Имеют ли право родители запрещать играть в компьютер

Обновлено: 07.07.2024

Мы говорим о том, что родитель сопровождает ребенка во взрослую жизнь, и задача родителя — создать возможности, чтобы ребенок обучился самостоятельно управлять собой, своими временем, и в том числе тем временем, которое он проводит в различного рада гаджетах.

Применимо к воспитанию детей можно говорить, что есть два подхода: тактический и стратегический. Тактический — когда прямо сейчас родитель просит/требует/договаривается перестать «играть в компьютер и сесть за уроки». Это можно делать различными способами, и применительно к некоторым ситуациям такое воздействие будет эффективным. Стратегический подход — когда родитель планирует постепенную передачу ответственности ребенка за использование гаджетов и учит ребенка этому. Оба способа стоит совмещать.

Как аналогию можно вспомнить обучение малыша использованию ложки: когда надо быстро поесть, ребенка с ложки кормят. Но каждый раз, когда ребенок ест сам, это увеличивает его самостоятельность и в дальнейшем автономию (а значит, и освобождает свободное время для родителя), хотя непосредственно в момент приема пищи родитель может испытывать дискомфорт и дополнительную нагрузку.

Большая часть жизни уже сейчас находится в интернете, и ребенку, конечно, в будущем понадобится освоение различных интернет- форматов и гаджетов. С другой стороны, чем дальше идет прогресс, тем более простыми и интуитивно понятными становятся различные технические средства, так что не обязательно «с пеленок» начинать их осваивать.

Как передавать ребенку ответственность за использование гаджетов?

Обычно дети могут понемногу начинать контролировать использование гаджетов, начиная с начальной школы. Если до этого времени вы старались передать ответственность, чтобы ребенок следил за временем сам, и у него не получилось, не стоит переживать, а вместо этого давать ребенку пользоваться гаджетами обозначенное время. Время обозначаете вы, гаджет находится у вас и после использования вы его забираете обратно. Чем четче и понятнее ваши правила, чем больше ребенок будет понимать, сколько у него есть времени на игры и мультики, тем меньше будет истерик и капризов.

Для того чтобы ребенку освоить это достаточно сложное умение самоконтроля в области гаджетов — хотя бы потому что они пользуются ресурсами внимания, на что можно «залипнуть», ребенку необходимы опоры. Опорами могут быть: семейные правила, солидарность всех взрослых, которые заботятся о ребенке, внимание к ребенку и последствиям использования гаджетов, доверие родителей ребенку, готовность родителей к обсуждению и пересмотру правил и договоренностей.

Придумайте правило, соответствующее вашей идее о том, как и сколько ребенок может проводить времени за компьютером. Вы можете отталкиваться от мнения авторитетного для вас педиатра, от ваших наблюдений за ребенком (например, он просидел 3 часа подряд и потом плохо засыпал, а когда 1 час подряд — вы никаких изменений не заметили) или от чего-то еще. В этом правиле должны быть указаны условия, длительность использования гаджетов, а также санкции, если правило не выполнено. По мере взросления ребенка мы можете обсуждать правила, изменять их, придумывать вместе какие-то дополнения.

Не стоит ориентироваться в этом вопросе на другие семьи, тем более на то, что говорят другие дети о том, как у них дома принято. Это очень индивидуальный вопрос, который каждая семья решает самостоятельно.

Поддерживайте самостоятельность ребенка, готовность брать на себя ответственность и выполнять договоренности. Время от времени устраивайте сюрпризы ребенку в честь того, что он сумел выполнить ваши с ним договоренности.

Компьютер и остальная жизнь

Бывает такое, что большая часть жизни человека проходит за компьютером, смартфоном или другими гаджетами. С одной стороны, действительно, это может выглядеть удручающе, особенно для старшего поколения. С другой стороны, то, что выглядит одинаково (ребенок смотрит в монитор), может содержать в себе принципиально разную деятельность: игру, общение, обучение, просмотр фильмов, чтение, «серфинг».

Ухудшения в учебе могут быть не связаны с использованием компьютера. Игры могут быть способом «отвлечься», «почувствовать себя успешным в чем-либо», то есть использоваться уже как решение, пусть и не самое оптимальное, возникших сложностей. Для родителей это может быть сигналом, что в учебе у ребенка есть сложности: может быть, проблема во взаимоотношениях с учителем или одноклассниками, может быть, есть пропуски, которые сложно догнать. Если вы беспокоитесь об этом, стоит поговорить с представителями школы. В этом случае будет эффективна помощь ребенку в проблемах с учебой, а не только «отбирание компьютера».

Как понять, что в жизни ребенка стало слишком много гаджетов? Когда стоит беспокоиться об этом?

Если на фоне компьютерных игр падает качество жизни:

Еда: пропадает аппетит, ребенок может «забывать» поесть, предпочитает перекусывать за игрой или ест все подряд, без разбора;

Сон: длительное количество времени не спит, сместился ритм сна и бодрствования (играет ночью, днем спит), ухудшилось качество сна (бессонница, долго не может заснуть) или наоборот, спит больше обычного, постоянная усталость;

Разнообразие деятельности: отдых однообразный (только игра), отказывается от новой или ранее интересной ему деятельности;

Учеба: становятся регулярными пропуски учебы ради игры, играет на уроках и переменах резкое ухудшение оценок;

Социальные связи: перестает общаться с друзьями, которые не являются партнерами по играм, изоляция.

Если в вашей ситуации есть несколько критериев из вышеописанных и самостоятельно помочь ребенку не получается, стоит обратиться к специалисту.

Если незаконно, то какая предусмотрена статья УК РФ или Кодекса об административных правонарушениях (КоАП)?

Гражданский кодекс РФ, статьи 26, 28, 37 - описывают права и обязанности детей и их родителей применительно к имуществу друг друга.

"Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию."

Однако, пока ребенок находится на полном обеспечении своих родителей ( до 16 лет) - они имеют право в воспитательных целях применять различные запреты и ограничения, в том числе - родители имеют право запрещать ребенку пользоваться его компьютером, если он не выполняет установленные ими в целях воспитательного процесса условия. То есть, если у мальчика есть его личный смартфон - отнять его безо всяких оснований - родитель не может. Но может запретить им пользоваться для развлечения, если мальчик не сделал уроки. Может потребовать выключить его. И может применить необходимую силу, если мальчик не будет слушаться, и временно забрать у него телефон, обосновывая это заботой о здоровье мальчика. Все это родителю разрешено. То есть, если ребенок своим поведением дает родителю основания действовать жестко - у родителей есть много прав. Но если ребенок ведет себя исключительно прилежно и хорошо, а у мамы сегодня плохое настроение и "выключи телефон немедленно!" - увы, здесь она неправа. Ребенок может позвонить на горячую линию и рассказать о ситуации, и если это будет повторяться - на дом придет проверка из органов опеки.

Уголовно-правовая ответственность родителей.

Статья 156 УК РФ - уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, . если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности.

Родитель, который допустил факты нарушения своих обязанностей, не исполнил свои обязанности по предоставлению ребёнку питания и одежды, что повлекло причинение вреда здоровью ребёнка, может быть привлечён к гражданско-правовой ответственности в форме компенсации морального вреда и возмещения убытков. В общем и целом - это все решается через органы опеки, которые обращаются в суд.

В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ родители могут быть лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Однако лишение родительских прав родителей - для ребенка может выльиться в переезд к бабушке или при ее отсутствии вообще в детский дом. Так что это так себе наказание, еще неизвестно, кому оно.

Ну и административная ответственность, то есть, различные штрафы - для родителей существуют вполне реально.

Мои родители уже не первый год ограничивают мое пользование телефоном. Я чувствую себя асоциальном человеком. Ограничено мое общение, обучение, социализация. На момент карантина в нашей школе введено обучение онлайн в «ВКонтакте» и на других сайтах. У меня нет к ним доступа. Я не могу обучаться. Правомерно ли это?

Защита прав и законных интересов ребенка обеспечена Конституцией РФ и рядом статьей Семейного кодекса РФ.

Так, согласно ч. 1 и 2 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Согласно п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия), причем независимо от того, рожден он в браке или нет (ст. 53 СК РФ).

Согласно п. 2 ст. 54 СК РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Согласно п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Согласно ст. 57 СК РФ ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Согласно ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Согласно п. 1 ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Согласно п. 2 ст. 65 СК РФ все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Все приведенные в вопросе аспекты воспитания и образования ребенка отражены в выше приведенных положениях закона. Ограничивать ребенка от вредоносного информационно-психологического воздействия Интернета не только право, но обязанность родителей, за нарушение которой может наступить ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Действующее законодательство не содержит прямых указаний на время, которое ребенок может потратить на пользование телефоном (я не имею в виду медицинские рекомендации, которые ограничили такое пользования 15-20 мин в час). Поэтому, что и когда «вылавливать» в сети Интернет, родители могут исходя из своих представлений о добре и зле, полезном и вредном и т.д. Однако это не означает, что они вправе чрезмерно ограничивать права ребенка на получение информации и обучение. Тем более сегодня, в режиме самоизоляции. Поэтому степень обоснованного доверия служит залогом укрепления отношений ребенка и родителей.

К сожалению, автор вопроса не указала свой возраст, поэтому трудно дать конкретные рекомендации.

Главное - помнить, что в этих обращениях нет ничего зазорного и постыдного. Это прежде всего обращение за защитой!

Я знаю, что некоторые родители негативно относятся к тому, что их ребенок пользуется или будет пользоваться компьютером. Некоторые на столько кардинально решают этот вопрос, что и вовсе отказываются от компьютера в доме . Или сами пользуются чем-то очень старым, что еле дышит и кое-как запускает браузер.

От части такой подход можно понять и даже оправдать. Родители просто волнуются за своих детей, и не хотят чтобы те видели перед своими глазами лишь монитор. Хотят, чтобы у них было нормальное детство с реальными друзьями и играми на улице.

Намерения конечно очень благие, но принесут ли они пользу вам и вашему ребенку? Или же будет больше проблем?

Тут нужно сразу сказать, что такой политики придерживаются далеко не все родители , и чаще всего детям дают пользоваться компьютером, но определенное время.

И здесь мы уже получаем первую проблему . Если своему ребенку вы запрещаете пользоваться компьютером, и при этом он общается со сверстниками, которым разрешают играть, то он будет чувствовать себя ущемленным.

Наибольший интерес, как правило, появляется во время учебы в школе. Одноклассники будут активно обсуждать игры, делиться впечатлениями, что-то рассказывать друг другу, а вашему чаду обсудить будет особо и нечего.

Все это может вызвать нездоровую тягу к компьютеру из-за излишнего любопытства. Ни к чему хорошему это не приведет!

Скорее всего, ваш ребенок при любой возможности будет стараться попасть в компьютерный клуб . Или будет играть у друзей, если представиться такая возможность.

Когда технологии по всюду, практически невозможно не подпускать к ним детей. Да и неправильно это. Все должно быть в меру. Компьютеры присутствуют практически во всех аспектах нашей жизни. Без них сейчас никуда.

Будет лучше, если ваш ребенок будет воспринимать компьютер, как нечто обыденное , чем только и будет думать, как до него добраться. Вам же в свою очередь нужно просто определить допустимое время, которое ваши дети могут за ним проводить.

В воспитательных целях можно и условия какие-то придумать . Например, компьютерные игры только после того, как будут сделаны уроки, или после того как почитает книгу. Тут уже от вашей фантазии зависит, главное не перегибать планку. В таком случае можно будет совмещать приятное с полезным.

Если вы согласны с тем, что детям нужно разрешать играть на компьютере - поставьте палец вверх на статье! Спасибо за внимание!

Читайте также: