Использование компьютера планшетного компьютера как средства коммуникации

Обновлено: 02.07.2024

И вне аудитории, и в стенах учебного заведения студенты обращаются к смартфонам: к популярным социальным сетям для просмотра контента и общения с друзьями, к мессенджерам и другим продуктам мультимедиа, к которым у учащихся есть доступ «здесь и сейчас». Стоит ли запрещать использование смартфонов на занятии? Отбирать у студентов телефоны и планшеты? Тотально заменять их привычными «бумажными» источниками информации? Я так не думаю. Цифровые технологии − неотъемлемая часть жизни современного человека. На мой взгляд, преподаватель может и должен построить занятие таким образом, чтобы цифровизация из «противника» учебного процесса превратились в его «сторонника». Для этого нужно в первую очередь изменить собственную точку зрения на ситуацию, когда студента «от телефона не оторвешь». В статье речь пойдет об использовании смартфонов на занятиях по иностранному языку (точнее, русскому как иностранному), однако подход в целом применим к любому предмету и учащимся разного возраста, в том числе и школьного.

«Первый» и «второй» каналы информации

Использование экрана смартфона при одновременном просмотре телепередач или иного медиаконтента получило у исследователей обозначение «второго экрана» . Это определение подчеркивает, что смартфон в данном случае является дополнительным каналом коммуникации. Понятия «первого» и «второго» экранов можно использовать и применительно к учебному процессу. При этом в роли «первого экрана» выступает привычная всем доска, а в роли «первого канала коммуникации» − преподаватель. Смартфон в этой ситуации стоит рассматривать как индивидуальное средство получения и хранения образовательного «контента» различного рода и, что очень важно, – обратной, также индивидуальной, связи с преподавателем. В англоязычной методической литературе распространено обозначение подобной модели использования электронных устройств как «connected learning» (наиболее близким русским переводом является «взаимосвязанное обучение»).

Connected Learning в англоязычной методической литературе

Авторы коллективных исследований «Connected Learning: an Agenda for Research and Design» и «Teaching in the Connected Learning Classroom» подчеркивают, что различные средства медиа в настоящее время могут быть строительным материалом для создания уникальных персонализированных продуктов, в том числе и образовательных.

Новый подход к обучению, названный «connected learning» , пропагандирует «broadened access to learning that is socially embedded, interest-driven, and oriented toward educational, economic, or political opportunity». Далее приведу перевод этой цитаты (переводы с английского здесь и далее мои):

Расширенный доступ к обучению, являющемуся социально значимым, движимому личностными интересами и связанному с реализацией учебных, экономических или политических возможностей.

«Connected learning» реализуется, когда обучающийся способен учитывать личностные интересы, обеспечен поддержкой друзей и близких ему взрослых и имеет возможность связать свои интересы с академическими достижениями, успехами в карьере и социальными обязательствами. Следует сказать, что авторы пишут о школьниках, преимущественно подростках, но при этом подчеркивают, что предлагаемый ими подход может быть распространен на любую возрастную группу.

«Connected learning» призвано восполнить пробел между обучением в образовательной организации и за ее пределами, преодолеть разобщение поколений, решить проблему неравенства, возникающую из-за растущей индивидуализации обучения. Сторонники нового подхода в обучении обращаются к цифровым технологиям, в том числе в области средств коммуникации, для решения этих задач. При этом в отличие от многих подходов к образовательному процессу, «connected learning» не ограничено использованием каких-то определенных технологий. Исследователи подчеркивают, что речь идет о новой системе ценностей и приоритетов.

Основными принципами «connected learning», по мнению сторонников этого подхода, следует считать «equity, social connection, and participation» ( «равенство, социальные связи и участие» ), а основным достоинством – гибкость. Авторы коллективного исследования «Teaching in the Connected Learning Classroom» подчеркивают, что роль преподавателя (учителя) в современных условиях меняется. Он теперь выступает в качестве дизайнера обучающей «экосистемы». Важнейшими ее особенностями должны являться адаптивность, способность учитывать интересы каждого ученика, быстрое реагирование на значимые события регионального, общегосударственного и мирового значения.

Сматфоны до, во время и после занятия: основные плюсы использования

Активное включение смартфонов в образовательный процесс имеет ряд неоспоримых преимуществ. Активное включение смартфонов в образовательный процесс имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Во-вторых , в отличие от привычной демонстрации учебного материала на экране (доске), его рассылка на смартфоны студентов позволяет не только показывать какие-либо ресурсы, но, что особенно важно, предоставляет возможность каждому учащемуся так или иначе взаимодействовать с ними. По сути, использование смартфона как персонального («второго») экрана – это такой же важный шаг к самостоятельности в освоении учебного материала, как переход от монолога преподавателя к диалогу между преподавателем и / или студентами на занятии [1, с. 89]. Презентации, безусловно, облегчают усвоение учебного материала, однако они не дают опыта взаимодействия с этим материалом в самом процессе обучения.

Какие технологии использовать на занятии?

Не каждый преподаватель способен создать сайт или написать программу для компьютера (смартфона). Когда мы говорим о цифровизации образования, речь должна идти не только (и даже не столько) о создании новых цифровых продуктов, но и об использовании уже существующих, тех, к которым мы привыкли в повседневной жизни. Их применение не требует специальных навыков, продолжительного обучения, специализированных классов, разработки (покупки) и установки программного обеспечения, выделения дополнительных часов в программе. Именно такое решение – использовать уже существующие технологии – мне кажется методически правильным. Речь должна идти в первую очередь о новых принципах организации учебного процесса.

Возможное решение: мессенджеры

Что преподавателю предлагают современные технологии? Нам есть из чего выбрать: сервисы Google Classroom, возможность обучать онлайн при помощи Skype, интерактивные доски Idroo, сайты для создания онлайн-игр, таких как Quizlet… Основная сложность их использования заключается в том, что не каждая организация может обеспечить студентам выход в интернет или оснастить аудиторию компьютерами. Однако и в этой ситуации преподаватель может идти в могу со временем и использовать на занятии, до урока и после него современные цифровые технологии. Ведь сейчас у каждого студента есть смартфон, на котором, скорее всего, установлены мессенджеры и приложения популярных социальных сетей.

Сегодня есть целый ряд сервисов, включая популярные социальные сети, обеспечивающих данный функционал. Прежде всего это, конечно, известные «ВКонтакте» и «Facebook». Однако для того, чтобы создать групповой чат «ВКонтакте», иностранным студентам необходимо будет зарегистрироваться там, а преподавателю − добавить всех студентов в список «друзей», что рождает целый ряд вопросов этического характера, так как подобные страницы часто создаются для личных, а не профессиональных, целей и, соответственно, содержат контекст личного, а не учебного содержания.

Как правило, студенты, объединенные общими целями и задачами в процессе обучения, создают закрытую группу для обмена информацией о заданиях, текущих событиях, получения поддержки одногруппников и преподавателя. Преподаватель, в свою очередь, руководствуясь принципами «connected learning» (равенство, социальные связи и участие), может мотивировать создание такой группы, стать ее участником, создать ситуацию непрерывного освоения русского языка, прививать студентам навыки самостоятельной работы с учебно-методическими материалами, используя технические возможности смартфонов и самого приложения.

Как использование мессенджеров помогает учить иностранный язык (русский как иностранный)

Одна из главных проблем в изучении любого иностранного языка, в том числе и русского как иностранного, − снятие психологических барьеров. Особенно это важно на начальном этапе и при работе со взрослыми студентами. Преподаватель должен и может показать учащимся, что обучение русскому языку – это процесс позитивный, и каждый по-своему в нем успешен. Многим преподавателям-филологам нелегко смириться с этой мыслью, но если общение протекает естественно, речь как таковая не является самоцелью. Именно поэтому в интернет-общении формы коммуникации не могут быть заключены в рамки определенной языковой системы. Допускается использование смайлов, мемов, картинок, выражений из разных языков. Все это в той или иной степени снимает психологические барьеры вступления в коммуникацию на изучаемом языке.

Общение в интернете предполагает доведение до автоматизма некоторых графических навыков, которые необходимы для присутствия личности в любом интернет-сообществе. Студенты постепенно запоминают и воспроизводят графический облик тех слов, которые часто используют при переписке. Хрестоматийный пример – формулы приветствия и прощания («добрый день», «привет», «до встречи» и т.д.), хотя ими, конечно, дело не ограничивается.

При общении в интернет-сообществе, особенно созданном с учебными целями, определенную проблему представляет собой исправление ошибок. Реагировать на ошибки студентов, изучающих иностранный язык, можно двумя основными способами. Выбор стратегии зависит от целей и задач выполнения конкретного задания. Если основной целью является отработка определенной лексико-грамматической модели, то ошибки необходимо исправлять сразу же, как только они были допущены, чтобы не допустить их закрепления в речи. Если задание предполагает развитие коммуникативных навыков, не стоит прерывать говорящего, даже если он ошибается. В этом случае, как правило, ошибки фиксируются и обсуждаются уже после выступления студента.

Поскольку основные задачи общения в группе WhatsApp – снятие психологических барьеров и относительно свободная коммуникация на русском языке, преподавателю, на мой взгляд, не стоит исправлять участников общения, а следует демонстрировать правильные речевые образцы, максимально повторяя лексику и грамматические конструкции, которые уже использовали участники «беседы». Для этого можно использовать скриншоты необходимых частей полилога. На начальном этапе изучения русского языка как иностранного преподаватель должен участвовать в естественной беседе, не изменяя конструкций, а впоследствии постепенно знакомить обучающихся с синонимичными лексикой и грамматическими конструкциями. Преподавателю необходимо мотивировать учащихся к общению на русском языке и показывать студентам их успешность в этом общении. Успешность заключается, прежде всего, в том, чтобы быть понятым. Преподаватель может подсказать, помочь выразить мысль правильно прежде всего как полноправный участник общения (а не как ментор, объясняющий грамматику на уроке). Хочу подчеркнуть, что смайлы, мемы и картинки тоже могут быть прокомментированы и тем самым продемонстрированы речевые образцы, отражающие их смысл.

Общаясь в группе WhatsApp, студенты часто используют онлайн-переводчики, чтобы сформулировать высказывание на русском языке. Это неизбежно приводит к ошибкам. Описанные выше приемы будут действенными и в этом случае. Делая скриношоты реплик студентов и демонстрируя речевые образцы, преподаватель должен объяснить учащимся, как пользоваться словарями и переводчиками в интернете, как выбрать правильное значение слова, подсказать, какие словари и онлайн-переводчики стоит использовать, почему в них довольно много ошибочных переводческих решений.

Ложка дегтя: немного о сложностях

Разумеется, использование мессенджеров не может заменить академического аудиторного общения с преподавателем, работы с учебником, использования классических методических материалов. Общение в онлайн-группах играет роль сопровождающего методического приема, но, как показывает опыт его использования, приема весьма эффективного.

Одним из основных его минусов является трудоемкость для преподавателя, однако при умелом и рациональном использовании он позволяет учитывать интересы каждого студента, ненавязчиво прививать учащимся навыки самостоятельной работы с учебными материалами различного рода, анализировать и систематизировать ошибки студентов, предлагать учащимся больше информации краеведческого, страноведческого характера, чем это позволяют рамки программы, мотивировать студентов на дальнейшее изучение языка.

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»

Уровень общения посредством взгляда зависит от физических возможностей ребенка. Это может быть единственно доступное средство общения или дополнение к другим средствам. При обучении формируется навык указания взглядом на объект. В дальнейшем этот навык ребенок использует для выражения своих желаний (см. задачу «выражение своих желаний» в разделе «Коммуникация»). При общении посредством взгляда используются различные приспособления: наборное полотно с прозрачными карманами, липкими полосками и небольшими крючками для экспозиции картинок, пиктограмм или легких предметов, поднос-подставку, на котором предметы располагаются на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы можно было точно различить, на какой предмет направлен взгляд ребенка. Если трудно интерпретировать направление взгляда ребенка, рекомендуем надеть на голову ребенка ободок с обычной или лазерной указкой. Ребенок учится взглядом выраж ать согласи е или несогласи е (см. задачу « выражение согласия\несогласия » в разделе «Коммуникация»). Для обучения используются любые движения глаз, доступные ребенку, ( например, открытые глаза обозначают «да», закрытые глаза – «нет» ; поднят ые вверх – опу щенные вниз глаза, движение зрачками вправо – влево и др.)

Формирование умения использовать мимику как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

использование мимики как средства коммуникации

Методические рекомендации:

Для некоторых детей с серьезными двигательными ограничениями мимика является единственным доступным средством общения. Например, с помощью мимики ребенок учится выраж ать согласи е или несогласие ( улыбнуться – «да», нахмуриться –«нет»; высунуть язык, подмигнуть и др.) . См. задачу « выражение согласия\несогласия » в разделе «Коммуникация».

Формирование умения использовать жест как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

использование жеста как средства коммуникации

Методические рекомендации:

На начальном этапе обучения особое внимание уделяют формированию осознанного указательного жеста, т.е. способности с помощью жеста (прямого – рука, указательный палец и др.; опосредованного – обруч с указкой и др.) выразить свою потребность и ответить на вопрос. См. задачи «выражение своих желаний», « выражение согласия\несогласия » в разделе «Коммуникация». При формировании у ребенка некоторых навыков коммуникации (приветствия собеседника, прощание с собеседником, выражение благодарности, выражение согласия/несогласия) используются простые жесты, например: согласие - кивок головы; несогласие - движения головы из стороны в сторону; приветствие – помахать рукой, протянуть руку и др. При достаточных моторных способностях ребенка обучают специфическим жестам (например, нож – указательным пальцем одной руки водить вперед-назад по пальцу другой руки и др.) . Система жестов выбирается исходя из моторных и интеллектуальных возможностей ребенка. Используемая ребенком система жестов должна быть знакома всем, кто с ним общается.

Формирование умения использовать звук как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

использование звука как средства коммуникации

Методические рекомендации:

Формирование умения использовать предмет как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

использование предмета как средства коммуникации

Методические рекомендации:

Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития для общения учатся пользоваться реальными предметами, их частями и миниатюрными копиями. Например, реальный объект (предмет) карандаш обозначает «Я хочу рисовать», кружка - «Я хочу пить» и др. Когда реальный предмет неудобен для использования в качестве символа (имеет большие размеры), берутся части объектов (например, диск – просмотр мультфильмов и др.). Можно использовать символы, которые вызывают ассоциации с каким-либо предметом или деятельностью (например, кассовый чек – поход в магазин и др.).

Формирование умения использовать графические изображения/символы

как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

использование графические изображения/символы как средства коммуникации

Методические рекомендации:

К графическим изображениям относятся: фотографии (цветные и черно-белые), картинки (цветные и черно-белые), пиктограммы (символические черные изображения на белом фоне, а также белые изображения на черном фоне). На них изображены предметы, действия, объекты, люди, различные места и др. На пиктограммах, обозначающих действия, могут быть изображены люди, выполняющие действия (мальчик рисует); рука, выполняющая действие (кисточка в руке); предметы и материалы, относящиеся к этому виду деятельности (кисточка, краски) и другие символы (палитра, геометрическая фигура). Выбор изображения для обучения зависит от уровня восприятия ребенком изображений.

Графические изображения/символы для дальнейшего использования вводятся следующим образом: знакомство с реальным предметом/действием/понятием,

знакомство с изображением предмета/действия/понятия, соотнесение предмета/действия/понятия с его изображением, использование изображения/символа для общения. По мере накопления графические символы объединяют в коммуникативные таблицы, папки, которые позволяют ребенку общаться на различные темы. Коммуникативные таблицы (папки) создаются индивидуально с учетом зрительных, двигательных, речевых, интеллектуальных возможностей ребенка и его коммуникативных потребностей. В коммуникативной таблице (папке) рекомендуем поместить краткую информацию о ребенке для его потенциальных собеседников (например, Меня зовут… Я общаюсь с помощью символов. Я не могу сам перевернуть страницу, поэтому мне нужна твоя помощь. и др.). Как правило, любая коммуникативная папка обязательно содержит символы, обозначающие вежливые слова и выражения («Спасибо», «Помогите мне пожалуйста» и др.), потребности и желания ребенка («Я хочу пить», «Мне неудобно» и др.). Ребенок составляет предложения, показывая несколько символов последовательно (например, «я» + «хочу» + «гулять» и др.). По мере совершенствования навыков общения с помощью коммуникативных папок необходимо добавлять символы, выражающие пространственные, временные отношения. Все символы в папке подписываются для того, чтобы собеседник понимал их значение, а ребенок запоминал графический образ слова.

Формирование умения осваивать и использовать Блисс-язык как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

освоение /использование Блисс-языка как средства коммуникации

Методические рекомендации:

Блисс-язык - это знаковая система, основанная на упрощенных китайских иероглифах. Используемые в ней символы более абстрактны, чем пиктограммы. В системе Блисса используется небольшое количество ключевых символов, которые комбинируются, образуя новые слова ( например, животное + чувство = домашнее животное и др). В языке Блисса представлена не только лексика, но и грамматика, которая обозначается различными индикаторами. Для ребенка с интеллектуальными нарушениями данная знаковая система труднодоступна, но дети с расстройствами речи моторного уровня (анартрия, механическая дислалия) могут овладеть Блисс-языком.

Формирование умения осваивать и использовать устройство « Language Master ” как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

освоение /использование устройства « Language Master ” как средства коммуникации

Методические рекомендации:

Language Master - это устройство, которое воспроизводит записанную речь. При его использовании средством общения являются специальные карточки с записанными на них словами или фразами (например, «Конфета», «Я хочу пить» и др.). На карточку прикрепляется графическое изображение (фотография, картинка, пиктограмма и др.), напечатанное слово или фраза, иллюстрирующие содержание записанного высказывания. Ребенок выбирает нужную ему карточку, вставляет ее в устройство, которое воспроизводит записанную речь. Используя данное устройство ребенок отвечает на заданные ему вопросы и самостоятельно обращается к собеседнику.

Формирование умения осваивать и использовать коммуникатор “ Big Mac ” как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

освоение /использование к оммуникатора “ Big Mac ” как средства коммуникации

Методические рекомендации:

Формирование умения осваивать и использовать пошаговый коммуникатор “ Step by step ” как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

освоение /использование пошагового к оммуникатора “ Step by step ” как средства коммуникации

Методические рекомендации:

Формирование умения осваивать и использовать коммуникатор “ GoTalk ” как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

освоение /использование к оммуникатора “ GoTalk ” как средства коммуникации

Методические рекомендации:

Существует несколько видов коммуникатора “ GoTalk ”: “ GoTalk -4”, “ GoTalk -9”,

Формирование умения осваивать и использовать коммуникатор “ MinTalker ” как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

освоение /использование к оммуникатора “ MinTalker ” как средства коммуникации

Методические рекомендации:

Формирование умения осваивать и использовать п ланшетный компьютер Apple iPad как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

освоение /использование п ланшетн ого компьютер а Apple iPad как средства коммуникации

Методические рекомендации:

В планшетном компьютере Apple iPad с помощью специальной программы создается индивидуальный словарь, где каждое слово обозначается каким-либо символом. Ребенок выбирает нужный ему символ или слово на сенсорном экране, касается его и выбранные символы или слова автоматически перевод ят ся программным обеспечением iPad в нормальный голос, то есть озвучива ют ся. Б лагодаря эффективной технологии сенсорного экрана планшетны ми компьютер ами iPad могут пользоваться дети с нарушениями моторики .

Формирование умения осваивать и использовать таблицу букв как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

освоение /использование таблицы букв как средства коммуникации

Методические рекомендации:

Если у ребенка есть способности к овладению письменной речью, одним из средств общения может быть таблица букв. Таблица букв — это таблица с крупными клетками для букв, цифр и слов (стереть, пробел, хочу, спасибо, да, нет и др.). Используя эту таблицу для общения, ребенок указывает на отдельные буквы, составляя их них слова. Составляя свое «высказывание», ребенок использует отдельные слова в поле таблицы (например, «Я хочу…» и др.), а недостающее ему слово составляет по буквам. Если нарушения моторики ограничивают применение прямого указательного жеста, следует использовать дополнительные приспособления (указка, лазерная указка, карандаш и др.).

Формирование умения осваивать и использовать карточки с напечатанными словами как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

освоение /использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации

Методические рекомендации:

При обучении глобальному чтению используются карточки с напечатанными на них словами. Слова на карточках пишутся печатными буквами черного цвета на белой бумаге. В начале обучения размер букв на карточках около 5 см, затем размер букв постепенно уменьшается до размера обычного печатного шрифта. Обучение начинают со слов, которые обозначают известные ребенку предметы, действия, явления.

Карточки с напечатанными словами могут использоваться для общения: ребенок может выражать свои желания, отвечать на вопросы. Также ребенок может составлять из них свое расписание дня.

Формирование умения осваивать и использовать набор букв как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

освоение /использование набора букв как средства коммуникации

Методические рекомендации:

Если ребенок владеет письменной речью, основой для общения может быть набор букв. Набор букв представляет собой карточки, с напечатанными на них буквами, или штампы с буквами. Буквы, представленные в наборе карточек, должны быть в нескольких экземплярах, так как при составлении слов одна и та же буква может потребоваться несколько раз. Набор штампов представлен всеми буквами алфавита в одном экземпляре. При «написании» слова ребенок берет штамп с нужной буквой и ставит отпечаток на листе бумаги.

Формирование умения осваивать и использовать компьютер как средство коммуникации

Ожидаемый результат:

освоение/ использование компьютера как средства коммуникации

Методические рекомендации:

Для общения ребенок может использовать традиционное письмо, набирая текст на клавиатуре компьютера. Для этого используется обычная или адаптированная клавиатура (крупные кнопки, «тактильные» буквы) и клавиатура, выведенная на экран (сенсорный экран, программа « PicTop »). В случае необходимости для работы используется специальная компьютерная «мышь» - это одна клавиша/кнопка (различного диаметра). Она может лежать на рабочем столе или фиксироваться на специальном штативе, если ребенку удобно нажимать на нее локтем, головой и др.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Артём Александрович

Рассмотрены практические примеры использования планшетных компьютеров в учебном процессе . Приведён общий обзор планшетных компьютеров , как инновационных устройств на российском рынке и перспективы их развития

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козлов Артём Александрович

Дидактические возможности современных информационно-компьютерных средств Терминальная система WTPRO: архитектура, функциональность, схема применения Эволюция пользовательских интерфейсов: от терминала к дополненной реальности Презентации. Новые формы взаимодействия с аудиторией Основные принципы построения защищенной операционной системы для мобильных устройств i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Перспектива использования планшетных компьютеров в учебном процессе»

ПЕРСПЕКТИВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАНШЕТНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Рассмотрены практические примеры использования планшетных компьютеров в учебном процессе. Приведён общий обзор планшетных компьютеров, как инновационных устройств на российском рынке и перспективы их развития. Ключевые слова: планшетный компьютер, учебный процесс, анализ рынка.

Лланшетные компьютеры в таком виде, каком продаются они сейчас появились в начале 2010 года с выходом Apple iPad, хотя компания Microsoft давно вела разработки в этом направлении, её решения были достаточно дорогостоящими и предназначались в основном для бизнес - сектора.

Планшетные компьютеры особенны тем, что основное устройство ввода для них является сенсорный экран. Их можно разделить на 2 типа:

• интернет - планшеты (с облегченной операционной системой, созданной специально для техники с сенсорным экраном; в основном это операционные системы Google Android и iOS компании Apple);

• Windows - планшеты (это как раз тот вариант, который будет нам максимально полезен в учебном процессе; на них в основном стоят такие операционные системы как windows 7 или windows XP, а также уже анонсированы устройства с операционной системой на базе Linux).

Преимуществами планшетных компьютеров являются:

• малый вес (в 3-4 раза меньше ноутбука);

• компактность (как правило, диагональ таких устройств не превышает 10 дюймов);

Среди недостатков можно отметить:

• малый размер экрана;

• отсутствие клавиатуры и мыши;

Рис. 1. VNC трансляция

• малый период автономной работы.

Планшетные компьютеры возможно использовать для показа презентаций в аудиториях с проектором и компьютерами, используя технологию VNC. Принцип работы VNC (рис. 1) следующий: планшетный компьютер транслирует через Wi-Fi адаптер изображение презентации на VNC сервер. Тот в свою очередь передаёт изображение на подключенный к нему проектор, а также транслирует её на компьютеры в аудитории, в случае их запроса. На компьютерах в аудитории для этого необходима установка специального программного обеспечения, но решение на начало трансляции остаётся за пользователем ЭВМ. Трансляция возможна и для ноутбуков, не подключенных проводом к локальной сети. Это происходит через Wi-Fi адаптер сервера. Трансляция сигнала происходит через сервер, так как собственных мощностей планшетного компьютера не хватит для передачи данных большому количеству пользователей. VNC сервер может находится на удаленном расстоянии, например в соседней аудитории или в другом здании, а также он может обслуживать одновременно несколько аудиторий [1].

Маршрутизатор с Wi-Fi адаптером

Рис. 2. VNC контроль

Данная схема создана для облегчения работы преподавателя и улучшения усваивания материала студентами. Преподавателю для показа презентации не нужен тот огромный набор возможностей предлагаемый ему ноутбуком. Повышенный функционал ЭВМ лишь усложняет взаимодействие с пользователем. В то же время планшетные компьютеры предоставляют интуитивно понятный интерфейс, основанный на механической логике. Компактность и простота планшетного компьютера позволяет преподавателю установить его в аудитории самостоятельно, не дожидаясь технического персонала. Благодаря малому весу этого устройства преподаватель может ходить по аудитории, не выпуская его из рук.

Помимо трансляции презентации, данную схему можно использовать для контроля студентов. Технология УКС позволяет передавать картинку и в обратном направлении, а также давать полный контроль над другим компьютером. Вследствие чего преподаватель получает возможность следить за действиями студентов во время занятия и в случае необходимости корректировать их действия. Данную возможность можно реализовать, используя схему на рис. 1, но эффективнее воспользоваться схемой на рис. 2, т. к. нам не требуются большие мощности УКС сервера для получения

изображения от одного рабочего стола. Отметим, что наблюдение за рабочим столом студента происходит без его ведома и практически ничем себя не выдаёт, поэтому он может отказаться от установки программного обеспечения необходимого для реализации данной возможности (на рис. 2 сигнал идёт не от всех ноутбуков).

Отметим также пользу данного устройства, не только в учебном процессе, но и в других областях деятельности человека. Планшетные компьютеры удобны в транспортировке, поэтому могут использоваться банковскими ремонтными бригадами для устранения неисправностей платежных терминалов. Планшетные компьютеры, оснащенные операционной системой Windows ХР или более поздними версиями этой операционной системы, дают полный набор возможностей ноутбука, при этом имеют гораздо меньшие габариты.

Анализ рынка показывает огромные перспективы планшетных компьютеров. Аналитики компании ГОС зафиксировали продажу 17 миллионов планшетных компьютеров в 2010 году. На 2011 год аналитики предсказывают уже объём продаж в 44.6 миллиона штук. 40 % из них, по прогнозу, будет продано в США. На 2012 год прогноз составляет 70.8 миллионов штук [2].

В январе 2011 года на российском рынке уже были представлены планшетные компьютеры 6 компаний производителей. По состоянию на конец января 2011 года о выпуске своих планшетных компьютеров во втором квартале 2011 года анонсировали около 15 компаний. Стоит отметить, что эти цифры приблизительные: каждую неделю анонсируются новые модели планшетных компьютеров. По прогнозам аналитиков DigiTimes в третьем квартале 2011 когда будет серьёзный кризис перепроизводства планшетных компьютеров, в следствии чего снизятся цены на эти устройства.

Многие компании (например Асег), рассматривают российский рынок как приоритетный, поэтому цена на их продукцию у нас не будет отличаться от Американской или европейской.

Стоит также упомянуть планшетные компьютеры специально разработанные для студентов. Эти устройства с операционной системой на базе Linux, специально оптимизированы для быстрой записи от руки специальным стилусом, а также для прочтения электронных книг. Как пример можно рассмотреть продукцию компании Кпо [3].

В данной статье было рассмотрено новое для российского рынка устройство: планшетный компьютер. Были предложены практические варианты использования его как в учебном процессе, так и в банковском деле. Это устройство стоит использовать, при показе презентаций и проведении практических занятий, т.к. оно существенно упрощает процесс обучения.

9 функций планшета, о которых вы могли не знать

Планшет был на пике популярности несколько лет назад, а сейчас многие закинули их пылиться или отдали в качестве игрушки детям, потому что появились смартфоны с большими диагоналями и крутым функционалом. Но этому гаджету можно дать шанс быть полезным. Как еще можно использовать планшет, помимо серфинга в интернете и листания соцсетей, — в этой статье.

Планшет как пульт управления

Если же у вашего ТВ есть свое приложение, типа Samsung Smart View, то лучше установить его — в таких приложениях достаточно выбрать свою марку телевизора из предложенных и можно спокойно управлять. Если вы пользуетесь ТВ-приставкой, то нужно установить ее фирменное приложение. Далее сопрягаете ее с планшетом, найдя приставку по поиску или же введя IP-адрес.

Конечно, есть у данных способов и минусы. Некоторые приложения глючат и не могут соединиться с телевизором. Еще один минус — размер планшета, из-за которого некоторым может быть неудобно пользоваться. Надо понимать, что это временный вариант. Лучше в итоге приобрести нормальный пульт и не мучаться.

Пульт Eltex и его мобильное приложение. Слева направо: реальный пульт Eltex, так выглядит его приложение на смартфоне, так выглядит приложение на планшете.

Из планшета можно сделать пульт и для ноутбука. Здесь подойдет приложение Monect, которое имеет уже готовый пульт. Функционал небольшой, но убавить звук или поставить на паузу видео, не вставая с дивана, вполне возможно. Для этого установите приложение и на ноутбук, и на планшет. Синхронизируйте их и, нажав на Media, руководите.

Простенько, но функционально

Еще один пульт, в роли которого может послужить планшет — это пульт для «умного дома». Эта система может контролировать освещение, отопление, камеры видеонаблюдения из единого центра управления, куда попадают сигналы с многочисленных датчиков. Управляется все это с помощью специальных приложений от производителей умных штучек. После установки пользователь будет держать свое жилище под контролем, просматривая камеры видеонаблюдения и управляя системами дома посредством нажатия на различные кнопки и ползунки. Пожалуй, для такого управления планшет подходит идеально.


Планшет как электронная книга

Планшет можно использовать как обычную читалку или учебник в школах, где это разрешено. Но здесь есть и нюансы. Батарея разряжается быстрее, чем у специальных читалок, также могут быстрее уставать глаза, и некоторым может быть тяжело держать планшет в руках подолгу. Но если выбрать вариант с диагональю 7-8 дюймов и установить специальные программы для чтения, то эти минусы можно нивелировать.

Так выглядит чтение по ширине планшета. А вот вертикально читать не совсем удобно, но это дело вкуса

Как графический планшет

Перейдем к более творческому использованию, а именно — к превращению обычного планшета в графический. Но, как всегда, есть свои подводные камни. Во-первых, сделать планшет графическим можно только с помощью сторонних приложений и в том случае, если сенсор устройства поддерживает использование стилуса. А во-вторых, обычный планшет никогда не сможет стать полноценной заменой специальному графическому, как минимум, из-за более низкой чувствительности и точности сенсора. Но для тех, кто в принципе не планирует становится новым Ван Гогом, это вполне подходящий вариант.


Для рисования подойдет, например, приложение Artecture, в котором можно рисовать стилусом и даже пальцем. Для создания рисунка есть все необходимые инструменты и функции: карандаш, перо, кисть, выбор толщины линии и другие. Если же хочется рисовать и видеть создаваемый шедевр на экране компьютера, то здесь будут полезны специализированные приложения. Одно из таких Virtual Tablet. Качаем на планшет мобильную версию, а на компьютер устанавливает Virtual Tablet Server. Соединить устройства можно через Bluetooth, Wi-Fi, USB. В последнем случае нужно настроить отладку по USB.

Перефразируя старый анекдот скажем, что автор не художник, а писатель :)

Как экран для демонстрации

Тем, кто ведет лекции, уроки, курсы или показывает презентации, планшет также может быть полезен. Его можно подключить даже к проектору с помощью разъема HDMI на проекторе и micro HDMI на планшете (нужен специальный переходник). Если же HDMI нет в принципе или отсутствует возможность такого подключения, то поможет старый-добрый VGA, который подключается к планшету посредством переходника VGA-micro HDMI. Можно сделать и другие, подходящие пользователю варианты соединения.


Планшет в качестве суфлера

Блогеры и ведущие могут использовать планшет еще и как телесуфлер. Конечно можно приобрести профессиональное устройство, но можно обойтись и подручными средствами. Например, как на фото ниже (текст на планшете не отзеркален). Для этого нужно стекло, камера на штативе и, собственно, сам планшет. Не хватает только чего-нибудь темного, например, ткани или короба, чтобы сверху и по бокам закрыть эту конструкцию, иначе буквы будет трудно разглядеть. Стекло нужно устанавливать опытным путем, выбирая подходящий угол наклона. При выборе стекла, необходимо обращать внимание на прозрачность и отражающие способности.

Вариант не самый лучший, но рабочий. Не забываем про темную ткань или короб

Планшет как геймпад

На просторах интернета можно найти массу приложений для превращения планшета в геймпад. Возьмем уже знакомое нам приложение Monect. Установим серверную часть приложения (Monect PC Remote) на ПК, а мобильную часть — на планшет и проследим, чтобы они были в одной сети. Подключив по Wi-Fi, выбираем тип геймпада в зависимости от той игры, в которую желаете играть, и вперед. Макетов немного, но есть возможность сконструировать свой, настроив кнопки в зависимости от конкретной игры и предпочтений. В целом играть можно, но такой вариант подойдет, когда желание играть перевешивает комфорт при прохождении игры.


Как клавиатура или тачпад

Как камера видеонаблюдения

Когда есть необходимость в камере видеонаблюдения, обычно устанавливают специализированное оборудование. Но как быть, если срочно хочется узнать, чем занимается ваше домашнее животное в одиночку. Выручит планшет, на который нужно установить необходимое программное обеспечение, например, известное многим приложение IP Webcam.

Качество картинки будет зависеть от качества камеры. После соединения внизу появится IP-адрес, по которому и нужно перейти для просмотра видео

Приложение устанавливаем на планшет, а серверную часть IP Camera Adapter — на компьютер или ноутбук. Далее можно сразу нажать кнопку «Начать трансляцию» или кое-что настроить: выбрать камеру (основная или фронтальная), настроить качество видео, ориентацию (портретная, ландшафтная) и многое другое. Смотреть трансляцию можно через программу VLC или браузер, вбив в поисковую строку IP-адрес, отображаемый внизу экрана во время трансляции. Через браузер можно не только смотреть, но и делать фото, записывать видео и многое другое.

Главная страница для просмотра и изображение, полученное с камеры.

Как второй монитор

Второй монитор может пригодиться как для работы, так и для игр. Если в наличии нет полноценного устройства, можно взять планшет. Для этого также понадобиться стороннее приложение, выбор которого будет зависеть от пользователя и возможностей устройства. Например, очень популярное Spacedesc. Как и в других случаях, его нужно установить на планшет и компьютер, скачав серверную часть с официального сайта. Главное условие — устройства должны находиться в одной локальной сети.

Внешний вид приложения. После включения Wi-Fi приложение обнаружит IP для присоединения

Запускаем программу, после чего приложение на планшете должно самостоятельно обнаружить IP-адрес (если этого не произойдет, его необходимо вписать вручную). После соединения можно настроить экран, сделать расширение на два монитора, дублировать изображение и т.д. Играть с таким расположением монитора и планшета не совсем удобно, но второй экран может помочь при работе с различными программами. На фото ниже виден пример работы в программе Sony Vegas, с вынесенным на планшет окном микширования звука.


Помимо всего этого планшет можно использовать для просмотра ТВ или прослушивания музыки. Он пригодится для показа мультфильмов детям дома и, что немаловажно, в дороге. Можно закачать на него развивающие игры, приложения для рисования, монтажа видео и т.п. В общем, все зависит от вашего желания и фантазии. Делитесь своими вариантами использования планшетов в комментариях.

Читайте также: