Хрен тебе а не компьютер

Обновлено: 04.07.2024

Это есть такой старый анекдот про ковбоя, попавшего в плен к индейцам.
Индейцы сообщили ему, что сейчас снимут с него скальп и сделают из этого скальпа сигнальный барабан. А ковбой выхватил откуда-то гвоздь и начал тыкать им себе в макушку с этими самыми словами.

Сначала немного теории.
Одним из способов так называемого «цивилизованного протеста» является гражданское неповиновение. Означает это, если упростить, ненасильственный отказ от всякого взаимодействия с государством, в том числе и отказ от исполнения гражданских обязанностей. Граждане тем самым демонстрируют государству, что им не нравятся правила игры, установленные государством, и они не хотят в эту игру играть.

А теперь давайте посмотрим вокруг себя (и на себя тоже) и обдумаем, как мы взаимодействуем со своим государством.
И с удивлением мы увидим, что все мы в той или иной степени находимся в состоянии неосознанного гражданского неповиновения. Мы стараемся не платить налогов и не служить в армии. Мы стараемся не сотрудничать с полицией и госбезопасностью. Мы не обращаемся в суды потому, что не верим в их эффективность. Мы не ходим на выборы и не интересуемся происходящим в парламенте. Мы даже правила дорожного движения соблюдаем только тогда, когда деваться уж совсем некуда.

Мы никому ничего не демонстрируем.
В отличие от последователей Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга мы не готовы демонстративно нести ответственность за несоблюдение закона. Наше игнорирование государства не является формой протеста – оно является формой существования. И от этого оно только ужаснее.

Когда гражданин начинает борьбу против несправедливости, чинимой его государством, он тем самым осуществляет свои гражданские права.
Он тем самым говорит государству: «ребята, мне не нравится то, что вы делаете. И если вы не перестанете это делать, я и мои сограждане будем добиваться, что бы государство считалось с нашими представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо». Гражданин сосуществует с государством в некой системе отношений, в рамках некого общественного договора.

Интересно, что и государство совершенно не горит желанием слиться со своими гражданами в гражданском экстазе.
Напротив, оно старательно дистанцируется от гражданина, всячески намекая ему: ты, мол, не суйся не в свое дело, мы тут сами все порешаем. Мол, будешь доволен. И то, что гражданин не становится доволен, государство обычно не очень смущает. Нечего тут, говорит гражданину государство, мы лучше знаем. Иди и не вякай.

Между тем вполне очевидно, что никакая система, не имеющая внутренних связей, не может существовать.
Государство, не имеющее обратной связи с гражданином, неминуемо перестает быть выразителем воли граждан и начинает гражданам мешать (а граждане, в свою очередь, начинают мешать государству). История дает нам множество примеров того, чем заканчивается такое обособление государства от гражданина.

Читайте также: