Имя файла требования о представлении пояснений без расширения не соответствует маске

Обновлено: 06.07.2024

По закону при камералке инспекторы вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и/или истребовать у них документы, подтверждающие их право на такие льготы.

С 01.07.2021 пояснения можно заменить электронным реестром подтверждающих документов (Закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Это право применимо в отношении налоговых деклараций и расчетов по НДС и налогу на имущество организаций, представленных после 1 июля 2021 года.

Соответствующие формы, порядки заполнения и сдачи, а также электронные форматы реестров утвердил с 30 июля 2021 года приказ ФНС от 24.05.2021 № ЕД-7-15/513. А именно:

  • две формы реестров – льготы по НДС (КНД 1155127) и налогу на имущество (КНД 1155218);
  • порядки заполнения каждого;
  • электронные форматы для отправки в налоговую;
  • порядок сдачи реестров (он общий для НДС и налога на имущество).

Содержание реестров о льготах по НДС и налогу на имущество

Оба реестра имеют одинаковую структуру. Это шапка:


И табличная часть. Для льгот по НДС она такая:


А вот таблица для льгот по налогу на имущество:


Как заполнить реестры

Льготы по НДС

Налоговый и отчётный период, код операции указывают как в декларации НДС, к которой отправлен реестр. Код берут из Приложения № 1 к приказу ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558.

Вот, как указать вид операции, по которой применена налоговая льгота (графа 2 реестра)

В графе 1 реестра по НДС отражен код операции 1010245 «реализация услуг в сфере образования». Тогда в графе 2 могут быть указаны следующие виды операций, по которым применены налоговые льготы: основное образование, дополнительное образование, повышение квалификации и т. д. В графе 1 реестра по НДС код операции 1010211 «реализация медицинских услуг». Значит, в графе 2 – услуги по обязательному медицинскому страхованию, услуги по диагностике, профилактике и лечению, услуги по сбору у населения крови в амбулаторных и стационарных условиях, услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению, услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного, услуги патолого-анатомические, услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным и т. д.

В графе 7 «Вид документа» нужно указать договор, платежное поручение, спецификацию или иной документ, подтверждающий право на налоговые льготы по НДС.

Льготы по налогу на имущество

Налоговый и отчётный период, код налоговой льготы указывают как в декларации, к которой отправлен реестр.

При заполнении графы 2 реестра «Информация об объекте недвижимого имущества, в отношении которого заявлена налоговая льгота по налогу на имущество организаций» возможны 2 варианта:

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

  • кадастровый номер по ЕГРН – в случае его наличия;
  • условный номер по ЕГРН – в случае отсутствия кадастрового номера;
  • инвентарный номер – в случае отсутствия кадастрового и условного номеров;
  • идентификационный номер (рег. номер судна, присвоенный Международной морской организацией, регистровый номер классификационного общества), присвоенный морскому судну, судну внутреннего плавания (при наличии таких номеров) – в случае заполнения графы в отношении водного транспортного средства;
  • серийный (идентификационный) номер воздушного судна.

Образец заполнения реестра документов, подтверждающих льготы по НДС, можно посмотреть в Готовом решении КонсультантПлюс здесь.


Порядок сдачи реестров

Подчеркнём, что рассматриваемые реестры – только электронные. Их отправляют в ответ на требования о представлении пояснений в соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ.

Действует общий порядок отправки, установленный приказом ФНС от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448.

Практика показывает, что проблемы с отправкой отчетности возникают, как правило, из-за одних и тех же ошибок.

Отчетность по налогам и страховым взносам считается принятой, если налоговым органом отправлена квитанция о приеме, подписанная электронной подписью должностного лица налогового органа (как правило, руководителем налогового органа).

В противном случае направляется уведомление об отказе с указанием кода ошибки.

0200100000 - Структура имени файла не соответствует требованиям формата

Проще говоря, название файла отчетности не соответствует установленным требованиям.

Название файла отчетности формируется из структурных элементов, схематично оно должно иметь вид:

R_T - префикс, обозначающий принадлежность информации файла к определенному виду. (Вид и тип информации представляются сочетанием символов (латинские буквы и цифры));

A - идентификатор получателя, которому направляется файл отчетности;

K - идентификатор конечного получателя, для которого предназначена информация из данного файла отчетности;

    Каждый из идентификаторов (A и K) имеет вид:
  1. для организаций - девятнадцатиразрядный код (ИНН и КПП юридического лица);
  2. для физических лиц - двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, имеющего ИНН, при отсутствии ИНН - последовательность из двенадцати нулей);
  3. для налоговых органов - четырехразрядный код (код налогового органа).

O - идентификатор отправителя информации, имеет вид:

  1. для организаций идентификатор отправителя информации представляется в виде девятнадцатиразрядного кода (ИНН и КПП юридического лица);
  2. для физических лиц - двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, имеющего ИНН. При отсутствии ИНН - последовательность из двенадцати нулей);
  3. для налоговых органов - четырехразрядный код (код налогового органа ).

GGGG - год формирования передаваемого файла, MM - месяц, DD - день;

N - идентификационный уникальный номер файла. (Длина - от 1 до 36 знаков. Идентификационный номер файла должен обеспечивать уникальность файла.)

Расширение имени файла должно быть xml .

Расширение имени файла может указываться как строчными, так и прописными буквами.

Таким образом, ошибки в названии файла отчетности могут быть связаны и чаще всего так и происходит, с неправильным указанием ИНН/КПП отправителя, кода налогового органа как получателя.

0300300000 - Структура файла не соответствует требованиям формата

Данная ошибка очень часто возникает в том случае, если мы отправляем отчетность по старому формату.

То есть данная форма и формат были обновлены, а наша программа формирует файлы в старом формате по неактуальной форме.

Для исправления этой ошибки нам нужно обновить свою программу подготовки отчетности и тем самым обновятся формы и их форматы.

По этой же причине может возникнуть ошибка: "Файл не соответствует xsd-схеме", с кодом: 0300300001

0400100001 - Не найден плательщик по ИНН и КПП или ИНН, представленному в файле

Данная ошибка возникает в следующих случаях:

  1. неправильное указание данных налогоплательщика в налоговой отчетности;
  2. налогоплательщик снят с учета;
  3. сведения о налогоплательщике отсутствуют в базе ФНС России.

Для исправления данной ошибки нам необходимо в первую очередь проверить правильность указания налогового органа в который мы отправляем файл отчетности.

Не исключено, что нам придется связаться с налоговой инспекцией, чтобы уточнить там - не был ли налогоплательщик снят с учета или переведен в другую налоговую (в связи с реорганизацией) и проверить регистрацию его в базе ФНС России.

Или когда при формировании уточненного файла отчетности мы забываем изменить статус отчета с "первичного" на "корректирующий".

0500100000 - Значение элемента отсутствует в справочнике

Данная ошибка возникает, как правило, из-за отсутствия обновления программного обеспечения на стороне налогового органа.

Под справочником имеется ввиду справочники СППФД/СФНД:

  1. СППФД - Справочнике периодов применения форматов представления в электронном виде налоговых деклараций, расчетов (уточненных налоговых деклараций, расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов
  2. СФНД - Справочник форматов документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при реализации электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Это ведомственные справочники ФНС России, которые используются в программном обеспечении налоговых органов для формирования, передачи и приема налоговой документации (информации) при взаимодействии налоговых органов с юридическими и физическими лицами в электронном виде.

Объем подлежащих истребованию Документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении N 2 к настоящему письму. При этом не менее 50% от объема Документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

При непредставлении налогоплательщиком Реестра документов или при представлении Реестра документов на бумажном носителе истребование Документов производится в полном объеме.

Учитывая изложенное, ФНС России направляет рекомендуемые форму, формат представления Реестра документов, а также порядок заполнения реестра в соответствии с Приложением N 1 к настоящему письму.

Одновременно сообщается, что указанный формат Реестра документов применяется с 23.11.2020.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ

Приложение N 1

ПОРЯДОК
ЗАПОЛНЕНИЯ РЕЕСТРА ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ
ОБОСНОВАННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РАЗРЕЗЕ
КОДОВ ОПЕРАЦИЙ

2. В графах реестра указывается следующие сведения:

3. В строках реестра указывается следующая информация:

Приложение N 1

документов, подтверждающих обоснованность применения

____________________________________ налоговых льгот

в разрезе кодов операций, к Декларации по налогу

на добавленную стоимость за ____ квартал ____________ года

Код операции в том числе: Сумма необлагаемых операций в разрезе видов (групп, направлений) необлагаемых операции, отраженных в налоговой декларации, руб. Наименование контрагента (покупателя) ИНН КПП Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот
вид (группа, направление) необлагаемой операции Тип документа (договор, и т.д.) N Дата Сумма операции, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

приказом ФНС России

ФОРМАТ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЕСТРА ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ
ОБОСНОВАННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РАЗРЕЗЕ КОДОВ
ОПЕРАЦИЙ, К ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. Номер версии настоящего формата 5.01, часть 834.

II. ОПИСАНИЕ ФАЙЛА ОБМЕНА

3. Имя файла обмена должно иметь следующий вид:

<1> Передача файла от отправителя к конечному получателю (K) может осуществляться в несколько этапов через другие налоговые органы, осуществляющие передачу файла на промежуточных этапах, которые обозначаются идентификатором A. В случае передачи файла от отправителя к конечному получателю при отсутствии налоговых органов, осуществляющих передачу на промежуточных этапах, значения идентификаторов A и K совпадают.

Параметры первой строки файла обмена

Первая строка XML файла должна иметь следующий вид:

Имя файла, содержащего XML схему файла обмена, должно иметь следующий вид:

XML схема файла обмена приводится отдельным файлом.

Для каждого структурного элемента логической модели файла обмена приводятся следующие сведения:

наименование элемента. Приводится полное наименование элемента <1>;

сокращенное наименование (код) элемента. Приводится сокращенное наименование элемента. Синтаксис сокращенного наименования должен удовлетворять спецификации XML;

дополнительная информация содержит, при необходимости, требования к элементу файла обмена, не указанные ранее. Для сложных элементов указывается ссылка на таблицу, в которой описывается состав данного элемента. Для элементов, принимающих ограниченный перечень значений из классификатора (кодового словаря и тому подобного), указывается соответствующее наименование классификатора (кодового словаря и тому подобного) или приводится перечень возможных значений. Для классификатора (кодового словаря и тому подобного) может указываться ссылка на его местонахождение. Для элементов, использующих пользовательский тип данных, указывается наименование типового элемента.


Рисунок 1. Диаграмма структуры файла обмена

Файл обмена (Файл)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Идентификатор файла ИдФайл А T(1-255) ОУ Содержит (повторяет) имя сформированного файла (без расширения)
Версия программы, с помощью которой сформирован файл ВерсПрог А T(1-40) О
Версия формата ВерсФорм А T(1-5) О Принимает значение: 5.01
Состав и структура документа Документ С О Состав элемента представлен в таблице 4.2

Состав и структура документа (Документ)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Код формы документа по КНД КНД А T(=7) ОК Типовой элемент <КНДТип>.

Сведения о налогоплательщике (СвНП)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Наименование организации НаимОрг А T(1-1000) О
ИНН юридического лица ИННЮЛ А T(=10) О Типовой элемент <ИННЮЛТип>
КПП КПП А T(=9) О Типовой элемент <КППТип>
Сведения о реорганизованной (ликвидированной) организации СвРеоргЮЛ С Н Состав элемента представлен в таблице 4.5

Сведения о реорганизованной (ликвидированной) организации (СвРеоргЮЛ)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Код формы реорганизации (ликвидация) ФормРеорг А T(=1) ОК Принимает значение:

Элемент обязателен при

Элемент обязателен при

Сведения о лице, подписавшем документ (Подписант)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Признак лица, подписавшего документ ПрПодп А T(=1) ОК Принимает значение:

Сведения о представителе налогоплательщика (СвПред)

Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по НДС (РеестрДокПОбНЛ)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Порядковый номер Реестра НомРеестр А N(10) О Указывается порядковый номер в рамках одного файла обмена.

Сведения по виду (группе, направлению) необлагаемой операции (СведВидОпер)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Порядковый номер Сведений по виду (группе, направлений) необлагаемой операции НомСвВидОп А N(10) О Указывается порядковый номер Сведений по виду (группе, направлению) необлагаемой операции в рамках одного кода операции (Реестра документов).

Сведения по представленному типовому договору (ПредТипДог)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Порядковый номер Типового договора НомТипДог А N(10) О Указывается порядковый номер Сведений о типовом договоре, подтверждающем Суммы необлагаемых операций.

Сведения по контрагенту (покупателю) (СведКАгент)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Наименование организации НаимОрг А T(1-1000) О
ИНН юридического лица ИННЮЛ А T(=10) Н Типовой элемент <ИННЮЛТип>
КПП КПП А T(=9) Н Типовой элемент <КППТип>
Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
ИНН физического лица ИННФЛ А T(=12) Н Типовой элемент <ИННФЛТип>
Фамилия, имя, отчество физического лица ФИО С О Типовой элемент <ФИОТип>.

Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (ДокПОбНЛ)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Тип документа (договор, платежное поручение и т.д.) ТипДок А T(1-40) О
Номер документа НомДок А T(1-20) О
Дата документа ДатаДок А T(=10) О Типовой элемент <ДатаТип>.

Фамилия, имя, отчество (ФИОТип)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Фамилия Фамилия А T(1-60) О
Имя Имя А T(1-60) О
Отчество Отчество А T(1-60) Н

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.Весь 2019 год законодатели «радовали» нас своей активностью, результат которой.Организациям и ИП — представителям субъектов малого и среднего бизнеса.Речь идет о тех резидентах, которые в период с 01.01.2020.

Карточка публикации

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки декларации представляют пояснения, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО по формату, утвержденному ФНС (Приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

При представлении пояснений на бумажном носителе они не считаются представленными (Письмо Минфина России от 22.07.2019 № 03-02-08/54231).

Вопрос

Можно ли ответить на требование налоговиков письмом в произвольной форме по ТКС с указанием, что это ответ на конкретное требование?

Налогоплательщик представляет пояснения в электронной форме по ТКС по специальному формату, установленному ФНС в Приказе № ММВ-7-15/682@. Формализованным ответом на требование налогового органа считается ответ, содержащий документы в формате .xml. В противном случае пояснения не будут считаться представленными.

Неформализованные документы представляются в виде скан-образов в форматах .tif, .jpg, .pdf или .jpg (таблица 4.10 к Приказу ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@, пп. 4, 5 приложения к Письму ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@).

Вопрос

В течение какого времени представляется пояснение на требование инспекции, проводившей камеральную проверку декларации по НДС?

Пояснения в ответ на полученное от налогового органа требование представляются в течение пяти рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В некоторых случаях налоговый орган при направлении требования о представлении пояснений использует формы, приведенные в приложениях 2.1 – 2.9 к Рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок[1] (абз. 9 п. 2.7 рекомендаций). Такое наблюдается, в частности, если выявленные ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия между сведениями налогоплательщика с имеющимися у налогового органа свидетельствуют:

о занижении подлежащей уплате в бюджет суммы НДС;

о завышении заявленной к возмещению суммы НДС.

Налогоплательщику, получившему подобное требование, необходимо передать налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Со дня, следующего за днем отправки в налоговый орган квитанции о приеме требования о представлении документов, начинается пятидневный срок для представления пояснений или внесения соответствующих исправлений (абз. 1 п. 3 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения к декларации по НДС по требованию налогового органа?

Пояснения составляются по той форме, которую налоговый орган запросил в требовании (п. 3, 6 ст. 88 НК РФ, приложение 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@).

Вопрос

Вправе ли налогоплательщик не отвечать на требование о представлении пояснений, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные в ходе «камералки» декларации по НДС?

Требование о представлении пояснений, в котором не указаны причины его направления, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований. Кроме того, оно лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Следовательно, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Поскольку за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки декларации, предусмотрен штраф по ст. 129.1 НК РФ, налогоплательщик (при указанных обстоятельствах) может:

не исполнять требование на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Однако в последнем случае не исключено, что налоговый орган вынесет решение о привлечении к ответственности за непредставление пояснений со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вопрос

Как расшифровать код возможной ошибки, указанный (справочно) в перечне операций, по которым установлены расхождения?

Коды ошибок перечислены в Письме ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@. Приведем их в таблице.

Код возможной ошибки

Расшифровка кода

– запись об операции отсутствует в декларации контрагента по НДС;

– контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;

– контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями;

– допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом

Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 8 и 9 (сведения из книг покупок и продаж), приложениях 1 к указанным разделам (сведения из дополнительных листов книг покупок и продаж), например, при принятии к вычету суммы «авансового» НДС

Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 10 и 11 (сведения из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур), например, при отражении посреднических операций или операций по или договорам транспортной экспедиции

Возможно, допущена ошибка в какой-либо графе (номер графы с предполагаемой ошибкой приводится в скобках)

В разделах 8 – 12 не указана дата счета-фактуры или указанная дата превышает отчетный период, за который представлена декларация по НДС

В разделе 8 (приложении 1 к разделу) заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет

В разделе 8 (приложение 1 к разделу) заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации

В разделах 8 – 12 некорректно указан код вида операции

Допущены ошибки при аннулировании записей в разд. 9 (приложение 1 к разделу), а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, отраженную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию

Вопрос

Как составить пояснения по указанным в требовании инспекции расхождениям, если в ходе изучения записей налогоплательщик не выявил ошибок?

Если декларация заполнена правильно, в пояснениях нужно указать, что в ней нет ошибок, противоречий и несоответствий, а также оснований для подачи уточненной налоговой декларации.

Следует также пояснить причины расхождений, на которые указал налоговый орган, и почему таковые не являются ошибкой.

При представлении пояснений в адрес налогового органа налогоплательщик вправе дополнительно подать документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения, если в ходе изучения записей, внесенных в требование налогового органа, налогоплательщик выявил ошибки, которые не привели к занижению суммы НДС?

Впояснениях нужно отразить причины возникновения ошибок и правильные данные. Вместо пояснений налогоплательщик может подать уточненную декларацию по НДС (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем ФНС в п. 4 Письма № ЕД-4-15/23367@ рекомендует представить и пояснения, и «уточненку», но право выбора остается за налогоплательщиком.

Вопрос

Как составить пояснения, если при изучении указанных в требовании записей налогоплательщик выявил ошибки, приведшие к занижению суммы НДС?

В подобной ситуации налогоплательщик обязан сдать уточненную декларацию по НДС с корректными данными.

Пояснения можно представить, но это не обязательно (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения к декларации по НДС по льготируемым операциям?

Рекомендуется составлять пояснения к льготируемым операциям в виде реестра документов, которые подтверждают льготы по НДС. Такой реестр приведен в приложении 1 к Письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. К реестру также прикладывают перечень и формы типовых договоров, которые используются в льготных операциях.

Форма требования о представлении пояснений на основании п. 6 ст. 88 НК РФ содержится в приложении к Письму ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10574[2].

Вместе с тем можно подавать пояснения в любом другом виде, однако они будут иметь меньшее преимущество по сравнению с реестром.

Вопрос

В какой срок нужно подавать пояснения, подтверждающие льготы по НДС?

Пояснения (в виде реестра либо в другом виде) к льготируемым операциям подают в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о представлении пояснений (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснение в налоговую по ндс по факту высокого удельного веса вычетов по НДС?

В соответствии с нормативом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (п. 3), налоговый вычет по НДС не должен превышать 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев.

Налоговый орган определяет этот показатель на основании данных, указанных в декларациях за последние налоговые периоды (четыре квартала). В этой связи налогоплательщику целесообразно ежеквартально определять долю вычетов за четыре последних оконченных квартала.

В дополнение к установленному нормативу налогоплательщики могут обращаться к статистическим данным. В зависимости от региона среднюю долю вычетов по НДС от суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым объектам, можно получить на основе информации, публикуемой ежеквартально на сайте ФНС в разделе «Иные функции ФНС» («Статистика и аналитика» / «Данные по формам статистической налоговой отчетности» / «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость»).

По данным НДС-декларации показатель своей доли (Д) в общем случае можно определить следующим образом:

Д = Показатель строки 190 разд. 3 / Показатель строки 118 разд. 3.

Если доля вычетов налогоплательщика превышает установленные значения, его деятельностью заинтересуются налоговики. Возможно, для начала они попросят соответствующие пояснение в налоговую по ндс. И если таковые имеют объективный характер, есть вероятность снижения риска включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Пояснения о доле вычетов по НДС составляются в произвольном виде. В них нужно указать обстоятельства, в связи с которыми НДС-вычеты оказались значительными. При необходимости к пояснение по ндс можно приложить копии первичных документов, выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета.

В качестве примера приведем образец ответа на подобный запрос налогового органа.

Читайте также: