Как настроить звуковую карту для записи вокала

Обновлено: 06.07.2024

Настройка звуковой карты для записи

По умолчанию стоит Audition 3.0 Windows Sound (у меня). В других версиях программы может быть другая запись, но - Windows Sound.
Если Вы хотите чтобы звуковая карта использовалась еще параллельно в другом звуковом редакторе следуеть отметить галочкой Release ASIO Driver in Background.
(Но здесь могут быть неприятности – при сворачивании АА или при открытии любой другой программы – проигрывание или запись останавливается. Поэтому я не рекомендую ставить эту галку).

Выбираем из списка свою звуковую карту и нажимаем кнопку Control Panel…
Открывается окно настройки звуковой карты.
(Если Вы выбрали ASIO драйвер, то при нажатии на кнопку Control Panel… открывается окно настройки ASIO драйвера.
(Как настраивать ASIO драйвер описано в инструкции к ASIO.)

Отмечая галочками, Вы включаете и выключаете установленные звуковые устройства.
Раздел Buffer Size позволяет задать размер памяти для обработки.
Если есть проблемы со звучанием (тормозит, «запинается», или еще что-нибудь), то двойным кликом можно изменить размер буфера.
В поле Sync Reference Вы выбираете главное звуковое устройство нажимая Yes или No
В поле Sync Reference выберите устройство для ввода и вывода.
Если Ваша карта поддерживает режим Full Duplex включите его в соответствующем разделе.
То же самое проделываем и с остальными вкладками.


Теперь обратимся непосредственно к звуковой карте.

В программе Adobe Auditon не предусмотрены регуляторы записи, и поэтому все настройки записи выполняются в звуковой карте.

Если у Вас стоит интегрированная звуковая карта (встроенная в материнскую плату) – действия такие –

- двойной щелчок левой кнопкой мыши по изображению динамика в правой нижней части экрана (там где часы).

- получаем такую картинку –

или щелчок правой кнопкой мыши по изображению динамика в правой нижней части экрана –

нажать - открыть регулятор громкости – получаем то же изображение.

Нажимаем – Параметры – Свойства –

- в разделе Микшер выбираем свою карту
- Воспроизведение / Запись – отображают регуляторы громкости, задействованные в этих разделах.

В данный момент нас интересует ЗАПИСЬ - ОК.

Появляется окно с регуляторами записи - Recording Control, выбранными в окне – Свойства – Запись.

В зависимости, от того, что нам нужно записать, ставим галки напротив нужных входов.

- если нужно записать ТОЛЬКО микрофон, и он включен в МИКРОФОННЫЙ вход карты ставим галку – Microphone.

- записать ТОЛЬКО линейный вход – Line-In

- если нужно, чтобы одновременно, (НА ОДНУ ДОРОЖКУ - моно или стерео), записывалось всё что звучит – Миди, микрофон, линейный вход и т.д. – выбираем What U Hear.


Часто на форумах задают вопрос –

Почему вместе с голосом записывается минусовка?

– выбран неправильный режим записи (What U Hear – что слышу, то пишу)
– выбирайте запись только микрофонного входа, если микрофон включен в микрофонный вход карты.
- если микрофон включен через предварительный усилитель (микшер) в линейный вход карты – выбирайте ТОЛЬКО линейный вход.

У меня установлена карта Creative SB Live, поэтому виртуальный микшер карты выглядит по-другому.

Хоть мы и публиковали множество статей по поводу записи вокала, к нам всё равно приходит большое количество вопросов о том, как получить хорошо записанный вокальный звук и как его обработать, чтобы он нормально сидел в миксе. По большей части, такие вопросы задают пользователи домашних компьютерных студий. В дополнению к этому, часто поднимаются вопросы относительно качества работы плагинов, о том, какой выбрать микрофон и какое значение имеет предусилитель. И так далее. Чтобы осветить некоторые из этих проблем, я быстро пробегусь по всей цепи записи/сведения и сконцентрируюсь на тех областях, где может потеряться или наоборот, добавиться качество.

Первые вещи

Вокальная запись начинается с микрофона, но прежде чем углубиться в проблемы его выбора и размещения, следует рассмотреть помещение, в котором будет проходить запись. Само собой, оно должно быть максимально изолировано от шумов, произведённых компьютерными вентиляторами и приводами. Многие люди думают, что если они купят дорогое оборудование, то все проблемы с вокальным звуком будут решены автоматически. Но когда Вы добираетесь до корня проблемы, то обнаруживаете, что виновник проблемы не оборудование, а комната, и то, как она влияет на записанный звук.

Старайтесь устанавливать микрофон так, чтобы он находился подальше от стен, и чтобы область позади певца ничего не отражала. Вы можете устранить отражения, повесив пуховое одеяло или установив специальные звукопоглотители. Сразу предупрежу об одной опасности: в сильно заглушенных помещениях часто происходит такая вещь, что вся эта обивка эффективно поглощает лишь частоты, лежащие выше 250 – 300 Гц. Таким образом, в отражённом звуке остаются, преимущественно, только частоты, лежащие ниже 300 Гц. Всё это пролазит в микрофон и приводит к «коробочному» тембру записанного звука.


Это распространённое явление в маленьких вокальных кабинках. Но Вы можете довольно неплохо сбалансировать низкочастотные резонансы, если установите внутри кабины несколько отражающих панелей (с шероховатой поверхностью). Хуже всего дело обстоит в комнатах, стены которых покрыты коврами. Ковры поглощают преимущественно высокие частоты, таким образом, Вы получите тусклый записанный звук с «коробочными» оттенками. Намного лучше делать запись в обычной комнате с голыми стенами, с ковром на полу и пуховым одеялом, свободно висящим позади певца. Если комната будет всё ещё слишком реверберирующей, то размещение дополнительных экранов по бокам певца поможет устранить эту проблему.

Записывая в маленькой комнате, расположите позади певца какую-либо звукопоглощающую поверхность. Она поможет избежать «коробочных» призвуков, проникших в запись. Часто, для этого вполне достаточно несколько панелей вспененного акустического материала или двойное пуховое одеяло.

Установите микрофон в нескольких футах от центра комнаты и сделайте пробную запись. Не используйте никаких дополнительных обработок, чтобы проверить, в порядке ли исходная тональность. Если это не так, поэкспериментируйте с размещением микрофона и экранов.

Выбор «оружия»


Теперь обратимся к выбору микрофона. Стоит сказать, что обменяв свой ламповый микрофон стоимостью 1000£ на ламповый микрофон стоимостью 2000£, Вы не обязательно получите более лучшую вокальную запись. Во многих случаях, звук портит вовсе не микрофон. Да, хороший дорогой микрофон действительно звучит лучше, чем дешёвый, но при правильном использовании можно получить великолепные результаты и от бюджетных моделей. Даже от концертного динамического микрофона (такого, как Shure SM58) можно добиться превосходного звука! Но, с другой стороны, стоимость сделанных в Китае конденсаторных микрофонов теперь такова, что любой музыкант может приобрести себе более-менее приличную модель (оригинальный SM58 стоит подороже многих китайских конденсаторников). Поскольку конденсаторные микрофоны имеют большую чувствительность, чем динамические, Вы уменьшаете количество шумов от предусилителя (поскольку не надо будет накручивать на нём ручку GAIN).

SE Electronics SE1000 - недорогой и хороший конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Made in China.

Конденсаторные микрофоны дадут Вам более богатые и живые высокие частоты, и в большинстве случаев – они самый лучший выбор. Обратите внимание, что некоторые электретные микрофоны (такие, как популярный AKG C1000S), разработаны, прежде всего, для сценического применения. Таким образом, характеристики их чувствительности ближе к динамическим моделям, чем к «настоящим» конденсаторникам. Они прекрасны для записи близкого вокала, но не очень подходящи для тихих и отдалённых звуковых источников. С точки зрения тональных и шумовых характеристик, наиболее оптимальный вариант – это конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой, потому что они предлагают наилучшее отношение цена/качество.

Старайтесь всегда размещать микрофон на эластичном подвесе (shockmount). Это поможет избежать непредвиденных низкочастотных шумов и грохота. Многие профессионалы рекомендуют включать при записи обрезной НЧ-фильтр на предусилителе или микшере. Не забывайте и о такой важной вещи, как поп-фильтр. Без него Вы можете получить такое неприятное явление, как поппинг на звуках «Б» и «П». Эти звуки сопровождаются направленными порывами воздуха, которые врезаются в диафрагму. Они генерируют мощный низкочастотный сигнал, зачастую перегружающий вход предусилителя. Поп-фильтр рассеивает эти воздушные струи и препятствует им добраться до диафрагмы. Обычно он устанавливается на расстоянии трёх дюймов от микрофона, а расстояние между певцом и фильтром – от 6 до 12 дюймов.

Если тональность записанного вокала в чём-то не устраивает, то прежде чем обратиться к эквализации, попробуйте переместить микрофон относительно вокалиста. Небольшие перемещения микрофона вверх или вниз часто приводят к поразительным результатам. В некоторых случаях, может потребоваться увеличить расстояние между певцом и микрофоном. С другой стороны, если у Вашего певца тихий голос, Вы можете добавить ему немного больше веса, уменьшив расстояние до микрофона. Здесь Вам поможет характерный для кардиоидных микрофонов «эффект близости», который усилит и поддержит низкочастотные компоненты такого слабого вокала.

Пробная запись


Когда Вы дошли до этого этапа, проверьте пиковые уровни на предусилителе, чтобы гарантировать, что громкие ноты не вызывают перегрузку. Кроме того, проверьте уровень записи в своей DAW и в аудиоинтерфейсе, и отключите все эффекты и прочие обработки. При записи используйте наушники закрытого типа, через которые певец будет слушать микс (полуоткрытые наушники создают в микрофоне очень много помех). Если есть возможность изменить фазу мониторного сигнала, идущего в наушники, поэкспериментируйте с этим. Проверьте, слышит ли певец различие. Очень часто вокалисты ощущают это, поскольку звук от наушников по-разному объединяется с прямым звуком, который человек слышит благодаря костной проводимости. В некоторых случаях, певцу легче петь с инвертированной фазой мониторного сигнала. Многие вокалисты более комфортно себя чувствуют, если в мониторный сигнал добавлено немного реверберации – но этот вопрос следует обсудить заранее.

Делая запись, настройте входную чувствительность предусилителя так, чтобы не было перегрузок и оставался запас по динамическому диапазону. Удостоверьтесь, что выходной сигнал с предусилителя не перегружает вход звуковой карты (ибо цифровой клиппинг – крайне неприятная вещь).

После того, как была сделана пробная запись, тщательно прослушайте записанный вокальный звук. Проверьте, что он ясен, чист и свободен от нежелательных резонансов комнаты. Стремитесь захватить честное представление голоса и не бойтесь сравнивать естественный вокальный звук с тем, что Вы записали. Постарайтесь увидеть, где находятся различия.

Наушники закрытого типа, такие, как Sennheiser HD250, более предпочтительны для задач мониторинга во время записи, чем полуоткрытые наушники (как Sennheiser HD600). Закрытые наушники уменьшают проникновение мониторного сигнала в микрофон.

Какую применять компрессию?

Посмотрите на волновую форму записанного звука в своей DAW, и оцените, насколько сильно изменяется уровень. Если имеются большие колебания, то Вы, возможно, должны использовать во время записи компрессию. Но старайтесь не переусердствовать с нею, потому что потом её убрать уже невозможно. Обычно, я придерживаюсь отношения 4:1 и настраиваю порог так, чтобы на пиках подавление составляло не больше 6dB. Используйте быструю атаку и время восстановления около 250 мс (или переключитесь в автоматический режим). Если в предусилителе компрессор не предусмотрен, то пишите голос как есть. На стадии миксдауна Вы сможете сжать его как угодно. Будьте осторожны: чрезмерная компрессия во время записи может привести к плоскому и безжизненному звуку, который практически невозможно будет «вылечить». Также примите во внимание, что компрессор поднимет звук комнаты, проникший в запись. Особенно это будет слышно в тихих местах. Если Вы записывали без компрессора, то, вполне возможно, в исходных сырых треках Вы ничего и не услышите, но как только Вы начнёте добавлять компрессию в процессе миксдауна, тут то она и проявит свой характер. Поэтому, прежде чем приступить непосредственно к записи, стоит с максимальной тщательностью подойти к акустическому оформлению своего помещения.


Во многих случаях, некоторые секции песни бывают спеты громче других (обычно это припевы). Вы можете записать их на разные треки, что облегчит работу по их взаимному балансированию. Ещё один вариант – это записать всё на один трек, а потом перенести разные секции на отдельные дорожки. Так Вам будет легче настроить их уровни и не понадобится прибегать к автоматизации. К тому же, Вы сможете использовать для каждой такой секции свои параметры компрессии (или вообще разные компрессоры). Во многих случаях, более громкие секции нуждаются в компрессии с более высоким отношением (особенно, если они имеют много естественной динамики).

Будет разумно, если во время записи использовать не очень сильную компрессию. Я предпочитаю 4:1. Вы легко добавите любое количество компрессии на этапе миксдауна, но не сможете удалить её из уже записанного сигнала. Точно также, лучше отключать любую дополнительную обработку и эффекты.

Укладываем вокал в микс

После этого очередь доходит до эквализации. В большинстве случаев, Вам вряд ли понадобится радикальное вмешательство, разве что для создания специального эффекта или для устранения некоторых дефектов. Общее правило – понижение делать узкими полосами, повышение – максимально широкими. Если Вы считаете, что в голосе присутствуют «лишние» частотные компоненты, то сделайте следующее: установите в одном из пиковых фильтров максимальное усиление и настройте добротность около 1,5. Потом протащите этот «горб» по всему диапазону, пока не услышите проблемную частоту. Теперь Вы можете вырезать (уменьшить) её, используя этот же фильтр, но с более высокой добротностью (то есть, сделав его намного уже). Если в вокале имеется несколько проблемных частот, то подключите дополнительные фильтры и проделайте то же самое. Старайтесь использовать не очень глубокие вырезы, поскольку чем меньше эквализации – тем лучше.

В качестве дополнительных штрихов, Вы можете немного поднять или, наоборот, понизить область 100 – 300 Гц. Сделав усиление, Вы добавите голосу теплоты; сделав понижение – уберёте гулкость. Также проверьте область 1 кГц, в которой обычно сосредоточены неприятные «носовые» призвуки. Если Вы хотите добавить вокалу немного презенса – сделайте небольшое повышение между 4 и 6 кГц. Если требуется добавить ощущение воздуха и пространства, используйте очень широкое повышение, сосредоточенное в области 14 – 16 кГц. Делая все эти частотные регулировки, не забывайте иногда включать обход на эквалайзере и сравнивать обработанную версию с оригиналом. А то уши быстро привыкают к новому звучанию, и, в результате, можно зайти слишком далеко…


Если Вы используете инструменты для высотной коррекции (как Antares Auto-Tune), то самые естественные результаты обычно получаются при достаточно медленном времени срабатывания. Те параметры, что предлагают эти плагины по умолчанию, кажутся мне слишком быстрыми, поскольку я могу услышать, как они работают. Я считаю, что самый лучший вариант – вынести «кривые» слова и фразы на отдельный трек, и только его обработать питч-корректором. Это даст Вам наиболее естественные результаты. Бэк-вокалы можно обрабатывать более тяжело, поскольку все артефакты замаскируются в результате наложения двух или более голосов.

Здесь Вы видите некоторые параметры настройки эквалайзера. Узкий вырез в районе 1,1 кГц уменьшает «носовые» призвуки, а два широких повышения в областях 5 и 17 кГц добавляют презенс и «воздух».

Настройка реверберации и миксдаун

Теперь осталось дело за реверберацией. Это более сложный вопрос, чем кажется на первый взгляд. Для начала, немногие виртуальные ревербераторы, работающие на ресурсах центрального процессора, обладают таким же качественным звуком, как аппаратные устройства или DSP-плагины. Дело в том, что многие производители разрабатывают свои плагины с приоритетом экономии ресурсов, а не по высшему звуковому качеству. Однако, если кроме native-плагинов Вы больше ничего не имеете, то постарайтесь найти самый лучший из них с самым качественным алгоритмом. Загрузите его в шину посыла (FX-канал) своей DAW, и установите параметр DRY\WET на 100%. Так Вы сможете использовать один плагин для нескольких треков и сэкономите ресурсы центрального процессора. Если у Вас есть хороший аппаратный ревербератор, то Вы можете подключить его к дополнительным входам и выходам звуковой карты и сделать на него посылы с микшера своей программы. Такую уловку я часто использую со своим Lexicon MPX550. К примеру, в Cubase есть специальная шина для работы с внешними процессорами эффектов.

Если Вы пользуетесь плагинами, работающими на ресурсах центрального процессора, то попробуйте уменьшить уровень реверберационного хвоста по сравнению с ранними отражениями. Во многих случаях это улучшает качество звучания. Кроме того, некоторая предзадержка поможет избежать замутнения вокала.

Традиционно, с вокалами используется листовая или room-реверберация. Однако, используя фабричные пресеты в дешёвых аппаратных или виртуальных ревербераторах, Вы часто заметите, что они замутняют звук ещё до того, как проявится желаемый эффект «утолщения». Одна хорошо работающая стратегия заключается в том, чтобы использовать ревербератор, в котором можно независимо настраивать ранние отражения и реверберационный хвост. Попробуйте уменьшить уровень хвоста на 6dB. Ранние отражения утолщают вокальный звук, но при этом не размывают его. Уменьшая хвост реверберации, Вы препятствуете ей заполнить всё звуковое пространство и сохраняете вокал в ясности. До 100 мс предзадержки помогают добавить глубину и отделить реверберацию от основного звука. Если Вы стремитесь к субъективно сухому звуку, то можете ещё больше понизить уровень реверберационного хвоста. Если у Вас имеется коммерческая запись в похожем стиле, то во время миксдауна используете её в качестве образца. Это поможет сравнить общую тональность и параметры настройки реверберации.

Если Вы считаете, что микс уже готов, то проделайте следующий тест: включите воспроизведение, выйдите из студии и слушайте снаружи с открытой дверью. Вокал должен быть громким и отчётливым – но не настолько громким, чтобы казаться прилепленной сверху надстройкой. Обычно Вам потребуется такое количество реверберации, которое даст ощущение, что вокал записан в том же самом акустическом месте (пространстве), что и остальные инструменты. Прослушивание микса за пределами комнаты – это прекрасный способ оценить баланс. Проблемы, которые не заметны когда Вы сидите за мониторами, сразу же станут явными, стоит только выйти из студии. Будет неплохо, если Вы запишите компакт-диск и послушаете его в условиях различного акустического окружения – в машине, на домашней стереосистеме, на бумбоксе или в клубе. Это поможет выявить проблемы и нестыковки, которые не заметны на мониторах.

5.0 Оценок: 2 (Ваша: )

Вокальная партия – важнейшая составляющая создания музыкальных композиций. Голос певца может сделать посредственную песню популярной или, наоборот, испортить даже гениальное творение. Если вы любите петь – поделитесь с другими своим талантом! Для этого вовсе не обязательно искать профессиональную студию звукозаписи – оборудуйте ее в своей квартире. В статье мы расскажем, как записать вокал в домашних условиях, каких правил нужно придерживаться и как выбрать программу для записи и обработки звука.

№1. Подберите технику для записи вокала

Если вы создаете профессиональную запись, вам не обойтись без профессиональных инструментов. Для качественного результата лучше отказаться от дешевой техники. К счастью, весь выбор сводится всего к трем вещам: микрофону, поп-фильтру и наушникам.

Микрофон

Микрофоны для вокала делятся на три вида: динамические, конденсаторные и ленточные. Выбор подходящего варианта зависит от типа записываемой музыки.

  • Если вы впервые записываетесь самостоятельно, лучший микрофон для записи вокала в домашних условиях – конденсаторного типа. Благодаря широкой диафрагме он позволяет записать чистый звук и детальный звук.
  • Если вы записываете громкие вокальные партии, например, рок-музыку, лучше отдать предпочтение динамическому микрофону. Они лучше выдерживают и записывают высокие ноты и громкие звуки.
  • Ленточный тип схож по принципу работы с конденсаторным. Его отличие в том, что он дает более «теплое», глубокое звучание, за счет чего снижает высокие ноты в записи. Ленточный микрофон более хрупкий и ненадежный, чем два предыдущих, поэтому для него обязательно требуется поп-фильтр.

микрофон для записи вокала в домашних условиях

Основные типы микрофонов: конденсаторный AT4050, ленточный Coles 4038 и динамический SM57

Лучше отказаться от микрофонов, которые подключаются к ПК через USB. Они более привлекательны по цене, но не подходят для качественной записи, так как легко «подхватывают» сторонние шумы и системные звуки.

Наушники

Наушники помогут исполнителю услышать в тончайших деталях музыку, на которую записывается вокал, чтобы, например, избежать ошибок в тональности. Также они понадобятся во время постобработки, чтобы устранить дефекты, которые не были заметны во время звукозаписи. Лучшим выбором станут студийные наушники закрытого типа. Но если вы проводите любительскую запись на минус, подойдут любые модели, главное, чтобы вокалист мог слышать свой голос.

Поп-фильтр

Поп-фильтр создает барьер между вами и микрофоном и действует как сеть, «вылавливая» «взрывные» звуки и пропуская обычные. Он также не позволяя певцу подойти слишком близко к микрофону.

Аудиокарта

Еще один технический пункт – звуковая карта для записи вокала на компьютер. Его можно пропустить, если вы будете записываться не через студийные DAW программы, а простой рекордер на компьютере. Такие программы обычно используют встроенную аудиокарту и не требуют дополнительной настройки. Качества большинства аудиоплат современных ПК вполне достаточно для качественной аудиозаписи.

Подбирайте аудиокарту по количеству и типу выходов – это показывает, сколько звуков она может захватить. Для вокальных и акустических партий хватит карты с одним входом под микрофон и выходом под наушники.

внешняя звуковая карта

Внешняя звуковая карта Universal Audio Apollo

№2. Подготовьте помещение к звукозаписи

Не у всех есть доступ к студийному помещению, поэтому придется создавать его в домашних условиях. Это может стать проблемой, потому что в обычной жизни мы не замечаем звуки, которые улавливает микрофон, например, реверберацию в помещениях с высокими потолками. В таких комнатах голос отражается от стен и на записи появляется эффект эха.

В первую очередь нужно подобрать правильную комнату. По возможности выберите помещение с мягкой мебелью, как спальня или гостиная. Избегайте комнат с большими окнами и массивной деревянной мебелью.

вокальная кабинка

Вокальную кабинку можно сделать даже на балконе, главное - создать звукоизоляцию из материалов, поглощающих звук

Если у вас в квартире нет ничего подходящего, оборудуйте специальный изолированный бокс. Используйте все, что может использоваться в звукоизоляции: пенопласт, поролон, простое большое полотенце. Вы можете сделать кабинку для себя или оградить от внешних звуков только микрофон.

№3. Расположите микрофон правильно

Многие звукорежиссеры и певцы отмечают, что расположение микрофона дает разный результат. Чтобы добиться нужного эффекта, обратите внимание на то, как при этом звучит ваш голос.

  • Уровень рта. В этом случае слова будут слышны наиболее чисто и понятно. В нужные моменты исполнитель может приближаться к устройству, чтобы изменять громкость звучания. В этом случае повышается чувствительность микрофона к свистящим и «взрывным» звукам.
  • Фронтальное дистанционное. Удалив устройство на расстояние метра, можно добиться естественного звучания. Но на запись могут попасть посторонние шумы, особенно если комната плохо изолирована.
  • Над головой. Такой вариант хорошо блокирует свистящие звуки и дыхание исполнителя. Следует применять, если нужно записать быстрый речетатив, когда певец не может контролировать произношение.

Устанавливайте микрофон не слишком далеко от вокалиста, чтобы устройство не могло захватить лишние звуки, но также не слишком близко, чтобы на записи не было слишком много басов. Многие профессионалы называют оптимальным расстояние от 10 до 30 см. Подберите удобный уровень, делая несколько дублей для пробы при разном положении и расстоянии.

№4. Устраните возможные помехи

Чтобы понять, как сделать качественную запись голоса в домашних условиях, нужно знать возможные ошибки и помехи во время записи и способы их устранения. Существует несколько основных проблем, которые могут проявиться во время аудиосессии.

Свист и хлопки

Некоторые согласные создают дополнительные звуки, к которым очень чувствителен любой микрофон. К примеру, «б» и «п» – «взрывные»согласные, при близком расположении устройства они создают резкую подачу звука. В итоге на записи может появиться шум, похожий на хлопок.

позиционирование микрофона

Многие проблемы можно решить правильным позиционированием микрофона и поп-фильтра

Дыхание на аудиозаписи

Профессиональные певцы умеют правильно распределять дыхание во время пения таким образом, чтобы на пленке не возникали шумы от дыхания. Новичкам, которые не овладели этой техникой, стоит на вдохе слегка отодвигаться от микрофона.

Эффект близости

При слишком близком расположении микрофона появляется избыточное количество низких частот. Иногда этот эффект используется в художественных целях, но обычно этого пытаются избегать. Этот пункт регулируется правильным расположением микрофона.

Вибрация пола и звуки шагов

Соседи могут стать серьезной проблемой при оборудовании домашней звукозаписывающей студии, в том числе они могут добавить ненужную вибрацию по полу. Используйте плотные ковры, чтобы устранить эту проблему. Также этот трюк можно применить, чтобы поглотить шумы от шагов. Если у вас нет подходящего коврового покрытия, подложите под стойку микрофона кусочек поролона.

№5. Подберите программу для записи и постобработки

Теперь, когда комната готова к записи, разберемся, в какой программе лучше всего записывать вокал и проводить постобработку. Профессиональные звукорежиссеры используют специальное оборудование для захвата на компьютер звука со множеством настроек. Такие ПО обычно дорогие и требуют длительного освоения.

АудиоМАСТЕР для записи вокала

АудиоМАСТЕР позволяет создавать и обрабатывать аудиозаписи

Для новичков и полупрофессиональной записи требуется что-то более доступное по стоимости и управлению, не перегруженное, в то же время со всеми нужными опциями. В этом случае отлично подойдет АудиоМАСТЕР – он вмещает в себя функции рекордера и редактора. Подключив микрофон, вы можете записать качественное аудио и обработать его в эквалайзере, добавить эффекты для изменения голоса, скорректировать тональность. Еще один плюс редактора в том, что он совместим с любыми устройствами и аудиокартами.

№6. Разогрейте голос перед записью вокальной партии

Перед любой вокальной записью требуется разогреть связки, особенно если вам предстоит такая масштабная сессия, как запись песни. У всех певцов свои техники подготовиться к записи: некоторые читают скороговорки, чтобы размять губы и яснее произносить слова, другие предпочитают распеваться нотами.

подготовка связок к записи вокала

Прогрейте связки перед началом записи, исполнив пару куплетов любимой песни

Как вариант, попробуйте разогреться той композицией, которую вы собираетесь записать. Так вы снизите количество дублей и лучше проработаете текст, чтобы не запинаться во время пения. Можете попробовать пропеть песню в другой тональности, изменить темп. Так вы привыкнете к композиции и будете чувствовать себя комфортно во время записи.

№7. Используйте дабл-трекинг и бэк-вокал

Дабл-трекинг – это процесс, когда вокалист записывает дорожку несколько раз, а потом они сводятся в единую запись. Это дает интересный эффект двойного голоса и добавляет объем аудиозаписи. Также этот прием полезно использовать, когда композиция перенасыщена музыкальными инструментами и голос «теряется» на их фоне. Таким образом дабл-трекинг выделяет вокал в песне.

Самое популярное применение этой техники – в припевах или «мостах», то есть повторяющейся части перед припевом. Таким образом можно также записать бэк-вокал. Так вы создадите эффектное «панорамное» звучание, которое выделится посреди основной композиции.

№8. Не переусердствуйте в постобработке

Современное ПО предлагает большой выбор инструментов для записи и обработки вокала. Вне зависимости от того, есть ли у вас опыт работы с такими программами или вы только начали осваивать подобный софт, не стоит слишком увлекаться и применять все и сразу. Для качественной обработки хватит двух настроек.

Эквалайзер

Невозможно отследить весь процесс записи и проникновение на запись ненужных звуков. Для этого пригодится эквалайзер – используйте функцию подавления шумов, чтобы убрать шипение и другие посторонние звучания. Еще одна настройка, которая может пригодиться в эквалайзере – усиление или подавление басов.

эквалайзер программы АудиоМАСТЕР

Внутренний эквалайзер программы АудиоМАСТЕР

Реверберация

Зачем нам реверберация, могут спросить новички, если мы так старались избавиться от нее во время изоляции помещения. Однако факт в том, что слишком чистая запись звучит неестественно и сухо. Во время аудиосессии практически невозможно добиться идеального звучания, поэтому обычно небольшой уровень реверберации добавляется в постобработке, чтобы добавить глубину.

При обработке вокала, старайтесь редактировать большие партии, чтобы не нарушить общность мелодии и не испортить атмосферу. Применяйте автотюнинг, только если намеренно добиваетесь искусственного звучания.

Быстрые итоги: чек-лист перед записью вокала дома

Итак, мы рассказали, как правильно записывать вокал дома. Чтобы не забыть ни один из пунктов, можете подготовить для себя небольшую подсказку и сверяться с ней перед сессией звукозаписи. Пошаговый алгоритм:

1. Выберите оборудование. Убедитесь, что у вас есть все необходимое: микрофон, наушники, поп-фильтр.

2. Подготовьте помещение. Сделайте вокальную кабинку из подручных средств: поролона, одеял, матраца.

3. Подберите положение микрофона. От этого зависит итоговое звучание.

4. Устраните возможные проблемы.

5. Выберите программное обеспечение.

6. Разогрейте связки. вокалист должен хорошенько подготовиться.

7. Используйте дабл-трекинг. Необязательный пункт, но он придаст дополнительную глубину и объем.

8. Обработайте аудиозапись. Держитесь золотой середины и не увлекайтесь различными эффектами.

Помните, что 80% успеха композиции кроется в процессе звукозаписи, а не обработки. Тщательно подбирайте технику и подготавливайте помещение. Выбор средства для записи – также важный пункт в создании песни.

Что нужно учесть, чтобы качественно записать голос в домашних условиях.

Правильная запись вокала — залог хорошего микса. Именно вокал связывает все элементы композиции воедино, превращая песню в рассказанную с помощью музыки и голоса историю. Работа с вокалом требует опыта: нужно учесть слишком много переменных, влияющих на итоговое качество звука, особенно в тех случаях, когда голос записывается дома.

Недостаточно просто позвать вокалиста и поставить его перед микрофоном, надеясь на то, что во время сведения голос волшебным образом зазвучит уверенно и качественно. Итоговое звучание зависит только от правильности записи, поэтому здесь очень важно учесть все особенности окружения и не допустить ряда промахов, которые испортят работу. SAMESOUND рассказывает о том, какие распространенные ошибки допускают музыканты при записи вокала дома и как их можно избежать.

Также по теме

запись вокала дома, ошибки при записи вокала дома

Запись вокала дома начинается с выбора подходящего для этого помещения. Так как оборудовать в квартире полноценную вокальную будку — это слишком затратное и трудновыполнимое дело, музыканты ограничены в выборе мест для записи голоса. Зачастую вокал пишется по принципу «где получится», а в качестве вокальной комнаты выступает кухня, кладовка, ванная или спальня. Выбирая пространство для записи мы часто забываем, что помещение — это инструмент, который полноправно участвует в записи и оказывает непосредственное влияние на звучание вокала.

Каждое помещение обладает собственной реверберацией и по-своему изменяет звучащие внутри него сигналы. Звуки отражаются от стен и изменяются окружающей средой, становясь громче или тише, мягче или жестче. Естественная реверберация помещения делает сигнал более пространственным, размывает его в миксе и отдаляет от слушателя. Рефлексия, в свою очередь, может изменять высоту звука и даже искажать его за счет естественной компрессии.

Мы стремимся к тому, чтобы записанный вокал звучал уверенно, натурально и близко к слушателю, но забываем об особенностях наших квартир и комнат. Чтобы избежать негативного влияния помещения, для записи голоса лучше выбирать комнату небольшого или среднего размера с большим количеством мягкой мебели или других подобных объектов в ней. Каждый мягкий предмет внутри бетонной коробки послужит поглотителем, который уменьшит эффект реверберации и сделает звучание записанного голоса более нейтральным. Несмотря на это, записываться в комнатах с множеством твердых поверхностей и окон не стоит — стеклопакеты, столы и стулья вместо поглощения сигнала будут отражать его. Именно поэтому кухня и ванная комната далеко не идеальные варианты для записи вокала дома.

Проблема с выбором комнаты часто состоит в том, что помещение должно поглощать как можно больше сигнала, но при этом не переставать звучать само по себе.

Одно из популярных заблуждений гласит, что лучшим местом для записи голоса служит шкаф. Корни этого мифа растут из совпадающих размеров шкафов с профессиональными вокальными будками. Если вас вдруг посетит мысль о записи в шкафу, помните, что стенки вокальной будки обычно обшиты 30-40 см звукопоглощающего материала. Как бы вы не старались и сколько бы вещей не находилось в шкафу, вам попросту не хватит звукопоглощения для сдерживания резонанса шкафа. К тому же при пении образуется короткая реверберация, которая будет слишком быстро возвращаться в микрофон, превращая все в кашу.

запись вокала дома, ошибки при записи вокала дома

Казалось бы, для записи вокала достаточно поставить микрофон в любой точке комнаты и нажать красную кнопку. Тем не менее место установки записывающего устройства напрямую влияет на итоговое звучание. При выборе позиции микрофона нужно соблюдать два правила:

  1. Не устанавливайте микрофон строго по центру комнаты;
  2. Микрофон, по возможности, должен находиться как можно дальше от стен.

Соблюдение этих правил уменьшит количество резонанса помещения, возвращающегося в работающий микрофон. Найти подходящее место поможет специальная схема:

запись вокала дома, ошибки при записи вокала дома

Не ставьте микрофон в голубой зоне, в центре комнаты и близко к стенам. Лучшим местом для установки станет любая точка в рамках синего прямоугольника. Если есть возможность, стойте спиной к ближайшему углу комнаты, а заднюю стенку микрофона направьте строго в противоположный угол. Так вы увеличите расстояние до ближайшей стены и частично устраните негативное влияние помещения.

запись вокала дома, ошибки при записи вокала дома

Конденсаторные микрофоны очень чувствительны: при работе они могут захватывать часть отраженного от поверхностей комнаты сигнала. Если у вас есть акустические панели, сделайте из них импровизированную вокальную будку. Если нормального звукопоглощения нет, воспользуйтесь всем, что найдется дома: матрацами, одеялами или даже плотными шторами. Экспериментируйте с разными предметами, и, если ничего не подойдет, сделайте звукопоглощающие панели самостоятельно.

Если возможности создать типовую треугольную вокальную будку нет, поместите что-нибудь за головой вокалиста. Эта зона обычно сильнее всего резонирует и сказывается на звуке.

запись вокала дома, ошибки при записи вокала дома

Вокалисты отличаются тембром: голоса одних звучат глубоко и мощно, других — высоко и легко, третьих — просто мощно. Каждый голос требует определенного микрофона, который подчеркнет все сильные стороны вокала и сгладит слабые.

Выбирая микрофон под голос, нужно помнить о нескольких вещах:

  • Конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой звучат ярко и воздушно, но слабее передают низкие частоты;
  • Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой звучат более чисто и сфокусировано. Передача сигнала у подобных устройств считается сбалансированной по всему частотному спектру;
  • Динамические микрофоны отличаются более теплым и агрессивным звучанием. Из-за меньшего количества высоких частот в передаваемом сигнале такие микрофоны подойдут далеко не для всех вокалистов и стилей музыки.

Выбор микрофона напрямую зависит от того, какой звук хочется получить (подробнее о видах устройств и отличиях между ними можно прочитать в этом материале). Здесь важна не цена устройства, а нейтральность его звучания: чем нейтральнее звучит микрофон и чем слабее он приукрашивает голос, тем лучше. К примеру, работая с вокалистом, чей голос отличается яркостью и легкостью, у вас есть три варианта выбора, напрямую связанных с тем, какое звучание вокала хочется получить. Чтобы лучше передать легкость голоса, ищите микрофон с малой диафрагмой — такое устройство подчеркнет сильные стороны голоса. Если нужен более ровный звук, берите микрофон с большой диафрагмой, а если яркость кажется излишней, то попробуйте динамическое устройство.

запись вокала дома, ошибки при записи вокала дома

В идеальном мире неплохо обзавестись парой-тройкой разных микрофонов, чтобы послушать вокалиста на каждом из них и выбрать лучший вариант. Тем не менее, если ваш бюджет ограничен и вы не можете позволить себе целый парк микрофонов, лучше купить одно устройство, которое подойдет для большинства студийных задач. Так, например, если вы только планируете купить инструмент записи, обратите внимание на sE Electronics 2200a II — это отлично сбалансированный конденсаторный микрофон с приемлемой ценой и высоким качеством звука.

ЗАПИСЬ БЭК-ВОКАЛА

Для записи бэк-вокала лучше использовать микрофон, отличный от того, на котором вы записывали основной вокал. Устройство с другим характером звука сделает звучание вокальных гармоний значительно интереснее.

Всенаправленные микрофоны могут звучать круто, особенно при записи нежного, слегка шепчущего и интимного вокала. К сожалению, для домашней записи они не подходят: пока кардиоидные устройства (тот же sE 2200a II) пишут звук перед собой (с небольшим захватом возвращающихся сигналов), всенаправленные микрофоны записывают все, что происходит вокруг них.

При записи в профессионально оборудованной вокальной будке такая особенность всенаправленных устройств не влияет на конечный результат. В то же самое время в домашних условиях запись поступающих со всех сторон сигналов доставит множество проблем. Записать чистый сухой вокал не выйдет: из-за отражений и естественной реверберация голос всегда будет невнятным, сырым и размытым, особенно если помещение не оборудовано хоть каким-либо звукопоглощением.

Установка микрофона на неправильном уровне относительно рта

запись вокала дома, ошибки при записи вокала дома

Устанавливая микрофон перед вокалистом, нужно учесть три вещи: расстояние от вокалиста до микрофона, высоту и положение на своей оси. Расположив микрофон с учетом этих трех факторов, вы сможете получить желаемое звучание вокала без эквалайзера и значительно облегчить себе дальнейшую обработку голоса и его укладку в микс.

Расстояние

При работе с конденсаторным устройством расстояние между вокалистом и микрофоном играет решающую роль на итоговое звучание из-за эффекта близости. Чем ближе источник звука находится к микрофону, тем взрывнее и неразборчивее он звучит.

Чтобы найти подходящее расстояние, при котором микрофон и вокалист будут отлично звучать, установите конденсаторный микрофон в 15 см от вокалиста, а затем перемещайте его ближе или дальше, пока не получите желаемый звук. На расстоянии в 30 см голос обычно звучит открыто и легко, на расстоянии в 12 см — тепло и интимно. Выходить за зону в 10-12 см не рекомендуется: по мере сокращения расстояния, звук быстро становится мутным и неразборчивым. При работе с динамическим микрофоном начинать поиск звука можно с расстояния 5 см.

Высота

запись вокала дома, ошибки при записи вокала дома

Стандартной высотой считается установка микрофона на уровне рта. Чем ниже от этой позиции установлен микрофон, тем сильнее в голосе преобладают низкие частоты. Так, например, на уровне груди можно получить особо басовитое звучание. Справедливо и обратное: чем выше микрофон, тем сильнее в голосе проявляются высокие частоты.

Высоту установки нужно подбирать индивидуально под вокалиста. При пении человек должен держать голову прямо, чтобы не менять звучание своего голоса и не перенапрягать связки.

Положение на своей оси

Микрофон должен смотреть на вокалиста. Вращение микрофона вокруг своей оси уменьшит количество низких частот в голосе и смягчаем тяжелые взрывные звуки (сочетания «Пс», «Шс»). При следующей записи вокала поверните микрофон на 20 градусов влево или вправо, чтобы понять, как меняется голос.

Запись на неподходящих уровнях громкости и усиления

запись вокала дома, ошибки при записи вокала дома

Очевидная вещь, о которой легко забыть. При установке уровней следите, чтобы запас хедрума составлял порядка 10 дБ. Не вдаваясь в технические подробности, для цифровой записи идеальным уровнем можно считать отметку в −18 dBFS (подробнее об уровнях можно узнать здесь).

В особо громких и интенсивных моментах голос может достигать −10 dBFS, но не должен выходить за рамки отметки в −6 dBFS. Помните об этом, чтобы избежать клиппинга и нежелательных перегрузок сигнала. Вместе с тем не нужно осторожничать: записанный сигнал не должен быть слишком тихим.

запись вокала дома, ошибки при записи вокала дома

Всегда записывайте достаточное количество дублей. Имея в проекте три-четыре варианта, вы сможете собрать одну качественную вокальную дорожку, составленную из лучших моментов разных дублей.

запись вокала дома, ошибки при записи вокала дома

Успех записи зависит не только от технических моментов, но и от самого вокалиста. Певцу должно быть комфортно. Ваша задача заключается в том, чтобы сделать все возможное для создания комфорта и нужной атмосферы.

Аккуратно подсказывайте вокалисту, как правильно спеть тот или иной отрезок песни, но не критикуйте его. Словами нужно помочь вокалисту, а не навредить ему: недовольство здесь не поможет, так вы только обидите вокалиста и собьете весь настрой.

Пение — это не только о том, чтобы точно попасть во все ноты. Не менее важно передать настрой и эмоции, заложенные в композицию. Если вы записываете веселую песню, сделайте комнату светлее, грустную — приглушите свет. Расставьте по комнате какие-нибудь аксессуары и предметы интерьера, которые создадут атмосферу и позволят вокалисту поймать нужный настрой.

Не перегружайте певца. Связки — это музыкальный инструмент, пользоваться которым с перерывами. Голос быстро устает, если постоянно звучит на максимуме своих возможностей. Делайте небольшие перерывы каждые полчаса, чтобы связки могли немного отдохнуть и восстановиться.

Читайте также: