Как играет сабвуфер edge

Обновлено: 07.07.2024

Правильная и неправильная "эстрада"

Какая главная проблема чуть ли не любой "эстрадной" автомобильной системы? Правильно, мидбасовый диапазон. Массивы динамиков начинают эффективно работать в лучшем случае от 250-300 Гц, а тяжёлые длинноходные сабвуферы не способны двигать тяжёлыми диффузорами с достаточной скоростью. Как следствие, они хорошо "гоняют ветры" в самом низу, но "вязнут" выше 50-60 Гц.

А что же в таком случае мидбас? А ничего, дырка вместо мидбаса. Как раз там, где должен быть "концертный" тактильно воспринимаемый удар в грудь – в диапазоне 80-200 Гц. В итоге почти любая автомобильная "эстрада" – это звенящий ор плюс низкочастотный гул. Бодрый клубняк включать смысла нет – вместо нормального мидбасового ритмического фундамента получается гудящая размазня.

Возможно, кто-то удивится, но в концертных басовых мониторах для работы на большие открытые площадки никто не гонится за получением низкого баса. Просто потому, что основная энергетика и "плотность" звучания приходится именно на мидбасовую область. Так что если строить автомобильную "эстраду", которая должна молотить с бешеными уровнями громкости, почему бы не пойти по этому же пути?

Собственно, динамик с длиннющим индексом Edge EDPRO12PW-E8 как раз и представляет собой такое правильное "эстрадное" решение. По большому счёту, это сабвуфер, который не лезет в инфразвуковые "ветры", зато способен забираться в мидбасовую область и давать тот самый удар в грудь, которого не хватает в обычных "эстрадных" системах.

Динамик имеет относительно небольшой ход. Это сразу понятно хотя бы по верхнему тканевому подвесу. Диффузор выполнен из непрессованной целлюлозы, но он немного тоньше, чем обычно принято делать для тяжеловесных сабов. Соответственно, можно ожидать, что и масса подвижки будет не в полкилограмма, потом посмотрим на измерениях. Центральный колпак – тоже целлюлоза, но жёсткая прессованная.

На края диффузора по стыку с подвесом нанесён силиконовый гель – он призван задемпфировать, погасить отражение механических напряжений от краёв диффузора. Для крупного облегчённого диффузора эта мера может оказаться далеко не лишней, призвуки нам не нужны.

С той же целью похожий состав нанесён и на обратную сторону диффузора. Только здесь – уже чуть более широкой полосой.

Сам динамик собран на весьма жёсткой литой корзине. Поскольку большого хода здесь не требовалось, огромную длинноходную магнитную систему делать тоже не было никакой необходимости, и общая монтажная глубина динамика составляет всего 13,5 см.

Зато катушка здесь огромная – её диаметр составляет 4 дюйма.

Поскольку ход у динамика относительно небольшой, а мощности в динамик будут "вливаться" неслабые, к обычным окнам охлаждения над магнитом и осевому отверстию в керне магнитной системы добавлены отверстия в торцевой шайбе по диаметру катушки.

Клеммы жёстко закреплены непосредственно на литой корзине (разумеется, через изолирующие втулки). Подводящие использованы традиционные – в виде "поводков". Правда, достаточно толстых.

В общем, конструктивно Edge EDPRO12PW-E8 совсем не похож на "насос". Его конструкция заимствована не из "эспиэльных" сабов, а из настоящих концертных динамиков. Соответственно, и задача у него – не гонять воздух на инфрабасе, а давать в грудь тяжёлым звуковым "молотом".

На удивление, описание приводит довольно подробный список параметров, и он даже вынесен на коробку. Так что сравнить есть с чем.

  • Fs (собственная резонансная частота) – 73 Гц / 70 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 18,2 л / 17,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,76 / 7,67
  • Qes (электрическая добротность) – 0,77 / 0,57
  • Qts (полная добротность) – 0,71 / 0,53
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 110 г / 114 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 19,2 Тл м / 21,0 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 5,6 Ом / 5,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,7 дБ / 92,3 дБ

Судя по заявке, саб получается больше подходящим free-air, хотя это оформление в нашем случае, мягко говоря, не сильно подходит. Измеренные параметры ушли от заявки недалеко, но полученные цифры оказались более подходящими для автомобильных реалий. Судя по всему, в моём экземпляре просто магнит оказался посильнее.

Очень порадовал параметр Mms. С таким небольшим весом подвижки динамик способен забираться по частоте достаточно высоко, в мидбасовую область. Что, собственно, от него и требуется.

И да, особо отмечу очень высокую чувствительность. 92 дБ – это значение, недосягаемое для обычных сабов. Это означает, что с ним можно получить нехилый бас, не "вливая" в него бешеные мощности, как того требуют обычные сабвуферы. В очередной раз обращу внимание, что я всегда измеряю опорную чувствительность, т.е. без учёта акустического оформления и прочих маркетинговых хитростей.

Расчёт акустического оформления

Итак, помним, что гнаться за низким басом с этим сабвуфером не нужно, зато нужно получить отдачу в самой "ударной" частотной области – мидбасовой. И ещё помним, что главная задача этого саба – работа на открытое пространство. Так что рассчитываем исходя из этих двух условий.

При такой жёсткой постановке задачи оптимальный вариант вырисовывается однозначно – относительно небольшой корпус с высокой частотой настройки. Вот что получается в 40 литрах с портом, настроенным на "ударные" 65 Гц. Кстати, порт при этом получается очень удобных размеров.

  • Красная кривая – ФИ 40 литров / 65 Гц (труба 15 см длиной 15 см)

А что же в салоне автомобиля? Можно ли будет слушать этот саб "на повседневе"? В принципе, с таким оформлением АЧХ меняется незначительно, просто когда будешь находиться совсем рядом с этим сабом, то он будет казаться слишком гулким. Но это вполне закономерно, всё же саб предназначен для открытого пространства, ни один человек в здравом уме никогда не полезет к сценическим аудиомониторам вплотную.

Сабвуфер для тех, кто хочет получить настоящий "ударный" бас и способен отойти от стереотипов. Это не "насос", построенный по принципу "эспиэльных" длинноходов. По сути, это динамик для концертных сценических басовых аудиомониторов, которые изначально предназначены для молотилова на открытые площадки.

Глубокого инфрабаса от него не получишь, и более того, для нормальной работы этого саба в усилителе просто необходимо включать сабсоник с настройкой от 30-40 Гц и. Это защитит динамик от превышения хода, но не повлияет на его основную задачу – обеспечивать мощный басовый удар в грудь, например, на ритмичной клубной музыке.

Кроме того, за счёт способности динамика работать на более высоких частотах, чем это могут традиционные "тяжеловесные" сабы, его вполне реально "срастить" со среднечастотными массивами без явных провалов, получив нормальное полноценное звучание.


На удивление 12-дюймовая модель оказалась намного доступнее своего "большого брата". На момент теста его цена составляет всего 9300 рублей. Пожалуй, это один из самых доступных динамиков для участников SPL соревнований. Ну или для тех, кто просто хочет растрясти и развалить свою машину.

КОНСТРУКЦИЯ

Внешне это абсолютный брутал, каким и должен быть сабвуфер для SPL – приличный вес, здоровый магнит и "губастый" верхний подвес.


Корзина, разумеется, литая. Диаметр звуковой катушки – 3 дюйма.


Диффузор – уже привычная в "давильных" сабвуферах непрессованная целлюлоза с защитным покрытием лицевой стороны. Крупный колпак выполнен из пластика. Место склейки подвеса и диффузора дополнительно прошито двойной прострочкой.


С обратной стороны – характерная "мятая" целлюлозная поверхность.


Центрирующая шайба представляет собой пакет, собранный из нескольких штук. Обычная практика в динамиках, рассчитанных на большие ходы. Подводящие обычные, круглые, прошиты через шайбу. Клеммных терминалов нет, вместо этого к подводящим разу припаяны отрезки проводов. Навскидку их сечение составляет около 6 квадратов.


Через окно охлаждения видна звуковая катушка. В отличие от более крупного 15-дюймового собрата намотка выглядит привычнее – без дополнительной заливки компаундом.


В охлаждении участвует целая система каналов – кроме окон под центрирующей шайбой, большого осевого канала и дополнительных отверстий в нижней шайбе есть ещё и дополнительные отверстия в керне с выходом в осевой канал.


Как и для 15-дюймового саба, фактические параметры неплохо повторили заявку. По крайней мере, для расчётов разница не очень существенная. Все измерения проведены при последовательном включении обмоток звуковой катушки.


Измеренные/заявленные параметры:
Fs (собственная резонансная частота) – 36 Гц / 37 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 16 л / 17 л
Qms (механическая добротность) – 9,13 / 6,67
Qes (электрическая добротность) – 0,67 / 0,59
Qts (полная добротность) – 0,63 / 0,54
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 320 г / 334 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 20,0 Тл м / 22,0 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,7 / 3,6 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,5 / 83,7 дБ

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Вот тут есть важный момент. Саб в первую очередь предназначен для соревнований по SPL, где главная задача – получить максимум давления. А это значит, что нужно "сконцентрировать" всю энергию на одной частоте. Это чистая математика и эксперименты, всё строится и подгоняется под конкретный кузов. Никаких готовых универсальных решений для такой задачи нет и быть не может.

Однако учитывая, что такие сабы покупаются и обычными любителями "брутального баса", я посчитал несколько вариантов корпусов для "повседневного" применения. Собственно, как раз то, о чём и просили.

Фазоинверторное оформление

В тесный объём зажимать такой саб не стоит, но и делать больше 55-60 литров смысла тоже нет – дальше отдача почти не увеличивается. Хотя, куда уж больше – акустическое усиление в ФИ и так зашкаливает.

По настройке порта с этим сабом всё просто. На какой частоте нужна максимальная отдача, на неё и настраиваем порт. Вот расчётные АЧХ при установке Edge EDP122SPL в 60-литровый корпус с разными портами:


Расчётные АЧХ и ГВЗ в салоне автомобиля для Edge EDP122SPL в 60-литровом ФИ с разными настройками порта

Красная кривая – 60 литров / 28 Гц ("ветры " и оторванные зеркала)
Синяя кривая – 60 литров / 34 Гц ("негры")
Фиолетовая кривая – 60 литров / 43 Гц (дабстеп, электроника)

И всё то же самое, но при работе не внутри машины, а на открытое пространство. Тут всё закономерно – чем ниже по частоте хотим настроить саб, тем сложнее получить высокую отдачу. Хотя, в любом случае получается нехило:


Расчётные АЧХ и ГВЗ на открытом пространстве для Edge EDP122SPL в 60-литровом ФИ с разными настройками порта

Закрытый ящик

Не удивляйтесь, но вариант ЗЯ для такого саба – тоже вполне рабочий. Отдача немного снизится, но зато бас будет более чётким. Вариант для работы не на улицу, а внутри машины. Объём корпуса можно делать каким угодно – вплоть до компактного 30 литров.


Расчётные АЧХ и ГВЗ для Edge EDP122SPL в ЗЯ разного объёма

Красная АЧХ – ЗЯ 60 литров (Qtc=0,66)
Синяя АЧХ – ЗЯ 30 литров (Qtc=0,71)

Вот вам готовый рецепт – делаете фазоинверторный корпус и просто по необходимости открываете/закрываете порт. Нужно, чтобы все вокруг вас слышали – открываете порт. Нужен более точный и собранный бас – закрываете порт.

Как посчитать корпус?

Напомню про калькулятор корпуса со щелевым портом. Там всё просто – задаёте свои размеры и смотрите, какие получаются объём и настройка порта. Подгоняете корпус под свой багажник и получаете готовые размеры элементов для распила.

Совет. Для этого саба щелевой порт делайте шириной не меньше 4 см. Слишком узкий порт теряет эффективность на больших уровнях громкости, на которые Edge EDP122SPL как раз и рассчитан. Причём, независимо от общего сечения порта.

Если "трубы" вам ближе, но лень копаться в программах расчёта, держите готовые размеры круглого порта для 60-литрового корпуса:

Настройка на 34 Гц – диаметр 15 см и длина 65 см
Настройка на 40 Гц – диаметр 15 см и длина 43 см
Настройка на 43 Гц – диаметр 15 см и длина 35 см

В общем-то, понятно, что Edge EDP122SPL делался под SPL-соревнования и разного рода шоу с "ветрами" и хайр-триками. Поэтому его "гражданское" применение получается очень специфичным – подвижку в 300 с лишним грамм нужно ещё как-то растолкать.

По этой причине он не любит нежностей и просто не способен работать на малых уровнях сигнала. А его рабочий диапазон – никак не выше 40-50 Гц. При этом усилитель должен соответствовать – он должен уметь не просто толкать диффузор, но и по возможности контролировать его движение.

Плюсы:
Невысокая для таких возможностей цена
Серьёзные допустимые мощности
Приличный ход диффузора
Большое акустическое усиление в ФИ
Возможность смены характера баса простым закрытием порта ФИ

Читайте также: