Имеет ли право налоговая изымать компьютеры при проверке

Обновлено: 05.07.2024

Выемка документов и предметов у налогоплательщика в ходе выездной проверки ФНС когда-то считалась нонсенсом, случаем из ряда вон выходящим. Надо было очень постараться, чтобы дело дошло до выемки, например, всячески препятствовать проведению проверки. Сейчас же эта мера налогового контроля применяется все шире. А согласно недавним пояснениям ФНС, выемка может осуществляться не только у налогоплательщика, но и у его контрагента.

Согласно статьи 94 Налогового Кодекса РФ под названием «Выемка документов и предметов» (раздел «Налоговый контроль»), во время выездной налоговой проверки налоговая инспекция имеет право на выемку документов и предметов, имеющих отношение к проводимой проверке. Цель выемки фискальной службой сформулирована так: подтвердить достаточными доказательствами нарушение налогового законодательства.

4 причины проведения выемки документов.

  • У налоговой есть весомые основания полагать, что документы, подтверждающие правонарушение, могут быть уничтожены, спрятаны, изменены, подменены.
  • Налогоплательщик отказывается представить запрашиваемые документы. Или же он не предоставил их в указанные сроки.
  • Необходимо проведение почерковедческой или другой экспертизы документов,
  • Документы прикладываются к материалам проверки в качестве вещественного доказательства.

Ночь – не время для выемки.

Документы не могут быть изъяты «под покровом ночи». Законодательно установлено, что выемка осуществляется в дневное время, если точнее, «не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время». Согласно статье 5 УПК РФ, ночным временем считается временной интервал с 22 часов вечера до 06 часов утра по местному времени. Время начала и окончания выемки должно быть зафиксировано в протоколе .

Выемка незаконна без постановления.

Выемка документов - процесс не спонтанный. Ситуация, когда инспектор во время выездной проверки решил в одночасье произвести выемку, невозможна. Выемка документов во время выездной налоговой проверки проводится на основании постановления, заранее выписанного и завизированного руководителем налоговой инспекции (или его заместителем) и налоговым инспектором, отвечающим за конкретную выездную налоговую проверку. Если постановление не завизировано указанными должностными лицами, то оно может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и в суде.

Постановление должно в обязательном порядке содержать указание причины, по которой проводится выемка документов – так называемую мотивировочную часть.

  • дата;
  • фамилия, имя, отчество, должность инспектора, который вынес постановление, наименование налогового органа;
  • полное наименование организации-налогоплательщика, в которой проводится выемка документов;
  • ИНН и КПП налогоплательщика;
  • причина выемки документов. Согласно НК, выемка должна иметь мотив (обоснование). Причем, обоснование должно быть достаточными. Оно должно содержать факты и обстоятельства, указывающие на то, что налогоплательщик имеет намерение уничтожить, спрятать, изменить или подменить документы.
  • описание изымаемых документов (допускается обобщенное описание);
  • дата, подпись и инициалы ответственного лица организации-налогоплательщика, которому передано постановление. Если его получает представитель, должно быть указано, на основании какого документа он имеет данные полномочия.

Нередко у налогоплательщиков возникает вопрос: должны ли его познакомить с перечнем предполагаемых для изъятия документов? Должен ли этот перечень быть прописан в протоколе? Ответ отрицательный. 94 статья НК о выемке не содержат обязательного условия об указании конкретного перечня документов в постановлении о производстве выемки. Налоговый орган не может заранее располагать сведениями о всех документах, оформленных налогоплательщиком при осуществлении предпринимательской деятельности.

Форма «Постановления о производстве выемки документов и предметов» утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. Образец формы прикреплен к приказу в 23 приложении.

Как проходит выемка. Процедура.

  1. Процедура выемки начинается с предъявления Постановления о производстве выемки.
  2. В обязательном порядке всем присутствующим должны быть озвучены их права и обязанности в ходе данной процедуры.
  • представитель налогоплательщика,
  • понятые,
  • специалист, если это необходимо.
  1. После предъявления постановления и озвучивания прав-обязанностей, инспектор должен предложить налогоплательщику добровольно предоставить документы и предметы.
  2. Все изымаемые документы показываются понятым и остальным присутствующим на процедуре выемки документов.
  3. Изъятые документы нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью или подписью лица, у которого производится выемка.
  4. По результатам выемки составляется протокол.
  5. Копия протокола передается под расписку налогоплательщику или его представителю, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Если налогоплательщик против выемки. Процедура.

Если налогоплательщик против выемки и отказывается добровольно выдать документы и предметы, требуемые налоговой, то выемка происходит в принудительном порядке. Переносы сроков, протоколы разногласий и т.п. инструменты в данном случае не работают.

  1. Если налогоплательщик отказывается добровольно предоставить документы, должностное лицо имеет право вскрыть помещения, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы.
  2. Помещения должны в этом случае вскрываться «бережно», избегая повреждений запоров, дверей и т.п.
  3. Все изымаемые документы показываются понятым и остальным присутствующим на процедуре выемки.
  4. Изъятые документы нумеруются, прошнуровываются и скрепляются.
  5. Если налогоплательщик (его представитель) отказывается скрепить изымаемые документы своей подписью или печатью, об этом делается соответствующая отметка в протоколе выемки.
  6. По результатам выемки составляется протокол, копия протокола высылается налогоплательщику.

Что должно быть указано в протоколе выемки.

Форма Протокола о производстве выемки, изъятия документов и предметов утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@, и прикреплена к нему в приложении под номером 24.

Содержание протокола о выемке:

  • наименование документа;
  • место и дата составления;
  • время начала и окончания выемки;
  • должность, Ф.И.О. должностного лица, составляющего протокол;
  • данные участников выемки (Ф.И.О., адрес и др.);
  • сведения об изъятых документах, предметах;
  • результаты выемки.

Как описывается изъятый документ или предмет:

  • наименование;
  • количество изъятых предметов;
  • индивидуальные признаки изъятого документа или предмета;
  • стоимость изъятого предмета (в случае, если есть возможность ее определения).

Данные об изъятых документах могут быть отражены как в самом протоколе, так и в отдельном документе – описи, прилагаемой к протоколу.

По месту жительства изъять документы сложнее.

В рамках выездной налоговой проверки физического лица налоговые органы не могут произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях налогоплательщика без согласия проживающих в этом помещении.

А вот в нежилом помещении в рамках выездной проверки, независимо от согласия или несогласия проверяемого, налоговики могут произвести выемку документов и предметов.

ФНС считает выемку документов у контрагента правомерной.

Где налоговая проверка может изъять документы? По фактическому адресу, по адресу регистрации, у контрагента. Такую позицию ФНС озвучила в письме от 17.09.2021 г. № СД-4-2/13234@.

ФНС исходит из того, что в законодательстве нет прямого указания, что выемка может быть осуществлена только по месту регистрации компании, следовательно, выемка может осуществляться там, где компания фактически ведет свою деятельность.

Кроме того, ФНС выразило свое согласие с позицией Арбитражного суда Московского округа, который вынес решение о проведении выемки документов у контрагента компании. Речь идет о деле № А40-17635/2018 от 28 февраля 2019 года. По мнению ФНС, утверждение, что выемка может проводиться только на территории налогоплательщика, является ошибочным. Выемка может быть проведена и на территории его контрагента, если имеются сведения, подтверждающие взаимозависимость компаний.

СБИС Электронный документооборот позволяет держать в порядке документооборот с контрагентами, существенно ускорить движение документов в компании, и приятным бонусом - сократить расходы на бумагу, комплектующие и т.п.

Не потерять документы, не загромождать лишнее пространство бумажным архивом позволяет СБИС Архивный электронный документооборот. Со СБИС вы будете готовы к выемке – все документы вы сможете сохранить удаленно на серверах.

Подробнее о том, как подключиться к СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

НК РФ Статья 94. Выемка документов и предметов

1. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

3. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

4. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.

При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

5. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

6. О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей.

7. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.

8. В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

9. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Здесь все просто. У налоговых органов возникли веские основания для проведения выездной налоговой проверки. Чтобы собрать базу доказательств и выдвинуть исковое требование в суде, они используют информацию, хранящуюся на жёстком диске. К слову, на нем хранится почти все, что необходимо проверяющим: различные бухгалтерские программы, базы данных и первичная документация. А в некоторых случаях также информация не только о проверяемом, но и о посторонних лицах. Обычно о контрагентах.

А они имеют право изъять жесткий диск?

Да. Такое право у налоговиков есть. Однако стоит помнить о своих правах.

1. Действия налоговиков и полиции строго ограничены законом. Во время налоговой проверки Вам не имеют право запретить выходить из офиса и совершать звонки. Также регулирующие не могут изъять мобильные телефоны и другие личные вещи, а также досматривать работников

2. Выемка документов, в частности жесткого диска, может быть произведена только в присутствии понятый и только при наличии постановления.

3. Проверяющие не в праве изымать то, что не относится к предмету проверки и не может предоставить дополнительную информацию о предполагаемом правонарушении.

4. Многие предприниматели боятся, что налоговики произведут изъятие всей документации и информационных носителей. И это приведет к остановке деятельности предприятия. Поэтому они стараются быть более вежливыми и благожелательными к налоговой, чтобы избежать такой участи. При этом забывают самое главное. Это ПРОТИВОЗАКОННО!

*В случае изъятия документов налоговики обязаны сделать копию и отдать руководителю. Если на месте это сделать невозможно, то копии должны быть переданы в течение 5 рабочих дней.

До начала проверки

Не бывает такого, что проверяющие шли за кофе и случайно зашли в Ваш офис с проверкой. Контролирующие органы обязаны предоставить решение контролирующих органов о проведении выездной налоговой проверки. Обязательно:

1.Проверьте подпись руководителя контролирующего органа

2.Сверьте список проверяющих с фактическими инспекторами

3.Сделайте копию решения и удостоверений проверяющих

4.Помните о возможности подать в суд. Собирайте доказательства о нарушении ваших прав.

Инспекторы вправе производить выемку документов при проведении налоговой проверки в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что затребованные документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Что касается перечня изымаемых документов, то ФНС России и суды в этом вопросе солидарны и признают, что в мотивированном постановлении необязательно указывать конкретный перечень, поскольку из пункта 1 статьи 94 Кодекса вовсе не следует обратное. Достаточно лишь обозначить круг таких документов (письма ФНС России от 15.03.2012 № АС-4-2/4378, от 11.03.2012 № АС-4-2/4018; пост. ФАС МО от 27.02.2012 № Ф05-759/12, ФАС ВСО от 18.06.2008 № А33-10182/2007-Ф02-2601/2008, от 15.05.2008 № А33-11245/2007-Ф02-1931/2008).При этом постановление о производстве выемки документов, которое составлено с нарушениями статьи 94 Кодекса, может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе (в обязательном порядке) и в суде (ст. 137, 138 НК РФ).Выемка документов производится в присутствии ответственных лиц компании и (или) ее представителя (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Если фирма не извещена о проведении выемки и никто при ней не присутствует, то данная процедура будет являться незаконной (пост. ФАС ВСО от 23.04.2004 № А10-5073/03-11-Ф02-1259/04-С1).Придя в проверяемую организацию, еще до момента начала процедуры выемки документов инспекторы обязаны предъявить ответственным лицам или представителю постановление о производстве выемки документов и предметов и разъяснить всем присутствующим их права и обязанности (абз. 2 п. 3 ст. 94 НК РФ).В свою очередь, ответственные лица или представитель должны расписаться в получении такого постановления.Кроме того, при проведении выемки документов обязательно присутствие понятых в количестве не менее двух человек (абз. 1 п. 3 ст. 94, п. 2 ст. 98 НК РФ). В дальнейшем они будут удостоверять своими подписями в протоколе выемки факты, содержание и результаты действий, которые произведены (п. 5 ст. 98 НК РФ).Обратите внимание, не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов (п. 4 ст. 98 НК РФ). Налоговики это понимают буквально. Поэтому в качестве понятых используют неаттестованных сотрудников: водителей, сотрудников служб обеспечения, стажеров.При этом следует помнить, что и работники компании могут быть понятыми, что подтверждает и судебная практика (пост. ФАС МО от 18.07.2003 № КА-А40/4842-03).После вручения компании постановления о выемке должностные лица налогового органа обязаны предложить ей выдать документы (предметы) добровольно. И только в том случае, если фирма откажется это сделать, инспекторы вправе произвести выемку документов в принудительном порядке (абз. 1 п. 4 ст. 94 НК РФ).Им разрешено вскрывать помещения или иные места, где могут находиться нужные документы, но при этом они обязаны избегать повреждения запоров, дверей или других предметов, если нет такой необходимости (абз. 2 п. 4 ст. 94 НК РФ). Сразу следует сделать оговорку-если юридический адрес налогоплательщика-это квартира его руководителя, то есть жилое помещение, то приникнуть в нее и делать выемку закон таких прав налоговикам не дает.

Пример расширительного толкования полномочий во время выемки-это перлюстрация писем и почтовой корреспонденции по адресу и на имя налогоплательщика с оказанием давления на служащего почты, попытка получения данных с видеокамер от администрации офисного центра, в котором располагается налогоплательщик, а также приезд мытарей по домашнему адресу руководителя или его сотрудников, с целью установления обстоятельств вероятного сокрытия документов.В конце процедуры выемки документов инспекторы составляют протокол о производстве выемки, изъятия документов и предметов по установленной форме (приложение № 20 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@), соответствующий требованиям статьи 99 Кодекса (п. 6 ст. 94 НК РФ).В протоколе перечисляют и подробно описывают изъятые документы, а также отражают все действия, произведенные во время выемки. Документ должен иметь следующие данные (п. 2 ст. 99 НК РФ):• место и дату составления;• время начала и окончания выемки документов;• должность, Ф.И.О. инспектора, который составил протокол;• сведения о лицах, которые участвовали в выемке (их Ф.И.О., адрес, гражданство и т.п.);• сведения об объектах выемки (изъятых документах);• подробное описание результатов выемки документов.Налоговики перечисляют и описывают изъятые документы либо в самом протоколе, либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и количества. Все изымаемые документы предъявляют понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки документов, и в случае необходимости упаковывают на месте выемки (пп. 7, 9 ст. 94 НК РФ).Как указывают суды, отсутствие подробной описи изъятых документов (например, указание лишь коробок) является основанием для признания выемки документов незаконной (пост. ФАС УО от 08.05.2013 № Ф09-3634/13, от 25.04.2011 № Ф09-2131/11, ФАС ПО от 10.03.2011 № А12-9423/2010, ФАС ЗСО от 28.10.2009 № Ф04-6657/2009, ФАС СЗО от 27.06.2008 № А56-49087/2006).Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа компании скрепить печатью или подписью изымаемые документы инспекторы делают специальную отметку об этом в протоколе (п. 9 ст. 94 НК РФ).После составления протокола проверяющие знакомят с ним всех участников выемки (пп. 3, 4 ст. 99 НК РФ) и вручают его копию под расписку ответственному лицу или представителю компании. Если вручить копию лично невозможно (например, отсутствует представитель), то ее высылают по почте на адрес фирмы, указанный в ЕГРЮЛ (п. 10 ст. 94 НК РФ).

Читайте также: