Как изменить файл в андроиде

Обновлено: 04.07.2024

Иногда некоторые приложения на Android чем-то не устраивают пользователя. В качестве примера можно привести назойливую рекламу. А то бывает и так — всем хороша программа, да только перевод в ней или кривой, или вовсе отсутствует. Или, например, программа триальная, а получить полную версию возможности нет. Как же изменить ситуацию?

Введение

В этой статье мы поговорим о том, как разобрать пакет APK с приложением, рассмотрим его внутреннюю структуру, дизассемблируем и декомпилируем байт-код, а также попробуем внести в приложения несколько изменений, которые могут принести нам ту или иную выгоду.

Чтобы сделать все это самостоятельно, потребуются хотя бы начальные знания языка Java, на котором пишутся приложения для Android, и языка XML, который используется в Android повсеместно — от описания самого приложения и его прав доступа до хранения строк, которые будут выведены на экран. Также понадобится умение обращаться со специализированным консольным софтом.

Итак, что же представляет собой пакет APK, в котором распространяется абсолютно весь софт для Android?

Декомпиляция приложений

В статье мы работали только с дизассемблированным кодом приложения, однако если в большие приложения вносить более серьезные изменения, разобраться в коде smali будет гораздо сложнее. К счастью, мы можем декомпилировать код dex в Java-код, который будет хоть и не оригинальным и не компилируемым обратно, но гораздо более легким для чтения и понимания логики работы приложения. Чтобы сделать это, нам понадобятся два инструмента:

Использовать их следует так. Сначала запускаем dex2jar, указывая в качестве аргумента путь до apk-пакета:

В результате в текущем каталоге появится Java-пакет mail.jar, который уже можно открыть в jd-gui для просмотра Java-кода.

Устройство APK-пакетов и их получение

Пакет приложения Android, по сути, является обычным ZIP-файлом, для просмотра содержимого и распаковки которого никаких специальных инструментов не требуется. Достаточно иметь архиватор — 7zip для Windows или консольный unzip в Linux. Но это что касается обертки. А что внутри? Внутри же у нас в общем случае такая структура:

  • META-INF/ — содержит цифровой сертификат приложения, удостоверяющий его создателя, и контрольные суммы файлов пакета;
  • res/ — различные ресурсы, которые приложение использует в своей работе, например изображения, декларативное описание интерфейса, а также другие данные;
  • AndroidManifest.xml — описание приложения. Сюда входит, например, список требуемых разрешений, требуемая версия Android и необходимое разрешение экрана;
  • classes.dex — компилированный байт-код приложения для виртуальной машины Dalvik;
  • resources.arsc — тоже ресурсы, но другого рода — в частности, строки (да-да, этот файл можно использовать для русификации!).

Перечисленные файлы и каталоги есть если не во всех, то, пожалуй, в абсолютном большинстве APK. Однако стоит упомянуть еще несколько не столь распространенных файлов/каталогов:

  • assets — аналог ресурсов. Основное отличие — для доступа к ресурсу необходимо знать его идентификатор, список asset’ов же можно получать динамически, используя метод AssetManager.list() в коде приложения;
  • lib — нативные Linux-библиотеки, написанные с помощью NDK (Native Development Kit).

Этот каталог используют производители игр, помещая туда движок игры, написанный на C/C++, а также создатели высокопроизводительных приложений (например, Google Chrome). С устройством разобрались. Но как же получить сам файл пакета интересующего приложения? Поскольку без рута с устройства забрать файлы APK не представляется возможным (они лежат в каталоге /data/app), а рутить не всегда целесообразно, имеется как минимум три способа получить файл приложения на компьютер:

  • расширение APK Downloader для Chrome;
  • приложение Real APK Leecher;
  • различные файлообменники и варезники.

Какой из них использовать — дело вкуса; мы предпочитаем использовать отдельные приложения, поэтому опишем использование Real APK Leecher, тем более что написан он на Java и, соответственно, работать будет хоть в винде, хоть в никсах.

Настройка Real APK Leecher

Настройка Real APK Leecher

Просмотр и модификация

Допустим, ты нашел интересующий тебя пакет, скачал, распаковал… и при попытке просмотра какого-нибудь XML-файла с удивлением обнаружил, что файл не текстовый. Чем же его декомпилировать и как вообще работать с пакетами? Неужели необходимо ставить SDK? Нет, SDK ставить вовсе не обязательно. На самом деле для всех шагов по распаковке, модификации и упаковке пакетов APK нужны следующие инструменты:

Использовать все эти инструменты можно и по отдельности, но это неудобно, поэтому лучше воспользоваться более высокоуровневым софтом, построенным на их основе. Если ты работаешь в Linux или Mac OS X, то тут есть инструмент под названием apktool. Он позволяет распаковывать ресурсы в оригинальный вид (в том числе бинарные XML- и arsc-файлы), пересобирать пакет с измененными ресурсами, но не умеет подписывать пакеты, так что запускать утилиту signer придется вручную. Несмотря на то что утилита написана на Java, ее установка достаточно нестандартна. Сначала следует получить сам jar-файл:

Далее нам понадобится скрипт-обвязка для запуска apktool (он, кстати, доступен и для Windows), включающий в себя еще и утилиту aapt, которая понадобится для запаковки пакета:

Далее просто сваливаем содержимое обоих архивов в каталог

/bin и добавляем его в $PATH:

Если же ты работаешь в Windows, то для нее есть превосходный инструмент под названиемVirtuous Ten Studio, который также аккумулирует в себе все эти инструменты (включая сам apktool), но вместо CLI-интерфейса предоставляет пользователю интуитивно понятный графический интерфейс, с помощью которого можно выполнять операции по распаковке, дизассемблированию и декомпиляции в несколько кликов. Инструмент этот Donation-ware, то есть иногда появляются окошки с предложением получить лицензию, но это, в конце концов, можно и потерпеть. Описывать его не имеет никакого смысла, потому что разобраться в интерфейсе можно за несколько минут. А вот apktool, вследствие его консольной природы, следует обсудить подробнее.

Импорт APK в Virtuous Ten Studio

Импорт APK в Virtuous Ten Studio

Рассмотрим опции apktool. Если вкратце, то имеются три основные команды: d (decode), b (build) и if (install framework). Если с первыми двумя командами все понятно, то что делает третья, условный оператор? Она распаковывает указанный UI-фреймворк, который необходим в тех случаях, когда ты препарируешь какой-либо системный пакет.

Рассмотрим наиболее интересные опции первой команды:

  • -s — не дизассемблировать файлы dex;
  • -r — не распаковывать ресурсы;
  • -b — не вставлять отладочную информацию в результаты дизассемблирования файла dex;
  • --frame-path — использовать указанный UI-фреймворк вместо встроенного в apktool. Теперь рассмотрим пару опций для команды b:
  • -f — форсированная сборка без проверки изменений;
  • -a — указываем путь к aapt (средство для сборки APK-архива), если ты по какой-то причине хочешь использовать его из другого источника.

Пользоваться apktool очень просто, для этого достаточно указать одну из команд и путь до APK, например:

После этого в каталоге mail появятся все извлеченные и дизассемблированные файлы пакета.

Препарирование. Отключаем рекламу

Теория — это, конечно, хорошо, но зачем она нужна, если мы не знаем, что делать с распакованным пакетом? Попробуем применить теорию с пользой для себя, а именно модифицируем какую-нибудь софтину так, чтобы она не показывала нам рекламу. Для примера пусть это будет Virtual Torch — виртуальный факел. Для нас эта софтина подойдет идеально, потому что она под завязку набита раздражающей рекламой и к тому же достаточно проста, чтобы не потеряться в дебрях кода.

Поиск кода рекламы в jd-gui

Поиск кода рекламы в jd-gui

Итак, с помощью одного из приведенных способов скачай приложение из маркета. Если ты решил использовать Virtuous Ten Studio, просто открой APK-файл в приложении и распакуй его, для чего создай проект (File -> New project), затем в контекстном меню проекта выбери Import File. Если же твой выбор пал на apktool, то достаточно выполнить одну команду:

После этого в каталоге com.kauf.particle.virtualtorch появится файловое дерево, похожее на описанное в предыдущем разделе, но с дополнительным каталогом smali вместо dex-файлов и файлом apktool.yml. Первый содержит дизассемблированный код исполняемого dex-файла приложения, второй — служебную информацию, необходимую apktool для сборки пакета обратно.

Первое место, куда мы должны заглянуть, — это, конечно же, AndroidManifest.xml. И здесь мы сразу встречаем следующую строку:

Нетрудно догадаться, что она отвечает за предоставление приложению полномочий на использование интернет-соединения. По сути, если мы хотим просто избавиться от рекламы, нам, скорее всего, достаточно будет запретить приложению интернет. Попытаемся это сделать. Удаляем указанную строку и пробуем собрать софтину с помощью apktool:

В каталоге com.kauf.particle.virtualtorch/build/ появится результирующий APK-файл. Однако установить его не получится, так как он не имеет цифровой подписи и контрольных сумм файлов (в нем просто нет каталога META-INF/). Мы должны подписать пакет с помощью утилиты apk-signer. Запустили. Интерфейс состоит из двух вкладок — на первой (Key Generator) создаем ключи, на второй (APK Signer) подписываем. Чтобы создать наш приватный ключ, заполняем следующие поля:

  • Target File — выходной файл хранилища ключей; в нем обычно хранится одна пара ключей;
  • Password и Confirm — пароль для хранилища;
  • Alias — имя ключа в хранилище;
  • Alias password и Confirm — пароль секретного ключа;
  • Validity — срок действия (в годах). Значение по умолчанию оптимально.

Остальные поля, в общем-то, необязательны — но необходимо заполнить хотя бы одно.

Создание ключа в apk-signer

Создание ключа в apk-signer

WARNING

Чтобы подписать приложение с помощью apk-signer, ты должен установить Android SDK и указать полный путь до него в настройках приложения.

Вся информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Ни редакция, ни автор не несут ответственности за любой возможный вред, причиненный материалами данной статьи.

Теперь этим ключом можно подписать APK. На вкладке APK Signer выбираем только что сгенерированный файл, вводим пароль, алиас ключа и пароль к нему, затем находим файл APK и смело жмем кнопку «Sign». Если все пройдет нормально, пакет будет подписан.

Так как мы подписали пакет нашим собственным ключом, он будет конфликтовать с оригинальным приложением, а это значит, что при попытке обновить софтину через маркет мы получим ошибку.

Цифровая подпись необходима только стороннему софту, поэтому если ты занимаешься модификацией системных приложений, которые устанавливаются копированием в каталог /system/app/, то подписывать их не нужно.

Обычно авторы приложений создают специальные классы для вывода рекламы и вызывают методы этих классов во время запуска приложения или одной из его «активностей» (упрощенно говоря, экранов приложения). Попробуем найти эти классы. Идем в каталог smali, далее com (в org лежит только открытая графическая библиотека cocos2d), далее kauf (именно туда, потому что это имя разработчика и там лежит весь его код) — и вот он, каталог marketing. Внутри находим кучу файлов с расширением smali. Это классы, и наиболее примечателен из них класс Ad.smali, по названию которого нетрудно догадаться, что именно он выводит рекламу.

Мы могли бы изменить логику его работы, но гораздо проще будет тупо убрать вызовы любых его методов из самого приложения. Поэтому выходим из каталога marketing и идем в соседний каталог particle, а затем в virtualtorch. Особого внимания здесь заслуживает файл MainActivity.smali. Это стандартный для Android класс, который создается Android SDK и устанавливается в качестве точки входа в приложение (аналог функции main в Си). Открываем файл на редактирование.

Внутри находится код smali (местный ассемблер). Он довольно запутанный и трудный для чтения в силу своей низкоуровневой природы, поэтому мы не будем его изучать, а просто найдем все упоминания класса Ad в коде и закомментируем их. Вбиваем строку «Ad» в поиске и попадаем на строку 25:

Здесь происходит создание объекта. Комментируем. Продолжаем поиск и находим в строках 433, 435, 466, 468, 738, 740, 800 и 802 обращения к методам класса Ad. Комментируем. Вроде все. Сохраняем. Теперь пакет необходимо собрать обратно и проверить его работоспособность и наличие рекламы. Для чистоты эксперимента возвращаем удаленную из AndroidManifest.xml строку, собираем пакет, подписываем и устанавливаем.

Наш подопытный кролик. Видна реклама Он же, но уже без рекламы

Оп-па! Реклама пропала только во время работы приложения, но осталась в главном меню, которое мы видим, когда запускаем софтину. Так, подождите, но ведь точка входа — это класс MainActivity, а реклама пропала во время работы приложения, но осталась в главном меню, значит, точка входа другая? Чтобы выявить истинную точку входа, вновь открываем файл AndroidManifest.xml. И да, в нем есть следующие строки:

Они говорят нам (и, что важнее, андроиду) о том, что активность с именем Start должна быть запущена в ответ на генерацию интента (события) android.intent.action.MAIN из категории android.intent.category.LAUNCHER. Это событие генерируется при тапе на иконку приложения в ланчере, поэтому оно и определяет точку входа, а именно класс Start. Скорее всего, программист сначала написал приложение без главного меню, точкой входа в которое был стандартный класс MainActivity, а затем добавил новое окно (активность), содержащее меню и описанное в классе Start, и вручную сделал его точкой входа.

Открываем файл Start.smali и вновь ищем строку «Ad», находим в строках 153 и 155 упоминание класса FirstAd. Он тоже есть в исходниках и, судя по названию, как раз и отвечает за показ объявлений на главном экране. Смотрим дальше, идет создание экземпляра класса FirstAd и интента, по контексту имеющего отношение к этому экземпляру, а дальше метка cond_10, условный переход на которую осуществляется аккурат перед созданием экземпляра класса:

Скорее всего, программа каким-то случайном образом вычисляет, нужно ли показывать рекламу на главном экране, и, если нет, перескакивает сразу на cond_10. Ок, упростим ей задачу и заменим условный переход на безусловный:

Больше упоминаний FirstAd в коде нет, поэтому закрываем файл и вновь собираем наш виртуальный факел с помощью apktool. Копируем на смартфон, устанавливаем, запускаем. Вуаля, вся реклама исчезла, с чем нас всех и поздравляем.

  • Перевод приложений Android;
  • пример снятия триала с приложения.

Итоги

Эта статья лишь краткое введение в методы вскрытия и модификации Android-приложений. За кадром остались многие вопросы, такие как снятие защиты, разбор обфусцированного кода, перевод и замена ресурсов приложения, а также модификация приложений, написанных с использованием Android NDK. Однако, имея базовые знания, разобраться во всем этом — лишь вопрос времени.

Судя по письмам, приходящим к нам на сайт, многие начинающие Android пользователи часто сталкиваются с такой неприятной ситуацией, когда, например, хотелось бы посмотреть содержимое zip файла или распаковать его, а вместо этого он открывается в приложении для чтения книг Cool Reader.

Как в Android отменить и задать программу по умолчанию для открытия файлов того или иного типа

Вообще, возможность выбора приложения, с помощью которого можно будет открывать тот или иной тип файлов по умолчанию, является одним из достоинств операционной системы Android. При этом если у вас возникнет необходимость, вы можете сбросить умолчания - сделать так, чтобы каждый раз у вас была возможность выбора приложения при открытии файла (скриншот выше) или задать новое приложение, которое будет открывать файл по умолчанию.

Чтобы сделать это, нам для начала нужно сбросить умолчания. Для этого перейдите в меню настроек вашего планшета или телефона, в раздел «Приложения», выберите в списке программу, которая открывает файлы нужного нам типа автоматически, и кликните по ней.

После этого откроется окно со свойствами этого приложения «О приложении»:

Как в Андроид cменить программу по умолчанию для открытия файлов того или иного типа

Прокрутите содержимое окна вниз, пока не увидите пункт «ЗАПУСК ПО УМОЛЧАНИЮ». Для того чтобы сбросить умолчания нажмите на кнопку «Удалить настройки по умолчанию».

Всё, теперь после клика по zip архиву из примера в начале статьи, вы увидите заветный диалог выбора программы, с помощью которой можно открыть этот файл. Теперь вы можете или задать новую программу по умолчанию или каждый раз выбирать соответствующее приложение из списка.

Совет: Когда вы видите подобный диалог, для того чтобы быстро выбрать нужное приложение, не нажимая затем кнопку «Только сейчас», кликните по его иконке двойным тапом:

Как в Андроид cменить программу по умолчанию для открытия файлов того или иного типа

Внешний вид всплывающих меню и меню настройки приложения в зависимости от устройства и версии Android может выглядеть иначе, но общий смысл смены программы по умолчанию остается неизменным – в любой момент вы можете очистить умолчания в меню настроек приложений, а затем задать их заново.

Ну вот, теперь вы знаете как в Андроид можно отменить или задать программу по умолчанию. Правда же это совсем не сложно?

как открыть apk файл на андроид

При помощи его я редактировал созданное в конструкторе приложение, так как некоторые ссылки и изображения (по умолчанию встраиваемые конструктором) не устраивали. Нет, я не программист и понимаю в кодах не больше вашего, но инструмент APK Editor позволяет работать с ним пользователям любого уровня от новичка до профессионала, так как оно имеет подсказки.

Как открыть Apk файл на Андроид

Содержание

Интерфейс APK Editor Pro

Главная страница содержит четыре кнопки:

  • Выберете Аpk
  • Выберете Аpk из приложения
  • Помощь
  • Выход


Для редактирования используются первые две.

1. Первая кнопка открывает непосредственно файлик apk, сохраненный в памяти устройства. То есть, открывается встроенный менеджер, находите нужное место расположения редактируемого объекта.

Клик по нужному элементу вызовет окно, где нужно выбрать, что вы хотите делать.

  • Редактирование ресурсов
  • замена файлов
  • общее редактирование

Функция редактирования ресурсов позволяет изменять строки, файлики, манифест. Через эту функцию доступно практически все содержимое редактируемого файла.

Замена, подразумевает полную подмену одного файла на другой. Как правило, её используют для замены изображений, аудио и других элементов.

Общее редактирование поможет изменить название приложения, пакета, место установки, код версии, название версии.


2. Вторую кнопку используют в случае отсутствия файла apk, но при наличии установленного приложения. Выбираете из списка и приступаете к редактированию.

Клик на кнопку вызовет список всех установленных приложений. Здесь же можно переключиться между пользовательскими и системными.

В принципе инструкция написана неплохо, но при изучении советую внимательно изучить от начала и до конца.

Теперь на примерах рассмотрим использование приложения.

Как заменить картинку в приложении

2. Находим объект, который подвергнем испытанию, клик по нему.

5. Долгое нажатие откроет окно:

6. Клик по готовому изображению произведет подмену.

8. По окончании будет указан путь, куда сохраняется модифицированный файл. Прежде чем запустить новый apk, старый необходимо удалить.

Как удалить рекламу из приложения

Рекламный код может быть прописан где угодно, все зависит от её назначения. Мы рассмотрим стандартный способ. Этот способ описан в разделе помощь, но пришлось немного потратить время на разбор, так как названия папок и файлов немного не соответствовало. Видимо, информация устаревает.

Начнем сразу с пункта №3. Первый и второй выполняем как в первом примере.


Удаляем старый apk и устанавливаем новый.

В этом случае убрали рекламу только с главной страницы.

Работать с редактированием элементов лучше всего через программу AirDroid. Оно выводит экран смартфона на монитор компьютера. Приятней работать с нормальной клавиатурой, а не тыкать в малюсенькие кнопочки устройства.

Ссылки


Начнем с того, что тебе нужен Linux. В Windows ты сможешь только разобрать прошивку, но собрать обратно уже не получится по чисто техническим причинам. Теперь о прошивке. Обычно они распространяются в виде ZIP-архивов, прошиваемых через кастомные рекавери. Именно один из них нам и понадобится для опытов. Начинать путь ромодела я рекомендую с какой-нибудь максимально приближенной к AOSP кастомной прошивки, потому что в ней зачастую проще разобраться, чем в стоке.

Нужный ZIP можно найти на XDA Developers или 4PDA. Но имей в виду, что нужна прошивка конкретно для твоей модели аппарата, — у того же Galaxy S7 есть несколько модификаций для разных рынков, не всегда совместимых между собой.

Структура ZIP-файла с прошивкой

После загрузки распакуем архив с помощью любого архиватора. Внутри будет следующий набор файлов и папок:

  • META-INF — папка с метаинформацией о прошивке (сертификат автора, манифест со списком файлов, их контрольными суммами), скриптом обновления (updater-script) и инсталлятором (update-binary), который выполняет команды скрипта по монтированию разделов, копированию файлов и другим действиям с NAND-памятью;
  • boot.img — образ с ядром и RAM-диском (он прошивается в раздел boot);
  • system.new.dat — это, грубо говоря, и есть сама прошивка, а точнее образ раздела system, содержащий операционную систему Android за вычетом ядра;
  • system.transfer.list — содержит список команд, которые необходимо выполнить, чтобы поблочно скопировать содержимое system.new.dat в раздел system при установке прошивки;
  • system.patch.dat — используется для OTA-обновлений, то есть выборочного внесения изменений в прошивку; если прошивка «полная», он имеет нулевой размер.

Реверс малвари

Распаковываем system.new.dat

Файлы system.new.dat и system.transfer.list представляют для нас наибольший интерес. Точнее, не они, а содержащаяся в них система. Но добраться до нее не так просто.

Скрипт

Самые ленивые могут разобрать прошивку с помощью скрипта System_Extractor-Linux.

  1. Распаковываем архив с прошивкой в любую папку.
  2. Качаем скрипт по ссылке и разархивируем в любую папку.
  3. Запускаем файл ext (если будет ругаться на отсутствие Java, просто пропусти, нажав y ; Java нужна только для запаковки).
  4. Теперь выбираем распаковку, нажав кнопку 1, а затем Enter.
  5. Новая папка с именем extract_* появится рядом с файлом ext и папкой tools . Копируем в нее файлы system.new.dat и system.transfer.list .
  6. После копирования файлов нажимаем Enter и ждем. Через некоторое время нужно будет опять нажать Enter, ввести пароль администратора и еще раз тапнуть Enter.
  7. Готово. Содержимое system в папке extract_*/output .

Ручной способ

Распаковываем архив с прошивкой в любую папку (например, в rom ):

Скачиваем нужные нам инструменты в эту папку:

Он преобразует файл system.new.dat в raw-образ с именем system.img . Монтируем образ к подпапке mnt :

Содержимое образа system

Содержимое образа system

Структура каталогов Android

После распаковки system появится следующая каталоговая структура:

  • app — предустановленные приложения со стандартными привилегиями;
  • priv-app — предустановленные приложения с повышенными привилегиями, в том числе некоторые компоненты системы;
  • bin — бинарные файлы формата ELF, аналог каталогов /bin и /usr/bin в Linux. Содержит различные системные компоненты, используемые более высокоуровневыми компонентами системы;
  • etc — файлы настроек. Полный аналог /etc в Linux, используемый, однако, только теми самыми системными компонентами. Приложения Android хранят индивидуальные настройки в каталогах /data/data/ ;
  • fonts — шрифты. По умолчанию содержит только фирменные шрифты Roboto;
  • framework — библиотеки Java-классов, используемых системой и приложениями. Тут же лежит файл framework-res.apk , содержащий полное описание интерфейса операционной системы, включая все графические файлы;
  • lib и lib64 — Linux-библиотеки, используемые низкоуровневыми компонентами системы. Аналог каталогов /lib и /usr/lib в Linux, включая такие стандартные библиотеки, как libc, libz, libssl. На устройствах с архитектурой ARMv7 и ниже каталог lib64 будет отсутствовать;
  • media — медиафайлы: рингтоны, звуки уведомлений, звуки интерфейса и анимация загрузки ОС;
  • tts — файлы, необходимые синтезатору речи;
  • usr — каталог, который обычно содержит файлы, необходимые для работы приложений из каталога bin. По сути, аналог /usr/share ;
  • vendor — файлы, поставляемые производителем устройства. Обычно содержит бинарный firmware для различных железных компонентов, например модуля Wi-Fi;
  • xbin — необязательный каталог; кастомные прошивки используют его для хранения таких вещей, как интерпретатор bash, SSH, PowerTOP, BusyBox, и других полезных инструментов;
  • build.prop — файл, содержащий информацию о сборке, а также различные низкоуровневые настройки;
  • addon.d — содержит скрипты, запускаемые после установки прошивки. Сюда же GApps прописывают свой скрипт, благодаря которому возрождаются после переустановки прошивки.

Ознакомившись с базовой структурой Android, начнем вносить изменения.

Удаляем и добавляем приложения

Все предустановленные программы можно найти в двух папках:

Друг от друга они отличаются привилегиями доступа. Если программы из app имеют такие же полномочия, как сторонние программы (например, установленные из Play Store), то приложения из priv-app могут использовать привилегированные API (права privileged). Подробнее об этом можно узнать из нашей статьи.

Для предустановки приложения в прошивку просто кинь ее APK-файл в /system/app/ . Можно, конечно, создать отдельную папку, но в нашем случае в этом нет смысла, потому что папка служит для хранения библиотек и odex-файлов, которых у нас попросту нет. Для удаления просто удали папку с ним.

Можно пойти дальше и поменять стоковые приложения на аналоги. К примеру, для замены календаря удаляем папку Calendar и копируем в /system/app наш любимый com.rpagyc.simplecalendar.apk . А можно и не копировать. Тогда прошивка будет без календаря.

Главное, помни: стоковые программы могут быть связаны между собой. Поэтому удаление одной проги вполне может привести к полной неработоспособности другой (к примеру, CalendarProvider и Calendar: удалив первый, ты сделаешь неработоспособным не только стоковый, но и любой другой календарь). К счастью, в чистых AOSP-прошивках взаимосвязей не так много.

Меняем анимацию загрузки

Анимация хранится в виде PNG-картинок, упакованных в архив /system/media/bootanimation.zip без сжатия. Внутри архива находятся:

  • desc.txt — файл, описывающий анимацию;
  • part0 — папка с файлами анимаций, которые воспроизводятся первыми;
  • part1 — папка с файлами анимаций, которые воспроизводятся вторыми;
  • .
  • part? — крайняя папка, изображения с которой воспроизводятся в конце.

Файл desc.txt может содержать нечто вроде

Назначение этих строк интуитивно понятно: 1920 × 1080 — разрешение картинки, 60 — число кадров в секунду. Part0 и part1 указывают на папки, из которых будет воспроизводиться анимация, и последовательность воспроизведения. Вообще, может быть как одна часть, так и несколько (три и больше).

Изображения, находящиеся в папках part, пронумерованы пятью цифрами в порядке воспроизведения: 00000.jpg , 00001.jpg , 00002.jpg . Эти изображения можно поменять на свои, тем самым создав оригинальную анимацию. А можно просто удалить файл bootanimation.zip . Тогда девайс будет показывать анимацию из стандартного Android. Или воспользоваться уже готовой коллекцией анимаций на 4PDA.

Четыре части в bootanimation.zip для LineageOS

Четыре части в bootanimation.zip для LineageOS

Изменяем звуковое оформление

Фактически все звуки, которые воспроизводит система, хранятся в папке /system/media/audio . Внутри нее ты найдешь следующие папки:

  • alarms — мелодии будильника;
  • notifications — звуки уведомлений;
  • ringtones — мелодии звонка;
  • ui — системные звуки, например низкий заряд батареи, фокусировка камеры, выбор элементов интерфейса.

В alarms, notifications, ringtones можно накидать сколько угодно любых мелодий. Взять их можно, например, здесь:

И маленький лайфхак: удаление файлов из папки ui приведет не к сбоям и ошибкам, а к исчезновению системных звуков. Поэтому ты можешь легко отключить звук создания снимка с камеры, снятия скриншота, просто потерев содержащие эти звуки файлы (их имена интуитивно понятны).

Добавляем шрифты

Шрифты хранятся в fonts . Найти архивы с файлами шрифтов можно на 4PDA и XDA. Для установки достаточно скопировать с заменой ttf-файлы из архива в папку fonts .

Меняем системные настройки (build.prop)

В образе system есть интересный файлик build.prop , содержащий множество полезной информации о железе устройства и настройках, устанавливаемых по умолчанию, для различных стоковых приложений. Справедливости ради замечу, что это не всегда так. Например, в Gigaset ME и ME Pro build.prop разделен на две части. В одной части содержатся настройки для Gigaset ME, а для ME Pro некоторые строки продублированы, но ключи (название смартфона и так далее) в них другие. Это было сделано, чтобы обеспечить более-менее корректную работоспособность одной и той же прошивки на разных аппаратах.

Дополнительный файл для Gigaset ME и ME Pro

Дополнительный файл для Gigaset ME и ME Pro

Build.prop содержит (или может содержать) огромное количество настроек. Некоторые из них ничего не меняют, некоторые улучшают одно за счет ухудшения другого, но есть те, которые действительно полезны:

  • ro.product.model и ro.product.manufacturer — модель смартфона и имя производителя. С помощью замены этих строк можно заставить Play Store думать, будто у тебя другой смартфон, что откроет доступ к большему количеству софта. Для всяких малоизвестных китайских смартфонов эти строчки могут стать спасительными;
  • hw.qemu.mainkeys — принимает только два значения: 0 — показать наэкранные клавиши навигации, 1 — не показывать кнопки. Отсутствие строки соответствует 0;
  • debug.sf.nobootanimation — значение 1 отключает анимацию загрузки, что немного поднимает ее скорость. Установка 0 или удаление строки возвращает анимацию на место;
  • ro.telephony.default_network — говорит системе, в какой режим должна быть переключена мобильная сеть при загрузке;
  • ro.sf.lcd_density — DPI дисплея, наиболее точное значение для дисплея можно посчитать через удобный сайт. Но никто не запрещает поставить и большее или меньшее значение по своему вкусу: более высокие значения делают элементы интерфейса крупнее, низкие — меньше;
  • ro.config.vc_call_vol_steps — количество шагов громкости во время разговора (по умолчанию 8);
  • ro.config.media_vol_steps — количество шагов громкости мультимедиа (по умолчанию 15).

Внедряем в прошивку Google Apps

Почти всегда кастомные прошивки поставляются без сервисов Google и магазина приложений. Разработчики предлагают нам установить их отдельно с помощью пакета GApps. Однако его можно интегрировать прямо в прошивку.

Для начала необходимо скачать пакет GApps. Я рекомендую брать архивы Open GApps. Выбираешь версию Android, архитектуру процессора и вариант комплектации (Pico, Nano, Stock. ), который определяет, сколько различных приложений Google содержит архив. Я рекомендую скачать версию Pico. Она содержит только Play Store и набор необходимых для его работы библиотек.

Интеграция GApps в прошивку выполняется так:

  1. Распаковываем ZIP-архив GApps с помощью любого архиватора.
  2. Переходим в папку Core.
  3. Видим множество архивов с расширением .tar.lz . Извлекаем с помощью lzip.
  4. После распаковки копируем файлы из папок в соответствующие папки в system. Что куда кидать, нетрудно догадаться по структуре каталогов в архиве. Например, configupdater (со скриншота) нужно кидать в папку priv-app .
  5. Переходим в папку GApps (находится рядом с Core) и проделываем пункты 3 и 4 для файлов в ней.
  6. Все, мы интегрировали GApps в нашу прошивку!

Свободное место

Необходимо понимать, что место для установки прошивок ограниченно. Нельзя установить прошивку, размер которой перевешивает размер раздела system устройства. Посмотреть его значение можно, используя ADB:

Инфа о разделе system

Инфа о разделе system

Второй вариант: поставить на устройство терминал и набрать команду

Размер раздела в байтах можно узнать, установив на смартфон BusyBox и выполнив в терминале команду

Или то же самое с помощью ADB:

Место, занимаемое прошивкой, будет приблизительно равно размеру system в распакованном виде. Вообще, при создании прошивки необходимо учитывать, что юзер также может прошить поверх нее различные модификации (SuperSU, Xposed) или перенести приложения в раздел system. Например, минимальный пакет приложений Google (Pico) требует минимум 150 Мбайт дополнительного пространства для установки.

При необходимости размер файла прошивки можно уменьшить, удалив не только ненужные программы из /system/app ( /system/priv-app ) и звуки вызова из system/media/audio и bootanimation.zip , но и:

  • /system/tts/lang_pico — языки примитивного голосового движка Pico TTS, голосовой движок Google это не затронет;
  • /system/usr/srec/config/ — офлайн-языки. Можно будет скачать потом онлайн, если понадобится.

Сборка

После внесения изменений нужно собрать все обратно. Сначала запакуем раздел system в system.new.dat . Скачиваем нужные нам инструменты:

Преобразовываем нашу папку обратно в RAW-образ. Назовем его system_new.img :

1073741824 меняем на размер раздела system в байтах. Желательно даже сделать его чуть меньше. Делаем из RAW-образа sparse-образ:

Преобразуем наш образ в system.transfer.list и system.new.dat , которые и нужно кидать в архив с прошивкой, но сначала удалим старые файлы:

Отделим файлы прошивки от лишней шелухи (файлов, которые мы загружали для работы. Для этого удобно пользоваться архивом с прошивкой). Удалили? Теперь нужно запаковать прошивку в ZIP-архив (любым архиватором).

Осталось подписать архив. Сделать это можно как на самом Android с помощью ZipSigner, так и на ПК (потребуется установленная Java):

Подводные камни

Во время сборки system.new.dat ты можешь столкнуться с несколькими проблемами, вызванными постоянными изменениями в механизмах формирования прошивок Android. Описанный выше способ должен хорошо сработать в случае основанной на Android 5.1 прошивки, в более новых могут возникнуть сложности, так что потребуется использовать другие версии инструментов сборки. К сожалению, мы не можем описать все нюансы сборки, поэтому, возможно, придется погуглить.

Установка

Для установки кастомной прошивки необходим кастомный рекавери TWRP, позволяющий устанавливать неподписанные или подписанные тестовым ключом прошивки (именно такую мы создали). В журнале мы неоднократно описывали процесс его установки, да и в ветках форума, посвященных твоему устройству, обычно есть достаточно информации для того, чтобы это сделать.

Выводы

Эта статья описывает лишь верхушку огромного айсберга под названием «модификация прошивок». «Серьезные» прошивки не только дополняют ядро и саму прошивку со стоковыми приложениями множеством функций (которые зачастую вырваны из других ядер и прошивок), организовывая или даже меняя принципы их взаимодействия, но и вполне могут кардинально менять принципы работы ОС. Правда, такая поделка — это уже не Android, а отдельная ОС, даже если Play-сервисы получится туда поставить (кстати, такие действия, мягко говоря, не поощряются Google). Ну и не забываем: все оболочки от производителей — TouchWiz, ZenUI, HTC Sense и так далее — всего лишь обычные кастомы, максимально привязанные к железу устройства и друг к другу.

Читайте также: