Как используются компьютеры в школе

Обновлено: 06.07.2024

Наш век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.

Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.

Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Учащиеся на примере учителя должны знать, что компьютер – умная машина предназначена не только для игр. При помощи компьютера можно получать массу интересной информации, создавать книги, газеты, новые учебные пособия, программы, писать письма, сочинения и т. д.

Прежде всего, это компьютерные технологии, которые имеют необъятные возможности в плане рационализации образовательной деятельности и стимулирования познавательных интересов детей. Общаясь с компьютером, дети хотят научиться рисовать, писать, искать интересующую их информацию, пользоваться компакт-дисками и Интернетом. Для того чтобы ученик начальной школы мог в соответствии со своими желаниями использовать компьютер в качестве помощника в учебе, мы должны позаботиться об универсальности его пользовательских навыков. Дети имеют право пользоваться современными средствами труда уже сегодня.

Огромную помощь в проведении таких уроков мне оказывают электронные приложения к учебникам по УМК «Перспектива». На протяжении всего курса нас сопровождает ЭП (электронные приложения) по русскому языку, технологии, математике, окружающего мира. В 4 классе имеется ЭП еще и по чтению. Эти приложения очень удобны, увлекательны. Работая с этими ЭП, ребята быстро освоили компьютерную клавиатуру и теперь без труда набирают тексты. И уже невозможно представить проведение урока без этого. При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использую электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко-буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Во 2 классе я провела несколько уроков, мастер классов, на которых показала ребятам, как создать элементарную презентацию в программе Microsoft Power Point. Они заитересовались и начали по - не многу создавать простейшие презентации к урокам окружающего мира, русского языка. Далее я познакомила их с анимацией,возможностью вставить звук –и презентации вышли на другой уровень. Заинтересовались даже родители. Сегодня, когда мои дети учатся в 4 классе, у нас собрана коллекция презентаций по всем предметам. Ребята с огромным удовольствием готовятся к урокам окружающего мира и радостью на них отвечают. На уроках чтения учащиеся рисуют рисунки к прочитанным стихотворениям, а потом создают диафильмы в программе Power Point.

Наши внеклассные мероприятия всегда имеют компьютерное сопровождение. Одно из таких мероприятий с презентацией «День благодарности родителям» мы опубликовали на Информационно-образовательном портале «Методическая копилка педагога».

Компьютерная поддержка позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся и активизировать учебный процесс, а также дает возможность сочетания разных средств и расширяет возможность предъявления учебной информации. Так, программа по математике позволяет быстро и эффективно развивать навыки устных вычислений, работать с геометрическим материалом и арифметическими величинами. Использую компьютер на уроках при изучении окружающего мира, на уроках информатики, математики, русского языка при отработке базовых знаний, умений и навыков. Например, отрабатывая знания, умения и навыки по русскому языку я применяю интерактивные тесты «Определи склонение существительных», «Вставь букву» и. т. д. Выполнение такого теста вызывает огромный интерес у ребят, а самое главное ученик тут же получает результат. Программа ему сама ставит оценку за выполнение. Вот она - независимая экспертиза.

Современные психологи, педагоги-дидактики, определяя образовательную культуру личности, выделяют ключевые компетенции, которые характеризуются знаниями, освоенными способами деятельности и опытом осуществления этой деятельности, позитивной мотивацией, личностными качествами, способствующими эффективному решению проблем. Одной из основных ключевых компетенций школьника является компетенция учебно-познавательная и информационная.

Очень важно учить сегодня ребенка работать с информацией. Получить ее можно из разных источников – из учебника, от учителя, из дополнительной литературы, из средств массовой информации. Сейчас появились мультимедиа-энциклопедии. Важно научить школьника выбирать необходимую конкретную информацию, нацелить учащихся на поиск нужной информации, для чего необходимо научить их пользоваться программой поиска, работой в мультимедиа-программах.

Считаю, что уже в начальной школе можно и нужно использовать элементы технологии проектирования, позволяющей создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения работать в различных группах, развивают исследовательские умения, системное мышление. Проектный метод обучения побуждает школьников к поиску и оформлению собранной информации, к обретению умения сотрудничать в группе, учит договариваться, распределять обязанности, выдвигать идеи, делать выводы.

Проектное обучение я рассматриваю как развивающее, базирующееся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов и дающее возможность делать паузы для поиска информации с целью усвоения базовых теоретических знаний.

В результате проектной деятельности учащимися класса, родителями и учителем были созданы,оформлены и представлены проекты:

«Моя родословная» (ребята вместе с родителями составляли родословное древо, определяли, с кем из родных имеют общие черты во внешности, в характере).

«История военной фотографии» (материалы проекта были переданы в музей «Солдаты отечества»)

«Богатыри земли русской»

«Сочиним сказку» и другие.

Итак, что-же на мой взгляд даёт мне применение ИКТ?

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Должна заметить, что эффективность использования ИКТ уже в 1 классе ощутимая. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания.

Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей.Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут.

Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.

Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.

Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.

ИКТ в ДО. «Растём вместе» Современный педагог ДОО должен идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, обязан обеспечить полноценный.

Повышение качества педагогического процесса на основе внедрения информационных технологий Переход на новую стадию информационной деятельности связан с рядом преобразований Как ИКТ применяются в профессиональной.

Не во всех ещё школах есть компьютеры, и не во всех школах используют все их возможности, или используют достаточно активно. Учителя и ученики недостаточно хорошо представляют, как можно включить их в жизнь школы. Зачастую машины являются лишь объектом изучения на уроках ОИВТ или используются в качестве пишущей машинки. Выбранная тема может осветить проблему, как, где и зачем можно использовать компьютеры в школе.

Поэтому целью данной работы является изучение направлений использования компьютера в школе как мощного инструмента поддержки учебного процесса и организации школьного информационного пространства.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

- обобщить опыт использования компьютера в школе;

- описать потенциальные возможности школьных компьютеров (предложить другие варианты их использования);

- проанализировать мнения учащихся и учителей по поводу применения компьютерных технологий;

- показать достигнутые результаты.

Таким образом, данная исследовательская работа должна показать, что использование компьютера в школе является необходимым в современных условиях как средство поддержки и организации учебного процесса в самостоятельной и внеклассной деятельности, а также важным элементом социализации личности.

Направления использования компьютера в школе. Краткая историческая справка

В нашей школе компьютеры появились в 1991 году. Это были два «Вектора 006» кировского производства, которые подключались к телевизорам, а в качестве накопителя использовался кассетный магнитофон.

В 1993 году область купила нашей школе три машины IBM PC AT 286 с чёрно-белыми мониторами, которые работали под управлением MS-DOS 5. 00 и использовали файловый менеджер Norton Commander. На этих машинах уже не только велись уроки информатики, но и печатались документы, методические разработки, плакаты и т. п. Заработал кружок «Виртуальная реальность», курс информатики из 10-11 классов стал спускаться в среднее звено. С 1999 года информатика в школе ведётся с 5-го класса.

Наконец, благодаря президентской программе «Дети России» по компьютеризации сельских школ, в 2001 году у нас появился действительно современный компьютер с операционной системой Windows 2000. Был куплен модем, и школа подключилась к сети Internet. Благодаря помощи сельского округа удалось приобрести лазерный принтер. Осенью 2003 года нам поставили спутниковую тарелку, принимающую образовательный канал. Затем нами был куплен сканер, второй винчестер. Наличие обучающих программ на лазерных дисках вызвало большой интерес школьников. Особенно им нравится смотреть электронные энциклопедии.

И вот в конце февраля 2005 года мы получили библиотечный компьютер с хорошей медиатекой к нему. В конце марта купили цифровой фотоаппарат. В сентябре – графический планшет.

К этому времени 286-ые устарели морально и физически, поэтому с 2004 года они уже не эксплуатируются.

В данный момент в школе два рабочих компьютера, два лазерных принтера, а у некоторых учеников появились домашние компьютеры.

Обзор направлений использования компьютеров в нашей школе

Преподавание информатики

Наша школа является единственной школой в районе, в которой преподавание ведётся с 5 класса в качестве школьного компонента базисного учебного плана.

Используются различные формы организации а) учебной деятельности:

- предпрофильный курс компьютерной графики в 9-м классе; б) внеклассной работы:

- кружок «Виртуальная реальность»;

- самостоятельные и творческие работы.

Кроме этого, в школе работает клуб платных компьютерных игр. Полученные средства используются для приобретения компьютерной техники, модернизации оборудования, приобретения расходных материалов и также на нужды школы (оплата билетов учащимся, печать фотографий, приобретение стаканов в столовую, лампочек, краски и т. п. ).

Работа администрации школы

Не секрет, что администрация школы вынуждена оформлять в печатном виде большой объём информации. Поэтому компьютерные технологии значительно облегчают жизнь директору, завучу, вожатой.

В нашей школе в компьютерном варианте существуют и распечатываются следующие документы:

- планы учебно-воспитательной работы;

- программы («Здоровье», «Лето», «Профилактика правонарушений», «Наш край»);

- характеристики, справки, заявки;

- грамоты, сертификаты, свидетельства, дипломы;

- распечатки внеклассных разработок;

- текущая отчётная документация.

Сельский округ

Регулярно обращаются в школу представители администрации сельского округа. Например, школа оказала большую помощь в реализации программы монетизации льгот. На школьном компьютере были изготовлены копии паспортов, пенсионных и ветеранских удостоверений для пожилых жителей округа.

На наш компьютер было установлено программное обеспечение для оформления и печати платёжных поручений, которые ежемесячно у нас печатаются. Также мы постоянно печатаем различные ведомости, отчёты, сводки и сметы.

Работа учащихся на компьютере

Часть учащихся предпочитает готовить проекты по английскому языку на компьютере в виде презентаций или документов Word. Некоторые школьники при подготовке к урокам истории просматривают обучающие CD и распечатывают оттуда нужную информацию. При необходимости учащиеся делают ксерокопии недостающих в учебниках страниц, экзаменационных билетов, нотных записей для занятий в музыкальной школе, чертежей по технологии и т. п.

Особенно нравится ребятам рисовать на компьютере, делать анимацию. В частности, в рамках предпрофильного курса предполагается выполнение большого объёма самостоятельных творческих работ на компьютере. Выпускники также сделали фотомонтажку своего класса. Даже был случай, когда выпускник школы записал на школьный компьютер сочинённую им гитарную музыкальную композицию.

По заданиям учителей ученики копируют дидактические материалы для начальных классов и среднего звена, набирают анкеты, тесты и т. д.

По просьбе лидера районной профсоюзной организации я нарисовал и распечатал на своём струйном принтере эмблему профсоюзной организации для отчётной конференции профсоюзов.

Краеведческая работа

Уже много лет оформляются в компьютерном виде отчёты по туристским путешествиям, материалы краеведческих и исследовательских работ.

Четвёртый год оформляются в компьютерном виде летописи школы.

Планируется создание электронного архива школы, в который войдут уже имеющиеся материалы по истории школы, колхоза, исчезнувших и существующих деревень, летописи выпускных классов, материалы школьных походов и многое другое.

Помощь студентам

Время от времени приходят выпускники, и не только нашей школы, чтобы набрать или распечатать рефераты, доклады, творческие работы.

Например, Коновалова Вера, которая сейчас учится в СШ № 1 г. Яранска, набирала у нас свою творческую работу по разработке проекта озеленения территории Троицкой церкви, которую она выполняла по заданию краеведческого музея.

Ерошкина Елена, студентка Марийского государственного педагогического института набирает у нас курсовые работы по математике, педагогике.

Научная работа педагогов

Огромную помощь оказывают компьютерные технологии нашим учителям в подготовке курсовых, дипломных и зачётных работ.

Так, например, Коновалова Галина Валентиновна и Никифорова Татьяна Николаевна, обучавшиеся на факультете психологии в Московском психолого-социальном университете, готовили свои дипломные работы на школьном компьютере.

Также использовали компьютер для творческого отчёта Ерошкина Людмила Тимофеевна и Баранова Лидия Яковлевна, учителя начальных классов, Ширкина Галина Тимофеевна, воспитатель детского садика. Степанова Татьяна Викторовна, директор и учитель математики, выполняла выпускную курсовую работу, аттестационную выпускную работу по английскому языку делала Толстобова Татьяна Петровна, учитель математики, ОИВТ, английского.

На основе скачанных из Internet рефератов писал свой реферат по истории учитель физкультуры Топаев Сергей Леонидович, заочно обучающийся в ВГГУ.

Использование Internet-технологий

Основные знания о работе в сети учащиеся получают на уроках информатики, а затем применяют их в учебной деятельности.

Например, использовали материалы сети при подготовке к урокам географии, для написания сочинений по русскому. Интересуются ребята и информацией с «Фабрики звёзд». Одна шестиклассница испекла круассаны по найденному в Интернете рецепту. Учитель физики, Толстобов Александр Петрович, регулярно скачивает из сети произведения научной фантастики. Также он часто обращается к радиотехническим сайтам, т. к. ремонтирует теле- и радиоаппаратуру населению. При подготовке к юбилею учительницы начальных классов Барановой Лидии Яковлевны, завуч школы Ошуева Алевтина Серафимовна использовала гороскопы из Интернета. Пользуются популярностью прогнозы погоды на несколько дней. К сожалению, качество связи у нас оставлять желать лучшего. Надеемся на новый цифровой кабель, который планируется проложить летом этого года.

С ноября 2003 года школа подключена к спутниковому образовательному каналу. Ребята использовали демонстрационные КИМы по ЕГЭ, учителя – информацию для внеклассной работы, программы элективных курсов (в том числе и учителя из других школ района).

Создан и потихоньку разрабатывается школьный сайт на Яранском сервере.

9. Психологическое тестирование.

В течение нескольких лет учащиеся выпускных классов выполняют различные психологические тесты на компьютере, как профессиональные, так и сделанные на БЕЙСИКе. Также используются анкеты, напечатанные на компьютере.

Внеклассная работа

С использованием компьютерных технологий проводились классные часы о символах государства, о Великой Отечественной Войне, при этом использовались CD по истории. Для оформления классами летописей выпусков делаются копии старых и редких фотографий.

Использование компьютера на других уроках

Несколько раз проводил урок в компьютерном классе учитель истории Ширкин Валерий Сергеевич. Ребята с интересом смотрели военную хронику, слушали песни времён Великой Отечественной, рассматривали карты сражения.

На уроках немецкого и английского языка школьники с удовольствием смотрели слайд-фильмы о Тироле, Лондоне, Великобритании и США.

Шестиклассники с большим удовольствием самостоятельно занимаются с программой «Занимательный английский».

Регулярно, с помощью учеников или самостоятельно, учителя готовят на компьютере тесты, дидактические материалы, ксерокопии к урокам.

Конечно, для полноценного использования компьютеров на других уроках нужно иметь мультимедийный проектор, либо большое количество машин.

Услуги населению

Регулярно обращаются жители сельского округа с просьбой снять копии трудовых книжек, паспортов, свидетельств о рождении и других документов, т. к. проезд до города и обратно обходится сельскому жителю в приличную сумму. Просят также записать на диск снимки с цифровых фотоаппаратов.

Развлечения

В свободное время ребята с удовольствием слушают музыку, смотрят фильмы и компьютерные CD, любят играть в компьютерные игры. Особенно нашим ученикам нравятся логические игры и стратегии, но популярны также автомобильные симуляторы и Role Play Games.

Перспективы использования компьютеров.

В перспективе предполагается создание информационного пространства школы, электронного архива. Намечено создание лазерного диска с информацией о школе, который будет записан к 80-летию школьного здания (2008 г).

Наличие большого количества обучающих CD позволит учителям использовать компьютерную технику для проведения уроков и самостоятельных занятий практически по всем предметам школьного курса.

С появлением цифрового фотоаппарата становится возможным выпуск школьных мини-газет по различным поводам: конкурсам, смотрам, концертам и т. д.

Изучение отношения к компьютерной технике учителей и учащихся

Для выяснения отношения к информационным технологиям я провёл анкетирование среди учителей и учащихся среднего звена. Результаты анкетирования обрабатывал в MS Excel, там же строил диаграммы. По результатам обработки анкет учителей можно сделать следующие выводы.

Последний пункт анкет для учителей и для учеников имеет одинаковые вопросы, поэтому из интереса они представлены в одной диаграмме для сравнения.

На этой диаграмме хорошо видно, как различны мнения учителей и учеников: уметь самому обращаться компьютером, иметь компьютер в кабинете и знать о возможностях компьютерной техники – выбор учителей, знать о возможностях компьютерной техники, уметь самому обращаться с компьютером и иметь компьютер в кабинете - соответственно выбор учащихся.

Результаты анкетирования учащихся.

По поводу использования возможностей компьютера – специально не включались компьютерные игры, т. к. большинство ребят относится к ним с интересом, а четвёртая часть являются заядлыми геймерами. После разговора с учащимися можно заметить тот факт, что ребята, имеющие дома компьютер или часто занимающиеся во внеклассное время на компьютере, знают о компьютерных технологиях гораздо больше других.

Считают, что не умеют пользоваться компьютерами, те учащиеся, которые не посещают факультатив. Высоко оценили свой уровень учащиеся 9 класса и имеющие свой компьютер.

45% учащихся активно используют компьютер, чуть меньше – только на уроках ОИВТ. Это можно объяснить тем, что у нас мало машин.

Все учащиеся, исключая уже имеющих свои машины, хотят домашний компьютер, но не имеют возможности приобрести. Это объясняется низким уровнем зарплаты жителей сельской местности.

Классификация практических работ, выполненных с использованием информационных технологий

25 мая 2004 года мне купили домой компьютер. Так я получил возможность вплотную заняться информационными технологиями.

Работа с программой MS Word

Прежде всего, я по просьбе вожатой придумал и напечатал на своём принтере цветные грамоты ученикам, закончившим четверть без троек. Затем я выполнил проект по английскому языку «My ideal day out». Уже в июне моим заданием стало набрать и напечатать туристический отчёт и материалы краеведческой работы по школьному походу. Осенью я набирал летописи школы за 2001/2002, 2003/2004 учебный год для школьного сайта. Зимой по заданию учителя математики Степановой Т. В. сделал математический листок «Теорема Пифагора». Использовал книгу. Пифагора рисовал сам, затем сканировал и вставил в документ.

Работа с программой MS PowerPoint

В ноябре я имел возможность заняться творчеством. Получились работа «Белый снег» (сюжет составлен из автофигур, добавил гитарную музыку Юры Ерошкина), и её продолжение «Снегурочка» (ещё не умел работать с векторной графикой, поэтому рисовал, сканировал и обрабатывал в Paint. Также сделал презентации «День рождения», «День матери». По заданию учителя информатики начал делать презентацию по истории развития вычислительной техники.

При просмотре CD возникла идея сделать учебный материал по Йеллстоунскому национальному парку. Информацию я нашёл в. Использовал переводчик Magic Goody для перевода на английский.

Работа с MS Publisher

На весенних каникулах помогал вожатой сделать буклет о детской организации. Рисунки эмблем выполнял, используя векторную графику в PowerPoint. У меня дома стоит Офис 2000, поэтому с этой программой я научился работать в процессе создания буклета.

Работы других учащихся.

Моя сестра Маша выполнила проект «Helping hands» в виде документа Word. Семиклассники Стафеев Николай и Чирков Стас создали проекты “My country’s best items” также в виде текстового документа, используя вставку сканированных иллюстраций. Ученик 6 класса Степанов Сергей, у которого тоже есть свой компьютер, набирал летопись 2002/2003 для школьного сайта.

Школьный сайт стал разрабатываться в декабре 2004 года. Участие принимали вожатая, директор школы, учащиеся 9 класса. Например, страничка «Прогулки по школе» выполнена 9-классниками.

Ученик 7 класса Стафеев Николай в прошлом году сделал проект по английскому языку «Rules for children» в виде презентации.

Поскольку в 9-м классе ведётся курс компьютерной графики, ребята с удовольствием учатся рисовать в Adobe PhotoShop, пример – фотомонтажка выпуска 2005.

Посещающие факультатив 9-классники разрабатывают свои презентации, публикации. Например, Ерошкина Таня, в семье которой 5 детей, сделала презентацию «Моя семья». На эту же тему выполнила работу Иванова Наташа. Ребята вставляют снимки как сканированные, так и снятые цифровым фотоаппаратом. Кроме этого, ребята печатали сертификаты и грамоты участникам и победителям школьных конкурсов.

Ребята в нашей школе умеют использовать различные возможности компьютерной техники, в любое время могут работать на ней, хотя машин недостаточно. Я показал, для чего и как можно использовать компьютерную технику в школе. И стоит сказать, что сейчас очень многие профессии связаны с умением работать на компьютерах, поэтому у наших школьников выше шансы получить в будущем хорошую работу.



В жизни каждого ребенка когда-нибудь обязательно наступает первое сентября – дата, отделяющая вольницу различной степени беззаботности от ученических будней. В школе ребенку предстоит изучать множество предметов, но в этом блоге, что логично, нам более всего интересна информатика. Давайте по случаю дня знаний, хоть и с небольшим опозданием, вспомним учебные компьютеры нашего школьного детства, а после, в следующем посте, поговорим о дне сегодняшнем – какие устройства можно увидеть в классе сейчас и о чем там рассказывают.

1. Позднесоветская эра (1985-1991)

Программа по реформированию советского образования 1984 года предусматривала, помимо прочего, введение в школах нового предмета – «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). Внедрение программы в жизнь началось в 1985-м, тогда же десятки научно-исследовательских учреждений, включая биологические и химические, принялись конструировать персональные компьютеры (хотя такого сочетания слов еще не знали) для нужд образования. В результате за несколько лет было создано множество моделей ПК; некоторое подмножество их удалось запустить в массовое производство.



Персональный компьютер БК-0010

Технологический разрыв в области кибернетики между двумя сторонами «железного занавеса» в то время достигал уже значительной величины, поэтому все модели «социалистических ПК» были в той или иной (обычно значительной) мере копиями зарубежных. В табличке ниже я попытался нарисовать общую картину советского компьютеростроения на примере самых известных его представителей (сюда же добавлены ПК производства соц. стран, которые поставлялись в СССР). Если вы заметили в ней неточности, просьба написать в комментарии или ЛС.

Стандарт/оригинал Процессор Модели
DEC PDP-11 КМ1801ВМ1/2 ДВК-1
ДВК-2
БК-0010
Электроника МС 0511
Intel i8080 КР580ВМ80А Корвет ПК8010/ПК8020
Микроша
Ириша
Zilog Z80 Т34ВМ1 Компаньон
Квант БК МС0530
U880 Robotron KC 85/KC 87 (ГДР)
Intel i8086/8088 КМ1810ВМ86 Ассистент-128
ЕС-1840, ЕС-1841
КМ1810ВМ88 Поиск
Электроника МС 1502
6502 MOS Technology 6502 Агат
CM630 Правец 8 (Болгария)
Компьютеры в школьном классе обычно не стояли по отдельности (это требовало наличия средств загрузки для каждого ПК), а объединялись в некое подобие локальной сети, позволявшей ученическим компьютерам грузиться с ПЗУ учительского. Такие системы назывались КУВТ – «Комплекс учебной вычислительной техники». Широкое распространение, по крайней мере у нас в регионе, имели КУВТ «УК-НЦ» на базе ПК «Электроника МС 0511». Также повсеместно встречались КУВТ на базе ДВК или БК-0010.



Рабочее место учителя КУВТ «УК-НЦ»

Помимо отечественной продукции, в классах наиболее продвинутых школ можно было встретить и непосредственно их зарубежные оригиналы. В первую очередь это КУВТ «Ямаха» на базе японских компьютеров стандарта MSX Yamaha YIS-503/805. Встречались также корейские MSX Daewoo, отличавшиеся отсутствием русских букв на клавиатуре и повсеместной иероглифизацией. Здесь же невозможно не вспомнить о легендарном Sinclair ZX Spectrum – для многих именно он или его клоны стали не только первым учебным, но и первым домашним компьютером. Ну и, кроме того, существовало некоторое количество импортных ПК на платформе Intel (например, IBM PC/XT) – правда, тогда в общей массе их было относительно немного.



КУВТ «Ямаха», ученический ПК

Что представляли из себя ПК первого (для СССР) поколения? Процессор от 1 до 10 МГц, стандартный объем ОЗУ – от 32 до 128 Кб. В качестве носителя информации – магнитофонная кассета или дискета 5 (8) дюймов. Монохромный черно-белый или черно-зеленый монитор. Если повезет – матричный принтер на месте учителя. С позиций нынешних гигагерцев такие характеристики усваиваются плохо, но это определенно лучше, чем листочек бумаги или программируемый калькулятор, а ведь именно с них начиналась информатика во многих школах. К слову сказать до нашей школы в Нижнем Новгороде КУВТ «УК-НЦ» добрался лишь в 1993 году, а ОИВТ сама по себе – годом раньше.

Несмотря на примитивную даже для того времени элементную базу советские ПК часто ломались, а система гарантийного ремонта была нетороплива, говорили – не хватает запчастей. Помнится, из 13 ученических рабочих мест у нас работало обычно 10-11. Тем не менее это было откровение, определившее для многих из нас, хабраюзеров, направление движения по жизни. Первые программы по информатике были довольно отвлеченными: изучались теоретические вопросы (системы счисления, дискретная математика), построение алгоритмов и блок-схем, абстрактные системы команд и т.д. Вот, например, скан из сурового советского учебника 1990 года — все серьезно, никаких «нажмите правой кнопкой мыши»:


До языков программирования добирались не сразу, обычно дело ограничивалось Бейсиком, в школах с углубленным изучением давался еще и Паскаль.

2. Раннероссийская эра (1991-2000)

К моменту разрушения Союза ССР компьютерный класс имелся почти в каждой школе крупных городов; неохваченные ученики проходили компьютерную практику в учебно-производственных комбинатах (УПК). Так, по крайней мере, было у нас в регионе. А как было у вас? Расскажите!


Время на уроке информатики пролетало незаметно. Игра Laser Squad на ПК ZX Spectrum

Зоопарк несовместимых платформ компьютерных классов затруднял обмен опытом и программным обеспечением между школами, и тем не менее он имел место в полный рост. Больше всего ценились, конечно, игрушки – они существовали для любых, даже самых примитивных ПК. За хорошей игрой не грех было сбегать в школу другого района города, ее записывали сразу на несколько дискет, поскольку те частенько выходили из строя. В цене были также программы автоматического тестирования знаний учащихся, часто самописные, и софт для обучения другим предметам школьной программы (для демонстрации восхищенным коллегам). Тот же период стал временем расцвета литературы по информатике: выходило с десяток различных журналов, как общих, типа «Информатика и образование», так и посвященных конкретным платформам. Примерно столько же было учебников по информатике, что создавало определенный хаос и в результате многие учителя не пользовались вообще никаким.



IBM PS/2 — один из первых массовых х86 в стране Советов

Парк советских КУВТ со временем дряхлел, но эксплуатировался до победного конца; несмотря на все возрастающие трудности с ремонтом старой техники, отсутствие средств на покупку новой вынуждало изворачиваться. В том числе благодаря школьному спросу появились кооперативы по ремонту компьютерной техники, некоторые из них впоследствии разрослись в крупные фирмы. Такая ситуация продолжалась вплоть до глобальной компьютеризации начала этого века; имеются проверенные сведения, что даже в 2001 году некоторое количество советских ПК еще работало в школах.
Параллельно с вымиранием советских ПК в школы неорганизованно закупались новые, почти на 100% — на платформе х86, которая к тому времени стала мировым стандартом. Внедрение 286, а затем и 386 со стандартной ОС DOS (пусть и в разных диалектах) позволило начать стандартизацию программ и средств разработки. В учебных программах появились первые темы для пользователей ПК, описывающие конкретный софт; первым, по моим сведениям, этой чести удостоились знаменитые «окна Нортона» (Norton Commander). Народный страх перед программированием значительно сократился после появления в классах оконных средств разработки (здравствуй, Turbo Pascal!).


Тот самый Turbo Pascal

Следующая страница истории связана с Intel Pentium и Windows 95. Легкая настройка сети в новом Windows привела к массовому появлению компьютерных классов в их современном виде – группы компьютеров, объединенных в локальную сеть. Связанность компьютеров – это не только средство передачи вирусов (которых в ту пору было еще немного), но и возможность удаленного контроля за учеником, передачи по сети материалов и программ. О новых методиках работы в компьютерных классах мы продолжим разговор в следующем посте, посвященном новейшей эре – от 2000 до наших дней.

За последние годы компьютер превратился из громоздкой машины, понятной только узкому кругу специалистов, в незаменимого помощника каждого человека. С появлением в конце XX века первых персональных компьютеров, а затем и сети Интернет, обычные люди получили доступ к большому объему информации. Все это делает компьютерное образование для детей обязательным в наши дни.

Компьютер – многофункциональное устройство, поэтому его необходимо использовать не только в рамках уроков информатики, но и в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса во всех учебных заведениях, а также для расширения средств и методов подачи информации (визуальное, аудиальное, интерактивное).

Современные дети рано начинают проявлять интерес к компьютеру, легко осваивают его. Сегодня существует много простых обучающих игр, которые помогают закреплять основные знания, способствуют развитию ребенка, расширяют его кругозор. Задача родителей и педагогов – поощрять ребенка использовать компьютер в познавательных и обучающих целях, помогать ему, чтобы уже к школьному возрасту владение компьютером естественным образом вписалось в учебный процесс.

Б. Спок писал: «Человек действительно обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучить их и запомнить».

В этом и может помочь компьютер. Созданы специальные обучающие программы и web-сайты, где дети могут в игровой форме освоить алфавит, счет, геометрические фигуры, научиться различать цвета и многому другому. Кроме того, с помощью компьютера педагог и сам может создавать разнообразные обучающие материалы для детей. Например, видеоролики с помощью программ редактирования видео, информационные плакаты, освоив некоторые уроки фотошоп для начинающих, ну и, конечно же, компьютерные презентации – без них вообще сложно себе представить современного педагога.

Разнообразный компьютерный мир с его яркими, живыми образами, цветами и музыкой является привлекательным для ребенка, ему хочется поближе познакомиться с ним, начать играть. А как показывает педагогический опыт А.С Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет». Так, через игру, рождается мотивационная готовность детей к освоению нового.

Очевидно, что компьютер более эффективен по сравнению с традиционными методами обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

ИКТ в работе учителя

ИКТ в работе учителя

Компьютеры, а с ними и новейшие информационно-компьютерные технологии, всё более интенсивно вторгаются в нашу повседневную жизнь. Сегодня каждому образованному человеку, а уж тем более учителю необходимы хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК. Учитель просто обязан быть информационно компетентным, без этого современное образование просто уже невозможно себе представить.

Использование в учебном процессе компьютера помогает оптимизировать и интенсифицировать учебный процесс, повысить интерес школьников к изучаемому предмету, воплотить идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Кроме того, новые информационные технологии способствуют развитию интеллектуальной и творческой одарённости учащихся, развивают логическое мышление, культуру умственного труда, формируют навыки самостоятельной работы, существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса.

Компьютер является оперативным средством наглядности в обучении, помогает при отработке практических умений учащихся, в ходе организации и проведения опроса и контроля школьников, в контроле и оценке домашних заданий, при работе с таблицами, графиками, схемами и т.д.

Наглядность, которую обеспечивает компьютер, особенно важна для младших школьников, так как у них ведущим является наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Технические средства обучения, проекционное оборудование, мультимедиа системы позволяют одновременно задействовать все каналы, воспринимающие учебную информацию (визуальный, аудиальный, кинетический), что значительно повышает качество усвоения учебного материала. Знания, полученные с помощью экранно-звуковых образов, в дальнейшем позволяют перейти к более высоким ступеням познания – понятиям и теоретическим выводам.

Учитель на уроке с использованием ПК выполняет функцию консультанта и организатора всего урока. Компьютер во время урока не заменяет учителя или учебник, но в корне изменяет характер педагогической деятельности. Он обеспечивает преподавателя новыми средствами обучения, позволяющими решать даже такие проблемы, которые ранее оставались нерешёнными.

На сегодня мы уже имеем значительный список всевозможных обучающих программ. Многие из них имеют некоторые недостатки, но сам факт их многочисленного существования говорит о том, что они востребованы и, несомненно, представляют собой определённую ценность.

ИКТ в работе учителя

Учитель может использовать на уроке несколько видов компьютерных программ:

  1. Учебные (наставнические). Чаще всего используются для объяснения нового материала, для максимально полного и успешного его усвоения.
  2. Программы-тренажёры. Применяются, когда теоретический материал обучаемым уже известен для формирования и закрепления навыков и умений учащихся, а также для их самоподготовки.
  3. Контролирующие программы. Обеспечивают контроль уровня знаний и умений учеников. Эти программы разработаны в виде разнообразных проверочных заданий, в том числе и в тестовой форме.
  4. Демонстрационные программы. Программы для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разных наглядных пособий (картин, фотографий, видеофрагментов).
  5. Информационно-справочные программы. Выводят необходимую информацию при подключении к образовательным ресурсам сети Интернет.
  6. Мультимедиа-учебники. Представляют собой комплексные программы, сочетающие в себе большинство возможностей перечисленных выше видов программ.

Между тем информационно-компьютерные технологии продолжают стремительно развиваться. И, вероятно, уже не за горами тот день, когда голосовые команды, используемые сегодня при управлении сотовыми телефонами или системой «умный дом», будут использоваться в учебном процессе. Учитель сможет подавать голосовые команды на компьютер, и, находясь в любой точке класса, управлять информацией, выводимой на экран.

Таким образом, информационно-компьютерные технологии существенно повышают эффективность образовательного процесса, решая задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по всестороннему развитию творчески свободной личности.

На основании вышеперечисленного можно сделать следующие выводы: применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень детей, раскрыть их творческий потенциал, развить интерес к окружающему миру через игровой процесс. При правильном применении компьютер способствует всестороннему развитию ребенка и повышает его интерес к обучению.

Читайте также: