Исод мвд россии виды сервисов электронная цифровая подпись

Обновлено: 03.07.2024

Алексей Думнов: Начнем с того, что до внедрения ИСОД в 2014 году в МВД не существовало системы, которая бы обеспечивала единую информационную среду для всех территориальных подразделений. Документы или запросы между подразделениями МВД в соседних субъектах РФ пересылались телеграммами или факсами. И это происходило в то время, когда в стране уже с 2011 года был реализован электронный и юридически значимый межведомственный информационный обмен. А здесь внутри одного ведомства не было даже общей электронной почты, не говоря уже о единой системе электронного документооборота или системе оперативной передачи информации между дежурными частями терподразделений. При этом в каждом субъекте функционировали десятки различных программ, никак не интегрированных между собой, и только в отдельных случаях делались попытки обобщения информации на федеральном уровне.

В этой связи существовали очевидные трудности в виде несовместимости форматов данных, проблем внутриведомственного информационного обмена, сложности с защитой информации. Кроме того, автоматизация оперативно-служебной деятельности сотрудников по единым регламентам требовала унифицированного подхода к созданию информационных систем. Ключевым был и вопрос стоимости доработок и эксплуатации, где преимущество единого решения также очевидно. Таким образом, руководство министерства приняло решение о создании единой комплексной системы для повышения эффективности работы всего МВД.

В ходе проекта мы объединили целый ряд сервисов, которые были разработаны в интересах МВД, провели их взаимную интеграцию на базе единой облачной среды ЦОДов. Одновременно решались вопросы обеспечения информационной безопасности и защиты информации. Десятки информационных сервисов были внедрены в территориальных подразделениях МВД России, а пользователей обучили работе с новыми технологиями. Поэтому создание единой системы ИСОД в 2014 году стало колоссальным шагом вперед для ведомства во внедрении информационных технологий в повседневную работу полиции.

CNews: Каковы технологические особенности системы? Что можно сказать о ее защищенности (мы несколько раз были свидетелями ситуаций, когда структуры МВД поражались ransomware и другими зловредами)?

Алексей Думнов: Информационная безопасность и независимость от проприетарных западных разработок – два приоритетных направления, на которые ориентировалось руководство министерства.

На вопросах информационной безопасности я не буду останавливаться детально – в нашей стране хорошо проработаны как нормативная база, так и применяемые подходы. Отмечу лишь, что нашумевшая «эпидемия» вируса WannaCry не нарушила функционирование ни единого сервиса ИСОД МВД России, и ни одна запись в базе данных или хранимый в ЦОДах документ не были повреждены. Как только производители антивирусного ПО обновили сигнатуры, то небольшое количество машин, которые были заражены у конечных пользователей, «вылечились». Вирус затронул менее 1% от общего числа компьютеров МВД.


Алексей Думнов: Информационная безопасность и независимость от проприетарных западных разработок – два приоритетных направления, на которые ориентировалось руководство министерства

Положительным примером успехов ведомства в области информационной безопасности может быть и тот момент, что после того как в 2016 году все территориальные подразделения ГИБДД были переведены на единое федеральное решение, на компьютерных рынках уже не найти «свежие базы данных ГИБДД».

С технологической независимостью от западных решений дела обстоят сложнее. Здесь против нас играет как определенное технологическое отставание, так и де-факто стандарты на западное оборудование и ПО, которые сложились за последние десятки лет. Любой инженер серьезно задумается, когда одновременно с «независимостью» надо решать и основные задачи функционального плана.

Поэтому уход от иностранных технологий поэтапный, но системный. Приятно осознавать, что во многих случаях отечественное ПО даже превосходит по своим характеристикам иностранные аналоги. Видеоконференцсвязь на рабочих местах пользователей, антивирусная защита, электронная почта – это далеко не все сервисы ИСОД, где мы использовали лицензионное российское ПО.

Отдельное направление − переход на технологии с открытым исходным кодом. Система виртуализации и управления облачной инфраструктурой ЦОДов, сервисы управления дежурными частями и основная часть прочих сервисов никак не зависят от проприетарного ПО западных вендоров. А по тем сервисам, где исторически сложилась привязка к западному программному обеспечению, МВД ставит задачу «поэтапного замещения» на отечественное ПО или технологии с открытым исходным кодом.

Особого внимания заслуживает переход на отечественное оборудование. МВД успешно реализовало проект по оснащению системой электронной очереди сотен подразделений по всей стране – полностью на базе российского оборудования с процессором «Байкал-Т1». Вряд ли это заметно посетителям подразделений, но вот с точки зрения технологической независимости и практических шагов по поддержке российского производителя это важная веха. Аналогичным образом дела обстоят с серверным оборудованием на российских процессорах «Эльбрус».

Тут нужно отметить позицию руководства ведомства, его последовательность. Ведь ожидать технологического рывка от наших ученых и инженеров в сфере микроэлектроники можно только в том случае, когда у продукции есть заказчик, который не просто начинает «формально» применять какие-то отдельные элементы в своих задачах, а стремится находить у себя новые ниши для практического применения российской продукции. Так у нас будут появляться новые более мощные процессоры, начнут загружаться наши, российские заводы. Безусловно, только лишь за счет МВД это не осилить. Хорошо, что и другие заказчики, не только государственные, но и частные, стали понимать необходимость развития российских технологий и начали не словами, а реальными заказами поддерживать отечественную науку и производство.

Ну и, конечно, там, где установка российского оборудования пока еще невозможна, максимально применены аппаратные решения на базе открытой архитектуры. Подобные решения получают все большее распространение в крупнейших западных компаниях, начали использоваться и в российской ИТ-индустрии, например, в «Яндексе». Их смысл заключается в использовании стандартных спецификаций x86-оборудования, которые могут производить множество предприятий на базе открытой конструкторской документации. Это означает совместимость компонентов от различных производителей, что дает выигрыш как с точки зрения стоимости закупки и техподдержки решений, так и с точки зрения максимальной независимости от санкционных ограничений каких-либо стран в отношении Российской Федерации.

CNews: Сколько подрядчиков работало над ИСОД МВД России? Какова была роль AT Consulting?

Алексей Думнов: Свою работу с МВД России AT Consulting начал, выиграв в 2013 году ряд открытых конкурсов в качестве разработчика отдельных ведомственных сервисов, а в 2014 году НИИАА им. Семенихина, являясь головным исполнителем соответствующей работы, включил нас в кооперацию по созданию единой системы. Наша компания на тот момент уже имела за плечами успешный опыт реализации проектов в масштабах всей страны, людей в региональных филиалах, а главное – знания, каким образом решаются задачи внедрения масштабных информационных систем в кратчайшие сроки.

Примером флагманского проекта, выполненного AT Consulting, являлся на тот момент проект по созданию и внедрению типовых решений электронного правительства на федеральном уровне и в субъектах РФ, результаты которого были оценены в т. ч. экспертами ООН, а Россия поднялась в рейтинге E-Government survey на 32 пункта, догнав развитые страны. Таким образом, наша компания была выбрана НИИАА в качестве интегратора. В нашу задачу входило в том числе внедрение в территориальных подразделениях МВД сервисов в составе ИСОД. Всего же в этой масштабной работе участвовало более десятка различных компаний.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о вашей проектной команде. Каково было взаимодействие с заказчиком и другими подрядчиками?

Алексей Думнов: На мой взгляд, этот проект можно с уверенностью назвать беспрецедентным. В пиковые моменты проекта команда насчитывала более 1500 человек – это примерно половина всех сотрудников компании. К счастью, опыт эффективного управления большими распределенными командами у нас был.

Искусственный интеллект в контакт-центрах может автоматизировать половину запросов


В нашей компании есть специалисты, которые не раз доказывали, что могут решать подобные масштабные задачи. Безусловно, лидирующая роль принадлежит Сергею Шилову, основателю AT Consulting. Вклад Сергея сложно переоценить как с точки зрения отраслевой экспертизы, так и с точки зрения мотивации сотрудников, которые реализовали поставленную задачу, работая практически в круглосуточном режиме.

Но в проектной команде подрядчики – это не главное. Без грамотного управления и поддержки со стороны руководства министерства, активного и вовлеченного участия сотен сотрудников полиции – внедрять новые технологии в повседневную работу ведомства и осуществить выполнение столь масштабного государственного проекта было бы невозможно в принципе. Руководители министерства лично начали использовать результаты автоматизации, подав тем самым пример своим подчиненным и задав импульс для начала массового применения сервисов во всех подразделениях.

Постоянное взаимодействие как с ответственными сотрудниками центрального аппарата и территориальных органов, так и с непосредственными пользователями сервисов позволяло не только эффективно достигать результатов, но и оперативно получать обратную связь по мере начала использования сервисов и корректировать ход реализации проекта.

CNews: Как вы можете прокомментировать информацию в СМИ, что система была сдана в эксплуатацию не полностью готовой?

Алексей Думнов: Мне это сложно прокомментировать, никогда не говорил ничего подобного. Могу лишь отметить, что все, без единого исключения, информационные системы и сервисы, которые в рамках наших контрактных обязательств должны были быть включены в состав ИСОД МВД России, функционировали. И тому есть письменные подтверждения сотен сотрудников заказчика из всех территориальных подразделений МВД России.

Работы по созданию ИСОД МВД России были полностью приняты заказчиком, и за прошедшие четыре года к нам ни разу не предъявили никаких претензий по их качеству или объему. Более того, наша компания получала десятки благодарственных писем, подписанных руководителями территориальных подразделений полиции, в которых была отмечена наша работа применительно к достигнутым в МВД России результатам. И это отражает мнение сотрудников полиции относительно выполненного проекта, их оценку сделанных работ, которая для меня гораздо важнее, чем просто подписанные акты приемки.

CNews: Какой результат был получен в результате внедрения ИСОД? Как система влияет на работу МВД России и граждан?

Алексей Думнов: Система существенно помогает работе сотрудников полиции. Автоматизирован внутренний документооборот, кадровая деятельность, средства коммуникации, управление дежурными частями, функции охраны общественного правопорядка. Сервисы внедрены во всех территориальных подразделениях МВД России. На сегодняшний день в системе электронного документооборота ведомства еженедельно регистрируются миллионы документов по всей стране. А служба «02» только в Москве каждый день регистрирует в электронном виде тысячи обращений о происшествиях и реагирует на них.

Эффект от внедрения ИСОД почувствовали не только сотрудники полиции, но и рядовые граждане. Так, одним из результатов работы стало создание системы электронных очередей и сервиса мониторинга качества оказания госуслуг. Жители нашей страны могут записаться на прием практически в любое подразделение МВД России через портал госуслуг, а руководство министерства – отследить показатели по уровню оказания услуг гражданам.

CNews: Есть ли в России и за рубежом аналогичные разработки? Какова роль системы в общей структуре электронного правительства? В чем особенность этой системы по сравнению с АСУ других госструктур?

Алексей Думнов: Если анализировать опыт проектов в западных странах, то в открытых источниках непросто найти информацию об успешных внедрениях подобных по масштабу систем в странах, сопоставимых с Россией по численности населения и размеру территории. Но зато можно прочитать про приостановленный проект в Соединенных Штатах Америки. Там рассматривалась возможность создания единой информационной системы, которая должна была объединить порядка 130 подсистем. Работы по этой системе приостановили из-за технических сложностей (различие платформ существующего ПО мешает интеграции разрозненных систем в единое целое) и высокой стоимости (по предварительным оценкам работы по созданию такой системы должны были составить порядка 10 млрд долларов). А вот в России, получается, аналогичная задача по объединению нескольких десятков разноплановых систем на различных платформах в единое решение успешно решается в рамках ИСОД МВД, причем за несопоставимо меньший объем финансирования.

В качестве сравнимого по охвату проекта в нашей стране можно назвать создание инфраструктуры электронного правительства. Помимо министерства связи в нем были задействованы и все остальные федеральные и региональные органы власти Российской Федерации, которые осуществляли подключение своих информационных систем к инфраструктуре электронного правительства с целью обеспечения оказания госуслуг и межведомственного взаимодействия в электронном виде на всей территории РФ. В том числе и отдельные сервисы ИСОД МВД России подключены к единой системе электронного правительства.

Если сравнивать ИСОД с информационными системами иных ведомств или крупных организаций, то ключевой особенностью является масштаб. Эта высоконагруженная ведомственная информационная система, которая используется ежедневно сотнями тысяч сотрудников по всей территории нашей страны, включая самые отдаленные населенные пункты.

CNews: Будет ли система развиваться, и есть ли перспективы участия AT Consulting в этом?

Алексей Думнов: Я не вправе определять вектор дальнейшего развития системы и тем более оценивать перспективы нашего участия – это однозначно относится к решениям заказчика, а также регулируется нормами федерального закона о контрактной системе закупок. Однако наш опыт дает возможность выразить частное мнение: у системы фантастические перспективы развития.

Информационные технологии уже сейчас делают нашей повседневной реальностью то, что когда-то мы видели только в фантастических фильмах. Например, используя технологии нейронных сетей при анализе массива данных, которые обрабатывает система, можно разрабатывать принципы прогнозирования. Это не только повысит раскрываемость преступлений, но и поможет их предотвращать.

Убежден, что технологии в основе ИСОД будут и дальше повышать уровень информатизации МВД России и помогать ведомству обеспечивать безопасность граждан на высоком уровне.

Алексей Думнов: Начнем с того, что до внедрения ИСОД в 2014 году в МВД не существовало системы, которая бы обеспечивала единую информационную среду для всех территориальных подразделений. Документы или запросы между подразделениями МВД в соседних субъектах РФ пересылались телеграммами или факсами. И это происходило в то время, когда в стране уже с 2011 года был реализован электронный и юридически значимый межведомственный информационный обмен. А здесь внутри одного ведомства не было даже общей электронной почты, не говоря уже о единой системе электронного документооборота или системе оперативной передачи информации между дежурными частями терподразделений. При этом в каждом субъекте функционировали десятки различных программ, никак не интегрированных между собой, и только в отдельных случаях делались попытки обобщения информации на федеральном уровне.

В этой связи существовали очевидные трудности в виде несовместимости форматов данных, проблем внутриведомственного информационного обмена, сложности с защитой информации. Кроме того, автоматизация оперативно-служебной деятельности сотрудников по единым регламентам требовала унифицированного подхода к созданию информационных систем. Ключевым был и вопрос стоимости доработок и эксплуатации, где преимущество единого решения также очевидно. Таким образом, руководство министерства приняло решение о создании единой комплексной системы для повышения эффективности работы всего МВД.

В ходе проекта мы объединили целый ряд сервисов, которые были разработаны в интересах МВД, провели их взаимную интеграцию на базе единой облачной среды ЦОДов. Одновременно решались вопросы обеспечения информационной безопасности и защиты информации. Десятки информационных сервисов были внедрены в территориальных подразделениях МВД России, а пользователей обучили работе с новыми технологиями. Поэтому создание единой системы ИСОД в 2014 году стало колоссальным шагом вперед для ведомства во внедрении информационных технологий в повседневную работу полиции.

CNews: Каковы технологические особенности системы? Что можно сказать о ее защищенности (мы несколько раз были свидетелями ситуаций, когда структуры МВД поражались ransomware и другими зловредами)?

Алексей Думнов: Информационная безопасность и независимость от проприетарных западных разработок – два приоритетных направления, на которые ориентировалось руководство министерства.

На вопросах информационной безопасности я не буду останавливаться детально – в нашей стране хорошо проработаны как нормативная база, так и применяемые подходы. Отмечу лишь, что нашумевшая «эпидемия» вируса WannaCry не нарушила функционирование ни единого сервиса ИСОД МВД России, и ни одна запись в базе данных или хранимый в ЦОДах документ не были повреждены. Как только производители антивирусного ПО обновили сигнатуры, то небольшое количество машин, которые были заражены у конечных пользователей, «вылечились». Вирус затронул менее 1% от общего числа компьютеров МВД.


Алексей Думнов: Информационная безопасность и независимость от проприетарных западных разработок – два приоритетных направления, на которые ориентировалось руководство министерства

Положительным примером успехов ведомства в области информационной безопасности может быть и тот момент, что после того как в 2016 году все территориальные подразделения ГИБДД были переведены на единое федеральное решение, на компьютерных рынках уже не найти «свежие базы данных ГИБДД».

С технологической независимостью от западных решений дела обстоят сложнее. Здесь против нас играет как определенное технологическое отставание, так и де-факто стандарты на западное оборудование и ПО, которые сложились за последние десятки лет. Любой инженер серьезно задумается, когда одновременно с «независимостью» надо решать и основные задачи функционального плана.

Поэтому уход от иностранных технологий поэтапный, но системный. Приятно осознавать, что во многих случаях отечественное ПО даже превосходит по своим характеристикам иностранные аналоги. Видеоконференцсвязь на рабочих местах пользователей, антивирусная защита, электронная почта – это далеко не все сервисы ИСОД, где мы использовали лицензионное российское ПО.

Отдельное направление − переход на технологии с открытым исходным кодом. Система виртуализации и управления облачной инфраструктурой ЦОДов, сервисы управления дежурными частями и основная часть прочих сервисов никак не зависят от проприетарного ПО западных вендоров. А по тем сервисам, где исторически сложилась привязка к западному программному обеспечению, МВД ставит задачу «поэтапного замещения» на отечественное ПО или технологии с открытым исходным кодом.

Особого внимания заслуживает переход на отечественное оборудование. МВД успешно реализовало проект по оснащению системой электронной очереди сотен подразделений по всей стране – полностью на базе российского оборудования с процессором «Байкал-Т1». Вряд ли это заметно посетителям подразделений, но вот с точки зрения технологической независимости и практических шагов по поддержке российского производителя это важная веха. Аналогичным образом дела обстоят с серверным оборудованием на российских процессорах «Эльбрус».

Тут нужно отметить позицию руководства ведомства, его последовательность. Ведь ожидать технологического рывка от наших ученых и инженеров в сфере микроэлектроники можно только в том случае, когда у продукции есть заказчик, который не просто начинает «формально» применять какие-то отдельные элементы в своих задачах, а стремится находить у себя новые ниши для практического применения российской продукции. Так у нас будут появляться новые более мощные процессоры, начнут загружаться наши, российские заводы. Безусловно, только лишь за счет МВД это не осилить. Хорошо, что и другие заказчики, не только государственные, но и частные, стали понимать необходимость развития российских технологий и начали не словами, а реальными заказами поддерживать отечественную науку и производство.

Ну и, конечно, там, где установка российского оборудования пока еще невозможна, максимально применены аппаратные решения на базе открытой архитектуры. Подобные решения получают все большее распространение в крупнейших западных компаниях, начали использоваться и в российской ИТ-индустрии, например, в «Яндексе». Их смысл заключается в использовании стандартных спецификаций x86-оборудования, которые могут производить множество предприятий на базе открытой конструкторской документации. Это означает совместимость компонентов от различных производителей, что дает выигрыш как с точки зрения стоимости закупки и техподдержки решений, так и с точки зрения максимальной независимости от санкционных ограничений каких-либо стран в отношении Российской Федерации.

CNews: Сколько подрядчиков работало над ИСОД МВД России? Какова была роль AT Consulting?

Алексей Думнов: Свою работу с МВД России AT Consulting начал, выиграв в 2013 году ряд открытых конкурсов в качестве разработчика отдельных ведомственных сервисов, а в 2014 году НИИАА им. Семенихина, являясь головным исполнителем соответствующей работы, включил нас в кооперацию по созданию единой системы. Наша компания на тот момент уже имела за плечами успешный опыт реализации проектов в масштабах всей страны, людей в региональных филиалах, а главное – знания, каким образом решаются задачи внедрения масштабных информационных систем в кратчайшие сроки.

Примером флагманского проекта, выполненного AT Consulting, являлся на тот момент проект по созданию и внедрению типовых решений электронного правительства на федеральном уровне и в субъектах РФ, результаты которого были оценены в т. ч. экспертами ООН, а Россия поднялась в рейтинге E-Government survey на 32 пункта, догнав развитые страны. Таким образом, наша компания была выбрана НИИАА в качестве интегратора. В нашу задачу входило в том числе внедрение в территориальных подразделениях МВД сервисов в составе ИСОД. Всего же в этой масштабной работе участвовало более десятка различных компаний.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о вашей проектной команде. Каково было взаимодействие с заказчиком и другими подрядчиками?

Алексей Думнов: На мой взгляд, этот проект можно с уверенностью назвать беспрецедентным. В пиковые моменты проекта команда насчитывала более 1500 человек – это примерно половина всех сотрудников компании. К счастью, опыт эффективного управления большими распределенными командами у нас был.


В нашей компании есть специалисты, которые не раз доказывали, что могут решать подобные масштабные задачи. Безусловно, лидирующая роль принадлежит Сергею Шилову, основателю AT Consulting. Вклад Сергея сложно переоценить как с точки зрения отраслевой экспертизы, так и с точки зрения мотивации сотрудников, которые реализовали поставленную задачу, работая практически в круглосуточном режиме.

Но в проектной команде подрядчики – это не главное. Без грамотного управления и поддержки со стороны руководства министерства, активного и вовлеченного участия сотен сотрудников полиции – внедрять новые технологии в повседневную работу ведомства и осуществить выполнение столь масштабного государственного проекта было бы невозможно в принципе. Руководители министерства лично начали использовать результаты автоматизации, подав тем самым пример своим подчиненным и задав импульс для начала массового применения сервисов во всех подразделениях.

Постоянное взаимодействие как с ответственными сотрудниками центрального аппарата и территориальных органов, так и с непосредственными пользователями сервисов позволяло не только эффективно достигать результатов, но и оперативно получать обратную связь по мере начала использования сервисов и корректировать ход реализации проекта.

CNews: Как вы можете прокомментировать информацию в СМИ, что система была сдана в эксплуатацию не полностью готовой?

Алексей Думнов: Мне это сложно прокомментировать, никогда не говорил ничего подобного. Могу лишь отметить, что все, без единого исключения, информационные системы и сервисы, которые в рамках наших контрактных обязательств должны были быть включены в состав ИСОД МВД России, функционировали. И тому есть письменные подтверждения сотен сотрудников заказчика из всех территориальных подразделений МВД России.

Работы по созданию ИСОД МВД России были полностью приняты заказчиком, и за прошедшие четыре года к нам ни разу не предъявили никаких претензий по их качеству или объему. Более того, наша компания получала десятки благодарственных писем, подписанных руководителями территориальных подразделений полиции, в которых была отмечена наша работа применительно к достигнутым в МВД России результатам. И это отражает мнение сотрудников полиции относительно выполненного проекта, их оценку сделанных работ, которая для меня гораздо важнее, чем просто подписанные акты приемки.

CNews: Какой результат был получен в результате внедрения ИСОД? Как система влияет на работу МВД России и граждан?

Алексей Думнов: Система существенно помогает работе сотрудников полиции. Автоматизирован внутренний документооборот, кадровая деятельность, средства коммуникации, управление дежурными частями, функции охраны общественного правопорядка. Сервисы внедрены во всех территориальных подразделениях МВД России. На сегодняшний день в системе электронного документооборота ведомства еженедельно регистрируются миллионы документов по всей стране. А служба «02» только в Москве каждый день регистрирует в электронном виде тысячи обращений о происшествиях и реагирует на них.

Эффект от внедрения ИСОД почувствовали не только сотрудники полиции, но и рядовые граждане. Так, одним из результатов работы стало создание системы электронных очередей и сервиса мониторинга качества оказания госуслуг. Жители нашей страны могут записаться на прием практически в любое подразделение МВД России через портал госуслуг, а руководство министерства – отследить показатели по уровню оказания услуг гражданам.

CNews: Есть ли в России и за рубежом аналогичные разработки? Какова роль системы в общей структуре электронного правительства? В чем особенность этой системы по сравнению с АСУ других госструктур?

Алексей Думнов: Если анализировать опыт проектов в западных странах, то в открытых источниках непросто найти информацию об успешных внедрениях подобных по масштабу систем в странах, сопоставимых с Россией по численности населения и размеру территории. Но зато можно прочитать про приостановленный проект в Соединенных Штатах Америки. Там рассматривалась возможность создания единой информационной системы, которая должна была объединить порядка 130 подсистем. Работы по этой системе приостановили из-за технических сложностей (различие платформ существующего ПО мешает интеграции разрозненных систем в единое целое) и высокой стоимости (по предварительным оценкам работы по созданию такой системы должны были составить порядка 10 млрд долларов). А вот в России, получается, аналогичная задача по объединению нескольких десятков разноплановых систем на различных платформах в единое решение успешно решается в рамках ИСОД МВД, причем за несопоставимо меньший объем финансирования.

В качестве сравнимого по охвату проекта в нашей стране можно назвать создание инфраструктуры электронного правительства. Помимо министерства связи в нем были задействованы и все остальные федеральные и региональные органы власти Российской Федерации, которые осуществляли подключение своих информационных систем к инфраструктуре электронного правительства с целью обеспечения оказания госуслуг и межведомственного взаимодействия в электронном виде на всей территории РФ. В том числе и отдельные сервисы ИСОД МВД России подключены к единой системе электронного правительства.

Если сравнивать ИСОД с информационными системами иных ведомств или крупных организаций, то ключевой особенностью является масштаб. Эта высоконагруженная ведомственная информационная система, которая используется ежедневно сотнями тысяч сотрудников по всей территории нашей страны, включая самые отдаленные населенные пункты.

CNews: Будет ли система развиваться, и есть ли перспективы участия AT Consulting в этом?

Алексей Думнов: Я не вправе определять вектор дальнейшего развития системы и тем более оценивать перспективы нашего участия – это однозначно относится к решениям заказчика, а также регулируется нормами федерального закона о контрактной системе закупок. Однако наш опыт дает возможность выразить частное мнение: у системы фантастические перспективы развития.

Информационные технологии уже сейчас делают нашей повседневной реальностью то, что когда-то мы видели только в фантастических фильмах. Например, используя технологии нейронных сетей при анализе массива данных, которые обрабатывает система, можно разрабатывать принципы прогнозирования. Это не только повысит раскрываемость преступлений, но и поможет их предотвращать.

Убежден, что технологии в основе ИСОД будут и дальше повышать уровень информатизации МВД России и помогать ведомству обеспечивать безопасность граждан на высоком уровне.

В целях совершенствования организации предоставления Министерством внутренних дел Российской Федерации <1> государственных услуг в электронном виде приказываю:

<1> Далее - "МВД России".

1. Ввести в эксплуатацию с 20 мая 2017 года унифицированную внутриведомственную информационную систему по обработке электронных заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг <2>.

2. Утвердить прилагаемую Инструкцию по эксплуатации унифицированной внутриведомственной информационной системы по обработке электронных заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг <3>.

<3> Далее - "Инструкция".

3. ДИТСиЗИ МВД России:

3.1. Обеспечить организационное, методическое и информационное сопровождение эксплуатации УВВС-ГУ.

3.2. Назначить администраторов УВВС-ГУ в соответствии с Инструкцией, утвержденной настоящим приказом.

3.3. Обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <1> и приказа МВД России от 6 июля 2012 г. N 678 "Об утверждении Инструкции по организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации" <2> при эксплуатации УВВС-ГУ.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, 4243; 2016, N 27, ст. 4164.

3.4. Ежегодно предусматривать ассигнования на сопровождение УВВС-ГУ в пределах средств, выделенных МВД России на указанные цели в рамках государственного оборонного заказа.

3.5. Обеспечить внесение сведений об УВВС-ГУ в федеральную государственную информационную систему координации информатизации в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1235 "О федеральной государственной информационной системе координации информатизации" <3>.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6599.

4. ФКУ "ГИАЦ МВД России", руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, участвующих в предоставлении государственных услуг в электронном виде посредством УВВС-ГУ:

4.1. Организовать изучение и выполнение требований настоящего приказа.

4.2. Назначить администраторов УВВС-ГУ и пользователей УВВС-ГУ в соответствии с Инструкцией, утвержденной настоящим приказом.

4.3. Обеспечить защиту персональных данных в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и приказов ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" <4> и от 18 февраля 2013 г. N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" <1>.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.М. Махонова.

к приказу МВД России

от 10.04.2017 N 191

ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ УНИФИЦИРОВАННОЙ ВНУТРИВЕДОМСТВЕННОЙ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ОБРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ

И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок эксплуатации унифицированной внутриведомственной информационной системы по обработке электронных заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг <1>, в федеральном казенном учреждении "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" <2>, территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях при предоставлении государственных услуг в электронном виде <3>.

<2> Далее - "ФКУ "ГИАЦ МВД России".

<3> Далее - "подразделения, участвующие в предоставлении государственных услуг в электронном виде".

2. Электронное взаимодействие осуществляется посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме <4>.

<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме". (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 24, ст. 3503; N 44, ст. 6274; N 49, ст. 7284; 2012, N 39, ст. 5269; N 53, ст. 7938; 2013, N 27, ст. 3612; N 41, ст. 5188; N 45, ст. 5827; N 52, ст. 7218; 2014, N 30, ст. 4318; N 48, ст. 6876; N 50, ст. 7113; 2016, N 34, ст. 5247).

3. УВВС-ГУ предназначена для автоматизации обработки электронных запросов, заявлений и иных документов <5>, необходимых для предоставления государственных услуг, поступающих:

3.1. Из федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" <6>.

<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)". (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст. 6274; N 49, ст. 7284; 2013, N 45, ст. 5807; 2014, N 50, ст. 7113; 2015, N I, ст. 283; N 8, ст. 1175). Далее - "ЕПГУ".

3.2. От федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации <1>, органов местного самоуправления <2> использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия <3>.

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия". (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст. 4823; 2011, N 24, ст. 3503; N 49, ст. 7284; 2013, N 45, ст. 5827; 2014, N 12, ст. 1303; N 42, ст. 5746; N 48, ст. 6862, 6876; N 50, ст. 7113; 2016, N 34, ст. 5243).

4. УВВС-ГУ обеспечивает:

4.1. Электронное взаимодействие ЕПГУ и информационных систем ОИВ (ОМСУ) <4> с информационными системами МВД России при предоставлении государственных услуг в электронном виде.

<4> Далее - "ИС ОИВ (ОМСУ)".

5. УВВС-ГУ состоит из следующих компонентов:

5.1. Сервисный слой УВВС-ГУ - программное обеспечение, предназначенное для электронного взаимодействия УВВС-ГУ с ЕПГУ и ИС ОИВ (ОМСУ).

5.2. Сервис обработки УВВС-ГУ - программное обеспечение, предназначенное для обработки пользователями УВВС-ГУ запросов:

5.2.1. О предоставлении государственных услуг, поступивших из ЕПГУ.

5.2.2. Межведомственных, поступивших из ИС ОИВ (ОМСУ).

Сервис обработки УВВС-ГУ построен на основе архитектуры централизованной обработки данных по иерархическому принципу с использованием существующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры МВД России.

6. УВВС-ГУ развернута на программно-технических комплексах центра обработки данных единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России и системы обеспечения предоставления информации МВД России в рамках межведомственного электронного взаимодействия МВД России.

II. Цель, задача и функции

7. Целью УВВС-ГУ является реализация процесса предоставления государственных услуг МВД России в электронном виде.

8. Задачей УВВС-ГУ является обеспечение электронного взаимодействия при обработке запросов:

8.1. Необходимых для предоставления государственных услуг, поступивших из ЕПГУ.

8.2. Межведомственных, поступивших из ИС ОИВ (ОМСУ).

9. Функции УВВС-ГУ:

9.1. Прием запросов:

9.1.1. О предоставлении государственных услуг, поступивших из ЕПГУ.

9.1.2. Межведомственных, поступивших из ИС ОИВ (ОМСУ).

9.2. Осуществление коммуникаций по вопросам получения и предоставления информационно-методической поддержки участникам межведомственного взаимодействия в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 1 июля 2014 г. N 184 "О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 208 "О внесении изменений в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия" <1>.

9.5. Аутентификация и идентификация сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников <2> подразделений, участвующих в предоставлении государственных услуг в электронном виде.

<2> Далее - "сотрудники".

III. Объекты учета

10. Объектами учета в УВВС-ГУ являются:

10.1.1. О предоставлении государственных услуг, поступившие из ЕПГУ.

10.1.2. Межведомственные, поступившие из ИС ОИВ (ОМСУ).

10.2. Ответы на запросы.

11. Сроки хранения информации об объектах учета соответствуют срокам хранения аналогичных документов на бумажном носителе.

IV. Мероприятия по обеспечению работоспособности и эксплуатации УВВС-ГУ

12. Эксплуатация УВВС-ГУ осуществляется в автоматическом или ручном режиме.

13. Ручной режим обработки данных осуществляется подразделениями, участвующими в предоставлении государственных услуг в электронном виде.

14. В Департаменте информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации <1>, территориальных органах МВД России на региональном уровне, ФКУ "ГИАЦ МВД России", участвующих в эксплуатации УВВС-ГУ, в порядке, установленном настоящей Инструкцией, назначаются администраторы УВВС-ГУ, осуществляющие контроль и разграничение прав доступа к данным, обрабатываемым в УВВС-ГУ.

<1> Далее - "ДИТСиЗИ МВД России".

15. Администратор УВВС-ГУ назначается:

15.1. В ДИТСиЗИ МВД России - приказом начальника ДИТСиЗИ МВД России.

15.2. В территориальных органах МВД России на региональном уровне - приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России на региональном уровне.

15.3. В ФКУ "ГИАЦ МВД России" - приказом руководителя ФКУ "ГИАЦ МВД России".

16. Администратор УВВС-ГУ:

16.1. Осуществляет работу согласно должностному регламенту (должностной инструкции) и в соответствии с требованиями Руководства администратора "УВВС-ГУ. Сервис обработки", входящего в состав эксплуатационной документации.

16.2. В случае возникновения сбоев и нештатных ситуаций обращается в центр разработки, поддержки, внедрения и администрирования компонентов единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России и вносит соответствующие записи в Журнал эксплуатации унифицированной внутриведомственной информационной системы по обработке электронных заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг (приложение N 1 к настоящей Инструкции).

17. Администратор УВВС-ГУ выполняет следующие функции:

17.1. Осуществление регистрации администраторов УВВС-ГУ <2> и пользователей УВВС-ГУ, присвоение им прав доступа, а также прекращение прав доступа.

<2> Функция доступна только администраторам УВВС-ГУ, назначаемым в порядке, предусмотренном подпунктом 15.1 настоящей Инструкции. Далее - "федеральный администратор УВВС-ГУ".

17.2. Обеспечение информационной безопасности и соблюдение требований по работе с персональными данными в рамках функциональных возможностей контура администрирования УВВС-ГУ.

18. В территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях, участвующих в предоставлении государственных услуг в электронном виде, в порядке, установленном настоящей Инструкцией, назначаются пользователи УВВС-ГУ:

18.1. В территориальных органах МВД России на региональном уровне - приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России на региональном уровне.

18.2. В территориальных органах МВД России на районном уровне - приказом начальника территориального органа МВД России на районном уровне.

19. Пользователи УВВС-ГУ выполняют следующие функции:

19.1. Прием и обработку запросов.

V. Порядок организации доступа к УВВС-ГУ

20. Предоставление доступа администраторов УВВС-ГУ и пользователей УВВС-ГУ к УВВС-ГУ осуществляется на основании решений руководителей (начальников) ДИТСиЗИ МВД России, подразделений, участвующих в предоставлении государственных услуг в электронном виде, с определением сотруднику роли, исходя из содержания его служебных обязанностей и полномочий, в соответствии с заявкой на создание, изменение, прекращение доступа к унифицированной внутриведомственной информационной системе по обработке электронных заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг <1> (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

21. Заявка направляется в письменном виде:

21.1. В ДИТСиЗИ МВД России - для регистрации администраторов УВВС-ГУ в территориальных подразделениях МВД России на региональном уровне <2> и в ФКУ "ГИАЦ МВД России" <3>.

<2> Далее - "региональный администратор УВВС-ГУ".

<3> Далее - "администратор ФКУ "ГИАЦ МВД России".

21.2. Начальнику (руководителю) территориального органа МВД России на региональном уровне - для регистрации пользователей УВВС-ГУ территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях.

22. Порядок организации доступа пользователей УВВС-ГУ и администраторов УВВС-ГУ к УВВС-ГУ обеспечивается:

22.1. Разграничением прав доступа администраторов УВВС-ГУ и пользователей УВВС-ГУ к информационным ресурсам, программным средствам обработки, передачи и защиты информации.

22.2. Регистрацией действий администраторов УВВС-ГУ и пользователей УВВС-ГУ, а также контролем за несанкционированным доступом и действиями администраторов УВВС-ГУ, пользователей УВВС-ГУ и иных лиц, в том числе представителей организаций, проводящих техническое обслуживание.

24. Контроль за своевременной регистрацией и прекращением доступа региональных администраторов УВВС-ГУ и администраторов ФКУ "ГИАЦ МВД России осуществляют федеральные администраторы УВВС-ГУ.

25. Контроль за своевременной регистрацией и прекращением доступа пользователей УВВС-ГУ в территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях осуществляют региональные администраторы УВВС-ГУ.

26. При увольнении или переводе сотрудника, которому предоставлен доступ к УВВС-ГУ, администратор УВВС-ГУ в соответствии с подпунктом 17.1 настоящей Инструкции прекращает ему доступ к УВВС-ГУ в течение суток с момента получения заявки.

27. Ответственность за своевременное информирование администратора УВВС-ГУ о прекращении доступа к УВВС-ГУ возлагается на руководителей (начальников) подразделений, участвующих в предоставлении государственных услуг в электронном виде.

VI. Способы обеспечения информационной безопасности УВВС-ГУ

28. УВВС-ГУ является информационной системой персональных данных класса защищенности К2 <1>, обеспечивающей 2 уровень защищенности обрабатываемых персональных данных <2>.

<1> Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".

<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст. 6257).

29. Обеспечение информационной безопасности УВВС-ГУ осуществляется за счет программных средств и организационных мер в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов МВД России в сфере защиты информации.

30. Защита каналов передачи данных осуществляется в соответствии с требованиями, определенными Базовой моделью нарушителя безопасности информации "Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России" <3>, при обработке информации, не содержащей государственную тайну.

<3> Утверждена заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации 3 апреля 2014 г. и согласована с ФСБ России 1 апреля 2014 г. и ФСТЭК России 24 марта 2014 г.

31. Администраторы УВВС-ГУ и пользователи УВВС-ГУ являются ответственными за соблюдение требований настоящей Инструкции, в том числе по защите персональных данных при их автоматизированной обработке, что отражается в должностных регламентах (должностных инструкциях) указанных лиц.

32. Лица, указанные в пункте 31 настоящей Инструкции, осуществляют обработку персональных данных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации по защите персональных данных, а также несут персональную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты персональных данных.

К поиску подозреваемых подключается искусственный интеллект

МВД подготовило план цифровой трансформации стоимостью 55 млрд руб. Помимо наращивания IT-инфраструктуры планируется использовать технологии искусственного интеллекта (ИИ) для поиска серийных убийц и подозреваемых по биоматериалам с места преступления. Применением ИИ для раскрытия преступлений давно интересуются и зарубежные правоохранители.


Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото

На совещании у вице-премьера Дмитрия Чернышенко чиновники из МВД представили план проекта по использованию ИИ для выявления признаков серийных преступлений, рассказал “Ъ” источник в правительстве и подтвердили в аппарате господина Чернышенко, воздержавшись от комментариев. В пресс-службе МВД не ответили на запрос.

Использование в следственных мероприятиях ИИ упоминается и в проекте цифровой трансформации МВД, который на прошлой неделе замминистра внутренних дел генерал-лейтенант Виталий Шулика отправил на согласование в правительство (копия есть у “Ъ”). В совокупности она обойдется федеральному бюджету более чем в 55 млрд руб., следует из документов, с которыми ознакомился “Ъ”. В «дорожной карте», в частности, указано, что в 2020 году МВД начнет подготовку технических заданий на проведение научно-исследовательских работ по внедрению технологий ИИ в работе полиции, а в 2023 году приступит к опытно-конструкторским работам по созданию конкретного софта — для поиска серийных преступников и для «определения индивидуальных анатомических признаков человека, полученных из биологического материала с мест совершения преступлений».

Юрий Жданов, глава российской секции Международной полицейской ассоциации, «Российская газета», 8 ноября 2019 года
Эффективно защищать граждан в нынешних условиях необходимо с помощью искусственного интеллекта. Робокоп уже умеет моделировать поведение преступника, причем конкретного. По сути — читать его мысли

МВД остается одним из проблемных органов с точки зрения цифровой трансформации. Как сообщал “Ъ”, 25 марта 2019 года Следственный комитет РФ расследовал уголовное дело о злоупотреблениях при монтаже единой интеллектуальной системы обеспечения деятельности (ИСОД) МВД, а ФСБ задержала автора системы, основателя и тогдашнего главу AT Consulting Сергея Шилова. Следствие настаивало, что система за 1,4 млрд руб. была сделана не в полном объеме.

Затраты МВД и ФСО на информатизацию резко выросли

Источник “Ъ”, знакомый с работой городских IT-систем Москвы, утверждает, что взаимодействовать с ИСОД по-прежнему крайне трудно, потому что система так и осталась незавершенной. Косвенное подтверждение этому можно найти и в открытых источниках. Согласно данным сайта госзакупок, в 2019 году МВД разыграло закрытый тендер на сопровождение ИСОД стоимостью 2 млрд руб. Аналогичный закрытый тендер МВД опубликовало уже в сентябре 2020 года, начальная сумма контракта выросла до 2,5 млрд руб. “Ъ” несколько раз обращался в пресс-службу МВД с просьбой пояснить затраты на техническое сопровождение системы, однако ответ до сих пор получен не был.

Российские силовые структуры уже неоднократно пытались использовать ИИ в своих целях, но раньше в основном речь шла про распознавание лиц и объектов на изображениях и видео.

Это нужно, чтобы найти угнанный автомобиль или преступника, говорит архитектор машинного обучения цифровой лаборатории Softline Николай Князев. «При использовании ИИ важно правильно поставить задачу и понимать, в каких случаях модель справляется хорошо, а в каких — плохо. В целом, когда невозможно найти подходящий объект по точному совпадению, например при поиске максимально похожего биообразца или отпечатка пальцев, ИИ может помочь»,— рассуждает он.

Читайте также: