Использование компьютерных технологий ведет к заданный алгоритм отражающий тип урока

Обновлено: 06.07.2024

В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:

  1. содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;
  2. деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;
  3. процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.

Главным содержательным компонентом в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни [1].

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить:

  • компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением;
  • учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской;
  • рабочие места школьной администрации с подключением к Интернет и необходимым программным обеспечением;
  • медиатека, обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.

Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:

  • офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
  • образовательные ресурсы сети Интернет;
  • электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.

ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.

  1. Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
  2. Второй уровень – текстографические ЭОР, имеющие навигацию по тексту (гипертекст).
  3. Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
  4. Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука.
  5. Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа [2].

Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями. В настоящее время существует несколько различных возможностей для повышения компьютерной грамотности: курсы повышения квалификации за пределами школы, внутришкольные компьютерные курсы, взаимообучение и самообразование. Освоение учителем ИКТ осуществляется в несколько этапов:

Знакомство – освоение общих приёмов использования ИКТ; использование – применение готовых электронных образовательных ресурсов для решения отдельных задач; интеграция – изменение технологии преподавания за счет применения ИКТ; преобразование – изменение содержание образования, разработка собственных электронных образовательных ресурсов [3].

Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:

  • развитию информационной компетентности учащихся;
  • реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках;
  • развитию учебной мотивации;
  • активизации познавательной деятельности учащихся;
  • развитию способности к самостоятельной работе;
  • развитию навыков работы в коллективе;
  • развитию коммуникативных навыков;
  • корректировке самооценки учащихся;
  • укреплению веры ученика в свои силы;
  • развитию оценочных умений и др.

Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:

  • представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
  • изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
  • организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;
  • использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;
  • решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
  • формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
  • осуществление объективного и оперативного оценивания и др.

Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках

Тип урока

Варианты использования ИКТ на различных этапах урока

Урок усвоения новых знаний

Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)
Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами

Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа

Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты)
Допуск к работе: тестовый контроль
Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование в среде MS Excel

Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа

Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации

Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия

Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д.
Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии

Урок обобщения, систематизации

Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).

Урок контроля и коррекции

Тестовые программы, электронные дидактические материалы.

При большой наполняемости классов и недостаточном количестве компьютерной техники организация урока с использованием ИКТ может быть проблематичной. Исходя из технического обеспечения школы, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:

  • фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;
  • индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.

Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.

  1. Каждый учащийся за индивидуальным компьютером (возможно при малой наполняемости класса или делении класса на подгруппы) – оптимальный вариант.
  2. Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде (возможно при большой наполняемости класса, наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся) – допустимый вариант.
  3. Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре (возможно при количестве учащихся, не более чем в два раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самооценки) – допустимый вариант для слабого класса.
  4. Сменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (возможно при количестве учащихся, в 2-3 раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самостоятельной работы у большей части учащихся) – оптимально при большой наполняемости класса.

Сменная работа является одной из самых эффективных и сложных, т.к. требует от учителя практических навыков одновременного сопровождения разных видов деятельности. Возможный вариант организации такой работы представлен в таблице:

«сильная» группа

«средняя» группа

«слабая» группа

1. Постановка цели урока - 2 минуты

2. Работа за компьютером - 10-12 минут

2. Работа с учебником - 10-12 минут

2. Работа с учителем - 10-12 минут

3. Работа с учебником - 10-12 минут

3. Работа с компьютером - 10-12 минут

3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут

4. Решение задач - 10 - 20 минут

4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут

При такой форме организации работы урок состоит из пяти этапов, первый и пятый этап являются фронтальными, второй этап начинается для всех одновременно, на 2-4 этапах учащиеся имеют возможность продвигаться в индивидуальном темпе, учитель большее внимание уделяет «средним» и «слабым» учащимся, «сильные» работают самостоятельно. Состав групп может быть сменным, в «сильную» группу желательно включать учащихся с высоким уровнем технологической подготовки, тогда для учащихся из средней и слабой групп останется больше компьютерного времени, при этом учащиеся «слабой» группы могут работать за компьютером в паре. При правильной организации такой работы выигрывают все: «сильные» имеют возможность для дальнейшего продвижения, «средние» подтягиваются до уровня «сильных», «слабые» подтягиваются до уровня «средних».

Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.

При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учитель следует алгоритму [4]:

  1. Изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи урока.
  2. Изучить материал учебника и дополнительных пособий.
  3. Оценить технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики и т.п.).
  4. Подобрать имеющиеся ЭОР в соответствии с целями и задачами урока.
  5. При необходимости самостоятельно разработать недостающие ЭОР, привлечь для этого специалистов, учащихся.
  6. До урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить сценарий урока.

Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.

1. Урок как форму организации обучения обосновал: *
а) Я.А. Каменский;
б) В.А. Сухомлинский;
в) И.Г. Песталоцци.
2. Какие функции выполняет урок? *
а) образовательную, воспитательную, развивающую;
б) проблемного обучения и личностного развития;
в) информационную и контрольно-оценочную.
3. Главная форма организации учебного процесса – это… *
а) урок;
б) внеурочная деятельность;
в) методический совет.
4. Признаки, характеризующие современный урок: *
а) наличие технологической карты урока, формирование УУД;
б) развитие каждой личности, в процессе образования, реализация идеи гуманизации и гуманитаризации образования;
в) использование ИКТ-технологии, реализация идеи дифференцированного обучения, наличие технологической карты урока.
5. Целью каждого урока является… *
а) воспитание личности ребенка, который умеет ставить цели, решать задачи, комментировать результаты;
б) формирование познавательных УУД;
в) формирование УУД.
6. Критерии эффективности современного урока: *
а) обучение через открытие, наличие дискуссии, самоопределение, развитие личности;
б) инновационные технологии, авторитарность, развитие интеллектуальных способностей;
в) самореализация, развитие коммуникации, моделирование проблемных ситуаций, дифференциация, рефлексия.
7. Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – это… *
а) формирование УУД;
б) повышение личностных характеристик обучающегося;
в) создание условий для проявления познавательной активности учеников
8. Главное средство обучения в ОО: *
а) учебник;
б) рабочая программа учителя;
в) урок.
9. Как построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС? *
а) определить педагогическую технологию с помощью, которой будет реализован урок;
б) определить, какими должны быть критерии результативности урока;
в) четко спроектировать урок.
10. Системно-деятельностный подход предполагает: *
а) внедрение ИКТ в реализацию урока;
б) мотивированность образовательного процесса;
в) ориентацию на достижение цели и основного результата.
11. Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором… *
а) ученик является активным субъектом педагогического процесса;
б) ученик является активным объектом педагогического процесса;
в) ученик проявляет навыки репродуктивного восприятия учебного материала.
12. Принцип системно-деятельностного подхода – это… *
а) четкая систематизация и структурированность урока и формируемых на нем знаний;
б) создание на уроке условий, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее.
в) метапредметность.
13. Основные компоненты современного урока: *
а) организационный, побудительный, проверочный, содержательный, оценочный, рефлексивный;
б) организационный, проверочно-оценочный, репродуктивно-обобщающий, рефлексивный;
в) организационный, целевой, мотивационный, коммуникативный, технологичный, контрольно-оценочный, аналитический.
14. В связи с новыми требованиями ФГОС для эффективности познания нового учениками, учителю необходимо научиться создавать… *
а) учебные ситуации;
б) модель урока;
в) ситуации успеха.
15. Личностный смысл обучения – это… *
а) внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу;
б) самообразование;
в) сформированная учителем мотивация к процессу обучения.
16. Обретение личностного смысла учения в ходе образовательного процесса можно достичь путем… *
а) самореализации, направленности на успех, организации индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
б) осознания, осмысления и освоения учебной деятельности;
в) формирование личностных УУД.
17. Что такое педагогическое моделирование урока? *
а) это разработка общей идеи создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения;
б) это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к модели развернутого планирования урока;
в) созданной модели и доведения ее до уровня практического использования.
18. Методические принципы инновационного урока: *
а) субъективизация, метапредметность, деятельностный подход, коммуникативность, рефлексивность, импровизационность;
б) метапредметность, деятельностный подход, коммуникативность, дифференцированность, аналитичность;
в) деятельностный подход, структурированность, технологизация, коммуникативность, рефлексивность.
19. Типология уроков определяется по разным категориям: *
а) по основной дидактической цели, по применению педагогической технологии, по проведению контрольно-оценочной деятельности;
б) по основной дидактической цели, по основному способу их проведения, по основным этапам учебного процесса;
в) по способу проведения, по определению методической модели, по алгоритму структурирования урока.
20. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода. Определите тип урока. *
а) уроки общеметодологической направленности;
б) урок развивающего контроля;
в) урок рефлексии.
21. Уроки общеметодологической направленности предполагают… *
а) закрепление полученных знаний и умений, выявление причин своих ошибок и их корректировка;
б) обобщение и контроль результатов своей учебной деятельности;
в) структурирование и систематизацию знаний.
22. Какой педагогической технологии присущи следующие методы и приемы: коллективный вывод, подведение итогов в паре? *
а) педагогика сотрудничества;
б) гуманно-личностная технология;
в) информационно-коммуникативные технологии.
23. Обращение к проблематизации обучения, активизации познавательных интересов обучающихся характеризует педагогическую технологию: *
а) проблемного обучения;
б) развивающего обучения;
в) кейс-технологию.
24. Использование компьютерных технологий ведет к: *
а) формированию у обучающимися навыков работы с компьютером, возможности дистанционного обучения, получения большего объема информации;
б) повышению эффективности обучения, осуществлению индивидуального подхода в обучении, расширению объёма предъявляемой учебной информации, повышению качества контроля знаний обучающихся и разнообразию его формы;
в) уменьшению коммуникативной активности, снижению читательского интереса обучающихся, ухудшению здоровья школьников.
25. Технологическая карта урока – это… *
а) способ графического проектирования урока;
б) технологизация учебного процесса;
в) заданный алгоритм отражающий тип урока.
26. Отличительные черты технологической карты урока от конспекта урока: *
а) структурированность, технологичность, развернутость, спланированность, наличие образовательных ресурсов;
б) интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность, обобщённость;
в) алгоритмичность, технологичность, объемность, дидактичность.
27. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности на уроке по источнику передачи и восприятия учебной информации: *
а) репродуктивные, проблемно-поисковые;
б) фронтальные, индивидуальные, парные;
в) словесные, наглядные, практические.
28. Виды организации деятельности учащихся на уроке: *
а) рассказ, объяснение, выполнение упражнений;
б) лекция, ролевая игра, урок-экскурсия, самостоятельная работа;
в) работа в группах, работа в парах.
29. Виды нетрадиционных уроков: *
а) лекция, лабораторная работа, проектная деятельность;
б) урок открытия нового знания, урок рефлексия, уроки общеметодологической направленности;
в) урок-конференция, урок-спектакль, урок-суд, урок-аукцион.
30. Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно: *
а) знания предмета, культуры общения, любви к детям;
б) наличия высшего педагогического образования, прохождения курсов повышения квалификации;
в) наличия квалификационной категории, гуманного отношения к детям, любви к преподаваемому предмету.

Нажмите, чтобы узнать подробности

наличие технологической карты урока, формирование УУД.

развитие каждой личности, в процессе образования, реализация идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

использование ИКТ-технологий, реализация идеи дифференцированного обучения, наличие технологической карты урока.

5. Целью каждого урока является:

познание, воспитание и развитие.

формирование познавательных УУД (универсальные учебные действия*).

6. Критерии эффективности современного урока:

обучение через открытие, наличие дискуссии, самоопределение, развитие личности.

инновационные технологии, авторитарность, развитие интеллектуальных способностей.

самореализация, развитие коммуникации, моделирование проблемных ситуаций, дифференциация, рефлексия.

7. Как построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС?

определить педагогическую технологию, с помощью которой будет реализован урок.

определить, какими должны быть критерии результативности урока.

четко спроектировать урок.

8. Системно-деятельностный подход предполагает:

внедрение ИКТ в реализацию урока.

мотивированность образовательного процесса.

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта.

9. Деятельностный подход — это такой метод, при котором:

одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему учащийся быстрее продвигается в своем развитии.

после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.

ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

10. Основные компоненты современного урока:

организационный, побудительный, проверочный, содержательный, оценочный, рефлексивный.

организационный, проверочно-оценочный, репродуктивно-обобщающий, рефлексивный.

организационный, целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, контрольно-оценочный, аналитический.

11. Использование информационных технологий на уроке ведет к:

формированию у обучающихся навыков работы с компьютером, возможности дистанционного обучения, получения большего объема информации.

повышению эффективности обучения, осуществлению индивидуального подхода в обучении, расширению объёма предъявляемой учебной информации, повышению качества контроля знаний обучающихся и разнообразию его формы.

уменьшению коммуникативной активности, снижению читательского интереса обучающихся, ухудшению здоровья школьников.

12. Какой принцип организации современного урока базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения?

Часто педагоги задаются вопросом: так ли это необходимо для учителя, в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий?

Цели использования информационных технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.

  • Укрепить мотивацию школьников к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе;
  • Добиться более эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся без временных и иных затрат;
  • Сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;
  • Сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;
  • Внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;
  • Выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы.

Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.

В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?

Практически в любых. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:

При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.

При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.

При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.

Окружающий мир. 3 класс. Часть 1

Электронная форма учебника (ЭФУ) Окружающий мир. 3 класс. Часть 1 включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Окружающий мир 3 класса Виноградова Н. Ф. Калинова Г. С. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1 соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник интегрирует знания о природе, человеке и обществе. В процессе изучения «Окружающего мира» решаются различные образовательные задачи: у младших школьников формируются знания о планете Земля, ее растительном и животном мире; воспитывается культура отношения человека к природе. Система обучающих заданий развивает умственные способности учащихся, их восприятие, мышление, воображение.

Наиболее частые направления использования ИКТ в учебном процессе

Создание мультимедийных презентаций. Это один из самых простых и доступных способов ярко и наглядно представить учебный материал. В качестве авторов презентаций выступают как педагоги, так и учащиеся: в первом случае презентация готовится к уроку как средство эффективной подачи нового материала, во втором — как форма творческой самостоятельной работы.

Использование интернет-ресурсов. Включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы вне урока.

Работа с дидактическими играми и обучающими программами. Способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию учащихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной для школьников форме.

Основной принцип применения ИКТ в повседневной практике педагога

Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно:

А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.

Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.

В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.

Читайте также: