Как наше мышление и память связаны с чувствами установками и волевой регуляцией

Обновлено: 07.07.2024

Понятие и сущность эмоций и эмоциональной сферы личности

Эмоции – это незапланированная реакция нервной системы и психики человека, на происходящие внешние и внутренние процессы, представляющая собой часть человеческой природы.

Эмоциональная сфера – это характеристика эмоционального реагирования человека на события, явления, поступки других людей и т.д.

Эмоциональная сфера человека определяет эмоциональность личности. По своей природе, испытываемые человеком эмоции могут быть различного спектра, «от положительных до отрицательных», «от моральных до аморальных», «от добрых до злых» и т.д. Спектр испытываемых человеком эмоций во многом зависит от окружающей конкретной ситуации, в результате которой они и были порождены.

Эмоции представляют собой следствие мышления. Позитивное мышление вызывает у человека позитивные эмоции, негативное мышление – негативные эмоции. Причины возникновения позитивного или негативного мышления во многом связаны с наличием у человека жизненного опыта.

Отношение у людей к эмоциям принято подразделять на два типа:

  1. Конструктивное отношение – это полное осознание собственных эмоций, что позволяет адекватно и понятно для окружающих выражать их внешне.
  2. Деструктивное отношение – человек понимает свои эмоции, но не способен ими управлять должным образом, в результате чего эмоции управляют его поведением и поступками.

Вне зависимости от отношения человека к эмоциям они имеют внешнее выражение, сознательно или бессознательно. Обусловлено это тем, что эмоции представляют собой «энергию», которой необходим выход.

Понятие и сущность мышления

Мышление – это процесс моделирования систематических отношений в окружающем человека мире, на основе его безусловных положений.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Начало возникновения процесса мышления и его окончание представляет собой особый вид ориентировочной деятельности, целью которой является оказание помощи индивиду в понимании окружающего мира, обеспечении удовлетворения его потребностей и опознание ценностей, необходимых человеку.

В настоящее время существует множество концепций, которые по-своему классифицируют виды и типы мышления. Общепризнанной является следующая классификация, подразделяющая мышление на такие виды как:

  • теоретическое мышление;
  • понятийное мышление;
  • образное мышление;
  • практическое мышление;
  • наглядно-образное мышление;
  • наглядно-действенное мышление.

Основными формами мышления являются:

  1. Понятие – отображает в мышлении единство всех существенных связей, свойств и отношений между явлениями предметами.
  2. Суждение – высказывание, утверждение или отрицание определенных отношений между явлениями или предметами. Суждение может быть: существенное, истинное, ложное, ошибочное, предположительное и т.д.
  3. Умозаключение – это форма мышления, которая позволяет индивиду сделать новый вывод из имеющихся суждений. Выделяют следующие виды умозаключений: индукция, дедукция, анализ и т.д.

Взаимосвязь эмоций и мышления

Исследованием взаимосвязи мышления и эмоций (эмоциональной сферы) занимались многие отечественные психологи (А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, И.А. Васильев, В.Е. Клочко и многие другие). При соотношении мышления и эмоций было выделено и описано два основных подхода:

1.Функциональный подход – в соответствии с данным подходом человеком управляют либо его эмоции и эмоциональные состояния, либо разум, который берет над ними верх. Одним из наиболее ярких представителей данного похода является американский психолог Г. Гарднер, который описывал наличие у человека интераличностного интеллекта способного успешно решать вопросы самоуправления. Именно благодаря данному интеллекту человек управляет своими эмоциями и чувствами, осознает и анализирует их, а также использует в ходе своей жизнедеятельности.

  1. Системно-деятельностный подход – подразумевает, что регуляция эмоций осуществляется посредством мышления в рамках осуществления определенного вида деятельности. Важным является то, что возникновение деятельности должно происходить на основании внешней или внутренней мотивации.

В настоящее время актуальным является системно-деятельностный подход, в рамках которого сформировалась смысловая теория мышления.

В смысловой теории мышления возникли и успешно развиваются следующие исследовательские работы в области эмоциональной регуляции мышления:

Исследования направленные на выявление условий возникновения и функционирование эмоций в рамках мыслительной деятельности. Особое внимание уделяется интеллектуальным эмоциям. Обусловлено это тем, что по мнению ученых именно они выступают в качестве внутренних сигналов от актуализированной познавательной потребности индивида. В исследованиях показывается тесная взаимосвязь между интеллектуальными эмоциями и мыслительными процессами разного уровня.

Исследования, направленные на выявление роли эмоций в процесса целеобразования. Так, данные исследования показывают, что первая реакция человека на познавательное противоречие именно эмоциональная. На ее основании уже в дальнейшем выстраивается и развивается поисковая познавательная потребность, инициирующая целеобразование.

Исследования, направленные на изучение мотивационно-эмоциональной регуляции мышления. В частности, изучена эмоциональная регуляция мыслительной деятельности в условиях различной мотивации - внешней и внутренней. Показано, что существуют разные типы эмоциональной регуляции, характеризующиеся разным местом и ролью эмоций в системе регуляции мыслительной деятельности.

Таким образом, на пути к исследованиям проблем эмоций и мышления с самого начала встает принципиальной важности вопрос о том, какая фактическая ценность скрывается за признаваемой ценностью переживаний, за человеческим влечением к некоторым из них.

Факт №1. Эмоции – это незапланированная реакция нашей нервной системы (психики) на то, что с нами происходит во вне и внутри нас. И эмоции есть у все. Эмоции – это часть нашей природы.

Факт №2. Если эмоции часть нашей природы, то они не могут быть хорошими или плохими, моральными или аморальными, добрыми или злыми. Они просто есть.

Факт №3. В зависимости от того, как мы воспринимаем окружающий нас мир и себя вообще в данной конкретной ситуации, в нас возникают те или иные эмоции. Например, если вы проснулись утром, а у вас болит зуб или живот, вы разлили на себя чай или вышли на улицу, и вам наступают на ногу, и вообще плохая погода, вы воспринимаете это как агрессию на себя, и у вас возникают негативные эмоции: обида, злость, с вытекающими последствиями для себя и окружающих… Есть и хороший пример: вы проснулись утром, у вас хорошее самочувствие, у вас все хорошо, вы пацифист, верующий человек, следуете какой-нить позитивной философии и вам тоже наступают в общественном транспорте на ногу, то в данном случае восприятие может быть не такое трагичное как в первом случае, более того вы рассмотрите это как какой-то опыт. И скорее всего эта ситуация вызовет положительные эмоции у вас. То есть повторяю, эмоции – это следствие нашего мышления: позитивное мышление – позитивные эмоции, негативное мышление – негативные эмоции. Причины, почему мы имеем позитивное или негативное мышление, связаны с множественным негативным опытом, начиная с эмбрионального развития, с детства и последующим жизненным опытом.

Факт №4. К эмоции можно относиться конструктивно и деструктивно. Конструктивно – только осознание собственных эмоций дает нам возможность выражать их таким образом, каким сами пожелаем. Деструктивно - когда мы не осознаем свои эмоции, тогда эмоции владеют нами.

Факт №5. Эмоции всегда выразятся тем или иным путем (сознательно или бессознательно)! Это правда по одной простой причине, так как эмоция – это энергия для действия внутреннего или внешнего . Например, на вас едет машина, вы воспринимаете ее как опасность, в следствие вашего восприятия возникает эмоция вашего страха, и как следствие вы перемещаете себя из точки А в точку Б. При этом внутри вас возникли множественные процессы: биохимические, физиологические, физические, а чтобы все это процессы произошли, нужна энергия. Так вот эмоции - это и есть та самая энергия , которая запустила все процесс. В данном случае – это был страх. Если эмоция – это энергия, то она подчиняется законам сохранения энергии, как и любая другая энергия: физическая, химическая и т.д. Вспомним эти законы:
1) энергия раз возникнув всегда будет искать пути своей разрядки, т.е. любая энергия стремится к реализации себя,
2) энергия может переходить в другие виды энергии, накапливаться, но в конечном итоге все равно ищет пути своей разрядки.

Факт №6. Многие люди не умеют осознавать и правильно выражать большинство своих эмоций, а если и осознают, то осуждают часть их, т.е. неправильно применяют свой интеллект к собственным чувствам - считают их плохими, неправильными и т.д. И вытесняют (бессознательно)или подавляют (сознательно) их в «подвальное помещение своего ума», т.е. в подсознание. И оно может оказаться переполнено этими подавленными эмоциями (энергией), что приводит к следующим результатам:


1)человек становится эмоционально несбалансированным. Эмоции – начинают реализовываться в любой момент, когда сам человек этого не хочет.


2) Подавляя те или иные эмоции, не умея правильно их выражать, они начинают управлять мышлением человека, т.е. формируются дефекты характера. Человек становится таким, каким бы он не хотел быть. Например, если человек подавляет чувство страха, он становится тревожным.

3) Эмоции начинают проявлять себя через поведение, т.е действия, поступки. Например, если подчиненный имеет чувство обиды на своего начальника и в силу социальной ситуации не может их выразить на прямую, то обида начинает проявлять косвенно, через сплетни о начальнике, подставы и т.д. Также подавленные эмоции могут формировать асоциальное поведение и агрессию на самого себя (вплоть до самоубийства).

4) Подавленные эмоции являются одной из причин формирования различных видов зависимости (химической зависимости, трудоголизма, игромании, сексоголизма и т.д.). Подобное развитие событий происходит, когда человек вместо того чтобы разобраться со своим мышлением, т.е. проработать свои духовные и психологические проблемы, пытается чем то внешним пытается нейтрализовать внутреннее эмоциональное напряжение.

5) эти эмоции могут быть основной причиной формирования многих телесных заболевания, по мнению медиков и врачей в основе 80% всех заболеваний лежат те или иные психологические проблемы . Например, в основе онкологии чаще всего лежит подавленное чувство обиды , сердечно-сосудистая система страдает от подавленного страха и т.д. На эту тему много писала психолог Луиза Хэй.

Концепция, которая описана в данной статье, помогает просто объяснить клиентам сложные процессы в возникновении тех или иных проблем, что усиливает эффект психотерапии.

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • ощущение;
  • воображение;
  • представление;
  • речь;
  • внимание.

Эмоциональные:

Волевые:

  • воля;
  • постановка цели;
  • принятие решения.

Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться. Во всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

  • Опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними тактильно (доска Сегена).
  • Зрительное опознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (проба Поппельрейтера).
  • Восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (контурная географическая карта, схематические часы).
  • Узнавание знакомых портретов известных лиц.
  • Восприятие на слух и оценка ритмических структур.
  • Выявление нарушений памяти (методика «Пиктограмма»).

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

К свойствам восприятия относятся:

  • Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
  • Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).

Память

Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

  • По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
  • По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
  • По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
  • По организации запоминания: декларативная и процедурная.
  • По наличию цели: произвольная и непроизвольная.

Мышление

Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

Основные характеристики мышления:

  1. Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
  2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.

Ощущения

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

  • Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений.
  • Длительность: временная характеристика ощущений.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.

Воображение

Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

  • Мечта: эмоциональный образ желаемого будущего, который характеризуется слабым знанием того, как его воплотить в реальность.
  • Творчество: создание новых духовных и материальных ценностей.
  • Агглютинация: создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.
  • Галлюцинация: нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни.
  • Акцентирование: создание новых образов путем выделения и подчеркивания тех или иных черт.

Представление

Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

  • Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
  • Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
  • Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

  • Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, умение правильно поставить паузу или логическое ударение на нужное слово.
  • Содержательность. Процентное соотношение выраженных ценных слов по отношению к тем, что не представляют ценности (так называемая «вода»).
  • Действенность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей.
  • Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств.

Внимание

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

  • Содержание: отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
  • Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
  • Интенсивность: сила чувств.
  • Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Постановка цели

Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

Принятие решений

Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

  • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки. подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Копировать в точности движение или узор.
  • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».

Мы говорим – эмоциональный интеллект и интеллект мышления. Почему эмоции можно отнести к интеллектуальным способностям человека? Как взаимодействуют эмоции и мышление?

Эмоции – это естественная реакция человека на внешние и внутренние стимулы: на нас накричали – мы испугались ÷ огорчились ÷ рассердились ÷ разгневались; мы не можем решить какую-то проблему – огорчаемся ÷ тревожимся ÷ злимся…

Одно из назначений интеллекта – адаптация к внешней среде: оперативная и стратегическая (избегание ситуаций, в которых бьют). Вот здесь-то – в принятии решений – и проявляется интеллектуальное свойство эмоций. Даже не смотря на то, что мы это не осознаем. И так задумано природой – если бы осознавали, то быстро бы не реагировали и были бы скушаны тигрой ÷ гиппопотамой ÷ динозаврой…

Очень важное назначение эмоций в интеллектуальной деятельности человека – это направление мышления в процессе обдумывания, поиска решений. Здесь эмоции управляют интеллектом, они, как бы, говорят: «Тепло, еще теплей, жарко, горячо и вот оно – то, что нужно!», или наоборот: «Холодно. ». А еще – инсайд – великолепная работа эмоционального подсознательного интеллекта! Сколько открытий чудных принес инсайд! Правда, многие из них обернулись бедой для человечества.

А вот еще одно интеллектуальное проявление эмоций – это положительные познавательные стенические эмоции: любопытство, любознательность, удивление, восхищение, любование, воодушевление, вдохновение, азарт, радость познания и открытия… При этом эмоции играют энергетическую, мотивирующую роль в структуре интеллекта человека.

Не забываем о том, что интеллект – это способности работы с информацией. А эмоции несут в себе информацию, например, информацию о состоянии собеседника. То есть они являются предметом мышления. Вот в этом проявляется первая связь эмоций и мышления в интеллектуальной деятельности.

В предыдущей статье я писал о значении осознания в мышлении человека. И если мы обладаем способностями и умениями осознавать, понимать свои эмоциональные реакции и состояния, то можем сделать следующий шаг – контроль, регулирование, вызывание нужных эмоций. Здесь эмоции являются продуктом мышления. Это великая вещь! Мышление становится настройкой над эмоциями, сращивается с ним и можно говорить созданном нами самими эмоциональном интеллекте. И тогда вы становитесь (в малой или большой степени) выдающимся человеком – ведь вы возвысились над своей природой!

Высшая нервная деятельность – это процессы приспособления человека к существованию в окружающем мире. Процесс обеспечивается через нервную деятельность, а именно через рефлексы. Они бывают условными и безусловными.

Безусловные рефлексы

Постоянные генетически сформированные реакции на внешние раздражители, которые происходят при помощи ЦНС. Они управляются низшей нервной деятельностью. Для их выполнения не требуется определенного условия. Например, половой, пищевой, ориентировочный, оборонительный и др.

К таким реакциям относят и инстинкты – это неизменные и стабильные формы поведения, представляют собой связанные между собой сложные безусловные рефлексы, для запуска которых необходимы пусковые механизмы.

Условия обитания и внешней среды индивидуальны, в результате чего условные рефлексы могут меняться, тормозиться или ускорятся. Более совершенные рефлексы формируются в результате жизненного опыта – научения.

Импринтинг (второе название запечатление) – специфическая форма обучения, когда в начале жизни человек запоминает определенные сигналы, которые сопровождаются рядом действий. Таким образом, формируется память о родителях и изучение родного языка.

Условные рефлексы

Это индивидуально приобретенные рефлексы, отвечающие за определенное действие. Чтобы такой рефлекс выработался, необходимо многократное совпадение нескольких действий одновременно. Например, расположение выключателя в комнате сверху. Человек пользуется им много раз, если он переедет, то регулярно будет включать его там, где он был в старой комнате, пока не адаптируется к новому расположению.

Выработка условного рефлекса происходит в коре головного мозга, для его формирования нужно активное состояние мозга. Рефлекс формируется при многократном повторении и закреплении.

Безусловные и условные рефлексы

Мотивация

Активное состояние мозговых структур, направленное на выполнение поставленной задачи. Возникает при возникновении определенных потребностей. Разделяют на три группы:

  • биологические;
  • социальные;
  • духовные.

Свойственны человеку, так как он способен на интеллектуальную деятельность. Формируется следующим образом:

  • формируется временная связь, как нейрофизиологических, биохимических, ультраструктурных образований, возникает в процессе взаимодействия безусловных и условных рефлексов.

Помимо формирования нужных рефлексов, также есть и ненужные, которые человеческий мозг тормозит. Различают три вида торможения:

  • безусловное (внешнее) – происходит, если в последующем образуется более значимый и сильный рефлекс;
  • условное (внутреннее) – начинается из-за отсутствия безусловного раздражителя, подкрепляющего рефлекс;
  • запредельное (принцип доминанты)– обуславливается длительным или сильным действием условного рефлекса.

Динамический стереотип

Сформировавшийся и закрепившийся комплекс условных рефлексов, основанный на способности мозга воспроизводить последовательность действий на одинаковые раздражители. Например, езда на велосипеде, вождение машины, обучение правописанию, чтение.

Совокупность условных и безусловных рефлексов, психических функций, обеспечивают совершенное приспособление человека к условиям проживания и обитания. Это происходит при помощи работы ЦНС – называется высшей нервной деятельностью. ВНД обуславливается двумя процессами – возбуждением и торможением. Возникают они в коре головного мозга. Приспособление человека зависит от способности формировать новые рефлексы и тормозить старые.

В зависимости от типа нервной системы различают несколько типов поведения. Изучением этих процессов занимался еще Гиппократ. Позже его изучение продолжил И. П. Павлов.

Тип

Описание

Сангвинический

Сильная и подвижная нервная система (сильный, уравновешенный, подвижный)

Флегматический

Сильные нервные процессы на фоне слабой подвижности процессов (сильный, уравновешенный, инертный)

Холерический

Значительная сила процессов, возбуждение преобладает над торможением (сильный, неуравновешенный, безудержный)

Меланхоличный

Низкая сила и подвижность процессов, торможение преобладает над возбуждением (слабый, неуравновешенный, инертный)

Сон и его значение

Во время сна затормаживается деятельность всех органов и систем. Ночной отдых состоит из 5-6 циклов сна. Один длиться 90-100 минут. Чередуются между собой фазы быстрого и медленного сна. Во время медленного сна происходит торможение всех процессов жизнедеятельности. В фазу быстрого сна, наоборот, происходит активация процессов: дергаются глаза, усиливается сердцебиение, происходит сокращение мышц. Именно в фазу быстрого сна человек видит сновидения.

Сновидения – это ночные образы, которые возникают на подсознательном уровне, в это время работает кора головного мозга, активизируется воображение. Сны видят все люди, но мало кто может их воспроизвести позже.

Сон и его значение

Сознание, память, эмоции, речь, мышление

Сознание — это способность человека воспринимать окружающий мир, отделять себя от окружающих, реально оценивать свою деятельность и других людей. Включает в себя все формы психического воздействия:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление;
  • мышление;
  • внимание;
  • эмоции;
  • волю.

Ощущение – это формирование памяти через ЦНС, воздействующих на органы чувств. Все ощущения суммируются в виде восприятия.

Восприятие – процесс преобразования информации, полученной через органы чувств, помогающие воспринимать окружающий мир и легко ориентироваться в нем.

Представление – это образное отражение предмета и явления. Проявляется в пространственно- временной связи, составляющих их признаки и свойства.

Память – способность узнавать, хранить, узнавать, воспроизводить информацию. В основе работы лежит нервная деятельность головного мозга. Противоположный процесс запоминания – забывание. Память бывает:

  1. долговременная;
  2. кратковременная;
  3. оперативная.

Долговременная сохраняется от пары месяцев или пожизненно. Обычно это яркие события. Кратковременная память сохраняется на пару месяцев, после чего выпадает из памяти.

Эмоции – это определенные реакции человека на какие-либо внешние действия или раздражители. Они проявляются в виде положительных или отрицательных реакций. Основные эмоции, которые выделяют:

  • гнев;
  • злость;
  • радость;
  • счастье;
  • расстройство;
  • печаль.

Речь – способность человека воспроизводить определенные комбинации звуков для общения с другими людьми. Существует множество языков в мире. Формирование звуков происходит с раннего возраста. Ребенок с 1,5 летнего возраста начинает повторять слова за взрослыми. С 2-летнего возраста формируется речь. Иногда дети начинают говорить позже, но это считается нормой.

Мышление – это отражение общения, опосредованного отношения, закономерностей. Обладает неразрывной связью между языком и речью. Формируется на основе жизненного опыта и способностью представлять будущие события.

Воля – это сознательное управление эмоциями и действиями, осуществление задуманного.

Особенности психики человека

Психика – это специфическое свойство организма человека, за которое отвечает центральная нервная система. Заключается в отражении предметов и явлений, находящимися за пределами изолированных ощущений.

Это свойство характерно только человеку. Психика формируется в процессе жизнедеятельности человека, биологических, социальных и общих потребностей.

Человек способен передавать свои эмоции, мысли в социальном обществе. У некоторых людей формируется сверхсознание. Оно называется интуицией – это способность человека выстраивать логические цепочки на будущее, которые чаще всего оказываются правильными.

Читайте также: