Как называется игра про компьютеры

Обновлено: 04.07.2024

Еще лет 20 назад классификация компьютерных игр по жанрам не имела места быть, но виртуальные развлечения существовали, причем уже в довольно большом количестве. Многие нынешние сериалы берут свое начало именно из той эпохи. Сегодня разработчики и журналисты всегда жестко привязывают каждое творение игропрома к определенному жанру. При этом разные люди не всегда сходятся во мнении относительно одного и того же продукта.

Основные группы

Чтобы классификация компьютерных игр по жанрам не казалась слишком сложной, стоит определить три класса, к которым можно отнести большую часть игровых программ:

  • Динамические игры. От геймера требуется максимальная скорость реакции и точность. Минимум интеллектуальных задач.
  • Игры планирования. В них главное – развитие и оценка ситуации. При этом думать приходится не только о настоящем положении дел, но и о том, что может случиться на следующих ходах и какие преимущества можно получить в будущем. Ближайшая и самая наглядная параллель - шахматы.
  • Сюжетные игры. В них могут иметься и элементы двух вышеописанных классов, однако целью является продвижение по сюжету, а не победа над противником.

Аркада

Аркады - один из самых старых жанров. Главный их признак – простейшее управление. Например, геймеру не нужно ничего знать о том, как водить машину в реальной жизни. Достаточно нажать на кнопку со стрелкой, чтобы повернуть.

жанры компьютерных игр

Однако это совсем не значит, что в аркаде очень легко выиграть. Многие разработчики следуют золотому правилу: легко освоить, трудно победить.

Аркады можно условно разделить на несколько поджанров:

  • Скроллер – игра с линейными уровнями, которые прокручиваются влево или вправо. Сюда можно отнести классический Golden Axe.
  • Комната – сначала необходимо выполнить какую-либо задачу в ограниченном пространстве, после чего открывается дверь, которая позволит перейти на следующий подобный уровень. Типичный представитель – Digger.
  • Тир – целью является попадание по мишеням (Duck Hunt, некоторые уровни «Контры»).

Сегодня благодаря независимым разработчикам появляется много аркад, стоящих на стыке жанров. Они сочетают в себе простоту исходного класса и усложняются дополнительными элементами.

Боевик

Компьютерные игры жанра action предполагают управление человеком. Главное отличие от аркад – сложность. Причем выражается она не в количестве усилий, затраченных для победы, а в проработке геймплея и окружения. Почти всегда девелопер старается сделать так, чтобы виртуальная реальность была как можно более реалистичной (невозможность забраться по отвесной стене или прыгнуть выше нескольких десятков сантиметров, вид от первого лица, ограничение на скорость передвижения и т. п.).

Можно сказать, что родоначальники все еще оставались аркадами, но большая свобода сразу выделила их в отдельную категорию.

жанры компьютерных игр список

Если составить рейтинг компьютерных игр по жанрам, action будет стоять на первом месте. Так сложилось, что все продукты этой категории всегда находятся на передовой прогресса. Бывает так, что за примитивным геймплеем прячется монстр графики, все красоты которого можно увидеть далеко не на каждом компьютере. Стоит вспомнить Doom3 или Crysis.

Варианты Action

Жанры компьютерных игр, таблица которых нередко публикуется в тематических журналах и на страницах прочих информационных ресурсов, нередко делятся на несколько более мелких. Причем экшн один из самых «густонаселенных».

В первую очередь стоит отметить баланс между действием и умственной работой. Одни боевики предполагают стрельбу во все, что движется, другие требуют обязательной подготовки, изучения местности, разработки тактики.

Первые очень близки к аркадам (Serious Sam, Doom, CoD). Они увлекают геймера большим количеством врагов, скоростью действия, сюжетными роликами.

На другой чаше весов расположен stealth-action. Возник этот поджанр относительно недавно. Стрелять или убивать здесь либо не нужно совершенно, либо происходит это крайне редко. Каждое перемещение должно быть аккуратным и незаметным. Недалеко от него отошел survival horror. Здесь враги нередко намного сильнее игрока, а оружие либо слабое, либо может использоваться ограниченно (мало патронов).

Жанры компьютерных игр нередко классифицируют по способу ведения боя. И выбор тут невелик. Если предполагается стрельба, значит, продукт смело можно назвать shooter, если холодное оружие – slasher.

Перспектива также влияет на подкласс компьютерных игр. Если камера расположена за спиной главного героя, к названию добавляют надпись Third person. Если создается впечатление, что геймер смотрит на мир глазами персонажа, название приобретает приставку First person.

Надо отметить, что персонажи компьютерных игр по жанрам могут перемещаться. То есть в серии про одного и того же героя могут присутствовать продукты разных подклассов и при этом не иметь общего геймплея. Не стоит выбирать развлечение, основываясь на имени.

Особняком стоит fighting, или единоборства. Геймплей подобных продуктов не похож на иные action-игры.

Самое последнее, что можно написать о боевиках: иногда они наследуют элементы RPG. Выражено это наличием у главного героя навыков и характеристик, которые значительно влияют на игровой процесс. Также по мере прохождения уровней эти навыки меняются, усиливаются либо утрачиваются вместе со сменой снаряжения. Подобная механика – обязательный атрибут action-RPG.

Симуляторы

Экшн и аркада – еще не все жанры компьютерных игр, список которых можно было бы озаглавить словосочетанием "динамические развлечения". Сюда же можно добавить симуляторы. К этому понятию нередко добавляют определения, которые делают его размытым и непонятным.

классификация компьютерных игр по жанрам

На самом же деле существует только два подкласса: симулятор техники и спортивные игры. Первые предполагают высокую сложность физических расчетов. Их задача – максимально приблизить поведение прототипа к реальному.

Вторые – попытка имитации спортивных соревнований. Игрок точно так же, как и в action, управляет человеком (или даже несколькими). С первыми этот жанр роднит максимально реалистичное поведение персонажей и их взаимодействие.

Надо отметить, что спортивные менеджеры никоим образом не относятся к рассматриваемому классу – они скорее представляют собой экономические стратегии.

Описывая жанры компьютерных игр планирования, стоит начать со стратегий в реальном времени (RTS). Скорость реакции в них играет такую же важную роль, как и в боевиках. Стоит на минуту отвлечься, и партию можно считать проигранной. Однако за молниеносной реакцией скрывается не менее важная стадия планирования и оценки ситуации.

жанры компьютерных игр по истории

RTS обычно имеет в себе две равнозначные части: отстройку базы и сражения. Игра сильных игроков обычно выверена, как в шахматах. Но из-за необходимости быстрых действий СМИ нередко называют представителей данного класса не иначе как mass action.

Глобальные стратегии

Описывая жанры компьютерных игр, список которых начат с RTS, нельзя обойти стороной и глобальные стратегии. Их суть в систематическом развитии сюжета с редкими боями. Вся партия завязана на тонком расчете и не предъявляет никаких требований к навыкам, отвечающим за скорость и точность.

Глобальные стратегии не ограничиваются постройкой базы. Зачастую на карте может быть расположено множество городов, помимо боевых мер существует дипломатия. Нередко присутствует технический прогресс и еще какие-либо характеристики, которые следует развивать для достижения победы.

Геймплей может быть как пошаговым (TBS), так и с боями, происходящими в реальном времени. Хотя разработчики иногда смешивают оба эти типа. Например, в Total War почти все ходы производятся, как в TBS, но, когда одна армия нападает на другую, баталии разворачиваются так же, как и в полноценной RTS.

Жанр, очень близкий к описанному выше, – локальная стратегия. Его представители почти полностью обделены микро-менеджментом. Производство ресурсов и их захват все же остались, но выбор их весьма ограничен: доступны только те, что используются исключительно для военных целей. Без прямых столкновений армий в подобных проектах не обойтись.

Надо сказать, что жанры компьютерных игр по истории чаще всего представлены как раз стратегиями. Есть подобные представители и в динамических развлечениях, однако они почти всегда ограничиваются воссозданным сетингом, сюжет же может быть и выдуман. В стратегии разработчики нередко кропотливо переносят целые эпохи, не позволяя геймеру отступать от реальных событий.

Wargames, или военные игры

Если совсем убрать производство, а оставить только необходимость вести боевые действия, получится "варгейм". Возможности тактических побед от этого только возрастают. Слабый полководец теперь не сможет победить за счет промышленности и экономики.

Тактические игры

Тактические стратегии похожи на другие жанры компьютерных игр планирования, главное их отличие в том, что управление осуществляется не отрядами и армиями, а всего лишь несколькими юнитами. К тому же каждый боец будет иметь индивидуальные характеристики, свое личное снаряжение и оружие. Система развития персонажей походит на ту, которую применяют в RPG.

Менеджеры

Если варгеймы и тактические игры не имеют в себе элементов развития, то в менеджерах все сделано как раз наоборот – все это есть. Однако вместе с тем нет войны, победа может быть только экономической. Считается, что изобрел этот жанр Сид Мейер.

Из-за простоты разработки подобных продуктов, представителей геймдева здесь довольно много. Девелоперу достаточно знать несколько математических правил и написать скрипты, которые будут их использовать. Причем главным противником геймера будут не компьютерные конкуренты, а как раз набор заданных правил, созданных для имитации рыночных отношений.

Особняком стоят спортивные менеджеры. Главное их отличие – почти полное отсутствие графики и десятки таблиц, разобраться с которыми иногда невозможно и за неделю.

Непрямой контроль

Очень молодой жанр – стратегии непрямого контроля. Главная идея этого жанра заключается в невозможности отдать юниту прямой приказ. Нужно вызвать у него чувство потребности в действии. И желательно, чтобы действие это было таким, которое необходимо для продвижения по сюжету.

Идея эта очень близка предыдущему жанру, различие состоит в целях. Причем контраст последних настолько силен, что никто не назовет стратегию непрямого контроля менеджером. Представителей этого жанра очень мало, ввиду сложностей, связанных с разработкой. Medieval, Majesty, Black & White – вот, пожалуй, все громкие имена, которые можно вспомнить.

Головоломки

Если вы выбираете жанры компьютерных игр для детей, обратите особое внимание не этот. Нередко его представителей называют убийцами времени или развлечениями секретарш. Однако мнение это слишком поверхностное.

В основном, как видно из названия, представители этого класса в первую очередь занимают голову, а не руки. Они могут как переносить механики настольных игр в виртуальный мир (шахматы), так и использовать свои собственные (Armadillo, Tower of Goo).

Сюжетные развлечения

К этой категории нужно отнести тех представителей виртуальных развлечений, которые ставят во главу угла не столько геймплей, сколько повествование, атмосферу, качественный сюжет. О них чаще всего говорят: «Это та игра, в которой можно жить».

Нередко в них присутствуют черты и экшена, и стратегий, однако не для этого в первую очередь устанавливают сюжетные приключения. Именно такое положение вещей не позволяет причислить к подобным проектам Diablo и его клонов, как бы сильно этого ни хотели фанаты сего продукта.

Квесты

Компьютерные игры в жанре квест – самые чистокровные представители сюжетных приключений. В них геймеру заранее отводится определенная роль, и с этой точки зрения рассказывается какая-либо интерактивная история. Квесты почти всегда линейны, пройти от начала до конца можно только по одному пути. Возможностей решения каждой задачи – минимум. Главные действия – общение с NPC, поиск предметов, их комбинирование.

жанры компьютерных игр для детей

Такое положение вещей упрощает разработку до минимума и дает возможность сценаристу до блеска отполировать сюжетную линию. Увы, сегодня квесты не являются популярным жанром, а потому и не окупаются. Редкий представитель этого ответвления попадает в топ-листы продаж или поисковых запросов. Следовательно, сегодня чаще всего можно встретить низкобюджетные продукты этого направления.

Нередко о квестах говорят, что это компьютерные игры детективного жанра. Произошло этого из-за большого числа представителей, повествующих о сыщиках. Многие разработчики просто «заворачивают» сюжеты известных книг в интерактивную оболочку.

Puzzle-квесты

Эта разновидность виртуальных развлечений может обладать запутанным и сложным сюжетом, как и в обычных квестах, однако может быть и так, что его нет совсем. На место сценария в этом случае приходит атмосфера. Геймплей полностью состоит из разгадывания загадок и головоломок разной сложности.

Самым знаменитым представителем класса является Myst и его многочисленные продолжения. Как и простые квесты, пазлы сегодня очень непопулярны.

Ролевые игры (RPG)

В RPG (role-playing games) сюжет и свобода действий собраны в единое целое. Добавлены также элементы action и планирования. Жанр этот балует геймеров и тактикой, и продвинутой боевой системой, и развитым геймплеем. Но не стоит путать вторичное и первичное. Именно из-за этого «Аллоды» и Diablo очень часто называют «ролевками».

Таким образом, RPG-проектом можно считать только тот продукт, главное в котором – это сюжет, взаимодействие с NPC, свобода действий. Именно из-за этого классикой жанра являются Arcanum, Fallout, Planescape. Часто «ролевки» определяют именно как компьютерные игры в жанре фэнтези, что абсолютно неверно. Несмотря на то что нередко самые популярные представители этого класса и предлагают геймеру посетить сказочные миры, сеттинг никак не влияет на то, в какую группу записывать продукт.

компьютерные игры детективного жанра

Помимо сюжета, не менее важным атрибутом считается отыгрыш. Геймер может примерить на себя роль мага, воина, вора. Не остается за бортом и принцип «хороший – плохой». Однако разработчики делают все намного сложнее. Ты можешь сделать доброе дело, которое будет принято не всеми. К тому же не каждый NPC будет доверять тому, кто сделал много «хороших» вещей. Для кого-то главным критерием предрасположенности будет интеллект.

На каждое действие главного героя мир будет реагировать. И отдельные NPC, находящиеся в нем, не оставят сюжет без изменений. Соответственно, получается, что каждый уровень можно пройти десятками способов, которые приведут к разным финалам.

MMORPG

Описывая жанры компьютерных игр, нельзя обойти стороной и MMORPG. Он вбирает в себя некоторые черты стратегий. Многие геймеры используют не ролевую составляющую подобных проектов, а в первую очередь планируют развитие персонажа.

Отличий в продуктах, представляющих онлайновые RPG, почти нет. Формула остается одной и той же, меняются лишь незначительные коэффициенты. При этом большую часть времени игрок тратит на нудную «прокачку». Что интересно, в MMORPG почти нет никаких других целей, кроме достижения последнего уровня.

жанры компьютерных игр таблица

Онлайновые «ролевки» ждут разработчика, который сможет вдохнуть в жанр свежесть. Увы, суммы, которые необходимы для создания подобных проектов, слишком высоки, именно поэтому те студии, которые могут позволить себе выпуск MMORPG, идут проторенным путем, стараясь избежать рисков.

Можно сказать, что этот жанр является антиквариатом. Однако подобные игры развиваются и имеют успех, хотя и не у слишком широкого круга пользователей.

Что такое MUD? Описание будет довольно простым: в окне появляется характеристика местности, где находится персонаж. Так же текстом задаются команды: использовать вещи, двигаться, повернуться, открыть дверь. В MUD нередко используется классическая ролевая система D&D. Она и определяет, как персонаж будет развиваться.

Самое интересное в том, что геймер получает не все ключевые слова, которые могут быть введены в консоль. Более того, этот список меняется при переходе между локациями. Прочитав описание внимательно, можно разыскать то, что скрыто от глаз невнимательных пользователей.

Умных пользователей MUD'ы поощряют. И секреты какого-нибудь популярного представителя не всегда можно прочитать на форуме, потому что знание в таких играх – это сила.

Для самых маленьких

Как и любые другие виртуальные развлечения, произведения геймдева можно разделить на следующие жанры компьютерных игр для дошкольников:


Как все знают из новостных лент, мы живём в постоянно эволюционирующей киберпанковской антиутопии. Люди подключают туалеты к Интернету! Если этот гибсоновский мир кажется вам слишком РЕАЛЬНЫМ, то вы можете поиграть в десять лучших видеоигр о взломе, программировании и вычислениях, чтобы сбежать в мета-антиутопию. Которая, я уверен, является намного лучшим местом.


10. TIS-100

Да-а-а, приготовьтесь к тому, что ваш мозг начнёт болеть. TIS-100 — это игра студии Zachtronics, разработчика игр-головоломок, выпустившей Infinifactory и SpaceChem. В маркетинге она позиционируется как «игра о программировании на языке ассемблера, о которой вы не просили», и хотя я обычно игнорирую маркетинговые слоганы, здесь не могу не согласиться.

Игрок получает в своё распоряжение таинственный компьютер из 70-х, найденный в вещах покойного дядюшки. Когда-то он игрался с ним, пытаясь разобраться. Теперь это ваша задача. Если вкратце, то вам нужно получить числа, чтобы провести машину из точки A в точку B, выполнив на каждом уровне «цели» (например, сначала вывести положительное число, а затем отрицательное). Для этого у вас есть список команд, изложенных в смутном руководстве пользователя. Игра советует вам распечатать это руководство в бумажном виде. В нём есть сделанные дядей примечания и пометки маркером, дающие подсказки о сущности этой машины.


Это ещё и взрывающая мозг игра о логике и математике. Математике, которая должна быть очевидной и простой, но она всё равно каким-то образом причиняет вам неприятности. Но даже если вы страдаете, то всё равно можете оценить продуманность всей системы — механические щелчки и шумы, мерцающие числа, бегающие внутри машины. Прохождение первых уровней часто заставляет игрока наполниться гордостью, даёт ему ощущение радости, как будто он только что взломал кд «Энигмы». Потом он заходит на YouTube и видит предстоящее ему безумие.

Примечание: Зак из Zachtronics — поклонник взлома электроники и кода. Здесь он делает программируемую пишущую машинку, а здесь играется с нерасшифровываемым кодом ужасной старой игры по Star Wars, которая ему нравилась в детстве.


9. Gunpoint

Шпионский плащ штаны никогда не был столь привлекательным. В игре Gunpoint вашему загадочному персонажу-шпиону предстоит вламываться в охраняемые здания и похищать данные для своих клиентов. Для этого у него есть Crosslink — устройство, позволяющее управлять электропроводкой каждого уровня. В сущности, вы играете за тайного электрика с гаджетами, которые позволяют ему манипулировать зданиями. Можно изменить проводку выключателей света, чтобы охранников ударило током, поиграться с лифтом, чтобы он двигался вверх-вниз, и (со временем) даже перепрошивать оружие. Потому что это антиутопия.

Но всё не ограничивается только проводами. Gunpoint испытывает любовь к эксцентричному насилию. Вы можете ударить охранника по лицу открывшейся дверью, спрыгнуть на него с потолка в стиле ниндзя или налететь на него издалека и сбросить с крыши, чтобы он развалился при падении на дюжину кусочков. Думаю, то называется «социальным инжинирингом».

Примечания: разработчик Том Фрэнсис когда-то был игровым журналистом, что объективно является самым почётным занятием в мире, но потом начал создавать Gunpoint в GameMaker. Пройдя тяжёлый путь обучения, Том создал серию туториалов на YouTube, чтобы помочь людям научиться пользоваться этой программой.


8. Hackmud

Hackmud — это ужасное и прекрасное место. Игрок существует в роли ИИ-бота внутри сетевого мира будущего. Люди давным-давно уже вымерли (или пропали в глубинах космоса, что немного многозначительней). Вы должны собирать и зарабатывать виртуальную валюту GC, потому что для этого и живут такие отвратительные создания. Да, к сожалению, есть и другие. Это онлайновая игра про хакинг, в которой другой игрок может взломать ваш аккаунт, украсть все заработанные тяжким трудом цифровые монеты, утащить ваши инструменты (небольшие программы-дешифровщики и тому подобное) и сообщить ваше местоположение всем. Если это произойдёт, то ты превратишься в кучу мусора, маленький бот. Время начинать всё сначала.

В этом мире сложно разобраться и вы не сможете воспользоваться всеми его возможностями, если не потратите немного времени на изучение базового Javascript (если вы ещё не знаете этот язык программирования). С точки зрения MMO игра похожа на EVE Online. Ставки высоки, кривая сложности безумна, а вселенная переполнена мастерами скама. Я точно знаю, потому что был одним из них. Поэтому Hackmud — это игра не для всех. Но для тех, кто решится залезть в чашку Петри с параноидальными ничтожествами, это будет безумным приключением.

Примечания: Hackmud стала нашей любимой MMO 2016 года


7. Minecraft

Простите, я пытался найти хорошую причину, по которой не нужно включать в список Minecraft. Это игра-выживалка. В ней можно бить деревья кулаком. Она заразила миллионы невинных детей. Но чем больше я старался, тем сложнее было не заметить несерьёзность, экспериментальность и креативность шедевра инди-суперзвезды Mojang. Во-первых, люди начали создавать внутри игры 16-битные компьютеры, они сделали огромные монтажные платы с ОЗУ, способные выполнять операции деления, потом они создали ландшафты-музыкальные шкатулки, способные проигрывать целые песни, потом они симулировали предыдущие игры Нотча внутри игры, потом они создали ЦЕЛЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ с функциональными клавиатурами. Потом они создали жёсткие диски для сохранения результатов своих тяжких трудов, а потом, так как им нужно было хранить все эти машины, они воссоздали Данию целиком. Даже наш сайт принял в этом участие — один из авторов Rock, Paper, Shotgun и живой эталон IQ Данкан Джир давал читателям уроки по написанию кода, использовав в качестве инструмента обучения эту игру.

Я могу понять, если многие люди считают, что Minecraft больше не о хакинге и программировании, а для хакеров и программистов. Но из приведённых мной примеров видно, что этого достаточно, чтобы попасть в наш список.

Примечания: разумеется, Minecraft — это игра не для всех хакеров. В июне 2011 года хакерская группа LulzSec вывела из строя серверы игры в ходе серии атак на видеоигровые компании. Среди прочих жертв оказались Eve Online, Bethesda, Sony, Nintendo и The Escapist.


6. Duskers

Помните начальную сцену из «Чужих», когда небольшой дрон проник в спасательную капсулу Рипли и отсканировал помещение прерывистым синим светом? Именно так ощущается геймплей Duskers. Игрок управляет командой дронов, ищущих обломки среди звёзд. Для работы вашего корабля нужны утилизируемые ресурсы и топливо. Чтобы получить их, вам нужно приземляться на покинутые (по не очень понятным причинам) суда, как мусор болтающиеся по галактике. Любой другой дизайнер, которому бы дали такой сюжет, подумал бы: «Ага, управление point-and-click, плюс, может быть, горячие клавиши». Но только не Misfits Attic. Для выполнения этой работы вы в основном должны пользоваться командной строкой терминала.

Такой ход идеально соответствует атмосферу и графическому стилю игры. Пользовательский интерфейс неповоротлив и напоминает будущее, каким его видели в 1970-х на примере «Ностромо», вплоть до меню паузы. Имея перед собой схему корабля, вы вводите команды для перемещения дрона к разъёму питания и генерирования электричества. Вводите ещё несколько команд и открываете двери. Вы медленно путешествуете сквозь обломки, надеясь, что за следующей дверью вас не ждёт инопланетная угроза. Это было бы ужасной новостью. Ваши роботы-помощники настолько хрупки, как будто сделаны из экранов современных мобильных телефонов.

Многие хакерские игры связаны с паникой и быстрым вводом команд под давлением обстоятельств. Однако в Duskers вам нужно быть педантичным. Используйте сканеры и датчики движения, чтобы распознавать враждебные формы жизни. Выбрасывайте «чужих» с корабля, дистанционно открывая воздушные шлюзы или выманивая их к турелям. Игра становится ещё более напряжённой из-за структуры roguelike и потребления топлива в стиле FTL.

Примечания: в игре можно создавать собственные команды с помощью команды «alias». Например введя «alias getoutofthere navigate 1 2 3 4 r1» вы получите неудобную своей длиной команду «getoutofthere», с помощью которой можно заставить всех дронов вернуться обратно к воздушному шлюзу.


5. Shenzhen I/O

Ещё одна игра Zachtronics? Ну, если вы решили, что ваша игра будет разворачиваться внутри придуманной операционной системы, то зачем останавливаться только на одной? Пользователь играет роль эмигранта, живущего в промышленном Китае и работающего на фирму по производству электроники Longteng. Игрок получает уведомление по электронной почте и задания. Ему предстоит создавать устройства для различных клиентов. Иногда это что-то простое, типа мигающей неоновой вывески, а иногда нечто более… таинственное. В любом случае, игроку придётся сверяться с руководством, которое игра рекомендует распечатать и сложить в папку (и я согласен с этим советом).

Во многих отношениях игра стала духовным последователем вышеупомянутой TIS-100. Вы по-прежнему возитесь с числами, перемещая их из одного узла в другой с помощью простого программирования, и пытаетесь оптимизировать схемы устройств для как можно более эффективной работы. Но на этот раз нужно заботиться и о компонентах. Вы перемещаете по печатной плате микросхемы, переключатели и приспособления. Решений может быть несколько, так что постарайтесь не запутаться.

Примечания: если от всех этих головоломок у вас мурашки по коже, то можете посмотреть на последнюю игру Zachtronics Opus Magnum, она более доступна и проста. Она посвящена инженерным решениям алхимических проблем с использованием шариков разных стихий.


4. Quadrilateral Cowboy

Создатель Thirty Flights of Loving и Gravity Bone влюблён в ограбления и грабежи, и это становится очевидно, когда он решает сделать игру, длящуюся дольше нескольких минут. В этой игре вы управляете командой воров. Пока вы не получите контроль над всем трио персонажей, то в основном будете играть за Хакера. Каждый уровень — это небольшая головоломка, решаемая вводом команд в «дек» — портативный компьютер в портфеле с модемом 56k, который вы приносите в каждый жилой дом, банковское хранилище или космическую станцию (да, вы попадёте в космос). Команды просты, например, ввод «door4.open(3)» откроет «дверь номер 4» на три секунды. Пользуясь ими, вам нужно проникать в закрытые помещения, избегать камер, лазеров и сигнализации, забирать то, что нужно, и сбегать.

Игра неидеальна — она слишком быстро вываливает на игрока свои самые лучшие идеи и кончается раньше, чем надеется игрок — но в ней есть список лидеров, стимулирующий к перепрохождению в попытках превзойти результаты друзей. Что более важно, её видение ретро-киберпанковского «Нуэвос-Айреса» подробно и стильно, а излагаемая без слов история странна и нежна. Игры о взломе иногда пренебрегают деталями реального мира и ограничиваются исключительно экраном. Quadrilateral Cowboy напоминает, что компьютер — это просто средство для изменения реальности.

Примечания: почти сразу после выпуска Blendo открыла исходный код игры, и она выиграла главный приз 2017 года на IGF.


3. Uplink

Про эту игру часто вспоминают, когда речь заходит о «симуляторе хакинга». Когда Introversion выпустила Uplink, то она довольно сильно изменила представления о том, как должна выглядеть и ощущаться хорошая киберпанковская игра для PC. Играя по собственным псевдоним на «компьютере в компьютере», вы вступаете в должность хакера по найму. Вскоре вы начинаете взламывать сети, чтобы изменять записи, похищать данные и удалять нежелательные файлы. На своём пути вы обнаруживаете новые программы и апгрейдите машину, чтобы взламывать более прочные и пугающие системы. Также вы должны запутывать своё местонахождение с помощью множества IP-адресов по всему миру. Это хорошо вписывается в современное кинематографическое представление о хакинге — сцена из «Золотого глаза», в которой Наталья выслеживает следы Бориса или цифровое ограбление в «Пароле 'Рыба-меч'».

Но в Uplink не всё так просто. Игра не прощает ошибок: вашу прокси-машину и банковский счёт будет часто конфисковывать Закон, после чего придётся начинать всё с начала. Можно «сохранять» прогресс, настраивая сами файлы игры, что можно интерпретировать как отличную мета-головоломку.

Однако при всём при этом Uplink легко стала культовой классикой и проложила дорогу всем другим играм, пошедшим по её стопам. Следующая игра в этом списке точно не появилась без влияния Uplink.

Примечания: Uplink — это первая игра Introversion. В 2006 году случился юридический спор с дистрибьютором в США, продававшим версию игры под названием Uplink: Hacker Elite. После того, как дистрибьютор заявил о банкротстве, он прекратил платить Introversion авторские отчисления, но продолжил продавать игру. Конфликт со временем был разрешён.


2. Hacknet

Hacknet прошла мимо некоторых критиков. Как и в Uplink, игрок берёт на себя роль пользователя компьютера, прочёсываюего IP-адреса и общающегося с андерграундными сообществами хакеров. Неизвестный доброжелатель по имени «Бит» передаёт вам странную новую ОС, которая в сущности является набором хакерских инструментов. Но не волнуйтесь о нём — он уже мёртв. Истинное наслаждение от игры заключается не в выяснении причин его смерти или происхождения ОС (хотя это и интересная завязка), а в использовании командной строки для запуска программ, исследовании папок взломанных машин и устраивании большого переполоха. Бонус: глубже погрузиться в игру вам поможет саундтрек WipeOut.

В игре есть элементы управления мышью (например, можно выбирать файлы щелчком, а не набирать их имена целиком), но чем глубже вы погружаетесь в новую сферу, тем больше вам нужно скорости вам нужно, чтобы оставаться неуловимым. Использование серьёзных команд терминала в стиле Linux становится вашей второй натурой. На ранних этапах игры есть отличный момент с конкурирующим blackhat-хакером и интересным моральным выбором. Не говоря уже о полностью отдельной линии сюжета для игроков с более криминальными наклонностями. Как я говорил, идея проекта многим обязана Uplink. Но превосходной игрой Hacknet делает именно реализация. Несколько написанных с ошибками слов и один-два бага не мешают ей быть стильной, интересной и приятно короткой.

Примечания: если у вашего компьютера есть CD-привод, то при вводе «openCDTray» в терминале Hacknet лоток CD действительно откроется. Эта команда должна была применяться в многопользовательской версии игры, но, увы, этот режим так и не появился.


1. else Heart.Break()

Когда вы начинаете играть в эту яркую скандинавскую адвенчуру, то можете подумать, что это медленный и тягучий point-n-click абсолютно без всякой цели. Но потерпите немного и вы обнаружите, что это одна из самых умных игр, в которые вам удастся сыграть. В Heart.Break() вы вживаетесь в роль Себастьяна (или Себа, если хотите), переехавшего в большой город Дорисбург после получения должности продавца газировки. Вы прогуливаетесь по этому странному городу, продавая банку за банкой капризным жителям, большинству из которых они даже не нужны.

Как всё это относится к хакерству? Когда вы начинаете карьеру в дивном новом мире прохладительных напитков, то начинаете обзаводиться друзьями (и девушкой, конечно). Становится очевидно, что на самом деле они являются группой хактивистов, сражающейся против чудовищного Министерства вычислений. Вскоре вы получаете собственный «модификатор» — устройство, позволяющее взломать любой объект в игре.


В этот момент Heart.Break() преображается. Вы начинаете бродить по городу, изучая код всего, до чего дотянутся руки. Вы находите людей, которые учат вас читать и писать этот код на полнофункциональном языке программирования SPRAK («язык» на шведском). Вы начинаете экспериментировать с повседневными объектами способами, которые позволяют жульничать в игре. Например, Себастьян обычно каждый день устаёт, и вам приходится ложиться в кровать для восстановления энергии, иначе вы не выдержите. Но что если вам удастся взломать стакан воды, чтобы тот снижать ваш показатель «сонности» в сто раз? Такие небольшие штрихи — всего лишь начало. Хотите взломать дверь, чтобы с помощью неё можно было перепрыгивать половину города? Попробуйте. Хотите перенести своё тело по Интернету в центральный финансовый компьютер города? Это возможно. Хотите а-ля Тайлер Дёрден переписать ПО этого финансового компьютера, чтобы банковские счета всех уменьшились до 0$ и сами деньги аннулировались? Сделайте это. У меня получилось. И я не пожалел ни об единой строчке кода.

Но самое удивительно в Heart.Break() — это её восхищение человечеством и юностью. Игровой процесс состоит не просто из сумрачного зелёного свечения экрана, это целый функционирующий город с пьяницами, курильщиками, рабочими фабрик, коридорными гостиниц, бомжами, активистами и бюрократами. Вы видите, как все вносимые вами изменения влияют на окружающий мир, живущий вне зависимости от ваших действий. И сам этот мир — это яркое, потрясающее место: художественный вкус Никласа Окерблада и других членов команды придал ему энергии, которая обычно не ассоциируется с компьютерным программированием. Душевная, живая и умная else Heart.Break() не останавливается на создании ощущения управления хакером. Здесь вы больше похожи на волшебника.

Примечания: в марте 2015 года пёстрая команда создавших игру шведских программистов и художников провела тайный геймджем в Гётеборге (который по совпадению был источником вдохновления при создании Дорисбурга). Целью джема было создание простых маленьких игр на самом SPRAK. Получившиеся мини-игры можно найти в аркадных автоматах Дорисбурга.

Контент для этой игры Просмотреть все (11)

Популярный дополнительный контент

Об этой игре



Постройте свою ПК-империю: начните с базовой диагностики и закончите сборкой машин, за которые удавится любой геймер! И вообще, мы постарались максимально точно передать реальные цены на реальные комплектующие. Давайте, самое время использовать полученную в игре информацию и собрать себе зверь-компуктер, а потом еще и замерить бенчмарк!

PC Building Simulator уже ушел в народ: демо-альфа-версию скачали более 650 000 раз, и теперь мы со вселенской радостью представляем полноценную возможность собрать компьютер своей мечты! (пусть и виртуально).

Возглавьте службу поддержки Irratech Corp в IT Expansion. В дополнении добавлено более 20 часов игры в режиме карьеры, оно доступно совершенно бесплатно в составе PC Building Simulator.






В режиме карьеры игры PC Building Simulator вы станете управляющим собственной ремонтной мастерской. Там даже есть уютный рабочий стол. И вот в этой-то мастерской вы и покажете миру, какой вы на все руки мастер.
Клиенты будут просить вас о всяком: от банального ремонта-апгрейда до просьбы собрать компьютер с нуля. И не забывайте про бухгалтерию, а то что за работа, которая денег не приносит?



В PC Building Simulator вы сможете поэкспериментировать с огромным количеством тщательно смоделированных лицензионных комплектующих от ваших любимых производителей.
Если бы у вас был чит на деньги, какой компьютер вы собрали бы?

Соберите ПК с нуля из любимых комплектующих и украсьте все это дело какой-нибудь клевой подсветкой и нарядными кабелями. Вам на нем не яичницу жарить, так что вот вам кулеры на любой вкус и размер. Можете даже водянку поставить, если хотите! И что это за сборка, которую нельзя включить и прогнать тестом на производительность? Не впечатляет? Значит, нужно идти в bios и поиграть там с циферками. Только аккуратнее, а то мало ли что.



Собрать компьютер своими руками — это что-то очень сложное, да?
А вот и нет! С PC Building Simulator даже ваша бабушка разберется в том, как компьютер выглядит изнутри, как соединить между собой разные комплектующие и что они делают.


У популярных среди пользователей компьютерных игр есть несколько классификаций. Одна из них – наличие или отсутствие персонажа. Персонажи есть в экшнах, РПГ, отдельныех типах стратегий, квестах и др. Есть и стратегии без персонажа, его заменяет сам игрок, который самостоятельно принимает решения и оценивает их последствия, включает логическое мышление для дальнейшего развития игры. Нет персонажей в логических играх и симуляторах.

Эти разновидности имеют определенные преимущества – они не так затягивают игрока, не имеют непрерывной сюжетной линии, которая не дает возможности вовремя остановиться, не оказывают отрицательного влияния на психическое состояние человека. Более того, такие игры включают интеллектуальные задачи, они полезны для развития мозговой активности. Пользуются популярностью ММО игры, в них могут одновременно играть тысячи пользователей.


Особенности разных видов компьютерных игр

Разработчики выпускают все больше новых компьютерных игр. Их можно условно объединить в такие большие группы:

  • квесты – задача заключается в достижении определенной цели, но для ее выполнения необходимо будет провести своего героя (одного или нескольких) через ряд преград;
  • экшн (action) – игрок принимает участие в игре от своего лица: стреляет по целям (шутеры), сражается врукопашную (файтинги), лазает, прыгает, преодолевает препятствие (платформеры). Есть и другие разновидности экшн-игр. Для победы важна быстрота реакции и умение мгновенно ориентироваться в ситуации;
  • ролевые игры или Computer Role-Playing Game, в сокращенном варианте пишутся как CRPG или RPG – это сюжеты, в которых игрок управляет несколькими персонажами, с их помощью осуществляет определенные цели. Особенностью игр является возможность улучшения характеристик персонажей. Здесь существует целый игровой мир, ведется сюжетная линия;
  • стратегии – это ряд игр, в которых важно уметь просчитывать ходы соперника и использовать его слабые стороны. В отличие от игр в жанре экшн, здесь можно не спешить, а хорошо обдумать свои действия и не оставить противнику никаких шансов;
  • логические игры и головоломки – это оригинальные и увлекательные игры на логику самого различного типа. В их основе могут быть физические процессы, как в игре World of Goo, где нужно с помощью шариков гуу построить различные сооружения, и достигнуть цели. Или взаимодействие игрока с порталами, которые позволяют перемещаться в любые места. У логических игр и головоломок есть несколько уровней, с каждым новым уровнем задание усложняется;
  • симуляторы – с помощью таких игр можно почувствовать себя и гонщиков сверхмощного карта, и пилотом сверхзвукового самолета, и астронавтом, покоряющим просторы вселенной;
  • азартные игры на логику – это и различные карточные партии, соревнования в шашках, шахматах, нардах и т.д. Онлайн версии таких игр интересны тем, что в любой момент можно найти себе партнера, выбрать сильного или слабого игрока, оценить свои возможности по рейтинговым местам.

Еще компьютерные игры делятся на две большие группы – те, где имеется возможность выбора или его нет. Есть игры онлайн бесплатно или те, для участия в которых понадобится оплатить игру полностью или частично. К примеру, улучшение качества героев, приобретение для них дополнительно аксессуаров.

Читайте также: