Как формируется индивидуальное информационное пространство в компьютере

Обновлено: 29.06.2024

§ 7. Личное информационное пространство и защита информации

7.1. Организация личного информационного пространства

Одна из основных компетенций современного общества — умение работать с информацией.

Информационные ресурсы являются важнейшей составляющей информационного пространства каждой личности, а также фактором, определяющим развитие общества в целом. Современная действительность предъявляет повышенные требования к свое временности, достоверности и полноте информации, без которой немыслима эффективная деятельность.

Информационные ресурсы, которые доступны пользователю при работе на компьютерных устройствах, называют личным информационным пространством пользователя.

Личное информационное пространство является обязательным атрибутом современного человека, а навыки по его формированию можно рассматривать как важные информационные компетенции.

В случае если компьютерное устройство не подключено к Интернету, личное информационное пространство ограничено лишь теми программами и данными, которые размещены на этом компьютере. Если же имеется возможность подключения к Интернету, информационное пространство пользователя становится практически безграничным.

Для эффективного применения ком пьютерных устройств важно правильно сформировать индивидуальное информационное пространство, т. е.:

  • установить программное обеспечение;
  • обеспечить подключение к Интернету;
  • настроить индивидуальный интерфейс;
  • обеспечить доступ к облачным хранилищам и веб-сервисам;
  • создать и сохранить необходимые документы;
  • продумать структуру каталогов для хранения файлов с документами.

При организации индивидуального интерфейса важно настроить:

  • скорость доступа к информационным ресурсам;
  • пользовательский интерфейс периферийных устройств и программного обеспечения;
  • скорость работы компьютерного устройства.

Наряду с информационными ресурсами компонентами информационного пространства являются:

  • средства информационного взаимодействия — средства телекоммуникаций на уровне объединения компьютерных сетей и средств различного вида связи (телефонной, телевизионной, спутниковой);
  • комплексы, использующие эти средства, могут объединяться в системы передачи/приема для информационного обеспечения общества;
  • информационная инфраструктура — система организационных структур, подсистем, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.


Основные функции информационного пространства:

1. Интегрирующая. Пространство информации объединяет в единую социокультурную и пространственно-коммуникативную среду разнообразные виды деятельности человека.

2. Коммуникативная. Информационное пространство образует среду интерактивной, мобильной коммуникации различных субъектов деятельности для информационного обмена.

3. Геополитическая. Пространство информации создает собственные ресурсы, существенно меняет значимость традиционных ресурсов, что способствует созданию новой среды конкуренции и геополитических отношений.

4. Актуализирующая. В информационном пространстве производится актуализация интересов различных субъектов деятельности с помощью реализации ими информационной политики.

Точного определения информационного пространства не существует. Чаще всего под термином «информационное пространство» понимают логическое противопоставление объектному (предметному, физическому, материальному) миру.

Основными компонентами информационного пространства являются:

  • информационные ресурсы;
  • средства информационного взаимодействия;
  • информационная инфраструктура.

Информационные ресурсы

Совокупность всей информации, которая накоплена человечеством в ходе развития науки, культуры, образования и практической деятельности, называют информационными ресурсами.

Пользователь может не только использовать созданные другими людьми информационные ресурсы, но и сделать доступными для других результаты своего труда. Например, можно создать собственный веб-сайт или разместить свои документы (фотографии, презентации, текстовые файлы, аудио- и видеозаписи и др.) на блоге.

При размещении информации для общего доступа следует обратить внимание на такое свойство информации, как достоверность, учесть, что информация не должна унижать честь и достоинство других людей и не должна носить угрожающий характер. Также категорически запрещено (и даже преследуется по закону) пропагандировать насилие, терроризм, национальную рознь и т.п., а также распространять материалы, которые содержат компьютерные вирусы.

Средства информационного взаимодействия

Современные средства информационного взаимодействия – средства телекоммуникаций на уровне объединения компьютерных сетей и средств различного вида связи (телефонной, телевизионной, спутниковой). Комплексы, которые используют эти средства, могут объединяться в системы передачи и приема для обеспечения информацией целых регионов страны. Общение через локальные или глобальные компьютерные сети может проходить в реальном времени (так называемая синхронная телекоммуникационная связь) и с задержкой во времени (так называемая асинхронная телекоммуникационная связь).

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Информационная инфраструктура

Информационная инфраструктура – система организационных структур, подсистем, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

Информационная инфраструктура включает:

  • информационные центры, подсистемы;
  • банки данных и знаний;
  • системы связи;
  • центры управления;
  • аппаратно-программные средства;
  • технологии обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации и их объединение.

Главное предназначение информационной инфраструктуры – обеспечение доступа потребителей к информационным ресурсам.

Примерами информационной инфраструктуры являются такие общеизвестные сферы как:

  • Интернет;
  • дистанционное образование;
  • сетевые средства массовой информации;
  • реклама, пиар.

К информационному пространству могут также относиться:

  • банки и базы данных, а также технологии их сопровождения и использования;
  • информационные телекоммуникационные системы, которые функционируют на основе общих принципов и обеспечивают информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Организация индивидуального информационного пространства

Индивидуальное информационное пространство формирует сам пользователь:

  • во время установки необходимого ему программного обеспечения на ПК;
  • создавая текстовые, графические и другие документы;
  • при переносе (копировании) на свой ПК информации, которая хранится на различных устройствах внешней памяти или в сети Интернет (фотографии, тексты, музыкальные файлы, видеофильмы и др.);
  • сохраняя на своём ПК ссылок на необходимые сетевые ресурсы и т. д.

Если компьютер автономный (не подключен к локальной или глобальной сети), то информационное пространство пользователя ограничено лишь теми программами и данными, которые размещены на этом ПК. Если же компьютер имеет доступ к какой-либо сети, то информационное пространство пользователя становится практически безграничным.

Информационные ресурсы, которые доступны пользователю при работе на ПК, называют индивидуальным информационным пространством пользователя.

Для организации своего индивидуального информационного пространства пользователь может выполнять установку программного обеспечения на ПК, в ходе работы создавать документы различных типов (текстовые, графические, видео и др.), сохранять (переносить, копировать) на свой ПК необходимые файлы с различными данными (тексты, музыку, фотографии, фильмы и т.п.), сохранять на своем ПК ссылки на сетевые ресурсы, настраивать под свои требования программы для создания документов, веб-браузеры и т.д.


Иначе говоря, информационное пространство пользователя – это информационные ресурсы (файлы с программами, документами, веб-сайты, фотографии, видеофрагменты и др.), которые доступны пользователю при работе на ПК.

Индивидуальное информационное пространство пользователь формирует также с помощью настройки пользовательского интерфейса операционной системы и программ.

Настройка программного продукта – это изменение его свойств, которое выполняется с целью:

  • адаптировать программный продукт к техническим средствам компьютера;
  • наиболее полного удовлетворения потребностей пользователя, а возможно, и выполняющихся программ;
  • повысить эффективность функционирования программного продукта или его оптимизации по выделенным показателям качества (например, быстродействия).

У каждого пользователя есть привычки при работе на компьютере. Например, многие пользователя для быстрого доступа к программе, диску или папке создают на рабочем столе соответствующий ярлык. Ярлыки программ также часто размещают на панели быстрого доступа.

К организации индивидуального интерфейса можно отнести такие настройки как: скорость доступа к данным, внешний вид окон, содержательность окон, скорость работы компьютера.

Большую часть настроек пользователь может обнаружить в специализированной папке «Панель управления», с помощью которой можно управлять ресурсами системы, менять настройки оборудования (монитора, клавиатуры, мыши, звукового сопровождения и т.д.).

Пользователю доступны также настройки вида окон.

Представление каждого пользователя о собственном информационном пространстве так же разнообразно, как и сами пользователи. С опытом работы на компьютере каждый пользователь способен будет сам определить как организовать свои данные на компьютере, чтобы ему было комфортно работать с ними.

Совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, культуры, образования и практической деятельности людей, называют информационными ресурсами. Работая на компьютере, пользователь имеет дело с информационными ресурсами в виде файлов с программами, документов, У№еЬ-сайтов, фотографий, видеофрагментов и др.

Информационные ресурсы, доступные пользователю при работе на компьютере, будем называть его индивидуальным информационным пространством.

Индивидуальное информационное пространство формируется пользователем:

• при установке необходимого ему программного обеспечения на персональный компьютер;

• при создании текстовых, графических и других документов;



при переносе (копировании) на свой компьютер фотографий, текстов, музыки, видеофильмов и другой информации, хранящейся на различных устройствах внешней памяти или в сети Интернет;

• при сохранении на своём компьютере ссылок на заинтересовавшие его сетевые ресурсы и т. д.

Если компьютер автономный, то информационное пространство пользователя ограничено программами и данными, размещёнными на этом компьютере. Если компьютер подключён к локальной сети или сети Интернет, то информационное пространство пользователя становится практически безграничным.


Например, каждый ученик создаёт индивидуальное информационное пространство, сохраняя результаты своей работы в отдельной папке на своём рабочем компьютере или на сервере локальной сети. Имя этой папки уникально и содержит, как правило, указание на класс и фамилию ученика. Личная папка ученика может содержать отдельные файлы и вложенные папки, помогающие систематизировать накапливаемую информацию. Если количество и имена вложенных папок не оговариваются заранее, то рекомендуется самостоятельно продумать определённую иерархическую структуру, которая бы могла обеспечить в дальнейшем быстрый доступ к необходимой информации. Что касается имён файлов и папок, то они должны быть осмысленными, отражающими так или иначе содержащуюся в них информацию. Индивидуальное информационное пространство также формируется за счет настройки пользовательского интерфейса ОС и приложений.

Пользователь имеет возможность не только работать с информационными ресурсами, созданными другими людьми, но и сДелать Доступными для Других результаты своего труДа. Например, вы можете создать собственную или разместить свои работы (рисунки, фотографии, презентации, тексты, аудио- и видеозаписи и др.) на сайте школы. Следует очень ответственно подходить к информации, которую вы предполагаете сделать доступной для многих пользователей. Прежде всего, информация должна быть достоверной; она не должна порочить честь и достоинство других людей, носить угрожающий характер. Категорически запрещается и преследуется по закону пропаганда насилия, терроризма, нацио нальной розни и тому подобной информации, а также распространение материалов, содержащих компьютерные вирусы.

Пользовательский интерфейс — это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.

Взаимодействие человека и компьютера в наши дни строится на основе объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором:




все объекты представляются в виде значков;

• оперирование объектами осуществляется в окнах;

• основным элементом программного управления является меню;


• основным элементом аппаратного управления являются различ ные манипуляторы.

Многооконность — важная характеристика современного пользовательского интерфейса.


Информационное пространство пользователя — это информационные ресурсы (файлы с программами, документы, Web-caiiTbT, фотографии, видеофрагменты и др.), доступные пользователю при рабо те на компьютере.

Вопросы и задания

1. Что такое пользовательский интерфейс?

2. Почему командный пользовательский интерфейс не способствовал широкому распространению компьютерной техники? Почему специалисты до сих пор используют интерфейс командной строки?

З. Какие основные возможности реализованы в современных графических интерфейсах?

4. Почему современные пользовательские интерфейсы можно считать объектно-ориентированными ?

5. Какой пользовательский интерфейс, по вашему мнению, является дружественным?

б. Назовите основные элементы графического интерфейса.


7. Опишите основное окно операционной системы — Рабочий стол.

8.




Какие управляющие элементы могут содержаться в диалоговых окнах?

9. Перечислите основные элементы окон папок. Какие из них присутствуют в окнах известных вам приложений?

10. Какие аналогии с повседневной жизнью реализованы в современном пользовательском интерфейсе?

11. Представьте в виде графа основные понятия п. 2.5.2 «Основные элементы графического интерфейса».

12. Каких правил следует придерживаться при создании индивидуального информационного пространства?

Тестовые задания для самоконтроля

1. Выберите наиболее полное определение.

а) Компьютер — это электронный прибор с клавиатурой и экраном

б) Компьютер — это устройство для выполнения вычислений

в) Компьютер — это устройство для хранения и передачи информации





г) Компьютер это универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией

2. Укажите, в какой из групп устройств перечислены только устройства ввода информации:

а) принтер, монитор, акустические колонки, микрофон

б) клавиатура, сканер, микрофон, мышь

в) клавиатура, джойстик, монитор, мышь

г) флэш-память, сканер, микрофон, мышь

З. После отключения питания компьютера сохраняется информация, находящаяся:

а) в оперативной памяти

в) во внешней памяти

г) в видеопамяти

4. Компьютерная программа может управлять работой компьютера, если она находится:

а) в оперативной памяти

б) на гибком диске

в) на жёстком диске

5. Дополните по аналогии: человек— записная книжка, компьютер:

б) долговременная память

б. Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от:

а) тактовой частоты процессора

б) размера экрана монитора

в) напряжения сети

г) быстроты нажатия клавиш


7. Сколько СЛ) объёмом 600 Мбайт потребуется для размещения информации, полностью занимающей жёсткий диск ёмкостью 40 Гбайт?


а) 15

8. Два одинаковых сервера за 2 секунды могут обработать 2 миллиона запросов от пользовательских компьютеров. Сколько миллионов запросов могут обработать б таких серверов за б секунд?

9. Пропускная способность некоторого канала связи равна 128 ООО бит/с. Сколько времени займёт передача файла объёмом 500 Кбайт по этому каналу?

10. При Интернет-соединении с максимальной скоростью передачи данных 192 Кбит/с аудиофайл размером 3600 Кбайт будет в лучшем случае передаваться:

б) больше 15 мин.


11. Совокупность всех программ, предназначенных для выполне ния на компьютере, называют:

а) системой программирования

б) программным обеспечением

в) операционной системой

12. Комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к его ресурсам, это:



а) файловая система

б) прикладные программы

в) операционная система

г) сервисные программы

13. Программы, с помощью которых пользователь решает свои информационные задачи, не прибегая к программированию, называются:

б) сервисными программами

в) прикладными программами

г) текстовыми редакторами


14. Компьютерный вирус А заполняет 1 Гб памяти за один месяц, вирус В заполняет 1 Гб за два месяца, вирус С заполняет 1 Гб за три месяца, вирус D заполняет 1 Гб за шесть месяцев. На компьютере одновременно обнаружены сразу все четыре вируса. Через какое время на 1 Гб памяти не останется области, не заполненной вирусами?

а) четверть месяца

б) половина месяца

а) используемое в компьютере имя программы или данных;

б) поименованная область во внешней памяти

в) программа, помещённая в оперативную память и готовая к исполнению

г) данные, размещённые в памяти и используемые какой-либо программой

16. Тип файла можно определить, зная его:

в) дату создания


Глава 2. Компьютер



д) размещение

17. Для удобства работы с файлами их группируют:


а) в корневые каталоги

18. Полный путь к файлу имеет вид C:\BOOk\name_may_1.ppt. Расширение этого файла:

а) пате_тау_1


б) may_1.ppt


в) ppt

г) с: хвоокх


19. Полное имя файла было Его переместили в каталог Tasks корневого каталога диска D:. Каким стало полное имя файла после перемещения?



20. В некотором каталоге хранится файл Список_литературы.оа. В этом каталоге создали подкаталог с именем 8 CLASS и переместили в него файл Список_литературы.ьа. После чего полное имя файла стало


Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения?



21. Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске:

22.




Совокупность средств и правил взаимодействия пользователя с компьютером называют:

а) аппаратным интерфейсом

в) объектом управления

г) пользовательским интерфейсом

23. Какие из перечисленных функций отображены кнопками управления состоянием окна?

а) свернуть, копировать, закрыть

б) вырезать, копировать, вставить

в) свернуть, развернуть, восстановить, закрыть

г) вырезать, копировать, вставить, закрыть.

ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: