Как конвертировать raw в jpeg в lightroom

Обновлено: 01.07.2024

Общеизвестно, что JPG — самый популярный формат для хранения фотографий. Действительно, он обеспечивает превосходную степень сжатия, как вы знаете, с потерей качества. Многие почему-то не понимают одну простую вещь:если вы открыли в графическом редакторе JPG, что-то изменили и сохранили опять в JPG, то этими нехитрыми действиями вы резко понизили качество изображения. Вот эти фотографии внизу иллюстрируют что будет, если так сделать 10 раз (например сохраняя промежуточные этапы работы в JPG).

Узнаёте типичную инетовскую фотку внизу? То-то! Оно и есть. Верхняя фотография, конечно, тоже в JPG, но только в первый раз. Во время этих пересохранений алгоритм сжатия JPG видит свои же артефакты, как полезную информацию, накладывает на них дополнительные и, в итоге, в файле за характерными "червяками" уже не видно картинки. При таком способе обработки вы рискуете сделать ваш жесткий диск хранилищем дефектов JPG.

Итак, JPG замечательный формат, но сохранять в нём несколько раз, ну никак нельзя. А кто даст гарантию, что не придётся этого делать? Что не придется изменять размер, что-то "заштампить", повысить резкость, изменить контраст? А по прошествии времени вы по-новому взглянули на свою работу и захотели опять что-то изменить. Если вы хоть чуть-чуть относитесь творчески к своим снимкам, вы захотите их редактировать. Можно иметь один JPG-источник, а варианты вашей обработки сохранять в копии, в JPG опять же, и, таким образом, хотя бы не опускаться ниже двухразового пересохранения. Можно сохранять в TIFF отредактированный файл, но может показаться, что "овчинка выделки не стоит". Файл уже прошёл JPG-компрессию, зачем теперь тратить место под lossless формат? Беда, одно слово.

Если мы хотим сравнить варианты работы, надо делать несколько копий, а взглянуть на них лучше на свежую голову, то есть как-нибудь потом. Но потом надо делать новые фотографии, потом работа, дом, работа опять, да ещё и купить новый жёсткий диск тоже надо. Получается, для творческого человека JPG вовсе не удобен ни с какой стороны. Хотели сэкономить, а получилось, как всегда.

Форматов для графики существует великое множество, было время когда каждый мало-мальский разработчик создавал свой формат. Но в часто используемых разобраться не сложно. Если ограничиться растровой графикой и домашним компьютером, то мы имеем всего 5: JPG, TIFF и PSD для хранения и передачи, GIF, PNG и опять же JPG для интернет, и как-то сбоку всего этого темной лошадкой стоит RAW.

Рассмотрим коротко TIFF.

Это замечательный старый добрый формат для фотографий, который, кстати, в последнее время поддерживает слои и многое другое. Поскольку он использует сжатие без потерь, информация из ваших фотографий не удаляется и качество не страдает при пересохранении, что не значит, что оно не может пострадать при редактировании.

По-моему кто-то сказал в последнем ряду RAW. Может зевнул просто? Тем не менее все знают, что это сырой формат, тупая инфа с сенсора камеры, ничего стоящего. Даже слово "raw" так и переводится "сырой", в смысле не приготовленный. Чтобы доварить этот RAW до удобоваримого состояния, надо его открыть в Adobe Camera Raw, что-то там колдовать, нажать "OK" и только потом он соизволит открыться в Photoshop, а уж из Photoshop его можно сохранить в какой-либо человеческий формат. Кому захочется возиться? Мало кому. Но терпение.

Фотография с моей камеры Pentax K10D, имеющей 10-мегапиксельную матрицу, была снята в RAW, более конкретно в PEF (RAW пентакса), затем ей пришлось быть скопированной на жесткий диск, попутно претерпев конвертацию в DNG со сжатием без потерь.

В результате фотография находится в своём самом исконном, самом незамутнённом, самом эдитабельном виде, занимая на жестком диске 10 мегабайт (бывает меньше, до 8 Мб). Единственная альтернатива файлу с таким качеством — это 16-битный TIFF, который занимает в зависимости от того, насколько алгоритму сжатия пришёлся по зубам сюжет, от 35 Мб до почти 60 Мб. JPG при качестве "10" (окно опций компрессии при сохранении в Photoshop) весит 3 Мб, при максимальном качестве "12" он займёт уже почти 7, что вплотную подходит к объёму DNG.

Видимо такой фокус происходит из-за цветовой интерполяции. Камера имеет в три раза меньше пикселей, чем заявлено производителем, если за пиксель считать трёхцветную точку. Исключение составляют некоторые зеркальные камеры Sigma. Ну, не в три, пожалуй, это я хватил, может кто-то удосужится точно посчитать. Каждый пиксель камеры понимает один цвет, информацию о других двух он списывает у своих соседей. То есть при конвертации в камере в JPG происходит такая штука, что пикселей становится больше, чем на самом деле. Соответственно негромоздкость RAW можно объяснить его до-интерполяционной сыростью.

Получается совсем уже интересная вещь: нас вынуждают держать на компьютере раздутые интерполяцией файлы (если они и сдутые то только за счёт отбрасывания информации) только потому, что не существует нормальной программной оболочки для удобного обращения с RAW. Не существовало.

И вот тут-то, правильно! Lightroom!

Adobe Photoshop Lightroom э-э-э, даже не знаю с чего начать. Он может всё, что может Adobe Bridge, только лучше. Он может всё, что может Camera Raw, только лучше. Он имеет лучший интерфейс печати в линейке Adobe. Он вообще имеет лучший интерфейс на мой взгляд. Он может в пару кликов создать веб-галерею во флеш или в HTML, создать слайдшоу. И всё вместе это даёт революционный способ работы с фотографиями. Вы просто парите над массивом вашего фотоархива, и, если возникает желание, быстро и легко редактируете, после чего, не сохраняя, парите дальше.

В Lightroom нет привычных пунктов меню "open" и "save". Вместо них различные варианты импорта и экспорта. Открыть можно только каталог, то есть файл с расширением *.lrcat, где программа хранит настройки проявки, пути к файлам фотографий и прочие данные. Импортировать в lightroom можно как целую папку с кучей подпапок, так и просто файл. Он видит Raw всех мастей, TIFF8/16, JPG, PSD. Импортировать — это значит просто дать ему видеть файлы. При импорте можно заодно заказать перемещение/копирование самих файлов.

Происходит всё примерно так: я импортирую в lightroom фотографии, RAW, это происходит одновременно с копированием их с карточки на жёсткий диск. После этого я их вижу в lightroom как в любом обозревателе/каталогизаторе фотографий, файлы RAW, заметьте, вижу. Программа показывает мне их проявленными, с настройками по умолчанию, но при импорте я могу задать любой пресет, также при импорте можно массу других полезных вещей сделать: прописать ключевые слова, метаданные, задать маску наименования и всё такое.

Как каталогизатор lightroom невероятно удобен. Применяя масштабируемые фильтры, умные коллекции, просто коллекции, тегирование тремя способами, найти любую фотографию не составляет труда, скорее это составляет некое ментальное удовольствие.

Редактирование включает в себя всё то, что умеет последняя Camera Raw, то есть много, в одной статье никак не описать. Как вы знаете, в последней версии есть кисточка, градиенты и прочие продвинутости. Но отличие в том, что вам не надо ничего сохранять, никаких копий, никаких запоротых файлов. Lightroom не изменяет пикселы в файлах, он вообще ничего с ними не делает, они лежат себе целёхонькие. Смотрели "Суррогаты"? О-от-то, оно и есть. Программа просто применяет настройки проявки в реальном времени и запоминает их, также помнит всю историю вашей работы с файлом, как в фотошоп, только в фотошоп вы закрыли файл — и всё, нет истории, а в лайтрум история остаётся всегда. Можно вернуться к обработке хоть через год и продолжить редактирование.

Lifhtroom — это будто вы имеете тысячи файлов, одновременно открытых в некой посидевшей на гормонах Camera Raw, при этом все настройки и вся история сохраняются при выходе из программы. Вы открываете lightroom в следующий раз и видите ту же картину, какая была при прошлом закрытии, как будто вы не закрывали программу. Плюс к этому имеется масса гибких способов пакетной обработки фотографий.

Помните, я писал, что JPG прекрасен, если только в нём не пересохранять несколько раз. Импортируйте ваши джей-пеги в лайтрум, работайте с ними в программе, больше нет надобности пересохранять их по нескольку раз, только один раз при экспорте, чтобы отослать друзьям! Конечно, вы не получите такой экстрасенсорности, как при работе с RAW, но преимуществ Lightroom вы не лишаетесь.

Adobe Lightroom

Adobe Photoshop Lightroom является едва ли не самым популярным на сегодняшний день RAW-конвертером. Помимо собственно обработки RAW-файлов Lightroom можно использовать для каталогизации фотографий, а также для подготовки изображений к печати или публикации в Интернете. Иными словами, программа представляет собой полноценную фотолабораторию, и для многих фотолюбителей Lightroom может оказаться единственным приложением, необходимым для работы с цифровыми снимками.

В настоящей статье я познакомлю вас с основами редактирования RAW-файлов в Adobe Lightroom на примере фотографии скалистого склона горы Паасонвуори. При написании статьи я пользовался пятой версией программы, однако описанный ниже алгоритм обработки полностью актуален как для более свежей шестой версии, так и для более старой – четвёртой.

Начало работы

В отличие от большинства RAW-конвертеров Lightroom не позволяет открывать RAW-файлы непосредственно. Все файлы, подлежащие обработке, необходимо предварительно импортировать в специально созданный виртуальный каталог. Каталог представляет собой своего рода базу данных, содержащую информацию об импортированных RAW-файлах, а также обо всех изменениях, которым фотографии были подвергнуты в процессе редактирования. Само собой разумеется, что исходные RAW-файлы при этом остаются неповреждёнными.

Прежде всего, выберем модуль Library из списка модулей, расположенного справа вверху. Затем нажмём на кнопку Import… слева внизу и в панели Source укажем путь к папке с RAW-файлами, нуждающимися в конвертации. Отметим нужные файлы и нажмём кнопку Import справа внизу. Фотографии будут добавлены в библиотеку.

Adobe Lightroom – Library

Импортировав RAW-файл, перейдём к модулю Develop, где и будет осуществляться собственно редактирование снимка. Для пакетной обработки следует выбрать несколько файлов, после чего вносимые изменения будут применяться ко всей серии.

Adobe Lightroom – Develop

Все параметры обработки можно сохранять в виде пресетов, а затем моментально вызывать их через меню Presets. Это позволяет экономить время при обработке фотографий, сделанных в более-менее стандартных условиях. Некоторое количество готовых пресетов поставляется вместе с Adobe Lightroom по умолчанию, а если этого мало, то в Интернете можно найти пресеты на любой вкус. Однако сегодня наша задача – обработать снимок вручную.

Справа вверху расположена цветная гистограмма, под ней находится панель инструментов специального назначения, а ещё ниже – раскрывающиеся панели, содержащие группы основных инструментов для редактирования изображений.

Первым делом советую найти панель Camera Calibration и в разделе Profile выбрать профиль, который будет отвечать за базовые настройки цветопередачи и общего контраста. Я предпочитаю использовать Camera Neutral, поскольку мне проще работать увеличивая по мере необходимости контраст и насыщенность, а не убавляя их. Любой профиль можно при желании настроить по своему вкусу.

Adobe Lightroom – Camera Calibration

Обработка изображения

Обычно я работаю с панелями инструментов примерно в той последовательности, в которой они расположены разработчиками Lightroom (исключение мы сделали только для Camera Calibration).

Basic

Здесь собраны основные параметры, влияющие на общий вид изображения.

Adobe Lightroom – Basic

Опция Treatment позволяет переключаться между цветным (Color) и чёрно-белым (Black&White) процессами. Сегодня я буду работать в цвете.

White Balance – баланс белого. Если вас не устраивает баланс белого, сохранённый камерой в момент съёмки (As Shot), вы можете изменить его, выбрав любой из предлагаемых в выпадающем меню вариантов, или настроить баланс белого вручную с помощью инструментов Temp и Tint. Temp (Temperature) регулирует цветовую температуру, делая снимок теплее или холоднее, а Tint управляет цветовым смещением, т.е. отклонением цветового баланса в сторону зелёного или пурпурного оттенка.

Несмотря на то, что снимок был сделан в ясную погоду, я выберу баланс белого Cloudy (Temp 6500 K; Tint +10), чтобы добиться более тёплого колорита.

Значения как Tint, так и Temp очень сильно зависят от условий освещения и от характера цветопередачи вашей камеры. В пейзажах я руководствуюсь исключительно собственным вкусом и здравым смыслом, а для студийных снимков устанавливаю баланс белого более точно с помощью пипетки White Balance Selector. Указав на область, которая должна иметь нейтральный оттенок (белая бумага или специальная серая карта), вы выровняете цветовой баланс фотографии по этому образцу.

Exposure – экспозиция, а точнее экспокоррекция, изменяет общую яркость изображения. В случае с нашим пейзажем я уменьшу экспозицию на треть ступени, установив значение -0,30. Обратите внимание на то, что ползунок Exposure затрагивает, прежде всего, средние тона и, в значительно меньшей степени, света и тени, для которых имеются особые инструменты.

Contrast – контраст. Управляет общим контрастом изображения с помощью S-образной кривой, изменяя разницу в яркости между самыми тёмными и самыми светлыми участками. Сейчас я установлю значения Contrast на +25.

Следующие два инструмента работают в паре, позволяя избирательно управлять яркостью светов и теней:

Highlights – света. Помогает проявить детали в излишне ярких светах. Поставлю -25.

Shadows – тени. Осветляет тени наподобие заполняющей вспышки. +50 позволят немного проявить детали в левом нижнем углу фотографии.

Следующая пара инструментов действует ещё более узко, затрагивая лишь крайние точки гистограммы, что бывает необходимо для борьбы с клиппингом, или, наоборот, с недостатком контраста:

Whites – точка белого цвета. Оставлю без изменений – белый цвет и так на своём месте.

Blacks – точка чёрного цвета. Поставлю +20, чтобы сделать тени не такими чернильными.

Поэкспериментируйте со связками Highlights/Shadows и Whites/Blacks, чтобы уяснить, чем они отличаются друг от друга.

При желании можно настраивать параметры инструментов Exposure, Highlights, Shadows, Whites и Blacks непосредственно в окне гистограммы, перемещая мышкой соответствующие тональные диапазоны.

Clarity – чёткость или локальный контраст. Clarity – это наиполезнейший инструмент, поскольку во многих сценах приходится сталкиваться с недостатком именно локального контраста, в то время как общий контраст в порядке или даже избыточен. Но будьте осторожны: в погоне за детализацией легко перегнуть палку и получить неестественные ореолы вокруг объектов. Обычно я не превышаю значения Clarity +50.

Vibrance и Saturation управляют насыщенностью цвета. Разница между ними – в избирательности. Если Saturation повышает насыщенность всех цветов без разбора, то Vibrance работает более деликатно, увеличивая интенсивность лишь наименее сочных цветов. Я установлю значения Vibrance +50 и Saturation +15.

Зачастую после настройки всех инструментов вкладки Basic я возвращаюсь к ползункам баланса белого, чтобы подкорректировать их с учётом всех изменений параметров яркости, контраста и цветовой насыщенности, которые могли оказать влияние на цветовой баланс.

Перед вами результат применения инструментов панели Basic. Вы можете сравнить его с исходным изображением, наведя курсор на картинку.


В целом фотография уже смотрится сносно, но наша работа ещё не окончена.

Прежде всего, мне бы хотелось немного притенить небо в верхней части кадра и сделать его чуть более синим и холодным. Кроме того, я нахожу, что правый нижний угол фотографии выглядит слишком светлым по сравнению с левым и своей пестротой отвлекает внимание от центра композиции.

В обоих случаях нам поможет Graduated Filter (градиентный фильтр) из панели специальных инструментов. Он представляет собой имитацию настоящего градиентного светофильтра, но обладает большим разнообразием настраиваемых параметров.

От верхнего края фотографии до скал в центре кадра я протяну градиент со следующими параметрами: Temp -15; Highlights -25. Небо стало темнее и холоднее.

Затем я добавлю ещё один небольшой градиент в нижнем правом углу с параметрами: Temp -20; Exposure -2.0; Clarity -25. Теперь тени в правом и левом нижних углах уравновешивают друг друга.

Сравните изображение с градиентными фильтрами и без.


Помимо обычных линейных градиентов вы можете воспользоваться также градиентом радиальным (Radial Filter). Для воздействия на области изображения, имеющие сложные границы, целесообразным является применение корректирующей кисти (Adjustment Brush).

Панель Tone Curve позволяет тонко регулировать яркость и контраст изображения с помощью кривых. Я редко пользуюсь кривыми в Lightroom, т.к. обычно мне хватает возможностей панели Basic.

HSL / Color / B & W

Панель HSL / Color / B & W предназначена для тонкой цветокоррекции и в действительности включает в себя три отдельные панели: HSL, Color и B & W.

HSL и Color позволяют работать с индивидуальными цветовыми каналами. Для каждого из цветов доступны три параметра: Hue (тон или оттенок) Saturation (насыщенность) и Lightness (светлота или яркость). Разница между панелями HSL и Color в том, что панель HSL разбита на три вкладки – Hue, Saturation, Lightness, – в каждой из которых имеются ползунки для каждого из восьми цветовых каналов, а панель Color, наоборот, разбита на восемь вкладок (по числу цветов), в каждой из которых присутствуют ползунки Hue, Saturation и Lightness.

В настоящем примере я воспользуюсь вкладкой Hue в панели HSL чтобы немного подкорректировать цветопередачу: Orange -10; Green +10; Aqua +10; Blue +10.

Adobe Lightroom – HSL

Панель B & W позволяет превратить цветную фотографию в чёрно-белую.

Панель Split Toning предназначена для тонирования чёрно-белых фотографий и сейчас мы её пропустим.

Detail

Эта панель отвечает за техническое качество изображения на микроуровне, т.е. за повышение резкости (Sharpening) и подавление шумов (Noise Reduction).

Adobe Lightroom – Detail

Если вы собираетесь впоследствии обрабатывать фотографию в Фотошопе, то на данном этапе повышение резкости лучше отключить, установив Amount на 0. Если же вы хотите уже на выходе из Лайтрума получить полностью готовый файл, то применить повышение резкости следует сейчас. Мои стандартные настройки: Amount 100; Radius 1; Detail 10; Masking 0. Впрочем, должен заметить, что качество повышения резкости в Adobe Lightroom оставляет желать лучшего.

С подавлением же умеренных шумов, особенно хроматических, Lightroom справляется весьма неплохо. Как правило, я использую следующие параметры: Luminance 25; Detail 100; Contrast 100; Color 50; Detail 100; Smoothness 50. Первые три параметра отвечают за ахроматический (яркостной) шум, остальные – за хроматический (цветной). При подавлении яркостного шума следует проявлять особую осторожность, чтобы не получить замыленную картинку.

Работая с панелью Detail, всегда рассматривайте изображение на 100% увеличении, иначе вы рискуете не заметить возможную деградацию качества.

Lens Corrections

Здесь можно исправлять аберрации объектива, а также перспективные искажения. Панель Lens Corrections содержит четыре вкладки: Basic, Profile, Color и Manual.

Для большинства фотографий достаточно поставить во вкладке Basic галочку напротив пункта Remove Chromatic Aberrations. Lightroom способен автоматически устранять хроматические аберрации объективов, и я использую эту опцию постоянно.

Adobe Lightroom – Lens Corrections

Вкладка Color позволяет более тонко настроить коррекцию хроматических аберраций, но обычно всё прекрасно работает и со стандартными параметрами.

Вкладка Profile отвечает за исправление дисторсии объектива и виньетирования. Советую прибегать к этим функциям только в тех случаях, когда дисторсия или виньетирование видны невооружённым глазом, и снимок от этого действительно страдает. В настоящий же момент мне не к чему придраться.

Обычно именно на этом этапе я осуществляю кадрирование изображения при помощи инструмента Crop Overlay из панели специнструментов. Далеко не каждая фотография нуждается в кадрировании, но в настоящем примере я немного обрежу левый край кадра из композиционных соображений.

Effects

Спецэффектов в Лайтруме немного: виньетирование (Post Crop Vignetting) и зерно (Grain). От применения зерна я, пожалуй, воздержусь, а вот умеренное виньетирование будет кстати. Я слегка притеню края изображения, установив Amount -15.

Adobe Lightroom – Effects

С панелью Camera Calibration мы уже разобрались в самом начале, а значит, обработку фотографии можно считать законченной.

Экспорт изображения

Напоследок вы можете сравнить результат обработки в Adobe Lightroom с исходной фотографией (наведите курсор для сравнения).


О прочих модулях Adobe Lightroom

Вы могли заметить, что помимо модулей Library и Develop, которыми мы пользовались в процессе работы, в Lightroom имеются ещё пять модулей, которые нам так и не пригодились: Map, Book, Slideshow, Print и Web. Зачем же они нужны?

Модуль Map служит для геолокации снимков. Вы можете указать координаты места съёмки вручную или воспользоваться данными GPS, записанными в EXIF. Модуль Book позволяет создавать фотокниги, Slideshow – презентации, а Web – фотогалереи для вебсайтов. Модуль Print предназначен, как не сложно догадаться, для печати фотографий.

Lightroom или Camera Raw?

Adobe Lightroom и Adobe Camera Raw построены на общем движке, и потому обеспечивают абсолютно идентичное качество конвертации RAW-файлов. Разница между ними в том, что Lightroom представляет собой самостоятельную программу, в то время как ACR встроен в Adobe Photoshop в виде плагина. Если для редактирования ваших снимков вам достаточно средств Lightroom, то, конечно же, Photoshop вместе с ACR вам ни к чему. Однако если вы, как и автор, предпочитаете кропотливо обрабатывать каждую фотографию – без Фотошопа вам не обойтись, и в этом случае в качестве RAW-конвертера целесообразно будет использовать Adobe Camera Raw. Кроме того, я нахожу, что поставляющийся вместе с Фотошопом каталогизатор Adobe Bridge обладает более широким спектром возможностей, чем модуль Library в Adobe Lightroom, да и лайтрумовская система каталогов не кажется мне удачной. Интерфейс ACR выглядит несколько аскетично по сравнению с гламурным Лайтрумом, но лично мне такой суровый минимализм вполне по душе.

Спасибо за внимание!

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

У меня есть 1000 необработанных фотографий, которые я хотел бы преобразовать в JPG. Есть ли способ, которым я могу сделать это все сразу, или я могу сделать это только один за другим?

В Lightroom откройте каталог с фотографиями, выберите коллекцию или фильтр, чтобы в сетке библиотеки отображались только те файлы, которые вам интересны (или отмените фильтр / коллекцию, если вы хотите ВСЕ файлы).

Выберите все файлы, выбрав Редактировать | Выбрать все (CTRL + A в Windows).

Экспортируйте как JPG, выбрав Файл | Экспорт (CTRL + SHIFT + E в Windows).

В диалоговом окне «Экспорт» выберите папку вывода, хотите ли вы, чтобы файлы JPG были добавлены обратно в каталог, и параметры вывода (разрешение, повышение резкости и т. Д.)

(Обратите внимание, у меня есть Lightroom V2.7, но я подозреваю, что этот процесс аналогичен Lightroom V3.x).

Уточнение: по крайней мере, в LR5, есть опция в экспорте для нацеливания на ту же папку, что и оригинал. Между этим и флажком «Добавить в этот каталог», вы можете настроить предустановку экспорта, которая в основном будет делать то, что запрашивал OP. Единственное, что он не делает для вас, это автоматически удаляет файлы DNG после успешного преобразования.

Я думаю, у меня есть хороший обходной путь. Конечно, плагин для этой задачи все равно будет лучшим.
Я сделал это с Lightroom 5.

Добавьте фотографии, которые вы хотите преобразовать в (пустую!) Quick Collection и выберите их все.
Вы также можете просто выбрать фотографии, не добавляя их в какую-либо коллекцию. Но тогда ОЧЕНЬ важно, чтобы вы (случайно) не отменили выбор любого из них. Конечно, это работает только в одной папке. Если вы используете коллекцию, она работает сразу с несколькими папками.

Нажмите «Экспорт» и введите следующие параметры:

Экспортировать местоположение
Экспортировать
в: ту же папку, что и оригинал Поместить в подпапку: UNcheck
Добавить в этот каталог: проверить

Переименование файла Переименовать в
: UNcheck

Настройки файла
Ваше решение

Размер изображения
Ваше решение

Метаданные
включают в себя: все метаданные.
Удалить информацию о местоположении: отменить
запись ключевых слов в иерархию Lightroom: ceck

Нажмите «Добавить» в левом нижнем углу, чтобы сохранить настройки в качестве предустановки, чтобы не вводить их снова в следующий раз.

Нажмите «Экспорт» и подождите.

Подождите немного больше. Выпейте немного кофе, прочитайте книгу, прогуляйтесь и снимайте больше RAW-файлов.

Перейдите в Quick Collection и удалите каждый файл в нем или удалите каждый выбранный файл, если вы не использовали Quick Collection. JPEG-файлы не будут добавлены в Quick Collection (или любую другую коллекцию) автоматически, поэтому не беспокойтесь об удалении одного из преобразованных JPEG-файлов.

Итак, вы делаете первые шаги в Adobe Lightroom. Кадры импортированы, настройки внесены. И на этом этапе появляется вопрос: как сохранить фотографии? Логика работы в других (например, офисных) программах и Adobe Photoshop подсказывает, что где-то в меню должен быть пункт для сохранения, заветная иконка с дискетой. Но в Adobe Lightroom другая механика работы с файлами. О ней и о том, как вывести готовые фото из Adobe Lightroom, пойдёт речь в этом уроке.

Секреты работы с Lightroom: импорт и экспорт фотографий

Особенности работы с форматом RAW и принципы недеструктивной обработки

Adobe Lightroom относится к классу RAW-конвертеров. В них можно открывать и редактировать изображения в привычном формате JPEG (TIFF, PSD), но предназначены они для работы с RAW-файлами. В камерах разных брендов такие файлы могут называться, например, NEF, CR2, ARW, RAF.

В чём особенность RAW? RAW с английского переводится как «сырой», «исходный». То есть перед нами ещё не изображение, а цифровые данные, полученные с матрицы камеры и записанные в файл. Теперь, чтобы из этой информации сделать фотографию, RAW надо сконвертировать. Этим и занимаются RAW-конвертеры. Давайте разберём, чем принципиально отличается работа с таким форматом.

В самом файле не происходит никаких изменений. Внесённые коррекции записываются отдельно и потом считываются конвертером.

Любая коррекция записывается в этот специальный файл. После правок можно смело закрывать RAW-конвертер, все настройки откроются при следующем запуске программы.


Почему перед началом работы с файлами их импортируют, а для получения конечного файла — экспортируют?

Перед стартом файлы нужно импортировать, то есть добавить в виртуальный каталог Adobe Lightroom. В нём содержатся записи о снимках, хранящихся на жёстком диске. С помощью каталога программа может «запомнить», какие настройки были применены к тому или иному файлу. Каталог позволяет сортировать файлы, добавлять их в виртуальные коллекции, присваивать метки — цветовые, рейтинги, флажки. Таким образом проще отобрать из большой фотосессии лучшие кадры или выбрать из разных папок снимки для портфолио.


А чтобы получить готовое изображение с внесёнными настройками, фото нужно экспортировать из этого каталога посредством функции Export.

Возможности пакетной обработки и конвертирования

Недеструктивный принцип внесения коррекций открывает ещё одну полезную возможность. Настройки, применённые к одному снимку, можно легко перенести на другой. Подробнее о пакетной обработке и пресетах мы поговорим в другом уроке, а сегодня заострим внимание на пакетном конвертировании. В пару кликов мыши можно сохранить в нужном формате сколько угодно снимков: Adobe Lightroom позволяет создавать пресеты для экспорта, что здорово экономит время фотографа.

Окно Export и его настройки

Если кликнуть правой кнопкой мыши на снимок или его превью, в контекстном меню появится пункт Export. Давайте запустим окно настройки экспорта.


Пройдём по списку предложенных пунктов.


Export Location. Здесь мы выбираем, куда будут экспортироваться файлы. Часто фотограф начинает хаотично создавать папки с фото, из-за чего велик риск потерять данные. Важно навести порядок и делать резервные копии фотоархива.


Лучший вариант — хранить фото на отдельном жёстком диске. Например, в ноутбуки линейки ConceptD от Acer можно установить два накопителя. На одном из них — операционная система, на другом — рабочие данные. Так мы точно не потеряем файлы при сбое ОС, да и работать система будет быстрее.

В нашем ConceptD 3 установлен SSD-диск под систему объёмом 512 ГБ и HDD для пользовательских данных объёмом 1 ТБ. Хорошие показатели для ноутбука, к тому же у нас сравнительно простая комплектация, в более продвинутых устройствах могут стоять ещё более объёмные накопители. А в версиях ConceptD 5, ConceptD 7 и ConceptD 9 используются два твердотельных накопителя — так система работает ещё быстрее.

В нашем ConceptD 3 установлен SSD-диск под систему объёмом 512 ГБ и HDD для пользовательских данных объёмом 1 ТБ. Хорошие показатели для ноутбука, к тому же у нас сравнительно простая комплектация, в более продвинутых устройствах могут стоять ещё более объёмные накопители. А в версиях ConceptD 5, ConceptD 7 и ConceptD 9 используются два твердотельных накопителя — так система работает ещё быстрее.


Отдельного внимания заслуживает пункт Choose Folder Later («Выбрать папку позже»). Это очень удобная настройка, если вы хотите создать пресет для экспорта.

File Naming. Здесь задаются параметры автоматического переименования снимков при экспорте. Обычно название файла с фотографией содержит несколько букв (например, DSC) и номер. Рекомендую не трогать номер, чтобы упростить поиск.

В название можно добавить дополнительную информацию. Программа предлагает готовые варианты, но вполне допустимо добавить ключевые слова, имя фотографа.

Набор формул для переименования, доступный по умолчанию

Набор формул для переименования, доступный по умолчанию

При активации пункта Edit мы попадаем в настоящий конструктор имени файла. Здесь в название можно встроить почти любую информацию. Так, в нашем случае название начинается с даты, потом упоминается оригинальное название файла с номером и разрешение кадра.

При активации пункта Edit мы попадаем в настоящий конструктор имени файла. Здесь в название можно встроить почти любую информацию. Так, в нашем случае название начинается с даты, потом упоминается оригинальное название файла с номером и разрешение кадра.

Эта функция пригодится фотографам, работающим в компаниях, которые ведут свои фотоархивы и где есть требования к наименованию файлов.


Форматы, в которых можно экспортировать снимки из Adobe Lightroom

Форматы, в которых можно экспортировать снимки из Adobe Lightroom

Кадр в формате JPEG имеет сравнительно малый объём, открывается на любом устройстве. Как правильно сохранять JPEG? Прежде всего, проверим, установлено ли цветовое пространство (Color Space) sRGB, ведь именно в нём отображается графика в интернете. После выбора формата JPEG необходимо настроить параметр Quality. Чем он ниже, тем меньше файл, но тем заметнее артефакты сжатия. Я использую Quality не ниже 90%, но для любительских фото и социальных сетей можно и 70%.

Другие цветовые пространства предназначены для специфических задач (например, для полиграфии). Кроме того, цветовое пространство Adobe RGB можно выбрать, если вы экспортируете файл для дальнейшей обработки в других графических программах, но тут нужно быть уверенным в своих действиях. Если не уверены, выбирайте sRGB как универсальный вариант.

В зелёной рамке пункт выбора цветового пространства, в красной — регулятор Quality, в синей — Limit File Size To.

В зелёной рамке пункт выбора цветового пространства, в красной — регулятор Quality, в синей — Limit File Size To.

Ещё один полезный параметр — Limit File Size To. Он пригодится, если вы готовите изображения для загрузки на сайт с лимитом на максимальный объём файлов. Так, некоторые сайты до сих пор не позволяют загрузить картинки тяжелее 500 Кбайт, некоторые фотостоки ограничивают максимальный объём файлов 30 МБ. Здесь задаётся желаемый размер: программа сама подберёт степень сжатия, чтобы «уложить» информацию.

Image Sizing. Этот пункт окна Export отвечает за ресайз, изменение размеров изображения. Для публикации в социальных сетях лучше использовать маленькие картинки разрешением порядка 1600 пикселей по длинной стороне, а вот при подготовке изображений для печати — в полном размере. Чтобы активировать функцию, необходимо поставить галочку напротив пункта Resize To Fit, иначе изображение будет сохраняться в исходном размере. Здесь предлагается выбор, как будут меняться размеры. Самый востребованный пункт — изменение размеров по длинной стороне (Long Edge).


Так все экспортируемые изображения будут подогнаны под один размер по длинной стороне, а вот величина короткой стороны изменится пропорционально.

Если вы экспортируете изображения, скажем, на фотостоки, пригодится пункт Megapixels. Здесь картинка будет уменьшаться до определённого количества мегапикселей. К примеру, есть стоки, которые не принимают картинки больше 99 Мп, однако некоторые мои панорамные кадры имеют разрешение 100–150 Мп. Поэтому я ставлю настройку, уменьшающую изображения до 99 Мп. Но поскольку далеко не все мои снимки имеют такое разрешение, а растягивать на 99 Мп картинки меньшего размера смысла нет, выставляю галочку в пункте Don’t Enlarge. Это запретит программе увеличивать изображения, имеющие меньший размер.

После настройки пунктов File Settings и Image Sizing мы уже готовы к экспорту фотографий. Далее идут настройки второстепенной важности, о них кратко.


Output Sharpening. Это повышение контурной резкости при экспорте фотографий. Часто рекомендуется дополнительно «шарпить» изображение при уменьшении его размеров. Если вы собираетесь экспортировать уменьшенные изображения, скажем, для публикации в интернете, можно включить Output Sharpening и выбрать параметр Screen.


Минус этого инструмента в отсутствии гибких настроек: варианты из трёх основных пресетов и их степень воздействия из трёх пунктов. При этом отсутствует функция превью: мы не увидим, как шарпенинг скажется на фотографиях, пока их не экспортируем. Функция подойдёт для быстрого экспорта большого количества фотографий. Но если нужно подготовить к публикации какое-то важное изображение, лучше делать это с помощью Adobe Photoshop, где больше возможностей для того же шарпенинга, однако работа в нём займёт больше времени.

Metadata. В этом пункте мы можем выбрать, какие метаданные оставить в файле с фотографией, а какие обрезать. Так, некоторые фотографы не любят, когда на опубликованных ими снимках можно увидеть параметры съёмки. В таком случае нужно выбрать пункт Copyright Only: обрезается вся EXIF-информация, кроме поля Copyright, которое можно заполнить в фотокамере или Adobe Lightroom.


Watermarking. Удобный инструмент для добавления водяных знаков. Надо ли ставить копирайты на собственные фотографии? Вопрос дискуссионный, ведь если кто-то захочет украсть ваш кадр, он найдёт способ скрыть любую отметку. А если кому-то понравится ваш снимок и он захочет с вами связаться, можно задействовать поиск по картинкам.


Для копирайта доступен выбор шрифта, размера и положения на фото. Можно пойти дальше и загрузить PNG-файл с прозрачным слоем, например, с рукописным копирайтом. Тогда получится быстро и просто расставить копирайты на все ваши снимки. Раньше для автоматической расстановки копирайтов требовались отдельные приложения, теперь же всё доступно в Adobe Lightroom.


Post-Processing. Последний пункт окна Export. Здесь определяем, что произойдёт с фотографиями после экспорта. Как правило, по умолчанию стоит пункт Do Nothing. Однако мы можем настроить это поле так, чтобы фото после экспорта открывались, например, в Adobe Photoshop.


Создание пресетов для экспорта

Как ускорить процесс экспорта и конвертации? Выше мы описали множество настроек, но их не придётся каждый раз вносить заново, если создать шаблон для экспорта фотографий.

В левой части окна Export есть панель с пресетами, в категории Lightroom Presets содержится несколько пресетов, доступных по умолчанию.

Но фотографу лучше создать пресеты под свои задачи. Пользовательские пресеты отображаются в категории User Presets. Важный момент: пресет создаётся из уже созданных настроек, поэтому сначала лучше настроить все параметры, описанные выше, а потом нажать кнопку Add. Откроется окно, где пресету можно задать название и даже выбрать для него папку.

Сделаем пресет, с помощью которого будем готовить фотографии к публикации в интернете.

В поле Export Folder можно задать конкретную папку, где у нас хранятся фото, готовые к публикации.

Переименование файлов не используем.

В пункте File Settings выберем формат JPEG и Quality 95% (при таком качестве удастся свести на нет артефакты сжатия). Можно задать и максимальный объём файла, но у меня он и так сравнительно компактный при правильной настройке разрешения снимка в пункте File Sizing.

В File Sizing зададим ресайз по длинной стороне (Long Edge) и определим её длину (1600 пикселей).

Всё готово! Теперь самое время сохранить настройки. Нажмём кнопку Add и дадим пресету название.

Создание нового пресета

Создание нового пресета

Если в будущем понадобится изменить настройки в пресете, выделите его, внесите правки и, щёлкнув правой кнопкой мыши по названию пресета, выберите пункт Update with Current Settings.

Обновление уже созданного пресета на текущие настройки

Обновление уже созданного пресета на текущие настройки

Кстати, созданные пресеты сохраняются и как отдельные файлы для того, чтобы перенести их на другой компьютер. Для этого в контекстном меню есть опция Export, а также Import, чтобы добавить в Lightroom файлы с готовыми пресетами экспорта.

Теперь закроем окно Export, нажав Cancel.


После выделения файлов и нажатия на правую кнопку мыши в пункте контекстного меню Export появится наш пресет. Файлы можно экспортировать с нужными настройками в два клика.

При пакетном экспорте большого числа фотографий очевидны плюсы быстрого компьютера. Раньше такой процесс мог занимать часы, а ConсeptD 3 справляется за считанные минуты. Этому способствует шестиядерный процессор Intel Core i7-9750H с тактовой частотой 2,6 ГГц, мощная графическая видеокарта NVIDIA GTX 1650 (4 ГБ) и оперативная память DDR4 достаточного объёма (16 ГБ).

При пакетном экспорте большого числа фотографий очевидны плюсы быстрого компьютера. Раньше такой процесс мог занимать часы, а ConсeptD 3 справляется за считанные минуты. Этому способствует шестиядерный процессор Intel Core i7-9750H с тактовой частотой 2,6 ГГц, мощная графическая видеокарта NVIDIA GTX 1650 (4 ГБ) и оперативная память DDR4 достаточного объёма (16 ГБ).

Мы начали описывать возможности Adobe Lightroom с экспорта, так как этот пример даёт хорошее представление о базовых особенностях работы с программой и RAW-файлами. До встречи на новых уроках по обработке изображений!

Общеизвестно, что JPG — самый популярный формат для хранения фотографий. Действительно, он обеспечивает превосходную степень сжатия, как вы знаете, с потерей качества. Многие почему-то не понимают одну простую вещь:если вы открыли в графическом редакторе JPG, что-то изменили и сохранили опять в JPG, то этими нехитрыми действиями вы резко понизили качество изображения. Вот эти фотографии внизу иллюстрируют что будет, если так сделать 10 раз (например сохраняя промежуточные этапы работы в JPG).

Узнаёте типичную инетовскую фотку внизу? То-то! Оно и есть. Верхняя фотография, конечно, тоже в JPG, но только в первый раз. Во время этих пересохранений алгоритм сжатия JPG видит свои же артефакты, как полезную информацию, накладывает на них дополнительные и, в итоге, в файле за характерными "червяками" уже не видно картинки. При таком способе обработки вы рискуете сделать ваш жесткий диск хранилищем дефектов JPG.

Итак, JPG замечательный формат, но сохранять в нём несколько раз, ну никак нельзя. А кто даст гарантию, что не придётся этого делать? Что не придется изменять размер, что-то "заштампить", повысить резкость, изменить контраст? А по прошествии времени вы по-новому взглянули на свою работу и захотели опять что-то изменить. Если вы хоть чуть-чуть относитесь творчески к своим снимкам, вы захотите их редактировать. Можно иметь один JPG-источник, а варианты вашей обработки сохранять в копии, в JPG опять же, и, таким образом, хотя бы не опускаться ниже двухразового пересохранения. Можно сохранять в TIFF отредактированный файл, но может показаться, что "овчинка выделки не стоит". Файл уже прошёл JPG-компрессию, зачем теперь тратить место под lossless формат? Беда, одно слово.

Если мы хотим сравнить варианты работы, надо делать несколько копий, а взглянуть на них лучше на свежую голову, то есть как-нибудь потом. Но потом надо делать новые фотографии, потом работа, дом, работа опять, да ещё и купить новый жёсткий диск тоже надо. Получается, для творческого человека JPG вовсе не удобен ни с какой стороны. Хотели сэкономить, а получилось, как всегда.

Форматов для графики существует великое множество, было время когда каждый мало-мальский разработчик создавал свой формат. Но в часто используемых разобраться не сложно. Если ограничиться растровой графикой и домашним компьютером, то мы имеем всего 5: JPG, TIFF и PSD для хранения и передачи, GIF, PNG и опять же JPG для интернет, и как-то сбоку всего этого темной лошадкой стоит RAW.

Рассмотрим коротко TIFF.

Это замечательный старый добрый формат для фотографий, который, кстати, в последнее время поддерживает слои и многое другое. Поскольку он использует сжатие без потерь, информация из ваших фотографий не удаляется и качество не страдает при пересохранении, что не значит, что оно не может пострадать при редактировании.

По-моему кто-то сказал в последнем ряду RAW. Может зевнул просто? Тем не менее все знают, что это сырой формат, тупая инфа с сенсора камеры, ничего стоящего. Даже слово "raw" так и переводится "сырой", в смысле не приготовленный. Чтобы доварить этот RAW до удобоваримого состояния, надо его открыть в Adobe Camera Raw, что-то там колдовать, нажать "OK" и только потом он соизволит открыться в Photoshop, а уж из Photoshop его можно сохранить в какой-либо человеческий формат. Кому захочется возиться? Мало кому. Но терпение.

Фотография с моей камеры Pentax K10D, имеющей 10-мегапиксельную матрицу, была снята в RAW, более конкретно в PEF (RAW пентакса), затем ей пришлось быть скопированной на жесткий диск, попутно претерпев конвертацию в DNG со сжатием без потерь.

В результате фотография находится в своём самом исконном, самом незамутнённом, самом эдитабельном виде, занимая на жестком диске 10 мегабайт (бывает меньше, до 8 Мб). Единственная альтернатива файлу с таким качеством — это 16-битный TIFF, который занимает в зависимости от того, насколько алгоритму сжатия пришёлся по зубам сюжет, от 35 Мб до почти 60 Мб. JPG при качестве "10" (окно опций компрессии при сохранении в Photoshop) весит 3 Мб, при максимальном качестве "12" он займёт уже почти 7, что вплотную подходит к объёму DNG.

Видимо такой фокус происходит из-за цветовой интерполяции. Камера имеет в три раза меньше пикселей, чем заявлено производителем, если за пиксель считать трёхцветную точку. Исключение составляют некоторые зеркальные камеры Sigma. Ну, не в три, пожалуй, это я хватил, может кто-то удосужится точно посчитать. Каждый пиксель камеры понимает один цвет, информацию о других двух он списывает у своих соседей. То есть при конвертации в камере в JPG происходит такая штука, что пикселей становится больше, чем на самом деле. Соответственно негромоздкость RAW можно объяснить его до-интерполяционной сыростью.

Получается совсем уже интересная вещь: нас вынуждают держать на компьютере раздутые интерполяцией файлы (если они и сдутые то только за счёт отбрасывания информации) только потому, что не существует нормальной программной оболочки для удобного обращения с RAW. Не существовало.

И вот тут-то, правильно! Lightroom!

Adobe Photoshop Lightroom э-э-э, даже не знаю с чего начать. Он может всё, что может Adobe Bridge, только лучше. Он может всё, что может Camera Raw, только лучше. Он имеет лучший интерфейс печати в линейке Adobe. Он вообще имеет лучший интерфейс на мой взгляд. Он может в пару кликов создать веб-галерею во флеш или в HTML, создать слайдшоу. И всё вместе это даёт революционный способ работы с фотографиями. Вы просто парите над массивом вашего фотоархива, и, если возникает желание, быстро и легко редактируете, после чего, не сохраняя, парите дальше.

В Lightroom нет привычных пунктов меню "open" и "save". Вместо них различные варианты импорта и экспорта. Открыть можно только каталог, то есть файл с расширением *.lrcat, где программа хранит настройки проявки, пути к файлам фотографий и прочие данные. Импортировать в lightroom можно как целую папку с кучей подпапок, так и просто файл. Он видит Raw всех мастей, TIFF8/16, JPG, PSD. Импортировать — это значит просто дать ему видеть файлы. При импорте можно заодно заказать перемещение/копирование самих файлов.

Происходит всё примерно так: я импортирую в lightroom фотографии, RAW, это происходит одновременно с копированием их с карточки на жёсткий диск. После этого я их вижу в lightroom как в любом обозревателе/каталогизаторе фотографий, файлы RAW, заметьте, вижу. Программа показывает мне их проявленными, с настройками по умолчанию, но при импорте я могу задать любой пресет, также при импорте можно массу других полезных вещей сделать: прописать ключевые слова, метаданные, задать маску наименования и всё такое.

Как каталогизатор lightroom невероятно удобен. Применяя масштабируемые фильтры, умные коллекции, просто коллекции, тегирование тремя способами, найти любую фотографию не составляет труда, скорее это составляет некое ментальное удовольствие.

Редактирование включает в себя всё то, что умеет последняя Camera Raw, то есть много, в одной статье никак не описать. Как вы знаете, в последней версии есть кисточка, градиенты и прочие продвинутости. Но отличие в том, что вам не надо ничего сохранять, никаких копий, никаких запоротых файлов. Lightroom не изменяет пикселы в файлах, он вообще ничего с ними не делает, они лежат себе целёхонькие. Смотрели "Суррогаты"? О-от-то, оно и есть. Программа просто применяет настройки проявки в реальном времени и запоминает их, также помнит всю историю вашей работы с файлом, как в фотошоп, только в фотошоп вы закрыли файл — и всё, нет истории, а в лайтрум история остаётся всегда. Можно вернуться к обработке хоть через год и продолжить редактирование.

Lifhtroom — это будто вы имеете тысячи файлов, одновременно открытых в некой посидевшей на гормонах Camera Raw, при этом все настройки и вся история сохраняются при выходе из программы. Вы открываете lightroom в следующий раз и видите ту же картину, какая была при прошлом закрытии, как будто вы не закрывали программу. Плюс к этому имеется масса гибких способов пакетной обработки фотографий.

Помните, я писал, что JPG прекрасен, если только в нём не пересохранять несколько раз. Импортируйте ваши джей-пеги в лайтрум, работайте с ними в программе, больше нет надобности пересохранять их по нескольку раз, только один раз при экспорте, чтобы отослать друзьям! Конечно, вы не получите такой экстрасенсорности, как при работе с RAW, но преимуществ Lightroom вы не лишаетесь.

Читайте также: