Итмо компьютерные технологии в дизайне что сдавать

Обновлено: 03.07.2024

В свои 25 лет Валера Бондарев работает тимлидом в ИТ-компании «Реактив», ведёт проекты по автоматизации медицинских процессов. Руководить командой начал через год после окончания ИТМО. Нужные навыки и технологии освоил ещё студентом. Его энергии и силы воли хватало на учёбу, работу в универе и на студактивности.

Университет ИТМО Санкт-Петербурга ― национальный исследовательский университет. Приоритетные направления: ИТ, фотоника, робототехника, квантовые коммуникации, информационная безопасность, трансляционная медицина, умные материалы, химия, биотехнологии, урбанистика, Art&Science, Science Communication.

С 2016 года входит в сотню лучших вузов мира в области компьютерных наук. В 2019 году занял первое место по качеству образования в рейтинге университетов России по версии Forbes. В 2021 году попал в топ-100 рейтинга THE University Impact Rankings в номинации «Индустриализация, инновации и инфраструктура».

ИТМО ― альма-матер победителей международных соревнований по программированию: ICPC (единственный в мире семикратный чемпион), Google Code Jam, Facebook Hacker Cup, Яндекс.Алгоритм, Russian Code Cup, Topcoder Open.

Я родом из города Усинска, это недалеко от Воркуты. Город нефтяников: здесь вахтовиков больше, чем самих жителей. Главная достопримечательность — комары. Даже памятник одному стоит. Айтишников отродясь никогда не было.

Начал заниматься программированием ещё в школе. Старший брат ковырялся в машинах, а я — в компьютерах со старым модемом. Я самоучка. В школе были занятия по информатике, но максимум, что они дали, как в Ворде шрифт жирненьким сделать, а в Экселе формулы самые элементарные писать. Когда учился, даже Паскаль и Бейсик ещё не изучали. Языки осваивал сам, находил и читал информацию в интернете, помогал учителям вести факультативы по ним.

В девятом классе был у меня магазинчик с ICQ номерами. Людям нравился, просили и им подобный сделать. Так стал брать первые заказы. Потом думаю, дай-ка в универ пойду поступать. Выбрал самый айтишный — ИТМО, университет информационных технологий, механики и оптики. Правда, меня дома никто отпускать не хотел. Думали, поеду в Сыктывкар, выучусь на программиста и вернусь в Усинск. А универ Сыктывкара по сравнению с питерскими и московскими вузами похож на ПТУ. Специальность и диплом получишь, но смысл — оставаться в Коми программистом с зарплатой в 40 тысяч?

Я привык: если делать, то на качество. Если учиться, то только в сильном универе. Решил поехать в Питер. Выбирал между ИТМО, Бонч-Бруевичем и Политехом. Последние два сразу не понравились. В приёмной комиссии Бонч-Бруевича какая-то женщина стала хамить. Я говорю: если вам студенты не нужны, то пойду отсюда. Так и ушёл. Политех слишком старый — даже вход в приёмную комиссию отталкивает народ.

В ИТМО меня сразу к себе загребли. Учился на факультете «Информационных технологий и программирования» по направлению «Прикладная информатика в экономике». Вся слава ИТМО держится именно на этом факультете: семикратные чемпионы мира по программированию.

Первые два года учился на платном, потому что из Коми без олимпиад и хороших баллов в нормальный университет не прорваться. Контракт тогда в 2013 году был недорогой — 80 тысяч рублей в год, сейчас уже 235 тысяч.

Через два года перешёл на бюджет. Для этого надо было хорошо учиться и проявить себя активно в студенческой жизни универа. С первого же месяца учёбы работал в студсовете, состоял в совете кураторов, спортклубе, вёл проекты в студенческом научном обществе факультета. В начале второго курса был председателем студсовета факультета и получилось так, что сам себе согласовывал перевод на бюджет.

На втором курсе участвовал в международном проекте. Тогда 2015-й был годом света и световых технологий. Именно наш университет курировал весь движ со стороны студенчества. Я поддерживал сайт проекта и организовывал внутренние коммуникации между студентами.

Особого напряга по учёбе не было, поэтому стал работать прям в универе. Параллельно ещё программировал, брал заказы. Со второго курса работал два года подряд в приёмной комиссии. Затем стал главным куратором факультета. Каждого первокурсника знал в лицо. По регламенту больше двух лет нельзя занимать должность, поэтому сделал круче: создал новую студенческую организацию. Не хотелось уходить — ещё не всё было сделано.

На четвёртом курсе стал работать в Департаменте информационных технологий ИТМО. Там развернулся хорошо: и активист, и программист, и всю кухню студенческую изнутри знаю. Именно там из программирования перелез в сторону баз данных, начал писать информационные системы. Благодаря этому, стал универсальным программистом — сейчас это помогает в работе.

Разработал тогда подсистему для уроков физкультуры, за что меня весь университет проклял. Раньше студенты ходили на физру, как я, например, в начале семестра посмотреть на лицо препода, и в конце — прийти к нему с зачёткой. Моя система эту лавочку прикрыла. Преподаватели теперь отмечают чётенько все посещения и нормативы, а система сама подсчитает и предложит людей в зачёт. В ИТМО теперь минимум двадцать посещений в семестр, есть все нормативы, баллы учтены.

Я также ввёл эту систему в отдел довузовской подготовки, когда стал перестраивать это подразделение под новый, более современный формат. Всё просто: пару галочек поставил, всё само посчиталось. Вот тебе расписание, вот журналы — всё на виду. Знаю, сейчас систему адаптировали под многие дисциплины в универе.

За семь лет работы в ИТМО я научился расставлять приоритеты — очень полезный навык. Научился спать по четыре часа, когда это надо. Понимание того, что у тебя есть обязанности, бодрит. Всё это было непросто, но зато знаю, что при желании горы можно свернуть. Любой отдел или контору можно перестроить так, чтобы они работали в нормальном режиме и с хорошим результатом.

У меня было две магистратуры. С первой — «Суперкомпьютерные технологии в междисциплинарных исследованиях» — отчислился быстро: с первого дня стало ясно, что там делать нечего. Она была полностью на английском языке и с двойным дипломом в Амстердаме. Я понимаю и разговариваю хорошо по-английски, но организация обучения на программе отбила всё желание учиться. Лекции читали с листочка на ломаном английском. Должны были учить информационным системным технологиям с суперкомпьютерными вычислениями, но оказалось, ничего суперского там не было.

Отчислился, перепоступил на ту же кафедру на направление «Когнитивные технологии и квантовый интеллект» — искусственный интеллект на основе физики. Здесь я погрузился в науку. Исследовали в лаборатории процессы принятия решения и занимались их моделированием. Писали математические программы, которые выдавали прогнозы, например, на выборах. Преподаватели на кафедре были физиками головного мозга, было интересно их слушать.

В ИТМО, как и другом вузе, позиция такая: универ должен научить студента учиться. Преподаватели тебе пинок дают: что-то поверхностно рассказывают, а дальше сам выгребай. Но зачёты сдавай.

Плюс университетского образования — очные занятия. Ты общаешься с людьми, профессорами, опытными людьми. Все они рассказывают интересные вещи. Здесь прививают дисциплину. Вся мудистика с дневным обучением, написанием лабораторных и курсовых даёт понимание того, зачем я трачу силы, нервы и что должен в результате получить.

Сейчас много курсов по программированию, где тебе обещают за год-два стать крутым разработчиком. На самом деле, там дают поверхностные знания. Мне понадобилось больше десяти лет, чтобы понять картину айти мира. Я начал с разработки сайтов, веб-программирования. Дальше — прикладная разработка. Параллельно с этим изучал структуры операционных систем, теорию в большом количестве, работал с базами данных. Только после трёх направлений появилось понимание, чем могу заниматься.

На нынешние курсы я даже не смотрю. Большинство — выгребание с людей бабла: надо же как-то оправдать введение систем дистанционного обучения. Там шлак, а не курсы. Лучше почитаю старые учебники из 90-х. В них написаны вещи, про которые сейчас ни в одном универе не расскажут. Разобраны подводные камни, особенности языков программирования. Причём изложено нормальным языком. Недавно читал «Язык программирования C++» Страуструпа Бьёрна, у него всё отлично расписано.

С нашего потока только две трети студентов стали работать по специальности. Остальные забили на это дело, потому что им нужен был просто диплом. Кто замужем, кто женился, кто уехал в другой город и непонятно, чем занимается. Кто в спорт ушёл, а кто-то остался работать в универе.

Я сейчас тимлид в «Реактиве». Работаем с командой в проектах, связанных с цифровым здравоохранением и автоматизацией медицинских процессов. Планирую задачи для команды и решаю оргвопросы с начальством. Делаю так, чтобы загруз людей не переходил в большую кучу дел над их головами. Участвую в выпуске релизов. У меня где-то 300—400 задач в день, которые ожидают своей очереди. Я их постоянно распределяю между своей командой, что-то передаю в другие команды, часть забираю сразу в текущие.

Все задачи идут через меня. Важно понимать, что просто так давать задачки без понимания — это плохо. Я каждую просматриваю, оцениваю, смотрю кому дать. Если делать это без моего ведома, начинается хаос. У меня есть минимальное количество задач в обороте, порядка 30. Поэтому практически весь мой день рабочий, никуда не денусь.

Без работы сидеть не могу. У меня глаз задёргается, если не знаю, что там без меня на проектах происходит. Боюсь, если на две недели куда-нибудь пропаду, то возвращаться будет некуда. Всегда спорил с фразой «незаменимых людей не бывает».

Планирую хоть как-нибудь расслабиться и выспаться от всего этого дела. Вот сейчас к этому иду. Хочу начать путешествовать, повидать мир. Ещё хочу квартиру купить в Питере, а то всё по съёмным мотаюсь. Куплю квартиру — будет видно куда дальше.

Может, начну преподавать курс по базам данных, здесь квалификация и опыт у меня есть. Плюс умею хорошо доносить информацию. Возможно, буду учить студентов ИТМО. Я вижу, как универ активно развивается, поэтому мне хочется поработать в нём. Хочется передать полученные вне учёбы знания.

Читайте другие наши интервью:

Ну давай разберем по частям, тобою написанное ))

«Выбрал самый айтишный»
^ Так промывают мозги всем поступающим и учащимся. Пиар-компания, а не ВУЗ)))

«. стала хамить»
Не знаю, что у него была за ситуация, но сам он был печально известен тем, что вообще не фильтрует, что говорит.

«слава ИТМО держится именно на этом факультете»
Если быть точнее, как уже написали другие комментаторы, слава итмо держится исключительно на крошечной по сравнению с о всем вузом группе студентов на отдельной кафедре, за пределами которой - мрак. Валерий тут не при чем вообще.

«С первого же месяца учёбы . »
Заводил связи, поставил "активизм" приоритетнее учебы, но при этом по учебе не страдая. Почему? Коррупция. Уже чуть ли не с первого курса.

«. сам себе согласовывал перевод на бюджет»
О чем и речь. Отгулы, премии и т.д. тоже сам себе согласовывал, слышала. Он даже своим друзьям этим хвастаться не боялся.

«. нельзя занимать должность. Не хотелось уходить — ещё не всё было сделано»
😂 Тут увидела в конце много ошибок в слове "распилено"

«На четвёртом курсе стал работать в Департаменте информационных технологий ИТМО. Там развернулся хорошо. универсальным программистом»
😂😂😂 Давно так не смеялась! С точки зрения хард-скиллов(технических) он вообще не блистал никогда, мягко говоря.

«В ИТМО теперь минимум двадцать посещений в семестр, есть все нормативы, баллы учтены»
Спорный вопрос, я солидарна с теми, кто пропускал физру. "Самый айтишный вуз" с обязательной физрой, ага 😂

«За семь лет работы в ИТМО я научился расставлять приоритеты»
У вас опечатки в словах лебезить и обманывать.

«Научился спать по четыре часа, когда это надо»
Кажется, всё-таки не научился расставлять приоритеты :)

«отчислился быстро. ничего суперского там не было»
Английского он никогда на хорошем уровне не знал вообще, даже на уровне чтения, не говоря об устном. Насколько я знаю, отчисляли его за академическую неуспеваемость, потому что ни на лекции он не ходил, ни лабы/курсачи не сдавал. Возможно, как раз, потому что не мог осилить программу из-за своего знания английского языка.

«Отчислился, перепоступил на ту же кафедру на направление»
Как я уже написала выше, его отчисляли за долги, а поступил он туда, где бы его могли прикрыть его коллеги либо начальство, позволяя с помощью связей опять подзабить на учебу и продолжать пилить бюджет и гранты)))

«Плюс университетского образования — очные занятия. Ты общаешься с людьми, профессорами, опытными людьми. Все они рассказывают интересные вещи»
Иронично это слышать от человека, который никакие лекции не посещал вообще.
В целом, это правда лишь частично. Я ходила на некоторые лекции приезжающих из Нидерландов профессоров, даже если они не касались моего направления - и они были интересными (понимать, в отличие от Валерия, я их могла 😂). Но если местный ветхий дедушка-профессор рассказывает тебе про технологии тридцатилетней давности, начинаешь сомневаться в целесообразности таких лекций.

«Здесь прививают дисциплину»
Готовят к рабству, ага.

«На нынешние курсы я даже не смотрю»
"Потому что не знаю английского, да и вообще, я и так уже универсальный программист", да? 😂

«Лучше почитаю старые учебники из 90-х. В них написаны вещи, про которые сейчас ни в одном универе не расскажут»
🤡

«Боюсь, если на две недели куда-нибудь пропаду, то возвращаться будет некуда»
Самомнение у данного персонажа всегда зашкаливало, да.
Вот только когда он занимал деньги, то у него не было вообще никаких проблем с тем, чтобы куда-то пропасть 🤡. У половины потока, наверное, занимал. Чаще всего, по мелочам - тут 100, там 500, там 1000. Многие после нескольких попыток получить деньги назад в течение нескольких месяцев просто забивали, что побуждало его заниматься этим и дальше.

«начну преподавать курс по базам данных»
Боже упаси.

«Плюс умею хорошо доносить информацию»
😂

Эта статья - портрет будущего сотрудника администрации вуза, либо сотрудника мин.цифры, либо муниципального депутата или еще какого вида чиновника. Со студенческой скамьи Валерий учился обманывать, пилить деньги, строить связи и обращать их на свою пользу, я бы сказала, что он далеко пойдет в реалиях нашей страны. Как говорится, зачем работать головой, когда работать могут подчиненные?))
Змею пригрели, Reactive :)

В Университете ИТМО продолжается подготовка к приему будущих бакалавров, магистров и аспирантов — проходят Дни открытых дверей, олимпиады для школьников и Конгресс молодых ученых.

О том, как устроена Приемная кампания-2017, сегодня расскажет Анна Веклич, первый заместитель председателя Приемной комиссии, начальник Департамента по стратегическим коммуникациям Университета ИТМО.

В этом материале мы постарались собрать все, что нужно абитуриенту: от статистики прошлых лет до устройства мегафакультетов Университета и бонусов при поступлении.


/ Анна Веклич, первый заместитель председателя Приемной комиссии, начальник Департамента по стратегическим коммуникациям Университета ИТМО

О поступлении

Ежегодно Университет ИТМО принимает порядка 1200 студентов бакалавриата на бюджетную форму обучения по 30-35 направлениям подготовки и 70-ти образовательным программам (ОП). В магистратуре эти цифры еще больше – ежегодно для будущих магистров доступны более 2400 бюджетных мест в рамках 35-37 направлений подготовки и более 180 ОП.

При этом большая часть поступивших студентов-первокурсников – это ребята не из Санкт-Петербурга. Так, например, в бакалавриате уже третий год подряд 70% иногородних, в магистратуре – 51 %. Растет год от года и процент иностранных студентов – с 12% в 2015 до 17,2 % в 2016 году.

Бакалавриат

Количество абитуриентов, подавших документы в Университет ИТМО в 2016 году, на 25% больше, чем 2015 году. Хотя в последние три года (2013-2015 гг.) просматривался спад желающих участвовать в конкурсе. Такое уменьшение было связано в первую очередь с тем, что в 2013 году Университет впервые установил одинаковые и достаточно высокие минимальные баллы на бюджетную и контрактную формы – 55-60 баллов по каждому предмету ЕГЭ.

Многие думают, что чем выше конкурс, тем престижнее университет. Но это далеко не так. Число поданных заявлений в вуз не всегда показывает качество абитуриентов. Все зависит от минимальных баллов.

Университет может установить министерские минимумы по каждой дисциплине (в среднем 30 баллов по каждому предмету ЕГЭ) и таким образом создать искусственный большой конкурс до 50-100 человек на место. При этом важно понимать, что такие заявления являются «мусорными», так как далее все они отсеются в рамках конкурса.

Как пример, в 2016 году минимальный балл по информатике и математике на направление подготовки «Прикладная математика и информатика» был 75, конкурс составил меньше 5 человек на место, а вот проходной балл был самый высокий в вузе – 294 из 300 баллов ЕГЭ по трем предметам (бюджетная форма).

Средний конкурс по вузу в 2016 году – 5,0 человек на место (в некоторых конкурсных группах доходит и до 30,0).

Самые популярные направления подготовки бакалавриата:

  • 01.03.02 «Прикладная математика и информатика»
  • 09.03.02 «Информационные системы и технологии»
  • 09.03.03 «Прикладная информатика»
Для начала планируется небольшой набор – порядка 25 студентов, далее мы хотим увеличить это число до 70-80 человек. Поэтому в рамках приемной кампании 2017 года ставка сделана не только на IT, но и на направления подготовки, куда ребята поступают с ЕГЭ по физике: 12.03.03 «Фотоника и оптоинформатика», 16.03.01 «Техническая физика» и другие.

Минимальные баллы ЕГЭ останутся прежними и достаточно высокими для бюджетной и контрактной формы обучения – 60. А по математике и информатике на кафедру «Компьютерных технологий» минимум составит 75 баллов.

Магистратура

Благодаря тому, что в магистратуре ИТМО более 2400 бюджетных мест, существует достаточно большое количество образовательных программ, которые узкоспециализированы: от «Индустриальной робототехники» до «Научной коммуникации».

В Университете ИТМО ежегодно открываются и направления, популярные уже сейчас, и специальности, которые пока не носят массовый характер, но в будущем станут достаточно востребованными на рынке, например образовательные программы «Вычислительная биомедицина», «Световой дизайн», «Технологические инновации и трансфер технологий».

Конкурс в магистратуру всегда ниже, чем в бакалавриат. Выпускники вузов, в отличие от выпускников школ, заранее точно знают, какую образовательную программу выбрать, поэтому и подают максимум 1-2 заявления в 1-2 вуза.

Самые популярные направления подготовки в магистратуре:

  • IT (01.04.02 «Прикладная математика и информатика» или 10.04.01 «Информационная безопасность»)
  • Инновации, маркетинг, менеджмент 27.04.05 «Инноватика»
  • Робототехника 15.04.06 «Мехатроника и робототехника»

К чему готовиться поступающим в 2017

Ежегодно вуз планирует свою стратегию развития таким образом, чтобы привлечь наиболее одаренных, талантливых и мотивированных абитуриентов. В бакалавриате сохраняются высокие минимальные баллы для поступающих на бюджет и контракт, роль индивидуальных достижений, за которые можно получить до 10 баллов к ЕГЭ, также пересматривается: выбираются только самые качественные конкурсы, олимпиады и проекты (подробнее об этом расскажем ниже).

Особенно строго в 2017 году будет с целевым приемом (специальные целевые места в рамках общих бюджетных по заказу от компаний): если раньше туда могли поступать ребята, которые преодолели вузовский минимум, то сейчас мы будем ориентироваться не менее, чем на 240 баллов по трем предметам ЕГЭ.

В магистратуре требования к абитуриентам также остаются очень высокими. Так, например, если вы хотите поступить без конкурса, то средний балл вашего диплома должен быть не менее 4,5.

Об Университете

Последние годы Университет ИТМО ведет прием на более чем 300 образовательных программ бакалавриата и магистратуры, в вузе более 100 кафедр, более 10 факультетов. Абитуриентам было достаточно сложно разобраться во всем этом многообразии названий.

Поэтому с 2016 года в рамках Приемной капании были введены Меганаправления – пять ключевых профильных направлений университета, в каждом из которых тематически представлены образовательные программы:

  • Интернет-технологии и программирование
  • Фотоника
  • Компьютерные технологии и управление
  • Биотехнологии и низкотемпературные системы
  • Экономика, менеджмент, инноватика

В течение 2016 года структура вуза сильно изменилась и на административном уровне: были созданы мегафакультеты, которые официально закрепились и в структуре вуза. На сегодняшний день в Университете ИТМО официально существует четыре мегафакультета, административно объединяющие в себе факультеты, кафедры, образовательные программы:

  • МФ Трансляционных информационных технологий (Меганаправление Интернет-технологии и программирование);
  • МФ Фотоники;
  • МФ Компьютерных технологий и управления;
  • МФ Биотехнологии и низкотемпературные ситемы.

Не только IT: какие дисциплины развивают на мегафакультетах

У нас есть свой четкий научно-образовательный профиль: IT и фотоника. Но далее мы транслируем наши компетенции на новые сферы, тем самым развивая себя и усиливая те сферы, где не хватает наших знаний. Так появляются: биоинформатика, квантовые коммуникации, IT-урбанистика, Art&Science, Интернет вещей, финтех, научная коммуникация, биотехнологии, нейротехнологии.

Такая мультидисциплинарность на мегафакультетах в науке и образовании приветствуется и поддерживается вузом. Именно такие образовательные программы привлекают современных абитуриентов, так как сочетают в себе разные компетенции и раскрывают талант студента со всех сторон.

Робототехника. В 2016 году в Университете ИТМО создана Школьная команда по робототехнике, которая весной прошлого года завоевала 2 место на WRO (World Robot Olympiad, мировой чемпионат по школьной робототехнике). Сейчас мы развиваем наше робототехническое направление и нацелены сделать ИТМО чемпионом мира в робототехнике – так же, как это произошло с IT.

Физика. Менее года назад открыт физико-технический факультет, ориентированный на подготовку элитных физиков. Факультет создан в структуре мегафакультета фотоники, который является нашей научной базой. Именно на этом МФ больше всего научных лабораторий, известных ученых, сотрудники этого МФ пишут статьи в самые высокорейтинговые научные журналы. И сейчас у абитуриентов-физиков есть возможность поступить сюда, обучаться у лучших преподавателей и завоевывать свои награды не в IT, а в физике, в науке.

Биотехнологии. В начале 2017 года в вузе создан мегафакультет «Биотехнологии и низкотемпературные системы», ориентированный на следующие «модные» направления: здоровое питание, функциональные продукты, современные способы их сохранения. Сейчас в стране есть буквально 1-2 вуза, которые готовят специалистов в этой области и ведут научную деятельность. Развитие этого МФ в самом начале своего пути. Но у нас есть все основания ожидать, что уже очень скоро это направление «выстрелит».

Инновации. При этом в Университете ИТМО также готовят технологических менеджеров, предпринимателей, инноваторов – за это уже 2 года отвечает созданный факультет технологического менеджмента и инноваций.

Поступая в Университет ИТМО на конкретную образовательную программу, вы не привязываете себя только к ней и сможете перевестись на другую в рамках одного направления подготовки. Далее вы погружаетесь в атмосферу вуза, занимаетесь в лабораториях, ФабЛабе, создаете свой проект в Бизнес-инкубаторе – и тут вас никто ничем [в том числе и выбранной специальностью] не ограничивает. Главное – это ваше желание.


Yugank Singhal / Flickr / CC

Как во всем разобраться и определиться с выбором

Сейчас для ребят существует много направлений, где они могли бы себя проявить и получить знания: от Подготовительных курсов до семинаров по спортивному хакингу SPbCTF. В Университете ИТМО проводится большое количество Дней открытых дверей – в онлайн и офлайн-вариантах, а также отдельно по меганаправлениям. Существуют индивидуальные профориентационные тестирования, экскурсии и просто личные встречи со школьниками и их родителями.

Очень скоро мы запустим единый портал для школьников, которые интересуются Университетом ИТМО – ITMO.START. Это проект, который объединит в себе все возможности для школьников с 4 по 11 классы. Что касается непосредственно поступления (в бакалавриат, магистратуру и аспирантуру), то всю информацию можно найти на нашем сайте для абитуриентов, где максимально подробно рассказано про все образовательные программы.

В описании каждой образовательной программы на сайте мы разместили учебные планы, что позволяет абитуриенту видеть все изучаемые дисциплины и то, какие формы контроля по ним будут, и в каком семестре студенту придется что-либо сдавать. Там же можно посмотреть и краткое описание профильных дисциплин. Кроме того, у абитуриента есть возможность посмотреть ведущих преподавателей, что иногда является определяющим при выборе будущей специальности.

Еще одна возможность ближе познакомиться с обучением в Университете ИТМО и определиться с будущей профессией или направлением обучения – массовые онлайн-курсы от Университета. Например, онлайн-курс «Научная коммуникация», который Университет ИТМО запустил в 2016 году, можно с легкостью использовать, готовясь к поступлению в одноименную магистратуру. Это и была одна из целей подготовки курса, так как направление новое и литературы по нему в России очень мало.

Об абитуриентах и «олимпиадниках»

Для абитуриентов бакалавриата олимпиады играют огромную роль. Всероссийские олимпиады школьников и олимпиады из перечня Российского совета олимпиад школьников (РСОШ), позволяют абитуриентам использовать право поступления в Университет ИТМО «Без вступительных испытаний» (БВИ), подтверждая диплом такой олимпиады 75 баллами ЕГЭ по профильному предмету (это обязательно).

При этом победители таких олимпиад получают в ИТМО стипендию в течение первого года от 7 до 15 000 рублей в месяц – это называется «Золотой», «Серебряный» и «Бронзовый» студенческий билет.

Мы считаем таких ребят наиболее ориентированными на дальнейшее обучение и развитие. Эти слова подтверждаются и дальнейшей успеваемостью победителей и призеров олимпиад – она всегда выше на 50% от успеваемости абитуриентов, поступивших по результатам ЕГЭ.

В прошлом году в Университет поступили более 200 победителей и призеров предметных олимпиад школьников (20% от общего числа бюджетных мест), что является 4 результатом в России. Сам Университет также является организатором 6 олимпиад из перечня РСОШ.

Университет ИТМО принимает классические олимпиады по таким предметам как:

  • Информатика и ИКТ
  • Математика
  • Физика
  • Химия

Все эти олимпиады ставят перед собой задачу раскрыть творческий потенциал абитуриента, увидеть нестандартный подход к решению задач у школьников.

В феврале 2017 года мы объединили все собственные предметные олимпиады Университета и запустили первую онлайн-олимпиаду «ИТМО ВКонтакте» в самой социальной сети, увеличив количество участников в 10 раз. За нее, например, мы даем 10 баллов к ЕГЭ по предмету.

В магистратуре победители или призеры олимпиады, которая учитывается вузом при поступлении получают 100 баллов по экзамену (по профилю олимпиады). Но поступающий все равно должен принять участие в общем конкурсе на поступление, где при равных баллах по экзамену будет учитываться средний балл диплома.

Часто победителям и призерам студенческих олимпиад вручается и денежное поощрение, а также различные бонусы от университетов-организаторов и партнеров олимпиады. Также дипломы таких олимпиад можно представить в своем «Портфолио» для поступления в вуз.

Научные проекты и личные достижения: чем еще может отличиться абитуриент

В бакалавриате абитуриенты могут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ за индивидуальные достижения (ИД). Среди них научные и творческие конкурсы, спортивные достижения, волонтерская деятельность и т.д. Каждый вуз вправе сам определить, за что и сколько баллов он начисляет поступающему.

Наш Университет выделил наиболее значимые критерии и для них назначил соответствующие баллы. Так, мы высоко оцениваем победу в инженерных конкурсах, научных олимпиадах и других проектах, позволяющих определить мотивацию и способности ребят.

Кроме того, мы даем дополнительные баллы за языковые сертификаты. Абитуриенты, закончившие с отличием школу или СПО, также получают до 5 баллов к результатам ЕГЭ. В целом, в прошлом году около 50% абитуриентов воспользовались возможностью указать свои индивидуальные достижения с целью получения дополнительных баллов.

Многие абитуриенты магистратуры заранее готовятся к поступлению и могут принимать участие в специальных конкурсах и проектах Университета ИТМО, которые дают право поступления без экзаменов. В апреле можно выступить на Всероссийском конгрессе молодых ученых, победители которого получают право без конкурса поступить в Университет ИТМО.

Тем, кто уже писал научные статьи и участвовал в студенческих олимпиадах, кто имеет значимые победы и награды, можно принять участие в конкурсе «Портфолио», но стоит отметить, что его участниками могут быть только те выпускники бакалавриата, чей средний балл успеваемости в вузе был не ниже 4,5.

С 2016 года в магистратуру Университета ИТМО можно также поступить дистанционно, с помощью онлайн-экзаменов, что является очень удобным способом для иногородних абитуриентов. Как уже говорилось выше – 51% поступивших не из Санкт-Петербурга. Наибольшее число студентов поступает в ИТМО из: СПбГУ, СПбГЭУ, ТУСУР, УрФУ. Кстати, доля иностранцев в магистратуре в 2016 году выросла в 2 раза: с 8% в 2015 до 16,2% в 2016.

Как «готовятся в студенты ИТМО»

Большое количество ребят, поступивших в Университет ИТМО, ранее занимались в каких-либо профориентационных структурах или участвовали в научных или инженерных конкурсах. Участие школьников в таких проектах позволяет им заранее почувствовать, к чему у них лежит душа, и приходить в вуз с более осознанным выбором. Такие студенты в будущем достигают заметно больших успехов, в том числе еще потому, что не тратят время на адаптацию к вузовскому миру.

Для нас очень важно, чтобы обучающиеся были довольны и образованием, и атмосферой вуза. Поэтому мы делаем ставку на свои профориентационные структуры, которые с помощью современных технологий и методов могут гораздо быстрее донести информацию о вузе, о специальности, об интересных проектах до будущих студентов, которым сейчас по 16-17 лет.

Сейчас они [абитуриенты] должны выбирать то, что будет актуально и популярно спустя 6 лет, когда они закончат магистратуру вуза. А сегодня этот выбор сделать очень сложно – профессии исчезают или вовсе становятся ненужными, но при этом появляются новые рынки и новые возможности, к которым должны быть готовы те, кому сейчас 16-17, а может и всего 12 лет.


Курс знакомит с предметной областью графического дизайна. В рамках курса рассматриваются редакторы растровой и векторной графики, их достоинства и недостатки для решения проектных задач. Разбирается, как организовывать и планировать проекты. Охватываются вопросы визуальной айдентики, прототипирования сайтов, презентации результатов, охраны авторских прав и патентования, современных тенденций в дизайне.

  • О курсе
  • Формат
  • Информационные ресурсы
  • Требования
  • Программа курса
  • Результаты обучения
  • Формируемые компетенции
  • Направления подготовки

О курсе

Курс посвящен предметной области графического дизайна. В рамках курса происходит знакомство с историческими и практическими аспектами графического дизайна. Разбираются принципы использования растровых и векторных инструментов, роль компьютерной графики в повседневной жизни. Производится разбор проектного метода при создании элементов фирменного стиля и их презентации. Затрагиваются вопросы авторского права, патентования и современных тенденций и технологий в графическом дизайне.

В результате обучения на курсе слушатели смогут ориентироваться в особенностях существующих графических редакторов, а также выбирать графические редакторы для решения проектных задач и работать в них. Благодаря полученным знаниям об основах проектной деятельности в области графического дизайна, они будут готовы самостоятельно организовывать и планировать подобные проекты. Слушатели изучат тенденции развития технологий в области графического дизайна и впоследствии смогут определять наиболее приоритетные направления развития технологий этой сферы. Кроме того, они получат знания об основах законодательства в области охраны авторских прав, будут уметь разрабатывать элементы фирменного стиля, подлежащих патентованию, и работать с компьютерной визуализацией и представлением элементов фирменного стиля.

В курсе используются видеолекции с мультимедиа контентом, а также проектные методики.

Пределы существуют лишь в сознании, студентам часто кажется невозможным выполнение задания, пока оно не сделано.

Формат

В состав курса входят видеолекции, практические задания, видеоразбор характерных ошибок, проектное задание, презентация проектного задания, финальное тестирование.
Курс рассчитан на 12 недель. Недельная учебная нагрузка обучающегося по курсу – 9 часов Общая трудоемкость курса в зачетных единицах – 3 з.е.

Информационные ресурсы

Требования

Для успешного освоения курса необходимо уметь работать с ПК на уровне пользователя. В процессе обучения активно используются:

  • ПК, растровые: GIMP — бесплатный аналог Adobe Photoshop, ProCreate для пользователей Mac;
  • векторные: Inkscape — бесплатный аналог Adobe illustrator и Corel Draw.
  • Figma (открытая версия). Можно использовать любую программу в зависимости от платформы ПК и установленного пакета ПО

Программа курса

В курсе рассматриваются следующие темы:

  1. Основные этапы развития дизайна, функция дизайна.
    Композиция, запись изображения в файл, векторная и растровая графика, основные форматы файлов, достоинства и недостатки, области применения.
  2. Композиция в графическом дизайне.
  3. Понятие цвета, цветоведение, способы записи в файл, цвет в современной европейской культуре.
  4. Золотое сечение в искусстве, пропорционирование.
  5. История развития латинского и кириллического шрифтов.
  6. Параметры шрифта и верстки, влияющие на читабельность.
  7. Принципы дизайна многостраничных изданий, понятие сетки, электронные публикации. Понятие, ГОСТ, форматы файлов, интерактивные возможности.
  8. Плакат. История, тенденции.
  9. Виды графического дизайна, визуальная айдентика, презентация проекта.
  10. Фирменный стиль, бренд-бук и авторское право.
  11. Принципы создания интерфейсов, прототипирование.
  12. Методология дизайна.

Каждая тема изучается в течение одной недели.

Результаты обучения

  • создавать композиционные макеты из графических объектов на плоскости (РО-1);
  • создавать практические творческие композиции дизайн-проектов (РО-2);
  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна (РО-3);
  • получать представления о влиянии тона на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна (РО-4.1);
  • разрабатывать визуальный интерфейс, оптимальный с точки зрения пользователя мобильного устройства (РО-4.2);
  • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века (РО-5);
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства (РО-6);
  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства (РО-7);
  • выбирать графические редакторы для решения проектных задач (РО-8).

Формируемые компетенции

09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Способность осваивать методики программных средств для решения практических задач (ОПК-2).

Формулировка «лучшие IT-вузы России» не совсем точна, поскольку высших учебных заведений, специализирующихся исключительно на подготовке профессионалов для работы в сфере информационно-коммуникационных технологий, в стране нет. Зато есть немало отличных профильных инженерных и классических университетов, в которых традиционно сильно IT-направление.

Список институтов с информатикой в программах подготовки

В теоретическую подготовку будущих айтишников входит изучение математики, информатики, физики, теории вероятности, статистики, криптографии и других развивающих алгоритмическое мышление дисциплин. Все российские вузы, ведущие обучение IT-специалистов, обязательно наряду с изучением фундаментальной базы включают в образовательные программы практику в софтверных компаниях. В университетских аудиториях студенты изучают, а на производстве учатся использовать разные языки программирования, методы обработки, хранения, передачи и защиты данных.

Итак, высшее образование в сфере информационных технологий можно получить в университетах с факультетами или целыми институтами информатики. Соответствующие направления подготовки есть в десятках вузов, вот некоторые из них:

    – Технический университет связи и информатики (Москва). – Строительный университет (Москва).
  1. ТУСУР – Университет систем управления и радиоэлектроники (Томск).
  2. АлтГУ – Алтайский госуниверситет (Барнаул).
  3. ЮРПГУ – Южно-Российский политехнический университет (Новочеркасск).
  4. СамГТУ – Технический университет (Самара).
  5. СФУ – Сибирский федеральный университет (Красноярск).
  6. БФУ им. И. Канта («Кантиана») – Балтийский ФУ (Калининград).
  7. НГТУ имени Р. Е. Алексеева – технический университет (Нижний Новгород).
  8. ДГТУ – Донской технический университет (Ростов-на-Дону).
  9. СамГУ имени С. П. Королева – Самарский университет.
  10. ЯрГУ имени П. Г. Демидова – Ярославский госуниверситет.
  11. ПетрГУ – Петрозаводский госуниверситет (Карелия, Петрозаводск).
  12. СКФУ – Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь).
  13. СВФУ – Северо-Восточный федеральный университет (Саха, Якутск).

Все эти высшие учебные заведения готовят конкурентоспособных программистов, специалистов по Big Data и другим сферам информационных технологий, но в международные рейтинги стабильно пока входят не все из них.

Рейтинги IT-вузов России

В международных рейтингах, в том числе и по направлению Computer Science, прочные позиции занимают: Физтех (МФТИ), МГУ, МИФИ, Бауманка (МГТУ), СПбГУ, НГУ (Новосибирск), Томские госуниверситет и политех, Вышка (ВШЭ), Университет Петра Великого, РУДН.

По версии Times Higher Education (THE) десятка лучших IT-вузов России выглядит так:

В свежий рейтинг Quacquarelli Symonds (QS) в номинации Emerging Europe & Central Asia («Развивающаяся Европа и Центральная Азия») вошли 105 российских университетов, большинство из них – это вузы с информатикой на высоком уровне преподавания. Три высших учебных заведения – МГУ, СПбГУ, НГУ – возглавили транснациональный рейтинг.

Рейтинг QS

За ними в сотне лучших следуют еще 14 университетов, которые с полным правом можно назвать лучшими IT-вузами России:

  1. Томский госуниверситет.
  2. МФТИ.
  3. ВШЭ.
  4. МИФИ.
  5. Томский политех.
  6. УрФУ (Екатеринбург).
  7. КФУ (Казань).
  8. МИСиС.
  9. ИТМО.
  10. СПбПУ Петра Великого.
  11. РУДН.
  12. Университет Лобачевского.
  13. ДВФУ.
  14. Самарский университет.

Все вузы – участники этих двух мировых топов занимают верхние строчки академического рейтинга Европейской научно-промышленной палаты (ARES). Его достоинство заключается в том, что что при оценке качества образования, степени востребованности выпускников на рынке труда и других традиционных позиций используются компьютерные программы, что полностью исключает субъективность ранжирования (тот самый пресловутый человеческий фактор).

Рейтинг ARES

ARES присваивает вузам категории A, B, C и D. Первая означает, что качество преподавания, научная деятельность и востребованность выпускников находятся на высоком уровне. «В» присваивается, если образование, которое дают в вузе, достаточно надежное. Уровень «C» значит, что показатели университета средние, категория «D» – что низкие.

Отечественные ренкинги

Российские эксперты тоже составляют рейтинги IT-вузов. Лидерами на ниве подготовки профи для сферы информационных технологий RAEX признал МГУ, МФТИ и ИТМО. Это не значит, что хорошее образование можно получить только в Москве и Санкт-Петербурге. В двадцатку лучших IT-вузов по версии РА «Эксперт» входят университеты из разных регионов РФ.

Рейтинг RAEX

Бюджетные места и проходные баллы

Информация о бюджетных местах, проходных баллах и стоимости года учебы в IT-вузах, расположенных в разных регионах, представлена в таблице.

Название вуза Количество бюджетных мест на очном отделении Годовая стоимость обучения (для очной формы), руб. Проходной балл
МГТУ им. Н. Э. Баумана 57 284 341 255
ТГУ 25 142 800 223
КФУ 100 145 500 268
СПбПУ 24 191 000 254
УрФУ им. Б. Н. Ельцина 79 168 000 201
ИТМО 90 226 000 303
СПбГЭТУ ЛЭТИ 100 166 000 252
НИУ БелГУ 18 110 660 183
ДВФУ 25 200 000 144
НИТУ МИСиС 25 228 000 258
ВГУ (Воронеж) 75 112 000 227
НГТУ 98 – * 239

*На официальном сайте НГТУ пока нет данных о стоимости обучения.

Факультеты и специальности

В таблице приведены примеры специальностей и направлений подготовки, связанных с информатикой и ИКТ. В разных вузах содержание программ варьируется, поэтому стоит внимательно изучить содержание учебных планов, прежде чем подавать документы.

Информатика и ВТ:

вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
- интеллектуальные системы обработки информации и управления;
- системы автоматизированного проектирования и инфоподдержки.

- разработка программно-информационных систем.

Прикладная математика и информатика:

Институт прикладной математики и компьютерных наук:

- прикладная математика;
- программная инженерия;
- фундаментальная/прикладная информатика и ИТ;
- матобеспечение и администрирование инфосистем;
- компьютерная безопасность.

Мехмат и радиофизический факультет:

- математика и компьютерные науки;

- фотоника и оптоинформатика.

Институт прикладной математики и механики:
- математика и компьютерные науки;
- инфобезопасность автоматизированных систем;
- информационно-аналитические системы безопасности.

Мегафакультет компьютерных технологий (КТ) и управления:

- КТ и системы;
- КТ в дизайне;
- нейротехнологии и программирование;
- системное и прикладное ПО;
- технологии защиты информации;
- цифровое производство;
- цифровые системы управления;
- робототехника.

Мегафакультет трансляционных ИТ:
- информатика и программирование;
- программирование и интернет-технологии;
- мобильные сетевые технологии;
- программирование в инфокоммуникационных системах;
- интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.

Правила приема

В вузы на специальности, связанные с ИТ, принимают по результатам трех экзаменов ЕГЭ: по русскому языку, математике (профиль) и информатике. Минимальные баллы, достаточные для подачи документов, каждый вуз устанавливает самостоятельно, а средний проходной порог на бюджетную и контрактную формы обучения каждый год разный и зависит от того, насколько хорошо школьники сдали ЕГЭ. В среднем абитуриенту нужно набрать от 180 до 250 баллов, чтобы стать студентом IT-вуза на бюджетной основе. Дополнительные вступительные испытания, как правило, не проводятся.

Где работают выпускники

В наш век компьютерных технологий у тех, кто связал свою жизнь с информатикой и программированием, есть масса карьерных возможностей. Список профессий практически бесконечен: BI-архитектор, Data Scientist, IT-директор, web-дизайнер, администратор сайта, аналитик, разработчик приложений, Software Engineer и еще не меньше двух десятков специальностей.

Одно из главных преимуществ практически любой IT-профессии заключается в высоком заработке. Программисты на сегодняшний день одни из самых востребованных специалистов на рынке труда, у них есть большой потенциал для карьерного роста, так как из-за дефицита кадров конкуренция в IT-отрасли очень низкая.

Читайте также: