Как меняется мировоззрение и сферы применения компьютерных технологий

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Алексеева И.Ю., Лопатинская Т.Д.

В статье рассматривается влияние виртуальных технологий на формирование мировоззрения современного человека. Авторами затронуты вопросы трансформации культурной среды , выявлено наполнение мировоззрения новыми функциями, а также обоснован тезис о том, что виртуализация приводит к кардинальным изменениям образа мышления человека, его мировоззрения , трансформации внутренней культуры. Проведенное исследование позволяет утверждать, что виртуальные технологии , обладая культур-трансформирующими свойствами, вносят фундаментальные изменения в человеческую жизнедеятельность, затрагивают мировоззрение и воздействуют на него индивидуально.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Алексеева И.Ю., Лопатинская Т.Д.

Области практического использования технологий игры в условиях виртуализации современной культуры Виртуализация праздника в контексте исследования проблемы безопасности человека Виртуальная реальность как пространство симулякров Категория виртуальной реальности в социально-философском дискурсе Виртуализация игрушки как проявление трансформации жизненного мира человека в условиях информационной эпохи i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VIRTUAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INFLUENCE ON PERSONAL WORLDVIEW (CASE STUDY OF GAMING DEVICES)

The article examines the impact of virtual technologies on the shaping of worldview of a contemporary person. The authors touch upon the issues of transformation of the cultural environment, discuss the new functions of the worldview, and substantiate the thesis that the virtualization leads to radical changes in the way of thinking of a person, his worldview, transformation of his internal culture. The study suggests that the virtual technologies, having culture transforming ability, make fundamental changes in the human life, affect the attitudes, and influence people individually.

Текст научной работы на тему «Виртуальные технологии как средство влияния на мировоззрение человека (на примере игровых устройств)»

УДК 159.923:004.946 Алексеева Ирина Юрьевна

доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института философии РАН

Лопатинская Тинатин Давидовна

кандидат философских наук,

старший преподаватель кафедры философии

Астраханского государственного университета

ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ВЛИЯНИЯ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ИГРОВЫХ УСТРОЙСТВ) [1]

В статье рассматривается влияние виртуальных технологий на формирование мировоззрения современного человека. Авторами затронуты вопросы трансформации культурной среды, выявлено наполнение мировоззрения новыми функциями, а также обоснован тезис о том, что виртуализация приводит к кардинальным изменениям образа мышления человека, его мировоззрения, трансформации внутренней культуры. Проведенное исследование позволяет утверждать, что виртуальные технологии, обладая культур-трансформирующими свойствами, вносят фундаментальные изменения в человеческую жизнедеятельность, затрагивают мировоззрение и воздействуют на него индивидуально.

мировоззрение, виртуальные технологии, игровые устройства, трансформация культурной среды, виртуализация.

Alekseeva Irina Yurievna

D.Phil. in Philosophy, Associate Professor, Leading Research Associate, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences

Lopatinskaya Tinatin Davidovna

PhD in Philosophy, Senior Lecturer, Philosophy Department, Astrakhan State University

VIRTUAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INFLUENCE ON PERSONAL WORLDVIEW (CASE STUDY OF GAMING DEVICES) [1]

The article examines the impact of virtual technologies on the shaping of worldview of a contemporary person. The authors touch upon the issues of transformation of the cultural environment, discuss the new functions of the worldview, and substantiate the thesis that the vir-tualization leads to radical changes in the way of thinking of a person, his worldview, transformation of his internal culture. The study suggests that the virtual technologies, having culture transforming ability, make fundamental changes in the human life, affect the attitudes, and influence people individually.

ideology, virtual technology, gaming devices, transformation of cultural environment, virtualization.

Характерной особенностью современной реальности является растущее влияние виртуальных технологий на формирование мировоззрения современного человека. Виртуальные технологии несут в себе культуртрансформирующую силу, то есть способность оказывать существенное воздействие на культуру, видоизменять ее. При этом ряд этих изменений столь существенен, что позволяет говорить о базовой трансформации ее основ. Под воздействием виртуальных технологий культура стала погружаться в новейшее многомерное киберпространство, мир виртуальных феноменов. Прямым результатом этого процесса является виртуализация современной культуры, которая в современной действительности во многом является ее важнейшей характеристикой.

Трансформируя культурную среду, виртуальные технологии оказывают значительное влияние на мировоззрение современного человека, то есть свойственную ему систему ценностей, норм и правил, стереотипов и установок. В свою очередь, мировоззрение определяет как долговременные жизненные перспективы развития индивида, так и повседневные модели его поведения. Иными словами, активный рост виртуальных технологий приводит к резкому возрастанию их роли в процессе жизнедеятельности как каждого отдельного индивида, так и всего общества в целом. Сегодня именно виртуальные технологии обеспечивают формирование, развитие и эффективное функционирование большинства областей общественной жизни. В условиях современной действительности они становятся одним из важнейших стратегических ресурсов деятельности человечества.

Подобные факты реального усиления значения виртуальных технологий стали определяющими в трансформации культурных ориентиров как каждого конкретного человека, так и всего общества. В результате подобных трансформаций общество получило новый виртуальный статус и, как следствие, «нового» человека. Французский философ Ж. Бодрийяр называет нового человека «телематическим» и полагает: «Он - оператор виртуальности, и его действия нацелены на информацию и коммуникацию; в действительности речь идет о том, чтобы испробовать все возможности

программы, подобно тому, как игрок пробует все возможности игры» [2]. Иными словами, в условиях качественного эволюционного скачка виртуальных технологий происходит радикальная трансформация человека в иного, нового, виртуального, основной особенностью которого является самосовершенствование собственной антропологической природы благодаря развитию технических достижений. Соответственно, погружаясь в новую виртуальную «среду обитания», человек становится физически и духовно «усовершенствованным», превзошедшим самого себя, ежесекундно повышается его жизненный уровень, а следовательно, возрастают его основные нужды. Подобное погружение предлагает человеку более четкую реальность, чем та, в которой он привык существовать.

Так, виртуальные технологии сегодня предоставляют современному человеку многообразные возможности. Они улучшают качество жизни, облегчают труд, расширяют досуговую деятельность, снимают пространственные ограничения и предоставляют безграничные перспективы для самореализации личности. Однако одновременно с предоставленными возможностями виртуальные технологии несут в себе определенные опасности, связанные прежде всего с угрозой потери индивидом своей индивидуальности в иллюзорной среде обитания, утраты возможности творчества и реального общения, заменяемого виртуальной коммуникацией, и т. д.

Таким образом, в настоящее время не вызывает сомнений факт, что виртуальные технологии являются сложным и многоплановым явлением, требующим серьезного осмысления и анализа. В рамках данной статьи мы подробнее остановимся и проанализируем одну из наиболее ярких виртуальных технологий, оказывающих непосредственное влияние на мировоззрение современного человека, - игровые устройства.

Итак, основной задачей всех игровых устройств является формирование иллюзорной, псевдореалистической, мифологической картины мира. Игровые устройства формируют специфический взгляд на мир, который не воспринимается объективно и используется только для развлечения. В свою очередь это приводит к формированию особого мировоззрения, сквозь которое мир воспринимается как иллюзорный, оторванный от действительности.

Важной особенностью игровых устройств является их всеобщая доступность, что крайне важно, поскольку современное общество находится в условиях кризиса, агрессии, напряженности и все больше его членов стараются покинуть эту реальность, стремятся скрыться от «жизненной суеты, проблем, стрессов, усталости» [3, с. 187] в мир вымысла, грез, где «внимание индивида полностью поглощается виртуальными переживаниями, не оставляющими возможности одновременно думать о чем-то еще» [4]. В данном контексте игровые устройства выступают негласным выражением неосознанных желаний, страстей, инстинктов. Но подобная склонность к развлечению приводит к тому, что человек словно перемещается в мир, который предлагают ему игровые устройства, и только здесь он чувствует себя психологически комфортно, безопасно и свободно, реальная действительность же с течением временем начинает восприниматься им как нежелательная, ненужная. Однако такая его свобода иллюзорна, подобна наркотическому трансу, она приносит лишь временное ощущение удовольствия. Реальные взаимоотношения становятся малозначительными, играют второстепенную роль. Несмотря на это, виртуальность вновь и вновь завлекает человека совокупностью тех эмоций, которые он ощущает в виртуальном пространстве и которые сопровождают и активируют его деятельность, стабильно мотивируя к дальнейшему ее продолжению.

В контексте современной действительности игровые устройства с помощью своих иллюзорных комплексов предоставляют человеку возможность по-новому взглянуть на окружающий мир, преодолеть его несовершенство, разорванность и противоречивость.

Нарушение ощущения текучести времени в период погружения человека в иллюзорную реальность приводит к его временному абстрагированию от реальности, что в свою очередь привносит в человеческую деятельность больше независимости, риска, экспериментов. Человек получает возможность познать сильные, зачастую опасные ощущения, порой недоступные в привычной обыденной реальности. Таким образом, мир, представленный игровыми устройствами, становится альтернативой реальному миру, выступает в качестве самого мира, в котором человек может быть по-настоящему успешен, счастлив, благополучен во всех смыслах.

Игровые устройства «погружают индивида в виртуальное пространство, предлагают ему реальность более ясную, чем реальность его существования» [5, с. 34]. Он «переносится душой и телом в иллюзию, которая остается конструкцией сознания и виртуальных технологий, и не замечает повседневности с ее требованиями и ценностями. Отсутствие в мире объектов (в аксиологическом отношении) и перенос в мир виртуальных образов меняют сущность индивида: он не связан ответственностью, заботой, моральными требованиями и т. д. При этом индивид как бы подсознательно, порой без своего желания, сравнивает эти два пространства между собой и зачастую начинает верить в иллюзию их идентичности, что нередко приводит к тому, что части первого заменяются симулякрами второго. В результате факт такой подмены не всегда бывает выявленным, так как виртуальный мир обладает высокой степенью достоверности. И иллюзорность виртуального

Таким образом, виртуализация приводит не только к кардинальным изменениям образа мышления человека, трансформации внутренней культуры, что неминуемо влечет за собой модификацию традиционного уклада и образа жизни, характера межличностного общения. Закономерным результатом подобных процессов является также постепенное наполнение традиционного мировоззрения новыми функциями и, как следствие, его виртуализация. Остановимся на их характеристиках подробнее.

Виртуально-креативная функция способствует непрерывному бессознательному творческому процессу, который предполагает «новое видение предмета, новое решение возникающих проблемных ситуаций, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, то есть готовность к самоизменению, самосовершенствованию» [7, с. 3]. «Проблема творческой самореализации личности, ее уникальности имеет глубокое звучание, теснейшим образом связанное с вопросами о смысле человеческой жизни, о раскрытии внутренних потенций человека» [8, с. 3-4]. Таким образом, виртуальное мировоззрение аккумулирует внутренние возможности человека, способствует проявлению его индивидуальности и осуществлению креативной деятельности, в результате которой творческая компонента настолько расширяется, что зачастую даже выходит за рамки виртуального пространства. Индивид, покидая пределы виртуального пространства, выносит в себе желание реализовать в действительности фантазии, рожденные в виртуальности, в результате чего они преобразуются в созидание, то есть естественное состояние креативной деятельности. При этом креативная деятельность, как правило, представляет собой ничем не сдерживаемый творческий процесс, в основе которого лежит нестандартная индивидуальная фантазия, рожденная сознанием и способная создавать вполне реальные феномены культуры.

Эстетическая функция виртуального мировоззрения заключается в воздействии виртуальных образов прежде всего на эмоциональный мир индивида. Так, окунаясь в мир, наполненный визуализированными образами, человек специфически осваивает его, в процессе этой деятельности он, как правило, воспринимает и постигает их, не просто усваивает содержание, а пропускает сквозь собственные эмоции, дает визуализированным образам такую эстетическую оценку, как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое. Виртуальное мировоззрение формирует в индивиде способность давать эстетическую оценку, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных заменителей. При этом уровень эстетических переживаний напрямую зависит от характерных особенностей эстетического восприятия каждого конкретного человека. Например, одно и то же действие, совершенное в одинаковой обстановке, может вызвать в разных людях прямо противоположные эмоции. Таким образом, эстетическая функция виртуального мировоззрения «насыщает жизнь человека творчеством, придает целостность его существованию» [9, с. 6]. Она способствует эстетическому восприятию виртуальной и, как следствие, реальной действительности, повышая чувствительность к прекрасному, прививая, воспитывая и развивая культуру восприятия и вкус каждого конкретного индивида.

Инновационная функция. Формирование данной функции связано с инновационным укладом развития современного общества. Суть данной функции состоит в стимулировании развития инноваций в самых разнообразных сферах жизнедеятельности современного общества. Виртуальное мировоззрение стимулирует экспериментальные поиски в области инноваций, тем самым влияет на обновление промышленной продукции, постоянное совершенствование технологий и т. д.

Компенсаторная функция виртуального мировоззрения заключается в восполнении имеющегося у индивида дефицита значимых для него потребностей: в снятии накопленного внутреннего напряжения и восстановлении жизненных сил, разрешении конфликтных ситуаций, освобождении от эмоциональных перегрузок, порожденных реальностью. Виртуальное мировоззрение открывает перед индивидом мир идеальных образов, зачастую оторванных от реальности, при этом нередко «фантазия реальнее реальности, оттиски убедительнее оригиналов. Псевдореальность более интересна и более приемлема, чем естественность» [10, с. 141]. Человек по-новому начинает смотреть на вещи, перед ним открывается особый виртуальный мир, который предлагает ему искусственно созданную реальность, нередко более явственную, чем реальность его существования. Зачастую такой факт подмены бывает выявленным и осознанным, тем не менее индивид с легкостью, порой не задумываясь, вступает в иллюзорный мир, мир, наполненный заботой, любовью, комфортом, безопасностью, тишиной и спокойствием.

Адаптационная функция. Классический механизм адаптации представляет собой приспособление индивида к стремительно меняющимся условиям существования. Механизм адаптации

Таким образом, виртуальные технологии, в том числе игровые устройства, обладая культур-трансформирующими свойствами, вносят фундаментальные трансформации в человеческую жизнь. Следствием подобных процессов является формирование нового вида виртуальной культуры, которая предполагает, «с одной стороны, массовость как закономерность функционирования и развития, с другой, расширение границ творчества, новые способы художественной деятельности, проявления уникальности, индивидуализации. В этих условиях возникают новые эстетические потребности, претерпевают изменения представления о формах культурой продукции, под воздействием тотальной виртуализации изменяются познавательные запросы человека» [13].

В результате столь быстрого поглощения виртуальной средой современной культуры отмечаются необратимые процессы ее типизации, когда большинство членов общества подстраиваются под один усредненный критерий, наступает тотальная унифицированость, когда все становятся похожими на всех. Такие течения неотвратимо способствуют утрате многообразия, трансформации содержания и формы.

Таким образом, виртуализация интегрируется во все области культуры, затрагивает мировоззрение и воздействует на него индивидуально, в зависимости от возраста и иных персональных особенностей человека. При этом данный процесс несет в себе как конструктивный, так и деструктивный потенциал. Следовательно, одна из главных задач современного человека -не потерять свою индивидуальность в иллюзорной среде обитания, которая становится для него все более значимой, но в то же время развивает риск возникновения новых зависимостей.

Ссылки и примечания:

2. Бодрийяр Ж. Америка / пер. с фр. Д. Калугин. СПб., 2000.

3. Баева Л.В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей. Астрахань, 2008. С. 187.

5. Лопатинская Т.Д. Компьютерные игры как средство вхождения в виртуальную реальность // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 34.

7. Ковбасов С.Н. Развитие креативной функции личности старшеклассников в условиях освоения ими компьютерных технологий : дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2001. С. 3.

9. Казанова Н.В. Социальный феномен игры в контексте деятельностного подхода : дис. . канд. филос. наук. Волгоград, 2002. С. 6.

10. Ученова В.В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа? : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» и «Реклама». М., 2008. С. 141.

11. Павловская О.В. Компьютерное творчество в процессе становления информационного общества : дис. . канд. фи-лос. наук. Тюмень, 2006.

12. Захряпин А.В. Виртуальное мировоззрение как феномен развития современной науки и общества : автореф. дис. . канд. филол. наук. Саранск, 2004.

13. Муртазина М.Ш. Виртуальная культура как феномен глобализации: философско-культурологическое осмысление : автореф. дис. . канд. филос. наук. Чита, 2012.

14. Гусакова Т.Ф. Современный социум: искушение гедонизмом // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 5. С. 221.

За последние несколько десятилетий технологии развивались с ошеломляющей скоростью. Смартфоны, интернет, облачные вычисления и сотни других изобретений меняют каждый аспект нашей жизни.

Изменились коммуникации, бизнес, правительство, путешествия, сбор средств и даже сельское хозяйство. Но как насчет нашего мозга? Неужели все эти новые технологии меняют нас изнутри? Так думают многие, в том числе и психологи-профессионалы.

Как говорит современная психология, нет практически никаких сомнений в том, что все новые технологии, во главе с интернетом и цифровыми технологиями, формируют наш образ мышления очевидными и тонкими способами, преднамеренными и непреднамеренными, полезными и вредными.

Хотя исследования в этой области все ещё находятся на начальной стадии, и нет научно согласованных выводов, есть несколько областей, где современные цифровые технологии, безусловно, влияют на то, как мы взаимодействуем с миром и, как развивается мозг наших детей.

1. Принятие решений

Вам нужно купить новую машину. А что вы делаете в первую очередь? Если вы похожи на миллионы других людей, вы идете в интернет, чтобы провести исследование. На самом деле, независимо от того, какое решение вам нужно принять – пытаетесь ли вы выяснить, где пообедать или как лучше начать новую карьеру, вы можете обратиться за советом к интернету. Это означает, что мы, как вид, больше не должны полагаться только на внутренний инстинкт, а можем вместо этого собирать факты и знания в попытке принять обоснованные решения.

2. Построение отношений

С другой стороны, разве возможность оставаться на связи с друзьями и семьей по всему миру не поддерживает отношения, которые в противном случае могли бы прекратиться? Многие люди считают, что интернет полезен для наших отношений, но еще предстоит выяснить, развивают ли дети, которые растут со смартфонами, навыки межличностного общения и построения отношений, необходимые им для формирования глубоких и значимых отношений, или же наш вид будет изолирован от близких личных контактов и испытывать дискомфорт от них.

Интернет дает нам доступ к огромному количеству информации, кроме того, наши персональные компьютеры могут хранить каждый список покупок и случайные мысли, которые у нас есть, позволяя нам получить доступ к информации, когда она нам понадобится позже.

Новое исследование показало, что этот всепроникающий доступ к информации изменил не только то, что мы помним, но и то, как мы помним. Наша зависимость от интернета снизила нашу способность запоминать факты. Однако мы, по-видимому, улучшаем нашу способность запоминать, где и как найти информацию.

Например, теперь мы с большей вероятностью будем помнить, в какой папке мы хранили информацию, чем помнить саму информацию. Точно так же, когда мы сталкиваемся с вопросом о факте, мы с большей вероятностью запоминаем поисковые запросы, которые помогли нам найти ответы на подобные вопросы, чем сами факты.

Беря во внимание всё выше написанное, можно сделать вывод, что интернет и цифровые технологии могут влиять на наше физическое и психологическое развитие в большей степени, чем мы ожидали. Современная жизнь практически невозможна без использования компьютеров, а если вдруг что-то сломается, то здесь вам помогут произвести ремонт компьютеров.

В настоящее время информационные технологии занимают немалую роль в жизни каждого из нас. Они на столько глубоко проникли в нашу повседневную жизнь, что порой мы отказываемся от внешнего мира, заменяя его на технические устройства.

Мне стало интересно, как долго учащиеся находятся в интернете, как долго они могут обойтись без гаджетов, персональных компьютеров и других устройств с выходом в интернет ресурсы. И мне захотелось узнать, какое место занимают информационные технологии в жизни учащихся.

Целью работы является изучение влияния информационных технологий на жизнь человека.

Рассмотреть понятие «информационные технологии»

Выделить положительные и отрицательные стороны влияния информационных технологий на жизнь человека

Составить тест, показывающий влияние информационных технологий на жизнь человека

Провести анкетирование учащихся 9-11 классов и проанализировать результаты

Создать брошюру с рекомендациями по использованию информационных технологий.

Время работы над проектом: октябрь-декабрь 2018 (краткосрочный).

Объект исследования: информационные технологии.

Предмет исследования: влияние информационных технологий на учащихся МБОУ СОШ №122.

Область применения результата проекта: учебная (применение материалов на уроках информатики), социальная (работа с родителями, учащимися классными руководителями и социальным педагогом школы).

Проектным продуктом будет буклет, показывающая влияние информационных технологий на жизнь человека.

Исследование: изучение влияния информационных технологий на жизнь человека.

Методы исследования: эмпирический (анкетирование, сравнение, статистическая обработка данных), теоретический (изучение и обобщение, анализ)

Результативность: проект используется в МБОУ СОШ №122, рекомендуется к применению учащимся 5-11 классов, родителям, классным руководителям и социальным педагогам образовательных учреждений.

Положительные и отрицательные стороны влияния информационных технологий на жизнь человека

Информационные технологии (ИТ) – это всё, что связано с обработкой, хранением и передачей информации.

Информационные технологии (ИТ или IT) – это множество взаимосвязанных научных и технических областей знания, которые изучают и применяют на практике методы создания, обработки, хранения, защиты и передачи информации с помощью вычислительной техники.

Информационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые объединены в технологическую цепочку. Эта цепочка обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации с целью снижения трудоемкости при использовании информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности.

Направления применения ИТ:

Развлечение (фильмы, музыка, книги, игры);

Общение (социальные сети, электронная почта, чаты и т.д.);

Обработка информации (программы математического расчета, редакторы графики, звука и видео и т.д.);

Обучение (учебные пособия, интерактивные уроки, вебинары, справочники).

Положительное влияние ИТ:

массовость применения в сфере образования;

существенная роль в процессах коммуникации, получения и накопления новых знаний;

электронные ресурсы позволяют повысить эффективность использования временного ресурса;

самостоятельное осваивание необходимого материала в Интернете;

улучшения качества и эффективности образовательного процесса;

электронные архивы, содержащие практически все знания, накопленные человечеством и постоянно пополняющиеся;

большинство книг, статей, изданий переведены в цифровой формат;

общедоступность для широкого круга пользователей;

массовость и доступность материала являются важными факторами интеллектуализации и развития общества.

Отрицательное влияние ИТ:

возможность полностью скопировать найденную информацию и выдать ее за результат собственной деятельности.

нарушение прав интеллектуальной собственности, но и лишение себя возможности самостоятельно разобраться в проблеме

в процессе копирования чужого текста человеку не нужно придумывать что-то новое, размышлять, совершать открытия.

значительно опрощает научную деятельность и приводит к снижению уровня науки в стране в целом.

распространение всевозможных сервисов, выполняющих за учащихся задания.

недостоверность данных, количество информации и легкость её распространения не дают возможности проконтролировать ее качество и верность.

Миллер выделил семь стратегий преодоления информационной перегрузки:

Бездействие — произвольная временная остановка обработки информации.

Ошибочная обработка информации.

Выбор очередности — откладывание обработки некоторых видов информации в надежде вернуться к ним позднее.

Фильтрация — пренебрежение некоторыми видами информации во время обработки других, более приоритетных.

Приблизительная точность — за счет снижения точности обработки информации увеличивается скорость.

Множественная обработка — распределение процессов обработки информации, если это представляется возможным.

Избегание — уход от решения задач, связанных с обработкой информации.

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, документ-камера, фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, сканер и принтер могут помочь в освоении информационных технологий, увеличивая их возможности и делая этот процесс более полным. На наш взгляд, современные информационные технологии позволяют развивать творческие и познавательные способности детей, а также повышать мотивацию детей к образовательной деятельности, узнавать много нового, выявлять и укреплять интерес детей к обсуждаемой теме, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе образовательной деятельности, повышать эффективность коррекционной работы. Они изменяют методы представления информации.

Профессии будущего: инженер виртуальной реальности (создает компьютерные миры), киберполицейский (расследует финансовые и информационные кражи), консультант по безопасности личного профиля (отвечает за безопасность личных данных клиента и его позитивного имиджа в сети).

Вывод: р азвитие информационных технологий помогает и способствует получению новых знаний и образования. Но оно имеет и ряд недостатков, способных понизить не только уровень образования, но и развития общества в целом. Следовательно, необходимо помнить об отрицательных сторонах использования электронных ресурсов и корректно их использовать.

Создание анкеты для учащихся на тему «Информационные технологии в вашей жизни»

По запросу социального педагога МБОУ СОШ №122 мы разработали анкету и провели опрос учащихся 5-11 классов о влияние информационных технологий на их жизнь.

Мы создали анкету в Google, так как:

можно быстро провести опрос и составить список гостей, собрать адреса электронной почты для новостной рассылки и даже провести викторину.

в коллекции найдутся темы на все случаи жизни, а ещё можно создать тему самостоятельно – просто загрузите фото или логотип, и Формы автоматически подберут подходящую цветовую гамму.

выбирать типы вопросов – от простых текстовых полей до сложных шкал и сеток.

формы можно с легкостью создавать, редактировать и заполнять как на компьютере, так и на мобильных устройствах.

возможность работать над формой вместе с друзьями, одноклассниками.

Создавать собственный опрос с помощью Google Форм это быстро, просто и, главное, бесплатно.

hello_html_198a65fb.jpg
hello_html_704348c.jpg

Результаты анкетирования в Приложении 2.

Проанализировав результаты анкетирования мы составили список рекомендаций по предотвращению зависимости от информационных технологий:

не давать гаджеты детям до двух лет;

необходимо устанавливать правила по использованию гаджетов в школе и дома;

запретить или ограничить использование смартфонов в образовательных учреждениях;

пользоваться компьютером можно начинать в школьном возрасте, когда ребенку исполнится 7-8 лет. И делать это нужно исключительно с развивающей и обучающей целью под контролем взрослого.

Последствия чрезмерного использования информационных технологий:

маленьких детей ждет задержка речевого развития;

подростки могут стать агрессивными и рассеянными;

страдает социальная адаптация ;

увлечение компьютером отрицательно влияет на физическое состояние подростка, отношение к школе, успеваемости, взаимоотношения со сверстниками;

сильные головные боли и боли в позвоночнике, сухость в глазах и другие симптомы;

уход из реальной жизни в виртуальную;

отсутствие взаимопонимания и эмоциональной близости с родителями;

проблемы с общением и низкая самооценка у ребенка.

Методы лечения компьютерной зависимости на практике в России до сих пор не разработаны. В настоящее время эта работа ведется силами психологов, психотерапевтов и внутри самой семьи. Гораздо проще обратить внимание на профилактику данного заболевания.

Разработка буклета «Влияние информационных технологий на жизнь человека»

Для создания буклета мы использовали программу Publisher.

Мы создали буклет в Publisher , потому что:

можно разместить и настроить текст, изображение, границы, календари и другие элементы;

благодаря огромному количеству готовых шаблонов можно быстро создавать любые документы;

распечатка документов в отличном качестве;

отправлять публикации можно по электронной почте.

Невозможно представить человека, который не использует информационные технологии. Они прочно вошли в нашу жизнь и изменили привычный уклад.

Закончив наш проект, мы можем сказать, что все из того, что было задумано, получилось:

Рассмотрели понятие «информационные технологии»

Выделили положительные и отрицательные стороны влияния информационных технологий на жизнь человека

Составили тест, показывающий влияние информационных технологий на жизнь человека

Провели анкетирование учащихся 5-11 классов и проанализировал результаты

Надо больше говорить о зависимости от информационных технологий, проводить беседы с родителями, ограничивать детям время проведения за компьютером. Родителям надо дружить с детьми и как можно чаще разговаривать с ними. В качестве профилактики компьютерной зависимости необходимо переключать детей на другие, не менее интересные вещи. Например, больше стимулировать их посещать кружки и секции, чаще устраивать совместный отдых на природе.

Мы считаем, что цель работы изучение влияния информационных технологий на жизнь человека выполнена. В следующем году мы, может быть, продолжим эту работу для того, чтобы рассмотреть, как изменились ответы учащихся на анкетирование по теме проекта.

Мы думаем, что мы решили проблему своего проекта, так как создали наглядный материал для работы по теме «Влияние информационных технологий на жизнь человека», который используется в МБОУ СОШ №122 и рекомендуется к применению учащимся 5-11 классов, родителям, классным руководителям и социальным педагогам образовательных учреждений.

Список источников информации:

Глазкова Ю. А., Трофимов Е. П. Негативное влияние использования информационных технологий в образовательной деятельности // Наука, техника и образование /Science, technology and education 2015, № 7(13)

Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. – М. : Политиздат, 1991. – 287 с.

Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.

Шпицберг А. И. Влияние информационных технологий на деятельность современного общества // Молодой ученый. — 2014. — №6.2. — С. 81-83.

image

Содержание: Современные технологии стремятся проникнуть в наши головы. Их цель завладеть нашим вниманием. Мы ничего не можем с этим поделать. В результате, мы становимся зависимы от соцсетей и изолированы от социума, разгневаны и дезинформированы, мы всё больше готовы вовлекаться в политические распри. Все это делает нас слабее. Это существенная угроза для человечества.

Проблема: упадок человечества

В чем заключается основная проблема влияния технологий на общество?

Нас окружает нарастающая какофония возмущений и скандалов. Зависимость от технологий, недовольство политикой, манипулирование на выборах, подростковая депрессия, поляризация, искажение истины и рост тщеславия (каждый мнит себя звездой). Если мы так и будем жаловаться на отдельные проблемы, ничего не изменится. Это не отдельные вопросы. Все это взаимосвязанные элементы упадка человечества.


Статья переведена при поддержке компании EDISON Software, которая разрабатывает приложения и сайты, а также инвестирует в стартапы.

Используя человеческие слабости, технологии берут на себя управление обществом и человеческой историей. Чтобы манипулировать человеком вовсе не нужно пытаться победить его сильные стороны. Достаточно найти слабые точки и надавить на них. Об этом знают все. Пока футуристы ждали момента, когда технологии превзойдут человека и отнимут у него работу, мы упустили кое-что важное. Технологии УЖЕ используют человеческие слабости. Опираясь на наш страх, гнев, тщеславие, технологии ослабляют нас ещё больше, тем самым подпитывая нашу потребность в бесконечно развивающихся машинах.

Подумайте о следующих примерах:

Социальные сети создали неуправляемого цифрового Франкенштейна. Технологические платформы не могут принять все меры предосторожности по отношению к возникающим по всему миру проблемам. Контент генерируется на сотне языках, в миллионах групп на Facebook и каналов на YouTube. Два миллиарда автоматизированных каналов, подобных «Шоу Трумана», подобранных лично для каждого. Почему бы не нанять 10000 человек, которые бы за этим следили? Потому что это было бы неразумно с учетом постоянно возрастающей сложности ситуации. Контролировать такой поток информации невозможно.

  • Геноцид 2017 года в Мьянме обострился за счет непроверенных фейковых новостей запущенных лишь четырьмя бирманцами на Facebook, которые контролировали 7,3 млн пользователей (отчет Reuters)
  • В Нигерии на всю страну только четыре фактчекера. При этом 24 миллиона жителей этой страны используют Facebook. (отчет BBC)
  • На недавних выборах в Индии выяснилось, что в этой стране говорят на 22 языках. Сколько инженеров или корректоров в Facebook и Google знают эти языки?

Общество сталкивается с неотложной экзистенциальной угрозой со стороны паразитических технологических платформ. Способность технологий использовать человеческие слабости становится только лучше, начиная от более сильных зависимостей, заканчивая более качественными подделками. Наши мировые проблемы становятся все более сложными и неотложными — изменение климата, неравенство, здравоохранение. В то же время наша способность понимать мир и действовать сообща падает. Если мы не изменим курс прямо сейчас, то у человечества не останется шансов.

Мы можем решить эту проблему: ускорить переход к гуманным технологиям.

Упадок человечества похож на глобальное изменение климата в культуре. И у того, и у другого могут быть чудовищные последствия. Но в отличие от изменений климата, в случае с этой проблемой только около 1000 человек должны изменить то, что они делают. Потому что каждая проблема, начиная от игровых автоматов, сбивающих нас с толку, заканчивая качественными подделками, подрывающими наше доверие, не защищает человеческие инстинкты. Если все системы будут разработаны для защиты людей, мы сможем не только избежать ослабления людей, но и приумножить потенциал человека.

Дать имя взаимосвязанным системам упадка человечества важно. В противном случае создатели решений будут работать разрозненно, пытаясь решить проблему. Это будет похоже на бесконечную игру в «Убей крота».

Есть три аспекта, катализирующих гуманные технологии:

1) Гуманные Социальные Системы. Нам нужно хорошо разбираться не только в технологиях, но и в человеческой природе. И в том как одно влияет на другое. Технологии должны подходить к вопросам инноваций и дизайна осознанно. Нельзя позволять, чтобы людьми манипулировали. Нам не нужно больше искусственного интеллекта или более продвинутых технологий. На самом деле нам нужно больше знаний о том, что защищает и лечит человеческую природу и социальные системы. Center for Humane Technology предлагают с чего можно начать. Инженеры могут использовать ниже перечисленные вещи для оценки того как технологии влияют на нас на индивидуальном, эмоциональном и социальном уровнях. (руководство по дизайну.)

  • Телефоны, защищающие нас от получения бесконечных вознаграждений в игровых автоматах
  • Социальные сети, защищающие наши отношения на экране
  • Цифровые носители, разработанные для защиты от подделок путем выявления уязвимостей в нашей системе доверия

3) Гуманные поощрения вместо суровой добычи информации. Нам стоит перестать дробить внимание человека. Нам нужно разработать новые стимулы, которые улучшат конкуренцию на рынке и исправят текущие проблемы. Нужно стремиться вверх, чтобы соотносить нашу жизнь с нашими ценностями, а не войной за внимание.

Читайте также: