Использование компьютера в образовательных учреждениях разного типа

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Подготовила: Жукова А.В. Директор СЮН. Общие основы использования компьютера в образовательных учреждениях Вопрос: вводить или не вводить компьютер в." — Транскрипт:

1 Подготовила: Жукова А.В. Директор СЮН

2 Общие основы использования компьютера в образовательных учреждениях Вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения ? ДАНЕТ Компьютеризация обучения позволит уменьшить разрыв между тем, что дает своим выпускникам школа, и требованиями, которые к ним предъявляются современным обществом. Тем более уже сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.

3 Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях: а)как предмет изучения; б)как средство в учебно-воспитательном процессе; в)как компонент системы педагогического управления; г)как компонент управления образовательными учреждениями; д)как средство научно-педагогической деятельности. В связи со столь разнообразными функциями компьютера и информационных технологий в образовательной сфере академик А. П. Ершов предложил следующую классификацию видов их применения.

4 Учебное - использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения. Есть программы типа «тренажер», «опросник», программы, позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение. Классификация видов применения компьютера (по А. П. Ершову ) Классификация видов применения компьютера (по А. П. Ершову )

5 Орудийное - компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Для компьютер- ной поддержки этих видов деятельности разработаны специальные программные средства: текстовые, графические и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных и др. Благодаря своей универсальности они могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету. Классификация видов применения компьютера (по А. П. Ершову ) Классификация видов применения компьютера (по А. П. Ершову )

6 Профессиональное и профориентационное – применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода профессиях. Профориентационное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области. Классификация видов применения компьютера (по А. П. Ершову ) Классификация видов применения компьютера (по А. П. Ершову )

7 Дефектологическое - компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств (например, специальных клавиатур, анализаторов и синтезаторов речи, устройств печати шрифта Брайля и т. п.), а также соответствующего программного обеспечения. Классификация видов применения компьютера (по А. П. Ершову ) Классификация видов применения компьютера (по А. П. Ершову )

8 Учительское - применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно- методической и организационно-методической деятельности, т. е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы и т. д.), для ведения личного архи- ва учителя и т. д. Классификация видов применения компьютера (по А. П. Ершову ) Классификация видов применения компьютера (по А. П. Ершову )

9 Организационное - использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы учреждений управления народным образованием разного уровня. Классификация видов применения компьютера (по А. П. Ершову ) Классификация видов применения компьютера (по А. П. Ершову )

10 Педвузовское - все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях. Классификация видов применения компьютера (по А. П. Ершову ) Классификация видов применения компьютера (по А. П. Ершову )

11 При компьютеризации образования возникает ряд сложных проблем, требующих своего изучения и решения 1. Учет мотивационного фактора. Одним учащимся интереснее сам компьютер и области его применения, другие стремятся использовать его в творческой деятельности - рисовать, сочинять музыку, писать сочинения, эссе, статьи. Третьих, имеющих прагматическую направленность, увлекает работа с издательскими системами, средствами анимации и видеомонтажа, электронной почтой и т. д. 2. Учет индивидуального фактора. Разработка программ с учетом не только степени обученности и обучаемости школьника, но и лево- и правополушарного доминирования. 3. Учет этнического фактора. Разработка компьютерных курсов на родных языках, культурологических курсов по национальной культуре, игр на основе национальных мотивов. 4. Создание компьютерных баз данных по направлениям: «Ученик», «Успеваемость», «Здоровье», «Семья», «Трудные подростки» и пр. для организации педагогического менеджмента (управления) и другие аспекты.

12 Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в системе образования позволяют: Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в системе образования позволяют: сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютерных устройств; обучать детей всех категорий: от одаренных до детей с проблемами в умственном и физическом развитии и детей-инвалидов с заболеваниями различной степени тяжести; обучать всех равноценно, независимо от места проживания.

13 Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. Задачи применения компьютера в обучении: 1. обеспечение обратной связи в процессе обучения; 2. обеспечение индивидуализации учебного процесса; 3. повышение наглядности учебного процесса; 4. поиск информации из самых широких источников; 5. моделирование изучаемых процессов или явлений; 6. организация коллективной и групповой работы.

15 Основные аспекты, которыми надо руководствоваться при анализе обучающей компьютерной программы и ее применении: Основные аспекты, которыми надо руководствоваться при анализе обучающей компьютерной программы и ее применении: рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли ученикам предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ психологический как повлияет данная программа на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной; педагогический насколько программа отвечает общей направленности школьного курса и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире; методический способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику заданий, правильно ли методически подается материал; организационный

16 Специфика компьютера как нового вида ТСО 1. Значительный объем памяти современных компьютеров, что позволяет хранить и оперативно использовать большие массивы учебной информации (формулировки заданий, тексты, упражнения, примеры и образцы, справочную - корректирующую и консольтирующую - информацию, разнообразные ремарки - реакции на те или иные действия учащегося).

17 Специфика компьютера как нового вида ТСО 2. Высокое быстродействие компьютера (сотни тысяч операций в секунду). Это позволяет значительно повысить реактивность данного вида ТСО. В среднем скорость реакции ЭВМ на запрос или ответ учащегося составляет 1-3 секунды.

18 Специфика компьютера как нового вида ТСО 3. Способность анализировать ответы и запросы учащихся. 4. Диалоговый режим связи учебного материала (компьютер- ной программы) с обучаемым, который ведется, имитируя некоторые функции преподавателя. Только компьютер способен осуществить столь разнообразную по форме и содержанию связь с обучаемым (информативную, справочную, консоль- тирующую, результативную, вербальную, невербальную - графика, цвет, звуковая сигнализация).

19 Специфика компьютера как нового вида ТСО 5. Наличие обратной связи, т. е. возможность осуществления коррекции самим обучаемым с опорой на консольтирующую информацию. Консультирующая информация выбирается из памяти компьютера либо самим учащимся, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых учащимся в ходе работы. Способ предъявления подобного рода информации зависит от типа учебной компьютерной программы.

20 Специфика компьютера как нового вида ТСО 6. Адаптивность. Компьютеризованный урок проходит с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Проработка (изучение, тренировка, повторение и контроль) одного и того же материала может осуществляться: с различной степенью глубины и полноты, в индивидуальном темпе, в индивидуальной (часто выбираемой самим учащимся) последовательности.

23 Каджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр "Академия", с. Источники информации: Панюкова С. В. Информационные и коммуникационные технологии в лич- ностно-ориентированном обучении. - М., Локтюшина Е.А.и др. Компьютеры в учебно-воспитательном процессе школы и вуза. - Волгоград, 1996.

Компьютеризация образования, как мы выяснили в начале пособия, является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения - давно решен положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.

Подкомпьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера (Институт новых технологий образования). Она является элементоминформационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Для этого ему необходимо овладеть сводом правил поведения в таком обществе, способами общения с системами телекоммуникаций, локальными и глобальными информационно-вычислительными сетями. «Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только инструменты деятельности, но и новое видение мира». [Первин Ю.А. Информационная культура. 1-11-е классы. Экспериментальный курс //Информатика. - М., 1999. - С. 79.]

Компьютеризация обучения позволит уменьшить разрыв между тем, что дает своим выпускникам школа, и требованиями, которые к ним предъявляются современным обществом. Тем более уже сей час показателем высокого профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.

Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях:

а) как предмет изучения;

б) как средство в учебно-воспитательном процессе;

в) как компонент системы педагогического управления;

г) как компонент управления образовательными учреждениями;

д) как средство научно-педагогической деятельности.

В связи со столь разнообразными функциями компьютера и информационных технологий в образовательной сфере академик А.П.Ершов предложил следующую классификацию видов их применения.

1. Учебное - использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения. Есть программы типа «тренажер», «опросник», программы, позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение.

2. Орудийное - компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Для компьютерной поддержки этих видов деятельности разработаны специальные программные средства: текстовые, графические и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных и др. Благодаря своей универсальности они могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету.

3. Профессиональное и профориентационное - применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода профессиях. Профориентационное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области.

4. Дефектологическое - компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств: (например, специальных клавиатур, анализаторов и синтезаторов речи, устройств печати шрифта Брайля и т. п.), а также соответствующего программного обеспечения.

5. Досуговое - все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архива и т. п.). Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры и т. п. Следует отметить, что большинство компьютерных игр развивает лишь механические навыки работы с компьютером и почти не оказывает воздействия на развитие умственных способностей учащихся или познавательного интереса к определенному учебному предмету. Существует и класс развивающих компьютерных игр, применение которых значительно повышает мотивацию и познавательную активность учащихся. В таких играх доминирующим является познавательный мотив, а не демонстративность и зрелищность, характерные для развлекательных игр.




6. Учительское - применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности, т. е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы и т. д.), для ведения личного архива учителя и т. д.

7. Организационное - использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы учреждений управления народным образованием разного уровня.

8. Педвузовское - все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.

К перечисленным видам применения информационных технологий можно добавить и использование компьютера для проведения психолого-педагогических исследований, разного рода тестирований и обработки их результатов, практическое использование компьютерных методик профотбора, выявление аномалий развития и т. д.

В процессе внедрения современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс информация, прежде всего учебная, становится объектом технологической обработки с использованием компьютера и передачи с помощью средств коммуникации.

Внедрение информационных технологий предполагает наличие в образовательных учреждениях:

- современных компьютеров и средств коммуникации как технических средств обучения;

- системного и прикладного программного обеспечения;

- методических разработок по применению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

При компьютеризации образования возникает ряд сложных проблем, требующих своего изучения и решения.

1. Учет мотивационного фактора. Одним учащимся интереснее сам компьютер и области его применения, другие стремятся использовать его в творческой деятельности - рисовать, сочинять музыку, писать сочинения, эссе, статьи. Третьих, имеющих прагматическую направленность, увлекает работа с издательскими системами, средствами анимации и видеомонтажа, электронной почтой и т. д.

2. Учет индивидуального фактора. Разработка программ с учетом не только степени обученности и обучаемости школьника, но и лево- правополушарного доминирования.

3. Учет этнического фактора. Разработка компьютерных курсов на родных языках, культурологических курсов по национальной культуре, игр на основе национальных мотивов.

4. Создание компьютерных баз данных по направлениям: «Ученик», «Успеваемость», «Здоровье», «Семья», «Трудные подростки» и пр. для организации педагогического менеджмента (управления) и другие аспекты.

Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Компьютерная техника уже сейчас начинает активно влиять на процесс соединения образования с самообразованием.

Любая обучающая система на базе ЭВМ и программное обеспечение к ней должны базироваться на основополагающих принципах, именуемых в специальной литературе «три "и"»: инициатива, индивидуализация, интерактивность.

Индивидуализация означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого (или категорию обучаемых).

Интерактивность подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.

Информационные технологии (информационно-коммуникативные технологии) в системе образования позволяют:

сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютерных устройств;

обучать детей всех категорий: от одаренных до детей с проблемами в умственном и физическом развитии и детей-инвалидов с заболеваниями различной степени тяжести;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для специальности дошкольное образование и начальные классы. На слайде 8 нужно будет скачать видео и добавить в презентацию.

Просмотр содержимого документа
«Использование компьютера в образовании»

техникум

техникум "БИЗНЕС И ПРАВО"

Использование компьютера в образовательных учреждениях разного типа

КОМПЬЮТЕР ДЕЛАЕТ НЕ ТО ЧТО ВЫ ХОТИТЕ, А ТО ,ЧТО ЕМУ ПРИКАЗЫВАЕТЕ 02 КОМПЬЮТЕРЫ ИЗМЕНИЛИ СПОСОБ, КОТОРЫМ МЫ РАБОТАЕМ, В ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ Компьютеры в значительной степени стали неотъемлемой частью нашей жизни. В частности, в области образования, их использование, весьма разнообразно

КОМПЬЮТЕР ДЕЛАЕТ НЕ ТО ЧТО ВЫ ХОТИТЕ, А ТО ,ЧТО ЕМУ ПРИКАЗЫВАЕТЕ

КОМПЬЮТЕРЫ ИЗМЕНИЛИ СПОСОБ, КОТОРЫМ МЫ РАБОТАЕМ, В ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ

Компьютеры в значительной степени стали неотъемлемой частью нашей жизни. В частности, в области образования, их использование, весьма разнообразно

Они доказали свою эффективность не только для корпоративного сектора, но и в других секторах, таких как медицина, архитектура, коммуникации, исследования, спорт и образование. Именно эти машины, которые когда-то использовались только в научно-исследовательских лабораториях и правительственных учреждений в настоящее время стали обычным явлением в школах по всему миру. НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ КОМПЬЮТЕРЫ ИЗМЕНИЛИ УСТРОЙСТВА МИРА НЕЛЬЗЯ ОТРИЦАТЬ ТОТ ФАКТ, ЧТО КОМПЬЮТЕРЫ ПОЛНОСТЬЮ УПРАВЛЯЮТ ЖИЗНЬЮ СРЕДНЕГО СТУДЕНТА В ЛЮБОМ УГОЛКЕ МИРА 03

Они доказали свою эффективность не только для корпоративного сектора, но и в других секторах, таких как медицина, архитектура, коммуникации, исследования, спорт и образование. Именно эти машины, которые когда-то использовались только в научно-исследовательских лабораториях и правительственных учреждений в настоящее время стали обычным явлением в школах по всему миру.

НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ КОМПЬЮТЕРЫ ИЗМЕНИЛИ УСТРОЙСТВА МИРА

НЕЛЬЗЯ ОТРИЦАТЬ ТОТ ФАКТ, ЧТО КОМПЬЮТЕРЫ ПОЛНОСТЬЮ УПРАВЛЯЮТ ЖИЗНЬЮ СРЕДНЕГО СТУДЕНТА В ЛЮБОМ УГОЛКЕ МИРА

МАШИНЫ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ. ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ДУМАТЬ. С УЧЕТОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ, ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ВАЖНО ИМЕТЬ ХОТЯ БЫ БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРОВ. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на сектор образования. 04

МАШИНЫ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ.

ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ДУМАТЬ.

С УЧЕТОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ, ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ВАЖНО ИМЕТЬ ХОТЯ БЫ БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРОВ.

Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на сектор образования.

ЭТАПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (УСЛОВНО НАЗВАННЫЕ ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЕЙ, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЕЙ И ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА) Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования 05

ЭТАПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

(УСЛОВНО НАЗВАННЫЕ ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЕЙ, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЕЙ И ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА)

Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования

06 ОСОБЕННОСТИ: Характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х - начало 60-х годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х - начало 70-х годов) и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ. ПЕРВЫЙ ЭТАП ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ)

ОСОБЕННОСТИ:

Характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х - начало 60-х годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х - начало 70-х годов) и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ)

(С СЕРЕДИНЫ 70-Х ГОДОВ ПО 90-Е ГОДЫ) СВЯЗАН С ПОЯВЛЕНИЕМ БОЛЕЕ МОЩНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ, ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИМЕЮЩЕГО ДРУЖЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРФЕЙС, И ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С КОМПЬЮТЕРОМ. 07 ВТОРОЙ ЭТАП ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ) Компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средства обучения. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом

(С СЕРЕДИНЫ 70-Х ГОДОВ ПО 90-Е ГОДЫ) СВЯЗАН С ПОЯВЛЕНИЕМ БОЛЕЕ МОЩНЫХ

КОМПЬЮТЕРОВ, ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИМЕЮЩЕГО ДРУЖЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРФЕЙС, И

ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ЧЕЛОВЕКА С КОМПЬЮТЕРОМ.

ВТОРОЙ ЭТАП ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

(КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ)

Компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средства

обучения. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные

системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом

Урок информатики в Харькове, 1989 год 08 Presentations are tools that can be used as lectures.

Урок информатики в Харькове, 1989 год

Presentations are tools that can be used as lectures.

09 ОБЪЕДИНЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ НОСИЛИ НАЗВАНИЕ КУВТ – «КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ». ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР БК-0010 ZX-SPECTRUM Серьёзным минусов данных компьютеров являлось то, что они часто ломались, а гарантийный ремонт занимал много времени. Кроме того, в школах той поры встречались западные ПК Presentations are tools that can be used as lectures.

ОБЪЕДИНЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ НОСИЛИ НАЗВАНИЕ КУВТ – «КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ».

ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР БК-0010

Серьёзным минусов данных компьютеров являлось то, что они часто ломались, а гарантийный ремонт занимал много времени.

Кроме того, в школах той поры встречались западные ПК

Presentations are tools that can be used as lectures.

АКАДЕМИК ЕРШОВ – ПЕРВЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ В СССР 10

– ПЕРВЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ В СССР

ТРЕТИЙ, СОВРЕМЕННЫЙ, ЭТАП информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродей ствующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности. 11

ТРЕТИЙ, СОВРЕМЕННЫЙ, ЭТАП

информатизации образования характеризуется

использованием мощных персональных компьютеров, быстродей ствующих накопителей

большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий,

мультимедиа-технологий и виртуальной реальности.

ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ, КАКУЮ РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИГРАЮТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. 12 Из всех преимуществ компьютеров в образовании, в первую очередь относятся: ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ БЫСТРАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПРЕПОДАВАНИИ Быстрые коммуникации между учениками, учителями и родителями Доступ к Интернету Разные формы представления информации

ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ, КАКУЮ РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ ИГРАЮТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Из всех преимуществ компьютеров в образовании, в первую очередь относятся:


Компьютеризация образования является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения - давно решен положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.

Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации, конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера (Институт новых технологий образования). Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Для этого человеку необходимо овладеть сводом правил поведения в таком обществе, способами общения с системами телекоммуникаций, локальными и глобальными информационно-вычислительными сетями.

Компьютеризация обучения позволит уменьшить разрыв между тем, что дает своим выпускникам школа, и требованиями, которые к ним предъявляются современным обществом. Тем более уже сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.

Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях:

а) как предмет изучения;

б) как средство в учебно-воспитательном процессе;

в) как компонент системы педагогического управления;

г) как компонент управления образовательными учреждениями;

д) как средство научно-педагогической деятельности.

В связи со столь разнообразными функциями компьютера и информационных технологий в образовательной сфере академик А. П. Ершов предложил следующую классификацию видов их применения:

1. Учебный - использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения. Есть программы типа «тренажер», «опросник», программы, позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение.

2. Орудийный - компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Для компьютерной поддержки этих видов деятельности разработаны специальные программные средства: текстовые, графические и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных и др. Благодаря своей универсальности они могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету.

3. Профессиональный и профориентационный - применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода профессиях. Профориентационное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области.

4. Дефектологический - компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств (например, специальных клавиатур, анализаторов и синтезаторов речи, устройств печати шрифта Брайля и т. п.), а также соответствующего программного обеспечения.

5. Досуговый - все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архива и т. п.). Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры и т. п. Следует отметить, что большинство компьютерных игр развивает лишь механические навыки работы с компьютером и почти не оказывает воздействия на развитие умственных способностей учащихся или познавательного интереса к определенному учебному предмету. Существует и класс развивающих компьютерных игр, применение которых значительно повышает мотивацию и познавательную активность учащихся. В таких играх доминирующим является познавательный мотив, а не демонстративность и зрелищность, характерные для развлекательных игр.

6. Учительский - применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности, т.е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы и т.д.), для ведения личного архива учителя и т. д.

7. Организационный - использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы учреждений управления народным образованием разного уровня.

8. Педвузовский - все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.

К перечисленным видам применения информационных технологий можно добавить и использование компьютера для проведения психолого-педагогических исследований, разного рода тестирований и обработки их результатов, практическое использование компьютерных методик профотбора, выявление аномалий развития и т. д.

В процессе внедрения современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс информация, прежде всего учебная, становится объектом технологической обработки с использованием компьютера и передачи с помощью средств коммуникации.

Внедрение информационных технологий предполагает наличие в образовательных учреждениях:

- современных компьютеров и средств коммуникации как технических средств обучения;

- системного и прикладного программного обеспечения;

- методических разработок по применению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

При компьютеризации образования возникает ряд сложных проблем, требующих своего изучения и решения.

1. Учет мотивационного фактора. Одним учащимся интереснее сам компьютер и области его применения, другие стремятся использовать его в творческой деятельности - рисовать, сочинять музыку, писать сочинения, эссе, статьи. Третьих, имеющих прагматическую направленность, увлекает работа с издательскими системами, средствами анимации и видеомонтажа, электронной почтой и т. д.

2. Учет индивидуального фактора. Разработка программ с учетом не только степени обученности и обучаемости школьника, но и лево- правополушарного доминирования.

3. Учет этнического фактора. Разработка компьютерных курсов на родных языках, культурологических курсов по национальной культуре, игр на основе национальных мотивов.

4. Создание компьютерных баз данных по направлениям: «Ученик», «Успеваемость», «Здоровье», «Семья», «Трудные подростки» и пр. для организации педагогического менеджмента (управления) и другие аспекты..

Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Компьютерная техника уже сейчас начинает активно влиять на процесс соединения образования с самообразованием.

Любая обучающая система на базе ЭВМ и программное обеспечение к ней должны базироваться на основополагающих принципах, именуемых в специальной литературе «три "и"»: инициатива, индивидуализация, интерактивность.

Индивидуализация означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого (или категорию обучаемых).

Интерактивность подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.

Информационные технологии (информационно-коммуникативные технологии) в системе образования позволяют:

Читайте также: