или правообладание. В случае возникновения спора об авторских правах, выданный при депонировании документ поможет установить временной приоритет и послужит весомым доказательством авторства и/или обладания исключительным правом на произведение, а экземпляр произведения, переданный на хранение, может быть по требованию суда или правоохранительных органов предоставлен в качестве вещественного доказательства. Цифровой сервис n’RIS для учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности позволяет зафиксировать первоначальное авторство при помощи регистрации в распределенном реестре данных. Процедура депонирования в n’RIS выглядит следующим образом: автор или правообладатель загружает файл в специально созданную зашифрованную ячейку, добавляет описание объекта в произвольной форме (оно отобразится в распределенном реестре IPChain), вносит оплату за хранение файла в течение необходимого срока, и загружает один из двух парных электронных ключей. После этого автор или правообладатель может скачать электронное свидетельство о депонировании со всеми ключами и дентификаторами, необходимыми для подтверждения авторства в случае спора. Важно, что в момент загрузки объекта происходит фиксация содержимого ячейки и времени загрузки. В процессе хранения ни файл, ни описание невозможно изменить – это служит неопровержимым доказательством того, что произведение было создано ранее даты депонирования.

7. Если программа создана в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, то в качестве дополнительных доказательств можно использовать договор, техническое/служебное задание и акт оказанных услуг (приема-передачи). Для определения того, является ли созданное работником по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное – исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения. Сам по себе факт использования автором для создания произведения материалов работодателя не может служить основанием для вывода о том, что созданное автором произведение является служебным. При наличии спора между автором и работодателем о том, является ли конкретное созданное автором произведение служебным, следует учитывать, что содержание трудовых обязанностей работника и факт создания произведения науки, литературы или искусства в пределах этих обязанностей доказываются работодателем. Хочется отметить, что в США права работников-разработчиков программ ЭВМ несколько ущемлены, поскольку все, что они напишут, автоматически будет принадлежать компании.

9. В правовой системе США активно используется институт эскроу программного кода, когда исходный программный код размещается на специальном сервере третьей стороны (эксроу-агента), которая проводит экспертизу программного кода (удостоверяет его соответствие требованиям) и хранит его в течение определенного времени, выдавая только при наступлении определенных условий. Многие страны переняли американскую модель, интегрировав в свое законодательство с учетом национальных особенностей. В Республике Казахстан постановлением Правительства РК от 24 августа 2015 г. № 877 «Об утверждении регламентов государственных услуг в области информатизации» был утвержден регламент государственной услуги «Депонирование информационных систем, программных продуктов, программных кодов и нормативно-технической документации в депозитарии». В сравнении с американской моделью, в которой роль эскроу-агентов выполняют частные компании, в Казахстане депонирование стало государственной услугой, которую оказывает Комитет связи и информатизации Министерства связи и информации Республики Казахстан. В Турции эскроу-агентом может быть любое юридическое или физическое лицо, но на практике агентами условного депонирования обычно являются банки или другие финансовые учреждения, поскольку они являются гораздо более надежными и независимыми учреждениями. В России подобный институт с недавнего времени тоже существует. Согласно ст. 88.1 Основ законодательства РФ о нотариате стороны обязательства вправе обратиться к нотариусу с совместным заявлением о принятии от должника на депонирование движимых вещей в целях их передачи кредитору в порядке, в сроки и на условиях, которые указаны в таком совместном заявлении. В части, не урегулированной Основами, к нотариусу, принявшему имущество на депонирование, применяются правила гражданского законодательства об эскроу-агенте (гл. 47.1 ГК РФ). В рамках заявления стороны описывают свои договорные отношения как основание внесения имущества в депозит, указывают идентифицирующие признаки флеш-карты, срок депонирования и условия для передачи имущества заказчику. К примеру, такими условиями могут выступать: ликвидация компании-разработчика; переход более чем 50 % долей в уставном капитале компании-разработчика другим владельцам; невыполнение компанией-разработчиком своих обязательств по разработке или технической поддержке программного продукта. Каждое условие должно быть однозначно описано с указанием на документы, подтверждающие его наступление для нотариуса, который будет осуществлять выдачу депонированного имущества. Материальный носитель после передачи нотариусу кладется в конверт, опечатывается за подписью и печатью нотариуса, после чего помещается на хранение. Единственной проблемой при подобной структуре депонирования программного кода является качество кода, содержащегося на передаваемом нотариусу устройстве, его соответствие техническому заданию, т.к. нотариус не обладает компетенцией для проверки такого соответствия. Поэтому на практике стороны могут привлечь еще одного участника – эскроу-фонд, организацию, которая проводит экспертизу программного кода, а также может осуществлять его виртуальное хранение на своем сервере. При таком подходе нотариусу передается флеш-карта, на которой содержится не сам код, а ключ с доступом к цифровому хранилищу в эскроу-фонде. Это также позволяет периодически дополнять и обновлять программный код по мере дальнейшей разработки программного продукта.

Принятие данных мер в совокупности позволит доказать, что созданное программное обеспечение является вашим, сэкономит вам нервы, время и деньги.

Читайте также: