Как на детей влияет компьютер на

Обновлено: 07.07.2024

Все больше детей используют смартфоны, планшеты и ноутбуки для игр, чтения, просмотра мультфильмов и обучения. Родители сами определяют, как часто дети будут использовать технологии и что именно они будут делать. Кто-то опирается на исследования, кто-то на статьи в массмедиа, кто-то на жизненный опыт. Вместе с школой цифрового творчества «Кодабра» разбираемся, что говорят исследования о вреде и пользе компьютера и смартфона и как помочь ребенку использовать технологии без вреда для здоровья и поведения.

Читайте «Хайтек» в

Компьютер вредит не сам по себе: важны контент и время использования

Контролирующие организации часто пишут о вреде компьютеров. Роспотребнадзор считает, что постоянное использование компьютера детьми приводит к проблемам со зрением, ухудшению осанки и болезням спины и шеи, дерматитам и проблемам с дыханием, а также к вреду для психики. Организация не раскрывает, чем именно вреден компьютер для детской психики: скорее всего, имеют в виду влияние компьютерных игр и опасного контента на поведение детей и подростков.

Департамент образования Северной Ирландии называет примерно те же риски: проблема с осанкой, светочувствительную эпилепсию, бесконтрольное потребление контента. ВОЗ больше всего обращает внимание на то, что дети проводят время за компьютерами вместо того, чтобы больше двигаться и играть на свежем воздухе.

Зрение. Врачи долгое время считали, что мерцание экрана усугубляет близорукость, и рекомендовали работать за компьютером только с защитным экраном. Но исследования, проводившиеся 20 лет, показали, что компьютер не вредит зрению. На близорукость влияют наследственность и недостаток ультрафиолета. Поэтому ребенку важнее гулять на свежем воздухе, чтобы сохранить зрение.

Проблемы с мышцами спины и шеи. Исследователи опросили 400 с лишним детей в Нью-Йоркских школах и выяснили: спина и шея чаще болят у тех, кто больше сидит за компьютером. Исследование было небольшим, но те же данные приводятся в гайде Университета Хопкинса. Составители предупреждают, что у тех, кто долго сидит за компьютером, развиваются не только проблемы со спиной и шеей, но и травмы от повторяющихся деформаций, например, туннельный синдром. Чтобы избежать этих рисков, дети должны делать перерывы каждые полчаса и заниматься на удобных стульях.

Аллергические реакции. Роспотребнадзор считает, что заряженные частицы от компьютерных экранов приводят к проблемам с дыханием, но мы не нашли таких исследований. Напротив, обнаружили, что дети с астмой чаще сидят за компьютером, потому что родители боятся приступов и не дают им играть на улице. И это не усугубляет развитие астмы.

Также Роспотребнадзор пишет о дерматитах, но похоже, что доказанного вреда нет. Раньше считали, что для кожи вредно излучение от VST-мониторов. Но, во-первых, таких мониторов уже нет, а во-вторых, похоже, что и вред связан с другими причинами, например, особо чувствительной кожей.

Влияние опасного контента. Психологи часто говорят, что дети, которые играют в жестокие компьютерные игры или смотрят видеоролики со сценами насилия, ведут себя агрессивнее других. Ученые Дартмутского колледжа провели метаанализ таких исследований и увидели, что дети, играющие в жестокие компьютерные игры, чаще дерутся в школе и на улице, портят имущество, например, школьную мебель. Но данные исследования не говорят о том, что является причиной, а что следствием — возможно, изначально более агрессивные дети чаще других играют в жестокие компьютерные игры.

Похоже, что чем больше дети сидят дома, тем больше они сталкиваются с опасным контентом. В исследовании 2011 года ученые увидели, что дети редко используют интернет небезопасно, то есть редко заходят на сайты с опасным контентом и редко оставляют свои данные на сайтах, скачивают с них вредные программы. При этом в 2020 году Юнисеф сообщила, что из-за локдауна и перехода на дистанционное обучение риски опасного контента для детей возросли, и их нужно защитить.

Малая подвижность. Чем больше дети проводят за компьютером и за смартфонами, тем меньше они двигаются. Об этом сообщает Американская ассоциация детских педиатров и психиатров и считает это одним из главных рисков для развития детей. Движение важно для развития, например, ВОЗ считает, что время, проведенное за компьютером, вредно так же, как время, проведенное в коляске или кроватке для детей до четырех лет. К тому же именно движение на свежем воздухе снижает риски, связанные с болезнями зрения.

Игровая зависимость. Под игровой зависимостью нужно понимать, что ребенок не просто проводит много времени за играми, но не видит пользы и удовольствия в других занятиях. Просто время за игрой мало на что влияет. В лонгитюдном исследовании, проведенном на 11 000 британских школьниках, пришли к выводу, что разницы в поведении между детьми, играющими один час и три часа, нет.

Но если подростки сидят за играми дольше, то это сказывается в первую очередь на здоровье. В исследованиях Индийского университета говорится, что большинство подростков, которые увлекаются компьютерными играми, имеют высокое сердцебиение и кровяное давление из-за слишком большого волнения и стресса.

Компьютер помогает в обучении, социализации и самоконтроле

Эмоциональное благополучие. Исследователи из Оксфордского университета обнаружили, что у детей, играющих в компьютерные игры от часа до трех в день, меньше эмоциональных проблем и они больше удовлетворены жизнью, чем те, кто в компьютер не играет и чем те, кто играет в него постоянно. Видимо, часть негативных эмоций они способны проявлять в игре и избавляться от них. При этом те, кто играет много, видимо, больше устают и не так хорошо себя чувствуют.

Самоконтроль. В этом же исследовании оказалось, что дети, играющие от часа до трех в день, испытывают меньше проблем с самоконтролем, у них реже встречаются проблемы с гиперактивностью.

Помогают обучению. Исследование национального британского фонда грамотностипоказало, что дети от трех до пять лет получают больше удовольствия от электронных книг, чем от обычных. Видимо, это связано с тем, что с электронными книгами детям проще взаимодействовать.

Когнитивный психолог Хизер Киркориан подтверждает эти данные и говорит, что в самом использовании компьютеров и электронных книг нет ничего вредного для детей. Если дети играют в образовательные игры, изучают буквы и цифры, это только идет им на пользу.

Правда, есть ощущение, что это работает только для дошкольников и младших школьников. Исследователи спорят, есть ли разница в академической успеваемости между теми, кто занимается за компьютером и играет в игры и теми, кто это не делает. В 2013 году экономисты Фарли и Робинсон этой разницы не нашли, а в обзорном исследовании специалисты Калифорнийского университета ее обнаружили.

Социальные связи больше и крепче

Согласно тому же исследованию Фарли и Робинсона, доступ к компьютерам помогает детям налаживать социальные связи, причем не только в сети интернет. У них было больше социальных связей, причем не только виртуальных, но и реальных.

Согласно предварительным результатам, дети, случайно получившие бесплатный компьютер, регулярно общались с большим количеством друзей, чем студенты без компьютеров. Они также проводили больше времени, общаясь с этими друзьями лично. И не было никакой ощутимой разницы в опыте киберзапугивания.

К подобным результатам пришли исследователи, изучавшие дошкольников, использующих и не использующих компьютеры. Первые показывали больше социальных навыков и меньше проблем в поведении.

Помогает развивать критическое мышление

Исследователи из Университета Рэдбуд показали, что ролевые и стратегические игры помогают развивать критическое мышление и развивают рефлексию. То есть ребенок учится задавать правильные вопросы, отделять важное от несущественного — причем шутеры и другие экшн-игры никак не влияют на эти навыки. Но, конечно, игры не могут быть единственным источником развития критического мышления.

Как помочь ребенку правильно проводить время за компьютером

Чередовать активности. Чтобы у ребенка не было проблем со зрением и осанкой, ему нужно больше двигаться и делать больше перерывов меньше занятиями за компьютером. Проще всего в этом время заниматься спортом — не так важно, ходит ли ребенок на специальные тренировки, делает зарядку дома или бегает вокруг парка, главное, что он не все время сидит за компьютером.

Но если ребенку не нравится спорт, важно в любом случае разнообразить его день. Переносите то, что нравится ребенку в играх и мультфильмах, в реальный мир — рисуйте любимых героев, придумывайте истории о них, стройте сооружения и транспорт, которые есть в играх.

Больше свежего воздуха. Если ребенок больше трех-четырех часов проводит на улице, вред от компьютера будет не так заметен. Лучше, если ребенок будет не просто сидеть на лавочке, а играть в подвижные игры и вообще больше двигаться. Если у него нет компании для игр, а вам также трудно выделить на это время, стоит придумать спорт, интересный ему — бросать мяч в кольцо или ездить на велосипеде.

Контролируйте контент. Хорошо, если это получится хотя бы с дошкольниками и младшими школьниками — они могут натыкаться на опасный контент случайно. Не нужно следить за историей в браузере, достаточно знать, что смотрит ваш ребенок в данный момент. С подростками вряд ли получится настроить контроль, но с ними можно договариваться и обсуждать просмотренное.

Заниматься творчеством за компьютером. Исследования показывают пользу от компьютерных игр, но еще лучше, если ребенок будет не просто смотреть ролики или играть, а будет творить. Причем это можно делать даже в игровых средах, Minecraft или Roblox — там можно создавать персонажей, предметы и даже целые игровые миры, причем в процессе ребенок научится программировать на базовом уровне. Но чтобы понять, что именно делает ребенок — играет или творит, вам придется играть вместе с ним.

Если ребенок пока только потребляет контент, но хочет чего-то большего — помогите ему и найдите подходящее занятие. Можно найти онлайн- или офлайн-курсы, видеоролики о программировании или видеомонтаже. Но если вы соберетесь заниматься самостоятельно, вам придется изучить эти занятия до ребенка.

Играть с ребенком вместе. Это поможет и наладить контакт с ребенком, и контролировать то, во что он играет. У родителей может быть предубеждение к компьютерных играм, но стоит дать им шанс. Ребенку, скорее всего, будет интересно показать вам свои любимые игры и быть в чем-то сильнее вас.

Правильно оборудовать рабочее место. Это уменьшит вред компьютера для зрения и осанки. Прежде всего нужно обратить внимание на стул и местоположение компьютера за столом. Монитор нужно устанавливать прямо перед глазами на расстоянии 60–70 см от глаз. Высота стула должна быть такой, чтобы ноги ровно стояли на полу, а колени были согнуты под прямым углом.

В современном обществе существует много негативных факторов, влияющих на здоровье детей и подростков. Одним из самых актуальных является пользование персональным компьютером. В настоящее время ПЭВМ есть практически в каждой семье.

Технический прогресс движется вперед и сейчас совсем маленькие дети уже умеют пользоваться компьютером. Несомненно, умение пользование ПК в современном мире необходимо. В школах от детей требуется писать доклады и рефераты на компьютере, искать информацию в интернете. Однако, пользование им оказывает большое воздействие на организм, особенно растущего, когда он еще формируется, в т.ч. негативно влияет на зрение и нервную систему ребенка, его осанку.

Влияние компьютера на зрение ребенка.

При работе за монитором глаза очень сильно устают. Монитор обладает большой яркостью и, к тому же, мерцает. От ребенка требуется концентрация взгляда на одной точке долгое время. Вред компьютера для детей особенно велик из-за того, что они не знают меры и сидят перед ним часами, не отрываясь, а поскольку мышцы глаз у них еще не окрепли, то возникает серьёзная угроза для зрения. Хроническая усталость глазных мышц приводит к ухудшению зрения, покраснению глаз, а в дальнейшем - к близорукости и другим глазным проблемам. Во избежание этих проблем необходимо ограничить время непрерывного пребывания за монитором двадцатью минутами. После этого обязательно необходим перерыв. Для укрепления мышц глаз необходимо проводить специальную гимнастику.

Упражнения для внутренних мышц глаз

  1. Прикрепите на окно круглую метку диаметром около 4 мм. Она должна находиться на уровне глаз на расстоянии 30-35 см. Найдите любой удаленный предмет за окном и переводите взгляд поочередно то на него, то на метку. Выполняйте это упражнение дважды в день. Первые двое суток уделяйте ему по 3 минуты, затем увеличьте это время вдвое. В пятый и последующие дни уделяйте подобному упражнению 10 минут.
  2. Положите на воображаемую центральную линию лица большой палец правой руки. Он должен располагаться на расстоянии 20–30 см от глаз. В течение 3–5 секунд смотрите на него. Прикройте ладонью второй руки левый глаз. Затем уберите ладонь. Посмотрите на кончик пальца обоими глазами в течение 3–5 секунд. Выполните это же упражнение, поменяв руки.

Упражнения для укрепления основных мышц глаз

Следующие упражнения для укрепления мышц глаз необходимо выполнять в стоячем положении. Сначала следует расслабиться. Во время упражнений смотрите вперед в одном направлении.

  1. Не двигая головой и телом, посмотрите сначала на потолок, а потом – на пол. Выполняйте упражнение медленно, позволяя мышцам глаз проделать это максимально точно и эффективно.
  2. Зафиксируйте голову и тело в одном положении и не двигайте ими. Перемещайте глаза справа налево и обратно, максимально отводя их в каждую сторону. Повторите упражнение 10 раз.
  3. Переведите глаза по диагонали с правого верхнего угла комнаты до левого нижнего. Повторите упражнение 10 раз. Затем поменяйте направления движения глаз. Снова выполните действия 10 раз.
  4. Представьте, что перед Вами находится большой круг. Проведите глазами по его краю. При этом взгляд должен перемещаться в правую сторону. Сделайте то же самое, но поворачивая глаза влево. Повторите упражнение по 10 раз для каждого направления. Голова при этом должна оставаться неподвижной.

Влияние компьютера на нервную систему ребенка.

Практически все компьютерные игры для детей сильно влияют на психику - искажают восприятие действительности. Кроме этого на просторах интернета детей подстерегают и другие проблемы. Погружаясь в виртуальную реальность социальных сетей дети перестают нормально общаться со сверстниками, ищут себе виртуальных друзей, обмениваются фотографиями, часто даже не своими. Настоящих друзей и настоящего общения у такого ребенка нет. Ребенок становится замкнутым.

Как правильно организовать рабочее место при работе с компьютером:

Следует не забывать про правильно организованное рабочее место пользователя ПЭВМ, которое должно обеспечивать ребенку возможность удобного выполнения работы в положении сидя и не создавать перегрузки костно-мышечной системы. Основными элементами рабочего места являются: рабочий стол, стул, дисплей, клавиатура. Конструкция рабочего стола должна соответствовать возрасту и росту ребенка и обеспечивать возможность размещения на рабочей поверхности необходимые учебные пособия и оборудования. Стол следует выбирать без острых углов и краев. Рабочий стул обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы, позволять изменять ее с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип кресла следует также выбирать с учетом роста ребенка. Желательно, что бы рабочее место ребенка было оборудовано подставкой для ног, которая должна регулироваться по высоте и углу наклона опорной поверхности. Следует не забывать, что помещения для эксплуатации компьютера должны быть оборудованы естественным и искусственным освещением. Кроме того, на ребенка воздействует обширный комплекс физических факторов, влияющих на организм: нарушенный ионный режим, параметры микроклимата, электромагнитные излучения широкого спектра действия частот. Поэтому в этих помещениях следует проводить ежедневно влажную уборку и систематическое проветривание.

Компьютеры, планшеты, смартфоны, интерактивные доски и тд. настолько широко вошли в нашу жизнь, что нам уже трудно представить мир без них и мы- педагоги просто обязаны быть с компьютером на ты, и использовать его в своей работе, в образовании и обучении детей.

В ходе применения ЦОР из личного наблюдения нами установлено эффективное применение ЦОРов, которое вызывает положительные эмоции к занятию, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.

Конечно Использования ЦОРов должно быть в соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН)

Работа с мультмедийными пособиями, с использованием компьютерной презентации дает возможность разнообразить формы работы на занятии за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио - и видеоматериала. При правильной методике использования средства технологий позволяют привлечь и сосредоточить внимание учащихся, обеспечить необходимый уровень мотивации и, как следствие, повысить результативность обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями являться одним из современных средств и методов обучения детей.

Однако в постоянном применении компьютера на занятии имеется несколько опасностей. Основные – отвлечение внимания и привыкание.

Не секрет, что чрезмерно красочный урок отвлекает внимание ребенка на форму, а не на содержание. Этот факт подтвержден многочисленными исследователями и не вызывает сомнения.

Но всегда ли родители правильно в воспитании и обучении детей компьютер и все что с ним связано.

Сегодня гаджет для человека является и средством общения, и средством получения информации, и показателем социального статуса, в результате чего каждый день он оставляет след на личности каждого и влияет на нас в течение всей жизни. Что же происходит с человеком под воздействием этого влияния, как это отражается на его психике? Ка влияет компьютер на развитие ребенка?

В настоящее время не для кого не секрет современных детей захлестнула ранняя компьютеризация. Современные дети начинают смотреть компьютер раньше, чем ходить, бегать, рисовать и играть в игрушки. Практически для всех родителей компьютерные игры, телефоны, смартфоны, гаджеты –палочка выручалочка включил –и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем. И родители и мы сами не задумываемся о невидимых на первый взгляд проблемах, которые проявятся у детей и у нас самих от частого использование гаджетов.

Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Системный блок и дисплей монитора имеют характерное электромагнитное излучение, формирует повышенный радиационный фон. Низкочастотное излучение при постоянном пользовании компьютером (не зависимо от того, играют ли на нём или набирают текст) воздействует на человека. Причем наиболее подвержен именно детский организм.

В результате электромагнитной радиации появляется раздражительность, усталость, головная боль. Кроме того, повышенный радиационный фон способствует мутации клеток, а значит, увеличивает вероятность развития злокачественных образований.

Ещё одно неблагоприятное влияние компьютера на ребёнка проявляется в перенапряжении зрения.

Детские врачи офтальмологи и неврологи детям до 3-х лет просмотр телевизора, монитора компьютера не рекомендуют вообще. При этом не имеет значения, статичная картинка или динамичная.

Другие специалисты называют идеальным возрастом для начала знакомства ребенка с компьютером четыре года. Зрительная функция у ребенка развивается наиболее интенсивно до 4—6-ти лет. А в момент роста ткани глаза нельзя перенагружать, они просто к этому не готовы. Соответственно только с 6 лет при наличии хорошего монитора и под присмотром взрослого можно знакомить ребенка с компьютером. Начинать нужно с 10—15 минут в день, при хорошем освещении и правильной посадке ребенка. В раннем школьном возрасте (1—4 классы) занятия не должны превышать 20—30 минут.

Многие мониторы работают в режиме мерцания. Кроме того монитор имеет большую яркость. При работе или просмотре видео взгляд зрачков фиксируется на экране, мышцы аккомодации постоянно напрягаются.

Перегрузка мышц аккомодации формирует сначала ложную, а затем настоящую близорукость. При компьютерном обучении перегрузка глаз формируется даже на качественных мониторах, у которых цвет приближен к естественному и нет мерцания.

Если обучение происходит без компьютера, глазные мышцы периодически отдыхают. Ребёнок меняет направление взгляда, смотрит на доску, стену, стол, книгу. Смена напряжённости в глазных мышцах не позволяет им перегружаться.

С популяризацией компьютеров частота заболевания близорукостью среди детей увеличилась с 12% до 55%. Эта тревожная диагностика заставляет задуматься и пересмотреть подход к современному обучению, уменьшить количество компьютера и ограничить время работы в интернете.

Если ребенок играет за компьютером: наверняка подолгу сидит в одной позе, с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая, негативные последствия не заставят себя долго ждать. Регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела, который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется. В настоящее время старческие проблемы с опорно-двигательным аппаратом приобретают молодость и диагностируются у детей дошкольного возраста. Слишком увлечённые компьютером дети начинают отставать в физическом развитии. У них начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы. Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый туннельный синдром –однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов. От компьютера ребенок не получит нужных сенсорных ощущений. К тому же мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, мозаикой. Недостаток двигательной активности приводит к повышению веса, что в юном возрасте может заложить основу для последующих проблем с эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной системами. В комнате с где тоит компьютер, работают вентиляторы охлаждения, прогоняют воздух, в котором содержится пыль. Пыль ионизируется, влажность воздуха снижается, температура воздуха повышается. Вот вам и предпосылки к развитию частых ОРЗ.

Психика и поведение ребенка

Один из самых сложных вопросов влияния компьютера на детей является вопрос о влиянии на психическое здоровье и его развитие.

Играя в компьютерные игры, малыш перестаёт адекватно реагировать на реальный мир. Снижается оценка опасностей и значимость человеческой жизни. Иногда дети отождествляют реальность с компьютерной игрой, где в запасе есть как минимум десять жизней.

Подавляющее число детей идут на неоправданный риск, демонстрируя свою смелость и независимость (прыгают с мостов и крыш многоэтажек, перебегают дорогу перед быстроедущим автомобилем). У детей, часто играющих в стрелялки,искажается мировосприятие: ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его убили, можно начать игру заново –чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой нибудь головокружительный трюк; ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия –это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать; за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности –эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника –и тебе ничего за это не будет! И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя. При этом не стоит думать, что девочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, Веселой фермой или Салоном красоты, в полной психологической безопасности. Еще один аспект негативного влияния компьютерных игр на детей – игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему –и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает. Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь –отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда чтото не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось.

У детей регулярно играющих в компьютерные игры,появляются различные изменения в поведении: дети становятся раздражительными, нервными, плохо управляемыми, появляются истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам, энурез…Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в стрелялку, неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.

Возможно, эта информация окажется шокирующей, но уже через 30-40 минут проведенных за игрой в стиле action (стрелялка, согласно исследованиям, у детей развивается самый настоящий невроз, который затем перерастает в агрессию.

Учеными проводились исследования детей регулярно проводящих время играя в компьютерные игры, практически у всех были выявлены нарушения в работе нервной системы, проблемы со сном и развития психических заболеваний.

Регулярное использование планшетов, смартфонов, компьютера сетевое общение через интернет (Контакт, Одноклассники) ведёт к потере навыка живого разговора. Ребёнку становится сложно объясниться вживую, познакомиться в человеком, задать вопрос в людном месте А у ребенка который еще практически не умеет разговаривать речь практически не развивается.

В настоящее время практически все мамы прибегают к помощи планшета, когда нужно накормить или усадить на горшок неусидчивого малыша либо же облегчить время, проведенное в транспорте, очереди и т. д. Родители просто перестают разговаривать с детьми, зачастую сами просиживают за компьютером, лишая детей своего внимания. Родителям проще дать ребенку планшет, включить мультфильм, вместо того чтобы просто почитать и обсудить прочитанное. В результате всего этого детей могут возникать проблемы связанные с общением, собственно с речью и в дальнейшем с социализацией.

Во многих семьях с рождения поощряется повышенный интерес ребенка ко всяческим кнопочкам. Малыш очень быстро понимает, как включить/выключить устройство, и родители ложно воспринимают это как признак раннего развития, все больше и больше давая ребенку играть с гаджетом. При этом взрослые лишь тешат свои амбиции, не думая о развития ребенка.

Мышление и образование.

Связь умственного развития детей и влияния на него компьютеров преувеличена. Виной тому реклама и пропаганда своих программ и изобретений различных компаний, которые стремятся заработать побольше денег. Задача взрослых (родителей. педагогов) – адекватно оценить ценность продукта. Количество инструментов для умственного развития в настоящее время растет, а сам уровень интеллекта падает, исследования показали, что дети, проводящие много времени за компьютером, не отличаются повышенными интеллектуальными способностями. В подавляющем большинстве случаев производитель создаёт такой продукт, который купят, а не такой, который будет действительно полезен для ребенка.

Дело в том что для ребенка дошкольника приоритетной является игровая деятельность, он совершенствует двигательные навыки и навыки обращения с предметами. Именно хорошая моторика и психоэмоциональное развитие определяют впоследствии интеллектуальные способности ребенка.

Чтобы играть на компьютере, ребенок должен неплохо владеть собственным телом, иметь четкую координацию системы рука-глаз, то есть обладать качествами, которые еще не сформировались у дошкольника всовершенстве. Эти навыки приходят к ребенку в процессе игр и занятий, которые требуют участия пальцев – рисования, лепки, аппликации, завязывания узелков, пальчиковых игр с веревочкой, игр с мячом, езды на велосипеде, плавания и бега. Таким образом, основы будущего интеллектуального развития ребенка могут быть заложены только в процессе реальных, но ни в коем случае не виртуальных игр.

Анализ групп детей показал, что если они регулярно используют планшеты и смартфоны, то отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта.

Также необходимо развивать воображение ваших детей. Дело в том, что дети, воображение которых не очень развито, предпочитают компьютерные игры всем остальным, в ущерб своему здоровью. Участие не в реальной, а в виртуальной игре еще больше угнетает способность малыша фантазировать, поскольку он действует не в спонтанных, а в уже придуманных кем-то обстоятельствах. Он еще больше тянется к игре, которая не требует от него проявления особой находчивости. Круг замыкается. Чтобы избежать этого, играйте с ребенком в ролевые игры. Прекрасным способом развития воображения является «сказкотерапия», когда ваш малыш сам придумывает себе сказку, ее героев и сюжет.

Пожалуй, единственное благоприятное влияние компьютер оказывает на развитие логического мышления. Машина учит структурировать информацию, быстро вникать в суть вопроса, мотивирует ребёнка овладеть новыми знаниями, скоропечатанием, скорочтением. Благодаря бездонному количеству информации, компьютер прочно вошёл в процесс обучения, заменил собой библиотеки, рефераты, газеты и другие источники.

Получается так, что компьютер и его использование приносит человеку больше вреда, чем пользы. Конечно же однозначно нет.

Но для маленького ребенка минусов больше, чем плюсов если не учитывать негативные моменты то компьютер принесет больше вреда, а не пользы для развития ребенка.

Это не значит, что нужно запретить детям играть в компьютерные игры вообще и пользоваться гаджетами при обучении детей, проблема заключается не в обладании вещью, а в том, как она используется. Поэтому необходимо учить родителей и детей с самого маленького возраста адекватному и безопасному пользованию компьютерами и другими устройствами, которые сами по себе безвредны.

Поэтому чтобы избежать негативного влияния компьютера на физисеское здоровь ребенка и своёнужно учесть все отрицательные факторы: ограничить время пребывания за компьютером, делать зарядку для глаз, отводить взгляд от монитора, правильно обустроить рабочее место, делать физминутки, проветривать помещение где работает компьютер использовать компьютер по необходимости для обучения.

Консультация для родителей «Влияние компьютера на психику ребенка» Консультация для родителей "ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА" Дети в дошкольном возрасте воспринимают компьютер, как игрушку. Но такое.

Консультация для родителей «Влияние сказок на развитие ребенка» Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом в течение столетий. Жизнь, народная практика воспитания.

Влияние природы на здоровье ребенка В наш век современного технического прогресса человека всё сильнее тянет к природе. Что может быть приятнее после городского шума и смога.

Влияние цвета на организм ребенка

Влияние цвета на организм ребенка " Дети очень любят цвет. Он оказывает на них своё благоприятное влияние, а поэтому цвет может и должен быть использован в создании условий.

Влияние мультфильмов на личностное развитие ребенка. Сегодня телевидение стало чем-то вроде игрушки, поэтому проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов. Внутренний.

Влияние семейных ссор на психику ребенка В обществе нет пар с идеальными семейными отношениями. В любой семье существуют расхождения, конфликтные ситуации, которые и приводят к.

Влияние сказки на становление личности ребенка Сказка – самое древнее и действенное средство воспитания и развития ребенка. Так как в силу возраста он еще не способен воспринимать нравоучения,.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка. «Великие дела рождаются в семье» «Любовь воспитывается любовью!» Шалва Амонашвили.

Воспитатель и его влияние на формирование самооценки ребенка Консультация для родителей на тему: Воспитатель и его влияние на формирование самооценки ребенка. Воспитателя МБДОУ ДСКВ №102 Ивановой.

На сегодняшний день трудно найти сферу, где бы не встречался компьютер. Он используется везде. Люди, не выходя из дома, могут покупать, продавать, общаться с друзьями и работать. Почти в каждой семье есть компьютер, а у кого-то их даже несколько. Наши детки растут в этой среде. Видят, как родители постоянно смотрят в яркий завораживающий экран и нажимают интересные кнопочки. Конечно, они спешат познакомиться с этой увлекательной «штукой» как можно раньше.

Влияние компьютера на ребенка

Нет ничего главнее и дороже здоровья наших детей. Его не купишь за деньги и не поменяешь, как использованную батарейку. Очень важно понимать, какие органы и системы малыша страдают от компьютера. И принять меры, чтобы этого не допустить.

Влияние на детское здоровье

В первую очередь страдают глаза. Они находятся в постоянном напряжении. При длительном пребывании у монитора возникают такие симптомы, как двоение, временная близорукость, сухость и жжение. Детские глазки быстро утомляются за счёт своей незрелости.

Влияние на детское здоровье

Зрение падает, и скоро придётся надевать очки. Чаще всего дети играют на ноутбуке или планшете, лёжа на диване, что усиливает нагрузку на глаза. За последние годы, по статистическим данным, в два раза чаще встречается миопия (близорукость) у первоклассников. Это свидетельствует о пагубном воздействии компьютера на зрение.

Вред наносит компьютер и на осанку у детей. Как правило, место для игры или обучения за компьютером не оборудовано под рост малыша. Например, он играет на ноутбуке, сидя на диване, на полу, развалившись на кресле.

Спина находится в неправильном положении. Ребёнок сутулится или сильно вытягивает шею, потому что не видит изображение. Со временем это приводит к искривлению позвоночника. Появляются жалобы на боли головы и в спине.

Слабая, ещё не до конца сформированная нервная система у детей даёт сбой при длительном контакте с компьютером. Проявляется это повышенной возбудимостью, плохим сном, резкой сменой настроения.

Снижается внимательность, появляется немотивированная агрессия. Впоследствии у детей развивается компьютерная зависимость. Кроме любимой «игрушки», зависимого ребёнка уже ничего не волнует.

Признаки компьютерной зависимости у детей

  • реальный мир заменяется виртуальным;
  • теряются коммуникативные способности. Проще найти друзей в интернете, чем вживую;
  • достижения в настоящей жизни заменяются на прохождение уровня какой-нибудь игры;
  • пропадает желание куда-либо выходить, что-либо делать;
  • избегаются контакты с другими людьми;
  • снижается аппетит;
  • ухудшается сон;
  • игнорируется учёба и домашние обязанности;
  • проявляется агрессия на любую попытку ограничить контакт с компьютером.

С какого возраста можно играть на компьютере?

Дети и компьютер – очень обсуждаемая тема. Считается, что чем позже дитя познакомится с электронной вычислительной машиной, тем лучше. Но нужно рассмотреть и пользу от компьютера.

Когда малыш совсем мал и только начинает познавать мир, ему интересно посмотреть забавные картинки на мониторе и понажимать клавиши.

В таком возрасте не объяснить слова «нельзя» или «хватит». Попытка увести их от компьютера закончится плачем и истерикой. Польза от этого сомнительная.

С какого возраста можно играть в компьютер

Психологи придумали формулу. При её помощи рассчитывается приблизительное время, которое малыш может проводить за компьютером без вреда для здоровья:

Возраст × 3 = количество разрешённых минут. Далее полученные минуты × 3 = время отдыха.

Пример. Малышу 5 лет. 5 × 3 = 15 минут – игра за компьютером. 15 × 3 = 45 минут – отдых.

Выбор компьютерных игр

Компьютерная игровая индустрия не стоит на месте. Регулярно выходят новые игры, и одна лучше другой. Немало хороших игр, которые помогают детям развивать память, логику, мышление. Также некоторые игры дают раскрыться природным талантам, позволяют узнать много нового, интересного и полезного.

Дети перестают контролировать время, которое проводят за компьютером, забывают обо всём на свете. Как результат – переутомление, ухудшение памяти, появление проблем в школе.

Обязательно смотрите презентацию к игре, которую собираетесь купить. Убедитесь, что в ней нет насилия, чрезмерной жестокости, а также эротических сцен. Неправильно подобранная под темперамент маленького пользователя игра быстро переутомит его, окажет сильное давление на психику.

Есть очень восприимчивые дети. Они часто переносят полученные впечатления в реальный мир. Это может проявиться агрессией по отношению к окружающим людям, страхами, кошмарами по ночам, замкнутостью.

Профилактика вреда от компьютера

  • организация детского места для игры в компьютер;
  • правильное положение: спина ровная, локти и колени находятся под углом 90°. Расстояние от глаз до монитора не менее 70 см;
  • хорошее и правильное освещение;
  • зарядка после пребывания за компьютером с обязательным выполнением специальных упражнений для глаз;
  • ограничение времени пользования компьютером в зависимости от возраста;
  • тщательный подбор игр, учитывая индивидуальные особенности детей;
  • контроль за сайтами, которые посещает ребёнок при помощи специальных программ.

Чем заменить компьютер?

Многие родители только рады появлению компьютеров. Ведь это ещё один способ увлечь чадо и заняться своими делами. Но для тех, кто знает о вреде компьютера и хочет побольше проводить времени с детьми, эта информация будет полезна.

Как разнообразить досуг?

  • использовать развивающие и настольные игры;
  • проявить фантазию и придумать игры с безопасными предметами, которые есть дома;
  • прогулки на свежем воздухе. Лучше позвать на прогулку других детишек или познакомиться с ними на улице;
  • посещать развивающие кружки и спортивные секции;
  • совместное чтение книг, разучивание стихов и песен, прослушивание музыки;
  • занятие рукоделием или другим творчеством.
И это далеко не весь список. С ребёнком можно заняться чем угодно. Главное – найти время и желание.

Мы живем в эпоху развитых информационных технологий. Без знания компьютера современному человеку будет сложно. Стоит относиться спокойно к тому, что наши дети рано или поздно освоят эту «чудо-машину». Это поможет им в обучении и в поисках хорошей работы.

Главное – помнить о вреде, который может принести компьютер, если не соблюдать элементарные правила пользования.

Читайте также: